И. Н. Шамина. Переписная книга Николаевской Гнилушской пустыни Коломенского уезда 1701 г.   В 1701–1703 гг. в Российском государстве прошла перепись архиерейских домов, монастырей и церквей. Она была организована возрожденным в январе 1701 г. Монастырским приказом по инициативе правительства Петра I в рамках начавшихся церковных преобразований. Основной целью описания являлось подчинение государству управления имуществом духовных корпораций. Особое внимание переписчики сосредоточили на фиксации материальных ценностей и земельных владений Церкви. Результаты переписных мероприятий зафиксированы в так называемых переписных книгах архиерейских домов, монастырей и ряда приходских церквей, основной массив которых сохранился в фонде Монастырского приказа (ф. 237) РГАДА. Следует отметить, что в историографии термином «переписные книги» как правило определяют делопроизводственные учетно-окладные документы, где зафиксированы население городов, сел и других населенных пунктов в виде именной росписи дворовладельцев . Однако для материалов переписи начала XVIII в. такое определение источника является не вполне точным и соответствует лишь описанию земельных владений духовных корпораций, в то время как одной из основных задач составителей было описание их имущества – храмов, ризниц, библиотек, состава братии и работников, скота, инвентаря и проч. Эта часть источника представляет собой опись имущества – инвентарный учетный и отчетный документ монастырской или архиерейской администрации. Материалы переписи 1701–1703 гг., уже неоднократно привлекали внимание исследователей . На основании этого источника изучались монастырские и архиерейские библиотеки и архивы , состав служащих архиерейских домов и насельников монастырей , вопросы аграрной и демографической истории архиерейских домов и монастырей и др. В последние годы активизировалась публикация материалов переписи 1701–1703 гг. Многие переписные книги были опубликованы и на страницах журнала «Вестник церковной истории» , в том числе увидели свет описи четырех монастырей Коломны . Настоящей публикацией в научный оборот вводится переписная книга еще одного монастыря региона – Николаевской пустыни на реке Гнилуше, располагавшейся в Коломенском уезде, составленная стольником И. В. Кикиным . Для этой небольшой обители переписная книга 1701 г. является едва ли не единственным источником, содержащим о ней хоть какие-то сведения.

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

6. – Починок Щербаков, в нем десять крестьянских дворов, а в них жило 30 челов. (л. 97 об.–98). V. Свияжский Богородицкий монастырь. 1. – Село Мамадыш, – в нем двор монастырский, на котором жил дворник Митька Алексеев, двор попа Федосея Степанова с двумя сыновьями, у него же сосед Евфимка Архипов с двумя сыновьями; двор пономаря Сергуньки Онисимова со внуком, в том же селе крестьянских 80 дворов, бобыльских 47 дворов, всего 139 дворов, в них 545 человек (лл. 98–103). 2. – Деревня Красная Горка, в ней крестьянских 45 дворов, в них жило 163 чел. (л.л. 103–104 об.). 3. – Дер. Комарова, что был починок Комаров, – в ней крестьянских 10 дворов, в них жило 39 человек (л.л. 104 об.–105). 4. – Дер. Беляева, что был починок Беляев, – в ней 11 дворов крестьянских, в которых жили 31 человек (л. 105). 5. – Деревня Каменная Река, в ней крестьянских дворов девять, в них 34 чел. (л.л. 105 об.–106). 6. – Дер. Максимова, что был Максимов Починок, в ней крестьянских 14 дворов, в них жило 60 человек (л. 106). 7. – В селе Мамадыше мельница Большое Колесо на речке Вошме, около той мельницы двор мельничный, а в нем жил старец Дорофей, да засыпка Илюшка Григорьев (л.л. 106–107). VI. Федоровский монастырь, что на старом казанском городище. 1. – За ним по Арской дороге дер. Сидорова, что была пустошь Сидоровская, в ней монастырский двор, на котором жили старцы Павел, да Стефан; крестьянских 16 дворов, в них жило 60 человек (л. 107). 2. – По Алацкой дороге починок Макаров, в нем мельничный монастырский двор, в нем жили старец Иуда, да бобыль Якунька Семенов; крестьянских 12 дворов, всего 13 дворов, а в них жило 50 человек; один двор пустой крестьянина, бежавшего в 154 году вместе с детьми (л.л. 107–108 об.). VII. Вятского Успенского монастыря вотчины. 1. – Село Рождественское – Полянки тож, в нем монастырский двор, где жили старцы Прокофий, да детеныш Филька Григорьев и повар Ивашко Иванов, двор попа Петра Федорова с пятью сыновьями: Тимошкой, Абакумком, Сенькой, Логинком и Ивашком; двор просвирни Лукерьицы Савельевой с 5 сыновьями, у старшего сына четыре своих сына. Если прибавить к этому малолетних и женский пол, то семья просвирницы будет очень почтенной; монастырский конюший двор, а на нем жил пономарь Гришка Алексеев, да дворник Трофимко Филипов с сыном; крестьянских 61 двор, бобыльских 29 дворов; всего 94 двора, в них 343 человека (л.л. 108–111 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Елизаровыми, в ней был двор вотчинников, двор прикащиков, двор людской и 25 крестьянских, а в настоящее время здесь 71 двор), сельцо Никольское, Чертково тож, в нем двор помещиков, 5 дв. крестьянских и 4 бобыльских, д. Иванкова, – 18 дв. крестьянских и 5 бобыльских (ныне здесь 51 двор), д. Алешкова, в ней двор помещиков, 8 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в 1628–30 г. Алешково значится старинною вотчиною Голохвастова. в нем двор вотчинников и 10 крестьянских, а ныне здесь 21 двор), д. Федотово – 4 дв. крестьянских, сельцо Курбатово, в нем двор помещиков, 4 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Конопьева – 6 дв. крестьянских н 2 бобыльских, д. Рылиха – 2 дв. крестьянских и 1 бобыльский. д. Куркова, в ней двор прикащиков, 7 дв. крестьянских и 5 бобыльских (ныне здесь 45 дворов), д. Михальчукова – 9 дв. крестьянских и 4 бобыльских, (ныне здесь 81 двор), д. Таранова – 23 дв. крестьянских и 9 бобыльских, д. Васина – 14 дв. крестьянских (обе эти деревни принадлежат ныне к Святскому приходу Гороховецкого уезда), д. Татарова 16 дв. крестьянских и 2 бобыльских, д. Нуля – 12 дв. крестьянских и 1 дв. бобыльский (эти деревни ныне в Татаревском приходе Горохов. уезда). Земли церковной по поповой сказке по 30 четв. в поле. Дальнейших сведений о Замотринской церкви и приходе не имеется до начала текущего столетия. К 1825 г. вместо деревянных церквей построен на погосте существующий в настоящее время каменный храм. Престолов в этом храме два: холодный – во имя Св. Николая Чудотворца, в приделе теплом во имя св. муч. Флора и Лавра. Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно, чего-либо достопримечательного по древности или ценности в церкви не имеется. Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений и земли церковной до 700 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 4 десят. 540 саж., пахотной 137 десят. 520 саж., сенокосной 12 десят.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Переписные книги вологодских монастырей… С. 137–201, 248–260. РГАДА, ф. 237, оп. 1, ч. 1, 43, л. 103–165 об. Благодарю М. Е. Проскурякову за помощь в копировании переписной книги вотчины Дионисиево-Глушицкого монастыря 1702 г. 1 1701 г. сентября 1 — октября 7.— Опись имущества и строений Дионисиево-Глушицкого монастыря, произведенная стольником Василием Ивановичем Кошелевым   (Л. 103) Книги переписные Дионисиева монастыря, что на реке Глушице 1701–го году [a]   b 1701-го году октября в 7 день подал книги Вологоцкого архиерея стряпчей Иван Сечихин [b]. (Л. 104) с 1701-го года октября в 7 день осмотря принять книги и выписать [c]. Лета 1701-го года сентября в 1 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырского приказу за приписью дьяка Герасима Патапиева столник Василей Иванович Кошелев приехав в Вологоцкой уезд в Дионисиев монастырь, что на реке Глушице, а в нем церкви Божии и в них святые иконы и церковные сосуды, а в ризнице священные одежды, денги и медную и оловянную посуду, и жалованные грамоты, и всякие крепости запечатал и из-за печати тое пустыни строение, что чего явилось, все и налицо переписал имянно, а что чего по переписке явилось налицо, и то писано по статьям ниже сего. (Л. 104 об.) У переписки того монастыря игумен Герасим, келарь монах Ефросин, казначей монах Исаия з братьею сказали: переписных-де книг тому монастырю з двести третьяго году нет. (Л. 105) В Вологоцком уезде монастырь Глушицкой на реке на Глушице, а в нем церковь Покрова Пресвятыя Богородицы четвероуголная, верх о пяти главах, а в ней Божия милосердия святых икон. Царские двери, сень и столбцы резные, позолочены, на них девять лиц апостольских, писаны на золоте. Месные образы. По правую сторону царских дверей образ Всемилостиваго Спаса с молящими в киоте, писан на золоте, венец с коруною и гривна древяные, резные, золоченые. На той же цке два образа ангельских, у них венцы древяны же, резные, вызолочены. Пред образом свеща древянная поставная с надсвешником. (Л. 105 об.) У образа же пелена бархат лимонной цвет, на ней крест, плащи серебряные, позолочены, числом тех плащей тритцать мест, кругом того креста низано жемчюгом мелким и в веревку. Образ месной же настоящей Покрова Пресвятыя Богородицы с молящими, поля и у святых венцы писаны на золоте, венец и гривна серебряные, золоченые, басмяные. Образ преподобных чюдотворцев Дионисия и Анфилофия Глушицких писан на золоте, в киоте. Киот древяной, резной, вызолочен, пелена бархат черчатой з золотом, опушена камкасиею двоелишною, на ней крест, плащи серебряные, золочены, числом дватцать плащей. Пред образом свеща восковая поставная с надсвешником. Образ Покрова Пресвятыя Богородицы, венец древяной, обложен серебром, позолочен, басмяной, возглавие и ожерельеце (Л. 106) жемчюжное, гривна серебряная, басмяная, позолочена, четыре цаты небольшие витые, серебряные же, позолочены, пелена камчатая, опушена крашениною, ветха.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Большое место в деятельности Монастырского приказа в 1701–1702 гг. занимала организация работы Славяно-греко-латинской академии, функционировавшей в московском Заиконоспасском монастыре. В 1701 г. Петр I придал ей статус государственной академии и предписал «завесть в Академии учения латинския». Ее попечителем был назначен Местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский) . Очевидно, одной из прерогатив Стефана (Яворского) как попечителя академии было распределение денежных средств между ее учителями и обучающимися. Из расходной книги известно, что в июле 1702 г. он составил роспись «словено-латынских школ руским учителем и учеником» для выплаты «великого государя жалованья кормовых денег» за предыдущий месяц (см. публикацию, л. 44–44 об.). На протяжении 1701–1702 гг. из Монастырского приказа регулярно выделялись деньги на обустройство и функционирование этого учебного заведения. Деньги получал настоятель Спасского монастыря и ректор академии игумен Палладий (Роговский), который затем выплачивал жалованье учителям и учащимся. Так, например, в сентябре 1701 г. сумма выплат составила 163 рубля 28 алтын 4 деньги (см. публикацию, л. 8 об.). В феврале 1702 г. было выплачено жалованье «латинских школ учителям иеромонаху Арафаилу з братьею осми человеком генваря с 1-го числа нынешнего 1702-го году впредь на полгода по пятьдесят рублев человеку. Руских школ учителем же дву человеком да учеником сту четырем человеком генваря с 1-го числа марта по 1 число по указным их статьям да учеником же штидесят одному человеку на тритцать на шесть дней» (см. публикацию, л. 20 об.). Отдельно финансировалось «дело камедии». В ноябре 1701 г. из Монастырского приказа была выплачена 1 тыс. рублей игумену Палладию «на дело камедии» и по 100 рублей «учителю камедии» монаху Иосифу, префекту Рафаилу «со всеми труждающимися в комедии» (см. публикацию, л. 10, 10 об.). В октябре 1702 г. в Грановитой палате, «где быть камедии», проводились ремонтные работы, за что плотники Потап Феофанов «с товарыщи» получили из казны Монастырского приказа 1 рубль 11 алтын 4 деньги (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Им дано на выезд: наместнику – денег семь рублев, сукно англинское, пару соболей в пять рублев; трем иеродиаконам: по 4 рубля, по сукну англинскому по паре соболей, по три рубля пара; дворецкому, да писарю, да слуге покоевому: денег по три рубля, по сукну англинскому, по паре соболей, по три рубли пара; человеку конюшему: денег два рубли, сукно англинское, пара соболей в два рубли; одному человеку слуге: денег рубль; да двенадцати человекам служкам и возницам: по шестнадцати алтын, по четыре деньги, по сукну амбургскому, человеку, мерою сукна все по пяти аршин; да им же дано в дорогу: поденного корму на две недели потому ж почему им давано было на Москве, и о деньгах в ратушу, а о сукнах в казенной, о соболях в сибирской послать ево Великаго Государя указы». 1036 Впрочем, впоследствии Димитрий вызвал к себе в Ростов немало своих земляков. Время нового митрополита было посвящено заботам о своей полной раскольников, обширной (300 т. кв. миль), далекой епархии и произнесении в разных местах Москвы проповедей. 1037 Указом 1698 г. вследствие недостатка жалованья служащим людям у сибирских церквей, имевших землю, отнята была руга, 1038 но, тем не менее, в 1701 году «с Димитрия, митрополита Сибирскаго и Тобольскаго с 150 церквей на нынешний 1701 год 15 рублей, да на прошлые со 196 по 208, а с 208 сентября по генварь 1700 за треть года да 1700 год всего 215 рублев... и те деньги взяты». 1039 А. Виниус писал государю 29 апреля 1701 года:.. «Сибирской, государь, архиерей ожидает вашего государева указу: с Москвы ему в путь свой до пришествия вашего государева иттить ли или поожидать еже и сам он ожидает?» Петр отвечал из Воронежа 14 мая 1701: «...Архиерею дожидатца». 1040 Митрополит Игнатий скончался 13 мая 1701 г., и на погребении его в Симоновом монастыре, как собственноручно отметил св. Димитрий, присутствовали сам Димитрий и митрополиты Трифиллий и Исаия. 1041 6 июля 1701 года в Тобольске был страшный пожар, в котором сгорели пять церквей и девичий монастырь. Сгорели и списки крестьян сибирских архиерейских вотчин, и поэтому митрополит послал в Тобольск промеморию для вытребования новых списков из Тобольской приказной палаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

из Приказа Тайных Дел. Прежде же эти дворовые места были под двором сокольника Ивана Тукалова. Певчие Семен Иванов и Денис Перфильев показали, что двор у них в Китае городе, у Москворецких ворот, что был певчего дьяка Никиты Нестерова. Певчий Киприан Евтихиев показал, что двор его был на Ордынке, у церкви св. Климента, папы римского, и достался ему по наследству от отца – Садовой слободы тяглеца. С ним же Киприаном жил на том же дворе родной его брат Афанасий. Двор певчего Владимира Голутвинца находился на Знаменке, у церкви Саввы Стратилата. Двор певчего Романа Пахова находился между Смоленской и Никитской улицей, у двора боярина Романова. Певчий Артемий Романов показал, что двор его находился между Никитской и Тверской улицей, у Моисеевских богаделен, на белой земле, куплен у священника за 70 руб., а деньги платил его отец. Двор певчего Дмитрия Тверитинова находился за Пречистенскими воротами, у Ильи пророка Обыденного, куплен в 1669 г. у подячего челобитного приказа Ивана Андреева . Певчий Тихон Артемьев показал, что двор у него находится за Никитскими воротами, в приходе у Вознесения. Певчий Лука Алексеев показал, что двор у него за Каменным мостом, в Аптекарском переулке. Двор певчего дьяка Федора Прокофьева находился в Китае городе, у Москворецких ворот, у церкви Николы Чудотворца Мокрого. Двор певчих дьяков Евдокима Иванова, Дмитрия Иванова и Григория Степанова был общий, находился за Каменным мостом, у церкви св. Николая Чудотворца, дан им был в 1672 г. 1907 Таким образом, из указанных нами показаний самих певчих дьяков относительно помещения их видно, что они находились в разных частях Москвы, при чем одни из певчих получили от казны совсем готовый двор и дом, который иногда от них отбирался и отдавался другому лицу; другие получали для жительства порожнее место и здесь строили себе дом или с помощью казны, или на свои деньги. Что касается оставшихся сирот певчих дьяков, то умевшие из них читать и писать определялись к служилым местам. Так, напр., по челобитной вдовы певчего дьяка Луки Алексеева Аграфены, сын его, будучи еще в малых летах и ни в какой чин еще не пожалован, был определен в мастерскую палату в молодые подъячишки 1908 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

И Великой Государь, Святейший Никон, Патриарх Московский и всея Великие, и Малые и Белые России, пожаловал бы их, велел тое церкви Воскресения Христова на церковной земле и на причетнических дворовых местах, которая земля под причетническими дворами, устроить, для приезду Игуменского и брацкого, монастырское подворье. И Великий Государь, Святейший Никон, Патриарх Московский и всея Великие, и Малые и Белые России, советом Великого Государя Царя и Великого Князя, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержца, указал тое церкви Воскресения Христова, что в Панех, на церковной земли и на причетнических дворовых местах, Государева Патриархова нового строения Воскресенского монастыря, что на Истре реке, Игумену Стефану с братьею, для Игуменского и брацкого приезду, устроить подворье и дать на ту землю даную. А в Земском Приказе, в писцовых книгах Китая города, письма и меры Ивана Арбузова да Дьяка Дмитрия Прокофьева 147 (1639) году написано: церковь Воскресения Христова, что в Панех, церковной земли в длину шестнадцать сажень, поперек тринадцать сажень с четью, а на церковной земли двор Попа Василия, двор Дьякона Федора, двор Дьячка Богдашка, двор Пономаря Ивашка, двор Просвирницы Ирины. Да на той же церковной земли дворы: двор гостинные сотни торгового человека Василья Павлова, двор Судного Московского Приказу недельщика Афанасья Семенова, двор вдовы Соломониды Ивановские жены Синего. А меры порознь под теми дворами в писцовых не написано. По перепесным же церковным книгам прошлого 165 году написано: Церковь каменная Воскресения Христова, что словет в Панех, у Ильинского кресца, по нынешней мере, под церковью земли и кладбища в длину девятнадцать сажень, да дворы церковных причетников, а по нынешней мере тех дворов: Попа Феоктиста в длину шестнадцать сажень, поперек семь сажень с полусаженью, двор Дьякона Гавриила в длину девять сажень без чети, двор Дьячка Матюшки Иванова в длину шесть сажень с полусаженью, поперек четыре сажени с полусаженью, дворъ Пономаря Якушка Андрея в длину шесть сажень с полусаженью, поперек три сажени; двор Просвирницы Ульяны Макарьевы в длину шесть сажень с полусаженью, поперек три сажени.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1 И. Карабинов, Постная Триод, 1910, стр 236—242. 2 «…исправити с греческих, и харатейных, славянских, и сербских, древних книг». 3 «Канона сего в греческой триоди нет». 4 Евгений митроп., Словарь историч. Писател. Духовн., изд.2, 1827, I, 179 5 В.М. Ундольский, Ученые труды Е. Славинецкого (Чтен. В О-ве Истории и Древн. Российск., 1846, смес. стр. 70). Это известие можно относить, правда, и к переводу первой части Скрижали, которая в приходно-расходных книгах печатн. Двора называется: «книги литургия Иоанна Златоустого и о семи тайнах в толку и Афанасия александрийского ответы». Хотя переводчиком Скрижали обычно считается Арсений грек, но некоторые части ее, вероятно, переводил Епифаний: по крайней мере, Евомий в числе его переводов упоминает ответы св. Афанасия (см. цит. стат. Ундольского). Но автор «Оглавления книг [Ундольский, Сильвестр Медведев, отец русской библиографии (Чтения, 1846, смесь, стр. 22)]» опять таки говорить просто о литургии Златоуста без упоминаний, что это не чин, а толкование: последнее свидетельство тем важнее, что, по мнению акад. А. И. Соболевского, «Оглавление» составлено самим Епифанием Славинецким (Переводн. Литература Московск. Руси XIV-XVII вв., 1903, стр. 437). 6 Этому сообщению верит такой осторожный исследователь как П. Ф. Николаевский. См.: «Московский печатн. двор при патр. Никоне», Христ. Чтение 1891, II, 181. 7 Ср. послесловие к изданию Апостола 1655 г. 8 Экземпляр неполный: начинается стр. 11 (отрывком синаксаря на и. мытаря и фарисея) и кончается стр.802 (обрывается началом 2-го седал. среды Ваий). Кроме того, не хватает еще нескольких листов в начале и средине книги — преимущественно с гравюрами (в воскресных службах). 9 Книга типографск. Архива л.154. 10 Цит. ст. П.Ф. Николаевского, 164—165. Существование двух групп черновых справщиков, быть может, подтверждается также разностями в переводе в. канона первой седмицы, с одной стороны, и четверика 5-ой седмицы, с другой, в изданиях 1656 г.: в последующих изданиях эти разности сглажены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3472...

В Вологде на ул. Изосимский Крюк И. К. м. имел двор, упоминавшийся с 1627 г.: «Двор монастырскои Никентьевы пустыни, и изстари их монастырское, живет их дворник, их же монастырский бобыль Ондрюшка Васильев» (Источники истории г. Вологды. 1904. С. 114). В 1678 г. на монастырском дворе в Вологде жил служебник Аксён Исаков (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 14741. Л. 114-114 об.). В 1701-1702 гг. дворником при вологодском дворе был Иван Аксёнов. В 1711-1712 гг. двор выглядел следующим образом: «В длину 15 сажен полтора аршина, поперег по лицу 10 сажен с четью. Хором: изба, против сенник прирубной с перерубом, под ним анбар, за ним стая конская, под ней сеновня, у задних ворот баня. За двором огород в длину 68 сажен полтора аршина, поперег с двором равно». Библиотека включавшая к 1701 г. чуть менее 50 томов, содержала по большей части богослужебные книги. В ней хранились также Шестоднев (М., XVII в.), 2 толковых Евангелия (рукописное и печатное; Евангелие с толкованиями блж. Феофилакта Болгарского в XVII в. в Москве издавалось в 1649 и 1698), рукописный Измарагд. Из сочинений отцов Церкви и подвижников названы «Поучения» прп. Ефрема Сирина (рукописная и 2 печатные; книга выходила в 1647 и 1667), «О священстве» свт. Иоанна Златоуста (печатная, 2 экз.; 1664), «Симеон Новый Богослов» и «Петр Дамаскин» (обе рукописные). Житийная лит-ра представлена лишь «Николаевым житием». Имелись также «Меч духовный» (К., 1666, 1686) архиеп. Лазаря (Барановича) и «Обед душевный» (М., 1681) Симеона Полоцкого . Среди печатных книг упоминается и «Филистимновая, полууставье», т. е. Часослов, или Псалтирь с восследованием, принадлежавшая ранее «Филистиму» (очевидно, искаженное «Филикиссим»). Однако она могла быть и рукописной, поскольку переписчик тут же указывает: «Сенодик родителской», который в описи 1723 г. назван письменным. К 1723 г. в обители появились новые книги, не отмеченные в описи 1701 г.,- «Чиновник новой» (1721), «Тетрадь печатная прибавочная ектений о победе над сопостаты христоименитому воинству» (М., 1701, 1704, 1722), «Тетрадь, служба о победе, Богом дарованной, под Полтавой над шведским королем» (М., не ранее сер. 1709) архиеп. Феофилакта (Лопатинского) , «Поучения» прп. Ефрема Сирина и аввы Дорофея (1652), «Зерцало мирозрительное» - «Диоптра, или Зерцало живота во мире сем человеческаго» (Кутеин, 1651) дубенского игум. Виталия, Киево-Печерский патерик (вероятно, К., 1702) и рукописное Житие прп. Иннокентия. Возможно, санкционировав строительство церкви над захоронением прп. Иннокентия и снабдив обитель его Житием, духовные власти надеялись, что пример начальника обители станет духовной опорой для насельников мон-ря, переживавших сложное время.

http://pravenc.ru/text/389615.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010