действовал, действует и будет действовать до скончания века, как Дух освятитель. Спаситель сказал о Духе утешителе: да будет с вами в век (Иоан, 14, 16). Апостолы не жили на земле во век; в век будет существовать церковь Христова; и след. в церкви Христовой, по словам Христовым, в век должен обитать Дух-утешитель. Что сию мысль соединял с обетованием утешителя Господь Иисус, видно из тех слов Его, где недоумение Иуды Искариотскаго: Господи! что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови, разрешает так: аще кто любит Мя и слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его и к нему придем и обитель у него сотворим ( Иоан. 14, 23 ). Итак , если обетование об утешителе исполнилось над апостолами: это служит доказательством, что исполняется и будет исполняться оно и над всею церковью. Спаситель в беседе с иудеями после того, как сказал: никто же не может прийти ко Мне, аще не Отец, пославый Мя, привлечет его ко Мне, присовокупил: есть бо писано во пророцех: и будут вси научены Богом ( Ис. 54, 13 . Иоан. 6, 4 3. 44) и в беседе с Никодимом говорил: аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие ( Иоан. 3, 5 ). Слова сказанные иудеям ясно говорят, что времена нового завета Спаситель представляет теми временами, когда все должны получать наставление от самого Бога, и что никому нельзя уверовать в Иисуса без особенной высшей помощи. Слова же сказанные Никодиму заключают ту еще мысль, что в новый образ мыслей, в новую жизнь должен вводить всех именно Дух св. Учитель языков пишет: мы же вся откровенным лицем славу Господню взирающе ( χατοπτριζομνοι), в той же образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа ( χαθπερ απο К ρι Πνεματος)-как надлежит быть по действию Духа Господня ( 2Кор. 3, 18 ). Сими словами апостол изображает состояние противоположное состоянию, в каком находились Моисей и иудеи. Моисей, говорил апостол, не действовал с дерзновением, но полагал покрывало на лице свое, так что сыны израилевы, как неспособные, не видали славы даже и преходящего; по той же неспособности они доселе с покрывалом на лице и на сердце читают слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

6) Игумен Филарет, известный по грамоте Царя Алексея 1663 года и по спору о земле 1675–1681 годов, также и по синодику. 7) Игумен Моисей, о котором говорит грамота 11 марта 1685 года. Так как и в грамоте 1651 года поминается Игумен Моисей; то вероятно, что он на время удалялся от управления обителью, уступив место Филарету. 8) Игумен Исаакий, известный по синодику, как предшественник Иосифа. 9) Игумен Иосиф упоминается в Указах 1715–1717 годах. В синодике замечено о нем: «1718 года июня в 27 день преставился». 10) Игумен Иаков, по синодику пред Аароном. 11) Игумен Аарон, известен по грамоте Рязанского Архиепископа Алексея, данной в 1738 года на построение каменного соборного храма. 12) Игумен Вениамин Турченев. 13) Игумен Евфимий, по синодику после Аарона и Вениамина. При сих игуменах совершалось созидание Собора; но преимущественным Соиздателем его был благочестивый строитель Феодор. Надобно заметить, что строителями Черниева монастыря назывались помощники игумена по хозяйственной части, каковым был при игумене Артамоне, старец Тихон. 14) Архимандрит Марк, упоминаемый в синодике. начальствовал с 1754 года и по грамоте Рязанского Епископа Димитрия Сеченова, освящал соборный храм в феврале 1756 года. 15) Игумен Антоний, по синодику. 16) Архимандрит Досифей, управлявший с 1762 года по 1772 год. 17) Строитель Иеромонах Алексей, поступил в 1772 году и в том же году помер. 18) Строитель Иеромонах Стефан с 1774–1797 года. 19) Строитель Иеромонах Гавриил 1797–1801 года. 20) Строитель Иеромонах Акакий 1801–1819 года, заботливый о строгом чине монашеской жизни; он же хлопотал об усвоении монастырю архимандрии и Указом 9 марта 1819 года монастырь введен в штат. 21) Архимандрит Николай, 1819–1822 года, инспектор Семинарии. 22) Архимандрит Акакий 1822–1833 года, тот самый, который был прежде строителем; муж духовной жизни, скончавшийся в глубокой старости, на покое 1835 года. 23) Архимандрит Никанор 1833–1835 года, инспектор Семинарии. 24) Архимандрит Лаврентий 1835–1840 года, инспектор Семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лишь только произнёс я эти слова, вдруг блеснула молния; змий исчез, и я не видал его с тех пор. Свет Божественный осиял меня, как солнце, и я услышал голос: «Иоанн! вот тебе помощь; отселе внимай себе, чтобы не случилось тебе худшее и не пострадал ты в будущем веке». Я поклонился и сказал: «Господи! зачем же Ты оставлял меня так долго мучиться?» «По силе терпения твоего, сказано в ответ, навёл Я на тебя искушение, чтобы ты был выжжен, как золото; крепким и сильным слугам назначает господин тяжкую работу, а немощным и слабым – малую и лёгкую; ты молись о себе погребённому здесь, он может помочь тебе в этой борьбе; он выше Иосифа». Я не знал имени умершего; уже после узнал, что это был Моисей Угрин. Молись и ты, брат, сему преподобному Моисею». Так рассказывал блаж. Иоанн свою историю брату. Поликарп говорит об этом брате: «к нему (Иоанну) приходил некто из братии нашей» 233 . Значит, этот брат ещё жив был при Поликарпе, писавшем в 1230 г. Но Поликарп не говорит, чтобы жив был сам преп. Иоанн. Итак надобно положить, что преп. Иоанн блаженно почил не прежде 1160 г. Кончина его последовала 18 июля 234 . Св. мощи его почивают в пещере Антония, и он остаётся поныне так, как умер: честная глава и крестообразно сложенные руки – на виду, прочее всё в земле 235 . «Столп целомудрия вражими боренми непобедим сый, аки столп многострадальное водруженно оставил еси нам тело твое, всечестне Иоанне, емуже в немощех душевных и телесных покланяющеся, молим тя, преподобне, моли Христа Бога непрестанно о всех нас». Преп. Леонтия Кариховского Преп. Леонтий основал в Новгородском уезде монастырь Карихов, в котором и сам скончался 18 июля 1492 года. Мощи его почивают под спудом в нынешней приходской церкви села Карихова. Преподобного Памвы Преп. Памва, современник Антония Великого , был один из знаменитых подвижников, спасавшихся в Нитрийской пустыне в Египте, прославившийся в особенности постничеством, нестяжательностью и осторожностью в слове. При поступлении в иночество, так как он был безграмотен, то просил одного отшельника выучить его некоторым псалмам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наставление святителя Кирилла «о монашеском чине» достойно изучения по назидательности правил жизни и по высоким мыслям о страданиях Спасителя 371 . «Будь внимателен к своему образу и жизни, инок! Смотри на одеяние своё. Подобно агнцам Ветхого Завета, заклавшимся на Пасху, ты приносишь себя в жертву Богу. Не будь же шелудив, ни хром, ни слеп, ни с ранами ( Лев.22:22 ). Таких бросают псам и птицам на снедение. Берегись, как бы не быть здесь жильём духов нечистых, и не быть брошенным душою геенским птицам. Не будь шелудив грехами, не хромай попечениями о житейском, не будь слеп, живя бесплодно и заботясь только о чреве. По Ветхому закону, обет, великий или малый, должен быть приносим от чистого сердца. Да не будет и в твоих мыслях порочного колебания. Ты как свеча: волен в себе только до церковных дверей, а потом не смотря, как и что из тебя сделают. Ты как одежда: знай себя, пока не возьмут тебя в руки; а потом не заботься, если разорвут тебя и на тряпки. Имей свою волю только до монастыря; а приняв монашеский образ, отдай всего себя в послушание. Не скрывай в сердце ни малого своеволия, чтобы не умереть душою как Анания, которому сказал Пётр: зачем захотел ты искушать Духа Святого? Не человекам солгал ты, но Богу ( Деян.5:4 ). Не будь нерадив о своём обете, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: лучше бы не узнавать истины, чем узнав уклониться от неё ( 2Пет.2:21 ). Со псом и свиньёй сравняешься, когда не исправишь души своей и опять возвратишься в мир. Бог сказал Моисею: изведи из Египта людей Моих, Израиля, да вшедше наследят землю, юже обещал Аврааму ( Исх.3:11,17 ) ... И ты, брат, желая последовать Христу, ведущему тебя на небо, держи на уме твоём, для чего удалился ты из мысленного Египта, из мира? Помни, ты желал обещанного Царства; ты не хотел томиться в греховной работе диаволу; ты отвращался от житейской суеты, от которой нет пользы душе, а только гибель; ты смущался женой и детьми. – Если пожелает иночества старец или больной, близкий к смерти, следует постричь его в мнишество: это – кости Иосифовы, которые принесли Евреи в землю обетованную... Пройди мерой море, т. е. забудь дела житейские, и как манну принимай от руки келаря хлеб, доставшийся без труда. Не люби богатой и мягкой одежды, но носи убогую, покрытую заплатами, пока не дойдёшь до горы Боголюбезных добродетелей. И тогда не ослабевай, а терпи, пока снидет с горы Моисей, неся скрижали с заповедями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По преданию от св. отец, со времени праздника Преображения Господня, постановлено употреблять «гроздие, идеже обретается. Если же кто от братий снест гроздие прежде праздника: то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август. От сего да навыкнут и прочии повиноваться. Гроздию же на трапезе после сего праздника трижды в неделю подобает предлагатися – в понедельник, в среду и пятницу». Ради праздника постановлено разрешать на трапезе и рыбу, если бы он случился в среду или пятницу. Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа и Его добровольные и истинные страдания нас ради и нашего ради спасения. Св. Ефрем Сирин в беседе своей на день Преображения говорит: «Господь возвел апостолов на гору для того, чтобы открыть им: кто Он и чей Сын ( Мф.17:5 ), чтобы явить им славу своего Божества и показать, что Он есть тот самый Избавитель Израиля, Который обещан был через Пророков». Равно Моисей и Илия своим явлением да горе свидетельствовали о Божестве Преобразившегося, что Он есть Тот, который древле глаголал Моисею и Илии, и вместе видели, по словам Церкви, в лице Господа на горе два естества. Исповедуя и возвещая Божество Спасителя, праздник Преображения внушает, что страдания и смерть Сына Божия добровольны и спасительны. «Да егда (апостолы) узрят Тя распинаема, Церковь возглашает, страдание разумеют вольное, мирови же проповедят, яко ты воистину Отчее сияние». Утверждая веру Православных во св. Троицу и в соединение в лице Иисуса Христа Божества и человечества, праздник Преображения ниспровергает заблуждения тех лжеучителей, коих нечестие обличают великие праздники Богоявления и Рождества Христова. Преображением Своим Господь благоволил некогда предохранить учеников Своих от уныния и возвести к высшему упованию среди бедствий, кои имели постигнуть их в мире ( Мф.16:22, 28 ): так Церковь празднованием преображению Господа в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного страдания, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и тело наше. А идущим по пути креста праздник Преображения Господня внушает, что для благодатного преображения нашего из тьмы греха во свет истины и добродетели, открывающей двери рая,, необходимы безпристрастие к прелестям мира и молитва . Ибо Господь для преображения Своего не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от дольнего мира, и вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесяя на небо и преобразился во славу, которая долу была сокровенна. «Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим божественное Господне преображение. Гору превысокую – сердце очищено от страстей имущии, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш». Преставление святого Феоктиста, епископа Черниговского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пророчественное изображение воплотившейся Софии – Премудрости – Божией послужило образцом для иконописных ее изображений, какие были в древле построенных храмах в Византии – в храме Юстиниановом, в Киеве, Новгороде и в других местах. Иконы св. Софии – Премудрости Божией, византийская и киевская, изображают соединение Церкви небесной и видимой, чрез воплощение Сына Божия, – Премудрости Божией, представляют дом или храм, и в нем стоящую Богоматерь в хитоне, с покрывалом на голове, под сению, поддерживаемой семью столпами. К этому числу приспособлены многие предметы иконы. Руки и длани Богоматери начертаны распростертыми, ее стопы утвержденными на серповидной луне (Ап.12:1). При персях Божией Матери на ее деснице изображается Предвечный Младенец, десницею своею благословляющий, а в шуйце имеющий державу. Над сению начертаны слова: Премудрость созда Себе дом, и утверди столпов седмь. Над домом вверху изображены в сиянии лучей Бог Отец, имеющий в левой руке державу, а правою благословляющий, из уст Его исходят слова: Аз утвердих столпы ея; и окруженный лучами – Дух Святой. По обеим сторонам изображения Бога Отца и Св. Духа представлены Церковь небесная: – предстоят в облаках седмь архангелов: с правой – Михаил с пламенным мечем в руке; Уриил держит молнию, вниз опущенную; Рафаил – алавастр мира; с левой Гавриил с лилиею; Селафиил с четками; Иегудиил с царским венцем; Варахиил с пуком цветов на белом плате. На ступенях дома по обеим сторонам пред Божиею Матерью представлена Церковь Божия на земле; изображены ветхозаветные тайнозрители Воплотившегося – праотцы и пророки: Моисей со скрижалями; Аарон в митре, яко великий архиерей, с прозябшим жезлом; Давид в царской мантии, с ковчегом завета; Исаия с хартией, на которой написано: се Дева во чреве зачнет и родит Сына; Иеремия со свитком; Иезекииль, держащий врата затворенные; Даниил с камнем. Впрочем не все изображения Софии – Премудрости Божией одинаковы; например – новгородская икона есть род Деисуса; на ней изображен Вседержитель в царской одежде или далматике, с огненными крылами, яко велика совета Ангел ( Ис.9:6 ), на огненном престоле о семи столпах. Окрест Вседержителя голубое небо со звездами, по сторонам Богоматерь с иконою Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель, как ближайшие свидетели воплощенного Слова Божия. Сверху изображения Спаситель в огненном круге и надпись: Премудрость Божия; еще выше опять звездное голубое небо, и на золотом престоле евангелие, пред которым по три ангела с каждой стороны преклоняют колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Соч.: Моим критикам: [Разбор рецензий В. О. Ключевского и В. А. Бильбасова]. К., 1870. 2 т.; Рус. женщина накануне реформы Петра Великого и после нее: Сравн.-ист. очерк//Унив. изв. 1874. 5. С. 235-292; 6. С. 411-455; Ист. описание Екатеринбургского Новотихвинского 1-кл. девичьего мон-ря. СПб., 1875; Рус. ун-ты в связи с ходом обществ. образования//ВЕ. 1876. 9. С. 161-206; 10. С. 492-550; 11. С. 73-132; Арсений Мацеевич, митр. Ростовский: Ист.-биогр. очерк: Эпизод из истории секуляризации церк. имуществ в России//РС. 1879. 4. С. 731-752; 5. С. 1-34; 8. С. 577-608; 9. С. 1-34; 10. С. 177-198; Критико-библиогр. обзор лит-ры рус. истории за 1874-1876 гг. К., 1880; Рус. ист. наука в 25-летие: 1855-1880 гг.//РС. 1880. 2. С. 423-452; 3. С. 619-634; Время Екатерины Второй: Спец. курс, сост. по лекциям. К., 1881-1882. 4 вып. Литогр.; Гр. Н. П. Румянцев: Деятельность его на пользу разработки рус. истории и археологии: Очерк из рус. историографии//РС. 1881. 9. С. 47-74; 10. С. 225-250; История Моск. Руси до XVI в.: Лекции. К., Литогр.; Новые мат-лы для истории царствования Петра Великого: (Сношения России с Францией)//Унив. изв. 1886. 5. С. 81-144; Новые мат-лы и труды о патриархе Никоне//Там же. 1888. 6. С. 21-102; О причинах удаления митр. Павла Конюскевича из Тобольска по новым мат-лам//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. С. 32-34; Сенат в царствование Екатерины II//РА. 1888. 1. С. 17-42; Ссыльные и заточенные в Соловецком мон-ре: Заметки к исслед. о них М. А. Колчина//РС. 1888. 1. С. 757-760; 2. С. 603-605; 3. С. 757-760; 6. С. 603; Еп. Моисей Гумилевский: Ист. заметка//РС. 1888. 6. С. 604-605; Новые исследования по истории Смутного времени Моск. гос-ва в нач. XVII в.//Унив. изв. 1889. 5. С. 113-166; 7. С. 167-206; 9. С. 207-214; Губ. ученые арх. комиссии: 1884-1890//Там же. 1891. 12. С. 101-136; Страница из истории Екатерининского наказа: (Об отмене пытки в России)//ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 11-35; Киев в 1654-1855 гг.: Ист. очерк//Киев. старина. 1904. Отд. 1. 9. С. 213-274; 10. С. 1-64; 11. С. 155-216; 12.//С. 516-685; Крестьянское движение в Киевской губ. в 1826-27 гг., в связи с событиями того времени. СПб., 1905; Имп. Екатерина II как историк//Военно-ист. вестн. 1911. 1/2. С. 13-24; Ист. воззрения Пушкина//Там же. 9/10. С. 5-23; А. Л. Шлецер: Ист.-биогр. очерк//ЧИОНЛ. 1911. Кн. 22. Вып. 3. С. 1-72; Карамзин - историк: Речь, чит. в собр. 18 июля 1911 г. по случаю открытия памятника Н. М. Карамзину в Остафьеве. СПб., 1912; Собр. ист. трудов. К., 1915. Т. 1; Г. Р. Державин в своей гос. и обществ. деятельности. Пг.; К., 1917; Icmopuчhi портрети. К., 2004.

http://pravenc.ru/text/389046.html

Полагают, что страдальческая кончина мучеников была «где-то гораздо севернее Киева, но, во всяком случае, между Русскими Славянами» 212 . Но это – напрасно. Большая река, указываемая в повести о страдании, – известный Греку Дунай. С другой стороны, так как проповедники Скифы были ученики Ап. Андрея, то Скифию их надобно искать там, где проповедовал Ап. Андрей. В повествовании инока Епифания IX в. читаем: «Господь сказал Андрею: иди в Вифинию, Я с тобою, куда ни пойдёшь ты, – ещё и Скифия ожидает тебя. Когда Андрей сказал о том Иоанну, они простились: и Андрей, взяв учеников своих, пошёл в Лаодикию, а отселе в Мизию, в город Одиссос. Проведя здесь немного времени, поставил епископа Апиона» 213 . Последний по другим памятникам называется Амплием и претерпел мученическую смерть за Христа 214 . Одиссос, Аполлония и Месемврия у Птолемея 215 и Страбона 216 причисляются к Малой Скифии. По словам Плиния, страна, которой владели Скифы-земледельцы, простираясь от устьев Дуная к Фракии, заключала в себе «прекраснейшие города Дунаец, Томи (Кюстенджи), Калатис, Кроны» 217 . Итак, несомненно, что Ап. Андрей проповедовал в Малой Скифии и для неё поставил епископа. А с тем вместе, несомненно и то, что Скифия учеников его, продолжавших проповедь его в Скифии, есть та, которая лежит на правом берегу Дуная и по западному берегу Чёрного моря. Жившие здесь при Апостолах были и не Греки, и не Римляне. Их называли то Скифами, то Гетами, то Сарматами: собственно же это были Славяне, бодрые, воинственные, но занимавшиеся и земледелием. «Хочешь ли знать, что за народ Томитанской страны? – писал поэт Овидий, живший заточённым в Томах. – Хотя это смесь из Греков и Гетов, но жители вообще происходят от Гетов, из них большинство народонаселения. Разъезжают верхом туда и сюда, никого не встретишь без копья, лука и стрел; рука искусная в обладании мечом, висящим у всякого на боку. Весьма немного осталось следов Греческого языка, да и те, при Гетском произношении, стали варварскими. Я уже выучился говорить по-Гетски и по-Сарматски» 218 . Поэт, испорченный Римской роскошью, скучал, что «приезжают в Томы Сарматы со своими скрипучими возами, – тянут Сарматские быки возы варварские» 219 . Точное известие о жителях страны сообщают Моисей Хоренский и историк VII века Симокатта. Первый пишет, что во Фракии живут «семь Славянских племён» 220 . Симокатта говорит, что Славян, воевавших в VI веке с империей, в древнее время называли Гетами 221 . Христианство Малой Скифии уже знал Тертуллиан : «во Христа веруют, – писал он, – племена Гетов (varietates Getulorum), Сарматов и Скифов» 222 . Не говорим здесь о последующем времени 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Савва крыпецкий 28 авг. 1495. Макарий митроп. киевский 1 мая 1497. Моисей прозорливый 23 фев. Елеазар Назарий олон. 4 июня 16 век Тихон луховский 16 июня 1503. Паисий угл. 6 июня 1504. Кассиан учмен. 4 окт. 1504. Геннадий арх. новгородский 4 дек. 1505 Нил сорский 7 апр. 1508. Евфимий и Харитон санж. 11 апр. 1509. Лаврентий калуж. 1 авг. 1515. Иосиф волоколамский 9 сент. 1515. Геннадий важеоз. 8 янв., 9 фев. 1516. Серапион арх. новгород. 16 мар. 1516. Аврамий и Коприй 4 фев. 1517. Давид серпух. 18 окт. 1520. Преподоб Иннокентий 19 мар. 1521. Онуфрий и Авксентий 12 июня 1521. Праведная Гликерия 13 мая 1522. Кн. Иоанн–Игнатий угл. 19 мая 1523. Филипп ирапский 14 нояб. 1527. Иоанн м. казанский 24 янв. 1529. Кирилл новоезерский 4 фев. 1532. Александр свирский 30 авг. 1533. Иона клим. 6 июня 1534. Корнилий ком. 19 мая 1537. Логгин кораж. 10 фев. 1540. Даниил пер. 7 мар. 1540. Стефан озер. 12 июня 1542. Иродион илоз. 28 сент. 1542 Княгиня София 16 дек. 1542. Севастиан пошехон. 18 дек. 1542. Иаков боровский 23 окт. 1543. Артемий веркольский 23 июня 1545. Арсений ком. 24 авг. 1549. Никифор важеоз. 9 фев. 1550. Зосима ворбоз. 4 апр. 1550. Адриан ондрусовский 26 авг. 1550. Стефан и Петр муч. каз. 24 мар. 1552. Василий юродивый м. 2 авг. 1552. Герасим. болдинский 1 мая 1554. Нил столбенский 7 дек. 1554. Иоасаф м. м. 25 июля 1555. Максим грек 21 янв. 1556. Антоний сийский 7 дек. 1556. Иоаким. опоц. 9 сент. 1560. Вассиан и Иона 12 июня 1561. Иоанн и Логгин 3 июля 1561. Симон сойгинский 24 нояб. 1562. Гурий архиеп. казанск. 4 дек. 1563. Геннадий любимский 23 янв. 1565. Герман архиеп. казанск. 6 нояб. 1567. Феодосий тотемский 28 янв. 1568. Филипп м. м. 9 янв. 1570. Корнилий псковский 20 фев. 1570. Арсений новгородский 12 июля 1570. Николай юродивый п. 28 фев. 1576. Варсонофий еписк. твер. 11 апр. 1576. Иоанн ростовский 3 сент. 1580. Анания новгородский 17 июня 1581. Никандр псковский 25 сент. 1581. Трифон коль. 15 дек. 1583. Агапит марк. 21 мая 1584. Симон юрьевский 4 нояб. 1584. Сергий малопинеж. 16 нояб. 1585.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Выслушав суждения Моисея о брачной жизни, панна не отстала от своего намерения. Она приказала подать Моисею прекрасного коня и показать ему все обширные её имения. Крестьянам дано знать, чтобы принимали его, как своего господина и её супруга. «Напрасно беспокоишься, милостивая госпожа: ни богатства, ни почести не обольстят меня», сказал Моисей. – А ты не помнишь, что куплен мной за деньги? сказала вспыхнувшая панна; живым не выпущу тебя из рук моих. «Бог – моя защита, ничего не боюсь», отвечал Моисей. Вслед затем Господь послал ему возможность выполнить давний обет души: к нему пришёл Афонский черноризец, саном иерей, и постриг его в монашество. Узнав о том, что пленник уже инок, искусительница запылала злобой. Не могши отыскать Афонца, она приказала бить Моисея палками, пока не сбросит с себя чёрной одежды. Его били немилосердно. «Бейте, говорил Моисей, но не требуйте от меня невозможного». Панна пожаловалась королю. Болеслав дозволил ей делать с Моисеем, что хочет, и в её угоду приказал выгнать всех черноризцев из своих владений. Полька доходила до крайнего бесстыдства с Моисеем; когда же и меры бесстыдства оказались безуспешными, велела сделать его евнухом, но так, чтобы не забыл он о том до гроба. Наглое нечестие страстей не оставлено без мщения Божия. – В одну ночь Болеслав внезапно умер; поднялся мятеж в земле Ляхов; народ взволнованный перебил епископов и бояр своих. – Во время мятежа погибла и нечестивая Полька. Это случилось в 1027 г. 353 . Не один год томила блаженного неистовая женщина 354 . Нескольким годам надобно было пройти, прежде чем страдалец мог оправиться в здоровье, чтобы идти в Киев 355 ; всего вероятнее, что Моисей возвратился из Польши в 1031 г. в числе прочих пленников, когда Ярослав возвратил России города Червонной Руси. Свободный и несколько оправившийся пришёл он в пещеру к преп. Антонию 356 . Здесь провёл он десять лет в посте и молитвах, но постоянно полубольной. За великую победу над нечистой страстью Господь дал ему власть врачевать эту страсть и в других. Один брат, боримый плотью, пришёл к преподобному и молил его помочь ему в беде. «Обещаюсь, говорил брат, выполнить всё, что велишь ты». Во всю жизнь не говори ни с одной женщиной, сказал преподобный. Брат обещался. Тогда Моисей коснулся тела брата своим посохом, без которого не мог ходить от прежних мук; нечистая страсть утихла, и брат освободился от искушений её. Преподобный, предузнав близкую свою кончину, причастился св. Таин и мирно почил 26 июля при жизни пр. Антония, вероятно, в 1043 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010