Репортажи «Наследие Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. и общественно-культурная и духовная жизнь Москвы» Круглый стол в Мосгордуме собрал участников заочно 23.06.2020 10:48 Фото:  nne.ru Москва, 23 июня, Благовест-инфо. Проведение круглого стола «Наследие Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. и общественно-культурная и духовная жизнь Москвы» было запланировано в Московской городской думе на 17 марта 2020 года. Но из-за пандемии собраться не удалось, и организаторы – некоммерческое партнерство по защите и сохранению объектов культурного наследия «Спасское дело», региональная общественная организация «Гражданская преемственность» и фракция «Яблоко» – решили 18 июня опубликовать материалы форума в интернете. Заочными участниками встречи стали архиереи Русской Православной Церкви (РПЦ), историки, общественные деятели. Приветствуя участников круглого стола, епископ Переславский и Угличский Феоктист, член Межсоборного присутствия РПЦ, уделил особое внимание необходимости увековечить память о соборянах, «отметить все мемориальные места, где они жили, трудились и служили». «Каждая мемориальная доска, каждый памятник страдальцам за Христа XX века укрепит нас в вере и в то же время покажет, что мы люди глубокой традиции — традиции уважения к своим предкам и созданному ими», – отметил архиерей. Архиепископ Горно-Алтайский и Чемальский Каллистрат  в своем кратком слове и з всех участников Поместного Собора 1917–1918 годов  выделил святителя Макария (Невского), который занимал Московскую кафедру с 1912 по 1917 год. Его мощи, перенесенные в 2016 году в Горно-Алтайск, стали главной святыней Алтая, сообщил архиепископ. Руководитель партнерства «Спасское дело», историк Александр Мраморнов сделал краткий обзор исторических деяний Поместного Собора как «грандиозного мероприятия революционной эпохи» и отметил, что Собор теснейшим образом связан с историей, топографией и архитектурой Москвы. При этом программа увековечения памяти о Соборе в Москве «не реализована ни в какой мере и не до конца разработана». Он с сожалением сообщил, что систематическая научная работа по исследованию и публикации материалов Собора, которая проводилась группой ученых в 2011–2018 гг. при Новоспасском монастыре, прервана.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В ПСТГУ пройдет конференция «Монарх и монархия» Москва, 13 ноября 2018 г. С 14 по 16 ноября в Главном здании ПСТГУ (Лихов переулок, д. 6, стр. 1) пройдет международная научная конференция «Монарх и монархия: к 150-летию со дня рождения Императора Николая II и 100-летию убиения Царской семьи». Краткая аннотация конференции Период правления Всероссийского императора Николая II Александровича — уникальное с различных точек зрения явление русской государственной, общественной и церковной истории. Этот период был ознаменован такими значимыми для истории Российского государства событиями и явлениями, как активное экономическое развитие, рост общественно-политических противоречий и революционного движения, которое привело к революции 1905–1907 годов и Февральской революции 1917 года, русско-японская и Первая мировая войны, движение за реформы в церковном управлении, учреждение в 1906 году Предсоборного присутствия и в 1912 году Предсоборного совещания. Ввиду особой значимости для отечественной истории этого периода Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет при участии журнала «Историк» проводит конференцию, основной целью которой является осмысление исторических событий этого времени и роли личности имп. Николая II в этих событиях. Поскольку для русской религиозной мысли XVIII–XX веков, а также для общецерковной и мировой истории значимым является и самый феномен монархии, несколько заседаний конференции предполагается посвятить обсуждению и этой темы. Рабочие языки конференции: русский, английский, французский, итальянский. ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 14 ноября, 10:00-13:30, Соборная палата СЕКЦИЯ 1. Император Николай II и русское общество 14 ноября, 14:00-18:30, Соборная палата СЕКЦИЯ 2. Образ правителя и идея монархии в раннехристианской и средневековой традиции 14 ноября, 14:00-20:00, аудитория 101 СЕКЦИЯ 3. Император Николай II, Русско-японская и Первая мировая войны и революционное движение в России 15 ноября, 10:00-13:00, Соборная палата СЕКЦИЯ 4. Образы монархии в общественной и исторической мысли России XVIII–XX вв

http://pravoslavie.ru/117230.html

В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена новых святых 25.08.2023 13:45:39 МОСКВА 24 августа 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступивших ходатайств о включении новых имен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской ( журнал 63 ). Священный Синод постановил включить имена священника Леонида Серебренникова, священника Филиппа Распопова, священника Василия Носова в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской с определением празднования памяти этих святых в дни их кончины: священномученика Леонида Серебренникова — 25 декабря/7 января; священномученика Филиппа Распопова — 23 ноября/6 декабря; священномученика Василия Носова — 21 сентября/4 октября. Честные останки святых Леонида, Филиппа, Василия в случае их обретения, положено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. Новопрославленным святым будут писаться иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. Имена угодников Божиих будут внесены в ранее учрежденные местные Соборы святых: священномученика Филиппа Распопова — в список Собора Самарских святых; священномученика Василия Носова — в список Собора святых Челябинской митрополии. Леонид Константинович Серебренников, сын священника Виленской губернии, родился 14 апреля 1894 года. В 1904-1910 годах обучался в Виленском духовном училище. В 1912-1915 годах служил псаломщиком в Виленской губернии. В мае 1915 года женился, затем был слушателем пастырских курсов в Москве. В том же году рукоположен в диакона, а в марте 1916 года — во иерея. Рукоположения совершены епископом Иннокентием (Солодчиным) в Покровском монастыре города Москвы. По окончании пастырских курсов в мае 1916 года священник Леонид Серебренников был назначен в Ново-Покровский переселенческий приход села Лермонтовское Приморской области (ныне село Лермонтовское Хабаровского края), а в январе 1917 года перемещен в Покровскую церковь того же села.

http://radonezh.ru/2023/08/25/v-sobor-no...

Новости «Запечатленный след» семьи Шиков-Шаховских Презентация книги об одном из мучеников за веру, расстрелянных на Бутовском полигоне, состоялась в Москве 31.10.2011 14:57 Москва, 31 октября, Благовест-инфо. Презентация книги, посвященной одному из мучеников за веру, расстрелянных на Бутовском полигоне в 1937 г., – священнику Михаилу Шику и его семье, состоялась 30 октября в храме мученицы Татианы при МГУ. Встреча была организована совместно Татианинским храмом и приходом св. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, к числу прихожан которого принадлежат дочери погибшего священника – Елизавета и Мария Шик. Книгу «Запечатленный след» о семье о. Михаила Шика и Натальи Дмитриевны Шаховской написала Софья Шоломова (1940-2010) – харьковский библиограф, историк литературы, автор статей и 50 книг о русских писателях и новомучениках Российских. Как и другие книги этого автора, «Запечатленный след» основан на архивных документах, семейной переписке, малоизвестных публикациях. Представленная книга рассказывает об удивительной судьбе настоящих свидетелей Христовых – священника Михаила Шика (1887-1937) и его супруги Натальи Дмитриевны Шаховской (1890-1942) , пронесших через страшные испытания ГУЛАГа свою веру и любовь к Богу и свою супружескую любовь. Как рассказал на презентации Виктор Шоломов, его супруга сначала заинтересовалась творчеством Натальи Шаховской, которая в 1912 г., будучи совсем юной, опубликовала первую прижизненную биографию В. Короленко. Перу высокообразованной и талантливой княжны принадлежат также статья о Чехове, множество детских книг и работа «Свобода совести» (1917 г.). Во всех этих публикациях Н. Шаховская поднимает вопросы духовной жизни, подлинной религиозности. В 1918 г. Н. Шаховская навсегда связала свою судьбу с выпускником Московского университета, историком и философом Михаилом Шиком, который незадолго до этого принял православное крещение. В 1925 г. митрополит Петр (Полянский) рукоположил его в диаконы, а через пару лет о. Михаил принял в ссылке священнический сан.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Участники фестиваля «Русь певчая» совершили водное паломничество в Николо-Угрешский монастырь 23.06.2008 17:34 Москва, 23 июня, Благовест-инфо. Фестиваль духовной музыки «Русь певчая» торжественно открылся 22 июня в храме Вознесения Господня в Коломенском. Знаменитая шатровая церковь, обладающая уникальной акустикой, обновлена в результате первой в своей истории научной реставрации. Фестиваль посвящен 1020-летию Крещения Руси и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, который откроется 24 июня. Организатор праздника – Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское - Измайлово - Лефортово - Люблино. Фестиваль «Русь певчая» проходит  по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, почетным учредителем фестиваля является  мэр Москвы Юрий Лужков. Художественный руководитель фестиваля – заслуженный артист России Алексей Пузаков. Программа состояла из выступлений известных хоровых коллективов: хора Сретенского монастыря (регент – Никон Жила), хора храма Христа Спасителя (регент – Илья Толкачёв), хора Государственной Третьяковской галереи (дирижер – заслуженный артист России Алексей Пузаков). В сопровождении хоров выступил украинский певец, солист Гамбургского оперного театра Павел Баранский (баритон). Хоры исполнили как старинные песнопения, так и современные произведения, созданные иерархами Русской Православной Церкви – архиепископом Ионафаном (Елецких), епископом Иларионом (Алфеевым). Затем участники и гости фестиваля проследовали по Москве-реке на трех теплоходах, предоставленных Столичной судоходной компанией, в подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где выступления продолжились в Спасо-Преображенском соборе. Для гостей провели экскурсию по монастырю, основанному в 1380 году св. благоверным князем Дмитрием Донским на месте явления ему иконы святителя Николая. Поздно вечером теплоходы вернули всех в Коломенское. На теплоходе играл «гусарский» духовой оркестр. Столичная судоходная компания возродила в нынешнем году после более чем 90-летнего перерыва паломнический маршрут «Коломенское – Николо-Угрешский монастырь». Организованный Саввой Морозовым в 1912 году, маршрут был очень популярен среди богомольцев вплоть до революции 1917 года. Сейчас судоходная компания проводит обкатку маршрута, по которому планируется перевозить как паломнические, так и экскурсионные группы. Ближайший рейс на теплоходе из Коломенского в Николо-Угрешский монастырь состоится 28 июня.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОМИССИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СТАРОЙ МОСКВЫ («Старая Москва»), краеведческое об-во, общественная орг-ция, основная цель которой - изучение и сохранение исторического наследия Москвы и Московского края. Основана в 1909 г. при Имп. Московском археологическом об-ве (ИМАО), действовала до нач. 30-х гг. ХХ в., возобновлена в февр. 1990 г. Комиссия издавала сборники «Старая Москва» (1912-1914. Вып. 1-2), участвовала в выпуске сборников: «Московский краевед» (1927-1930. Вып. 1-13), «Труды Общества изучения Московской губернии (области)» (1928-1930. Вып. 1-8), «Старая Москва: Статьи по истории Москвы в XVII-XIX вв.» (М., 1929. Сб. 1) и др. К. и. с. М. была основана 14 дек. 1909 г. при МАО, объединявшем ценителей московской старины. Председателем стала графиня П. С. Уварова - археолог, председатель МАО, основанного ее мужем - гр. А. С. Уваровым , сыном гр. С. С. Уварова . Комиссия ставила своей основной целью изучение прошлого Москвы и ее пригородных местностей, исследование их роста и развития, а именно: собирание материалов по топографии, истории, археологии, изучение памятников архитектуры, иконописи, а также прикладного искусства. В должности председателя комиссии до 1930 г. состояли: графиня Уварова (1909-1917), Э. В. Готье-Дюфайе (1917-1918), А. М. Васнецов (1918-1923), П. Н. Миллер (1923-1930); с 1930 г. Васнецов занял должность почетного председателя. Заседания комиссии до 1919 г. проходили в здании МАО - палатах Аверкия Кириллова (Москва, Берсеневская наб., 20). Графиня П. С. Уварова. Фотография. Нач. ХХ в. Графиня П. С. Уварова. Фотография. Нач. ХХ в. До 1917 г. вышло 2 сборника трудов комиссии под названием «Старая Москва» (1912, 1914). Материалы сборников открыли много ценного в истории города, его архитектуры и быта. В предисловии к 1-му изданию трудов говорилось, что комиссия приняла на себя заботы о сохранении существующих памятников бытовой старины и о собирании таковых путем пожертвования для Музея старой Москвы (предполагалось собрать все предметы домашнего и общественного обихода прежней московской жизни, портреты выдающихся деятелей города, старинные и новые виды различных уголков Москвы и т. п.), чтобы наглядно знакомить посетителей музея с бытовой историей предков, «ибо «Старая Москва - наша прародина», и детальной обработки заслуживает не только ее история, но и быт. «Мы ничем иным не воздадим так полного своего уважения к памяти предков, как правдивым выяснением всех сторон их жизни, на основании вещественных и письменных памятников»,- говорилось во вступительной статье (Старая Москва. М., 1912. Вып. 1). Впосл. в комиссию для Музея старой Москвы известные коллекционеры передали много ценных собраний. К 1912 г. музей уже располагал коллекцией редких старинных вещей и книг.

http://pravenc.ru/text/1841842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСЕЛОВСКИЙ Степан Борисович (4.09.1876, Москва - 23.01.1952, там же), историк, академик АН СССР. Из дворянского рода, мн. представители к-рого внесли большой вклад в науку: дядя историка - экономист К. С. Веселовский (1819-1901) - в течение мн. лет был секретарем имп. АН, двоюродный брат - археолог-востоковед Н. И. Веселовский (1848-1918) - являлся членом-корреспондентом имп. АН, троюродный брат отца - А. Н. Веселовский - видный литературовед. В. учился в 5-й классической гимназии в Москве, затем в Тамбовской губ. гимназии. Продолжил образование на юридическом фак-те Московского ун-та (1896-1902), где под рук. проф. И. Х. Озерова занимался историей философии права. На формирование В. как историка оказали влияние труды В. О. Ключевского , Н. П. Павлова-Сильванского и М. А. Дьяконова. С.Б. Веселовский. Фотография. 1946 г. С.Б. Веселовский. Фотография. 1946 г. С 1903 г. исследователь изучал документы по социально-экономической истории России XIV-XVII вв., с привлечением помощников сделал копии большого количества источников. В 1908-1912 гг. преподавал в московской гимназии Л. И. Поливанова, с 1912 г. являлся сотрудником Московского археологического ин-та. Состоял во мн. научных об-вах: Обществе истории и древностей российских (с 1907), Русском военно-историческом (с 1909), Историко-родословном (с 1914), Московской археографической комиссии (с 1914), в губернских архивных комиссиях: Нижегородской (с 1910), Ярославской (с 1911), Тульской (с 1913), Московской (с 1914), Псковской (с 1916). В 1915-1916 гг. В. опубликовал кн. «Сошное письмо: Исслед. по истории кадастра и посошного обложения Моск. гос-ва» (М., 1915-1916. 2 т.), приложением к к-рой стали «Акты писцового дела» (М., 1913-1917. 2 т.). За исследование и публикацию Московский ун-т присвоил В. степень д-ра истории рус. права, имп. АН присудила полную премию гр. А. С. Уварова (авг. 1917). В 1917 г. за разбор сочинения В. К. Клейна «Угличское следственное дело о смерти царевича Димитрия 15-го мая 1591 г.» В. получил от АН золотую рецензентскую медаль.

http://pravenc.ru/text/158222.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЕВСКИЙ Василий Тимофеевич (6.01.1861, г. Судогда Владимирской губ.- 14.12.1923, Москва), исследователь древнерус. и традиц. церковного искусства, архивист, многолетний служащий по духовному ведомству. В. Т. Георгиевский. Фотография. Ок. 1905 г. В. Т. Георгиевский. Фотография. Ок. 1905 г. Род. в семье священника. Окончил Владимирскую ДС (1881), церковно-историческое отд-ние КДА (1885), после чего преподавал во Владимирском жен. епархиальном уч-ще; в последующие годы служил инспектором церковноприходских школ в Киеве и Киевской губ. В 1907-1917 гг. член Училищного совета при Святейшем Синоде; в должности помощника наблюдателя церковноприходских школ неоднократно выезжал для проведения экзаменов и оказания помощи в становлении учебного процесса в Костромскую, Новгородскую, Донскую, Литовскую, Херсонскую, Енисейскую, Иркутскую, Черниговскую, Астраханскую, Архангельскую, Вятскую, Волынскую, Курскую, Сухумскую, Полоцкую и др. епархии. С 1912 г. сверхштатный член синодального Учебного комитета и старший помощник наблюдателя церковноприходских школ. Многолетняя и усердная служба Г. при Святейшем Синоде отмечена орденами Станислава 3-й степени (1899), св. Владимира 3-й степени (1910) и Станислава 1-й степени (1913). Имел чин статского советника. В 1913 г. рассказывал об исторических памятниках Суздаля имп. Николаю II и его семье при их посещении этого города. В 1917-1918 гг. Г.- делопроизводитель на Всероссийском Поместном Соборе в Москве. Г. активно занимался изучением церковно-археологической старины. В 1885-1900 гг. заведовал б-кой и древлехранилищем владимирского братства во имя блгв. кн. Александра Невского; издал историко-архитектурную монографию «Флорищева пустынь» (Вязники, 1896) с описанием архивных документов, рукописей и старопечатных книг пустыни. Состоял членом МАО, Владимирской ученой архивной комиссии, С.-Петербургского и Московского археологических ин-тов, Об-ва защиты и сохранения памятников искусства и старины в России, Комитета по восстановлению Ферапонтова Белозерского мон-ря и др. ученых об-в, комитетов и комиссий. В 1913-1914 гг. читал лекции по истории рус. иконописи в Зубовском ин-те истории искусств в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/162161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ (Воронцов Вениамин Александрович; 17.10.1892, Москва - 27.03.1959, Ленинград), митр. Ленинградский и Ладожский. Род. в семье прот. Александра Михайловича Воронцова (1870-1942), настоятеля Никольского храма с. Ромашкова (ныне Одинцовского р-на Московской обл.). Окончил сельскую школу, затем Заиконоспасское ДУ в Москве. В 1912 г. окончил Московскую ДС и поступил в МДА. Летом 1915 г., по окончании 3-го курса академии, вступил в брак с дочерью священника Михаило-Архангельской ц. Сергиевского посада Марией Николаевной Милославиной. 8 сент. того же года ректор МДА Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) по благословению Московского митр. св. Макария (Невского) рукоположил В. Воронцова во диакона, а 21 нояб.- во иерея. В 1916 г. свящ. В. Воронцов окончил МДА по 1-му разряду со степенью кандидата богословия за соч. «Учение ветхозаветного Слова Божия о страданиях человеческих (Книга Иова)». С 1 сент. 1916 г. настоятель Введенского храма Мариинского жен. уч-ща Дамского попечительства о бедных в Москве и законоучитель того же уч-ща. 1 нояб. 1916 г. перемещен на должность 2-го священника в Покровский храм Марфо-Мариинской московской жен. обители . Его семья поддерживала близкие отношения с руководительницей обители вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной , ставшей крестной матерью одной из дочерей о. Вениамина. В 1917 г. удостоен премии за лучшее произнесение проповедей. Елевферий (Воронцов), митр. Лениградский и Ладожский. Фотография. 1959 г. Елевферий (Воронцов), митр. Лениградский и Ладожский. Фотография. 1959 г. Служил в обители до 1919 г. В 1920 г. призван в тыловое ополчение. Пробыл в Московском рабочем полку до 1922 г., после вновь стал служить в Покровском храме Марфо-Мариинской обители. 27 марта 1923 г. был арестован по обвинению в «использовании религиозных предрассудков масс с целью возбуждения к сопротивлению власти», содержался в Бутырской тюрьме. 16 июня Коллегия ГПУ приняла решение о прекращении следствия за отсутствием состава преступления с передачей дела в Комиссию НКВД по адм. высылкам. 24 авг. освобожден решением комиссии.

http://pravenc.ru/text/189719.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Шаховской Дмитрий Алексеевич; 23.08.1902, Москва - 30.05.1989, Санта-Барбара, шт. Калифорния, США), архиеп. Сан-Францисский и Западноамериканский Православной Церкви в Америке , духовный писатель. Происходил из древнего княжеского рода, отец был действительным статским советником. В 1912 г. поступил в Царскосельскую школу Левицкой. В 1915 г. принят в Императорский Александровский лицей, где учился до 1917 г. С лета 1918 г. находился в белых добровольческих частях, был контужен в боях под Царицыном. В 1919 г. назначен радистом на крейсер «Алмаз». Летом 1920 г., как не достигший 18-летнего возраста, переведен радистом в Русское об-во пароходства и торговли. В том же году эвакуирован в К-поль, затем выехал в Париж. Жил у родственницы, кнг. М. А. Шаховской. В 1921 г. И. поступил в парижскую Свободную школу политических наук (École Libre des Sciences Politiques). В том же году познакомился с И. А. Буниным , Б. К. Зайцевым и М. А. Алдановым. В 1922 г. стал студентом экономического фак-та Лёвенского (Лувенского) ун-та в Бельгии, но вскоре перевелся на историческое отд-ние философско-словесного фак-та. Прихожанин ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Брюсселе, настоятелем к-рой был прот. Петр Извольский . Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. В мае 1922 г. опубликовал первые стихи в ж. «Русская мысль», редактируемом П. Б. Струве . В следующем году выпустил в Париже первый поэтический сб. «Стихи», за которым последовали «Песни без слов» (Брюссель, 1924) и «Предметы» (Брюссель, 1926). Начал интересоваться рус. религ. философией, выступал со статьями в журнале Н. А. Бердяева «Путь». В 1924 г. в Брюсселе стал членом бельгийского Пен-клуба, где общался с известными поэтами и писателями Г. К. Честертоном , П. Клоделем , П. Валери, братьями Торо, В. Бласко Ибаньесом. В том же году решил издавать религиозно-философский сборник, а затем журнал. Вел по этому вопросу переписку с братьями П. Е. и Е. Е. Ковалевскими, К. Э. Керном (впосл. архим. Киприан ) и Н. М. Зёрновым . В 1926 г. стал редактором вышедших в Брюсселе 2 выпусков лит. ж. «Благонамеренный», в к-ром сотрудничали А. М. Ремизов , Ф. А. Степун , М. И. Цветаева , С. Я. Эфрон, В. Ф. Ходасевич, М. Л. Гофман, Алданов, критики Д. И. Святополк-Мирский и К. В. Мочульский .

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010