2005. г. — священник Георгий Шаповалов. Житие преподобного Антония Сийского. Идейно-художественное своеобразие произведения в редакции царевича Иоанна (кафедра филологии). 2005 г. — Евгений Лабынько. Художественные особенности седмичных молитв святителя Кирилла Турского в контексте евхологической традиции (кафедра филологии). 2006 г. — священник Алексий Моисеев. Агиография великомученика Георгия. Канонические и апокрифические источники (кафедра филологии). 2006 г. — Александр Сирин. Агиографические труды свт. Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси (кафедра филологии). 2009 г. — монах Родион (Ларионов). «Славяно-греко-латинская академия в истории высшего образования России (1700-1775)» (кафедра церковной истории). 2010 г. — иером. Дамаскин (Грабеж). «Влияние русского монашества первой эмиграционной волны на духовную жизнь в Сербии 20-30 годов XX века» (кафедра церковной истории). Статья и.о. проректора по научно-богословской работе Сретенской духовной академии, заведующего кафедрой филологии Московской духовной академии профессора Владимира Михайловича Кириллина содержит анализ развернутого похвального раздела в житии Владимира Святославича, составленном для «Степенной книги» на рубеже 50–60-х гг. XVI в. В ней выявляется и оценивается характер лексико-фразеологических и структурно-содержательных изменений, привнесенных в текст по сравнению с его литературными источниками, и таким образом определяются идейные задачи составителя жития. Статья посвящена малоизученному аспекту почитания преподобного Сергия Радонежского как поборника русского воинства. В ней впервые представлен презентативно-аналитический обзор литературных источников XV— начала XX вв., свидетельствующих о формировании особенного отношения к Святому со стороны правящей династии Рюриковичей и Романовых, и в народной среде, а также впервые рассматривается предание о его заступническом служении Отечеству. Профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой филологии Московской духовной академии. Киностудия " Богослов " продолжает цикл передач о людях, которые своим трудом формируют современный облик старейшего учебного заведения России.

http://bogoslov.ru/person/261809

22 червня 2007 р. 09:05 22 июня — день памяти праведного Алексия Мечева, московского старца и чудотворца [Стаття] Святой праведный Алексий Мечев был прославлен для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. В 2001 году многотысячным крестным ходом мощи святого Алексия были перенесены из моковского Новоспасского монастыря в храм святителя Николая в Кленниках, где служил настоятелем праведный старец. 17 червня 2007 р. 14:03 17 июня — празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским [Стаття] Среди святых, которые прославились на Вологодской земле, были князья, люди образованные и простолюдины, люди из далекого прошлого и наши старшие современники. Но всех их объединяло одно — любовь к Православию и любовь к своей Родине, к своей малой Отчизне. 6 червня 2007 р. 18:40 7 июня — третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна [Стаття] Неоднократно святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения своей честной главы. Воля Божия состоит в том, чтобы мы почитали мощи святых угодников. Через них Господь ниспосылает людям Свои великие и богатые милости. 25 травня 2007 р. 15:59 Братья Лихуды — основатели Славяно-греко-латинской академии [Стаття] Братья Иоанникий и Софроний Лихуды — греческие деятели религиозного просвещения, сыгравшие исключительно важную роль в учреждении первой Русской духовной академии. 11 травня 2007 р. 19:51 12 мая память святых девяти мучеников, в Кизике пострадавших [Стаття] Святые Девять мучеников Кизических пострадали за христианскую веру в конце III века от Рождества Христова в малоазийском городе Кизик на берегу Дарданелльского пролива. По народному поверью святые мученики Кизические оказывают чудесную помощь при телесных болезнях и эпидемиях. ← попередня 7 8 9 10 11 12 13 14 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Архиепископ Алексий глубоко чтил и поминал усопших. Богослужения преосвященного Алексия были исполнены благоговения и величественности. Особенностью архиепископа Алексия было то, что он никогда не говорил поучений с церковной кафедры и никогда не фотографировался. Труды: Предполагаемая реформа церковного суда. – СПб.. 1873, вып. 1–2. Обетования и пророчества о Христе в Пятикнижии Моисеевом//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1856. Жизнь святого Иоанна Дамаскина //Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1857, ч. 16. Архимандрит Порфирий, настоятель православной церкви в Риме//Душеполезное чтение. – 1886, 2. Памяти Филарета, митрополита Московского//Душеполезное чтение. – 1868, 1. Новый вопрос в православной Русской Церкви//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1871, ч. 24. Вторая апология по новому вопросу//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1 8 7 1, ч. 24. Третья апология по новому вопросу//Московские епархиальные ведомости. – 1872, март. Вдовые священнослужители//Христианское чтение. – 1870, 12; 1871, 1. Печатное письмо А. С. Павлову //Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – 1876, 8. Слово пред отпеванием профессора Московской духовной академии П. С. Казанского //Православное обозрение. – 1878, 3. Слово в день годичного поминовения ректора Московской Духовной Академии Горского А. В.//Православное обозрение. – 1876, 12. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 143–144, 242, 399, 401, 407, 446. Извеков Н. Д. Высокопреосвященный Алексий, архиепископ Литовский и Виленский. – М., 1896. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния православной Церкви в Литовской епархии за время с 1839–1889 гг. – М., 1899. Голубинский Д. Памяти высокопреосвященного Алексия, архиепископа Литовского и Виленского. – М., 1891. Богданович А. В. Три последние самодержца. – М., 1924. – С. 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архимандрит Макарий Период I. Жизнь митрополита Гавриила до вступления его на Санкт-Петербургскую кафедру (1730–1770) Глава I Место и время рождения м. Гавриила и известие об его родителях. Образование его в Московской академии и память его о ней. Избрание им рода жизни и определение на службу справщиком при синодальной типографии. Отречение от учительского места. Переведение его в лаврскую семинарию учителем риторики и обстоятельства поступления его в монашество (1730–1758). Митрополит Гавриил родился в Москве 18 мая 1730 года и в крещении наречен Петром 9 . Родители его отличались добротой души и благочестием 10 , качествами, которые вполне перешли и к сыну их Петру. Отец После домашнего воспитания, на 12 году возраста, Петров в 1741 году отдан был обучаться в славяно-греко-латинскую Московскую академию, помещавшуюся в Заиконоспасском монастыре. В академии он обучался «с отличным успехом» в продолжение 12 лет (1741–1753), и кончил курс учения в 1753 году, при ректоре Варлааме Лящевском. Московская академия, как место первоначального образования, во все время жизни была для преосв. Гавриила предметом любви и внимания. Он не забывал о ней и в то время, когда был в С. Петербурге и имел множество других дел и забот. Зная скудость содержания в академии, он в 1775 году, будучи архиепископом Новгородским и С. Петербургским, внес 1000 рублей в банк, с тем, чтобы проценты с сей суммы шли на содержание бурсаков Московской академии 16 , а в 1783 году внес еще 1000 рублей с предоставлением процентов для той же академии 17 . По окончании академического курса наук, Петров около двух лет проживал у отца в доме без места. В это свободное время он вникал в себя и занимался избранием рода жизни. По любви к уединению и ко храму Божьему, он решился не связывать себя узами брака, не вступая, однако же, в монашество; – почему как при окончании курса учения, так и после он избегал должности наставника, академии обязывавшей тогда к принятию монашества. Петров решился было испросить себе просфирническое место, чтобы только иметь, как сам выражался, «маленький кусок хлеба и быть всегда при церкви» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 1606-1607 гг. насельники Л. К. м. были свидетелями обороны Калуги войсками И. И. Болотникова. В янв. 1610 г. в обители остановился Лжедмитрий II , бежавший из Тушина. При помощи братии Л. К. м. ему удалось склонить калужан на свою сторону, но уже 11 дек. того же года он был убит недалеко от мон-ря. В 1617 г. рядом с Л. К. м. состоялся бой между польск. отрядами П. Опалинского и С. Чаплинского и войском кн. Д. М. Пожарского, направленным для защиты Калуги. В 1618 г. Калуга и, очевидно, мон-рь были разорены казаками гетмана П. К. Конашевича-Сагайдачного. В выписке из калужских писцовых книг Г. Плещеева и Г. Семёнова 1628 и 1629 гг. упоминается о 3 жалованных грамотах царя Михаила Феодоровича , к-рый предоставил Л. К. м. право рыбной ловли на р. Оке, пожаловал мельницу, подтвердил право владения монастырскими вотчинами. В 1654 г. в Калуге побывали Антиохийский патриарх Макарий III и архидиак. Павел Алеппский , к-рый упоминает в описании их путешествия «два величественных монастыря: один для монахов, другой для монахинь». Под первым, очевидно, подразумевается Л. К. м. В том же году город и его окрестности пострадали от эпидемии чумы, жертвами к-рой стали игумен и 4 иеромонаха Л. К. м., в живых остались 8 монахов. В 1776 г. Московский и Калужский архиеп. Платон (Левшин) перевел в мон-рь открытое годом ранее ДУ для детей духовенства Калужской провинции, состоящее из высшего и низшего грамматических отделений. Ректором являлся настоятель мон-ря, архиеп. Платон также активно участвовал в жизни заведения. Из казны на содержание уч-ща выделялось 300 р. ежегодно, архиеп. Платон изыскивал дополнительные средства. При уч-ще была организована б-ка. В 1779 г. архиерей составил инструкцию ректору, а преподавателей назначал из выпускников Славяно-греко-латинской академии. Преподаватели и учащиеся должны были неукоснительно посещать богослужения. В 70-х гг. XVIII в. учащихся насчитывалось 120 чел., в 90-х гг.- 184 чел. Одним из воспитанников уч-ща был экзарх Грузии митр. Иона (Василевский (Васильевский)) , впосл. он прислал в дар обители панагию, украшенную драгоценными камнями, и ряд книг.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

В 1690 году митрополитом Киевским Варлаамом (Ясинским) Стефан был определён в Киевскую коллегию сначала учителем риторики и пиитики, затем, в следующем 1691 году, префектом и профессором философии, а позднее и профессором богословия. В 1697 году Стефан стал известным проповедником и был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря, который тогда находился вне Киева. Он был ближайшим помощником Киевского митрополита Варлаама (Ясинского) в его сношениях с московским правительством, неоднократно исполнял различные церковно-административные поручения и ездил в Москву. В январе 1700 года митрополит, отправляя Стефана с другим игуменом в Москву, послал с ним письмо патриарху, в котором просил учредить Переяславскую епархию и поставить епископом одного из двух игуменов, присланных им. Он не пробыл в Москве и нескольких недель, как, благодаря неожиданному происшествию, на него обратил внимание молодой царь Пётр I. В это время умер один из ближайших сподвижников царя воевода А.С. Шеин и на погребении его, в присутствии царя, проповедь поручили говорить игумену Стефану (Яворскому) . Петру I понравилась и проповедь , и сам проповедник. Он указал патриарху Адриану посвятить Стефана в архиереи в какую-нибудь из великорусских епархий, «где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы», Стефан, тяготевший к Киеву, пытался отказаться от этой чести, но 7 апреля 1700 года он был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан митрополита. 16 декабря 1701 года после смерти патриарха Адриана, по указанию царя, Стефан назначен местоблюстителем патриаршего престола. Выбирая Стефана, Пётр I видел в нём прежде всего человека учёного, с западным образованием, которого он не находил среди московского духовенства. Пётр I назначил Стефана также проректором Московской Славяно-греко-латинской академии, где тот ввёл в число предметов латынь, а к преподаванию привлёк учёных из Киева. Кроме того, в глазах Петра I Стефан был человеком новым, свободным от традиций старой московской партии, Однако для Петра I Стефан оказался слишком консервативным. Пока деятельность Петра I была посвящена политике, войне и заботам о просвещении, Стефан вполне сочувствовал ей. Ранние проповеди Стефана, посвящённые военным успехам Петра I – взятию Шлиссельбургской крепости, основанию Петербурга, победе под Полтавой, носят чисто панегирический характер. Но это отношение к Петру I и его делам мало-помалу менялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1701 году коллегия переименована в академию, и круг наук расширен: введены языки французский, немецкий и еврейский, естественная история, география, математика; некоторое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика. Число преподавателей к концу XVIII доходило до 20 и более; в академической библиотеке было более 10000 книг. Богословие с 1759 преподавалось по системе Феофана Прокоповича, риторика — по руководству к красноречию Ломоносова, остальные предметы, главным образом, — по иностранным руководствам. Внешнее благосостояние академии на первых порах было незавидно. Студенты, число которых доходило до 500, отчасти содержались на монастырские средства, отчасти сами собирали по городу пожертвование деньгами, пищей и дровами; расходились по городам и селам Киевской и Черниговской губерний для сбора подаяний, причём пели священные стихи перед окнами домов. Перед праздниками Рождества Христова и Пасхой ходили со звездой, вертепом и райком. В летнее время собирались в странствующие группы и рассеивались по разным местностям для того, чтобы пением кантов, представлением драм, трагедий и комедий, произнесением стихов и речей, отправлением служб в приходских церквах добывать себе пропитание. Пожертвование от Двора, духовных особ, вельмож и гетманов несколько облегчали участь бедняков. С конца XVIII в. правительство стало ассигновать особые суммы на содержание академии. Киевская академия имеет важное значение в истории русского просвещения XVIII в. Из неё вышло значительное число деятелей на разных поприщах общественного служения: воспитанники её становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии; они устроили вновь многие семинарии. С появлением Московского университета (1755) и Харьковского университета (1805) значение Киево-Могилянской академии падало. По распоряжению правительства и указом Синода от 14 августа 1817 года она была закрыта. Одновременно в Киеве учреждалась Киевская духовная семинария. Киевская духовная академия (1819—1919) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Киевская_духов...

В 1719-1724 гг. Петр I неоднократно молился в соборе. Клир собора пополнили священники с богословским образованием - выпускники московской Славяно-греко-латинской академии Иоанн Венгриновский и Симеон Ярмерковский, ставший настоятелем собора в марте 1722 г. в сане протопопа (общее число «ученого» духовенства в новой столице на 1723 составляло 4 чел.). После смерти императора, в погребении к-рого 10 марта 1725 г. участвовал весь клир с.-петербургского Успенского собора (настоятель, 3 священника и диакон), «ученое» духовенство собора покинуло С.-Петербург. На подворье митр. Стефана поселился член Святейшего Синода архиеп. Тверской Феофилакт (Лопатинский). Центр столицы закрепился на левобережье Невы, и значение собора в церковной жизни города стало уменьшаться. До кон. 40-х гг. XVIII в. в нем еще нередко совершались архиерейские богослужения; духовенство собора активно участвовало в церковной благотворительности. Первая богадельня на 12 женщин (гл. обр. солдатских вдов) открылась при соборе в 1721 г. В 1733 г. на церковной земле были построены 2 больших здания муж. и жен. богаделен; число призреваемых достигло к 1764 г. 81 чел. В 1740 г. Святейший Синод удовлетворил прошение прихожан о переводе к ним свящ. Тимофея Симеонова, «с производством в протопопы», поскольку их церковь «в прошлых годах была соборною». Ранее, в 1716-1736 гг., свящ. Тимофей служил в ц. Рождества Пресв. Богородицы; с его именем связано начало общегородского почитания с.-петербургского списка Казанской иконы Божией Матери, хранившегося в этой церкви (впосл. храмовая икона Казанского собора). Строительство каменного храма 14 июля 1740 г. последовал указ имп. Анны Иоанновны о строительстве каменного храма за алтарем мазанкового Успенского собора, на участке, к-рый ранее занимало подворье митр. Стефана. По преданию, его главный престол предполагалось посвятить св. Иоанну Крестителю, чье имя носили отец имп. Анны и ее новорожденный внучатый племянник принц Иоанн Антонович, унаследовавший престол после ее кончины 17 окт. 1740 г.

http://pravenc.ru/text/1841580.html

В 1778 году в семье местного дьячка Антипа Григорьевича Орнатского родился сын Андрей – будущий крупный деятель российской иерархии. Приход был невелик, мужчины уходили в поисках заработков, и потому в чудской церкви, имевшей когда-то полный притч, остались только трое служителей: священник, дьячок и пономарь. И жили Орнатские так же, как жило их небогатое село. Много лет спустя о. Амвросий, став епископом, внес за своих родителей большой денежный вклад, чем обеспечил их безбедное существование в Филиппо-Ирапской пустыни. Десятилетним мальчиком Андрей из Чуди отправился учиться в Кирилловское  уездное духовное училище. Там он и получил от своих остроумных товарищей прозвище «Чудский». Они заметили, что в нем действительно сидит какая-то не от мира сего «чудиночка». В 1792 году судьба улыбнулась Андрею: благодаря своему прилежанию в учебе, он был переведен в С.– Петербургскую Александро- Невскую духовную семинарию при «монастыре Живоначальные Троицы и Святого Благоверного Великого князя Александра Невского». При монастыре работала типография. Основал ее сподвижник Петра I епископ Феофан Прокопович . Печатали здесь кирилловским шрифтом не только богослужебную литературу, но и книги для чтения, учебники и пр. Хороша была библиотека! Именно в ней Андрей ощутил в себе пробуждение интереса к исторической литературе. Радость первооткрывателя испытал этот всегда сдержанный юноша, обнаружив в летописном отделе два древнейших летописных собрания, когда-то принадлежавших новгородскому Софийскому собору и Кирилло-Белозерскому монастырю. На его книжное пристрастие обратил внимание известный покровитель духовного просвещения, первый кавалер ордена Александра Невского, митрополит Амвросий (Подобедов) и взял под свое покровительство. Окончив Академию в 1800 году, Андрей  начинает карьеру богослова. В это же время в Лавре появляется Евгений (мирское имя Евфимий) Болховитинов – историк, писатель, будущий член Российской Академии. Болховитинов был  старше Андрея на 11 лет. Он окончил Московскую славяно-греко-латинскую академию и еще по настоянию (это надо заметить) митрополита Платона прослушал лекции по обшей истории в Московском университете. В Лавре на него возложили монашеский чин и звание префекта Академии, где он читал русскую церковную историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1841 г. Д. был утвержден в должности члена Комитета по изданию творений св. отцов в рус. переводе, коллеги называли его «высокопочтеннейшим отцом всех книг, нами издаваемых» (Там же. С. 467). Под его редакцией вышли в свет 42 тома творений святителей Григория Богослова, Василия Великого, Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Кирилла Иерусалимского, Макария Египетского, Нила Синайского, Исаака Сирина, Григория Нисского, Епифания Кипрского, св. Иоанна Лествичника, сщмч. Исидора Пелусиота, блж. Феодорита. Для уточнения перевода Д. обращался к греч. рукописям и различным спискам древних слав. переводов, хранившихся в Синодальной б-ке, старался передать особенности стиля произведений и терминологию св. отцов. Переводам Д. доверял митр. Филарет (Дроздов). Д. также принял участие в переводе Библии на рус. язык (той части НЗ, над которой работала корпорация МДА). Арх.: РГБ ОР. Ф. 233. К. 56. Ед. хр. 20. Л. 26; Ф. 559. К. 9. Ед. хр. 13, 14; ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 2. Д. 1048. Л. 7 об.- 11; Оп. 4. Д. 5061. Л. 58-61, 74; Д. 5268. Л. 16 об. Соч.: Св. Лев, папа Римский. М., 1849; Слова покойного прот. П. С. Делицына, проф. МДА. М., 1864. Пер.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание св. ап. Павла к Римлянам: Пер. с греч. М., 1839; он же. Толкование на Послание св. ап. Павла к Галатам. М., 1842; он же. Толкование на Послание св. ап. Павла к Коринфянам. М., 1843; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение правосл. веры. М., 1844. Лит.: Смирнов С. К. , прот. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855; он же. Проф. МДА прот. П. С. Делицын//ПрТСО. 1863. Ч. 22. С. 684-695; он же. История МДА до ее преобразования (1814-1870). М., 1879; Голубинский Д. Ф. Восп. о математических занятиях проф. прот. П. С. Делицына//Там же. С. 696-713; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 497; Глаголев С. С. Прот. П. С. Делицын//Памяти почивших наставников. Серг. П., 1914. С. 1-12; У Троицы в Академии (1814-1914): Юбил. сб. Серг. П., 1914. С. Х, 1, 4-5, 8-9, 65, 72, 73-75, 84, 86, 112, 118-119, 135, 197, 363, 365, 366, 442, 467, 468, 473, 525, 606, 713; Лисица А. Ю. Математика в МДА//XXXVI Всерос. науч. конф. по проблемам математики... и методики преподавания естественнонауч. дисциплин, 22-26 мая 2000 г.: Тез. докл. хим. и пед. секции. М., 2000. С. 77.

http://pravenc.ru/text/171640.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010