Александр был шестым ребенком в многочисленном семействе пономаря Михаила, всего детей у которого было восемь человек. Он рос очень живым, веселым и бойким мальчиком, постоянно занятым детскими забавами. Ему не сиделось у колыбели младших детей, и как только мать, занятая домашними делами, выпускала Александра из ви­ду, он мгновенно убегал порезвиться со сверстниками, за что неодно­кратно был наказуем. Чтению Александра обучали первоначально дома по церковно­славянскому букварю, часослову и Псалтири, каждый праздник отец брал сына в церковь , где он вместе с родителями читал и пел на клиросе. Когда мальчику минуло 12 лет, его отдали в первый класс Там­бовского духовного училища на полуказенное содержание как сына многосемейного причетника. В училище начальство дало Алексан­дру фамилию «Гренков». Учился Александр Гренков хорошо, так что из 148 своих товарищей по классу окончил курс духовного училища первым по списку и в июле 1830 года был назначен к поступлению в Тамбовскую духовную семинарию. Веселый и живой Александр стал и в семинарии душой общества. Эта жизнерадостность и живость ума сохранилась у Александра на всю жизнь. Даже в монастыре старец отличался меткостью слова и образностью мысли: «От ласки у людей бывают совсем иные глазки», – или: «Правда груба, да Богу люба»; «Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю же и я», – или другие, подобные им. В 1835 году Александр сильно заболел, и, как он сам рассказывал: «Надежды на выздоровление было очень мало. Почти все отчаялись в моем выздоровлении; мало надеялся на него и сам я. Послали за ду­ховником. Он долго не ехал. Я сказал: “Прощай, Божий свет!” И тут же дал обещание Господу, что если Он меня воздвигнет здоровым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь». Господь внял мольбе юноши, и он выздоровел. 14июля 1836 года Александр Гренков окончил с отличием Там­бовскую духовную семинарию и поступил в дом к одному помещику домашним учителем его детей. «После выздоровления своего, – рас­сказывал потом о себе старец, – я целых четыре года все жался, не ре­шался сразу покончить с миром». 7 марта 1838 года А. М. Гренков занял должность преподавателя греческого языка Липецкого духов­ного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Александра. Думаю, едва ли одно только сиюминутное настроение стоит за такой оценкой. Думаю, извечный Платон стоит :)     Александр, Кашира 23 февраля 2012г. 14:58    «Церковь Христова будет существовать до скончания мира, так до скончания мира будут являться в ней для нужд Церкви избранные орудия Духа Божия.                                                           архиепископ Филарет (Гумилевский) Подлинное ведение (гносис) неотделимо от харизмы, от просвещения благодатью, которая изменяет наш разум                     Лосский В.Н. (Вера и богословие)   Пронзительное чувство благоговения, по которому мы так соскучились, сопровождает весь фильм.            Игорь Винниченко Рецензия на фильм Павла Лунгина «Остров»   На вопросы отвечает: Марина Владимировна Бирюкова http://www.mpda.ru/site_pub/771748.html (Рекомендую для Седаковой О.И)   Подобно пшенице, принесшей плод земледельцу в тридцать, шестьдесят и сто раз, семя благочестия будет удостоено небесных житниц.      Св. Андрей Кесарийский   «Человек: кризис и желание счастья.      –   антисхоластика. Душа (человека) по природе христианка. Спасение, а не счастье, испытание, а не кризис. Промысел. Евр . 3 :5 . И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; Евр. 3 :6 . а Христос – как Сын   Рекомендую толкование Феофилакта Болгарского. Sergej Bortnyk, Heidelberg 23 февраля 2012г. 15:45 Мне понравилось. О продвинутых комментариях: фраза " Как известно, Александр Пушкин и великий русский святой Серафим Саровский были современниками, но представить их встречу (их взаимное знание друг о друге) немыслимо " относится еще в большей степени к нынешнему состоянию соотношения церковного богословия и светской гуматинаристики, чем в 19-м веке. А если по делу, то наиболее интересно для меня - тема " новой рациональности " - " нервом аверинцевской новизны была, я думаю, тема новой рациональности (новой по отношению к рациональности просвещенческой – и уходящей корнями в библейское представление Мудрости ) " . Надо таки найти время и почитать указанную книгу. Спасибо. Богдан Яроцкий 23 февраля 2012г. 17:03 Очень уместно тут помянут о. Максимом Александр Шмеман. Хорошая параллель. Ольга Седакова: " Светская культура послепетровского времени и церковная жизнь располагались в разных пространствах. Первым разрывом этой изоляции была эпоха Серебряного века " . О.Александр Шмеман: " Думал, в чем разница между, скажем, Пушкиным, с одной стороны, и " серебряными " , с другой? В том (пришло в голову), что Пушкин жил в реальном мире, реальном обществе: его средой были гвардейские офицеры, " свет " , в Михайловском - няня и " народ " . " Серебряные " же живут и дышат, окруженные " литературоведами " и " литераторами " , " специалистами " - кто по голландской живописи, кто - по запятым у Пушкина и т.д. Отсюда - впечатление искусственного мира, искусственного воздуха " .

http://bogoslov.ru/article/2452194

Арсения поставить обитель на нынешнем ее месте, где мало по малу сооружен им каменный храм с деревянными кельями и оградою. Архиеп. Евфимий, поступивший на кафедру с Лисичьей горы, много содействовал преподобному в устроении новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Боярин Михаил Кобылка одарил обитель богатою милостынею. Арсений, следуя правилу странноприимства, с радушием угощал посетителей в своей келье. Но прозорливый Симон сказал Арсению: бесы радуются, когда игумен угощает у себя мирян. С того времени преподобный угощал посетителей не иначе, как в братской трапезе. – Святитель Евфимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. – Залив, где встречали и провожали владыку, назван Владычною лахтою. Этот залив, давно занесенный песком и камнями, ныне уже порос травою, но сохраняет свое историческое название. По летописи святитель посещал Заволочье в 1446 г. 404 Созревший в духовной жизни основатель обители и просветитель чудской страны скончался на руках любящей братии 12 июня 1447 г. 405 Тело его положено было в паперти храма, где скоро построен был придел во имя св. Онуфрия. Старец Моисей с рыбаками в осеннее время застигнут был бурею на озере; погибавшие обратились с молитвою к Господу, призывая на помощь и блаж. Арсения; явившийся чудный старец осенил их мантией, и лодка благополучно пристала к берегу. В другое время Арсений являлся во сне слепцу и велел идти ему на поклонение коневской иконе Богоматери; послушный слепец прозрел у иконы. Коневский инок Леонтий, расслабленный всеми членами, получил исцеление при гробе преподобного. – В 1573 году обитель неожиданно спаслась от шведов, разорявших Карелию; попавшемуся в плен Афанасию голос сказал: если хочешь уйти, возьми с собою образ Спасителя, найденный здесь; когда пленник вместе с другим подобным был уже на море в ладье: оба заснули от утомления и оба увидели преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архиепископ Филарет (Гумилевский) и протоиерей Григорий Дьяченко также считают, что Бог вначале создал бездушное (мертвое) тело человека, а затем – дал ему душу. При этом душу Бог вдохнул в человека: «Из персти земной Бог образует телесный организм, в который вдыхает дыхание жизни, душу ( Быт. 2:7 ) … Здравое размышление должно признать несомненным, что человек создан во времени и, следовательно, Богом, что тело его как обращающееся в землю, должно иметь начало из земли, что дух его бессмертный – происхождения высшего» (26: 303, 307); «И вот Бог берет несколько земли, и творит из нее тело человека: вышло прекрасное тело человеческое, но тело мертвое, бездушное, как статуя; глаза не видели, уши не слышали, уста не отверзались, ноги не ходили: словом, оно было без души, без жизни. И вот, бог вдыхает в лицо человека душу, дыхание жизни. И человек стал тотчас настоящим человеком, стал и видеть, и слышать, и говорить, и чувствовать, и ходить, и действовать; этого мало; он начал все понимать, всем повелевать. Сотворив человека из земли, Бог посему назвал его Адамом , то есть земляным» (8: 72). О том, что Бог вдохнул в человеческое тело душу говорят и другие авторы, например: Блаженный Августин : «О душе же, которую Бог вдунул в человека дыханием в лице его, я утверждаю только, что она от Бога, но не субстанция Его…» (39. Гл. 28, §40); Великий Кирилл: «… дыханием Своим Бог вдохнул в человеческое тело душу…» (цит. по 2: 412); Блаженный Феодорит : «божественный Моисей говорит, что сначала было образовано тело Адама, а потом от Бога вдунута была душа» (цит. по 1: 431); святитель Тихон Задонский : «… Бог … создал человека из земли, и вдохнул в него душу живую…» (цит. по 38: 1159); архиепископ Антоний (Амфитеатров) : «…потом, в приготовленное таким образом тело вводит душу, и не простым повелением – да будет, но Сам вдыхает ее дуновением уст Своих…» (24: 108); протоиерей Николай Малиновский : «…по совету Своему Бог творит человек … особенным действием, именно: Сам вземлет персть земную из нее образует тело человека … потом в приуготовленное таким образом тело вводит душу … Сам вдыхает ее дуновением уст Своих … его (человека – П. Д.) душа естьдыхание уст Божиих, то есть она хотя и не есть в собственном смысле часть дыхания или существа Божия, но она богоподобна…» (19: 226, 227. Книга 1). Та же мысль высказана архимандритом Никифором: «Сотворив первого человека Адама из земли, Бог вдунул в него “дыхание жизни”, то есть “душу, существо духовное и бессмертное” ( Быт. 26:27 ). По смерти душа возвращается к Богу, который дал ее ( Еккл. 12:7 )» (40. См. термин «душа человеческая»).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Бывший предводителем разбойничьей шайки, вразумленный и обращенный к Богу преподобным Адрианом Ондрусовским и принявший у него в обители пострижение в иночество под именем Киприана, впоследствии на месте разбойничьего притона (на мысу Ладожского озера, где и он сторожил и грабил пловцов и потому называющемся Сторожевским), он основал обитель во имя святителя Николая Чудотворца. Подвижническою своею жизнью здесь, отличающеюся благотворительностью и милосердием, Киприан загладил свою прежнюю жизнь, заставил забыть все свои прежние злые дела, и перед Богом обрел такое щедрое помилование, что был по смерти прославлен многими чудесами. Мощи его покоятся в бывшей монастырской, ныне приходской церкви. День двадцать восьмой Святого праведного Езекии, царя Иудейского, жившего между 721 и 691 годами до Р. Х. Езекия, сын Ахаза, нечестивого царя Иудейского, двадцати пяти лет сделался царем Иудейским и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид… он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан ( 4Цар. 18, 3, 4 ). Ревностный поклонник Истинного Бога, Езекия, по вступлении на престол, прежде всего позаботился о том, чтобы снова храм Соломонов был открыт для Богослужения, которое было прекращено при его нечестивых предшественниках. На праздник Пасхи, совершенный с торжественностью небывалой после царя Соломона, Езекия собрал не только своих подданных, но и поданных Израильского царства. Во время этого празднества Езекия повелел истребить идолов во всем своем царстве, напомнив народу о наказаниях, постигших его предков за оставление истинного Бога; после того прекратилось идолослужение не только в Иудейском царстве, но и во многих местах в царстве Израильском, когда возвратившиеся на свою сторону бывшие на празднике сообщили и другим о благочестивых впечатлениях своих во время общего религиозного торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1353 г., исполняя более волю Новгородцев, чем свою, послал он послов к патриарху, с жалобой на притеснения Московского митрополита, хотя Феогноста уже не было в живых. Патриарх, изъявляя уважение к личным качествам добродетельного пастыря, прислал св. Моисею крестчатые ризы с буквой Ф, означающей патриарха Филофея, и с вытканной надписью на крестах: «Ис. Хс. ника». В 1355 г. устроен им монастырь на Сковородке, с каменным храмом в честь Архангела Михаила. В 1357 г. введён им порядок и построены каменные храмы ещё в трёх монастырях: в Радоговицах при Волотовском храме Успения Богоматери, в Духовом монастыре и в женском монастыре Иоанна Богослова; первый и последний были им и основаны 262 . Так святитель поселял иноков среди или вблизи людного, торгового города. Не странно ли это? Напротив. Простота жизни мирян того времени не представляла тех заманчивых и слишком опасных развлечений, какие известны ныне. А иноческое Богослужение, продолжительное и благоговейное, отвлекало сердца мирян от сует земных к необходимому для всех. Так обители св. Моисея были училищами благочестия для мирян Новгородцев и при внимательном надзоре обучали и благочестью иноческому. Св. Моисей не ограничивал тем своей деятельности 263 . Древний летописец так описывает пастырскую жизнь его: «он пас церковь свою как пастырь добрый; защищал обиженных, берёг бедных и вдов; собрав множество писцов, на свой счёт написал множество книг; многих утвердил он в благочестии своими наставлениями» 264 . К сожалению, ныне не известны письменные поучения святителя, о которых говорит летопись. Из рукописей, списанных по его распоряжению, известны два Евангелия. Они наставительны и для нашего времени. В Евангелии 1355 года, писанном «повелением Боголюбивого архиепископа Новгородского Моисея», писцы пишут: «аще будем грубо написали, или где переступили, или в глаголании друг с другом, или в дремании: а вы, преподобнии отцы игумени и попове, собою исправяче, чтите». Видите, – книги, в том числе даже и св. Евангелие, писались по распоряжению св. Моисея не с тем, чтобы каждая ошибка писца признавалась за неприкосновенную святыню, и не с той гордой уверенностью, будто ошибки, при всём внимании, не были возможны. Вот несколько слов и из другого Евангелия св. Моисея: «и бысть егда съконча Иис въся словеса си дивляхуся... И рече Иис виждь никому же не повеждь... Разумев же Иисус рече им: что мыслите в себе маловери, яко хлеб не възяхом?.. запрети Ис. учеником Своим да никому же не рекуть, яко сь есть Исъ Хсъ» 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1357 г. введен им порядок и построены каменные храмы еще в трех монастырях: в Радоговицах при волотовском храме успения Богоматери, в духовом монастыре и в женском монастыре Иоанна богослова, первый и последний были им и основаны. 138 Так святитель поселял иноков среди или вблизи людного, торгового, города. Но не странно ли это? Напротив. Простота жизни мирян того времени не представляла тех заманчивых и слишком опасных развлечений, какие известны ныне. А иноческое богослужение, продолжительное и благоговейное, отвлекало сердца мирян от сует земных к необходимому для всех. Так обители св. Моисея были училищами благочестия для мирян новгородцев и при внимательном надзоре обучали и благочестию иноческому. Св. Моисей не ограничивал тем своей деятельности. 139 Древний летописец так описывает пастырскою жизнь его; «он пас церковь свою как пастырь добрый; защищал обиженных, берег бедных и вдов; собрав множество писцов, на свой счет написал множество книг; многих утвердил он в благочестии своими наставлениями». 140 К сожалению, ныне неизвестны письменные поучения святителя, о которых говорит летопись. Из рукописей, списанных по его распоряжению, известны два евангелия. Они наставительны и для нашего времени. В евангелии 1355 г., писанном «повелением боголюбивого архиепископа новгородского Моисея», писцы пишут: «аще будем грубо написали, или где переступили, или в глаголании друг с другом, или в дремании: а вы преподобные отцы игумены и попове, собою исправяче, чтите». Видите, книги, в том числе даже и св. евангелие, писались по распоряжению св. Моисея не с тем, чтобы каждая ошибка писца признавалась за неприкосновенную святыню и не с той гордой уверенностью, будто ошибки, при всем внимании, не были возможны. Вот несколько слов и из другого евангелия св. Моисея: «и бысть егда съконча Иис въся словеса си дивляхуся… И рече Иис виждь никому же не повеждь… Разумев же Иисус рече им: что мыслите в себе маловеры, яко хлеб не възяхом?.. запрети Ис. ученикам своим да никому же не рекут, яко сь есть Ис Хс».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В том же году построил он каменный храм в честь Успения Богоматери на Волотове 130 . Недавно открыты в сем храме под штукатуркою фресковые изобра­жения святителей, совершающих Литургию, и с надписью на свитке: «Господи Боже наш, живый на высоких, на смиренныя призираяй» 131 . В 1353 году, исполняя более волю новгородцев, чем свою, послал он послов к патриарху с жалобою на притеснения Московского митропо­лита, хотя Феогноста уже не было в живых. Патриарх, изъявляя уваже­ние к личным качествам добродетельного пастыря, прислал святителю Моисею крестчатые ризы с буквою Ф, означающею патриарха Филофея, и с вытканною надписью на крестах: Ис. Хс. ника. В 1355 году устроен им монастырь на Сковородке, с каменным храмом в честь Архангела Михаила. В 1357 году введен им порядок и построены каменные храмы еще в трех монастырях: в Радоговицах при Болотовском храме Успения Богоматери, в Духовом монастыре и в женском монастыре Иоанна Бо­гослова; первый и последний были им и основаны 132 . Так святитель по­селял иноков среди или вблизи людного, торгового города. Не странно ли это? Напротив. Простота жизни мирян того времени не представляла тех заманчивых и слишком опасных развлечений, какие известны ныне. А иноческое Богослужение, продолжительное и благоговейное, отвлека­ло сердца мирян от сует земных к необходимому для всех. Так, обители святителя Моисея были училищами благочестия для мирян новгород­цев и при внимательном надзоре обучали и благочестию иноческому. Святитель Моисей не ограничивал тем своей деятельности 133 . Древний летописец так описывает пастырскую жизнь его: «он пас церковь свою как пастырь добрый; защищал обиженных, берег бедных и вдов; со­брав множество писцов, на свой счет написал множество книг; многих утвердил он в благочестии своими наставлениями» 134 . К сожалению, ныне неизвестны письменные поучения святителя, о которых говорит лето­пись. Из рукописей, списанных по его распоряжению, известны два Евангелия. Они наставительные и для нашего времени. В Евангелии 1355 года, писанном «повелением Боголюбивого архиепископа Нов­городского Моисея», писцы пишут: «аще будем грубо написали, или где переступили, или в глаголании друг с другом, или в дремании: а вы, преподобнии отцы игумены и попове, собою исправя, чтите».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетий сын подьячего Богдана Суворова. 118 Память праведницы местно чтится мая 13 д. 119 Праведница изображена на старинном образе новгородских чудотворцев, который ныне находится в ризнице черниговской кафедры. Образ – достойный внимания! Вверху – св. София с предстоящими Богоматерию и Предтечею. В первом ряду: «Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука»; во втором ряду: «Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний (святители), Варлаам (хутын.), Савва (вишер.), Михаил (клоп.), Александр (свир.).» В 3 ряду: «Александр (ошев.), 3осима и Савватий (солов.), Нил (столб.), Арсений (кон.), Никодим (кожеоз)., Ефрем (новот.), Антоний (римл.), Антоний (сийск.)». В 4 ряду «Антоний (леохн.), Ефрем (перек.), Варлаам (шенк.), Сергий и Герман (валаам.), Евфросин (синоз.), Владимир (кн.), Анна (кн.), Феодор (юрод.), Николай (юрод.)». В 5 ряду: «Арсений (новг.), Афанасий (череп.), Корнилий (палеос.), Антоний (дым.), Ксенофонт (робейс.), Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий (Алфановы)». В 6 ряду: «Мартирий (зелен.), Феофил и Иаков (омуч.), Кирилл (челм.), Феодор (кн.), Мстислав (кн.), Иоан Логгин (ярен.), Диодор (юрьег.), Елиазар (анз.), Макарий (оред.), Артемий (верк.), Иаков и Иоанн (менюж.), Гликерия. Преставление св. Исидора юродивого ростовского Блаж. Исидор родился где-то в Германии 120 и вероятно около Бранибора (Бранденбурга), где бедные славяне теснимы и угнетаемы были немцами с бесчеловечною жестокостью. Сострадательная любовь его к купцам мореплавателям указывает на то, что и сам он родился на морском берегу и знаком был с опасностями моря. 121 По житию его, родители его были люди богатые. Сын оставил дом их и римское исповедание, по глубокому убеждению, в несостоятельности последнего пред судом совести и здравого рассуждения. 122 По примеру праведных Симеона и Иоанна, принял он на себя юродство и пришел в Ростов. – Здесь в виде юродивого переносил он насмешки и побои безответно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

вере 557 . 4 Как первоначальный закон о браке, так таинственное значение брачного союза, показывают, что внешним выражением этого союза должны служить обещание взаимной любви, свободно выраженное пред служителем тайны, и молитвенное благословение священника на брак во образ союза Христова с церковью. «У нас, пишет Тертуллиан, скрытные сочетания т. е. не объявленные пред церковью, подвергаются опасности осуждения наравне с прелюбодеянием и блудом» 558 Св. Златоуст учит: «священник совершает брачный союз молитвою и благословением, дабы чрез это умножились любовь жениха и чистота невесты» 559 . Точно также учили другие отцы 560 . 5 . На вопрос фарисеев: аще достоит человеку пустити ( πολυεν) жену свою по всякой вине? Спаситель отвечал: еже Бог сочета, человек да не разлучает. И когда сказали: Моисей заповеда дати книгу распустную ( ββλιν αποτο): он сказал: по жестокосердию вашему повеле вам пустити ( απολυειν) жены своя, из начала же не бысть тако. Глаголю же вам, яко иже аще пустит жену свою, разве ( παρεκτος) словесе прелюбодейна, и оженится иною, прелюбы творит (Мат. 19, 3. 6–9). Тоже самое наставление предложил Спаситель при другом случае (Мат. 5, 31. 32). В том и другом случае а) говорится о разводе мужа с женою, о расторжении брака, а не о временном прекращении сожития. отпустить жену и по общему употреблению означает развестись с женою 561 . Здесь же указывается еще на закон о книге развода (Sepher keritu), которая давалась именно при разводе мужа с женою ( Втор. 24, 1. 3 . Исаии 50, 1. Иер. 3, 8 ). Итак по решению Спасителя, брачный союз, как укрепленный Богом, не должен быть расторгаем б) Другая мысль Спасителя о браке в одном случае выражена так: виновен, если отпустит жену свою παρεκτς λγβ πορνεας (Мат. 19, 9); в другом так: если отпустит жену свою ει μ ν πορνεα. По сличению одного места с другим оказывается, что παρκτος, само по себе означая – кроме, исключая, дает словам: ει μη εν значение: если не за прелюбодеяние Πορνεα, употребленное здесь, уже по личному предмету наставления, означает μοιχεαν прелюбодеяние, нарушение супружеской верности; да и в том же смысле употребляется как у древних писателей, так и у элленистов 562 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010