и целителя Пантелеимона. Информация с официального сайта Видновского благочиния Московской епархии. Оригинал статьи находится здесь . Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тарычеве. Церковь Рождества Богородицы деревянная построена в селе Тарычеве в 1677 г. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 г. говорится: «августа в 14 день князь Андрей Иванович Шелешпальский приехал Пехрянской десятины, Ратуева стана, в вотчину боярыни вдовы Марии Ивановны Хитрово, в село Рождественское, Тарычево тож, а в том селе по наезду церковь древянна во имя Рождества Пресвятой Богородицы, да в том же селе двор боярский, двор приказчика, да у церкви поповых дворов: двор попа Михаила Герасимова, двор попа Василия Афанасьева, двор дьячка Ивашки Алексеева, да приходских к оной церкви дворов в том селе 5 дворов деловых людей, да крестьянских в дер. Тарычеве 10 дворов, в дер. Прудищах 18 дворов и в дер. Тамуховой 12 дворов; попам и дьячку руги дается по 18 руб. с полтиною в год, хлеба – ржи и овса по 47 четвертей, а пашни сенных покосов и никаких угодий нет, а строение церковное боярина дворецкого и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово и та церковь в дани не обложена». В 1709 г. в селе Рождественском, Тарычево тож, церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная. Село Тарычево по писцовым книгам 1627 – 28 гг. значится «деревня, что была пустошь Тарычева, на враге, Московского уезда, Ратушева стана, поместье князя Ивана Петровича Львова, что досталось ему по разделу с Иваном, Федором и Иваном Стрешневыми; в деревне вновь двор помещиков, двор крестьянский и двор бобыльский». В 1632 г. поместье, принадлежавшее князю И. П. Львову, продано из Поместного приказа ему же в вотчину. В 1646 г. в деревне Тарычевой, в вотчине вдовы князя И. П. Львова княгини Дарьи, находились: двор вотчинников, двор деловых людей и 6 дворов крестьянских и бобыльских. Вдова княгиня Дарья отдала свою вотчину в 1663 г. дочери своей княжне Марье Ивановне в приданое, при выходе ее замуж за князя А.

http://sobory.ru/article/?object=04082

По актам того же монастыря в 1678 г. ви­дим братчика Рождества Христова Андрея Рудия. В переписи приходов 1724 г. показан при харьковском храме Рождества Хри­стова братерский двор. Братчик и братерский двор – несомненные свидетели тому, что при Рождественском храме, с самого его основания, существовало братство. В Благовещенском приходе по переписи 1724 г. показан на Набережной улице двор братский, в переписи 1732 г. видим двор церковный с хатой. В 1778 г. старостой Иваном Ветнисенком церковный дом укреплен за церковью купчею крепостью, где сказано, что дворовое место с по­стройками куплено для церкви на братское; а что этот дом принадлежал церкви и прежде, чем укреплен купчей, показывает церковная опись 1775 г., где этот дом поставлен между принадлеж­ностями церкви. По ревизии 1732 г. при Благовещенском храме школа с дьячком учителем. И в приходе Димитриевской церкви, по переписи 1732 г., видим двор братерский. Этот двор, без сомнения, есть тот самый, который поныне составляет собственность Димитриев-ской церкви и который в переписи 1724 г. назван церковным двором, а место его показано на улице Ктиторовой. В описи 1732 г., после священнических дворов Троицкой церкви, видим двор той же церкви братерский и ниже шпиталь Троицкой церкви. По ревизии того же года при Троицком храме, кроме богадельни, школа с 7 наставниками дьячками. Можно признать за несомненное, что братский двор Троицкой церкви находился на том самом месте, где в 1820 г. построен церковный двор, так как это место не было тогда куплено, а считалось церковным. Где стоял Троицкий шпиталь? Неизвестно. Как бы то ни было, по приведенным актам несомненно, что между прихожанами Троицкой церкви было духовное братство и отличием его служило то, что на его содержании существовали богадельня и обширная школа. При Вознесенском храме по ревизии 1732 г. школа. Между делами 1740 г. видим просьбу прихожан Архангельской церкви, в которой они пишут, что: а) с 1711 г. между ними существует братство; б) имеют они братский церковный двор; в) двор этот занимается частию членами причта, частию же отдается в наймы; г) на этом дворе продавался, особенно в храмовый празд­ник, мед, и деньги должны поступать в пользу храма; д) в 1739 г. члены братства собрали за мед 20 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда говорят о нашем древнем и старом монашестве, то обыкновенно представляют себе монастыри исключительно в форме нынешних, т. е. как особые и самостоятельные учреждения или заведения, устроенные более или менее соответственно со своей целью и более или менее достаточно для этой последней. Но кроме нынешних настоящих монастырей мы находим у нас в старое время ещё другой разряд их, имевший иную форму,– форму древнейшую и первичную монастырей несобственных и, так сказать, эфемерных и лёгких. Несколько человек, желавших монашествовать, соединялись в одно общество, ставили где-нибудь в одном месте кельи себе,– каждый сам для себя, и эта монашеская слободка или этот монашеский скиток без всего дальнейшего и представлял собой или составлял собой монастырь. Так как монахи, по своему призванию – люди молитвы, имели нужду в храмах и так как они, представляя собой своего рода нищую братию, жили подаяниями от мирян, которые удобнее было получать при тех же храмах, то помянутые слободки обыкновенно или наибольшей частью ставились при приходских церквах в их оградах. (От чего эти последние во многих или, по крайней мере, в иных местностях России и до настоящего времени называются монастырями). Вот для примера выписки о таких монастырях или монастырьках из Писцовой книги Новгородской области второй половины XVI века: «Погост Имоченитцкой на Ояти, а на погосте церковь Рождество Пречистая Богородицы стоит на царя и великого князя земле; двор поп Филип двор дьячок Ромашка Григорьеву двор пономарь Микитка, двор проскурница Огафья; да десять келий, а в них живут 12 братов чернцов» 996 . Ещё: «Погост Никольской в Шунге на озере на Котке на острову; на погосте церковь ...; на погосте же двор игумен Мисайло, двор поп Ларион Яковлев двор дьячок..., двор пономарь..., двор проскурник черной Пахнутей, да пять келий, а в них живут семь старцев, да семнадцать келий, а в них живут двадцать пять стариц» 997 . Ещё: «Погост Спасской на реке на Шале, а на погосте церковь ..., да на монастыре келья игумена Кирила, да 4 кельи, а в них живут черноризцы, да 6 келий пустых да на монастыре же двор поп Тит Маковеев, да за монастырём 5 келий, а в них живут 5 стариц черноризиц» 998 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается " в вотчине же государыни великие старицы иноки Марфы Ивановны село Хрепели, а в нем церковь Преображение Спасово " . В 1629 и 1630 гг. " Спасо новаго монастыря, что на Кутицах вотчина погост Хрепели, на реке Шаче, а на погосте церковь Преображение Господне да другая церковь теплая с трапезою ветха арх. Михаила, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строение мирское, а у церкви двор попа Ивана Иванова, двор попа Логина, двор дьячка Загрязки Иванова, двор пономаря Калинки Ильина, двор проскурницы Марьицы, крестьянских и бобыльских 3 двора " . В 1631 г. упоминается " сельцо Хрепели, а в нем храм клетчатой во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа да другой храм теплой с трапезою во имя Архистратига Михаила, а в них божие милосердие книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье да в селе ж двор попа Логина, двор церковнаго дьячка Гараски, двор пономаря Илейки, двор просвирницы Федосьицы, да в селе ж у Спаса на хрепелях крестьянских 3 двора " . Вероятно, это раннее по времени описание села, несмотря на дату приложения печати - 1631 год. [Прим. сост.] В 1646 г. " в погосте Хрепелях поп Алимпей Михайлов, поп Нефедей Иванов с братом попом Петром, пономарь Онашко Костянтинов, двор пуст понамарской вышел во крестьяне, просвирня Марьица, да у нея живут в кельях на милостыне 3 человека, в погосте 3 двора крестьянских " . В январе 1676 г. " подана к подписке Буевския осады Шачебольскаго стана отчины Новоспасскаго монастыря села Домнина погоста Хрепелей церкви Преображения Господня грамота попа Иуды Мефодиева, подал тое ж церкви поп Федор Мефодиев " . В 1695 г. - церковь " Преображение Спасово в вотчине Спаса Новаго монастыря на погосте Хрепелях на реке Шаче " в Судиславльской десятине. В октябре 1723 г. " Алексей Иванов сын Ивин в Синод. Казен. приказ писал: " в прошлом 1721 г. в марте месяце повелено было построить церковь Спаса Преображения, а в приделе Знамения Пр. Богородицы и по тому челобитью дан мне указ, а по тому указу вышеобъявленная церковь и придел построены и к освящению изготовлены совсем и прошу для освящения дать указ, чтобы освятить настоящую церковь Всемилостиваго Спаса Преображения, а в приделе Введения Пр. Богородицы Костромскаго Богородицкаго собора протопопу Андрею Иванову и для освящения к нему протопопу послать указ и выдать антиминс " .

http://sobory.ru/article/?object=39502

Прежде всего были проанализированы тексты, включенные в те двенадцать томов дониконовских миней, которые находятся в моленной бывшего Спасо-Троицкого старообрядческого монастыря в Войнове. Далее в тексте они будут обозначаться как «Войновские Минеи», или – сокращенно – ВМ. В приложениях к каждой Минее месячной помещено по 97 полных текстов, кроме августовской и ноябрьской книг, где находится по 82 текста (без учета одних и тех же текстов, которые употреблялись в различных службах в разные дни недели и не печатались целиком, а указанием на несколько первых слов). Книги использовались в ходе ежедневных служб обитательницами монастыря, о чем свидетельствует большое количество закладок в виде кусочков материала, листков из календаря и открыток. По всей вероятности, минеи появились в Войнове после приезда Елены Петровны Дикопольской, владелицы монастырских имений и игуменьи. Две книги были подарены землячкой Дикопольской, миллионершей Екатериной Васильевной Челышевой: запись об этом сделана рукой матушки-игуменьи. Войновские Служебные минеи не составляют единого круга: книги были напечатаны в разное время и относятся к разным комплектам. В представленной ниже таблице книги расположены по порядку в соответствии с годом издания. Как указано в таблице, минеи на май и июнь относятся к кругу т.н. «филаретовских» миней, большинство томов: январская, мартовская, декабрьская, ноябрьская, февральская, августовская, апрельская и июльская Минеи, входят в круг «иосифовских», и два тома стоят особняком: это один из четырех томов, напечатанных Иваном Тимофеевым Андрониковым в 1609 г., и Минея служебная на месяц сентябрь Василия Бурцова 1636 г. Результаты исследования позволяют предположить определенную хронологическую закономерность внесения в анализируемые тексты ряда поправок, о чем будет сказано ниже. В тексте статьи ссылки и цитаты на «Войновские» Минеи даются с указанием римской цифрой месяца и листа. Таблица 1. Издания «Войновских» Миней в хронологическом порядке Службы на месяц Место печати (печатник) Год издания (имена царя и патриарха) октябрь (IX) (7118) 1609; Василий, Гермоген май (V) Москва, Печатный двор (7135) 1627; Михаил, Филарет июнь (VI) Москва, Печатный двор (7135/6) 1627/8; Михаил, Филарет сентябрь (IX) Василий Федоров Бурцов (7144) 1635; Михаил, Иоасаф январь (I) Москва, Печатный двор (7152) 1644; Михаил, Иосиф март (III) Москва, Печатный двор (7153) 1645; Михаил, Иосиф декабрь (XII) Москва, Печатный двор (7153) 1645; Михаил, Иосиф ноябрь (XI) Москва, Печатный двор (7154) 1646; Алексей, Иосиф февраль (II) Москва, Печатный двор (7154) 1646; Алексей, Иосиф август (VIII) Москва, Печатный двор (7154) 1646; Алексей, Иосиф апрель (IV) Москва, Печатный двор (7153/54) 1646; Алексей, Иосиф июль (VIII) Москва, Печатный двор (7154) 1646; Алексей, Иосиф Тексты богородичнов из указанных выше книг сопоставлялись с опубликованными после реформы в разных книгах служебных Миней выборочно: например, из Минеи 1666 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

д. С 70-х годов XVI века после того, как право на приобретение монастырями вотчин было сильно ограничено московским правительством, городские дворы и анбары стали одним из частых объектов покупок, так что писцы 1601 года застали уже многочисленную группу монастырских дворов, рассеянных по разным городам Московского государства. Кирилловой обители принадлежали тогда: два двора в Белоозере» 415 , два двора и слободка на Вологде 416 , два двора на Москве 417 , четыре двора на Дмитрове 418 , один двор в Твери 419 , двор на Угличе 420 , двор в Ярославле 421 , двор на Костроме 422 , двор на Коротком 423 , двор в Каргополе 424 , двор в Турчасове 425 , двор в Холмогорах 426 и двор в Неноксе 427 . (К 1625 году число городских и посадских дворов, принадлежавших монастырю, увеличилось еще больше). Служа по преимуществу торговым интересам, городские дворы монастыря (или некоторые из них) в то же время доставляли ему и прямой доход в виде оброка с «дворников», который, надо полагать, обусловливался степенью доходности того или иного городского места. В отношении к монастырю дворники (обыкновенно из крестьян 428 (были с одной стороны ответственными 429 сторожами, обязанными сохранять вверенное им имущество 430 , с другой стороны оброчными людьми, платившими ежегодную подать в монастырскую казну 431 . Как и крестьяне, они рядились жить в монастырском дворе 432 и обыкновенно несли также (если двор не был белым) и государственное тягло 433 . Небольшие суммы выручал, наконец, монастырь чрез отдачу разных помещений в наем, как то лавок и анбаров 434 . Изредка в монастырскую казну поступали деньги за право пользования больницею 435 и за право проживать в Кириллов монастырь 436 и т. п. Таковы были в общих чертах главнейшие источники доходов, связанные с поземельными владениями монастыря, и исторические условия эксплуатации природного богатства этих владений. Сопоставляя между собою эти поземельные источники монастырского благосостояния, мы можем теперь уяснить себе, насколько сильна была их сравнительная проективность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

По той же линии сад с яблонями и для огородного овоща – мерою не более 3 десятин, огорожен бревенчатым забором. Все строение в монастыре (кроме Собора крытого железом), покрыто тесом. Строения вне монастыря I. Конный двор, II. Скотный двор, III. Гуменный двор I. Конный двор. 1) У оградной стены по правую сторону ворот – 8 переделов; 2) Каретный сарай; 3) Конюшня со стойлами; 4) Два сарая для выпуска лошадей; 5) Сарай с сушилом для телег, колес и прочего; и 6) Кузница примыкающая к Гостиному двору. Всего под конным двором земли мерою 35 и 30 саженей. II. Скотный двор. Находится вне монастыря расстоянием от оного в 30 саженях; строения: 1) Изба с двумя сенями при входе направо для богомольцев, в роде странноприимной; 2) Омшанников три и навес; 3) Сенной сарай; 4) Омшанников три и погреб; 5) Изба скотная при входе налево; 6) Омшанник; 7) Два сарая – все строения деревянные, крыты соломою. III. Гуменный двор составляют: 1) Гуменный овин с навесом для молотьбы; 2) Сарай деревянный; 3) Мякинница. Все оное строение крыто дранью, кругом огорожено бревенчатым забором. Под Скотным и Гуменным дворами земли в длину 67, в ширину 28 саженей. За монастырем на берегу Москвы реки Часовня каменная, мерою 2 1/2 и 2 сажени, в оной икон и утварей: 1) местный образ Спаса Всемилостивого на престоле; 2 ) образ Федоровской Богоматери; 3) обр. Николая Чудотворца; в облаце Спаситель и Богоматерь. О времени построения часовни сведений нет, известно только из приписки в синодике, что в «1714 году – крестьяне села Верхнего Мячкова Павел Козырин и сын его Димитрий дали вкладу; 12 рублев; 2 рубля 16 алтын, да 4 рубля и 10 бочек извести к Часовне Береговой.» В 1786 году весною от напора льда Часовня разрушена; белый камень в количестве 650 штук и 200 штук лещади половой куплены Троицкою Лаврою. На берегу Москвы реки – монастырский Харчевенный двор строение оного: 1) Изба; 2) Погреб с вышкою; 3) Амбар на дворе, двор обнесен плетнем, этот харчевенный двор сдается в арендное содержание. Из ведомостей 1805 года видно, что этот постоялый двор сдавался за 140 руб.; в 1806 году он был перестроен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В Замошской волости селцо, что была пустошь Терентьево, а в нем монастырской двор. На дворе хоромного строения келья, в ней живет поселской монах Киприян. Изба скотья, а в ней живет скотник Захарко Карпов, родом того же монастыря Бохтюжской волости деревни Игумнова Починка, крестьянский сын. Жалованья ему дают из монастырской казны по тритцати алтын на год, да платье казенное, хлеб ест монастырский. На том же дворе работников Минейко Васильев, Митка Васильев, Евлампейко Миронов, Адойка Семенов, Ивашко Иванов. Два анбара, в них по скаске поселского монаха Киприяна ржи девятнатцать чети, овса дватцать восемь чети. В том же селе на речке Нодиме монастырская мельница, анбар один, жерновы да толчея со всяким толчейным заводом, а мелют и толкут про монастырский обиход. (Л.159) Село Ильинское Великой Двор, а в нем: двор попа Савы Федотова, родом он Глушицкого же монастыря деревни Кокошилова крестьянской сын, у него дети Алешка тринатцати лет, Сенка шти лет; двор попа Иякова Симеонова, родом он, поп, Глушицкого же монастыря церкви святаго пророка Илии попов сын, у него дети: Ивашко семнатцати лет, Сенка семи лет, Максимко трех лет, Ивашко году; двор дьячка Гришки Яковлева, родом он той же церкви попов сын, у него дети: Ивашко трех лет, Матюшка году; двор пономарев Трошки Якимова, родом он Вологоцкого уезду Закушской волости церкви Рожества Пресвятыя Богородицы, что на Лысой горе, попов сын, у него дети: Бориско осмнатцати лет, Федка трех лет. А служат они, попы, в том селе у церкви святаго пророка Илии, а по скаске их, руги-де им от той церкви никакой нет, кормятца от церковной пашенной земли и от приходских людей подаянием. А что в писцовых книгах к той церкви пашни и сенных покосов написано, того они сказать не знают, а мельниц и рыбных ловель и никаких угодей за ними нет. Да шесть клетей, в них живут старицы и вдовы питаютца от церкви Божии приходских людей подаянием. Двор монастырского дьякона, двор казенного подьячего, а имяна их и оклад им писаны в монастырских переписных книгах.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

3. На северной стороне Притом и во все грады из сея же обители летали увещательныя грамоты, возбуждающия на помощь Столицы, кои и воздействовали в нижних градах, особливо же в достопамятном Нижегородском гражданине, Козьме Минине. Но и самому по бури возсиявшему ведру, единодушным избранием царя Михаила Феодоровича, и совершенному мятежей успокоению, сия же обитель соучаствовала. Ибо и самому миру промысл благоволил заключену быть под стенами сея обители в селе Деулине. Во всех же оных славных деяниях отличил себя Троицкий Келарь Аврамий Палицын, и Архимандриты сея обители: Иоасаф и Дионисий. 4. На западной стороне Во время стрелецких мятежей, Петр 1-й, сей муж, толико собою славный, и толико Россию прославивший, для сохранения своей жизни двукратно находил убежище внутрь сея священныя ограды. В прославление сея обители и в вечную память великих мужей, Св. Сергия, Архимандритов: Иоасафа и Дионисия, и Келаря Аврамия, поставил и посвятил сей памятник Платон Митрополит Московский и Архимандрит сея Лавры 1792 года. ”Они на Небесах: им слава не нужна, К подобным нас делам должна вести она”. В 1823 году сделано вокруг памятника своеобразное ограждение, а именно вместо столбов вкопаны в землю пушки (железные, остававшиеся в лавре от ее прежнего арсенала), казенными частями вверх, и по пушкам повешены гирляндами толстые железные цепи (всех столбов 18, но действительных пушек употреблено в дело 17, ибо один столб – из поддельной деревянной, пушки). Примечания 1. Павел Алеппский говорит, что Успенский колодезь устроен в виде кельи (Чтения Импер. Общ. Истор. и Древн. Росс., 1898, кн. IV, с. 32 fin.). 2. Симон Азарьин – в печатн. житии преп. Сергия (вставка после главы 88, между л. 175 и 176) и в «Новых чудесах...» (гл. 25, печатн., с. 63 fin.). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/438588/

Житие бл. Иова по печатн. изд. стр. 2 на обор. Следовательно некоторые ошибаются, полагая, что пр. Иов принял схиму уже в Почаевском монастыре после дела с Фирлеями 1642 г. «(ср. Русск. свят. пр. Филарета Черниг. изд. 2-е, отд. 3-е, стр. 272). По истории Русской иерархии: игумен почаевский Иоанн 1626 г. (т. IV, стр. 560). Кроме того мы увидим далее (си. ниже гл. 4), что на киевском соборе 1628 г. пр. Иов подписывается тоже именем Иоанна. А мы видели, что это – схимнические имя пр. Иова. Также точно именем Иоанна подписывается пр. Иов и в первой протестации своей против Фирлея от 9 марта 1641 г. (архив поч. Лавры, Дело 1/76). Потому «Гора Почаевская» справедливо замечает, что дело с Фирлеем почаевские иноки вели купно со игуменом своим, пречестным первее в мантии на имя Иовом, а последже в схиме, сиесть великом «ангельском образи, Иоанном Железом». (Гора почаевская, стр. 6). А что Досифей в своем жизнеописании не упоминает об этом схимническом имени преп. Иова, и даже в одном месте, после кончины преподобного, именует его «Иеросхимонахом Иовом» (по печатн. изд. стр. 6 – 7), то это вовсе не значит, чтобы он не знал этого имени. Это просто обычай церкви, которая вообще и доселе не именует соугодников по их схимническому имени. Достаточно вспомнить для примера святителя Митрофана, в схимонасех Макария, Митрополита Киевского Филарета в схиме Феодосия и др. Еще более ошибаются те, которые смешивают преп. Иова почаевского с Иовом Княгиницким, хотя и современным ему схимником галицийским из Угорницкого монастыря. Достаточно заметить, что этот последний именовался в схиме Иовом, никогда не имел священного сана и подвизался в Угорницком, им самим основанном Михайловском ските, а пр. Иов в схиме именовался Иоанном, был иеромонахом и подвизался в готовом уже Угорницком Преображенском монастыре. Кроме сего, как увидим, пр. Иов скончался в 1661 г., а Иов княгиницкий в 1621 г. и т. д. (Подробнее о семе см. ниже исследование под заглавием: «пр. Иов иг. почаевский и схимонах Иов княгиницкий». Волынск. еп. Вед. 1679 г. 13 Часть неофиц. стр. 490 – 499).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010