Соч.: Слово крестное. Беседы. М., 1993 Проповеди. Енисейск, 2002 Страницы жизни в сохранившихся письмах. Енисейск, 2002. Лит.: Прот. Вс. Шпиллер (некролог). ЖМП. 1984. 7 И.В. Шпиллер. Воспоминания об отце В. Шпиллере. М., 2003. Шпортак Филипп Феодорович (10.10.1896, Варшава Привисленск. губ. – 1.11.1980, Южин, Франция), митрофорный протоиерей. Окончил Каменец-Подольскую Духовную семинарию, диакон (1922), священник (1930), рукоположение совершил митр. Варшавский Дионисий, сверхштатный священник Пинского каф. собора (193031.12.1930), настоятель церкви в с. Теребунь (19301936), отправлен митр. Дионисием в Парижский Св.-Сергиевский богословский институт, принят в клир Экзархата митр. Евлогия (Георгиевского) (1937), настоятель Св.-Николаевской церкви г. Южин в Савойе (29.6.19371.11.1980), протоиерей (7.1.1940), после смерти митр. Евлогия выбрал юрисдикцию МП (1946), обслуживал также приходы Экзархата МП в г. Лионе и в г. Виши (кон. 1950-х гг.1970-е гг.), благочинный приходов центральных районов Франции (18.11.1968), митрофорный протоиерей (1970). Архив: Послужный список о. А. Шгюртака (19301946). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Памяти протоиерея Филиппа Шпортака. ВРПЭ, 1981. Шулгин Александр Никитич (18784.1.1945, Булонь-Бийянкур, Франция), диакон. Окончил кадетский Донской корпус и Михайловское артиллерийское училище, участник 1-й мировой войны и Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, окончил войну в чине полковника, эмигрировал во Францию, диакон (25.1.1943), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон Св.-Николаевской церкви в Булонь-Бийянкуре (25.1.19434.1.1945). Архив: Послужный список о. А. Шулгина (19431945). АЕУА. Шумановский (имя не установлено, даты рождения и смерти не установлены), протоиерей. Из перемещенных лиц, состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане протоиерея (19451948), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Шумкин Георгий (18.11.1894, Самарканд Туркестанск. губ. 1.1.1965, Сент-Женевьев-де-Буа, Франция), митрофорный протоиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И мы, действительно, встали. Мы, слава богу, никогда не сомневались, что Франция воспрянет. Но разве мы уже тогда не задумывались, каково будет ее место в мире, когда минет гроза? До какого уровня рискует она низойти? Хватит ли у нее сил удержаться и не пасть еще ниже? Самые проницательные из тех, кто предал нас, догадывались о наших опасениях: своими речами и писаниями они всячески старались пробудить их. Если бы им удалось убедить нас, что еще недавно великий народ станет отныне простым статистом в конфликте империй, они разом оправдались бы в своих и наших глазах: там, где нет нации, слово «измена» теряет всякий смысл. Как они были бы счастливы, окажись Франция в самом деле мертвой! Мертвецов нельзя предать. Послушать этих людей, так они валялись в ногах у победителя лишь потому, что у них не было больше родины, которой они могли бы себя посвятить. Мы отчужденно наблюдали за этими лжесиротами, притворявшимися, будто они остались без матери. Неужели мы вновь начнем теперь задавать себе вопросы, надрывая сердце тревогой и сомнениями? Мы не были так щепетильны в первые дни нашего рабства. Тогда нам было не до места, которое Франция займет позднее среди других наций! Не до утраченной ею гегемонии! В те дни Францию мучила только одна дилемма — быть или не быть. Только бы она не погибла раньше, чем придет освобождение, только бы выстояла и выжила — вот единственная забота, от которой у нас перехватывало горло. Теперь существование Франции больше не стоит на карте. Еще покрытая кровоточащими ранами, она поднялась перед Европой, прижимая к груди своих сынов и спасителей. Так неужели мы откажемся от радости воскресения и вместе с каким-нибудь Дриё ла опять примемся подсчитывать народонаселение империй, сравнивать их площадь и с цифрами в руках осуждать Францию на роль жалкого сателлита одного из этих торжествующих мастодонтов? Когда те, кому важней всего ввергнуть нас в отчаяние, суют нам под нос цифры, характеризующие экономическую мощь наций, я согласен с ними в том, что нам бесполезно закрывать глаза на правду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Во Франции издаются книги Солженицына и книги о нем. Европейское Русское Зарубежье проводит научные конференции и активно участвует в конференциях, которые проходят в России. Впечатляет диапазон деятельности Дома русского зарубежья имени А. Солженицына только за последний год. В июне 2014 года в Женевском университете (Швейцария) состоялся Международный научный коллоквиум «Россия – Швейцария: контакты, взаимосвязи и взаимовлияния (XVIII–XXI вв.)», посвященный 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. ДРЗ с Женевским университетом связывают давние дружеские и профессиональные связи, совместные научные конференции и издания. Сотрудники Дома передали в дар Женевскому университету комплект «Ежегодника Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына», а также биографический словарь «Российское научное зарубежье» и ряд других изданий. В июне 2014 года в рамках Программы книжной помощи Дома русского зарубежья состоялась передача в дар книг Ассоциации «Россия – Франция» города Ажена (департамент Лот-э-Гаронн, Франция). В августе 2014 года в Доме русского зарубежья совместно с Межрегиональной общественной организацией ветеранов французского Сопротивления «Комбатан Волонтэр» открылась фотовыставка «К 70-летию освобождения Франции», посвященной российским участникам движения Сопротивления в годы Второй мировой войны. В сентябре 2014 года в Ярославле, в залах музея Спасо-Преображенского монастыря, прошел международный коллоквиум «Россия – Франция. 1914–1918: от альянса к сотрудничеству». На форум прибыли исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Франции, Сербии, Италии. В коллоквиуме приняла участие и делегация Дома русского зарубежья. Именем Александра Солженицына названы улицы не только в Москве, но и в Риме, есть бульвар его имени во Франции. Постоянно пополняется архив Дома русского зарубежья, основанный почти двадцать лет назад А.И. Солженицыным. Можно уверенно сказать, что центры Русского Зарубежья переместились из стран Запада в Россию. Творчеством Солженицына весьма интересуются и страны Востока. В качестве близкого мне примера могу привести тот факт, что мою биографическую книгу о Солженицыне (в серии ЖЗЛ) перевели и издали в Пекине в двух томах; вскоре она будет представлена в Пекинском университете.

http://pravmir.ru/lyudmila-saraskina-k-d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВХЕРИЙ [лат. Eucherius] († ок. 450), свт. (пам. зап. 16 нояб.), еп. г. Лугдун (ныне Лион, Франция). Источники О жизни Е. сохранились отрывочные сведения, к-рые содержатся в корпусе его сочинений, а также в посланиях близких к нему людей: св. Павлина Милостивого , еп. Ноланского ( Paul. Nol. Ep. 21), пресв. Сальвиана Массилийского (Марсельского) и пресв. Рустиция. О святителе упоминают свт. Иларий Арелатский в Житии свт. Гонората Арелатского и Гонорат Массилийский, составитель Жития свт. Илария. Более общий характер имеют сведения Галльской хроники 452 г. и Полемия Сильвия в «Латеркуле» (V в.). Св. Гонорату, еп. Арелатскому, и Е. посвящена 2-я ч. «Собеседований» (426/7) прп. Иоанна Кассиана Римлянина . В позднем и во многом легендарном Житии св. Консорции Е. представлен как отец святой, в сочинении изложена история обращения святителя к христ. вере. Жизнь По отзывам Геннадия Массилийского († кон. V в.) и Клавдиана Мамерта († ок. 474), Е. был одним из выдающихся епископов своего времени, хотя сведений о нем сохранилось мало. Судя по посланию свт. Павлина Ноланского, Е. мог быть ровесником свт. Гонората Арелатского, хотя и пережил его на 20 лет. Рождение Е. можно, т. о., отнести к 50-м гг. IV в. Он принадлежал к одному из галльских сенаторских родов, т. е. к высшей провинциальной аристократии. Сульпиций Север в «Диалогах» упоминает о бывш. вик. Евхерии, участнике бесед о свт. Мартине Милостивом в Примулиаке ( Sulp. Sev. Dial. II (III), I 7). «Диалоги» были завершены незадолго до 405 г. Несмотря на хронологические и др. совпадения, вероятно, отождествлять упомянутого вик. Евхерия с Е. не следует. Е. был женат на Галле, от к-рой имел сыновей: Салония (впосл. епископ Генавы (ныне Женева, Швейцария)) и Верана (впосл. епископ Винция (ныне Ванс, Франция)). По соглашению с женой Е. отрекся от мира, раздал имущество бедным и удалился на о-в Лерона (ныне о-в Сент-Маргерит близ Кана, Франция). Там же, по свидетельству Павлина Ноланского, вела подвижническую жизнь и Галла. Детей они отдали в Леринский мон-рь, где их воспитанием и образованием занимались Сальвиан Массилийский и прп. Викентий Леринский .

http://pravenc.ru/text/187945.html

У меня брали интервью, помню, как только я начала там работать, и жалею, что я не включала диктофон. Просто бы выложила рядом запись с тем текстом, который был опубликован. А еще говорят, что у нас пресса под контролем… Им больше всего нужно было выудить какой-нибудь компромат, оговорку, что меня Кремль финансирует. Хотя это не так. Значит, раз ничего нет, в публикации вижу четыре антипутинских абзаца, и дальше – такая смесь яда с уважением: «Вот какого полемиста русские прислали: Не буду учить вас демократии, – говорит она. – Франция же – родина демократии! Впрочем, и революционного террора тоже”,– добавляет она при случае». А это так. Франция – родина революционного террора, и большевики были только эпигонами Франция – родина революционного террора, и большевики были только эпигонами. Я проехала всю французскую глубинку. Она очаровательна, и всюду следы такой былой веры! Какая-нибудь деревушка, а там такое аббатство и такой храм, такая церковь! Думаешь: сколько людей это строило, с какой любовью вырезаны все эти статуи святых, сколько людей молилось там! Остатки Авиньона: папский дворец разграблен якобинцами, изнутри даже фрески содраны, все было предано огню. Еще они смеют нам указывать, что у нас в XX веке были грехи! Только не им указывать. Французская революция на душу населения имела жертв больше, чем все режимы XX столетия! Они этого не хотят признать, и антихристианский, богоборческий аспект Французской революции был скрыт в советских учебниках, а он – самый главный. Там до сих пор сбиты кресты с могильных камней, как и у нас. Потом обнаружила: возьмите любой старый замок, а в нем была когда-то домовая церковь, но она была уничтожена и разграблена. И только в конце XIX века восстановили уничтоженное, и то в виде музея. – Что вы имели в виду, когда заявляли, что «Россия – будущее Европы»? – Я имела в виду то, что находит отклик в сердцах думающих экспертов в той же Франции и в целом в Европе. Будущее нам уже готовят. И на наших глазах мы видим совершенно новую конфигурацию сил в мире. Китай не сойдет с пути превращения в великую державу XXI века, семимильными шагами может идти к этой цели. Сколько бы ни старались фрагментировать исламский потенциал, то есть арабский мир, – он растет демографически, представлен нефтяными гигантами Ближнего Востока, его не остановить. Америка свой пик прошла. Она еще надолго может сохранять свое могущество, но пик пройден. Чем больше Европа поворачивается спиной к России, тем меньше она значит для мировых отношений, и даже как союзник для Вашингтона становится просто обеспеченным тылом для той евразийской стратегии, к которой призывал Бжезинский.

http://pravoslavie.ru/127357.html

Копенгаген (Дания): Священника Сергия Бондарева, командированного клирика города Москвы, назначить настоятелем Александро-Невского храма в Копенгагене (Дания) с поручением ему пастырского окормления православных общин Московского Патриархата в городах Орхусе, Хорбо и Хёсберге (Дания). Журнал 126 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о приходе Покрова Божией Матери в городе Лионе (Франция). Справка: Православная община Покрова Божией Матери в городе Лионе (Франция) образована в 30-х годах прошлого столетия. На протяжении 20 лет общину окормлял клирик Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата. Богослужения совершались не чаще одного раза в месяц. 13 октября 2007 года на чрезвычайном собрании прихода большинством голосов было принято решение о возвращении прихода в лоно Матери – Русской Православной Церкви. Инициатива возвращения принадлежит приходскому совету, состоящему полностью из потомков первой русской эмиграции, которые желают сохранить русскую богослужебную традицию. Историческое подписание Акта о каноническом общении Московского Патриархата с Русской Зарубежной Православной Церковью в значительной степени побудило приход принять данное решение. ПОСТАНОВИЛИ: Принять приход Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лионе (Франция) в юрисдикцию Русской Православной Церкви и включить его в состав Корсунской епархии Московского Патриархата. Журнал 127 СЛУШАЛИ : Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о плане работы Отдела на 2008 год. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить план внешней церковной деятельности Русской Православной Церкви на 2008 год. Журнал 128 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об участии Его Святейшества в праздновании Дня народного единства. Справка: 4 ноября 2007 году Российская Федерация в третий раз отмечала государственный праздник – День народного единства.

http://mospat.ru/archive/86319-zhurnaly-...

2. Направить утвержденные богослужебные тексты в Издательский Совет Русской Православной Церкви для издания. 3. Выразить благодарность членам Синодальной Богослужебной комиссии за понесенные труды по составлению Служб общих новомученикам и исповедникам Российским XX века. ЖУРНАЛ 15 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о создании Православной духовной семинарии во Франции. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить создание Православной духовной семинарии в г. Париже, Франция. 2. Канцлером Православной духовной семинарии в г. Париже, Франция, назначить Преосвященного архиепископа Корсунского Иннокентия. 3. Ректором Православной духовной семинарии в г. Париже, Франция, назначить иеромонаха Александра (Синякова), клирика Корсунской епархии. ЖУРНАЛ 16 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: I. Корсунская епархия: Протоиерея Ореста Павзюка в связи с окончанием срока командировки освободить от должности клирика Корсунской епархии и направить в распоряжение Блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Владимира. II. Приходы Московского Патриархата в Италии: 1. Общину Рождества Пресвятой Богородицы в г. Падуя, Троицкую общину в г. Фиденца и Николаевскую общину в г. Виченца включить в состав приходов Московского Патриархата в Италии. 2. Иеромонаха Алексия (Никонорова), клирика Бакинской и Прикаспийской епархии, направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия, управляющего приходами Московского Патриархата в Италии, для назначения на должность клирика прихода св. Амвросия Медиоланского в Милане с поручением ему пастырского окормления Свято-Николаевской общины в Мерано. 3. Протоиерея Иоанна Гребэносу, клирика Молдавской митрополии, направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия, управляющего приходами Московского Патриархата в Италии, для назначения на пастырское служение в Италию для окормления молдавской православной диаспоры.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

1еоргий (Тарасов) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже. Автор перевода некоторых богослужебных книг на шведский язык. Архив: Послужный список епископа Стефана (Тимченко) (19311979). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Наречение и хиротония епископа Стефана. ЦВ. 1972. 1 (30) Кончина епископа Стефана. SOP. 1979. 35. Стефанович Феодор Симеонович (4.7.1877, с. Градиниц Херсонск. губ. – сконч. после 1947, Они, Франция), священник. Отец настоятельницы женской обители в Сербии игуменьи Нины. Окончил Одесское мужское училище, четыре класса Одесской Духовной семинарии (1898) и местную консерваторию (1902), школьный учитель, одновременно регент хора Крестовоздвиженской церкви в Одессе, затем работал в Одесском городском управлении, секретарь городского совета при Белом правительстве в Одессе (19191920), эмигрировал через Константинополь в Югославию (1920), преподаватель Русского кадетского корпуса в Сараеве (18.7.19201928), преподаватель Сараевской Духовной семинарии Сербской Православной Церкви (29.9.192730.6.1936), переехал к сыну во Францию (1939), прихожанин Трехсвятительского подворья в Париже, священнический сан принял от архиеп. Владимира (Тихоницкого) по благословению митр. Евлогия (Георгиевского) и по просьбе архим. Стефана (Светозарова), диакон (15.9.1945), священник (5.11.1945), рукоположение было совершено в Парижском Св.-Александро-Невском соборе, настоятель церкви в Они-Понтуазе под Парижем (5.11.194529.8.1947), после смерти митр. Евлогия выбрал юрисдикцию МП (1946). Архив: Послужный список о. Ф. Стефановича (19451946). АЕУА. Стефановский Стефан Афанасьевич (дата рождения не установлена– 1944, Париж, Франция), священник. Эмигрировал во Францию, состоял в юрисдикции МП, диакон (1932), священник (сер. 1930-х гг.), рукоположение совершил митр. Ковенский Елевферий (Богоявленский) в Париже, помощник настоятеля храма Трехсвятительского подворья в Париже (1930-е гг.1944). Стогов (мирское имя не установлено) см. Исидор, иеромонах. Стразо (иногда Стразов ) Александр (дата рождения не установлена – 18.1.1964, Аньер, Франция), диакон. Диакон в Ницце (1940-е гг.), первоначально состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, затем перешел в юрисдикцию РЗЦ, диакон Св.-Николаевской церкви в Лионе, принят обратно в юрисдикцию Экзархата КП (6.10.1950), диакон Покровской церкви в Лионе, запрещен в священнослужении митр. Владимиром (Тихоницким) (6.10.1952), восстановлен в сан и назначен диаконом Аньерской церкви Христа Спасителя под Парижем (14.11.195918.1.1964).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

продолжались 4 дня, явно ненужные и постепенно отмершие» . РСХД делалось сообществом иного типа, близкого к типу православных братств. «Новое Движение сохранило старое название «христианского», осталось открытым как верующим, так и ищущим студентам, но вся его деятельность стала органически связана с Церковью... мы не только молились, но думали, спорили и жили в церкви» . К чести протестантских спонсоров, они вполне заметили этот принципиальный поворот, однако не препятствовали ему и не прекратили своей поддержки: хотя «между РСХД и центральными органами YMCA наблюдалось некоторое напряжение ... YMCA сделала уступку православным, разрешив образование de facto униконфессиональных групп» . Но, характерным образом, не пожелали увидеть поворота значительные круги в русской Церкви и, прежде всего, в ее консервативно-монархической карловацкой, или «синодальной» ветви, РПЦЗ. Архиерейский Собор в Сремских Карловцах в 1926 г. вынес следующее постановление: «1) Относительно американских интерконфессиональных организаций YMCA и YWCA [Христианская Ассоциация Молодых Женщин – С.Х.] подтвердить постановление... Собора 1921 года... признать эти организации явно масонскими и анти-православными и потому 2) не разрешать членам Православной Церкви организовываться в кружки под руководством этих и им подобных неправославных и нецерковных организаций и быть в сфере их влияний» . Эта позиция Собора отнюдь не разделялась, однако, основной церковной юрисдикцией диаспоры, возглавитель которой митрополит Евлогий полностью поддерживал РСХД, назначал духовников для него и в своих воспоминаниях написал: «Я стоял близко к этой организации» . Теснейшая связь с Церковью осталась незыблемым принципом Движения по сей день. Пшеровский съезд открыл период стремительного развития и роста РСХД. В ближайшие годы проходит целая серия съездов, которые начали разделяться на общие (снова Пшеров, сентябрь 1924 г., Хоповский монастырь в Сербии, сентябрь 1925 г., Бьервилль, Франция, сентябрь 1926 г., Клермон, Франция, сентябрь 1927 г., Савэз, Франция, сентябрь 1928 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Тому назад лет пятнадцать или двадцать, прежде чем латинская пропаганда сосредоточила свои силы на славянских племенах, медленно выбивающихся из-под турецкого ига, будущность России сильно занимала римско-католическое духовенство. Земля обширная, непочатая, почти что нетронутая латинством, земля, не имевшая случая узнать его насквозь, как Западная Европа, и потому безоружная против его приемов; нечего сказать – добыча была завидная и довольно крупная. Забрать бы ее в свои руки, и там, вдали от обличительных воспоминаний, связанных с каждым уголком Европы, начать бы сызнова нечто вроде средневековой истории или хоть бы даже только привить к свежим племенам все те страсти, чувства и увлечения, которых уж никаким огнивом не высечешь от старых, перегоревших, все это переживших сердец. В самом деле, какой будущности могла ожидать для себя латинская Церковь в Западной Европе? Англия была утрачена давно и безвозвратно; три четверти Германии тоже. Франция? – Да разве Франция во что-нибудь верит, кроме как в самою себя? Франция давно покончила с религиею, она уж даже перестала кощунствовать, даже не отрицает Бога, а просто забыла про него. Правда, по счастливому и глубокому выражению гр. Местра 421 422 (который, произнося эти слова, сам не понимал, что он изрекал смертный приговор латинству), французы нашли средство остаться католиками, перестав быть христианами; но ведь от этого Церкви было не легче. Точно, они остались католиками, иными словами, они сохранили притязание на вселенскость, но ведь они отнесли его к себе самим, к своему языку, к своей литературе, к своим учреждениям, к формам народного своего общежития. Затем – Испания и Португалия; те, действительно, не забывали латинства и оставались ему верны; да зато их самих забывала и мало-помалу обходила история. Наконец, Италия! Но об Италии лучше было и не думать. Ведь это была своя, ближайшая соседка, с которою Церковь издавна обращалась запросто: Римская курия показывалась перед нею не в праздничном, парадном облачении, а в домашнем, будничном, не очень привлекательном наряде. При таком тесном сожительстве все грязные захолустья, весь сор и хлам, вся подноготная латинства Италиею высмотрены были насквозь, а от слишком близкого с ним знакомства – могло ли оно остаться в выигрыше?

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010