В XVII в. влияние иноземцев на русское общество не проявлялось, однако, сколько-нибудь заметно; за то в XVIII в., особенно с воцарением Петра I, благоволившего ко всему иноземному, оно обнаружилось со всею силою: в это время иноземцы нисколько не стеснялись распространять среди русских даже вольнодумные мысли и находили себе последователей. Одним из таких последователей был московский лекарь Дмитрий Евдокимов-Дерюжкин, по прозванию Тверитинов, человек выдающихся способностей, наблюдательный, начитанный и очень образованный для своего времени, но «дерзкий на язык». 5 Изучая медицину у немцев, он знакомился и с их религиозными взглядами, читал лютеранские катехизисы и латинскую библию и мало-помалу заинтересовался религиозными вопросами. Но ни православие, ни протестантство не удовлетворяли Тверитинова, и он составил свою «новую догму», в которую наряду с заимствованиями от иноземцев внес немало «от своего вымысла». Так, он отвергал Св. Предание и православное учение о церкви, говоря о себе: «я сам – церковь »; не признавал епархии, отрицал в таинстве причастия пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы, почитание святых икон, мощей и креста, учение о блаженстве душ св. людей до всеобщего суда, молитвы за умерших, посты, монашество и все церковные чины и обряды. 6 В подтверждение своего учения Тверитинов постоянно ссылался на Св. Писание, но обращался с ним довольно свободно: опускал в приводимых текстах слова, изменял порядок следования стихов, соединял в один различные тексты и т. п.. Мысли свои он открыто высказывал всем, с кем сталкивался, говоря: «ныне у нас, на Москве, слава Богу, повольно всякому – кто какую веру изберет, такую и верует». 7 Над обрядоверием современников прямо смеялся. 8 У себя в доме вместо икон держал картину, на которой золотыми буквами были написаны две заповеди Моисеевы. Часто нарочито заводил споры о вере со знающими людьми: протестантами, монахами, учеными и простецами. Переспорить его не удавалось никому; напротив, многие повреждались от его умствований. Мало-помалу вокруг Тверитинова образовался кружок последователей, из которых особенно ярыми были: бывший ученик славяно-греко-латинской академии Максимов, «фискаль» Михаил Босой, «цылюрик» Фома Иванов и некоторые др. Слухи о новой догме все более и более расходились по Москве и интересовали многих. Дошли они и до духовного начальства во главе с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским . В 1713 г. началось дело о еретиках; тянулось оно долго, рассматривалось даже в Сенате и кончилось лишь в декабре 1717 г. отсылкою «еретиков» к архиереям. 9 В 1723 г. Тверитннов публично отрекся от своего учения, но оно пустило уже корни и продолжало распространяться. Следы его можно найти у некоторых современных сектантов; не без влияния его возникла молоканская секта. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В высшей степени гуманный, проникнутый христианскими идеалами, епископ Амвросий отличался прямотой характера, не льстил сильным мира сего, не потакал их порокам и прихотям, но с амвона со всей силой своего таланта бичевал зло, невзирая на лица, чем нажил себе немало влиятельных врагов. Амвросий преследовал взяточничество, которое процветало в консистории. Он боролся с безграмотностью священнослужителей, всех отправлял учиться в школу при академии. Труды: Слово на случай присяги судей в Тульской губернии. – М., 1815. Речь при наречении во епископа. – СПб., 1804. Слово в день Рождества Христова//Душеполезное чтение. – 1866, 12. Слово на вступление последнего тульского полка ополченцев в Тулу. – М., 1814. Слова и речи Амвросия, бывшего епископа Тульского и Белевского и архиепископа Казанского и Симбирского, Тверского и Кашинского. – СПб.. 1856. Литература: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 130. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. Никанор (Каменский) , архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). – Казань, Церковное историческое общество, 1909. Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доныне. – Тверь, 1859. – С. 169–172. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб.. 1884. – С. 436–438. Чистович И. А. Александро-Невская лавра. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. – СПб., 1869–1885, т. 8. – С. 497. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. – М., 1836, ч. 1. Смирнов C. Κ., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 364.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В нач. 1699 г. в Москве П. подал патриарху Московскому и всея Руси Адриану челобитную с раскаянием за переход в унию. Наложенную епитимию П. отбывал в московском Новоспасском мон-ре (в то же время там находились под надзором братья Лихуды). На родине П. попал под пристальное наблюдение католич. священников, тайных иезуитов, находившихся в Москве. Видеться с ними он не мог, однако один из них, австр. иезуит Ф. Эмилиан, в своих донесениях сочувственно отзывался о д-ре богословия, к-рого сперва «заточили», а затем выпустили, но к-рому по-прежнему не доверяли (Письма и донесения. 1904. С. 25, 49, 230, 250). По требованию патриарха в апр. того же года П. составил «Исповедание веры», в к-ром описал свои путешествия по Европе и отступничество, изложил заблуждения Римско-католической Церкви. 2 июня был вызван для публичного устного покаяния, прочитал перед собором и народом «Исповедание веры», после чего был принят в правосл. Церковь в «сущем сане», т. е. как священник ( Шмурло. 1931. С. 15). В 1700 г. поставлен игуменом Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря , одновременно стал учителем Славяно-греко-латинской академии. Из-за слабого знания греч. языка получил разрешение преподавать только на латыни. Вскоре стал префектом, а между 24 сент. и 29 нояб. 1701 г.- 1-м ректором академии. На подход П. к образованию наложили свой отпечаток годы, проведенные в католических школах ( Смеловский. 1845. С. 76; З. Цирпанлис процитировал слова ректора коллегиума св. Афанасия, к-рый рекомендовал П. как отличного знатока греч. языка и типикона ( Τσιρπανλς. 1980. S. 691), однако Е. Ф. Шмурло предполагал, что в характеристике речь шла о рус. языке ( Шмурло. 1931. С. 25)). Несомненно то, что по его инициативе преподавание в академии с 1701 г. велось преимущественно на лат. языке, в том же году было прекращено преподавание древнегреч. языка. По всей видимости, П., не испытывая особого пиетета перед правосл. Востоком, не делал ставку на греч. язык при обучении.

http://pravenc.ru/text/2578741.html

В период Смутного времени , очевидно в 1610 г., Д. м. был разорен формированиями гетмана Сапеги. Богослужения в монастыре возобновились после освящения собора 31 дек. 1620 г. Грамотой от 9 марта 1652 г. Д. м. с вотчинами был пожалован царем Алексеем Михайловичем Новгородскому митр. Никону (впосл. патриарх) и приписан к новгородскому Софийскому дому в качестве подмосковной резиденции. В 1664 г. по челобитной братии, вкладчиков, посадских и дворян царю Алексею Михайловичу обители была возвращена самостоятельность в управлении и подчиненность в церковных делах Патриарху Московскому и всея Руси. В 1724-1726 гг. Д. м. был вновь приписан к Новгородскому архиерейскому дому. Указом царя Феодора Алексеевича 1682 г. Д. м. предполагалось приписать к Заиконоспасскому московскому муж. мон-рю для материальной поддержки основанной Славяно-греко-латинской академии . Однако вплоть до кончины царя 27 апр. 1682 г. указ не был подписан и скреплен печатью, а следов., утратил законную силу. После ликвидации Синодальной области Д. м. с 1744 г. находился на территории Переславской епархии, а с мая 1788 г.- Дмитровского викариатства Московской епархии. По штатам 1764 г. Д. м. был причислен к третьеклассным. 5 июля 1891 г. Д. м. посетил московский ген.-губернатор вел. кн. Сергей Александрович с супругой прмц. вел. кн. Елисаветой Феодоровной . В нач. XX в. при Д. м. существовала церковноприходская школа. Архитектура 1-й каменной постройкой в Д. м. стал собор во имя св. Бориса и Глеба. По надписи на плите на фасаде собор иногда датировали 1537 или до 1537 г. (Памятники архитектуры Московской обл. 1999. С. 124). До кон. XIX в. эта надгробная плита не упоминается и скорее всего была найдена и вделана в стену собора при его реставрации под надзором И. П. Машкова в 1901-1902 гг. С. А. Гаврилов датировал памятник в пределах 1-й пол. XVI в. ( Гаврилов. 1984. С. 53), А. В. Яганов - сер. XVI в. ( Яганов. 2003. С. 143), но в последнее время склоняется к более широкой датировке, от 20-х до 50-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/178614.html

В середине XVII века ревнитель просвещения боярин Ф.М. Ртищев на свои средства учредил при Андреевском монастыре училище, ставшее по сути первым по времени возникновения академическим учреждением в Москве. Здесь поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым «ради учения книжного» из нескольких малороссийских монастырей. По просьбе царя Алексея Михайловича киевский митрополит Сильвестр (Коссов) прислал ученых иноков Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого, Дамаскина Птицкого. При монастыре составилось ученое братство, которое занималось переводом книг, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. Учение киевских монахов шло в разрез с московским и потому считалось «несходным истинному правоверию». Федора Ртищева и братию обвиняли в «рушении» православной веры, однако на стороне киевских монахов были митрополит Никон (впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси) и сам царь Алексей Михайлович. В 1685 году училище, основанное Федором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии. С началам так называемой екатерининской секуляризации в 1764 году обитель была упразднена и обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен». Монастырские здания использовались для различных общественных нужд. В 1806 году во вновь отстроенных жилых корпусах открылась богадельня Московского Купеческого общества. В 1923 году храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В советский период постройки монастыря использовались под жилье, а затем для размещения НИИ. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 г. было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. ( журнал 90 ) Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

В Ярославле его именем назван театр, площадь перед ним и улица, а в 1973 г. был открыт памятник в сквере у театра. Сегодня также день памяти выдающегося русского ученого-энциклопедиста, мыслителя и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, скончавшегося 4 апреля 1765 г. Он родился 8 ноября 1711 г. в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) Архангельской губернии в семье крестьянина-помора, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Стремясь получить образование, в декабре 1730 г. покинул дом отца и отправился в Москву. Поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре, в 1735 г. в числе наиболее отличившихся учеников послан в Петербург для зачисления в Академический университет, в 1736 г. командирован в Германию для обучения химии и металлургии, учился в Марбурге и Фрейберге. В 1741 г. вернулся в Россию, стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. Достиг успехов не только в химии и физике, но и в других областях естественных и прикладных наук, особенно в геологии и минералогии. Ломоносов занимался историческими исследованиями, выступал с критикой норманской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа; написал замечательный трактат «О сохранении и размножении российского народа» (1761). Внес огромный вклад в просвещение народа, в 1755 г. по его проекту был организован Московский университет. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками несколько мозаичных картин, член Академии художеств (1763). Внес вклад в становление русской поэзии, основоположник русской оды, В.Г.Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы». В «Письме о правилах российского стихотворства» теоретически обосновал силлабо-тоническую систему стихосложения, в основных чертах сохранившуюся в русской поэзии. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Сегодня мы также вспоминаем мореплавателя, адмирала В.Я.Чичагова (1726-1809). Василий Яковлевич Чичагов родился 28 февраля 1726 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/de...

– Ваше Святейшество, – в простоте сердечной отвечал священник» 170 . Один из самых образованных людей своего времени, архиепископ Платон видел недостатки духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы – Славяно-греко-латинская академия и Троицкая семинария. Он задумал открыть новую школу. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, который отстоял недалеко от Москвы, но в то же время был удален от суеты столичной жизни. Здесь в 1775 году основал владыка семинарию, которая по праву станет именоваться Платоновой. Его напутственные, пророческие слова стали как бы девизом самой обители: – Перерва, не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться. В монастыре в престольный праздник святителя Николая в проповеди владыка говорил: – Господь в образе святых представляет нам к подражанию примеры таковых, которые были нам подобострастны, то есть имели подобные страсти, и тоя же с нами участны были немощные плоти. Но когда произволение свое соглашали с руководством прямые совести и закона Божиего, то стали победителями страстей и благоуханием добродетели своея все века наполнили. Архиепископ Московский уделял особое внимание вопросам веры и неверия, так как видел: в среде русского, и прежде всего образованного, общества стали популярны идеи французских энциклопедистов, для которых одним из главных положений был тезис: ничего не принимать на веру. Их критика была направлена в первую очередь против таинств христианской Церкви, веры в Промысл Божий и бессмертие души, против церковных обрядов. – Христианская вера, как откровение Существа высочайшего, должна содержать в себе тайны выше человеческого разума, – говорил владыка Платон. – Вера, если бы ума твоего сосудцем была измеряема, величество ее было бы унижено 171 . И в древности и ныне происходит много раздоров из-за того, замечал владыка, что многие пытаются понять то, что умом непостижимо, «ибо мысль человеческая неполна, неосновательна и непонятна» 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

«Велик вклад выдающихся сынов греческого народа в становление и развитие образования, науки и культуры в России. Не менее значительно участие русских дипломатов, русских солдат и офицеров в борьбе греческого народа за независимость. В нынешнем году мы отмечаем 200-летие начала национально-освободительного движения в Греции. К этому событию приурочен перекрестный Год истории Россия-Греция», — сказал глава ОВЦС. «Название выставки включает имя выдающего представителя греческой земли Феофана Грека, иконописца, чьи святые образы украшают соборы Московского Кремля и другие исторические храмы России, хранятся в государственных музеях как драгоценное духовное и культурное сокровище. Широко известен в России подвижник с непростой судьбой — преподобный Максим Грек, выдающийся писатель и богослов, который своими мощами пребывает в духовном сердце Русской Православной Церкви — Троице-Сергиевой лавре , — сказал далее владыка Иларион. — Российское высшее образование на этапе своего становления многим обязано греческим братьям Лихудам, усилиями которых была основана Славяно-греко-латинская академия, прямая преемница которой — Московская духовная академия . Никольский греческий монастырь, с историей которого знакомит выставка, на протяжении нескольких столетий являлся центром греческого языка и культуры в столице. В экспонатах выставки — полотнах, документах, иных свидетельствах эллинского присутствия в Москве — отразилось многогранное греческое наследие, которое является частью не только прошлого, но и настоящего времени, формирующего нашу устремленность в будущее». В течение последних десятилетий местом сосредоточения греческой общины, ее душой и сердцем стал храм Всех святых на Кулишках в Москве, отметил в своем выступлении председатель ОВЦС. «С начала 2020 года возможность прикоснуться в этом святом месте к родной культуре появилась даже у самых маленьких греков: начал работу детский сад выходного дня " Αлфавнта " , где с малышами занимаются выпускницы греческих вузов, специалисты в области дошкольного образования. Уже с трех лет дети начинают осваивать греческий язык, в игровой форме знакомятся с историей Греции, Элладской и Русской Церквей, учатся греческим танцам. В духовно-просветительском центре храма идут занятия по изучению греческого языка и для взрослых, проводятся мастер-классы по греческой кухне. Греческая молодежь встретила здесь ободряющую поддержку», — рассказал архипастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/5855542.ht...

Вступая на многотрудный и тернистый путь епископского служения, всегда помни слова архиерейской присяги, произнесенной тобой сегодня. Однако не только человек дает Богу обещания. Свои обетования людям изрекает и Создатель, Который никогда не уклоняется от истины и не нарушает Своих слов, ибо верен Обещавший (Евр. 10:23). Сам Господь обещает верующим в Него вечную жизнь, обещает услышать в день печали (Пс. 19:1) и исполнить все прошения (Пс. 19:6), дать Своим людям крепость и благословить их миром (Пс. 28:11). Он свидетельствует, что скорее мать забудет свое дитя, нежели Он забудет Свой народ (Ис. 49:15), и заверяет, что не оставит нас сирых (Ин. 14:18) и пребудет с нами до скончания века (Мф. 28:20). Не забывай об этих дивных обетованиях Божиих, запечатлей их в своем сердце и приводи на память на всякое время — не только в минуты испытаний, но и в исполненные радости мгновения. Пусть благодарение Создателя станет нормой твоей ежедневной жизни, чтобы, взирая на тебя, будущие служители алтаря Господня вдохновлялись твоей ревностью и искренним желанием со тщанием трудиться во славу имени Христова. Вот о чем нужно особенно помнить архипастырю. Церковь воздвигает его на высокий свещник, но с того высокого свещника все хорошо видно тем, кто вокруг, и потому особые требования — к жизни архиерея, к его мыслям, к его словам, к его служению. Именно об этом предстоящем тебе делании хотел бы сказать несколько подробнее. Священноначалием тебе доверено быть ректором Московской духовной академии. Это ведущее и старейшее учебное заведение нашей Церкви, чья история восходит к знаменитой Славяно-Греко-Латинской академии. За многовековой период бытия этой духовной школы здесь сложились свои воспитательские, образовательные и богословские традиции, которые тебе следует познавать, беречь и уважать. Будь внимателен к богатому духовному наследию Большой кельи преподобного Сергия. Неразумное усердие способно в короткое время разрушить то, что создавалось трудами целых поколений, и о таких неразумных руководителях, в том числе на церковной ниве, потом с сожалением вспоминают в течение долгих лет. Но помни и о том, что консерватизм, то есть сохранение традиций, сохранение веры,должен быть направлен не только на сохранение, но и на то, чтобы все эти ценности, запечатленные в слове Божием и передаваемые Церковью, усваивались Божиим народом.Старайся делать всё от тебя зависящее, чтобы приумножать лучшее, что было в истории этой школы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5961583...

Двухэтажный собор Николая чудотворца построен на месте древних храмов в 1696-1700 гг. В нижнем этаже его - придельный храм св. Сергия, построенный тогда же; в колокольне - церковь Успения Божией Матери, одновременная им. Освящен святейшим патриархом Адрианом в октябре 1700 г. В главной части иконостас 1712 г., стенопись 1773 г. Колокольня украшена четырьмя рядами ценных изразцов с серафимами, остроконечными розетками, " георгиевскими " крестами - от основания звона до верха барабана. По преданию, " золотую комнату " над церковью Успения под колоколами отделывал В. Растрелли. Облик старого собора был обезображен трубами, пристроенными заводом игрушки, внутреннее убранство уничтожено. В конце 1970-х гг. в старом соборе началась медленная реставрация, к 1982 г. на нем установили позолоченный крест и новую луковичную главу, также покрытую сусальным золотом. Новый собор нач. ХХ в. и корпуса обители, бывшие ранее жилыми, до сих пор используются заводом ЭНИМС. В 1904-1908 гг. рядом со старым был построен новый собор в честь Иверской иконы Божией Матери (арх. П.А.Виноградов). В марте 1991 г. были возобновлены богослужения в старом соборе. Сегодня в монастыре идет реставрация и богослужения совершаются во всех храмах. В 1998 г. Патриарх Алексий II освятил приделы Иверского собора. Святыни. Особо почитаемые иконы Божией Матери " Державная " , " Боголюбская " и " Иверская " . Источник:  Памятник митрополиту Платону (скульптор А.Бичуков) открыт в Николо-Перервинском монастыре в октябре 2008 года. Митрополит Платон (1737-1812 гг.) - выдающийся деятель Русской Православной Церкви. В сан митрополита возведен в 1787 году. В 1775 году Платон (тогда еще архиепископ Московский и Калужский) основал в Николо-Перервинском монастыре Духовную семинарию. Известен также как основатель семинарии в Спасо-Вифанском монастыре (ныне окраина г. Сергиев Посад) и реформатор Славяно-греко-латинской академии в Москве. Принимал активное участие в утверждении " единоверия " как формы воссоединения старообрядцев с православной церковью. Митрополит Платон - автор первого научного труда по истории Русской Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03495

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010