Крым стал активно осваиваться — на карте появились названные на греческий лад русские города Севастополь, Симферополь, Евпатория, Феодосия. Южное и восточное направления экспансии для России становятся преобладающими. Правда, в начале XIX века, при Александре I, Россия побеждает Наполеона, присоединяет Великое княжество Финляндское и польские земли. Однако с 1820-х годов акцент снова делается на юг — Россия ведет успешные войны с Турцией и Ираном, присоединяя к себе закавказские ханства. Россия стремится и на Балканы: чтобы не только защищать православных единоверцев — сербов, черногорцев и болгар, но и чтобы приблизиться к Константинополю и проливам Босфор и Дарданеллы, закрывающим русским кораблям выход в Мировой океан. Турция к середине XIX века окончательно становится «больным человеком Европы» (по выражению русского императора Николая I). Англия и Франция атакуют Блистательную Порту (так называли тогда престол в Константинополе) на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Россия решила не оставаться в стороне при разделе имущества «умирающего». Ключи раздора В 1853 году возник спор за ключи от храма Рождества Христова в Вифлееме. Султан решил, что они будут храниться у католического священника. Россия продолжила наступление — посольство князя А.С. Меньшикова потребовало признать русского императора покровителем всех православных Османской империи. В итоге к маю 1853 года отношения между Россией и Турцией были разорваны, а англо-французский флот вошел в гавань Константинополя. В ноябре 1853 года начались военные действия — на Черном море и в Дунайских княжествах (Молдавии и Валахии, которые были вассальны Турции, а ныне составляют Румынию). Начались бои и на Кавказском театре военных действий. 27 марта 1854 года войну России объявили Англия и Франция. Главными их преимуществами были лучшая обученность солдат и наличие парового флота. В результате русские парусные корабли были вынуждены укрыться в бухте Севастополя. Первые военные действия англичан и французов, как пишет историк И.В. Бестужев-Лада, вызвали «возмущение общественности многих стран Европы» — английский и французский флот бомбардировал Одессу — город, как тогда говорили, «коммерческий».

http://pravmir.ru/vo-vremena-drevnej-gre...

А.И. Деникина и у ген. П.Н. Врангеля (август 1919ноябрь 1920), эмигрировал через Константинополь, где и женился, переселился в Чехословакию для продолжения высшего образования, окончил Академию горных инженеров в г. Пршибраме (1928), развелся, работал в рудниках Словакии (19341938), пострижен в монашество еп. Пражским Сергием (Королевым) (19.4.1938), иеродиакон (21.4.1938), рукоположение совершил еп. Сергий в Праге, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон при Св.-Николаевской церкви в Праге, еще числился в списке духовенства Экзархата в 1945, больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. Прокопия (Сидорина) (1938). АЕУА. Прокофьев Александр Николаевич (1891, Ковно, Литва – 31.5.1975, Париж, Франция), протоиерей. Окончил С.-Петербургский университет, призван на военную службу, окончил Павловское военное училище, обер-офицер 145-го Новочеркасского пехотного полка, участвовал в 1-й мировой войне и в Гражданской войне, эмигрировал через Константинополь во Францию ( 1921 ), работал на разных заводах и предприятиях в Париже, состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, диакон (10.7.1949), был приписан сперва к Введенской церкви, а потом к Св.-Александро-Невскому собору, протодиакон (7.1.1959), священник (3.4.1966), рукоположение совершил архиеп. Георгий (Тарасов) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, настоятель Св.-Сниридоновской церкви в Рюэле под Парижем (19661970), протоиерей (25.12.1969), приписан к причту Св.– Александро-Невского собора в Париже (19701975), секретарь «Объединения бывших студентов С.-Петербургского университета», член разных военных организаций. Архив: Послужный список о. А. Прокофьева (19491975). АЕУА. Лит.: Ковалевский П.Е. Редкое чествование (80-летие о. А. Прокофьева). РМ. 17.6.1971, 2847. Проскурников Павел, протоиерей см. Петр, архимандрит . Протопопов Иаков Николаевич (24.3.1879, г. Белгород Курск, губ. – 25.6.1965, Монтаржи, Франция), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Курскую Духовную семинарию (1902) и Симферопольское морское училище (1904), старший офицер Черноморского флота (1904–1905), капитан на пароходах русского коммерческого флота (19061914), мобилизован офицером Черноморского флота во время 1-й мировой и Гражданской войн (19141920), эмигрировал вместе с флотом в Бизерту (1920), офицер на английском пароходе (19211923), переехал во Францию и поселился в Виши, где работал железнодорожником (1924), одновременно служил псаломщиком церкви в Виши (19241930), состоял в юрисдикции митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Серафим (Лукьянов), помощник настоятеля Св.-Николаевской церкви в Лионе (19331960), настоятель Св.-Михайловской церкви в Риве, протоиерей (1953), настоятель Св.-Николаевской церкви в Лионе (1960–1968), член епархиального совета Западно-Европейской епархии РЗЦ (1961–1968), протопресвитер (1963), овдовел, пострижен в монашество (22.7.1964), архимандрит (23.7.1964), заместитель настоятеля храма-памятника Св. Иова в Брюсселе (1964), член Союза Галлиполийцев. Лит.: ПР. 1964. 17; 1965. 3. Серафим ( Коротай Виктор ; 18938.12.1945, Мурмелон, Франция), иеродиакон. Эмигрировал во Францию, под духовным руководством о. Алексия (Киреевского) поступил послушником в Иово-Почаевский монастырь в Ладомирово, вернулся с о. Алексием во Францию и обосновался в основанном с ним скиту Всех русских святых в Мурмелоне (1931), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), пострижен в монашество (1936), иеродиакон (19.8.1945), рукоположение совершил архиеп. Владимир (Тихоницкий) в Париже, трагически погиб (был раздавлен американским военным грузовиком). Архив: Послужный список о. Серафима (Коротая) (19361945). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Серафим ( Лисенко Эрнест Иванович ; дата рождения не установлена– 16.4.1965, Франция), иеродиакон. Состоял в юрисдикции Западно-Европейской епархии РЗЦ в нач. 1960-х гг., больше сведений о нем не имеется. Лит.: РМ. 26.4.1965. 2299. Серафим ( Лукьянов Александр Иоаннович ; 23.8.1879, Саратов – 18.2.1959, Гербовецкий монастырь, Молдавия, СССР), митрополит. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Саратовскую Духовную семинарию и Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1904), пострижен в монашество (7.12.1902), иеродиакон (8.12.1902), иеромонах (1903), преподаватель Уфимской Духовной семинарии (1901), инспектор Уфимской Духовной семинарии (16.9.1906), ректор Таврической Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита (1907), ректор Саратовской Духовной семинарии (8.8.1911), епископ Сердобольский, викарий Финляндской епархии (7.9.1914), архиерейскую хиротонию возглавил митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: Гностицизм 2-го века и победа христианской Церкви над ним. Киев, 1917 (2-е изд. Брюссель, 1991) Митрополит Антоний как православный богослов-догматист. Варшава, 1929 История Церкви до разделения церквей 1054 г. София, 1937 (2-е изд. Брюссель, 1938). Архив: Послужный список проф. М.Э. Поснова . ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, д. 367, 19191928. Поставский Феодор (дата рождения не установлена – 10.9.1946, Тулуза, Франция), протоиерей. До революции долгое время заведовал крупным сельским хозяйством в Киевской губ., священник (19.3.1914), рукоположение было совершено в Киеве, служил на приходе в Киевской епархии, эмигрировал через Константинополь в Болгарию (19211924), переехал в Лион и принят в клир епархии митр. Евлогия (Георгиевского) (1924), настоятель Троицкой церкви в Монтаржи (19251926), настоятель церкви Христа Спасителя в Виши (192410.11.1930), священник домовой церкви при им. Жуан в Нормандии (10.11.19301936), настоятель Скорбященской церкви в Монтобане (19361.9.1936), настоятель Св.-Николаевской церкви в Тулузе (1.9.193610.9.1946), обслуживал также церковную общину г. Каркасона, протоиерей (7.1.1940). Архив: Послужный список о. Ф. Поставского (19241946). АЕУА. Лит.: Пальмин О., свящ. К 25-летию священнического служения о. Ф. Поставского. ЦВ. 1939. 45 Евлогий, митр. Путь моей жизни. Постовой Иоанн (дата рождения не установлена – 13.6.1973, Лион, Франция), протоиерей. Эмигрировал во Францию, под старость лет окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1962), состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, диакон (4.12.1961), священник (19.1.1963), рукоположение совершил архиеп. Георгий (Тарасов) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, настоятель Покровской церкви в Лионе (7.8.196313.6.1973), протоиерей (17.11.1967). Архив: Послужный список о. И. Постового (19611973). АЕУА. Предоевич Николай Иаковлевич (1.3.1892, г. Одесса Новороссийск, губ. – 5.9.1972, Сан-Паулу, Бразилия), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын протоиерея, убитого большевиками, брат живописца и иконописца Владимира Предоевича, племянник еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Зеньковский В., прот. Памяти Н.М. Тихменева. ЦВ. 1954. 5 Ковалевский П.Е. Н.М. Тихменев (некролог). РМ. 18.6.1954. 668 Рутыч. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных Сил Юга России. Материалы к истории Белого движения. М., 2002 Залесский К.А. Кто был кто в первой мировой войне. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003. Тихомиров Александр Львович (1.8.1876, г. Камышин Саратовск. губ. – 9.5.1953, Ганьи, Франция), священник. Окончил реальное училище и коммерческое отделение Политехнического института, по отбывании воинских обязанностей служил в Министерстве финансов (до 1914), участник 1-й мировой войны в чине офицера, после демобилизации поселился в Царицыне, участник Гражданской войны в рядах армии адмирала Колчака и ген. Деникина, эмигрировал в Константинополь (1920), переселился во Францию, учился на псаломщических курсах Сергиевского подворья в Париже (1934), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), псаломщик церкви при убежище в Розэ-ан-Бри (19391948), диакон (28.7.1948), священник (29.7.1948), обе хиротонии совершил еп. Кассиан (Безобразов) в храме Сергиевского подворья, настоятель церкви Христа Спасителя в Виши (1.8.194830.12.1948), и. д. настоятеля Св.-Николаевской церкви в Нильванже (30.12.19481.5.1949), настоятель Св.– Серафимовской церкви в Шелле и настоятель церкви при русском старческом доме в Ганьи (1.5.19499.5.1953). Архив: Послужным список о. А. Тихомирова (19481953). АЕУА. Лит.: Ковалевский П.Е. Отец А. Тихомиров (некролог). РМ. 20.5.1953. 555. Тихомиров Николай Михайлович (21.10.1879, пог. ПокровБарский Тверск. губ. – 26.4.1956, Париж, Франция), протодиакон. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Тверскую Духовную семинарию (1900), псаломщик, а затем диакон Кашинского собора, диакон Тверского каф. собора, овдовев, вступил послушником в братию Св.-Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (1902), получил благословение на рясофор (1903), диакон большого собора Зимнего Дворца в С.-Петербурге (19051907), определен на церковную службу за границей с назначением на должность диакона Св.-Николаевской посольской церкви в Риме (12.6.19071.1.1909), возведен в сан протодиакона еп. Кронштадтским Владимиром (Путятой) (1908), протодиакон Св.-АлександроНевского собора в Париже (1.1.190926.4.1956), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1946. T. 1. P. 192). В 1297 г. алтарь был заново освящен, а мощи М. М. пребывали уже без руки ( Saxer. 1977. P. 278-279). Также в Риме частицы мощей М. М. находились в алтаре св. Маргариты в ц. Сан-Томмазо. Глава святой находилась в Абвиле; руки М. М. хранились в Кёльне, на Сицилии, в Марселе, Венеции, аббатстве Фекан; пальцы - в Эксетере, Сульмоне, Тарасконе, Марселе, Венеции. Также в церквах Рима находились пряди волос М. М.: в Санта-Мария-ин-Трастевере, в ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура и в св. Варвары (см.: Barbier de Montault X. Sainte Marie-Madeleine d " après les monuments de Rome//Revue de l " art chrétien. Sér. 2. 1880. T. 12. P. 116-126). Помимо частиц мощей М. М. также почитались др. реликвии, связанные с ней: в 1200 г. утверждали, что в обители «La Nunziatella» за стенами Рима имеется фрагмент пещеры, где М. М. каялась. В сокровищнице Латеранской базилики хранится ковчег с кусочком ее власяницы. С XI в. ц. Св. Троицы Вандомской славилась «слезой Христовой, пойманной и помещенной в сосуд, изготовленный ангелами и переданный Марии Магдалине после воскрешения Лазаря» ( Lillich M. P. The Armor of Light: Stained Glass in Western France, 1250-1325. Berkeley, 1994. Р. 228-229). Монахи в Венеции получили в 1479 г. в дар от командующего венецианским военным флотом приобретенный им в К-поле флакон, содержащий смесь из крови Христовой и нарда М. М. Храмостроительство 5 нояб. 974 г. Хильдевард (968-996), еп. Хальберштадта (Германия), освятил алтарь в крипте мон-ря св. Стефана во имя св. дев, в числе к-рых упоминаются М. М. и Марфа (MGH. SS. T. 23. P. 86). В 1023 г. при встрече герм. кор. Генриха II Святого с Робертом II Благочестивым, кор. Франции, в Иври-сюр-Шьер присутствовал Эмон, еп. Вердена (совр. деп. Мёз, Франция), и клирик Эрменфрид, архидиак. Воэвра (совр. департаменты Мёз и Мерт и Мозель, Франция), к-рый в 1024 г. начал строительство ц. М. М. в Вердене ( Gabriel Ch. N. Verdun au XI siècle: son évêque Thierry-le-Grand, ses comtes Godefroid-le-Barbu, Godefroid-le-Bossu et Godefroid-de-Bouillon.

http://pravenc.ru/text/Мария ...

Л. выстрелил из лука и поразил Каина. Отдельная сцена т. н. охоты Л. представлена в миниатюрах Октатевхов: из Серальской б-ки в К-поле нач. XII в. (Fol. 52r, описание см.: Успенский. 1907); из Ватикана (Vat. gr. 747. Fol. 26v, 2-я пол. XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 47r, 2-я четв. XII в.). В монументальной живописи она входит в состав ветхозаветных сюжетов, напр., в мозаиках кафедрального собора Санта-Мария-Нуова в Монреале на о-ве Сицилии (между 1183 и 1189) Л. изображен натягивающим тетиву лука, его руку направляет сын; Л. одет в короткую тунику, он обычно старше средних лет, седой, реже - с еще темными волосами, иногда веки смежены - так подчеркнута его слепота (напр., на фреске в Палаццо-деи-Приори в Перудже, Италия (1297)). Эта сцена, популярная в зап. раннесредневек. искусстве, часто встречается в резных деталях храмов (нередко в кратком варианте, без изображения Тувалкаина): напр., на портале кафедрального собора (Дуомо) в Модене, Италия (1099-1110); в рельефах капителей, напр., в ц. св. Марии Магдалины в Везле, Франция (1125-1140); в соборе св. Лазаря в Отёне, Франция (XII в.). В состав цикла, открывающегося изображением т. н. охоты, входят и др. сцены из истории Л.: убиение Тувалкаина, Л. и его жены. В восточнохрист. искусстве в наиболее полном варианте цикл представлен в росписях ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1348), он включает редкую сцену возвращения Л. домой с телом убитого сына; подробностью отличается и миниатюра с историей Л. из Лицевого летописного свода (ГИМ. Синод. 358. Л. 10 об., 70-е гг. XVI в.). На мозаике в баптистерии Сан-Джованни во Флоренции (1280-1285) - сюжет убиения Тувалкаина включен в сцену т. н. охоты: Л. натягивают тетиву, стоящий рядом сын направляет стрелу, тут же он лежит на земле мертвый, на его спине - сломанный лук. Чаще встречается вариант, когда Л. заносит над Тувалкаином палку, дубину (как напр., на миниатюре из ркп. кн. Бытие - Brit. Lib. Egerton. 1894. Fol. 3r, 3-я четв. XIV в.) или замахивается луком (фреска Падуанского баптистерия, 1376-1378).

http://pravenc.ru/text/2462589.html

В Европе только два государства в Конституции определяют себя как светские: Франция и Турция Хотелось бы несколько слов сказать по поводу термина «светское государство», используемого в статье 14 Конституции РФ. Этим термином любят манипулировать те, кто недружественно относится к соработничеству Церкви и государства, упирая на то, что вышеупомянутая статья гласит: «Российская Федерация – светское государство». Термин этот, кстати, в нашей Конституции 1993 года появился впервые в истории России. Никогда раньше, даже при советской власти, не декларировалось, что у нас светское государство. Более того, в Европе еще только два государства в Конституции определяют себя как светские: Турция и Франция. Размытость понятия “светское государство” приводит к манипулированию им Проблема в том, что светский характер государства конституционно закреплен, но не разъяснен. Что и позволяет представителям антиклерикальных кругов тут и там усматривать нарушения принципа светскости государства, потому что очень легко обвинять в нарушении того, что не имеет конкретных границ. Я вообще сомневаюсь в абсолютной необходимости декларировать конституционно принцип светскости. Мною была опубликована статья , где я предлагал поразмыслить об этом. Напротив, принцип отделения Церкви от государства, по моему мнению, должен быть сохранен в российской Конституции. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, Церковь должна оставаться внутренне свободной. И в этом смысле принцип отделения – это скорее благо, чем зло для Церкви. Хотя в России принцип отделения неизбежно вызывает ассоциации с Лениным, с его декретом об отделении Церкви от государства и с последующим антирелигиозным погромом. Но в современных условиях этот принцип имеет совершенно иное содержание, он соблюдается, и нет оснований говорить о его нарушении, о каком-то антиконституционном сращивании Церкви и государства. А как в других странах? Сравнение – лучший способ понимания каких-либо дефиниций. И потому, чтобы разобраться, что же такое государственная Церковь и что такое светское государство, обратимся к примеру других стран.

http://pravoslavie.ru/88325.html

" Бонапарт потребовал, чтобы папа прервал отношения с политическими противниками Франции (закрыл гавани для английских кораблей и изгнал из своего Двора англичан, русских и шведов). Пий VII ответил отказом, заявив, что хочет остаться нейтральным и не поступать против совести. Наполеон решил прибегнуть к силе и захватил папские провинции. 2 февраля 1808 года французские войска вступили в Рим. Декретом из Вены (от 17 мая 1809 г.) Наполеон объявил Папские владения присоединенными к Французской империи, а затем провозгласил Рим " свободным имперским городом " . Тем самым мipckaя власть папы была упразднена. Венский декрет был приведен в исполнение 10 июня 1809 г. В тот же день Пий VII подписал протест и издал буллу об отлучении Наполеона от Церкви, которая была прибита на дверях трех главных римских церквей. Наполеон, хотя и смеялся над папой, который наивно думал, что " от его отлучения оружие выпадет из рук императорских солдат " , однако принял все возможные меры помешать опубликованию буллы, взволновавшей умы во всем Христианском мipe. Вскоре Наполеон захватил самого Пия VII, который находился в плену вплоть до 1814 года " xxxvi. " Император " заменил праздник Успения Божией Матери национальным праздником " святого Наполеона " xxxvii. Еще в эпоху Конкордата в Париже состоялся знаменитый короткий диалог Бонапарта с сенатором Вольнэем. - Франция хочет религии, - заявил Наполеон. - Франция хочет Бурбонов, - ответил его собеседник, немедленно получив сильный удар в живот, от которого лишился coзhahuяxxxviii. Подобно закоренелому безбожнику, злодействовать Бонапарт продолжал до последнего, не желая смириться перед Божественным Промыслом. В феврале 1814 г., в канун первой Реставрации министр полиции Фуше получил от Наполеона приказ собрать адскую машину с часовым механизмом, чтобы взорвать с ее помощью Бурбонов, когда те вернутся в Napuжxxxix. (При этом, находясь уже в ссылке, Наполеон вынужден был заявить, что " обязан быть справедливым к Людовику XVIII: он никогда не обнаруживал и тени участия последнего в каком-либо прямом заговоре против его жизни, хотя подобные заговоры вновь и вновь замышлялись14 со всех других сторон " xl.) Однако, как справедливо писал граф Жозеф де Местр, Род Бурбонов оказался " недостижимым для главарей Республики: он существует, его права очевидны и его молчание говорит, вероятно, гораздо больше, чем всевозможные манифесты " xli.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

X. Говорят: «Франция домогается исправления купола, чтобы усвоить себе право на владение храмом». Так. Но для сего хотела она одна построить купол: теперь входит в сие Россия. Притом выше показано условие против притязаний Франции. XI. Для греков «несправедливо, обидно и опасно» было бы, если бы одна Франция построила купол. Сего нет, когда входит православная Россия, и притом с предохранительным условием. Если обветшавшую приходскую церковь возобновит по усердию чужой прихожанин, неужели это обидно и опасно? XII. Говорят: могут ли греки иметь доверие к иноверному императору французов? Положим, что нет. Но они могут иметь доверие к православному государю всероссийскому и к честному слову обоих императоров, что они возобновляют купол, не касаясь ничьих прав. XIII. Император французов «не потребует ли в вознаграждение за издержки прав на владение храмом»? Не потребует, потому что в настоящем проекте именно поставляется условие не касаться прежних прав. XIV. Говорят: «Греки сами исправили бы купол, если бы не встречали препятствий со стороны Запада». Это несомненная истина. Но беда в том, что Запад в течение нескольких лет поставляет сему непреодолимые доныне препятствия, потому и оказалось нужным изыскать особый путь для исхода из затруднений. XV. Говорят: «Дипломатия тогда оказала бы существенное благодеяние восточным христианам, если бы устранила поставляемые им (Западом) препятствия». Легко предъявлять требования: не всегда так же легко исполнять их. Дипломатия не всемогуща. Против дипломатии российской по сему делу есть дипломатия других держав, имеющая также свою силу. Дипломатия императора Николая I, видно, сильно действовала по сему делу, когда ее не преодолели противоположною ди- пломатиею и призвали на помощь войну. Что ж? Должна ли теперь Россия возобновить прежнюю свою дипломатию во всей ее силе и непреклонности и привлечь на себя новую войну? Православная Церковь желает достигать своих благих целей путями мира. Ее мудрость и кротость не желает вводить православное государственное правительство в распри с другими державами, бесполезные, или, может быть, и опасные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010