Из Монастырского приказа в уезды для сбора денег и финансовой документации направлялись приказные служащие. Записи об этом есть и в расходной книге. Так, например, в сентябре 1701 г. подьячий Григорий Волков был послан Макарьев Желтоводский монастырь «для взятья денежной казны» (см. публикацию, л. 8). С этой же целью в декабре 1702 г. ездил в Соликамский уезд в Преображенский Пыскорский монастырь подьячий Иван Лапшин (см. публикацию, л. 56) и др. Именным указом от 30 декабря 1701 г. было установлено штатное содержание монахам «по 10 рублев денег, по 10 четвертей хлеба и дрова в довольность их». Бедным, безвотчинным монастырям назначалось также хлебное жалованье, «без чего по самой нужде быть невозможно» . В расходной книге Монастырского приказа имеются записи о выплатах в соответствии с данным указом. Так, например, в сентябре 1701 г. деньги «на церковную утварь и на всякие росходы пятьдесят рублев с полтиною» получили власти московского Новинского Введенского Богородицкого монастыря, что в Бережках (см. публикацию, л. 8 об.). В январе 1702 г. деньги были переданы в московский Симонов монастырь «на нынешней 1702 год в указное число в тысячю рублев на росход братье» (см. публикацию, л. 17 об.) и др. Если у архиереев или монастырских властей возникала дополнительная потребность в финансах, сверх текущих расходов, им также следовало обращаться в Монастырский приказ. Так, в феврале 1702 г. были выделены средства в московский Чудов монастырь «на церковь Благовещения Пресвятые Богородицы чюдотворца Алексея митрополита на главах зделать железные кресты и позолотить» (см. публикацию, л. 18 об.). Государственное жалованье, судя по всему, назначалось не только монахам, но и монастырским слугам. 30 июня 1702 г. из Монастырского приказа в Бежецкий Верх, Устюжну Железопольскую и Кашин стольнику Петру Травину была направлена грамота, по которой ему «велено тех монастырей стряпчих, и слуг, и служебников, и работников… разобрать и учинить им… великого государя денежное и хлебное жалованье по окладу шеснатцеть рублев шеснатцеть алтын четыре денги» (см. публикацию, л. 43–43 об.). Еще в одной записи говорится о выплате «зажилого» «слугам и служебником на жалованье и на покупку рыбы, и икры, и иных припасов и на всякое строение и на починку и на наем работных людей, и на иные всякие всякие росходы» в Макариевом Желтоводском монастыре (см. публикацию, л. 52).

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Бородино. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Рождества Христова). Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты Смоленская церковь построена в 1701 г. Имеет Сергиевский придел. " Свидетель Бородинского сражения " , как указано на мемориальной доске. Действует. Кирпичная церковь в стиле " московского барокко " , построена в 1697-1701 гг. " иждивением вотчинников Т.П. и П.Т.Савеловых " . Реставрировалась в 1961-63 годах под руководством Н.И.Иванова. Верхний, главный престол был посвящен Рождеству Христову, нижний - Смоленской иконе Божией Матери. Однако в материалах епархии именуется " Смоленской церковью " , очевидно, сейчас богослужения проходят в нижнем храме. Придел прп. Сергия Радонежского. Церковь Рождества Христова (в 1839 г. переосвященная во имя Смоленской Божией Матери) - ценный памятник архитектуры. Она была построена в 1697 - 1701 гг. На заливном лугу у подножия холма и у стен церкви происходили схватки, в которых особо отличились гвардейцы-егеря бригады Н.В.Вуича и матросы Гвардейского экипажа во главе с мичманом М.Н.Лермонтовым. Церковь долго сохраняла пробоины от артиллерийских снарядов. В 1930 г. церковь была закрыта. Во время Великой Отечественной войны она была разрушена. В 1961 - 1963 гг. была проведена реставрация церкви, после чего использовалась как выставочный зал. С 1989 г. церковь Смоленской иконы Божией Матери вновь действует. После реставрации некоторые детали церкви выглядят не так, как на фотографиях Прокудина-Горского. Над крыльцом теперь - не купол, а шатер. Исчезла такая интересная, необычная деталь, как деревянное гульбище, опоясывавшее церковь на уровне второго этажа (в XIX веке застекленное цветным стеклом). Источник: сайт ps-spb2008.narod.ru В начале XVII ст. в Колоцком стане Можайского уезда находился Воздвиженский погост на царской земле, здесь стояла приходская церковь Воздвижения честного креста Господня с приделом Николая чудотворца, сожженная в 1612 г. Литвою. Около этого погоста расположено было сельцо Бородино, принадлежавшее Коноплевым. В 1666 г. полсельца Бородина принадлежало Тимофею Петровичу Савелову, который получил его в приданое от тестя Дмитрия Онуфриевича Коноплева, а другую половину Савелов приобрел в 1672 г. у Онуфрия Михайловича Коноплева. Землею Воздвиженской церкви в 1676 г. владел на правах арендатора Т. П. Савелов. Сын его, стольник Петр Савелов построил в сельце Бородине каменную двухэтажную церковь Рождества Христова с приделом внизу преп. Сергия, которая освящена в 1701 г. и к ней приписана земля сгоревшей Воздвиженской церкви в количестве 31 десятины. После Петра Тимофеевича Савелова владели селом его вдова Евфимия Семеновна и его братья Тимофей и Афанасий, потом дети последних Петр Тимофеевич, Автоном и Алексей Афанасьевичи.

http://sobory.ru/article/?object=00458

Королевские листы ненадолго доставили спокойствие галицким православным. В феврале 1701 года к резиденту в Варшаве начали приходить львовские братчики с великим плачем, что Шумлянский соборную и другие церкви гвалтом отобрал и принуждает их насильно в унию. Резидент выхлопотал им у Августа новый лист, за королевскою рукою, но канцлер великий коронный, бискуп премышльский, номинат бискупства Краковского не захотел запечатать листа коронною печатью. «Не могу приложить печать, – говорил он резиденту, – потому что я номинат бискупства Краковского и со дня на день ожидаю благословения от папы и если запечатаю этот лист, а Шумлянский даст знать папе, то папа не пришлет мне благословения». Палей писал Мазепе в марте 1701 года: в неделю Мытаря и Фарисея во Львове служил обедню Шумлянский в соборном римском костеле, а в неделю Блудного сына служил обедню в церкви градской ксенз арцыбискуп с певчими без органов; проповедь сказывал священник благовещенский после евангелия на русском языке, а другую иезуит Голимовский после обедни на польском языке. Принудили всех мастеров русских крест целовать и подписываться на унию; русским благочестивым попам насильства другого не делают, только Климента, папу римского, на эктениях поминать велят. Положение, в котором находилось русское правительство в начале 1701 года, не позволяло ему делать сильных представлений польскому правительству. В Биржах не было речи о притеснениях, которые терпят православные. В это время Судейкин был отозван с резидентства, и посланником в Польшу отправился в феврале 1701 года стольник Василий Постников, но в апреле поехал в Варшаву для нужнейших дел инкогнито ближний стольник и генерал-адъютант князь Григорий Долгорукий: Постникову приказано «быть послушным Долгорукому и в настоящем тамошнем поведении согласным и приводить государевы дела ко всякой прибыли, тайно и явно с осторожностию и прилежным радением, писать о делах к великому государю вместе и особо каждую неделю». Но Долгорукий скоро написал Головину: «Постников мне чинится ни мало не послушен, и говорить мне ему ни о чем невозможно, а я чаю, что станет меня скоро лаять; не извольте гневаться, я ему говорить ни о чем не буду». Постников был отозван. Долгорукий остался один на своем трудном посту. Главная забота русского посла состояла в том, чтобы швед как можно глубже завяз в Польше и забыл о России, а между тем Долгорукий видел, что король Август тайком старается заключить мир с Карлом XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

публикацию, л. 53). Речь здесь идет о представлениях иного характера. «Комедии» и «диалегии» при Петре I устраивались в Грановитой палате по случаю свадеб царских шутов . Судя по всему, через Монастырский приказ финансировалось не только «дело камедии», но и Всешутейший и Всепьянейший собор – специальный орган для увеселения царя, представлявший собой пародию на католическую и православную Церкви. Члены собора – ближайшие соратники Петра I – носили псевдоцерковные титулы «дьяконов», «архиереев», «митрополитов» и проч. Один из таких «архиеерев» – Филат Пименович Шанский («Полистинский архиерей») упоминается в расходной книге в связи с его свадьбой, на которую были куплены «кадок ножниц, холсту, кувшин, санки, веревок». Оплачены были также услуги извозчика в Немецкую слободу, где проходило мероприятие. Свадьба состоялось 26 января 1702 г., однако запись в расходной книге датирована 31 января. Очевидно, деньги на приобретенные покупки были выделены уже после торжества (см. публикацию, л. 18). Предположу, что с Всешуйтейшим и Всепьянейшим собор могла быть связана еще одна запись в расходной книге – от 28 декабря 1701 г.: «думному дворянину и печатнику Никите Моисеевичу Зотову яшмовая чарка отдана, которая прислана из Ростова, из Белогостицкого монастыря» (см. публикацию, л. 13). Как известно, Н. М. Зотов играл весьма видную роль в деятельности собора, где носил титул «архиепископа Прешпурского, всея Яузы и всего Кокуя патриарха» . Из фондов Монастырского приказа могли выплачиваться награды за самую разную деятельность. В этой связи представляет интерес запись в расходной книге от 26 декабря 1701 г.: «По указу великого государя… великого государя жалованья Покровского монастыря, что на убогих домех, старцу Иякову пятьдесять рублев за то, что он признал от Москвы к Воронежу розными реками новой водяной путь» (см. публикацию, л. 13). Здесь речь идет об Ивановской водной системе, которая соединила бы Дон и реки бассейна Оки. Ее строительство началось в 1701 г., однако осталось незавершенным .

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Булыгин И. А. Указ. соч. С. 311–318. Башнин Н. В. Указ. соч. книги вологодских монастырей… С. 267. Переписные книги вологодских монастырей… С. 262–270. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII вв.: сводный каталог. М., 1958. 216. С. 69–70. ф. 281, 2619. Каштанов С. М. Актовая археография. М., 1998 .   Черкасова М. С. Указ. соч. С. 279–283. По справочнику П. М. Строева, был настоятелем в 1696–1703 гг. (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 760).   Шамина И. Н. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря… С. 96–97; Шамина И. Н. Преподобный Иннокентий Комельский… С. 73.[ И. Н. Переписные книги коломенских монастырей…. С. 121 (Спасо-Преображенский монастырь)   Книги переписные Вологодского уезду Обнорской волости Спасова Нуромского монастыря переписи стольника Василья Ивановича Кошелева 1701-го году   1701-го октября в 23 день подал книги Вологоцкого архиепископа подьячей Яков (Л. 1701-го сентября в 30 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырского приказу за приписью дьяка Герасима Патапиева стольник Василей Иванович Кошелев приехав Вологодского уезду Обнорской волости в Спасов Нуромской монастырь. И в нем церкви Божии, и в церквах святые иконы, и ризы, и книги, и священные сосуды, и всякую церковную утварь, и в казенном анбаре великих государей жалованные грамоты и всякие крепости, и всякую казенную монастырскую рухлядь, запечатав и из-за печати, и всякие того монастыря заводы пересмотря все налицо переписывал. А что по переписке явилось, и то писано в сей книге ниже сего. Того монастыря игумен Патрикей, казначей монах Афанасий з братьею сказали: переписные книги того монастыря в пожарное время згорели в прошлом 208 году, и после того переписки не бывало.   (Л. 27 об.) В Вологодском уезде в Обнорской волости монастырь Всемилостиваго Спаса Нуромской на реке Нурме. А в нем церковь во имя Происхождения Честнаго и Животворящаго креста Господня холодная шатровая. А в церкви царские двери, и сень, и столпцы резные золочены.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

17. Bibliotheca veterum patrum graecorum, duobus tomis. Graece et lat. 2. В Париже. 1624. Библиотека древних отец греческих, в двух томах. На греч. и лат. 18. Bibliotheca scriptorum societatis Jesu. Latine. 1. В Антверпии. 1643. Библиотека писателей езуитских. На латинском языке. «В переплете ветхом, и листы из переплета некоторые повыбились». (По описям 1701–1735 гг. за 596, 1738–1749 за 595.) (л. 3) С 19. Canones sanctorum apostolorum, conciliorum generalium, et provincialium. Graece et lat. 1. В Лутеции Парижской. 1620. Правила святых апостолов, соборов вселенских и поместных. На греч. и лат. (По описям 1701–1735 гг. за 510 1738–1749 гг. за 588. По раннейшим описям (1701–1725 гг.) значилась книга «алексикон всяких вещей, толкование греческое, в десть». При осмотрах 1721–1725 гг. сей книги не было. Была при свидетельствах 1727–1749 гг. с новым заглавием». («Правила» и пр.) 20. Chronographicum opus orbis universi, a mundi exordio, usque ad annum MDCXI, continens historiam, icones, et elogia summorum pontificum, imperatorum, regum, ac virorum illustrium. Lat. 1. В Антверпии. 1611. Летопись всего света, от начала мира, даже до 1611 г., содержащая историю, изображения, и похвалы папе, императоров, царей и славных мужей. На латинском языке. «Без застежек». 21. Concilia generalia et provincialia, divisa in novem tomos. Graece et lat. 9. В Лутеции Парижской. 1636. Соборы вселенские и поместные в девяти томах. На греческом и латинск. языке. (По описям 1701–1735 гг. за 558–567 (10 книг), 1738–1749 гг. за 556–565. При осмотре 1735 г. замечено: «есть соборов 9 книг, а десятая на послание беседы Галатом и на протчие, греколатинская ж и Андрея Кесарийского на апокалипсис».) 22 (л. 3 об.). " Ιστορικν Σιλβστρουιακνου κα κκλησιρχου τς ν Κωνσταντινουπλει εκκλησας, το πκλην Σγουροπολου, περ τς εν Φεραρα κα Φλορεντα συνδου. 1.–1650. Историческое сочинение Сильвестра диакона, и екклисиарха константинопольской церкви, прозванием Сгуропула, о Флорентийском соборе. На греческом и латинском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890–1907. С. 942. Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV–XVIII века/Отв. ред. И. А. Бондаренко. М., 2008. С. 354. NCЗ-I. Т. 4. 1834. С. 139–140. Василий Шонуров – подьячий Разрядного приказа Коломенского архиерейского дома, занимал должность с 1691/92 г. Иван Иванов – дьяк Монастырского приказа.   1701 г. октября 8 – ноября 28.– Переписная книга Николаевской пустыни на реке Гнилуше в Коломенском уезде   (Л. 713) Николаевския пустыни, что на Гнилуше . (Л. 714) Лета 1701-го году октября в 8 де[нь] по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырского приказу за приписью дьяка Ефима Зотова столник Иван Васильевич Кикин приехов в Коломенской уезд в Николаевской монастырь, что на Гнилуше, которой явился сверх перечневых списков. А приехов, в церкви Божии святые иконы, и церковные сосуды, и книги, и всякою утварь, а в ризнице священные также и монастырскою всякою посуду и крепости пересмотрил и переписал все налицо. И которые описные церковные и приходные и росходные книги явились з 203-го году. А что чего порознь явилось, и то писано ниже сего в сих (Л. 714 об.) книгах порознь статьями. Книги описные церковные 204-го году в полдесть заручные. Книги приходные и росходные 203-го году, книги приходные и росходные 204-го году, книги приходные и росходные 205-го году, книги приходные и росходные 206-го году, книги приходные и росходные 207-го году, книги приходные и росходные 208 и 1700-го годов, книги приходные и росходные 1701-го году сентября по пятое на десять число. (Л. 715) Те все приходные и росходные вышеписанных годов монастырския книги в полдесть заручные.   (Л. 715 об.) В той пустыне церковь каменная о пяти главах во имя Николая Чюдотворца А в церкви во святом олтаре престол. На нем одежда со всех стран изорбавная полосатая, травы золотные, сверху тафтяная красная, крест мишурной. Антимис полотняной московской печати 190-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

Реестр некоторым езуитам, за веру убиенным. На лат. E. 158 (159). Erasmi Roterodami instructio militis christiani. Lat. 1. В Гамбурге. 1662. Еразма Ротеродамского наставление воину христианскому. На лат. «У оной книги переплет ветх». 159 (160). Μϑοι κα βος Αισπου. 1. В Венеции. 1644. Притчи и житие Эзопово. На греч. «У оной книги переплет и оболочка ветхи». (По описям 1701–1735 гг. за 681, 1738–1749 гг. за 677). 160 (161. Л. 19 об.). " Ερμηνεα, τν πτ. ϑανασμων αμαρτημτων, χειργραος. 1. – – Толкование о седми грехах смертных рукописное. Греч. «Ветха». F. 161 (162). Ανϑολογα διαφρων πιγραμμτων ρχαων. 2. В Венеции, 1503; в Флоренции, 1519. Собрание разных надписей древних. На греч. «В переплете ветхи». (По описям 1701–1735 гг. за 593, 1738–1749 гг. за 591. Изд. 1519 г.). G. 162 (163). Gabrielis Bucelini historia universalis sacra et profana, in tres partes divisa, tribus tomis, variarum editionum. Latine. 1 том в Улме 1672, 2 – в Августе 1666, 3-й – в Франкофурте 1664. Гавриила Букелина история всеобщая церковная и гражданская, на три части разделена, в трех томах, разных изданий. По лат. «У оных книг по местам оболочки ветхи». (По описям 1701–1735 гг. за 732–734. 1738–1749 гг. за 725–727). 163 (164). Ejusdem secunda pars memoratae historiae uno tomo. Latine. 1. В Августе. 1666. Тогожде вторая часть помянутой истории, в одном томе. По лат. 164 (165. Л. 20). Γαληνο περ εεξας, Προχλου περ κινσεως, ωννου το Χρυσοστμου σγκρισις βασιλιχς δυναστεας κα πλοτου, υπεροχς, κα Δωνος περ πιστεας. 1. В Париже. 1531. Галена о врачебных вещах, Прокла о движении, Иоанна Златоустог о сравнение царские власти, и богатства, и превосходства, и Дионово слово о неверствии. По греч. «У оной книги оболочка ветха». (По описям 1701–1735 гг. за 678, 1738–1749 гг. за 674). 165 (166). Gregorii Hornii historia ecclesiastica, ejusdem brevis et perspicua introductio ad universalem historiam, sine indicio anni et loci. Latine. 1. Григория Горния история церковная; тогожде краткое и ясное введение во всеобщую историю. Без показания места и года. На латин. яз.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Одно из значительных мест в переписной книге занимает описание монастырского архива. Документы хранились в казенном амбаре, в специальном ящике. Здесь перечислены «великих государей жалованные грамоты и всякие крепости»: 27 документов и «свяска отписей в розных платежах» (см. публикацию, л. 33 об.–36 об.). Грамоты описаны весьма подробно: указаны их типы (жалованные, данные, меновные, выписи из писцовых книг и др.), приведены конкретные географические ориентиры – уезд, волость, указаны контрагенты. Из описаний можно узнать о кратком содержании документов, все они датированы. Для некоторых указаны дьяки, заверившие текст, и имена подьячих, оставивших «справы». Самый ранний документ – Жалованная грамота царя Федора Ивановича на деревню Мартаково з деревнями 1584 г. Источник дожил до наших дней и хранится в Большая же часть монастырских документов (18) относится ко второй половине XVII в.; к первой половине XVII в. – 6; от XVI в. в архиве монастыря сохранилось лишь 3 источника. Структура монастырского архива по переписной книге 1701–1702 гг. отражена в таблице. Разновидности документов приведены в соответствии с классификацией, предложенной С. М.   Вид грамоты Количество Жалованные грамоты Указные Сотные грамоты и выписи из писцовых книг Меновные Записи: межевые, сделочные, поступочные Вкладная книга Другие   Как отметил составитель переписной книги, часть монастырской документации погибла во время пожара: «переписные книги», «прежняя вкладная книга», а также «жаловалные великих государей грамоты, и вкладные, и всякие зделошные писма старинные». М. С. Черкасова попыталась реконструировать архивы вологодских монастырей на основе сохранившихся документов и упоминаниях о них, причем информацию переписной книги 1701–1702 гг. исследовательница не учла. Так, для Спасо-Нуромского монастыря архивная опись составила 38 Из них 14 документов, в основном челобитные, не могли храниться в монастыре, поскольку адресованы другим людям, в первую очередь Вологодскому архиепископу. Из остальных 24 в двух перечнях совпадают названия лишь 10 документов. Списки дополняют друг друга. В перечне Черкасовой не отмечены 17 грамот из переписной книги 1701–1702 гг., в то же время архив начала XVIII в. можно дополнить 13 источниками из списка, составленного исследовательницей. Не исключено, что часть из этих документов сгорела во время пожара. Таким образом, можно предположить, что до пожара в монастыре могли храниться около 50 документов.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

Монастырский приказ, как уже упоминалось, был упразднен в 1677 г., а теперь, в 1696 г., Петр в специальном указе потребовал от епархиальных архиереев, чтобы они ежегодно давали точный отчет о доходах и расходах монастырей и епархиальных кафедр Приказу Большого дворца; через два года, в 1698 г., этот указ был подтвержден и дополнен требованием об особенно точном отчете о хлебных запасах, а также распоряжением о том, чтобы никакие постройки и никакой ремонт не проводились в монастырях без разрешения царя . 24 января 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ . Указ 1701 г. и последовавшие за ним другие указы требовали без промедления составить опись монастырей и монастырских владений и точно определить число монашествующих; в монастырях разрешалось оставить лишь столько монахов, сколько потребно было для совершения богослужений и управления имениями (установленное таким образом число монахов в каждом монастыре называлось штатами), насельники монастырей, не принявшие пострига, подлежали выселению, постриг новых монахов разрешался лишь в том случае, если в штатах объявлялись вакансии . «Прибавление к Духовному регламенту о монахах» (1722) [ 1017] запрещало постригать мужчин, не достигших 30 лет, женщины же могли постригаться лишь в возрасте от 50 до 60 лет; исключения допускались лишь с позволения Синода; для военнослужащих и чиновников постриг был вовсе запрещен; вступление в монастырь не разрешалось также лицам, обремененным долгами, состоящим в браке и имеющим несовершеннолетних детей; крепостные крестьяне могли постригаться лишь с разрешения помещика; неграмотным дозволялось поступать в монастырь только с ведома царя или Синода . «Монастырский приказ 1701 г. явился,— по мнению М. Горчакова,— высшим центральным для всей России учреждением, специально посвященным, в общем итоге деятельности, преобразовательным целям Петра» . Упраздненный в 1720 г., он был снова учрежден в 1721 г. и функционировал до конца 1724 г. В этот промежуток времени Монастырский приказ был высшей инстанцией почти по всем вопросам, так или иначе связанным с жизнью монастырей. Упомянутое выше «Прибавление к Духовному регламенту» запрещало основание новых монастырей без разрешения Синода; строительство пустынь или скитов было окончательно запрещено; маленькие обители или пустыни, в которых было менее 30 монахов, подлежали либо закрытию, либо объединению с другими обителями; в случае закрытия монастырей монастырские церкви становились приходскими храмами; кроме того, Синод получил от царя разрешение при необходимости закрывать и большие монастыри .

http://sedmitza.ru/lib/text/436654/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010