Руководили архиерейской школой и преподавали в ней братья Иоанникий и Софроний Лихуды , которые придерживались учебного плана, разработанного ими прежде для Московской славяно-греко-латинской академии, за исключением латинского языка, который в Новгороде не изучался. «Школа эта была прямой предшественницей ныне существующей семинарии, – сообщалось в историческом очерке к 150-летию Новгородской духовной семинарии. – Она и по курсу (то есть учебному плану – М.К.) стояла выше обыкновенных архиерейских школ того времени, и ее ученики составили первый курс (то есть набор учащихся – М.К.) при учреждении архиепископом Амвросием 3 семинарии в Антониеве монастыре 4 » 137] в 1740 году. Открывая семинарию для подготовки церковных кадров (в первую очередь священно- и церковнослужителей, преподавателей духовных школ), архиепископ Амвросий планировал устроить в Новгороде центр духовного просвещения по примеру Киевской духовной академии, воспитанником и преподавателем которой был он сам. С того времени ректор и преподаватели учрежденной им семинарии также были выпускниками Киевской духовной школы, что обусловило переориентацию учебного процесса на латинизированное научное направление. Существовавшее еще некоторое время греко-славянское училище служило для семинарии подготовительной базой. Глубоко чтимый иеромонахом Феофаном святитель Тихон Задонский был учеником первого набора (1740 года) семинарии, до поступления в которую он учился в греко-славянской школе. Еще будучи студентом выпускного класса, он начал преподавать в семинарии греческий язык, а после ее окончания в 1754 году – риторику, став одним из первых преподавателей из числа выпускников семинарии. Во время пребывания в Новгородской духовной семинарии у него зародилось желание избрать иноческий путь. Впоследствии оно укрепилось благодатным откровением, которое посетило молодого преподавателя во время размышления о вечном В 1758 году здесь же, в Новгороде, он был пострижен в монашество с именем Тихон ректором семинарии и настоятелем монастыря святого Антония Римлянина архимандритом Парфением (Сопковским) 5 . Летом того же года будущий святитель Тихон стал учителем философии, а еще через полгода – префектом 6 , прослужив в Новгороде еще около полугода до своего перевода в Тверскую семинарию. Мысль о преемстве должна была утешать иеромонаха Феофана, которому пришлось вести подобную учебную и административную деятельность в стенах того же учреждения духовного образования. Можно предположить, что обращение к опыту – деятельному и созерцательному – любимого им с детства просвещенного подвижника нередко помогало ему находить правильный выход из различных затруднений и непростых жизненных ситуаций, которые связаны с деятельностью наставника юношества в любые времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 1755 г. начальника четвертой Миссии (1744–1755) архимандрита Гервасия (Линцевского) сменил в Пекине архимандрит Амвросий (Юматов) (1717–1771). Он и прибывшие с ним церковнослужители составили пятую Духовную Миссию. Ее глава архимандрит Амвросий, «человек образованный и с твердым характером» 34 , прежде был учителем пиитики в Московской славяно-греко-латинской академии. Сохранилось описание его характера и внешнего вида: «был рачителен в домостроительстве, весел в обращении, возраста высокого, довольно плотен, бороду имел длинную» 35 . В состав духовной свиты архимандрита Амвросия вошли два иеромонаха, один иеродиакон и три церковника. В указе Святейшего Синода от 18 июня 1753 г. о них сообщается следующее: «Из Казанской епархии иеромонах Сильвестр, Заиконоспаского училищнаго монастыря казначей иеромонах Софроний, Ставропагиального Новоспаского монастыря иеродиакон Сергий, церковники из находящихся в Московской славено-греко-латинской академии учеников школ риторики Стефан Зимин, пиитики Илья Иванов, Алексей Данилов» 36 . Интересные сведения о некоторых членах свиты Юматова сообщил архимандрит Софроний (Грибовский), бывший главой восьмой Духовной Миссии с 1794 по 1808 г.: «иеромонах Сильвестр крайне много пил, но при такой своей неумеренности весьма был скуп; иеромонах Софроний, который при Успенской церкве, где он и жил, удавился; иеродиякон Сергий, коего по приезде в Пейдзин начальник его, архимандрит Амвросий, за пьянственные и буйные дела отдавал директору каравана Алексею Владыкину для вызова 37 в Россию, но директор диакона Сергия не принял, потому, как значится, в директорском к архимандриту сообщении, что Сергий не был лишен монашества и: диаконства» 38 . По словам Софрония (Грибовского), к главе Миссии и его свите были определены на службу китайским Трибуналом три русских перебежчика: Василий Александров, Иван: Козловский и Григорий Спицын 39 . Однако архивные материалы свидетельствуют о том, что указанные служители были назначены еще в России и прибыли в Пекин в составе свиты архимандрита Амвросия: «при Юматове новокрещеной ис персиан Василей Александров, при иеромонахах Софронии – киевской житель Иван Козловской; при Сильвестре – вместо служителя, сын ево родной Григорей Спицын» 40 . Подобное несовпадение фактов наводит на мысль и о возможной недостоверности материала, на основании которого Софроний (Грибовский) охарактеризовал членов пятой Духовной Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый собор был двухпрестольным: главный престол – во имя Спаса Нерукотворного, а придельный, возможно, сохранил посвящение старой деревянной церкви. Историк А.Ф. Малиновский утверждал, что до 1742 года посвящение второго престола неизвестно. Собор был освящен в ноябре 1661 года, а спустя 20 лет, когда уже началась «учительная» история монастыря, власти запретили «рядскую» торговлю иконами: в 1681 году царь Федор Алексеевич издал указ, дабы «торговым людям святых икон на промене не держать». Иконный ряд ликвидировали, а для «промену» икон были построены деревянные лавки на Печатном дворе. Через несколько лет в Заиконоспасском монастыре открылась первая высшая школа России – Славяно-греко-латинская академия. «Московские новосияющие Афины» Превращение Заиконоспасского монастыря в учительный началось еще до строительства нового собора. В первой половине XVII века остро ощущалась потребность в грамотных специалистах для нужд Печатного двора, исправления и переводов церковных книг, для подготовки чиновников Посольского и других государственных приказов. Кроме того, стала ясна задача повышения образовательного уровня русского духовенства, в том числе и для защиты Православия от иноземного влияния. Опыт приглашения ученых греков и киевских монахов (училище Ртищева, Чудовская школа) был успешен, но показал необходимость создания собственной школы. В 1634 году в Москве была устроена Греко-латинская школа под руководством грека Арсения, где впервые стали обучать древним языкам: латинскому и греческому. Так свидетельствовал Адам Олеарий, но по другим данным, эта школа была основана в 1653 году при патриархе Никоне в Чудовом монастыре, а в 1655 году Арсений вместе со школой переехал в Заиконоспасский, и монастырь стали называть «учительным». С этого началось его постепенное превращение в центр русского просвещения. Новая страница в истории монастыря началась уже в 1664 году – с приездом в Москву знаменитого Симеона Полоцкого, выпускника Киево-Могилянской коллегии и учителя школы в Полоцке, отчего и пошло его прозвище. В Полоцке он познакомился с царем Алексеем Михайловичем, когда тот посетил город. Он поднес государю приветственные стихи и настолько очаровал его, что получил приглашение в Москву, где стал воспитателем царских детей, первым в России придворным поэтом, создателем первой русской частной школы при храме Иоанна Богослова в Бронной слободе и настоятелем Заиконоспасского монастыря, в котором остановился по прибытии. С его приездом в русском обществе началась затяжная, опасная борьба между полярными течениями грекофилов и латинствующих. И победа греческого лагеря стала, без преувеличения, победой России, отстоявшей свою веру, национальную самобытность и православное просвещение.

http://pravoslavie.ru/4425.html

Будучи, вследствие одной случайности 3 , по его собственному признанию, «самоучкой» (αυτοδδακτς) в греческом языке, хорошо изучив этот язык теоретически и практически 4 , и полюбив его, он ту же любовь к нему поселял, возгревал и в питомцах, тружениках Троицкой Лаврской Семинарии, которая тем особенно и преимуществовала пред всеми другими семинариями своего времени, что мало-помалу сравнялась с академиями по курсу предметов и по изучению греческого языка в числе этих предметов 5 . Вместе с тем и в отношении к Московской Славяно-греко-латинской Академии митрополит Платон в годы юности своей был учеником, а после, в качестве Московского архипастыря, директором ее. Дабы изучение греческого языка и в Академии и в семинарии было не одно лишь теоретическое, но и практическое, митрополит Платон, как сам, в свою бытность учеником Академии, так и воспитанников того и другого учебного заведения заставлял посещать Московский Никольский греческий монастырь и участвовать там чтением и пением во храме (по-гречески), приглашал природных греков для обучения в них греческому языку, оказывал всякое покровительство грекам, желавшим учиться в подведомых ему духовно-учебных заведениях 6 , имея в виду пользоваться и их взаимными услугами для разговоров на греческом языке с учениками русского происхождения, ввел в этих заведениях обучение не только древнегреческому, но и новогреческому (πλ) языку, и т. д. Большим подспорьем ему в этом отношении был Высочайший указ 27 августа 1784 года, коим относительно предметов преподавания в духовных семинариях предписывалось между прочим следующее: «из числа языков греческий предпочтительнее другим в оных преподаваем быть долженствует, как в рассуждении, что книги священный и учителей православной нашей Греко-российской церкви на нем писаны, так и потому, что знание сего языка многим другим наукам пособствует; почему Синод наш подтверждая кому следует о надлежащем того исполнении, обязан будет впредь, по истечении трехлетнего времени, наблюдать за правило, чтоб на убылые места, от избрания его зависящие, представляемы были преимущественно такие, кои в греческом языке совершенное приобрели знание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В 1683 г. Л. приехали в К-поль, где поселились на подворье Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары . В ответ на просьбу русского правительства прислать учителей патриарх Досифей направил Л. в Москву. Решение было принято после того, как патриарх убедился в приверженности Л. Православию: братья представили ему исповедание веры, проповедовали перед патриархом, митрополитом, архиепископом, епископом и клиром. Путешествие в Москву продолжалось ок. 2 лет (с июля 1683 по март 1685). По пути братья участвовали в диспутах с румын. богословами, а также с католиками, лютеранами, кальвинистами. Л. прибыли в Москву 5(15) марта 1685 г. и были приняты царями Петром I Алексеевичем и Иоанном V Алексеевичем . Спустя неск. месяцев для Л. были построены 2 кельи в московском в честь Богоявления мужском монастыре , в к-ром 1(11) июля 1685 г. начала работу Богоявленская школа Л., явившаяся 1-м этапом создания Славяно-греко-латинской академии. Составленная Л. учебная программа ориентировалась на европ. образцы, прежде всего на программу Падуанского ун-та. В учебном процессе Л. использовали как известные в то время печатные пособия по грамматике, риторике, философии, эпистолографии, поэтике и др., так и составленные ими для рус. слушателей учебники. Сохранились списки учебников Л. фактически по всем читаемым ими предметам. Среди них греч. грамматика московской (краткой), костромской и новгородской (пространной) редакций, лат. грамматика, поэтика, 2 риторики, логика, физика, богословие, пособие «О методе эпистолярного искусства». Первыми студентами Л. были 7 учащихся греко-слав. школы иером. Тимофея, находившейся на Московском Печатном дворе: Алексей Кирилов, Николай Семёнов, Федор Поликарпов-Орлов , Иосиф Афанасьев, Федот Агеев, Василий Артемьев, Федор Герасимов. В нояб. 1687 г. академия была переведена в построенное для нее здание на территории Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря . Основная роль в преподавательском процессе принадлежала Софронию Лихуду, именно он, находясь в Москве, возглавлял академию в 1685-1694 гг., в то время как Иоанникий Лихуд в 1688-1691 гг. уезжал в Венецию, где в т. ч. вел переговоры с Венецианской республикой о союзе с Россией против Османской империи.

http://pravenc.ru/text/2110625.html

В 1694 г. Л. были отстранены от преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Судя по документам Посольского приказа, одной из причин их отстранения было послание Иерусалимского патриарха Досифея II, выдвинувшего ряд обвинений против Л. Братьям было разрешено остаться в Москве. В 1694-1697 гг. они давали уроки итал. языка, в 1697-1700 гг. преподавали в школе по изучению итал. языка, состоявшей в ведении Разрядного приказа. В янв. 1704 г. Л. были удалены в Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь в Костроме, где пробыли до янв. 1706 г. Там они продолжали полемическую деятельность, составили учебник греч. грамматики пространной редакции. В нач. 1706 г. Новгородский митр. Иов добился освобождения Л. и позволения переехать в Новгород, где они почти сразу открыли школу. В кон. 1707 г. Софроний Лихуд был вызван в Москву, возглавил школу греч. языка (в академии в то время греческий не преподавался). В 1712 г. он был привлечен к работе над исправлением слав. перевода Библии, к-рая велась на Печатном дворе. Текст, к-рый был правлен в 1713-1721 гг. Софронием Лихудом и его коллегами по библейской комиссии ( Феофилактом (Лопатинским) , Поликарповым-Орловым, Н. Головиным и др.) (правленная рукопись: ГИМ. Син. 22), был положен в основу издания в 1751 г. Елизаветинской Библии. Показательно, что основная тенденция справы состояла в устранении специфически книжных «еллинизмов», что делало церковнослав. язык более понятным и приблизило его к русскому языку (см.: Бобрик М. А. Книжная справа 1-й пол. XVIII в. и проблемы нормализации русского литературного языка: АКД. М., 1988. С. 6-7). В 1723-1729 гг. Софроний являлся архимандритом Солотчинского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , в 1730 г. переведен в Новоспасский московский в честь Преображения Господня монастырь , скончался в том же году. Иоанникий Лихуд вернулся из Новгорода в Москву в 1716 г., умер в следующем году, погребен в Заиконоспасском монастыре. Л. стали основателями филологической школы, во многом определившей развитие лингвистической мысли России в 1-й пол. XVIII в. Лингводидактическая концепция, воплощенная, в частности, в учебных пособиях Л. по греческому и церковнославянскому языкам, получила дальнейшую реализацию в грамматических трудах их учеников - просветителей и педагогов Поликарпова-Орлова («Технология»: РНБ. Ф. НРСК 1921. 60; РГАДА. Ф. 381. 1241; Ф. 201. 6) и Ф. Максимова, выпускника греко-слав. школы в Новгороде (Грамматика славенская, вкратце собранная. СПб., 1723). Богословско-полемическая, проповедническая деятельность

http://pravenc.ru/text/2110625.html

В 1724 г. П. был вызван в столицу для заседания в «Петербургском правлении» Синода. В дек. того же года рекомендован Синодом на архиерейскую кафедру в Воронеж, но его кандидатура не была утверждена. В 1725 г. по поручению Синода П. наряду с писателем и переводчиком архим. Феофилом (Кроликом; † 1732) участвовал в правке «касающихся духовного суда артикулов» воинского устава (Там же. Т. 5. С. 569-579). 7 мая 1724 г. П. участвовал в коронации имп. Екатерины I Алексеевны , в нач. марта 1725 г.- в церемониях, связанных с погребением имп. Петра I, 25 февр. 1728 г.- в коронации имп. Петра II Алексеевича . Считается, что в 20-х - нач. 30-х гг. XVIII в. «Смелич являлся одним из деятельных чиновников Синода, понимавших и защищавших нужды Церкви» ( Скворцов. 1878. 1. С. 34-36). 31 июля 1725 г. по повелению имп. Екатерины I он был назначен наместником с.-петербургского Александро-Невского мон-ря, 9 авг. удостоен звания «первейшего архимандрита во всей империи» (ОДДС. Т. 5. С. 412). Императрица лично возложила на него наперсный финифтяный крест. В нояб. того же года П. ввел в Славянской школе, находившейся на территории Александро-Невской обители, преподавание греч. и лат. языков, преобразовав это учебное заведение в Славяно-греко-латинскую семинарию. Мон-рь обязался содержать на «своем коште» 50 воспитанников. Для «обучения младых отроков на еллинском и латинском диалектах» по рекомендации П. из Московского типографского уч-ща был приглашен грек Афанасий Егорович Скиада (1691-1769). Помимо обучения языкам, архимандрит поручил Скиаде привести в порядок, описать и пополнить монастырскую б-ку. Для преподавания арифметики и геометрии по прошению П. из инженерной роты был прислан И. Соснин, к-рый первоначально исполнял должность префекта семинарии. Позже по приглашению архимандрита лат. язык преподавал датчанин Адам Селлий (впосл. мон. Никодим; 1695-1745). Др. наставников П. безуспешно пытался выписать из Москвы и из Киева. К 1726 г. по ходатайству П. для Александро-Невской типографии из Московской типографии были присланы неск. пудов «греко-литинских» литер.

http://pravenc.ru/text/2580322.html

В Москву прибыли ученые иноки, воспитанники также братских школ, Епифаний Славеницкий, Арсений Сатановский (1649 г.) и Дамаскин Птицкий (1650 г.) 285 . Занимаясь переводами, они находили время и обучать других. Под влиянием их некоторые из москвичей захотели отправиться в Киев для образования. Но многие стали роптать на южнорусских ученых. Видя, что они дают ученикам иное, чем простое чтение по богослужебным книгам, как привыкли в Москве, московские грамотеи начали говорить, что «те старцы недобрые, что доброго учения у них нет»; начали подозревать науку, преподаваемую пришлецами, в неправославии: «в греческой грамоте еретичество есть, кто по – латыни научится, тот с правого пути совратится», – говорили они; начали удерживать любознательных юношей от путешествия в Киев, а боярина Ртищева, покровительствовавшего ученым старцам, обвинять в ереси. Все эти нападки были пока не страшны. За южно –  русских ученых стояли сам царь, любимец его Ртищев, и друг, новгородский митр. Никон. Сделавшись патриархом, последний оказал им явное покровительство. Он поручил им книжное исправление. Епифаний сделан был главным справщиком на печатном дворе; он же поставлен начальником, основанного в московском Чудовом монастыре, греколатинского училища; помощником его здесь стал Арсений грек. Несмотря на то, что Епифаний, Арсений и др. были обременяемы книжными исправлениями и переводами, они и теперь находили время заниматься с учениками латинским и греческим языком. Епифаний даже составил в помощь учащимся грекославянолатинский лексикон. Между москвичами, учившимися у южнорусских старцев, находились такие, которые хорошо знали греческий язык, например чудовские монахи Евфимий и Моисей, священник Никифор и игумен Сергий. С падением Никона послышались прежние упреки против ученых; оставшаяся без поддержки, чудовская школа пала; андреевское братство так же расстроилось. Но просветительное движение не совсем остановилось. Многие из русских юношей, особенно знатных фамилий, поехали в Польшу для образования; в Москву свободно шли знакомые с наукой люди из вновь присоединенных городов Малороссии и Белоруссии, принося оттуда и рассеевая по Москве семена образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Труды: Проповеди. – 1-е изд. – М., 1722; 2-е изд. – М., 1768. Полное собрание поучительных слов, сказанных в Высочайшем присутствии Государя И мператора Петра Великого преосвященным Гавриилом Бужинским. – М., 1784. Служба и канон святому Александру Невскому. – СПб., 1725. Переводы с латинского языка: Пуффендорф. Введение в историю европейских держав. – СПб., 1718. Пуффендорф. О должности человека и гражданина. – СПб., 1726. Стратеманн. Феатрон или позор исторический, изъявляющий повсюдную историю Священного Писания и гражданскую. – СПб., 1724. Литература: Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868. – С. 89, 90, 216, 303–305, 328–329. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 207. Рункевич С. Г. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. – СПб., 1900, т. 1 – С. 210–212. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827. – С. 77–81. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев. 1856, т. 1. – С. 293–294. Пекарский П. П. Наука и литература при Петре Великом. – СПб., 1862, т. 1.-С. 116, 229, 236, 325, 326, 329–331, 497; т. 2. – С. 397, 407, 408, 437–439, 469, 592, 613–615, 636, 657, 669, 672, 673. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – с · 256–258, 1155. Петухов Е. В. Историко-литературный материал, из эпохи преобразования (проповеди Гавриила Бужинского 1717–1727). – Юрьев, 1901. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 130. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1411. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 33. Иероним [Алякринский], архимандрит. Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иеронимом. С примечаниями И. Добролюбова.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В ней принимали участие владыка Феофилакт Тверской, все члены Синода и все архиереи, 22 архимандрита, 8 игуменов (в том числе игумен Исаакий), 3 иеромонаха, 9 протопопов, 26 священников, 1 архидиакон, 42 иеродиакона, 10 протодиаконов, 21 диакон, 16 иподиаконов, 14 певчих, 9 учителей и 40 учеников московских славяно-латинских школ. Все лица духовного звания были в священном облачении, им предшествовали две хоругви Большого Успенского собора, два больших хрустальных креста, третий благословляющий и запрестольный образ. Ученики греко-латинских школ были одеты в белые, с бахромою, камзолы и белые плащи, на головах имели короны с венцами, а в руках держали пальмовые ветви. Ученики встретили императора пением «приветствия» и провожали до площади, где шли по левую сторону кареты. В то же время иподиаконы и синодальные певчие пели «Воспойте людие благолепно в Сионе, и молитву воздадите Христу в Иерусалиме. Сам грядет во славе со властию, в Немже утвердися Церковь зовуще: осанна, благословен еси Грядый». От Воскресенских ворот император направился в Успенский собор, где был встречен архиепископом Феофаном со святым крестом, а архиепископом Георгием – со святою водою. Приложившись к кресту и приняв окропление святою водою, император занял в храме свое место, и певчие пропели многолетие, после чего император прикладывался к местным образам и святым мощам. Оттуда он прошел в Архангельский, Благовещенский соборы и вступил в свои «чертоги». Днем коронования было назначено 25 февраля 1728 года . 13 января 1731 года состоялось синодальное определение о назначении в Крестовоздвиженский московский монастырь Сретенского игумена Исаакия и о назначении на его место игумена Феодора из Николаевского Колоцкого монастыря, что в Можайском уезде, который пробыл в Сретенском монастыре меньше года . По документам Синода, в 1741 году игумен Крестовоздвиженского монастыря в Москве Исаакий, пребывающий в иночестве 48 лет и в игуменстве 25 лет, по старости и болезни просился в Андреевский московский монастырь, что и было уважено .

http://pravoslavie.ru/32183.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010