Подробнее об обстоятельствах создания иконостаса см.: Гладкая М. С. Иконостас собора Рождества Богородицы в городе Суздале: (К 300-летию создания). Владимир, 1996. С. 20–26. Считаю необходимым заметить, что М. С. Гладкой на момент подготовки ею своей работы текст переписных книг 1701 г. известен не был. Правила издания исторических документов в СССР. М., 1990. (Л. 1) Книги переписные Суздальские соборной церкви и архиерейскому дому 1701-го году   (Л. 2) Лета 1701-го, апреля в 29 день, по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырского приказу, за приписью дьяка Ефима Зотова, стольник Иван Миронов сын Кологривов в Суздале в соборной церкви святые иконы окладные, и неокладные, и церковные сосуды золотые и сребряные, и книги, и всякую церковную утварь, и каменье, и жемчуг, и в ризницах священные одежди по скаскам ключарей и подьяконов, и во архиерейской казне денги, и серебреную, и оловянную, и медную посуду, и жалованные грамоты, и всякие вотчинные крепости, и зделошные писма, и ружье по переписным книгам 203-го году, каковы подал казначей Варлам Павлов за своею рукою, пересмотрил и переписал все именно; так же монахов, и приказных, и детей боярских, и певчих, и поваров, и всяких работных и мастеровых людей налицо, и детей их по имяном, и в каковы лета; и на конюшне лошеди, и конюшенные заводы пересмотрил и переписал же; и двор архиерейской перемерял. А что по досмотру и по переписке в соборной (Л. 2 об.) церкви святых икон окладных, и неокладных, и золотых и сребреных сосудов, и священной одежди, и каменья, и жемчугу, и всякой церковной утвари, и во архиерейской казне денег налицо, и жалованных грамот, и всяких писем, и серебреной, и медной, и оловянной посуды, и ружья, и на конюшне лошадей, и всякого конюшенного заводу, и что в которой посуде весу, и что архиерейскому дому меры, и то писано в сих книгах подлинно. А по описи в соборной церкви царские двери, а на них образы Благовещения Пресвятыя Богородицы, и Архангела Гаврила, да четыре евангелиста. Да над царскими дверьми вместо сени в трех кругах: 4 в среднем круге образ Отечество, по сторонам в дву кругах Сшествия Святаго Духа. Да по сторонам на дву столпах: по правую сторону образы писаны Дионисия Ореопагита, Петра Александрийского, Григория Богослова; по левую сторону — Иякова, брата Божия, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго. На царских дверях, и в кругах, и на них кресты, и на столбцах венцы, и оплечки оклад серебреной золочен гладкой.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

2. Помета в Монаст. Приказе об указе, от 14 июля: 1701 года о передаче сбора оброчных денег с вотчин московского Донского монастыря из монастыря в Монастырский Приказ Выписка из кн. Мон. Пр. за 1701 г. 16 В нынешнем аа году генваря 31 д. великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец указал по именному своему великого Государя указу дому Святейшего Патриарха и архиерейских, и монастырских слуг и крестьян судом и расправой и всякими сборы ведать в Монастырском Приказе Боярину Ивану Алексеевичу Мусину Пушкину с товарищи. Потому Великого Государя указу июля 14 дня и по выписке за пометою дьяка Ефима Зотова по оброчным сборным книгам Донского монастыря, каковы поданы в Монастырском Приказе июля 4 числа за рукою того ж монастыря казначея иеродиакона Геронтия вотчинной земли, с жителей, которые поселились на той их монастырской земли и по договору своему оброчные деньги в тот монастырь за прошлые и на нынешний годы не платили, и те оброчные деньги на прошлые и на нынешний аа годы взять и впредь имать в Монастырской Приказ, а в монастырь тех оброчных денег не имать. Для примера опись отдельного двора. «Двор Стольника Князь Михаила Князь Матвеева сына Оболенского длиннику 50 сажен с лолусаженью, поперечнику 46 сажен, дробных 2323 сажени; с дробных по полуденьге с сажени, итого 5 р. 26 алтын полшесты взять. И на прошлые годы взять на рч с , са, ск , сг , гд, сз, аа годы». 3. Акт о производстве переписной книги ярославскому Спасскому монастырю стольником Юрием Селивановым, составленный 25 мая 1701 года Выписка из кн. Мон. Пр. за 1701 г. 13 Лето аа маия в ке по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца и по грамотам и по наказу из Монастырского Приказа за приписью дьяка Ивана Шанкина переписчик стольник Юрей Романов сын Селиванов, приехав в Спасской монастырь, что в Ярославле, переписал церкви Божии и святые иконы окладные и неокладные и церковные сосуды и книги и всякую церковную утварь и в ризнице священные одежды и колокола и в казне наличные деньги, серебряную и оловянную и медную посуду, и жалованные грамоты, и вкладные и иные всякие вотчинные крепости, и сделочные письма, и что в той посуде весу пересмотрел и переписал по прежним их описным монастырским книгам порознь, написано в сих книгах именно ниже сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Символическое понимание «измерения храма» и исключения внешнего двора как двух аспектов одной и той же реальности Церкви – соответствие «сладости и горечи» книжки Откр 10 . Опорной точкой рассмотренного выше толкования является негативная оценка образа внешнего двора храма, которая основывается на том факте, что внешний двор Иерусалимского храма был доступен для вхождения ритуально нечистых язычников, но вход во внутренний двор был для них закрыт. Существует еще одно толкование, в котором негативная оценка еще более усилена, – внешний двор представляет собой отступников и грешников, исключенных из Церкви 582 . Однако, как подчеркивают многие библеисты, отрицательные акценты не обязательны – двор тоже принадлежит храмовому комплексу, он тоже освящен присутствием Божиим 583 . Г. Осборн обращает внимание, что и в описании эсхатологического храма в Книге пророка Иезекииля ( Иез 40–48 ) не было противопоставления между внутренним и внешним двором – первый предназначался для священников, второй – для поклоняющихся 584 . Ф. Таво отмечает, что в словосочетании «внешний двор храма " употреблен genetivus posessivus ( τν αλν τν ξωθεν το ναο), и это несомненно указывает на то, что для автора внешний двор мыслится принадлежащим к самому храму 585 . В Откр 11: 2 мысль о том, что внешний двор храма «дан язычникам», непосредственно соединяется с утверждением, что «они будут попирать святый город сорок два месяца». Отметим, что выражение «святой город» в Апокалипсисе относится к Небесному Иерусалиму, или же к общине верных ( Откр 21: 2, 10; 22: 19 ; ср. также 20: 8: языческие полчища «окружили стан святых и город возлюбленный»). Все это дает исследователям основания предположить, что и храм, и внешний двор храма представляют собой одну и ту же реальность Церкви, но отражают разные ее аспекты. Люди, составляющие Церковь , могут страдать от различных форм отрицательного воздействия – материального, экономического, социального, – что и обозначено «попранием» святого города и соответственно «внешнего двора» храма 586 . Но Тайнозритель заверяет, что среди этих скорбей христиане остаются гражданами неба – они являют собой «храм». Образ измерения храма и поклоняющихся развивает эту мысль – Бог дарует своему народу «внутреннюю сохранность среди земных испытаний и страданий» 587 , и христиане пребудут неприкосновенными в духовном плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Кирилл Аминов, 27 февраля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Федоровской Пресвятой Богородицы в селе Ворсине. Село Ворсино в XV ст. принадлежало боярам Колычевым. В нем находилась деревянная церковь во имя Андрея Стратилата, построенная, вероятно, в память владельца этого села Андрея Федоровича Колычева, прадеда св. Филиппа митрополита. О ней стало известно по писцовым книгам Московского уезда, Перемышльской волости, 1627 – 28 гг., в которых записано: «за вдовою Анною Ивановною женою Колычева, что бывало преж того вотчина Меньшого и Бориса Колычевых, а после за мужем ее Иваном Колычевым, село Ворсино, на речке Моче, а в селе храм Андрея Стратилата древян вверх, стоит без пения, да в селе двор вотчинников, в нем 2 чел. деловых людей, двор приказчика и двор крестьянский; а владеет вдова Анна тою вотчинною по государевой жалованной грамоте 1623 г., за приписью дьяка Венедикта Махова». Потом это село находилось во владении Ивана и Михаила Дмитриевичей Колычевых, «что они выкупили в 1637 г. из Вознесенского монастыря родовую вотчину деда своего боярина Ивана Федоровича Колычева». В 1646 г. в селе было 2 двора вотчинниковых, в которых жили приказчик и 2 чел. деловых людей, 4 двора крестьянских с 19 чел. и двор деловой с 8 чел. В селе Ворсине вместо старой церкви была построена новая деревянная церковь во имя Федоровской Пресвятой Богородицы с приделами Андрея Стратилата и св. Филиппа митрополита, «а строение церковное и книги, и ризы, и колокола вотчинниково»; в 1663 г. при оной церкви попа и причетников не было. Владельцами села были: И. И. Колычев (1654 – 61 гг.) и И. М. Колычев, женатый на Мавре Григорьевне, урожденной княгине Долгоруковой (1654 – 97 гг.). В 1678 г. в селе числилось 7 дворов крестьянских, двор бобыльский и двор вотчинников, всего 32 чел. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «2 сентября, по наезду князя Ивана Андреевича Шелешпальского и по досмотру в вотчине стольника Ивана Михайловича Колычева, в селе Ворсине церковь деревянная, клетцки, старая, а во имя та церковь Пресвятой Богородицы Федоровской да в приделах Андрея Стратилата и Филиппа митрополита, около церкви кладбища с четверть десятины, а по сказке приказчика села Ворсина Ивашки Шкоты да старосты Федки Мокина: та де церковь построена исстари, от Москвы 40 верст, едучи большою Калужскою дорогою та церковь по левой стороне с версту, а с другой стороны Теменская дорога от церкви 2 версты; а данью та церковь не обложена и в данных книгах не написана, церковной земли ничего нет, а попу и дьячку идет руга… у той церкви двор попов, да в приходе двор вотчинников, 4 двора крестьянских; а попа и дьячка в то время дома не было, были на Москве».

http://sobory.ru/article/?object=09187

«Благосклонный читатель на сей таблице ты видишь четверочастное разделение, или четыре укрепления стенами города Москвы, из коих внутреннее называется Китай город и составляет самый город; с ним смежна крепость, или Царев двор, огражденный стенами и называемый Кремль град. 522 Оба они обнесены каменною стенной и по местам деревянным тынном. Окружающий их с востока, севера и запада город именуется Царьгородом, стены его из Белого камня, с земляною осыпью. Вокруг сих частей города простирается деревянная стена без осыпи земляной, которая вмещает в себя Скородум; южная часть его, лежащая по ту сторону Москвы реки, также называется Стрелецкою слободою; потому что там поселены воины и стража Великого Государя, Царя и Великого Князя и другие питомцы Марсовы». В Китае городе, т. е. во внутреннем городе, означены цифрами следующие места: 1 . «Троица, храм св. Троицы, известный также под именем Иерусалима, к которому в праздник Входа в Иерусалим Царь приводит Патриарха, сидящего на осляти. 2 . Колокольня вышеозначенного храма. 3 . Налобное место, построенное из кирпичей, где, во время торжественных молебствий, Патриарх читает некоторые молитвы; на нем делаются объявления к народу. 4 . Площадь, назначенная для казней. 5 . Неглинные ворота, которые называются также и Львиными. 6 . Москворецкие ворота. 7 . Лавки, где продаются сапоги. 8 . Таможня, где платится пошлина со всех привозимых товаров. 9 . Ряды, где продаются все товары. 10 . Иконный ряд. 11 . Гостиный двор, где останавливаются купцы, приезжие из окружных городов для продажи своих товаров. 12 . Денежный двор. 13 . Двор Англичан, торгующих в Москве. 14 . Храм Вознесения Христа с колокольнею, на коем глава позлащенная. 15 . Двор Микиты Романовича, деда ныне царствующего Государя Михаила Феодоровича. 16 . Двор Булгаковых. 17 . Посольское подворье. 18 . Подворье Митр. Новгородского. 19 . Двор Степана Васильевича Годунова. 20 . Тюрьмы. 21 . Варварские ворота. 22 . Ильинские ворота. 23 . Никольские ворота. 21 . Типография. 25 . Двор Иоанна де Валь (de Wal) потом Адриана Феза, ныне Фоглера (Vogelaers).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

ред. А.А. Титов Указатель имен личных, названий географических и предметов 20 А. Авдеев (Овдеев), Алексей, дьяк судн. дворцов. прик. 312, 318. Авраамий , старец посельский 297, 314, 330. Авраамий , старец, чашник 310. Александровская слобода 321. Александр , старец 306. Александр , старец домовый, учужник-промышленник 320. Алексеевы : Василий, подьячий патриарш. дворцов. прик. 308; подьячий патриарш. дворцов. разр. 323. Гавриил, дьяк сыскн. прик. 305, 318, 324. Иван, дьяк пушкарск. прик. 323. Петр Григорьев, подьячий патриарш. дворцов, прик. 319, 322. Алексей св. митроп-т Всероссийский 25. Андреев , Яков, конюх стремянной 332. Андрей Первозванный , апостол 68. Андроник , старец, закощик 330. Анна , Матерь Пресв. Богородицы 75. Анна Михайловна , боярыня 61. Анофриев . См. Онуфриев . Антоновы : Влас, подьячий печати, прик. 316. Григорий, подклюшник. Уп. часто. Ардабьев , Василий, старый подьячий казен. дворца 323. Арнаутов , Иван, с. бояр. 322. Артемьев , Лука, подьячий поместн. прик. 321, 331. Астрахань , гор. 305. Афанасий , игумен Песочнаго м-ря 314. Б. Баженов , Афанасий, подьячий суднаго владим. прик. 324. Базыкины : Андрей, стряпчий домовых дел 60, 64, 65, 296, 306. Василий, подклюшник 52, 83, 130, 300. Байсаренов , Илья, конюх стряпчий 320. Баскаков , Матвей Григорьевич, дворецкий 51, 56, 60, 64, 65, 68, 120, 128, 130, 146, 149, 198, 226, 231, 233, 236, 239, 244, 278. Батыщики 180. Березицкий , Сергей, двор. патриарш. домов. 300. Берешковская слобода 115, 334. Бестужев , Иван Петрович, стольник 307. Бобынин , Терентий, молодой подьячий житнаго двора 305, 330. Богданов , Иван, подьячий судн. владим. прик. 323. Болдырева пустынь 331. Борисов , Степан, подьячий патриарш. разр. 335. Борняков , Иван, стольн., судья земск. прик. 310, 313, 325. Боровитиновы ; Козма, двор. патриарш. домов. 301, 309, 321, 327. Осип, двор. патриарш. домов. 300. Бронницы , село 335. Брянск , гор. 328. Бужениновы : Аксинья, вдова дворянина 301. Кондратий, двор. патриарш. домов. 301, 311, 327. Иван Иванович, двор. патриарш. домов. 301. Лукерья, вдова дворянина 301. Михаил 304. Булгаковы : Иван Степанович, двор. патриарш. домов. 301. Иосиф, монах, конюшенный 55, 79. Иосиф, монах, судия дворц. прик. 1, 209, 244, 251, 296, 303, 329, 331. Матвей, клюшник 53, 97, 300, 305, 306, 308. Бурков , Кирилл 331. Бутурлин , Иван Иванович, стольн. 65. Беляевы : Иван Васильевич, двор. патриарш. домов. 301. Семен Васильевич двор. патриарш. домов. 300.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1-й половине XV в. селом владел Андрей Шарапов (судя по фамилии, он был княжеским приказчиком, они часто получали фамилии по селу, которым управляли, - например, Хотунский в великокняжеском с. Хотунь). Шарапов вложил село в Троице-Сергиев монастырь: «Се аз, Андрей Иванов сын Шарапов дал еси в дом Животворящия Троицы в Сергиев монастырь игумену Зиновею с братиею… своё село Шараповское с пустошами». В синодике ризницы Троице-Сергиева монастыря против рода Шараповых отмечено на полях киноварью: «Дача их село Шараповское (1432-1443) с деревнями и сёлы». В сотной грамоте 1562 г. написано: «В Переяславском уезде в Кинельском стану села Троице-Сергиева монастыря: село Шарапово, а в нём церковь Михаил-Архангел, двор - поп Иван, в келье пономарь, в келье проскурна да пять келий, а в них живут нищие, питаются от церкви Божиеи». Показан также двор монастырский и 58 крестьянских дворов. Близ д. Алексеево были часовня и кладбище. В эту часовню с незапамятных времен совершался крестный ход в день Вознесения Господня. Служилась панихида по боярыне Евдокии (у её надгробия). Село было разорено в Смутное время. В писцовых книгах Троице-Сергиева монастыря написано, что храм в с. Шарапово устроен и снабжён всем необходимым от монастыря (1627-1631) а жителей показано 7 дворов (вместо 58 в середине XVI в.): «Село Шарапово, а в нём церковь Михаило-Архангел деревяна клецки, а в церкви деисус, двери царския и образа местныя, и ризы, и книги, и всякое строение монастырское. А у церкви двор: поп Леонтий, двор дьячок: Томилко Иванов, двор пономарь: Степанко Трофимов, двор: проскурница Овдотьица… да в селе же двор монастырский, а в нём живут для пашни старцы, да двор коровей, а в нём дворник Костя Ипатиев, да детёнышев для монастырской пашни четыре двора, да три двора крестьянских, да четыре двора бобылей, из коих двое сбежало в 1621 году». По переписной книге 1725-1728 г.г к приходу с. Шарапово относились д.д. Алексеево, Шильцы, Ляпино (в последней сохранились две устроенные над источником часовни-столпа XX в.). Село принадлежало монастырю до 1764 г., потом стало казённым.

http://sobory.ru/article/?object=00043

Нищие : дворяне 102. дети боярские 88. служивые 77. Новиковы : Василий Тимофеевич, двор, патриарш. 301, 325, 335. Даниил Иванович, двор, патриарш. 300. Яков Павлович, двор. патриарш. 300. Новинския слободы 333. Ново-Богородицкое село 322. Ново-Никольское село 330. Новое , сельцо домовое 248. Ногавицын , Иван, двор. патриарш. 300. Обиходчики 163. Оборин , Яков, двор. патриарш. 300, 324, 329. Овдеев . См. Авдеев . Овиновы : Дмитрий, молодой подьячий поместн, прик. 307; старый подьячий поместн, прик. 318. Иван, молодой подьячий поместн, прик. 307, 318. Озерецкое , село 230, 297, 307, 330. Оловеников , Иван, подьячий оружейной палаты 324. Онуфриев (Ануфреев), Иван 322. Онучины : Михаил, двор. патриарш. 300. Иван, двор. патриарш. 300. Осиповы : Гавриил, старый подьячий потешн. двора 302, 304, 308, 317, 330. Дмитрий, подьячий 61, 135. Оскудин , Ларка, целовальник 313. Осташков , гор. 332, 335. Остолопов , Борис, дьяк разрядн. прик, 129. Охотники домовые 124. П. Паисий , судия 61. Палевский , Иван, симбирянин 316. Панфилов , Василий, скатертник 39, 40, 42, 50, 51, 77, 78, 102–104, 136, 141, 144, 148, 156, 160, 164, 183, 186, 198, 302. Патрикеевы : Алексей (Алешка), дьячек 316. Калина, дьяк приказа сыскных дел 327. Пахомий , старец 297, 324. Паюсов , Иван, старый подьячий стрелецк. прик. 318. Передоршики 180. Перерва , местн. 27, 72, 130, 175, 194, 269, 305, 309, 333. Перфильев , Андрей, подрядчик 325. Переяславль Залесский , гор. 78, 313; его уезд 327. Петрищево , деревня 327. Петровы : Андрей 60. Афанасий, подьячий 91, 244. Иван, поддиакон 298. Петр , св., митрополит. московск. 25, 83, 286. Питирим , игумен Покровскаго м-ря 313. Плещеев , Федор, стольник 55. Пляка , Никита 319. Повара домовые 187. Подвящики 274. Позневский , есаул 319. Покровская богадельня, мужская 303,334. Покровское , село домовое 327. Полки : гайдуцкий 268; Гордона 235; преображенский 23, 235, 305; русский 268. Полозов , Федор, подьячий 120. Полунин Никита, дьяк владимирск. судн. прик. 313. Полянские : Артемий, дьяк 182. Макар, дьяк казанск. дворца 323. Порецкий , Иван 314. Порецкое , село 315, 324. Посников , Григорий, дьяк прик. большого дворца 318. Потаповы : Алексей 335. Герасим, дьяк прик. большого дворца 318. Семен Савинов 315. Потешный двор 308. Поярков , Никита, дьяк прик. большого дворца 318. Прасковья Федоровна, царица 33. Приспешники 187. Прокопий , старец посельский 308, 320. Протасьев , Александр Петрович, окольн. 311, 317. Протопоповы : Василий, дьяк разрядн. прик. 128; старый подьячий судн. дворцов, прик. 312, 318. Иван, поддиак 332. Прутков , Федор, подьячий служебный 301. Пушкино , село 297.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1843 г. священник получает 240 руб., псаломщики старший 80 руб., младший 70 р. Петровщина и Осеньчина собираются в малом количестве. Помощь от прихожан в сельских работах неудобна потому, что требует больших расходов на угощение. За праздничные молебны собирается по печеному хлебу с дома. Земля, по большей части, неудобная; но вместо нее, причт пользуется небольшими участками для покоса, которые, уже давно состоя во владении причта, расчищены его собственными трудами. Содержание причта особенно оскудело с 1862 г., когда 300 душ муж. пола было отчислено к Заречскому приходу. Церкви принадлежат: дом священника, сторожка и лавка, с которой получается, в пользу церкви, около 20 руб. в год. Причетники живут в собственных домах. Соседние погосты: Помяловский в 5 верстах, Городищенский – в 12, Черенцовский и Заречский. Приход составляют крестьяне девяти деревень; это суть: Прусыня (46 двор.), Горка (42 двор.), Гнилка (34 двор.), Холм (1 двор), Блитов (28 двор.) и Завражье (6 двор.), находящиеся в версте от церкви; Каменка (20 двор.) – в 3 верстах от церкви, Хотучи (15 двор.) – в 4 вер. и Наволок (17 дв.) – в 5 вер. от церкви. Все крестьяне, как видно из приведенной выше грамоты, были в древности собственностью Новгородского Николаевского монастыря. Прихожан м. п. 594, ж. 634. Раскольников-федосеевцев считается 56 д. м. п. и 56 – жен. Они живут в Хотучах и Наволоке; молельня их в Наволоке. Школа, до 1847 г., содержалась на средства палаты государственных имуществ: 100 руб. выдавалось наставнику и 70 – на квартиру и учебные пособия. В 1847 г. по просьбе Мотоховского священника Василия Алексеева, школа переведена в Мотохово. Ныне школа содержится земством. Прихожане, кроме общих и двух храмовых праздников, празднуют еще: Пр. Илии – в Каменке, св. Николаю – в Хотучах, Воздвижению – в Наволоке, св. Модесту (в 1 воскресенье после 29 июня) в Прусыне и – Антониевскую пятницу, в Каменке. Крестные ходы, кроме 6 января и 1 августа на р. Прусыню, бывают еще: 29 июня – в Блитове, в Антониевскую пятницу – в Каменке, в день Модеста – в Прусыне и 8 июля – в Горке и Гнилке.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В г. Казани у него было на конюшенном, бочкарном и на квасоваренном дворе служителей 7 человек, да на посаде 10 дворов (л.л. 59 об.–91 об.). IV. Монастырь Успения Пречистыя Богородицы, что на Зилантове горе. У того монастыря двор монастырский, конюшенный, а в нем живут служки, переменяясь. К тому монастырю села, деревни и починки: 1. – Дер. Бежболда – в ней двор монастырский, 16 дворов крестьянских, 13 бобыльских и один двор бобыля Фильки Микитина с детьми. Филька был сторожем государевых житниц на Бежболде; всего 30 дворов, а в них 94 чел. 2. – Деревня Ватутина, в ней двор попа Василия Логинова, у него монастырский служка, дв. просвирницы Овдотьицы Ивановой с двумя сыновьями; третий сын с тремя своими сыновьями, внучатами просвирни, жил в особой избе; крестьянских дворов 11, бобыльских 24 двора, всего 37 дворов, а в них жило 112 челов.; один бездворный бобыль жил в соседях. В числе бобылей были портные мастера, затязошник с учеником, горшечник. Интересны прозвища некоторых крестьян и бобылей: Рожа, Букан, Стерлядка, Жила и т. п. 3. – Монастырские дворы в Казани на посаде – в одном дворе жил посацкий человек Иевка Борисов, который был записан и с посацкими; в другом дворе бобыль Васька Иконник с детьми; в третьем дворе Казанский Пушкарь Якунька Корнилов, а наймует тот двор погодно. 4. – Село Рождественское – Высокое – тож, в нем монастырский двор, в котором жили попеременно старцы и нанятые работные люди Артюшка Денисов с детьми и Сережка Ларионов, в том же селе были дворы попа Иосифа Евфимова с тремя сыновьями, у него сосед церковный дьячок Родька Иванов с сыном; двор пономаря Алешки Ларионова с двумя сыновьями; дв. просвирни вдовы Ульяницы, а у нее соседка вдова Матренка Иванова дочь, а у последней сын Мишка Иванов; крестьянских 24 двора, бобыльских 16 двор., а всего 34 двора, в них людей 132 человека (л л. 94–95 об.). 5. – Деревня Киндер, в ней крестьянских 37 дворов, бобыльских 15 дворов, бездворных бобылей, живших в соседях, было четыре человека, всего 52 двора, в них 189 чел. (л.л. 95 об.–97 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010