Митрополит Платон (Левшин) Первым действительно выдающимся деятелем, с которым в своей жизни познакомился юный Иларион Смирнов, будущий святитель Иннокентий, был митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) . 1 сентября 1793 г. Иларион поступил в Перервинскую семинарию. История ее появления напрямую связана с владыкой Платоном. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. многие обители были закрыты, а те, что остались, весьма обеднели. Перервинской обители оставили доходы от Иверской часовни, и именно поэтому, как полагают, архиепископ Платон (Левшин) добился в 1775 г. учреждения новой духовной семинарии именно здесь: монастырь имел финансовую возможность ее содержать. Перервинская семинария была одним из любимых детищ митрополита Платона, он регулярно бывал здесь, присутствовал на экзаменах. Возможно, в 1798 г. и произошло событие, определившее многое в дальнейшей судьбе святителя Иннокентия, – его личное знакомство с великим иерархом. Дело в том, что 18 ноября, в день памяти мученика Платона Анкирского, высокопреосвященный Платон праздновал свой день ангела, и, по традиции, ученики и студенты Лаврской, Перервинской, Вифанской семинарий, Славяно-греко-латинской академии подносили ему рукописные книги-альбомы со стихами-посвящениями. Самое раннее участие свт. Иннокентия в перервинских стихотворных сборниках относится к ноябрю 1798 г. 1 Спустя год, в ноябре 1799 г., в семинарском сборнике посвящений митрополиту Платону мы находим уже стихотворение из 18-ти строф под названием «Истинный нектар». На наш взгляд, особенно интересна в нем последняя строфа: Ах! когда младенца тоном Кроткий дух Твой восхищен! И, не движась самым громом, Мною тронут!.. Я блажен 2 Кажется, ее надо трактовать примерно так: «Я был счастлив, когда митрополита Платона, которого не смутил бы и раскат грома, тронула и восхитила моя речь». Какое именно выступление юного ученика Перервинской семинарии так высоко оценил московский владыка, сказать сложно. Но, может быть, именно тогда он впервые заметил его и именно с этого случая стал особо покровительствовать талантливому ученику.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Московская епархия есть единственная, в которой не одна, а две семинарии: одна в самой Москве, другая близ Троицы, в Вифанском монастыре. К каждой приписаны свои училища: к Московскоймосковские, в самой столице помещающиеся (их было в мое время три), одно подмосковное, Перервинское, тоже почти столичное по местности (в шести верстах), и, наконец, Коломенское. В Вифанскую семинарию поступали из училищ Дмитровского и Звенигородского. По отношению к московским это училища провинциальные, и сама семинария Вифанская имела славу провинциальной. «Вифанец» — низшей породы существо, неотесанное, мало развитое. Морщась, отец-москвич выдавал за него дочь; пренебрежительно посматривали на него москвичи-сверстники; при одинаковых юридических правах москвичи пролезали и на лучшие епархиальные места; вифанцы ютились больше там где-то по селам и уездным городам, и притом своего вифанского округа. Одинаков учебный курс в той и другой семинарии, но предполагалось, что и учебная подготовка в Московской выше, нежели в Вифанской. Было некоторое основание для такого мнения: в Москву назначали из Академии лучших воспитанников для занятия кафедр; из Вифанской в Московскую переводили не только преподавателей, но и ректоров с инспекторами в виде повышения. А в сущности, пренебрежительный взгляд на Вифанскую семинарию был предрассудком. Вифанцы были только менее цивилизованы, грубее, не полированы, но в науке даже ближе московских. Они не бывали в театрах; иной и столицы совсем не видал; не умели ступить и сесть; со светским обществом, со светскою литературой никакого знакомства. Но близость к Академии давала особенное озарение. Академические знаменитости были свои для вифанца; от лекций академических слышались постоянные в Вифании отголоски, и у учеников более, нежели даже у профессоров. Вифанцы были постоянными переписчиками студентов; студенческие диссертации, профессорские лекции обращались между учениками; лучшие из «философов» и «богословов» ими пользовались для себя, припасали вторые экземпляры. Внешняя судьба Академии, ее профессоров и студентов была темой разговоров и преданий вифанских. И однако напоминание о «вифанстве» вызывало презрительную улыбку у москвича, и само начальство отдавало Московской семинарии почет. Такова сила преданий: Московская семинария была прямою наследницей Славяно-греко-латинской академии, а Вифанская — дочь домашней семинарии митрополита Платона, оставленная существовать единственно из уважения к личной памяти знаменитого иерарха и из сожаления к зданиям, которые без того осуждены были бы на запустение.

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

Никофор Иоаннов с 1735 г. по 1745 г. Федор Мартемианов Листвиев с 10 февр. 1745 г. по 1767 г. Окончил курс Славяно-греко-латинской академии (1717 г. по 1731 г.). Поступил на должность протопресвитера Успенского собора из ключарей С.-Петербургского Петропавловского собора. Александр Георгиевич Левшин с 24 сент. 1767 г. по 22 октября 1798 г. Он был достойный брат знаменитого Платона, митрополита Московского. Отец их сначала был сельским дьячком, потом сделался священником и впоследствии служил в Москве ранние литургии, живя у своего зятя (мужа дочери), священника Спасской, что в Спасском, церкви, где при церкви и был погребен. У него было четверо сыновей: старший – митрополит Платон, за ним следовали: Александр – протопресвитер. Алексей и Тимофей, и одна дочь 4 . Протопресвитер А.Г. Левшин был замечательной личностью, выдающейся по уму, образованию и служебной деятельности. В качестве члена «комиссии для предохранения и врачевания от моровой заразительной язвы», свирепствовавшей с 1770 г. по 1772 г. в Москве, он проявил полную неустрашимость и благоразумную энергию. Им составлено прекрасное «Наставление об очищении церквей» по прекращении язвы. Вот это наставление: 1 . «Во всех, представленных комиссии врачевания и предохранения во известие храмах, во-первых, за неминуемое, по истине, признается к очищению средство – открыть окна на три дня для проветривания. 2 . Московскою духовною консисторией предизбранным для очищения святых храмов священникам, не вступая в настоящую церковь , в притворе надлежит совершить как закон и правило повелевают, освящение воды с подобающим благоговением, по исполнении которого окропить храм и в нем лежащие священные вещи, с тем притом, изъяснением, чтобы ризы и другие для совершения сего обряда потребности взять из другой благополучной церкви. 3 . Священников, имеющих очищать церкви, снабдить от Правительства потребными лекарствами, сделать из полотна запаны, какие обыкновенно при освящении новых храмов употребляются. Число их не более должно быть тридцати, потому что они и для прочих служить могут: притом дать перчатки для принятия в руки священных одежд и сосудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

По письменным источникам известно два троицких книжных вклада архимандрита Иоасафа: под 1662 годом — рукописный орнаментированный крюковой Стихарь, под 1664 годом — печатное Евангелие. В период духовного руководства Троицкой обителью происходит личное знакомство и сближение Иоасафа с царем Алексеем Михайловичем. По преданию, архимандрит обратил на себя внимание государя благодаря чуду, ниспосланному русским в виде крупной победы над поляками в ходе русско-польской войны 1654-1667 годов после трехдневного поста и молитв троицкой братии (это произошло в ноябре 1661 года) 7 . Будучи архимандритом Сергиевой обители, Иоасаф принимал участие в Большом Московском Соборе (1666-1667) и в соборном суде над Патриархом Никоном. Сохранились его подписи в документах Собора 8 . Царская воля 31 января 1667 года Патриархами Александрийским Паисием и Антиохийским Макарием архимандрит Иоасаф на Соборе был избран Патриархом Московским и всея Руси. Бывший ко времени избрания на Патриаршество глубоким стариком, Иоасаф, по всей видимости, совершенно искренне отказывался занять Первосвятительскую кафедру, ссылаясь на преклонные года, малую ученость и отсутствие опыта. Однако царь Алексей Михайлович уговорил старца стать новым Патриархом. И 10 февраля он был поставлен на Патриарший престол с именем Uoacaфa II (Uoacaф I был Патриархом Московским и всея Руси в 1634-1640 годах). Историки полагают, что царь Алексей Михайлович отдал предпочтение троицкому архимандриту, поскольку тот был немощным старцем. Очевидно, царь не хотел видеть во главе Русской Церкви деятельного и независимого человека, каким был Патриарх Никон, и поэтому лоббировал ситуацию, что Иоасаф миновал архиерейскую ступеньку в карьере. Каноны тоже были соблюдены, поскольку тогда наметилась тенденция, что троицкий игумен мог продвигаться по карьерной лестнице, назначаться на архиерейские должности. Такое событие, как избрание нового Патриарха, было отмечено иеромонахом и преподавателем школы при московском Заиконоспасском монастыре Симеоном Полоцким стихотворным «Приветствием новоизбранному Патриарху», которое впоследствии поэт включил в свой «Рифмологион» 9 . При Патриархе Uoacaфe II Cuмeoh Полоцкий играл весьма примечательную роль: по мнению историков А.П. Богданова, И.А. Татарского и А.Н. Робинсона, он приложил руку ко многим соборным документам и материалам, в частности к грамоте Патриарха об учреждении Славяно-греко-латинской гимназии 10 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5899467...

По письменным источникам известно два троицких книжных вклада архимандрита ­Иоасафа: под 1662 годом — рукописный орнаментированный крюковой Стихарь, под 1664 годом — печатное Евангелие.  В период духовного руководства Троицкой обителью происходит личное знакомство и сближение Иоасафа с царем Алексеем Михайловичем. По преданию, архимандрит обратил на себя внимание государя благодаря чуду, ниспосланному русским в виде крупной победы над поляками в ходе русско-польской войны 1654–1667 годов после трехдневного поста и молитв троицкой братии (это произошло в ноябре 1661 года) 7 . Будучи архимандритом Сергиевой обители, Иоасаф принимал участие в Большом Московском Соборе (1666–1667) и в соборном суде над Патриархом Никоном. Сохранились его подписи в документах Собора 8.   Царская воля Тридцать первого января 1667 года Патриархами Александрийским Паисием и Анти­охийским Макарием архимандрит Иоасаф на Соборе был избран Патриархом Московским и всея Руси. Бывший ко времени избрания на патриаршество глубоким стариком, Иоасаф, по всей видимости, совершенно искренне отказывался занять первосвятительскую кафедру, ссылаясь на преклонные года, малую ученость и отсутствие опыта. Однако царь Алексей Михайлович уговорил старца стать новым Патриархом. И 10 февраля он был поставлен на Патриарший престол с именем Иоасафа II (Иоасаф I был Патриархом Московским и всея Руси в 1634–1640 годах).  Историки полагают, что царь Алексей Михайлович отдал предпочтение троицкому архимандриту, поскольку тот был немощным старцем. Очевидно, царь не хотел видеть во главе Русской Церкви деятельного и независимого человека, каким был Патриарх Никон, и поэтому лоббировал ситуацию, что Иоасаф миновал архиерейскую ступеньку в карьере. Каноны тоже были соблюдены, поскольку тогда наметилась тенденция, что троицкий игумен мог продвигаться по карьерной лестнице, назначаться на архиерейские должности. Такое событие, как избрание нового Патриарха, было отмечено иеромонахом и преподавателем школы при московском Заиконоспасском монастыре Симеоном Полоцким стихотворным «Приветствием новоизбранному Патриарху», которое впоследствии поэт включил в свой «Рифмологион» 9 . При Патриархе Иоасафе II Симеон Полоцкий играл весьма примечательную роль: по мнению историков А. П. Богданова, И. А. Татарского и А. Н. Робинсона, он приложил руку ко многим соборным документам и материалам, в частности к грамоте Патриарха об учреждении славяно-греко-латинской гимназии 10 .

http://e-vestnik.ru/history/novotorzhets...

Тесным путем ведет Господь своих избранников. Путь скорбей и лишений с самого детства проходил и Гермоген, сын бедного, многодетного родителя. Первоначально он обучался в коломенской семинарии поэзии и риторике, и носил фамилию: Успенский, или Федоровский. Живя на квартире, терпел крайнюю нужду, – в содержании помогал ему брат Николай (Федоровский), находившийся в архиерейском хоре 89 . Он иногда за неимением бумаги писал на березовой коре: одно уж это показывает его нищету и прилежание. С 1799 года (по переводе коломенской семинарии в Тулу) он обучался в бывшей московской славяно-греко-латинской академии с новой фамилией: Сперанский 90 . Бедность не отставала от него и здесь: не на что было купить латинского лексикона, о чем он очень скорбел. Но это не ослабляло его ревности к учению. По переезде в Москву, сначала он жил на квартире, но в 1804 г. студент богословия Егор Сперанский значится 91 живущим в бурсе. По окончании курса наук с отличным успехом 92 он был оставлен при той же академии учителем французского языка, и этот предмет он преподавал сначала в низшем классе с 7 сентября 1804 года, потом в высшем с 16 марта 1805 до 1814 года 93 . Чтобы совершеннее узнать французский язык, он из Заиконоспасского монастыря, где помещалась академия и сам он жил, – ходил ежедневно к бедному французу, квартировавшему на Никольской улице, который за ничтожную плату упражнял его разговорами на своем природном языке, и научил его свободно объясняться и писать по-французски. В послужном списке его за 1808 г. пишется: «с немецкого переводить, а на французском говорить и сочинять может свободно». В 1809 году Императрица Мария возымела благотворную и богатую последствиями мысль дать лучшим из воспитанниц московского Воспитательного дома назначение, которое, обеспечивая им безбедное и достойное их существование, вместе с тем удовлетворяло бы одной из важнейших потребностей современного общества. Она повелела устроить два особых класса, низший и высший, с трехлетними курсами, для приготовления учительниц и воспитательниц детей в частных домах, – великое благодеяние для множества благородных семейств, затруднявшихся поискам средств к образованию своих детей, так как иностранные гувернантки или не для всех были доступны по цене, или не выполняли законных требований благоразумных родителей. Первый из этих классов был открыт вскоре по объявлении Высочайшей воли, в том же 1809 году; открытие второго было назначено в 1812, но по необходимости отсрочено несчастными происшествиями этого года 94 . Учителем французского языка в новооткрытый класс был определен Егор Прокопьевич, учитель Заиконоспасской академии; он совместно занимал классы в обоих заведениях. Кроме того он имел много частных уроков по предмету французского языка в богатых домах, напр. в доме почетного опекуна в моск. опекунском совете Баранова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев, иногда посредством принудительных мер; в числе учеников бывали священники, диаконы, церковнослужители и монахи. Самые одаренные проходили академический курс в 12-13 лет; другие же в течение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет. В этой академии получили образование многие из известнейших деятелей XVIII в.: митр. Гавриил, Феофилакт (Горский), Бантыш-Каменский Н. Н., князь Кантемир, А. Д., Костров, М. В. Ломоносов. Цветущий период академии — 1775—1814 гг., под протекторатом митрополита Платона (Левшина). Историк академии так характеризует это время: «Круг наук при митр. Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения (церковная и гражданская история, русская церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицина, церков. устав и пение, новые языки), появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствование света учения от инуду. Имея много учёных людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Материальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса, увеличена библиотека. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и учёных, вышедших из этой академии, свидетельствует о её благоустройстве во времена митрополита Платона. Московская Духовная академия (синодальный период) [ править править код ] В 1814 году академия была открыта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре , в специально для неё исправленных и подготовленных помещениях Троицкой Лаврской Семинарии. Для преподавания в неё были переведены 3 преподавателя из Славяно-греко-латинской академии. Новая академия немало потрудилась в разработке богословских, церковно-исторических и философских наук; также в переводе творений отцов Церкви на русский язык. Труды эти напечатаны в академическом журнале: «Творения св. отцов. Прибавления к творениям Св. отцов». В Троице-Сергиевой лавре академия оставалась до 1919 года: вскоре после октябрьского переворота 1917 года и лавра как монастырь была закрыта, и академия выселена из занимаемых помещений, с экспроприацией всего имущества. Формально академия была переведена в Москву, где занятия со студентами «частным порядком» проходили до конца 1920-х годов. Московская Духовная академия (советский период) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_дух...

Это отмечено и на эмблеме праздника: по внешнему кругу — название Московской духовной академии, по внутреннему — Славяно-греко-латинской академии и внутри дата — 325 лет. — Как академия готовится к юбилею? Какие мероприятия планируете провести? — Центральный момент праздника — Божественная литургия 14 октября, которую возглавит Святейший Патриарх Кирилл. После — торжественный акт, на котором планируется доклад ректора об историческом пути академии. Мы не мыслим праздник как помпезное действо, потому что учебные заведения должны реагировать на события практическими действиями. Поэтому накануне, с 11 по 13 октября, в академии пройдет конференция, посвященная истории духовного образования . — К юбилею еще готовился сборник по истории МДА... — Да, большой коллективный труд. Несколько лет его готовили преподаватели академии, привлекались специалисты из МГУ, ПСТГУ . Он состоит из двух томов: первый посвящен исторической перспективе развития духовного образования, в основном это научные труды; второй, более красочный, иллюстрированный, касается в основном современности. К сожалению, первый том подготовить мы не успели, потому что решили его досконально доработать. Зато второй уже в печати и, надеемся, выйдет как раз к празднику. — Владыка, в этом году Церковь перешла на новую систему образования: бакалавриат плюс магистратура (4+2 года). В чем ее суть, каковы плюсы и минусы? — Реформу мы проводили с 1994 года, тогда семинария с 4 лет перешла на 5, академия — с 4 лет на 3 года. В начале 90-х все было понятно: изменились отношения между Церковью и государством, жесткая цензура была отменена, возникли новые возможности для миссии. Те, кто занимался церковным образованием, не могли не отреагировать на эти изменения. Мы получили свободу, и начался период бурного развития, появились новые программы. Мы считали, что священник должен уметь говорить со всеми: и с молодежью, и с людьми, имеющими высшее образование, и с теми, кто его не имеет. А для этого его образование должно было соответствовать требованиям образованного общества.

http://patriarchia.ru/db/text/1293717.ht...

13 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял Президента Федеративной Республики Германии Кристиана Вульфа с супругой. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил уверенность, что христиане России, Украины и других стран бывшего СССР продолжат конструктивный диалог с христианами Германии. 13 октября  в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл принял председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы Мевлюта Чавушоглу. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что Русская Церковь имеет длительную историю отношений с Советом Европы, однако интенсивно отношения стали развиваться с 2004 года, когда было открыто Представительство Московского Патриархата в Страсбурге. 14 октября в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру. По прибытии Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители. Затем Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в домовом Покровском храме Московских духовных школ. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Августина (Иванова), клирика московского подворья Троице-Сергиевой лавры, в сан иеромонаха. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом и передал в дар домовому храму академии напрестольное Евангелие. Затем Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества, посвященные 325-летию Славяно-греко-латинской академии и Московских духовных школ. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом, посвященным реформе системы духовного образования, и в связи с юбилеем Академии вручил высокие церковные награды преподавателям и благотворителям московских духовных школ. За многостороннюю научную деятельность и весомый вклад в развитие богословской науки постановлением Ученого совета Московской духовной академии Святейшему Патриарху Кириллу была присуждена ученая степень доктора богословия honoris causa.

http://e-vestnik.ru/news/441sluzhenie_pa...

1 октября 1814 года начались занятия в новом здании Московской Духовной Академии, реорганизованной по новому учебному Уставу. Первые полстолетия своего пребывания в Лавре Академия была прочно связана с личностью выдающегося иерарха Русской Церкви святителя Филарета, митрополита Московского. Среди всех великих дел, сделанных святителем Филаретом на благо Церкви и Отечества, особо выделяется его роль в деле становления русской духовной школы и народного образования. Святитель Филарет на протяжении большей части своей подвижнической жизни был связан с московскими духовными школами – как студент, как наставник, как архипастырь. Будучи одним из самых энергичных деятелей тогдашней Комиссии духовных училищ, митрополит Филарет принимал непосредственное участие в организации Московской Духовной Академии из Славяно-Греко-Латинской Академии, и в течение первых восьми лет ее существования он трижды по поручению Синода был ее ревизором, внимательно следившим за успехами и надлежащим направлением новооткрытой высшей духовной школы. После вступления на Московскую кафедру (1821-1867) святитель Филарет стал непосредственным главой Академии и 46 лет руководил ею. Все это время Академия сохраняла удивительное единство духа и направление образования. Школа, которую проходила Академия в филаретовскую эпоху была сурова; больше прещений, чем одобрений и похвал получали от своего строгого начальника даже ее наилучшие работники, но основанная на указанных нравственных началах, эта школа и создала из академической корпорации совершенно особенный тип ученого монастыря. В понятии «монастыря» заключается идея послушания: Академия воспитывала людей, послушных долгу; в понятии «ученый» заключается идея свободы: – Академия воспитывала людей, признающих за собой право собственных убеждений и уважающих чужую свободу. В 1842 году по благословению святителя Филарета в Академии начали выходить переводы творений святых отцов. Одновременно был создан и печатный орган академии – «Прибавления к творениям святых отцов», редактором которого стал известный ученик святителя Филарета, профессор церковной истории А.В. Горский. Начав систематическую издательскую деятельность с серии святоотеческих творений, Московская Духовная Академия засвидетельствовала свою устремленность к возрождению подлинно православного богословия, ибо непрерывная связь со святоотеческой традицией есть непременное условие развития православного богословия и православной духовной жизни в целом.

http://pravoslavie.ru/193.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010