Отметить нужно ещё, что Платон  сам  немало жертвовал  денег  на содержание студентов  Академии и внёс, кроме того, отдельный капитал  на содержание пяти лучших  студентов, которые потому к своей фамилии должны были по выходе из  Академии прибавлять прозвище «Платонов». Всего лучше можно представить себе отношение Платона к  его питомцам  на примерах  некоторых  лиц, можно сказать, всем  обязанных  заботливости Платона. Так, он  особенно благоволил  к  окончившему в  1800-м  году курс  в  Троицкой семинарии Андрею Казанцеву (впоследствии архиепископу ярославскому, Евгению). Казанцев  написал  хорошую оду, и Платон  назначил  его преподавателем  высшего грамматического класса в  только что открытую Вифанскую семинарию. Здесь Казанцев, наряду с  ректором  и префектом, каждый день в  пятом  часу был  приглашаем  к  Платону, который поил  всех  их  чаем, беседовал  с  ними и никогда не отпускал  их  ранее десятого часа, даже и в  том  случае, когда y него были посторонние гости. С  Казанцевым  Платон  больше чем  с  другими разговаривал, давал  ему поручение угощать по праздникам  учителей, помогал  ему в  материальных нуждах, делал разные подарки (Отношение Платона к  своим  питомцам. A. А. Беляева М. 1895 г., стр. 3–5). Благодаря такому поощрению Платоном истинно-талантливых  людей (заметить нужно, что Платон  некоторых  воспитанников  Славяно-греко- латинской Академии отравлял  для усовершенствования в  науках  в  петербургскую Академию Наук, в  Московский Университет и даже за границу), русская Церковь и общество получили много полезных деятелей. Таковы были: Филарет  (Дроздов), митрополит московский, три Амвросия (Подобедов , Серебряников  и Протасов), Макарий (Сусальников), Аполлос  (Байбаков), Аеанасий (Иванов), Моисей (Гумилевский), Павел  (Пономарев), Дамаскин  (Руднев), Моисей (Платонов), Митрополиты: Серафим, Михаил и Никанор, Августин, архиепископ  московский, и многие другие. Замечательно, что Платон  обнаруживал какое-то особое прозрение при знакомстве с  людьми. Так, он  придавал  особое значение Филарету. Когда в  Коломне открылась священническое место, то прихожане просили Платона дать им  в  священники учителя Дроздова. Но Платон  ответил  им: «Дам  я вам  его! Я берегу его на своё место». Другой раз, садясь в  карету после прогулки в  Вифанской роще, Платон  подал, мимо других  его провожавших, свою руку Дроздову с  словами: «ты меня один поддержишь!» Никанору (митрополиту Петербургскому) при посвящении его в  иеродиаконы Платон  сказал: «храни обеты, иди путём  смирения и терпения – будешь первенствовать в  соборе владык »...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Преподобный Моисей чудотворец, желая представить тело свое чистым Богу, старался умерщвлять его разными способами: носил на голом теле железный пояс и железный крест, который устроил себе сам; за такие подвиги и труды удостоился дара чудес. Кальнофойский пишет: «Преподобные двое, во Святом Духе братия, Мартирий и Моисей положены в одном гробе, целые в святых телах своих». Ныне они покоятся отдельно. г) В затворе приобрели спасение: преподобные Афанасий, Анатолий, Кассиан, Лаврентий, Пафнутий, Пиор, Софроний у Кальнофойского и по рукописным святцам еще Исидор . Кондак преподобному Афанасию : «Ведый мира сего суету быти тщетну, отвратился еси ея не только очима, но и всего себе всеконечне, преподобне, отвратив, затворился еси в темней пещере, в ней же в молитвах и слезах многовременне потруждся и обрет на Небеси бесконечную радость, молися непрестанно за души наша». По древнему известию, «тому без свечки небесная (духовная) светлость светила, – исцеление подает, кто с верою приходит». По тому же известию, «преподобный Кассиан , затворник и постник трудолюбивый, святым послушанием принудил бесов исповедать, что в Печерском монастыре много есть таких иноков, которые могли бы прогонять бесов, и что бесы сильно боятся святых Печерских». У Кальнофойского сказано: «Лежат мощи святого инока и постника Кассияна». У Гербиния преподобный Кассиан также называется постником. Преподобному Лаврентию тропарь: «Затворивый себе Господа ради в темней пещере, преподобне отче Лаврентие, многолетне и Ему добре в ней угодивый, подаждь и нам от всякого зла чувствия затворити и тмы страстей отвратитися и светлость получити Царствия Небесного». «Преподобный Пафнутий затворник, – по древнему известию, – зоставши законником (иноком), беспрестанно плакал, воспоминаючи себе, иж придет час, когда душа с телом разлучатися будет; где станут Ангелы? Кому душа достанется? и який декрет (решение) Христос учинит? где мает душа достатися, чи до неба, чи до пекла? В котором плачу содержась аж до смерти; а умираючи видел хоры Ангелов, которые по его душу пришли и в небо запроводили». Преподобному Пиору тропарь: «Затворивыйся, Богоблаженне Пиоре, в месте темне и отнюдь света сего и всяких плищий (тревог) в нем сущих зрети не хотевый, света же днесь невечернего яко сподобился, моли и нам светом тем же озаритися». У Кальнофойского замечено: «Мощи преподобного старца и отца нашего Пиора; только ноги видны, а прочее тело засыпала земля». Преподобный Софроний затворник, по древнему известию, каждый день прочитывал псалтирь, всегда носил власяницу и еще носил на теле железный пояс.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пусть чтители мнимой старины видят, по их ли уставу писали имя Спасителя Христа при св. Моисее? пусть уверятся, что тогда спасительное имя произносили: Иисус, а писали с разными сокращениями и без сокращения. А вот и ещё урок им святителя Моисея! В Софийской ризнице хранится омофор с четырёхконечными крестами и с вышитыми словами: «Моисея архиепископа, молитвами святой Софии» 266 . В 1359 г. св. Моисей, чувствуя ослабление сил своих и желая посвятить последнее время своё преимущественно на служение Богу, объявил Новгородцам: «изберите себе мужа, которого вам Бог даст». Избран был преемник по жребию. Но вслед за тем поднялся страшный мятеж в городе, за то, что Славянский конец, один, без согласия других, сменил посадника и выбрал нового. Вооружённые славяне разогнали невооружённых заречан, но последние ограбили многих бояр; затем начался бой между Софийской и Торговой стороной города. Святитель Моисей пешком пришёл из Сковородской пустыни своей в Новгород. «Дети! – говорил он Новгородцам. – К чему эта брань? она радость для поганых, опустошение сему месту и церквам. Прекратите бой». Растроганные Новгородцы послушались святителя Божия, и «не попустил Бог диаволу смеяться над людьми», – говорит летописец. Возвратившись в Сковородскую обитель, святитель-подвижник ещё два года подвизался в посте и молитвах. В Софийской ризнице хранятся келейная мантия и вериги его – свидетели подвижнической жизни его. Он скончался в пустынной обители 25 января 1362 г. 267 . Память его чтили ещё в XV веке: ещё тогда, как и после, известна была близость его к Господу и по чудесам его 268 . В описании 1634 г. говорили: «прославлен от Бога чудесы при животе и по смерти, и прибегающи с верой к честным его мощам мужие и жены почерпают здравее, наипаче же жены исцелевают, одержимые своими естественными немощами» 269 . Мощи его, обретённые в 1686 году, почивают открыто в раке; а часть их в 1693 г. перенесена в Духов монастырь, ныне женский 270 . Праздник в честь иконы Пресв. Богородицы Утоли моя печали

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святое тело его положено было в стене природной пещеры монастыря печерского, а в 1690 г. перенесено в Успенскую церковь . 448 В 1581 году одному благочестивому старцу открыто было, как преподобный Корнилий сопутствовал небесной Царице вместе с преподобным Антонием на защиту Пскова, как умолял он Ее простить грехи людей и спасти виновный Псков. «Стоявщие по правую руку, говорит современная повесть, игумен Корнилий, Савва и блаженный Николай пали пред Нею со слезами и молились: преступники они; умоли Сына твоего и Бога нашего за людей, согрешивших». Потом и благоверные князья молили Ее пощадить город. И Псков спасен от Батория, не смотря на все усилия Батория. 449 23 ч. Память о преп. МИСЕ белозерском и преп. ПОЛИКАРП брянском По описанию святых белозерских, «преп. Моисей прозорливый инок, на посаде Белоозера в троицком монастыре», почил после преп. Кирилла белозерского (1427 г.) и прежде преп. Кирилла новоезерского (1532 г.). Поскольку же троицкий устьшехонский монастырь перенесен на посад белозерский ок. 1480 г. 450 , то подвиги преп. Моисея прозорливого надобно отнести к концу 15 века. Преп. Моисей чтится местно. 451 О преподобном Поликарпе брянском известно только то, что он был основателем брянского спасского монастыря, и что он после долгой подвижнической жизни скончался игуменом своей обители февраля 23. В описи монастырей 1662 г. читаем: «за спасским (брянским) монастырем и Поликарпа чудотворца 13 дворов». Поэтому известно, пр. Поликарп скончался прежде 1662 г. и в этом году уже известен был по чудесам. Мощи его почивают под спудом в брянском спасском храме, с 1764 года, по упразднении монастыря, приходском. 452 24 ч. преп. ЕРАЗМ печерский Блаженный Симон епископ владимирский в наставление другу своему Поликарпу, между прочим, писал: «Был в печерском монастыре черноризец Эразм. Он стяжал наследие славы в небесном царстве и за то, что все, что имел, употребил на украшение печерской церкви, оковал множество икон, которые и поныне у вас над алтарем. С ним случилось такое искушение: когда обнищал он, то им стали пренебрегать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сие и воспевала ты, сие и исполнилось на тебе, совершеннейшая из жен; это было и псалмопение и надгро­бие по отшествии тебе, прекрасно умиренная по мятеже страстей и в общую чреду успения вкусившая сон, даруемый возлюбленным Божиим, как прилично было той, которая и жила и отошла со словами благочестия... » Кончина святой Горгонии последовала около 372 года. Память Преподобного Александра, обители Неусыпающих первоначальника Родом из Асийских стран. Получив образование в Царьграде, вступил там же в военную службу, но чрез несколько времени оставил ее, чтобы служить Единому Богу. После подвигов в Сирии прибыл в Константинополь и основал обитель Неусыпающих. Скончался по­сле 50-летних подвигов 3-го июля 430 года. Обитель Неусыпающих названа так потому, что по уставу преподобного Александра иноки беспрерывно день и ночь пели псалтирь на двух клиросах, переменя­ясь по часам. (Вторично вспоминается 3-го июля). Память о преподобных Моисее Белоезерском и Поликарпе Брянском По описанию святых Белоезерских, «преподобный Моисей, прозорливый инок, на посаде Белоозера в Троицком монастыре», по­чил после преподобного Кирилла Белоезерского (1427 г.) и прежде преподобного Кирилла Новоезерского (1532 г.). Поскольку же Тро­ицкий Устьшехонский монастырь перенесен на посад Белоезерский около 1480 года 375 , то подвиги преподобного Моисея прозорливого на­добно отнести к концу XV века. Преподобный Моисей чтится местно 376 . О преподобном Поликарпе Брянском известно только то, что он был основателем Брянского Спасского монастыря и что он после долгой подвижнической жизни скончался игуменом своей обители февраля 23-го. В описи монастырей 1662 года читаем: «за Спасским (Брянским) монастырем и Поликарпа чудотворца 13 дворов». По этому известию, преподобный Поликарп скончался прежде 1662 года и в этом году уже известен был по чудесам. Мощи его почивают под спудом в Брянском Спасском храме, с 1764 года, по упразднении монастыря, приходском 377 . Святого Полихрония, епископа Церкви Апамейской (в Сирии), современника преподобного Маруфы, епископа Месопотамского. В 427 году Феодорит так оканчивает свою историю: «Полихроний превосходно пасет Церковь Апамейскую, соединяя со знаменитостью жизни знаменитость учения» 378 . В тот же день празднование в честь Сокольской иконы Бого­матери. Прославилась эта икона в 1172 году и находится в Преоб­раженской церкви упраздненного (1786 г.) Сокольского монастыря Полтавской епархии. День двадцать четвертый. Первое и второе обретение главы Святого Иоанна Предтечи

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Существовавшее в Академии до 1775 года обыкновение толковать Катехизис и сказывать проповеди по воскресным дням продолжалось с успехом; в том и другом примером и образцом был Платон, который, как мы уже видели, прославился на этом поприще. Он давал направление юным проповедникам. Опыт убедил его, что отвлечённое, схоластическое и сухое изложение учения о догматах и добродетелях в проповеди мало приносит пользы слушателям, если проповедник силою собственного убеждения и силою живого слова не возбуждает в сердцах любви к добродетели и потом не укрепляет их в вере. Прочитав проповеди одного из проповедников, Мельхиседека Заболоцкого, Платон писал к Преосв. Августину: «скажите, чтобы он теоретических и догматических мыслей подалее себя вёл, чтоб не заблудиться, а более держаться нравоучения». Действительно, когда неверие в западной Европе довело натуралистов и атеистов до явного восстания против добродетелей, предписанных Словом Божиим; когда во имя равенства, братства и свободы, под предлогом восстановления прав человечества, полились потоки крови человеческой во Франции; когда алтарь Христов и престол Государев были ниспровергнуты: тогда необходимо было проповеднику не только вооружаться против неверия, суеверия и расколов, но, утвердив истину догматов, раскрывать высоту нравственного учения, вникать в жизнь человеческую и разнообразные её отношения, согреть неверующее сердце любовью к добру, которое составляет цель жизни, и таким путём подавить семена лжемудрований кичливого разума. Обнимая умом своим новые пути Философии при свете Евангельской веры, Архипастырь убедился, что «от умозрительных наук более вреда, нежели пользы и что ежели вера ослабнет, а с нею вместе благонравие, то никакой не учинят помощи ни просвещение, ни мужество». В духе обличения писал и сам Архипастырь и академические проповедники против умственной заразы, тем более что проповедники западного учения в России были, по большей части, воспитателями юношества и что проникшие в неё сочинения Энциклопедистов рассевали плевелы в образованнейшем высшем классе народа. Под влиянием сего протектора Академии образовалось много достойных проповедников, каковы например: Макарий Сусальников, Амвросий Подобедов , Серебряников, Протасов, Аполлос Байбаков, Афанасий Иванов, Моисей Гумилевский, Павел Понамарев, Дамаскин, Руднев, Владимир Тредьяков, Моисей Платонов, Августин Виноградский , Аарон Нарцизов и другие. Это был период процветания красноречия духовного 43 . Тогда в публике обнаружилось живое сочувствие к духовному красноречию; аудитория и церковь полны были слушателями, в числе которых находились многие вельможи, университетские Профессора и почётные граждане 44 . Это не могло не служить сильным поощрением для проповедников и не возбуждать в них соревнования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

108–110]; лат. пер.: Wilmart A. La Lettre spirituelle de l’abbé Ma¬caire//RAM. 1920. Vol. 1. P. 72–75; рус. пер. (с лат.): Творения древних отцов¬-подвижников/Пер., вступит. ст., коммент.: А. И. Сидо¬ров. М., 1997. C. 172–175 (переизд.: Макарий Египетский, прп. Творения/Ред.: А. И. Сидоров. М., 2002. С. 632–635); копт. пер.: Amélineau E., ed., trad. Histoire des monastères de la Basse-Égypte. P., 1894. P. 122–125, 175; собрание типа I (CPG, N 2410): Macarius/Symeon. Reden und Briefe: Die Sammlung I des Vatica¬nus graecus 694(B)/Hrsg. H. Berthold. B., 1973. 2 Bde [критич. изд. Слов 2–64]; рус. пер.: Беседы прп. Макария Египетского: Слова 52–64/Пер.: архим. Амвросий (Погодин). Мон¬реаль, 1979; Слова 10, 19, 21, 24, 27, 28, 35, 50/Пер.: архиеп. Василий (Кривошенин)//ВРЗЕПЭ. 1983. 113. С. 115–148 (переизд. в кн.: Василий (Кривошенин), архиеп. Бого¬словские труды: 1952–1983: Статьи, доклады, переводы. Н. Новг., 1996. С. 301–347); Макарий Египетский, прп. Духовные слова и послания: Собр. типа I (Vat. gr. 694)/Подгот. изд.: А. Г. Дунаев. М., 2002. С. 414–836 [полный рус. пер.]; 837–899 [коммент.] (переизд.: Макарий Египетский, прп. (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания: Собр. I/Подгот. изд.: А. Г. Дунаев, иером. В. Дэпрэ при участии М. М. Бернацкого и С. С. Кима. Афон; М., 2015. С. 269–700 [пер. с парал. греч. текс¬том], 701–734 [коммент.]); собрание типа II (CPG, N 2411, 2414): Homiliae spirituales//PG. 34. Col. 449–821; Die 50 geistlichen Homi¬lien des Makarios/Hrsg. H. Dörries, E. Kloster¬mann, M. Kroeger. B., 1964. (PTS; 4); Strothmamm W. Textkritische Anmerkungen zu den Geistlichen Homilien des Makarios/Symeon. Wiesbaden, 1981; Pedro de Valencia. Obras com¬pletas. Leon, 2001. Vol. 9: Escritos espirituales. Pt. 1: San Macario/Introd. J. M. Nieto Ibañez, ed. A. M. Martin Rodriguez. P. 153–280 [лат. версия бесед 1–34 и эпитомы из 150 глав]; слав. и рус. пер.: Слова/Пер.: иером. Герман. СПб., 1775; Духовные преполезные беседы: В 2 ч./Пер.: иером. Моисей (Гумилевский).

http://pravenc.ru/text/Макария ...

134 В первый год правления его паствой пожар опустошил главные улицы и несколько храмов Новгорода: К новой скорби святителя последовало затем народное волнение. И однако он устроил женскую обитель на Десятине, и потом построил здесь каменный храм Богоматери. От опустошений, навлеченных на Тверь кн. Александром, Новгород успел освободиться богатым выкупом. Но когда несчастный тверской князь с жарким участием принят был в Пскове: это опять едва не навлекло бед на паству блаж. Моисея. Напрасно он убеждал псковитян отступиться от князя Александра, для общего блага: только строгость первосвятителя России отвратила бурю бед. Блаж. Моисей принял с честью в. князя и митрополита. Затем пожар вновь опустошил две улицы и истребил несколько храмов. Тревоги жизни были тяжелы для души святителя, стремившейся к пустынному покою. В 1330 г., несмотря на просьбы новгородцев, удалился он с кафедры на покой, в монастырь на Коломцы. 135 Потом уединился в пустом месте и построил каменный храм воскресения Христова на Деревянице. Сюда приходили к подвижнику бояре и простые люди пользоваться наставлениями и жизнью его. Целые 20 лет провел он в уединенных подвигах. По смерти архиепископа Василия, по настоятельным просьбам новгородцев, в 1352 г. снова принял на себя управление обширной новгородской паствой. В том же году построил он каменный храм в честь успения Богоматери на Волотове. 136 Недавно открыты в сем храме под штукатуркой фресковые изображения святителей, совершающих литургию и с надписью на свитке: «Господи Боже наш, живый на высоких, на смиренныя призираяй». 137 В 1353 г., исполняя более волю новгородцев, чем свою, послал он послов к патриарху, с жалобой на притеснения московского митрополита, хотя Феогноста уже не было в живых. Патриарх, изъявляя уважение к личным качествам добродетельного пастыря, прислал св. Моисею кресчатые ризы с буквою Ф, означающею патриарха Филофея и с вытканной надписью на крестах: Ic. Хс. ника. В 1355 г. устроен им монастырь на Сковородке, с каменным храмом в честь архангела Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

15 Поликарп Гайтанников, Магистр 1-го курса Петерб. Акад. По окончании курса в 1814 Инспектор Петерб. Семинарии; пострижен в Декабре того же года. В 1817 Архимандрит, 1810 Ректор Петербургской Семинарии, 1822 Доктор Богословия. Ректором Московской Академии определен Ноября 4-го. 1824, и тогда же дан ему в управление Новоспасский мон.; в 1835, Дек. 14, уволен от Училищной службы и жил в Новоспасском монастыре, которым управлял до 1837; в семъ году, 19 января, скончался. 16 Иероним Нестеровский, Магистр 1-го курса Моск. Академии (1818). Из Профессоров Вифанский Семинарии определен Инспектором в 1822. а в след. году произведен в Архимандрита и определен Ректором Орловской Семинарии. Отсюда переведен в Вятку; ск. в Декабре 1834. 18 Афанасий, сын Священника Тамбовской Епархии; 1818 из Соборных Иеромонахов Наместник Лавры и Архимандрит Вифанского мон., сконч. 1831, Февр. 23. Указом Импер. Павла 1797 предписано: Архимандритом Вифанского монастыря быть всегда Наместнику Лавры. 19 Моисей Егор. Молчанов, Бакалавр с 1821 в по 1828; проводил и должность Секретаря Академии; ск. 1830, сане Священника Покровской, что в Левшине, церкви (в Москве). 20 Евлампий Пятницкий окончил курс в Московской Академии со степенью Магистра в 1820. Из Бакалавров назначен Инспектором той же Академии 1826. В Ноябре 1831 Ректор Вифанский, 1834 Викарий Пермский; 1840 Епископ Орловский; 1844 Вологодский; 1852 Архиепископ Тобольский 1856 ув. на покой и сконч. 1862, Марта 12. 21 Филарет Гумилевский , Магистр Моск. Дух. Академии 7-го курса. Пострижен в монашество 19 января, 1830, и в сем году, по окончании курса, определен Бакалавром Церковной Истории, 1833 Инспектор, 1835 Ректор Академии; с 1841 Епископ Рижский, Викарий Псковской Епархии, 1848 Харьковский, 1857 Архиепископ. 1859 Черниговский; сконч. 1866, Авг. 9. 22 Соборный Иеромонах Дамаскин управлял в Лавре письменными делами. Для управления вообще Лаврой учрежден, так называемый. Духовный собор. Кроме членов сего Собора, есть в Лавре другие Соборяне, т. е. лица, для служения приуроченные к Соборному Троицкому храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1801), и некоторые переведены на греческий, немецкий, французский, итальянский, английский и армянский языки. Кроме того, Платон перевел в сокращении три слова св. Иоанна Златоуста , одно св. Иоанна Дамаскина , одно св. ЕпифанияКипрского и три св. Григория Богослова , и одно поучение Фенелона, с французского, на Успение (напеч. в XIII т.). В 1776 г. Платоном, вместе с Гавриилом, митр. Петербургским, изданы, в трех частях, поучения на все воскресные и праздничные дни, для чтения в церквах. О проповедях Платона Сумароков отзывался: «Платон есть последователь Златоуста, – его имеет дарования, его свойства, вкус; сей российский Бурдалу исполнен силы, пламени и быстроты; преемник Феофанов приводит в восхищение слушателей, а читателей еще больше; Платон подобен реке быстротекущей и все, что ей ни встретится, влекущей с собой» (Полн. собр. соч. А. П. Сумарокова, М. 1787, т. VI, 283). Отличительный характер Платоновых проповедей – ясность, обоснованность и назидательность; догматического элемента в них немного, они заполнены нравственными наставлениями. В первых своих проповедях Платон грешил так называемым красноречием, но с течением времени стал от него освобождаться, давая место простоте и внутренней убедительности. По желанию императрицы Екатерины II, Платон сочинил для первой русской азбуки, изданной для народных училищ, христианское нравоучение, текст которого и до последнего времени печатается в букварях, также молитвы: восстав от сна, отходя ко сну, перед обедом и после обеда (в VI т. поучит. слов). Для окрещенного им мальчика-турка (см. выше стр. 38, статья: Платонов, Моисей Петрович) Платон написал «Наставление моему Моисею», краткий кодекс христианской жизни. «Церковная российская история» (2 части, M. 1805), принадлежащая перу Платона, оканчивается XVII столетием. Она была переведена на немецкий язык. Позднейший церковный историк, преосвященный Филарет Гумилевский отзывается об истории Платона, что она «в отношении беспристрастия может служить образцом для историка русской Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010