Вотчина Феодора Васильева Бобарыкина, после его смерти, досталась сыну Роману, при котором в деревне Сафатове, около 1636 года, была построена деревянная церковь во имя Воскресения Христова с приделами. В приходной книге Патриаршаго Казеннаго Приказа, за 147 (1639) год, под Радонежской, Селецкой и Загородской десятинами, написано: «Церковь Воскресения Христова, да в пределах Покрова Пресвятыя Богородицы, да Николы чудотворца, в вотчине Романа Бобарыкина, в селе Сафатове, дана по грамоте вдвое 10 алтын 4 деньги,. десятильничих и заезда 6 алтын 4 деньги». В той же форме Воскресенская церковь писалась в приходных книгах и за последующие 1640-1679 годы. В переписных книгах Московскаго уезда, 154 (1646) год, значится: «За Романом Федоровым сыном Бобарыкиным, село Воскресенское, что была деревня Сафатова, на речке Песочне, а в нем церковь Воскресения Христова древянная, при церкви во дворе поп Алексий, да в селе двор вотчинников, а в нем живут деловые люди, 8 дворов задворных людей (татар) и один двор бобыльской. Починок, что была пустошь Макрушина, в нем двор вотчинников - скотный и деревня Кречкова на речке Песочне, в ней 6 дворов крестьянских, в них 21 человек и 5 дворов бобыльских, людей в них 15 человек. При Бобарыкине была населена крестьянами пустошь Котельниково и названа деревнею. В 1656 году Роман Федоров Бобарыкин село Воскресенское с деревнями и пустошами продал патриарху Никону в вотчину Новгородскаго Иверскаго монастыря, построеннаго в 1655-1657 годах. В купчей между прочим написано: «Се аз Роман Федоров сын Бобарыкин, продал есмь вотчину свою, великаго государя святейшаго Никона патриарха Московская и всея великия и малыя и белыя Росии, строенья в монастырь Пречистыя Богородицы Иверския, иже во святаго отца нашего Филипа митрополита и святаго Иакова чудотворца, что в Новгородском уезде на святе озере, архимандриту Дионисию с братьею, или кто по них, иные архимандриты и братья будут, в Московском уезд в Горетове, да в Сурожском стану село Воскресенское, что была деревня Сафатова, на речке на Песочне, а в том селе церковь Воскресения Христова со всяким церковным строением и колоколами да двор вотчинников, да двор коровий, да за вотчинниковым двором двор прикащиков, да четыре двора людских, да житной двор. Да под тем же селом Воскресенским на большой Волоцкой дороге пустая деревня Макрушина, а в ней гостинный двор для стояния проезжих людей, на речке на Песочне, со всяким же дворовым строением. Да к тому же селу деревня Котельникова, на реке на Истре, а в ней крестьян 8 дворов, а людей в них 32 человека; деревня Рычкова, а Кречково тож, а в ней крестьян (14 дворов, людей в них 35 человек) с принадлежащими к тому селу пустошами... а взял я, Роман, из государевы патриаршие келейной казны у него архимандрита Дионисия с братьею, за ту свою вотчину, 2000 рублей. Лета 7164 (1656) году июня в 3 день».

http://sobory.ru/article/?object=42791

Следующее же за тем: чтобы не выносить во внешний двор и чтобы не освящался народ, ее приготовленный к освящению, означает то, что не следует легкомысленно давать святыни неосвященным и бросать, по Евангелию, жемчуг пред свиньями и давать святыню псам ( Мф. 7:6 ). Поэтому Моисей требует, чтобы народ в течение трех дней освятился от всякой нечистоты и от общения с женами, чтобы приступить к горе Синаю и по освящении принять святыни ( Исх. 19:15 ). Если же готовящимся приступить к слушанию и восприятию слов Божиих повелевается освятиться от жен, то, очевидно, в законе заключается следующее апостольское [наставление]: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в молитве ( 1Кор. 7:5 ) и что по согласию следует воздерживаться от жен для упражнения в молитве. Вслед за тем написано: и вывел меня во внешний двор, и обвел меня по четырем углам двора, и вот в углу двора был дворик, по дворику в каждом углу двора; по четырем углам двора были расположены дворики. Тот муж, о котором он часто упоминает, вывел его из места для священников, которое было обращено к северу или которое отделено, где священники варят жертвы за грех или за неведение; вывел же его во внешний двор. Отсюда мы видим, что тот двор, из которого он вышел, был внутри и что в Священном Писания есть много дворов, о которых мы читаем: стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего ( Пс. 134:2 ). И у Иоанна: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат, и будет едино стадо и един пастырь ( Ин. 10:16 ), ибо греческое αλη’ (двор) означает то, что по-латыни просто переведено officio (овчарня или двор овчий). Сказав же от двора сего, дает знать, что есть и другой, который указывается в сонме язычников в отличие от Израиля, или на небесах в отличие от земного двора, и соответственно качеству заслуг дли каждого состояния (officio) назначается двор, о чем выше было подробно сказано. Тот же двор, о котором теперь идет речь, в каждом из четырех углов имел по дворику, которые LXX называют меньшими, а мы для удобопонятности ποκοριστικς (уменьшительно) назвали их двориками (amriola).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Источник: Московские епархиальные ведомости, 1-2, 2003. Оригинал статьи здесь Село Озерецкое с деревянною церковью во имя св. Николая чудотворца в начале XVII ст. находилось в дворцовом ведомстве. Николаевская церковь, обложенная данью, писалась в приходных книгах Патриаршего казенного приказа с 1628 г. под Селецкою десятиною: «церковь Николы чудотворца в государеве дворцовом селе Озерецком, дани 5 алтын полтрети деньги, по наказу гривна…». В 1646 г. в селе Озерецком числилось 63 двора крестьянских и бобыльских, при Николаевской церкви был поп Иван. В 1654 г. патриарху Никону выдана жалованная грамота на владение селом Озерецким, выменянное из приказа Большого Дворца в дом Пречистой Богородицы на домовую патриаршую вотчину Каширского уезда – село Сельму. Николаевская церковь в селе Озерецком в 1656 г. «по государеву указу и по челобитной, за пометою дьяка Лукьяна Голосова, была исключена из оклада, с той церкви дань не бралась и в окладных книгах не писалась. В 1678 г. в селе Озерецком находились: двор патриарха «становой», в котором жили посельской старец и приказчик, двор конюшенный с 8 человеками, двор скотный с 4 человеками, 3 двора плотничьих с 12 человеками, 4 двора кузнецовых с 21 человеком, двор неводчика с 5 человеками, 4 двора садовников с 19 человеками и 69 дворов крестьянских и бобыльских, в коих 208 человек. 8 ноября 1686 г. «св. патриарх Иоаким ходил в село Озерецкое, слушал божественной литургии в церкви Николая чудотворца и после литургии пожаловал той церкви попу Никите с причетниками на молебен полтину». 28 июля 1694 г. в том же селе св. патриарх Адриан слушал божественную литургию и после литургии пожаловал попу полтину, диакону 10 алтын, дьячку 5 алтын, пономарю и просвирне по гривне». В 1701 г. в патриаршем дворцовом селе Озерецком находилась церковь св. вмч. Димитрия Солунского, да в том же селе находились: двор святейшего патриарха со всяким дворовым строением, двор приказчика и 97 дворов крестьянских. В селе Озерецком, вместо деревянной церкви, разрешено было построить каменную церковь во имя св. Николая чудотворца. «1703 года мая в 26 день, по указу великого государя и по приказу боярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина с товарищи, Костромского уезда патриаршего села Вяцка крестьяне Василий Михайлов с товарищи подрядились в селе Озерецком на церковное строение выбить 500 тысяч кирпича городового и, выбив, осушить и ожечь, сделать две печи из того же кирпича, а кирпич делать мерою против дела полевых сараев, а за работу себе и работников рядить по 15 алтын от тысячи, да хлеба по 5 четьи на 100 тысяч, итого 25 четьи, а на сарайное строение и щиты, и над печами шатры, и к печам выкопать ямы, и станки, и лопаты, и рогожи, и шайки, и на обжог кирпича дров и к сараям песок и вода – все домовое».

http://sobory.ru/article/?object=00463

Источников, касающихся землевладения Спасо-Нуромского монастыря в XVI в., практически не сохранилось. Исключение составляет жалованная вотчинная несудимая, заповедная и односрочная грамота царя Федора Ивановича строителю Матвею 1584 Из документа следует, что к 4 имевшимся во владении монастыря деревням в вотчину добавились еще 22 деревни и пустоши («деревня Мартаково с деревнями»), большая часть из которых перешли из соседних помещичьих владений. По мнению М. С. Черкасовой, росту землевладения в эти годы могло способствовать установление в 1580-х гг. общерусского почитания прп. Сергия В 1620-х гг. вотчину монастыря составляли 17 деревень и 9 пустошей. В них насчитывалось 82 крестьянских и бобыльских двора, а также дворы служек и священнослужителей. В 1670-х гг. во владении монастыря находились 20 жилых деревень, где насчитывалось 153 крестьянских двора. В 1695 г. в монастырь от Родиона Островского поступили несколько долей в деревне Максимцевой, в 1684 г. – пустоши Мительникова «вместо вымененной им у монастыря пустоши Доровинки в Обнорской волости», в 1695 г. у вдовы И. М. Мишевской была выменена пустошь Звягино. В 1698 г. от Богдана Андреева сына Ясановского и И. Демидова сына Толбухина в результате обмена монастырь поступили две трети пустоши Кишкиной . Спасо-Нуромскому монастырю принадлежал и двор в Вологде. В 1593/94 г. строитель старец Матфей получил жалованную грамоту царя Федора Ивановича на двор (или дворовое . В писцовой книге Вологды 1626–1628 гг. описан двор Спасо-Нуромского монастыря «в Изосимской . По переписной книге 1711–1712 гг. монастырский двор указан как находящийся «в переулке к Пречистенскому берегу». В это время он включал в себя избу, сенник, амбар, конюшню, сеновню; за двором располагались огород и баня . Не позднее 1670-х гг. в монастыре начала работать ярмарка. В описи 1678 г. отмечены «сто лавок рубленых да изба, против той избы сарай на приезд торговым людем». В 1680 г. монастырь получил царскую жалованную грамоту, по которой «велено с товаров, которые бывают на ярмонке в том монастыре, пошлины имать в монастырскую казну» (грамота упоминается в переписной книге 1701–1702 гг., см. публикацию, л. 34 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

Заканчивая обзор деятельности св. Димитрия в бытность его митрополитом Сибирским, замечу, что вероятно к этому же времени относится и следующее предание, слышанное мною в Ростове. Желая узнать характер святителя и воззрения его на политику, Государь пригласил его к себе и усердно поил вином. Святитель исполнил волю Государя, но на все вопросы молча отвечал одними благословениями. 1 марта 1703 г. святитель прибыл из Москвы 1072 в Ростов. Здесь начинается последняя и едва ли не самая замечательная пора его жизни. 998 Рук. Акад. Наук F. 84, л. 583–687. Некоторые грамоты из нее напечатаны в приложении VII к IV тому Истории Петра Великого Устрялова. 1003 Там же л. 465. Настольная грамота п. Адриана – Стефану выдана в июле 1700 года. Пискарев. Древние грамоты и акты Рязанского края. Спб. 1854, стр. 160. 1006 Не забудем и иезуитов, тайно проживавших в Москве, и дела Петра Артемьева, что не могло способствовать доверию патриарха к иноземцам, вроде Гордона. 1009 Там же л. 480. См. так же л. 477 и 481 (против мысли Петра о монастырском приказе) Ср. Устрялова. IV, 535. 1012 См. Абрамова Христианство в Сибири до учреждения там епархии в 1620 г. (Странник 1865 8, 1866, 2, 1867 9 и 10); его же, Материалы для истории христианского просвещения Сибири (Ж. М. Н. П. 1854 2 и 3; у нас отдельный оттиск 48 стр.) Соколов. Патриарх Иов и его время (Моск. Универс. Известия, 1871 6, стр. 45). И. Николай (Адоратский). История пекинской духовной миссии I Казань 1887 (из Правосл. Собеседника оттиск 165 стр.), где собраны богатые библиографические указания. 1015 Соловьев XIV, 295. Николай (Адоратский) стр. 55. О распространении христианства в Камчатке в 1697 г. см. Труды Киевс. Дух. Акад. 1861 1. О вывозе чаю в России в 1698, см. Рус. Ист. Библ. VIII, Спб. 1884, стр. XII. 1022 Акты Истор. т. V 295 отпись нерчинского воеводы Николева. Не знаем, сохранились ли составленные им росписи. Ср. рукопись Толстого I, 238: «о сибирских доходах 1698–1702 г.» 1025 Кроме указанных Соловьевым указов, к Сибири же относятся за это время из помещенных в Полн. Собр. законов т. IV, 1768 (о пошлине на вино 23 февр. 1700), 1817 (о упорядочении дел Сибирского приказа) 1822 (24 янв. 1701 наказ Нерчинскому воеводе), 1835 (тоже 1 февраля 1701), 1857 (грамота сибирским стольникам от 20 июля 1701 г.). См. также у Пуцилло Указатель делам и рукописям, относящимся до Сибири М. 1879, стр. 53–55; к 1701 году относится чертеж Сибири Ремезова, подробно описанный в книге П. А. Попова В. Н. Татищев и его время. М. 1861 стр. 577. Сам план составлен по указу 1698 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В последующие годы монастырь также оставался в состоянии экономического упадка. Об этом свидетельствует «промемория» 1723 г., которую из канцелярии Вологодской провинции отправили в казенный приказ архиепископа Вологодского и Белозерского Павла для определения размера налогов с вологодских духовных корпораций. В ведомости о количестве дворов, которые числятся за Иннокентиевым Комельским монастырем на 1701 г., было указано всего 90 дворов. Это число было условным, по сравнению с данными описи 1701 г., на которую идет ссылка в «промемории», число дворов было занижено более, чем на четверть. Платить налоги исходя из реального числа дворов монастырь, судя по всему, не мог. Ежегодно с него брали очень небольшую для 1720-х гг. сумму в 15 рублей 1 деньгу (64). В 1723 г. игуменом мон-ря был назначен Макарий (Хворостин), в связи с чем была составлена опись имущества (см. документ 3). Монастырские строения к началу 1720-х гг. совсем обветшали. В описи 1723 г. ветхими названы обе церкви - Спасо-Преображенская и в честь третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Как ветхая охарактеризована и церковная утварь. После 1701 г. в монастыре появилась еще одна церковь - Благовещенская. Она была построена на месте часовни над могилой прп. Иннокентия. В обители появились новые книги, не отмеченные в описи 1701 г. - «Чиновник новой», «Тетрадь печатная прибавочная», «Ектений о победе над сопостаты христоименитому воинству», «Тетрадь, служба о победе, Богом дарованной, под Полтавой над шведским королем», «Поучения» прп. Ефрема Сирина и аввы Дорофея (65), Зерцало мирозрительное (66), Киево-Печерский Патерик и рукописное Житие прп. Иннокентия. Возможно, санкционировав строительство церкви над местом, где покоились под спудом мощи прп. Иннокентия и снабдив обитель его Житием, духовные власти надеялись, что пример начальника обители станет духовной опорой для насельников монастыря, переживавших сложное время. Количество колоколов на монастырской колокольне увеличилось по сравнению с началом века - их стало 5. В монастыре находились игуменская келья и 9 братских келий, казенный амбар. Монастырская ограда сильно обветшала: «все огнило и валитца порознь». Обветшали и 3 оставшихся из 7 житниц. Вместе с обветшанием монастыря сократились и масштабы животноводческого хозяйства. Более чем в 2 раза уменьшилось поголовье лошадей (их стало 39), почти в 4 раза меньше стало стадо коров (24 коровы), на 15 голов сократилось стадо овец, а разведением коз в монастыре заниматься перестали.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Все вышесказанное может свидетельствовать о том, что Николаевская Гнилушская пустынь, возникшая лишь во второй половине XVII в., весьма активно развивалась и к началу следующего столетия являлась далеко не бедной обителью. Большинство строений здесь были каменными, в пустыни имелась сравнительно крупная библиотека. Несмотря на отсутствие зависимого населения и небольшое хозяйство, здесь, во всяком случае в 1690-х гг., было хорошо налажено делопроизводство: по просьбе составителя переписной книги администрация монастыря предоставила все приходные и расходные книги, начиная с 1694 г. (см. публикацию, л. 714 об.). Однако в первой половине XVIII в. пустынь, очевидно, стала постепенно приходить в упадок и в 1764 г. была упразднена.   Публикуемая ниже переписная книга Николаевской Гнилушской пустыни 1701 г. сохранилась в составе кн. 58 фонда 237 РГАДА, где наряду собраны материалы переписи других духовных организаций Коломенской епархии – Коломенского архиерейского дома и 11 монастырей: кроме Николаевской Гнилушской пустыни это описи коломенских Спасо-Преображенского, Богоявленского Голутвина, Рождественского Бобренева, Успенского Брусенского, тульских Иоанно-Предтеченского и Успенского, орловских Успенского и Введенского, крапивенского Троицкого, а также приписных к Коломенскому архиерейскому дому каширских Саввиной (Березиной) и Соколовой пустыней. Здесь же находятся описания и ряда приходских церквей. Рукопись форматом 2 о , в позднем картонном переплете. Состояние удовлетворительное, реставрирована. Написана скорописью нескольких почерков, на 742 листах. Переписная книга Николаевской Гнилушской пустыни находится на л. 713–729. Ее стольник И. В. Кикин начал составлять 8 октября 1701 г., о чем свидетельствует преамбула к источнику (см. публикацию, л. 714). 28 ноября того же года переписная книга была передана в Монастырский приказ: «1701-го ноября в 28 де[нь] подал переписные книги в Монастырской приказ коломенского архиепископа стряпчей Иван Четвертов. Николаевския пустыни, что на Гнилуше» (см. публикацию, л. 714).

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

Описание Спасо-Нуромского монастыря вошло в состав кн. 43 (л. 27–56). Эта рукопись осталась неизвестна И. А. Булыгину, составившему обширный перечень дел, содержащих описание монастырей 1701–1705 Рукопись обнаружил и описал Н. В. Башнин. Он же опубликовал содержащуюся в ней переписную книгу Дионисиева Глушицкого Здесь также находятся описания Ферапонтова и Александро-Куштского монастырей. Рукопись реставрирована. На листах имеются дыры и пятна от сырости. Во многих местах текст угасает, едва читается. Листы пронумерованы карандашом в правом верхнем углу. Вместо зачеркнутой старой фолиации. Переписная книга написана скорописью, двумя почерками. (л. 26–64 и л. 47–56). Скрепы по нижнему полю: к сим переписным книгам игумен Патрикий руку приложил. Скрепы по правому полю л. 27–46: Дьяк Иван Иванов; Василей Кошелев, л. 47–56: дьяк Герасим Патапиев; Василей Кошелев. На л. 47 внизу пометы мелким почерком: присланы июля в 10 день. Вологоцкого уезду… далее неразборчиво. На л. 48 – Вологоцкого уезду. Описание Спасо-Нуромского монастыря открывается преамбулой, где содержится дата начала составления документа – 1701 г. – и объясняются причины предпринятой переписи: «по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырского приказу». Спасо-Нуромский монастырь, как и другие монастыри Вологодского уезда, описывал стольник Василий Иванович Кошелев. Он приезжал сюда дважды. 30 сентября 1701 г. началось описание монастыря, а уже 23 октября переписная книга поступила в Монастырский приказ: «подал… Вологоцкого архиепископа подьячей Яков Воробьев». Для описания монастырской вотчины стольник В. И. Кошелев прибыл 20 июня 1702 г. Первым в переписной книге приводится краткое географическое местоположение монастыря: «В Вологодском уезде в Обнорской волости… на реке Нурме». Затем последовательно описываются монастырские храмы,   в которых составитель основное внимание сосредоточивает на характеристике икон, церковной утвари и одежды священнослужителей в отдельной «коробье» – вещей, представлявших значительную материальную ценность.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

В 1700 г. начался острый конфликт между И. и львовским Успенским братством по вопросу о принятии унии, продолжавшийся до кончины архиерея. 8 февр. 1701 г. епископ объявил о присоединении братства к унии на основе документа с фальсифицированными подписями части братчиков, после чего с помощью городского магистрата епископ захватил братский львовский во имя прп. Онуфрия Великого мон-рь и братскую Успенскую ц., где отслужил литургию. И. намеревался разместить в храме свою кафедру. Вскоре в конфликт оказались втянуты различные польск. политические деятели, львовский староста А. Сенявский и представители России (рус. войска, союзные польск. армии во время Северной войны со Швецией, тогда находились на территории Русского воеводства Речи Посполитой). Благодаря усилиям российского посла в Варшаве кн. Г. Ф. Долгорукого 24 февр. 1701 г. кор. Август II приказал И. не притеснять братство, оставив его «при своих бывших свободах», вернуть ему Успенскую ц. и монастырь прп. Онуфрия. И. был вынужден забрать из Успенской ц. «епископский престол» и вернуть в храм прежних священников вместо назначенных им униатов. В июне 1704 г. король выдал братчикам охранные грамоты и повелел львовскому старосте обеспечить безопасность братства. Зимой и весной 1707 г. царь Петр I трижды побывал во Львове и в марте разрешил Успенскому братству беспошлинно продавать в городах гетманства напечатанные в братской типографии книги, что было одним из главных источников обеспечения деятельности братства. Вслед за И. открыто принял унию управлявший Луцкой и Острожской епархией Дионисий (Жабокрицкий). 21 авг. 1700 г. глава Конгрегации пропаганды веры Барберини писал нунцию в Варшаве, что «епископ Луцкий Дионисий хочет пойти по стопам епископа Львовского» и в сент. 1700 г. намерен провести епархиальное собрание для принятия унии. В кон. 1701 г. Дионисий провел в Луцке Собор, на котором добился утверждения решения о переходе епархии в унию, сам Дионисий открыто присоединился к унии 9 апр. 1702 г. В 1700-1702 гг. конфликт между ним и И., считавшим себя управляющим Луцкой епархией, продолжался. В письме папе от 9 июня 1700 г. И., подписываясь как «епископ Львовско-Галицко-Каменецкий и администратор Луцкой епархии», обещал добиться в скором времени присоединения к унии «луцких схизматиков», т. е. Жабокрицкого и его сторонников ( Theiner A. Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae. R., 1864. Vol. 4: Ab Innocentio Papa XII, usque ad Pium Papa VI. 1697-1775. S. 10). 6 марта 1701 г. Львовский епископ подал заявление в суд с требованием вернуть ему Гощанский мон-рь с имением Курозваны, захваченные Дионисием в 1699 г., а также Овручский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/578563.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕФСИМАНСКАЯ (ИЕРУСАЛИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) получила название в нач. XVIII в., после того как в 1701-1702 гг. в московском Успенском соборе поновлялся и был украшен новым драгоценным окладом древний (XI в.) чудотворный образ Богоматери, происходивший из Софийского собора в Новгороде. До этого времени икона именовалась Корсунской (т. е. из Херсонеса, или Корсуни), как и датированные тем же временем др. «корсунские» иконы Софийского собора - «Апостолы Петр и Павел» (НГОМЗ) и «Спас Златая Риза» (под записями XIV, XVII и XIX вв.; Успенский собор Московского Кремля). Так ее впервые называет Новгородская III летопись под 1438/39 г. (Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 271; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 491) при описании чуда явления древних и давно почивших новгородских владык ночевавшему в Софийском соборе пономарю Аарону, к-рый увидел, как святители поочередно входили в алтарь, а затем молились перед Корсунской иконой Божией Матери. Чудо было истолковано новгородским архиеп. Евфимием II как знак небесного покровительства Новгороду, и в честь этого события был учрежден праздник, отмечавшийся 12 окт. На рубеж XV и XVI вв. приходится распространение списков иконы Божией Матери «Гефсиманская-Иерусалимская». В Описях московского Успенского собора XVII в. икона упоминается как «Образ пречистые Богородицы Одигитрие обложен серебром, письмо корсунское» (стб. 296) или «греческое письмо» (стб. 389-390). Опись 1701 г. впервые именует ее «образ пресвятыя Богородицы Гефсиманския» (стб. 624). В том же году при поновлении иконы, вероятно царским изографом Кириллом Улановым , на ее нижнем поле была исполнена надпись на греч. и рус. языках, излагающая легендарную историю иконы.

http://pravenc.ru/text/164925.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010