В 1873 он защитил диссертацию на тему «Филологические замечания о языке новозаветном  в сличении с классическим при чтении послания Апостола Павла к Ефесянам» и был удостоен степени доктора богословия. В 1874 году избран помощником ректора по церковно-практическому отделению.  В 1875 году удостоен звания заслуженного ординарного профессора. В 1878 году  Сергей Константинович рукоположен во священный сан и назначен ректором Академии с возведением в сан протоиерея. Во время управления протоиереем С. К. Смирновым  МДА при ней открыто было в 1880 Братство преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Академии. В том же году по предложению  отца Сергия при Академии открылся  Церковно-археологический музей. Наконец, тогда же было возобновлено издание  Академией «Творений святых отцов в русском переводе» с «Прибавлениями», прекращенное в 1872 году. Отец Сергий до конца своего ректорства являлся редактором этого издания. В 1886 году о. Сергий подал прошение об увольнении со службы по состоянию здоровья. Последние годы жизни он провел в семейном кругу, продолжая заниматься научными трудами. Одна из дочерей была замужем за известным историком и политическим деятелем П. Н. Милюковым, другая за А. П. Голубцовым. Скончался он после быстротекущей тяжелой болезни. Погребли его на кладбище Московской Духовной Академии, на выбранном им самим месте, возле могилы протоиерея Александра Горского. Личный архив протоиерея С. К. Смирнова находится в ЦГИАМ (фонд 1869, 193 единицы хранения). В его состав входят рукописи лекций, а также весьма многочисленная переписка  С. К. Смирнова. Библиография работ автора:   История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814-1870). М., 1879. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. М., 1855. История Троицкой Лаврской Семинарии. М., 1867. Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете. М., 1852. Константин Экономос и сочинение его о сродстве славянорусского языка с еллинским/Годичный акт в Московской Духовной Академии 1 октября 1873 года. М., 1873.

http://bogoslov.ru/person/53337

10) Прихожане ново-устроенной Благовещенской церкви в С.-Петербурге на Васильевском острове в конце января 1742 года просили Св. Синод дать второго священника, желая, чтобы к их церкви перемещен был из Ямбурга от соборной церкви святого Архистратига Михаила протопоп Димитрий Димитриев Стрельников. При сем представляли следующие причины: «оной Димитрий, измлада взрос в Москве и школьному учению отчасти коснулся, и в деревнях жить не обык. А Ямбург от прочих сельских мест ничем же разнствует». Стрельников был переведен к Благовещенской церкви. 11) При Кадетском корпусе были ученые: иеромонах Гавриил Краснопольский и иеродиакон Иоасаф Руденский. 25 марта 1745 года, по указу Св. Синода от 22-го того же месяца, Иоасаф произведен архиепископом Феодосием во иеромонаха на место Гавриила. 12) Даже в селах начали появляться священники, из обучавшихся в школах. 22-го мая 1743 года, Преосвященный Никодим, по ходатайству вдовы графини Анны Гавриловой Ягужинской, посвятил в вотчину ее, в село Келтуши, Шлиссельбургского уезда, к церкви Святых Апостол Петра и Павла священником Ивана Викулина, который еще обучался в школе синтаксисмы в Московской славяно-греко-латинской академии. Ученику этому было 27 лет и с 1742 года он был уже женат. В С.-Петербург же он прибыл случайно для свидания со своими родственниками. 13) В Славянской мызе, Копорского уезда, священник Андрей Иванов Екатерининский родом из вологодской епархии, обучался несколько времени в Вологодской архиерейской школе. Были и диаконы из ученых. Пантелеимонской церкви диакон Архип Иванов, сын дьячка из села Вруд, обучался в Александро-Невской семинарии с 1732 по 1742 года, т. е. десять лет, дошел до риторики, и за перерослостью, будучи 27 лет, уволен. Морского полкового двора диакон Гавриил Семенов Вершнецкий, произведенный 31-го июля 1743 года, был из философии Киевской академии. Между причетниками также не мало было таких, которые, хотя очень немного, учились в разных школах. 1) Дьячок церкви преподобного Сергия, Радонежского чудотворца Иван Ефимов, сын священника московской синодальной области, был из учеников московской академии, где обучался с 1733 по 1737 год и дошел до школы пиитики, откуда, по указу св. Синода, поступил в Стокгольм в причетника, и в 1741 году определен дьячком к Сергиевской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Строгие предписания – в течении одного года окончить устройство семинарии – не могли быть выполнены: не скоро могло быть устроено помещение, не скоро можно было набрать учеников, которые, и чрез год по открытии семинарии, не без труда были призваны к учению; между тем Императрица Анна Иоановна в октябрь 1740 года скончалась; в год регентства Анны Леопольдовны дело оставалось без движения, и уже по вступлении на престол дочери Петра, Императрицы Елизаветы, мысль об учреждении в лавре семинарии возникла с новою силою и скоро осуществилась. На место Амвросия, произведенного в епископа черниговского, архимандритом лавры, в сентябре 1742 года, определен ректор московской славяно-греко-латинской академии Кирилл Флоринский, который вполне способен был привести в исполнение предположенное дело образования юношества 3 . При нем Императрица Елизавета Петровна, быв в лавре, назначила содержание учеников штатом до ста человек, обещала производство в высшие чины всем, обучающимся на своем коште, и пожаловала учителям, не имеющим духовного сана, отличия светского звания 4 . Но Кирилл, только что начал устроять семинарию, как в начала 1744 года 9 января скончался. На его место назначен славивившийся тогда даром красноречия Арсений Могилянский, бывший прежде учителем московской Академии, в 1742 году переведенный в сан иеродиакона и в качества учителя в Троицкую семинарию, а в 1743 году избранный в придворные проповедники. Начав свое образование в Киевской академии, окончив в Харьковском коллегиуме, учив сам в академии московской, видев двор и свет в Петербурге, Арсений мог многое сделать для новооткрытой семинарии: милости Императрицы изливались на него щедро. Не пробыв и пяти месяцев архимандритом, он наречен архиепископом возобновленной тогда переславской епархии; Троицкий монастырь, которым управление оставлено за ним, получил наименование лавры и многие преимущества. Тогда и учеников семинарии, при производившейся переписи, не велено включать в податное состояние, семинария на свое содержание получила определенную часть из доходов монастырских, прежде поступавших в коллегию экономии. В восьмилетнее управление Арсения Троицким монастырем семинария вполне организовалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Центрами научно-образовательного движения, а следовательно и развития богословской науки вообще, в первую половину обозреваемого периода у нас были: Киевская Академия для южной части России, Московская, так называвшаяся Славяно-греко-латинская, Академия вместе с Троицко-Сергиевой Семинарией для северной, и новоустроенная Александроневская Семинария (потом Академия) в Петербурге. Киевская Академия во второй половине прошлого века, т. е. в первой половине обозреваемого нами периода, вследствие некоторых особенных обстоятельств, утратила на время то огромное значение и влияние в науке, какое она имела до того, прежде 2 ; Невская Семинария была учреждением еще новым 3 . Московская Академия вместе с Троицкой Семинарией, вследствие особенно счастливых обстоятельств, первенствовала в это время над теми и была преимущественным местом развития богословской науки. Здесь же особенно развилась и библейская Экзегетика, преимущественно перед Киевом и Петербургом. Московская Академия выставила за это время целый довольно длинный ряд замечательных толковников с весьма значительными, судя по началу дела и для своего времени, истолковательными и вообще относящимися к библейской науке трудами. Счастье поблагоприятствовало Московской Академии в рассматриваемом отношении с самого начала обозреваемого нами времени; последние справщики славянской Библии, знатоки, труженики и любители этого дела, сами воспитанники Киевской Академии, около пятидесятых годов прошлого века, поселились по счастью в Москве, одни на время, другие до самой смерти. Ученейший филолог своего времени Иеромонах Иаков (Блоницкий) был по вызову учителем Греческого языка в Московской Академии с 1743 г. и, находясь на этом месте, исполнял поручение Св. Синода по исправлению Славянской Библии, вместе с Архимандритом Иларионом (Григоровичем), который в это время был настоятелем Воскресенского монастыря (Новый Иерусалим), а потом был в продолжении 12 лет Епископом Крутицким (1748–1760) и как ученый муж, конечно, не прерывал ученых связей с Заиконоспасской Академией 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

    Троицкий монастырь был ярким выразителем Московской Руси с ее светлыми и темными сторонами, но опять поверну­лось колесо истории и наступил петербургский период: опять появился новый центр и связанная с ним новая идеология... Для Троицкого монастыря эта новая эпоха была мало благо­приятна, слишком мало подходил весь его уклад старинного и истового московского благочестия к галантному веку пари­ков и фижм, когда хлынула в Россию западная культура, па-пежского и латынского духа, которой так боялась Древняя Русь. Просочились и модные вольномыслия «вольтерьянцев», которых не чужды были и многие видные церковные деятели, отошел в прошлое образ московского «благочестивейшего» царя ктитора, со вкусом блюдущего детали церковного обря­да и умело разбирающегося в богословских спорах, церков­ные интересы, национальные и государственные, тогда были слиты в единое органическое целое.   Деятели же петербург­ского периода мало почитали старину и национальную само­бытную культуру: они старались, чтобы все у нас было не хуже, чем на западе, и от многого из наследия предков от­крещивались, как от пережитков периода суеверия и дико­сти. При таких новых обстоятельствах Троицкий монастырь, уже ставший в это время лаврой, естественно не мог сохра­нить своего влияния и обаяния, которыми он пользовался в Московской Руси: теперь высшие круги в нем видели ско­рее «благородную окаменелость» и не ощущали уже в нем живого сердца Руси. По-прежнему ходили цари и вельможи на богомолье к Троице, осыпали драгоценностями иконы, церкви, настоятелей, но во всем этом виделось больше тще­славия и любви к роскоши, нежели благочестивого усердия. Труднее решить, изменил ли XVIII век отношение народных масс к монастырю; правильнее всего было бы думать, что их не коснулись все эти пертурбации и утонченности верхов.     В руководящих кругах лавры уже произошел разрыв со старым начетчеством, заменявшим ранее образование, и в них ясно стал чувствоваться дух западной науки и западного мышления. Целый ряд монастырских деятелей XVIII века вышел или из Славяно-греко-латинской академии, или из киевских школ, где царила схоластика, латинский язык, пышная риторика и элоквенция. Это умственное и словесное барокко представлено целым рядом лаврских деятелей, главным образом блестящих проповедников, из лавры часто переходивших ко двору, как, например, Гавриил Бужинский, Гедеон Криновский, Арсений Могилянский.

http://isihazm.ru/1/?id=716

В 1812 году Аксиньино с прилегающими селениями попадает в зону активных военных действий. В северо-западном пригороде Москвы неприятельские войска повсеместно учиняли разгром православных храмов. Были разграблены храмы в Космодемьянском, Ховрине, Кирееве. Аксиньинская церковь пострадала меньше других: настоятель и прихожане спрятали ценные ризничные вещи и антиминс, и уже 27 ноября 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) состоялось освящение престола. В 1840—1850-е годы усадьбой при селе Знаменском-Аксиньине Московского уезда владел генерал-лейтенант Алексей Петрович Толстой. Настоятелем церкви с 1815 года состоял выпускник Славяно-греко-латинской академии священник Василий (Лавров), прослуживший на одном приходе более 45 лет. К 1866 году относится первая попытка причта и прихожан церкви Знамения возвести в своем селе новый каменный храм. В апреле 1866 года настоятель отец Сергий Никольский обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) с прошением, в котором, просил благословить постройку нового каменного храма. По заказу храмоздателей был выполнен проект, который строительное отделение одобрило в мае 1866 года. Но в то время строительство каменной церкви не состоялось, что объясняли нехваткой средств. Вместо предполагавшейся постройки в 1869 году капитально отремонтировали старый деревянный храм. Проект новой церкви в Аксиньине был заказан известному московскому архитектору Александру Густавовичу Вейденбауму. Опытный зодчий, Вейденбаум с 1876 года работает в Москве, исполняя обязанности московского губернского архитектора. Знаменская церковь — единственный сохранившийся памятник, построенный по проекту Вейденбаума в Москве. В своей пояснительной записке к проекту Вейденбаум пишет: «Новая церковь предполагается в стиле, подобном стилю греческой в Ямбурге, с тою только разницею, что при ней будет отдельная колокольня». В июне 1883 года проект был одобрен. Интенсивные строительные работы велись более года, и в 1884 году новый храм был торжественно освящен при соборном архиерейском богослужении. Как и просили храмоздатели, Петропавловский придел стал усыпальницей для Петра Григорьевича Молошникова. Его брат, староста Знаменского храма С. Г. Молошников, после кончины в 1911 году похоронен около церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

В том же году по поручению императрицы иеромонах Платон опубликовал «увещание к раскольникам» 23 . В 1766 г. он принимал участие в составлении отзыва на «Наказ для Уложенной комиссии». В 1770 г. Платон был хиротонисан в архиепископа Тверского. В Твери в годы его архиерейства был построен кафедральный собор, заслуживший высокую оценку Екатерины II. Несмотря на приближенность к императорскому двору, Платон в своих проповедях критиковал новомодные увлечения философией французских просветителей и масонством, особо обличал «неверие». И.М. Снегирев привел диалог Платона и прибывшего ко двору по приглашению Екатерины II энциклопедиста Д. Дидро. Дидро обратился к молодому иеромонаху с вопросом: «Знаете ли, отец святой, философ Дидро сказал, что нет Бога?» Законоучитель ответил: «Это прежде него сказано». «Когда и кем?» – поинтересовался Дидро. Платон пояснил: «Пророком Давидом», – и процитировал слова 52-го псалма: «Рече безумен в сердце своем – несть Бог», обратившись же к французу, добавил: «А ты устами произносишь» 24 . В 1775 г. Платон был переведен на Московскую кафедру. Заботясь о подобающем образе жизни священнослужителей и порядке в приходах, архиепископ издал в 1775 г. подробную «Инструкцию к благочинным, иереям и протоиереям» 25 . В Москве он приводил в порядок дела епархии, обращая особое внимание на нравственный облик московского духовенства. Платон поставил своей целью повысить уровень образования в Славяно-греко-латинской академии, занимался благоустройством жизни учащихся, брал под свое покровительство наиболее способных учеников. Образование и воспитание будущих священников отныне стало для Платона главной заботой. Позднее он писал: «Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам» 26 . В 1783 г. он основал недалеко от Троице-Сергиевой лавры Спасо-Вифанский монастырь (в 1801 г. там была открыта семинария). В 1787 г. Платон получил сан митрополита. С 1792 г. он большей частью жил в Троице-Сергиевой лавре и Вифании, поручив дела по управлению Московской епархией своему викарию Августину (Виноградскому) . В том же году, по благословению Платона, началось возрождение заброшенной Оптиной пустыни, которая в конце XIX – начале XX в. стала мощным духовным центром православной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Во время чумы в Москве, малютка Алексей лишился матери, а восьми лет от роду лишился и отца, который умер вскоре по вступлении Платона в управление Московской паствой в конце 1775-го года на место убиенного чернью архиепископа Амвросия Каменского. Трое детей священника Виноградского остались не только в крайней бедности, но даже и без пристанища; но храняй младенцы Господь 2 видимо явился сиру помощник 3 . Вскоре по смерти священника Виноградского, один из родственников сироты сперва дал Алексею приют в своём доме, а потом прибегнул к ректору Славяно-Греко-Латинской академии архимандриту (в последствии Митрополит С. Петербургский и Новгородский) Амвросию, чрез посредство которого Алексей Виноградский помещён в Перервинскую семинарию 4 на казённое содержание. Кто знает прежнее состояние учебных заведений в хозяйственном отношении 5 , тот, конечно, поймёт, что и здесь Виноградский не был свободен от нужд; по крайней мере он имел кусок хлеба и спокойствие духа. Под руководством славных в то время учителей способности Алексея быстро развивались; вместе с тем увеличивались успехи в науках, и он скоро стал в ряду лучших учеников. Особенно отличился он в изучении латинского языка, что послужило перемене его участи. Платон, посетив однажды Перервинскую семинарию, обратил внимание на юношу, о котором наставники отзывались с похвалой; архипастырь заговорил с ним по латыни; ловкость и свобода, с какими Виноградский объяснялся с Преосвященным, обличили способности юного ученика. Проницательный взор Платона открыл в нём человека, полезного Церкви; но по некоторым посторонним обстоятельствам архипастырь не принимал его под особенное покровительство. Учение Виноградского на Перерве кончилось риторическим классом; отсюда переведён в академию, где слушал Богословие и другие науки, а потом, по поручению начальства, изучал изобретённый сербом Янковичем де-Мириево способ обучения, похожий на Ланкастеров, после чего сам преподавал оный в низших классах академии; кроме того, в свободное от занятий время, посещал лекции профессоров Московского университета, для приобретения навыка в Русской словесности, с коею в то время духовные училища не в достаточной мере знакомили своих питомцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Вскоре настало время Петру оставить родительский дом и вступать в училище; ибо духовное начальство требовало, чтобы все Священнослужители приводили детей своих в Коломенскую Семинарию. Отец его был уже Священником в Серпуховском уезде, Коломенской епархии, в селе Липицах, о коем Платон вспоминает в своём Путешествии в Киев 8 ; потом поступил в Москву викарным священником к церкви Святителя Николая, что слывёт Красные колокола или красный звон. Так как Георгию Данилову хотелось самому перейти в Москву, то по его настоятельной просьбе, сыновья его Пётр и Александр переведены из Коломенской епархии в Московскую и определены в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию, где приняли фамилию Левшиновых, а потом Левшиных. Когда отец представил обоих сыновей Префекту Академии, Иоанну Козловичу, последний, приняв их благосклонно, сказал им в поощрение: «Детки учитесь, после Протопопове будете». Что и сбылось; Александр был Протопопом Московского Успенского собора, а Пётр Начальником над Протопопами. Они жила у старшего брата своего Тимофея, пономаря при церкви Св. Софии, Премудрости Божией, что в средних Набережных Садовниках, а потом у родственника их, дьякона при церкви Спаса во Спасской, при коей и отец их Георгий впоследствии был викарным священником. Ходив босиком в училище с грошом на обед, по своей бережливости и по скудости родителей, Пётр носил в руках свои новые коты, чтобы их не истоптать, и надевал их близ Академии, Так путём замысловатой нужды и неусыпного труда он достигал просвещения и славы. В две недели Левшин, выучась читать и писать по Латине, постепенно переводим был: в низший Латинский класс (фару), из коего через год он поступил в Грамматику и через столько же времени в Синтаксиму, потом в Пиитику, а напоследок, через год, в Риторику, которую тогда преподавал Иеромонах Кирилл Григорович. В течение четырёх лет Левшин слушал Философию и Богословию у Геннадия Драницына, впоследствии бывшего Суздальским Епископом. Но пределы школы не суть пределы для гения. Чувствуя недостатки в своём учении и сознавая пользу исторических наук, Пётр Егорович сам собою научился Географии и Истории, которую любил во всю свою жизнь. Газеты служили ему повторением Географии, а карты географические поверкой газетных известий. Все сии пособия, при скудости средств, приобретались им с затруднениями, как и самые сведения, недоступные тогда ещё школе, ограниченной и в средствах и в цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Личная жизнь преосвященного Афанасия в Саратове отличалась скромностью и строгостью. Он крайне боялся (до болезненности) подать какой-либо соблазн другим. Жил в совершенном одиночестве. Без крайности сам не выезжал к другим и у себя не принимал никого. Не допускал никаких развлечений. В архиерейском священнодействии он был величественен и великолепен. Богослужебный устав в его кафедральном соборе соблюдался очень строго. У него был самый лучший хор из провинциальных, о котором он проявлял самое горячее отеческое попечение. Знаменитый композитор протоиерей Петр Турчанинов не один раз приезжал из Санкт-Петербурга в Саратов послушать его хор и руководить им. В Саратове преосвященный Афанасий имел столкновение с гражданской властью, что послужило причиной его перевода в Астрахань, где он по-прежнему продолжал заниматься наукой, поставив себя выше всех житейских огорчений. Труды: Две студенческие работы//Опыты сочинений воспитанников Московской духовной академии. – М., 1824. Исторические сведения о костромском Богоявленском монастыре с XV по XIX век. – СПб., 1837 (без имени автора). Слово на день Воздвижения Креста Господня и рассуждение на слово «Испытывайте духов, от Бога ли они». Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Биографические материалы. – Одесса, 1901, т. 1. – С. 27–38. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 27–44, 104, 178, 281. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 237–420. Языков Д. Д.//Библиограф. – СПб., 1885, 2. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 16. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. – СПб., 1894. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 833–834.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010