А еще Государь сказал Своим генералам: «Тот, кто не признает за всем происшедшим действия Высших Сил, недостоин звания человека». Если бы вы жили здесь во время достопамятных кампаний 1812 и 1813 гг., то знали бы, на каких неуловимых нитях висела судьба всего мipa и сколь справедливы сии слова Uмnepamopa»xlvi. Сноски 1 Посланец господина (лат.). 2 М.Ю. Лермонтов. Бородино (1837). 3 Марина Цветаева. Кровных коней запрягайте в дровни (1918). 4 На московской квартире этого масона в 1916-1917 гг. собирался «тайный клуб» во главе с врагом России и Государя английским послом Джорджем Бьюкененом (Берберова Н.Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. Харьков. - М. 1997. С. 153). Примечания i Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. С. 208. ii Там же. С. 216-217. iii Там же. С. 219-220. iv Там же. С. 223. v Там же. С. 226-228. vi Там же. С. 231. vii Матвеев Н. Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 г. М. 1912. С. 237. viii Описание Отечественной войны 1812 года по Высочайшему повелению сочиненное генерал-лейтенантом Михайловским-Данилевским. Изд. 2-е. Ч. I. С. 258. ix Моров В.Г. Ода Пушкина «Вольность» и «Арзамас». С. 39. x Московские храмы по уходе французов. Запись И.М. Снегирева//Русский архив. 1912. Вып. 6. С. 243; Рапорт Св. Синоду викария Московской митрополии Августина, епископа Дмитровского. 4 ноября 1812 г.//Отечественная война в письмах современников Н. Дубровина. Записки Императорской Академии наук. Т. 43. С. 213. xi Описание Отечественной войны 1812 года по Высочайшему повелению сочиненное генерал-лейтенантом Михайловским-Данилевским. Изд. 2-е. Ч. II. С. 73. xii 1812. Дневник Отечественной войны. С. 466-467. xiii Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812 года. С. 127. xiv 1812. Дневник Отечественной войны. С. 491-492. xv Рязанов А. Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году. М. 1862. С. 145. xvi 1812. Дневник Отечественной войны. С. 492. xvii Пожар Москвы. По воспоминаниям и переписке современников. М. 1911. С. 117.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

А их цель – основание всемирного царства под главенством своего царя. Все это очень похоже на заветные мечты иудеев о всемирном своем царе, а по учению святых отцов – антихристе. «Протоколы...» сплошь проникнуты иудейским духом, иудейским идеалом. С другой стороны, в то же русло вливается темная струя буддийских бредней, дабы еще больше замутить течение жизни всего человечества, и, странное дело, идеалы буддистов каким-то образом сплетаются с идеалами иудеев. Казалось бы: что общего между иудеем и буддистом? Но они идут рука об руку к общей цели. Ясно, что у них общий вождь – враг Бога и людей. Это он подготовляет путь своему ставленнику – антихристу» 318 . Труды: Житие преподобного Сергия Радонежского. Сергиев Посад, 1885; Где же наше христианство? Сергиев Посад, 1910; Смерть графа JI. Н. Толстого. Сергиев Посад, 1911; Мои дневники. Вып. 1–7. Сергиев Посад, 1914–1916; Православие и грядущие судьбы России/Сост. священник Я. Шипов. М., 1994 и др. Литература: Богатырь мысли и дела. Памяти Владимира Андреевича Грингмута. М., 1909; Подробный отчет о Третьем Всероссийском Съезде Людей Земли Русской в Киеве. М., 1906; Сборник Съезда Русских Людей в Москве. 27 сент. – 4 окт. 1909. М., 1910; Стрижев А. Никон Рождественский – великий святитель XX в.//Москва. 2000. 7. E. Н. Трубецкой Старый и новый национальный мессианизм Текст реферата, прочитанного на собрании Московского Религиозно-философского общества 19 февраля 1912 г., впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» (1912. 3. С. 82–102). Печатается по: Новый мир/Ред. и примеч. Александра Носова. 1990. 7. С. 195–220. Трубецкой Евгений Николаевич , князь (1863–1920) – религиозный философ, правовед, публицист и общественный деятель, инициатор и участник книгоиздательства «Путь» (1910–1917). Окончил юридический факультет Московского университета, с 1892 г. – профессор философии Киевского, а с 1906 г. – Московского университетов. Близкий друг В. С. Соловьева , автор двухтомной монографии «Миросозерцание Вл. С. Соловьева» (1913), которая является одним из самых обстоятельных исследований его творчества, инициатор создания религиозно-философского общества памяти В.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Василий (в миру Цветков Гавриил Георгиевич) (1867-1937) – архимандрит, преподобномученик. Уроженец села Лески Екимовской волости Рязанского уезда Рязанской губернии. Принял монашеский постриг в 1893. Иеродиакон (1896). Иеромонах (1899). Игумен (1911). Архимандрит (1916). Служил в Рязанской и Зарайской (и Шацкой) епархии в 1893-1912 и в 1916-1937, а в 1912-1916 -–в Астраханской и Енотаевской епархии. В 1915 сопричислен к ордену Святой Анны III степени. Арестован 26 августа 1937. 11 октября 1937 приговорен к расстрелу по обвинению, что «за весь период революции вел непримиримую борьбу против Советской власти и партии ВКП(б), направляя свою контрреволюционную деятельность к свержению существующего строя». Реабилитирован в 1989. http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/8689/ ; дата обращения: 12 января 2023 г.; http://azbyka.ru/days/sv-vasilij-cvetkov ; дата обращения 12 января 2023 г. Боев Петр Алексеевич (1888-1937), послушник. Родился в селе Поныри Курской обл.; русский; образование низшее; беспартийный; заведующий кладовой 4-й автобазы г.Москвы, монах монастыря Коренная Пустынь и Троице-Сергиевой лавры. Из анкеты арестованного: " В 1907-1908 - трудник в Коренной Рождество-Богородичной пустыни Курской губернии. 1905-1909 - трудник в Свято-Троице-Сергиевой Лавре г. Сергиев Посад Моск. обл. В 1909 был призван на военную службу, на которой был по декабрь 1917 г. С 1918 по 1922 служил в Красной Армии, с 1922 по 1925 работал в органах милиции, из которых был уволен " . Проживал: г. Москва, ул. Покровская (Бакунинская), д. 85, кв. 90. Арестован 28 августа 1937 г. Приговорен к ВМН " тройкой " при УНКВД по Московской обл. 8 октября 1937 г. по обвинению в " контрреволюционной агитации " . Реабилитирован 31 марта 1958 г. http://www.sinodik.ru/?q=bio&id=79372 ; дата обращения 12 января 2023 г. Щербаков Симеон (Семен) Агапович (1873-1937). Уроженец деревни Истешево Владимирской губернии. Проживал в Москве по адресу ул. Ольховская, д. 31, кв. 4. Стекольщик завода «Штамп». Монархист. Арестован 1 сентября 1937. Приговорен к расстрелу 25 сентября 1937. http://lists.memo.ru/d37/f475.htm ; дата обращения 12 января 2023 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

Где только не будило душу, не проясняло патриотическое сознание слово протоиерея о. Иоанна! В 1911 г. на празднике Святой Троицы он проповедовал в Иркутске. В 1912 г. в тот же день – в Петропавловске на Камчатке. В июле 1912 г. – в Тобольске по случаю принесения туда Албазинской чудотворной иконы. В 1913-м, в июне и июле, – в Омске. В 1916-м он говорил слово при прославлении мощей святителя Иоанна, митрополита Тобольского . Революция, отречение Государя тяжело были пережиты отцом Иоанном. Но в уныние он, конечно, не впал. Состоя в то время настоятелем Покровского собора в Москве, он решил сделать этот храм средоточием искренно верующих и политически здоровых людей. И он достиг этого. Вся Москва знала, что, посетив храм св. Василия Блаженного, наберешься там духовной бодрости, услышав правдивое слово о. Иоанна. Летом 1917 г. ему удалось даже выпускать еженедельную газету. Захват власти большевиками не ослабил его противореволюционной деятельности. Он не переставал произносить обличительные проповеди , отдавая себе отчет, что в переполненном храме находятся и чекисты. По воскресеньям в 4 часа он служил молебны на Красной площади, опять громил большевиков, что всегда слышали ходившие по кремлевской стене чекисты-латыши. Он ясно сознавал, что его ждет мученическая смерть. Принимал он участие в работе тайной монархической организации. Познакомился я с ним тогда у главы ее в Москве, у князя Алексея Александровича Ширинского-Шихматова. Все время поддерживал он связь с Патриархом Тихоном, его ценившим. Весной 1918 г. он устроил прием Святейшим приезжавшего в Москву из Петрограда Н. Е. Маркова, стоявшего во главе всей тайной монархической организации. Летом 1918 г. протоиерей Восторгов был арестован, сначала сидел на Лубянке, затем перевезен в Таганскую тюрьму. Горячо любившие его прихожане собрали 20 тысяч рублей на оплату адвоката, все время снабжали своего пастыря съестными продуктами, хотя сами испытывали нужду. Ему разрешено было служить в тюремной церкви. Перед самым расстрелом его снова перевезли на Лубянку. Он ясно понимал, что приближается мученическая кончина. Исповедовал он находившихся с ним в заключении И. Г. Щегловитова, Н. А. Маклакова, А. Н. Хвостова, С. П. Белецкого и других. Он же напутствовал их 23 августа 1918 г. на месте расстрела. Сам же перекрестился, осенил крестным знамением палачей и ушел в мир горний вслед горячо им любимому митрополиту Владимиру, замученному ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Дабы сбылось заключение некролога, данное Сергеем Соловьевым : «Вечная тебе память, благодушный и ласковый старец. Долго будет помнить тебя православная Москва». 2 Об этом в некрологе Елеонского [Соловьев И.И. Заслуженный профессор богословия в Императорском Московском Университете протоиерей Н.А. Елеонский (25 октября 1910)//Богословский вестник.1910. Т.3. С.709–728]. 3 Филаретовское училище для девиц-сирот духовного звания готовило воспитанниц к их будущей деятельности на поприще жены священнослужителя и учительницы начальной школы. Совет училища был наделён широкими полномочиями во всех областях училищной жизни – учебно-воспитательной, организационно-финансовой, хозяйственной и кадровой. Долгие годы начальницей училища служила сестра тещи Владимира Семеновича – Анна Мартыновна (Ловцова) Левитская (183?–1912). 4 Кирилло-мефодиевское братство для распространения православного образования и просвещения среди народа было основано митр. Иоанникием (Рудневым) в феврале 1886 года. Одной из основных его задач было распространение среди крестьянских детей Московской губернии грамотности, начального образования и христианского просвещения. 5 Благочинный назначался митрополитом. В его обязанности входило сбор клировых ведомостей и пополнение их своими записями о поведении клира, слежение за состоянием утвари, ризницы, за постройкой и ремонтом церковных зданий, за порядком отправления богослужений и многое другое. В Пречистенском сороке было несколько десятков церквей. 6 Печальна судьба храма. Огромный, 21-главый, без единого столпа храм высотой в 70 метров, должен был вмещать до 6 тысяч людей. В 1904 году торжественно освятили место для будущей закладки собора на Миусской площади. Строительство храма прерывалось событиями 1905 года, первой мировой войной, но к 1917 году, незавершенной оставалась лишь его внутренняя отделка. Долгие годы он стоял незавершённым. А в 1960 году на его фундаменте вырос Дом пионеров Фрунзенского района. 7 Проблемой происхождения слова «протопресвитер» занимался также сын отца Владимира – Алексей Владимирович. В своей работе того же 1912 года «Переводчик Благовещенский протопоп Феодор: (Библиографическая справка)», опубликованной в «Известиях Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности» (СПб., Т. 17, кн. 3. С. 223–226), он высказал предположение, относительно первого письменного упоминания о протопопе Благовещенского собора, как о «пръвопрозвитере». 8 Заметим, что это была общепринятая практика того времени: редакции всех других христианских журналов («Душеполезное чтение», «Православное обозрение» и др.) также располагались на квартирах редакторов, служивших на приходах. 11 Алексий (Фёдор Алексеевич Соловьёв, 1846–1928) до 1898 года служил в Большом Успенском Соборе, и, кроме того, приходился Маркову родственником – троюродным братом жены. Бабушкой Марии Ипполитовны (женой М.Л. Ловцова) была Варвара Семёновна в девичестве Протопопова, её брат – Фёдор Семёнович приходился Алексию дедом. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Надобно усердно охранять свою церковную храмину». «Беречь народ» – это пастырская позиция владыки Макария, от которой он не отступал ни будучи епископом Томским, ни далее, когда в 1912 году занял кафедру митрополита Московского и Коломенского, вплоть до своего увольнения с должности в 1917 году. «Вы знаете душу народную, которую разучились ныне понимать многие во власти сущие, и потому послушают Вас люди в Церкви Божией», – писал епископу Макарию К.П.Победоносцев незадолго перед своей смертью . И как бы предчувствуя те испытания, которые выпадут на долю святителя, в конце письма замечал: Тяжелые дни проживаем мы ныне, русские верные люди, дети своего Отечества, и не видим спасения. Блаженны те, кто не дожили до наших дней. Да поможет Вам Бог переносить страшные тяготы духовные. Преосв.Макарий, архиеп.Томский и Алтайский (1908 г.) б мая 1906 г. Высочайшим указом епископ Томский и Барнаульский Макарий возведен в сан архиепископа, 17 октября 1908 г. «согласно высочайше утвержденному всеподданнейшему докладу Святейшего Синода» наименован Архиепископом Томским и Алтайским, а 25 ноября 1912 г. Именной Высочайший указ повелевает «архиепископу Томскому и Алтайскому Макарию быть митрополитом Московским и Коломенским, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священноархимандритом и членом Святейшего Синода». Назначение на Московскую кафедру для 77-летнего епископа было неожиданностью, как и для многих. Государь в течение нескольких дней переменил свое решение и вместо предложенной Синодом и уже одобренной им самим кандидатуры на это место владыки Антония (Храповицкого) утвердил епископа Макария. Оказавшись в Москве, владыка столкнулся с иной паствой, с иным отношением к нему гражданских и церковных властей. Митрополита Макария, который, по оценке епископа Серпуховского Арсения (Жадановского) , был «поистине светильником на свещнице Московской церкви, дивным архипастырем», Москва не приняла. По свидетельству епископа Арсения, близко знавшего митрополита Макария, он по вступлении на кафедру значительное внимание уделяет катехизации народа, призывает к тому же пастырей, хотя, в отличие от томского духовенства, мало кто из них откликается на призыв.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

86 Совместные молитвы с инославными стали практиковаться в Русской Церкви ещё с конца XIX в. Так, в 1898 г. делегация РПЦ во главе с архиеп. Выборгским и Финляндским Антонием (Вадковским) присутствовала в Лондоне на торжественных богослужениях Англиканской церкви в связи с юбилеем королевы Виктории. Не обошёлся без совместных молитв и визит в Россию епископа Американской Епископальной церкви Графтона в нач. ХХ в. Сопровождалось ими и посещение России в 1912 г. официальной делегацией Церкви Англии. Причём принимали участие в такого рода экуменических молениях и многие из святых нашей Церкви: свт. Тихон, патр. Московский (в свою бытность архиеп. Американским), свщмч. протопр. Александр (Хотовицкий) и др. Практиковались тогда в Русской Церкви не только очные, но и заочные совместные молитвы с инославными, сродни православным «молитвам по согласию». Речь идёт об участии в т. н. «Неделе молитв о церковном единстве», провозглашённой в 1918 г. протестантской экуменической комиссией «Вера и церковное устройство». Свт. Тихон писал секретарю этой организации Роберту Гарднеру: «Я буду всегда в указанное Вами время ревностно молиться об объединении всех христиан. В настоящее беспокойное время... особенно необходимо для нас, верных друг другу друзей, объединиться как можно ближе для защиты христианской веры. Призываю на Вас благословение нашего Спасителя». В том же году свт. Тихон от имени Поместного Собора Русской Церкви (Москва, 1917–1918 гг.) обратился с посланием к председателю той же комиссии епископу К. Андерсону, в котором «призывает всех христиан объединиться в горячих молитвах с Русской Церковью в её борьбе против врагов Христа и религии», также посылает благословение комиссии по созыву уже всемирной экуменической конференции движения «Вера и церковное устройство» (см.: Боровой В., протопр., Буевский А.С. РПЦ и Экуменическое движение (историко-богословское обозрение)//В сборнике Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902–1998. Изд. 2-е, ОВЦС МП, Москва, 1999. С. 24–29).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

1895 – монах, иеромонах. В 1896–1902 – архимандрит, ректор Холмской ДС. 19031905 – еп. Люблинский, вик. Холмско-Варшавской епархии. 1905 – еп. Холмский и Люблинский. 1912 – архиеп. 1914 – архиеп. Волынский и Житомирский. Член Собора 19171918 гг. по должности и по участию в Предсоборном Совете. В 1920 – эмигрировал. В 1921 – врем. упр. западноевропейскими русскими церквами. 1922 – митр. В 1930 уволен митр. Сергием от управления русскими церквами в Западной Европе. Перешел в юрисдикцию Константинопольской Патриархии. В 1945 воссоединился с Московской Патриархией, экзарх Западной Европы. Скончался в Париже (Обзор I. 283284). 375 Об этом документе см.: Булгаков Г. 145151. Данная книга Г.И. Булгакова входит в число достаточно многочисленных церковно-исторических публикаций, предмет которых был явно связан с подготовкой Собора. Книга вышла в дни обсуждения определения «О церковном проповедничестве» – в ней имеется посвящение: «Всероссийскому Церковному Собору, открывшемуся в Москве 15 августа 1917 г. Москва. 21 ноября 1917 г.». 376 Протоколы о проповедничестве. 74 об. В другом месте Г.И. Булгаков говорил, что не стоит приурочивать проповедь к строго определенному месту богослужения, ограничивая тем самым свободу проповедника. Достаточно лишь дать указание на то, что проповедь обязательна. (Протоколы о проповедничестве. 101). К сожалению, конец выступления Г.И. Булгакова, в котором он предлагает справку о традиции включения в богослужебные книги текстов, не имеющих жесткой привязки к конкретному месту богослужения, утрачен. 377 Клевезаль Владимир Павлович (09.07.1864?). В 1888 окончил медицинский ф-т Московского университета. 18901902 – земский врач Касимовского уезда Рязанской губ. 19141916 – зав. лазаретом Тумской пожарной дружины, вольнопрактикующий врач. Автор публикаций по медицинской проблематике. Член Собора 19171918 гг. по избранию как мирянин от Рязанской епархии. 1918 – арестован. Дальнейшая судьба неизвестна (Обзор I. 307). 381 Вениамин (Федченков ; 2.09.18804.10.1961).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

58 . Поспеловский Д.В. Подвиг веры в атеистическом государстве.//Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. – М.: Столица, 1991. 59 . Поспеловский Д.В. Православная Российская церковь и гражданская война//Гражданская война в России: Перекрёсток мнений. – М.: Наука, 1994. 60 . Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. – М.: Изд. «Республика», 1995. 61 . Правительственный вестник. 1905. 86 (17 апреля). 62 . Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б) – ВКП(б). (Антирелигиозной комиссии). 1922–1929 гг./[сост. В.В. Лобанов]. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. 63 . Пыжиков А.В. Грани русского раскола. – М.: Древлехранилище, 2013. 64 . Разнообразие местных условий, при которых совершается религиозно-просветительская деятельность Церкви./Прибавления к Церковным ведомостям, 1912, 4. 65 . Розина О.В. Конец правления династии Романовых в фокусе мнений студентов-историков//Духовные основы славянского мира и революция 1917 г. в России. Материалы II Международного церковно-общественного и научно-просветительского Ирининского форума, 8–9 ноября Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. Витебск. Под ред. С.Н. Бабурина, А.П. Мирьян-Белорученко, С.А. Савеловой. М.: Книжный мир, 2018. – С. 77–88 66 . Розина О.В. «Мы беззаветные герои все, и вся-то наша жизнь – борьба»: педагогический аспект героики гражданской войны//Кубанские исторические чтения: Материалы IX Международной научно-практической конференции (Краснодар, 29 июня 2018 г.) – Краснодар: Издательство Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ), 2018. – С. 131–135 67 . Российский государственный исторический архив (РГИА). Фонд 892, оп. 3, д. 155. Балашовы. 68 . Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви: 1917–1945 гг. – Париж, YMCA-Press, 1977 (Переиздание: – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей Церковной истории, 1996). 69 . Россия перед Вторым Пришествием (Материалы к очерку Русской эсхатологии). Изд. второе, исправл. и дополн. Составитель Фомин С. – М.: Серда-пресс, 1998 (Первое издание – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

916 Сергий (Горошенко Владимир) – иеродиакон, постриженный и рукоположенный митропо­литом Нестором. 917 Поездка не состоялась из-за кончины В. П. Филатова 30 октября 1956 г. Позже операцию на глазах митрополиту Нестору сделал ученик академика проф. Шевалев (сообщение А. К. Карау­лова). 921 Проваторов Анатолий Яковлевич служил чтецом в Покровском храме г. Покрова. Затем был направлен в помощь администрации и клиру Антиохийского Подворья в Москве. Переписывал­ся со святителем Афанасием. 924 Михаил (Чуб Михаил Андреевич; 1912–1985), архиепископ. С 1954 г. епископ Старорусский, викарий Ленинградской епархии. С 1955 г. Вяземский, викарий Смоленской епархии. С 1957 г. Берлинский и Германский. С 1959 г. Ижевский и Удмурдский. С 1961 г. Тамбовский и Мичурин­ский. С 1962 г. Ставропольский и Бакинский. С 1965 г. архиепископ. 925 Иннокентий (Зельницкий Георгий Иванович; 1886–1968), архиепископ. В 1949 г. в хирото­нисан во епископа Винницкого и Брацлавского. С 1951 г. епископ Курский и Белгородский. С 1957 г. архиепископ. 927 Макарий Алтайский (Невский (Парвицкий) Михаил Андреевич; 1835–1926), святитель, ми­трополит. В 1855 г. поступил на службу в Алтайскую духовную миссию. До 1891 г. начальник Алтайской духовной миссии. По предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Рос­сии Тихона святителю присвоен пожизненно титул митрополита Алтайского. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. 930 «В мае 1958 г. Русская Православная Церковь впервые торжественно праздновала восстановле­ние патриаршества, правда, с полугодовым опозданием, потому что интронизация святителя Ти­хона на патриарший престол совершена была в 1917 г. на праздник Введения во храм Божией Ма­тери. Нет сомнения в том, что этот перенос юбилейных торжеств понадобился Совету по делам Русской Православной Церкви для того, чтобы церковный праздник не оказался в тесной бли­зости с очередным юбилеем Октябрьской революции, но официально причиной названы были «зимние холода». Москва встречала гостей: в составе церковных делегаций было 27 архиереев из братских Церквей. Патриарх Иерусалимский Венедикт и архиепископ Новой Юстинианы и все­го Кипра Макарий прислали Патриарху Алексию I письменные поздравления» (Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви, 1917–1997. М., 1997. С. 378).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010