Посему закон дан еще рукою ходатая χειρι μεσιτου – сим выражается служение – посредника при законодательстве и след. не власть; а посему посредник сей не был И. Христос – (как напротив думали Ориген com. in ер. ad. coins. t. 5. р. 273. ed hom Златоуст, Викторин, Иероним, Августин, Феофилакт), тем более, что служение сего посредника здесь представляется низшим в сравнении с служением ангелов; ибо они передавали закон посреднику, а посредник народу. Моисей посредником синайского законодательства именует себя самого Втор. 5:5 . и ап. Иоанн называет его посредником ветхого завета, а Господа Иисуса ходатаем нового. Ин. 1:17 . Так понимали сего ходатая Василий в. de Spir. С. 34. Григорий Назианз., Феодорит. Моисей – посредник и у раввинов Schottgen horse hebr. ad. h. c. p 738. 3амечание об ангелах и ходатае, посредствовавших при законодательстве апостол присовокупил, конечно для того, чтобы показать превосходство обетования данного Аврааму, которое дано было самим Богом без всякого посредника: Ст. 20. 6 δ μεσιτης ενος οκ στιν: δ θες ες στιν: слова сии составляют камень преткновения, о который мысли толкователей ударяясь – рассыпаются в разные стороны 35 . Разность объяснений известна была и Экумению, – р. 742. Кеил думает, что причину темноты сего места искать надобно в том, что апостол имел в виду особое мнение противников (Opusc. academ. t. 1. comm. 9). Может быть Кеил и прав; – но вопрос тем не решен. Некоторые, решая его, дают такой смысл стиху 20-му: Моисей был посредником между Богом и народом израильским, а не ходатаем целого семени ст. 19, совокупляющего в себе иудеев и язычников Рим. 3:29 . след. должен быть еще другой, лучший ходатай Бога и человеков. Но в сем случае а) ενος; произвольно относится к слову σπερμα б) тогда бы сказано было ο γρ Θες ες στ в) тогда бы сказано было: μεσιτς δε νς ουκ ν. Проще и сообразнее с порядком мыслей апостола следующее объяснение: закон дан чрез посредника Моисея, который был посредником между Богом и народом: напротив Бога дававший обетование о семени действовал один без всякого посредника. А отсутствие посредника опять говорит в пользу завета веры, так как поставляет верующего в непосредственное общение с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ст. 45–46. Обрете Филипп Нафанаила и глагола ему: егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, иже от Назарета. Не случайно встретил Филипп Нафанаила, но искал и нашел его. Нафанаил известен ему был как ожидавший утехи Израилевой. А эти ожидания были очень живы в душе Филиппа, ими заняты были думы его. И вот он спешит поделиться новостью о Мессии с Нафанаилом. По такому направлению сердец Филиппа и Нафанаила вероятно, что Филипп и Нафанаил, также как Андрей, Петр и Иоанн, были учениками Предтечи. Вместо того, чтобы сказать просто: нашли мы Мессию, Филипп говорит: нашли мы Того, о Ком пишут Моисей в законе и пророки в своих книгах. Это значит, что Филипп и Нафанаил изучали Св. Писание. Высокое учение Иисуса, святая жизнь Его, сердцеведение и чудеса восхитили Филиппа; это – пророк великий, о котором говорил Моисей с другими пророками, так думал и так говорил Филипп Нафанаилу. Филипп считает Иисуса сыном Иосифа, происшедшим от Назарета. Видно, что ему неизвестны были чудесные обстоятельства рождения сына Марии в Вифлееме ( Мф.1:18 сл.; Лк.1:26 сл.); он по голосу народному ( Лк.3:25 ) называет Иисуса только сыном Иосифа, Назарянином. Многие знали, что Иисус воспитывался в Назарете ( Лк.4:16 ); оттоле ходил с родителями в Иерусалим ( Лк.2:41 сл.). Назарет считался отечественным городом Иисуса ( Лк.4:24 ; Мф.13:57 ). Так думал о происхождении Иисуса и Филипп. Нафанаил, друг Филиппа, знающий писание, должен быть признан за одно и то же лицо с Варфоломеем апостолом. Еванг. Иоанн называет сего Нафанаила апостолом ( Ин.21:2 ) и не поминает между апостолами Варфоломея; другие евангелисты ( Мф.10:3 ; Мк.3:18 ; Лк.6:14 ), считая между апостолами Варфоломея, не говорят о Нафанаиле, и Варфоломея ставят после Филиппа, как у Иоанна Нафанаил призван после Филиппа. От Назарета может ли что добро быти? – говорит Нафанаил. Назарет был малый городок, недалекий от Каны Галилейской. По общему мнению иудеев, из Галилеи не может быть пророка ( Ин.7:52 ). В Галилее жили большей частью язычники, люди темные ( Мф.4:13–16, 26:7 ). Жители Каны Галилейской, довольно богатые и промышленные, прибавляли еще от себя довольно приятного для соседнего городка, отзывались о бедных жителях Назарета презрительно. Филипп, не вступая в спор с Нафанаилом о Назарете, говорит: прииди и виждь. Учение и дела Иисуса сами могут сказать, кто таков Иисус: пусть Нафанаил посмотрит на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

141 Пусть чтители мнимой старины видят, по их ли уставу писали имя Спасителя Христа при св. Моисее? пусть уверятся, что тогда спасительное имя произносили: Иисус, а писали с разными сокращении и без сокращения. А вот и еще урок им святителя Моисея! В софийской ризнице хранится омофор с четырехконечными крестам и с вышитыми словами: «Моисия архиепискупа, молитвами святыя Софья». 142 В 1359 г. св. Моисей, чувствуя ослабление сил своих и желая посвятить последнее время свое преимущественно на служение Богу, объявил новгородцам: «изберите себе мужа, которого вам Бог дает». Избран был преемник по жребию. Но в след за тем поднялся страшный мятеж в городе, за то, что славянский копец, один без согласия других, сменил посадника и выбрал нового. Вооруженные славяне разогнали невооруженных заречан, но последние ограбили многих бояр; затем начался бой между софийской и торговой стороной города. Святитель Моисей пешком пришел из Сковородской пустыни своей в Новгород. «Дети! говорил он новгородцам. К чему эта брань? она радость для поганых, опустошение сему месту и церквам. Прекратите бой». Растроганные новгородцы послушались святителя Божьего и «не попустил Бог диаволу смеяться над людьми», говорит летопись. – Возвратясь в Сковородскую обитель, святитель – подвижник еще два года подвизался в после и молитвах. В Софийской ризнице хранятся келейная мантия и вериги его – свидетели подвижнической жизни его. Он скончался в пустынной обители 25 января 1362 г. 143 Память его чтили еще в XV веке: еще тогда, как и после, известна была близость его к Господу и по чудесам его. 144 В описании 1634 г. говорили: «прославлен от Бога чудесами при животе и по смерти и прибегающии с верой к честным его мощам мужи и жены почерпают здравие, наипаче же жены исцелевают, одержимые своими естественными немощами». 145 Мощи его, обретенные в 1686 г., почивают открыто в раке; а часть их в 1693 г. перенесена в Духов монастырь, ныне женский. 146 28 ч. Преставление преп. ЕФРЕМАновоторжского Преп. Ефрем был родом из венгров.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В начале 1748 г. он по его желанию уволен был в Брянск «для живописного мастерства», где оставался два года. Ныне Успенский храм хотя и требует возобновления, но, к сожалению, недостаток средств не дозволяет исправить в нем все в надлежащем виде. 3 . Ахтырский храм Свят. Николая известен еще с 1665 г. В этом году под одним актом подписался вместо ахтырских черкасов ахтырский Николаевский дьячок. Бумаги ахтырско-го Николаевского храма начинаются с 1722 г. В 1805 г. вместо деревянного построен был каменный храм Св. Николая. Николаевский храм с первых времен своих пользовался особенным уважением. Так, «вдова панна Иванова Бородая Елена» в духовном завещании своем 1726 г. писала: «Тело мое грешное погребсти у храма Николая Чудотворца, где небожчик муж мой и я были вкладчиками». Около того же времени Стефан Негребецкий, бывший в 1710 г.наказным ахтырским полковником, завещая погребсти тело его у храма Свят. Николая, говорит, что он был здесь «укладчиком». В недавнее время коллежский ассесор Моисей Власов завещал, чтобы проценты с 1050 р. ассигнациями употреблялись на покупку просфор и вина для Николаевской церкви. Павел Иванович Хлебников в 1829 г. пожертвовал Николаевскому храму жемчуга на 1160 р. ассигнациями и перстень с алмазом в 76 р. ассигнациями. Заметим еще одну особенность древнего Николаевского храма: при нем еще по акту 1675 г. видим школу. 4 . Существовавший прежде нынешнего Преображенский ахтырский храм сгорел в 1785 г. По документу 1681 г. уже известен ахтырский «Спасский поп Корнилий Микулаев», а в деле 1683 г. подписался священник Преображения Господнего Михаил Матвеев. Существующий деревянный Преображенский храм построен в 1790 г. особенной заботливостью священника Якова Назаревского. Моисей Феодорович Валюхов (умер в 1836 г.) на возобновление иконостаса пожертвовал 280 р. серебром; он же, находясь при смерти, явил дело любви к Господу тем еще, что завещал 1000 р. ассигнациями, чтобы на проценты были покупаемы просфоры и вино для церкви. Памятниками древнего храма остаются в нынешнем: а) рукописное Евангелие в кожаном переплете с одной верхней политуркой, на коей вытеснено 17 икон; б) «евангелие, сиречь благовестие богодохновенных Евангелистов, благословением святейших четверопрестольных патриархов тщанием и иждивением братства Ставропигиона, храма Успения Пресвятыя Богородицы, опасно вторицею издадеся, во Львове, в лето от Р. Хр. 1644 г. Мая 25 дня»; в) Октоих «сиречь Осмогласник, елински же Паракли тики, творени я преподобнаго отца Иоанна Дамаскина и прочих богодохновенных Отец, Всесильнаго в Троицы Бога благодатию, благословением четверопрестольных патриарх, тщанием братства при храме Успения Пречи-стыя Богоматери, в типографии их совершенне третицею издадеся во Львове, в лето 1644». Предисловие «с всяким опасным исправлением (издано) от среды (братьев Львова) скудоумна и трудолюбива брата».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Видите, книги, в том числе даже и Святое Евангелие, писались по распоряже­нию святителя Моисея не с тем, чтобы каждая ошибка писца признава­лась за неприкосновенную святыню, и не с тою гордою уверенностью, будто ошибки, при всем внимании, не были возможны. Вот несколько слов и из другого Евангелия святителя Моисея: «И бысть егда сконча Иис вся словеса си дивляхуся... И рече Иис виждь никому же не по- веждь... Разумев же Иисус рече им: что мыслите в себе маловери, яко хлеб не взяхом?.. Запрети Ис. учеником Своим да никому же не рекут, яко сей есть Ис. Хс.» 135 . Пусть чтители мнимой старины видят, по их ли уставу писали имя Спасителя Христа при святителе Моисее? Пусть уверятся, что тогда спасительное имя произносили: Иисус, а писали с разными сокращениями и без сокращения. А вот и еще урок им свя­тителя Моисея! В Софийской ризнице хранится омофор с четвероко- нечными крестами и с вышитыми словами: «Моисея архиепископа, молитвами святая Софья» 136 . В 1359 году святитель Моисей, чувствуя ослабление сил своих и же­лая посвятить последнее время свое преимущественно на служение Богу, объявил новгородцам: «Изберите себе мужа, которого вам Бог даст». Избран был преемник по жребию. Но вслед за тем поднялся страшный мятеж в городе, за то, что Славянский конец один, без согласия других, сменил посадника и выбрал нового. Вооруженные славяне разогнали невооруженных заречан, но последние ограбили многих бояр; затем на­чался бой между Софийскою и Торговою стороною города. Святитель Моисей пешком пришел из Сковородской пустыни своей в Новгород. «Дети! – говорил он новгородцам. – К чему эта брань? Она радость для поганых, опустошение сему месту и церквам. Прекратите бой». Рас­троганные новгородцы послушались святителя Божия, и «не попустил Бог диаволу смеяться над людьми», – говорит летописец. Возвратясь в Сковородскую обитель, святитель-подвижник еще два года подвизался в посте и молитвах. В Софийской ризнице хранятся келейная мантия и вериги его – свидетели подвижнической жизни его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Иоанн писал: «Заповедь же Его такова, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» ( 1Ин.3:23 ). Ст. 30–31. Отцы наши ядоша манну в пустыни, якоже писано. По этим словам видно, что требующие чуда – были люди книжные, которые читают писание. Поскольку же это было в Капернауме, то должны мы признать в них фарисеев – членов капернаумской синагоги. По чуду умножения хлебов для 5000 народа, признали Спасителя Мессией. Людям книжным мало было этого чуда: они требовали нового чуда в уверение небесного посланничества Иисусова, такого же чуда, какое по их понятию совершил Моисей, послав манну с неба ( Исх.16:4, 14, 25 ; Чис.11:7 ; Пс.77:23–24 ). Ст. 32–33. Так как величавшиеся пустынною манною не понимали значения этой манны, то прежде чем ожидать от Иисуса нового чуда, они должны выслушать наставление о манне, – а потом укажут им (ст. 51) и на чудо. Спаситель вразумляет этих людей, что не Моисей посылал им манну, а Отец небесный, что манна не есть лучшая пища, а только образ её, что хлеб лучший сходит только с неба. Первая мысль так была очевидна сама по себе, что не требовала доказательств; она ясно выражена была и у Моисея ( Исх.16:15 ) и в Псалме, но терявшие ее из вида воображали себе Моисея каким-то полубогом, без которого нет спасения на земле, тогда как он только слуга Божий, ожидавший спасения для людей от Мессии Пророка. О манне Спаситель не отвергает того, что она сходила с неба. «Хлебом небесным питал их», говорит священный певец ( Пс.104:40 ). Если бы это было произведение земли, чудесно умножавшееся каждый день, как думают иные (Толукк), то не для чего было хранить манну в ковчеге завета. Однако манна все-таки была вещественная по составу своему и не была лучшей пищей, потому что насыщала только тело, а не душу бессмертную; она только вызывала желания лучшей пищи, указывала на духовный хлеб в будущности. Лучший хлеб, удовлетворяющий всем нуждам души и при том на целую вечность, сходит с неба; это Сын Божий, явившийся на земле для спасения людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лавра молит его: «Агафон блаженный, красота постников, пророк не ложный, целитель больных! Скажи нам нечувственным, нет ли в нас пути беззакония и настав нас твоими молитвами на путь вечный». Пищею преп. Григория во всю жизнь служила невареная трава; он давал эту траву приходившим к нему, и больные исцелялись. «Преп. Ипатий целебник служил святым отцам во времена болезни их; молитвенник и постник, он получил от Бога такой дар, что прикосновением руки исцелял больных; и ныне кто в болезни притекает к мощам его, получает исцеление». Преп. Моисей чудотворец, желая представить тело свое чистым Богу, старался умерщвлять его разными способами: носил на голом теле железный пояс и железный крест, который устроил себе сам; за такие подвиги и труды удостоился дара чудес. Кальнофойский пишет: «преподобные двое, во св. духе братия. Мартирий и Моисей, положены в одном гробе, целые в святых телах своих». Ныне они покоятся отдельно. г) В затворе приобрели спасение: преп. Афанасий, Анатолий, Кассиан, Лаврентий, Пафнутий, Пиор, Сафроний, у Кальнофойского и по ркп. святцам еще Исидор. – Кондак преп. Афанасию: «ведый мира сего суету быти тщетну, отвратился еси ее не только очима, но и всего себе всеконечне, преподобне, отвратив; затворился еси в темней пещере, в ней же в молитвах и слезах многовременне потруждся и обрет на небеси бесконечную радость, молися непрестанно за души наша». По древнему известью, «тому без свечки небесная (духовная) светлость светила, – исцеление подает, кто с верою приходит». По тому же известью «преп. Кассиан, затворник и постник трудолюбивый, святым послушанием принудил бесов исповедать, что в печерском монастыре много есть таких иноков, которые могли бы прогонять бесов и что бесы сильно боятся святых печерских». У Кальнофойского сказано: «лежат мощи святого инока и постника Кассиана». У Гербиния преп. Кассиан также называется постником. Преп. Лаврентию тропарь: «затворивый себе Господа ради в темней пещере, преп. отче Лаврентие, многолетне и Ему добре в ней угодивый, подаждь и нам от всякого зла чувствия затворити и тмы страстей отвратитися и светлость получити царствия небесного».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наглое нечестие страстей не оставлено без мщения Божия. – В одну ночь Болеслав внезапно умер; поднялся мятеж в земле ляхов; народ взволнованный перебил епископов и бояр своих. – Во время мятежа погибла и нечестивая полька. Это случилось в 1027 г. 834 Не один год томила блаженного неистовая женщина. 835 Нескольким годам надобно было пройти, прежде чем страдалец мог оправиться в здоровье, чтобы идти в Киев 836 ; всего вероятнее, что Моисей возвратился из Польши в 1031 г. в числе прочих пленников, когда Ярослав возвратил России города червонной Руси. Свободный и несколько оправившийся пришел он в пещеру к преп. Антонию. 837 Здесь провел он десять лет в посте и молитвах, но постоянно полубольной. За великую победу над нечистою страстью Господь дал ему власть врачевать эту страсть и в других. Один брат, боримый плотию, пришел к преподобному и молил его помочь ему в беде. Обещаюсь, говорил брат, выполнить все, что велишь ты. Во всю жизнь не говори ни с одною женщиною, сказал преподобный. Брат обещался. Тогда Моисей коснулся тела брата своим посохом, без которого не мог ходить от прежних мук; нечистая страсть утихла, и брат освободился от искушений ее. Преподобный, предузнав близкую свою кончину, причастился св. тайн и мирно почил 26 июля при жизни пр. Антония, вероятно в 1043 г. Мощи пр. Моисея почивают в пещере Антониевой. – Молись погребенному здесь Моисею, сказал небесный голос страдавшему от нечистой страсти Иоанну. И сам Иоанн нетленною костью пр. Моисея утишил беснование той же страсти в бедном брате. Так тот, кто столько страдал для чистоты телесной, и по смерти своей – лучший врач против волнений нечистой плоти. 838 «Другого тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, восхваляюще грешнии, молимтися прилежно, моли Христа Бога, яко да исцелит наша страсти и подаст велию милость». Праведный Николай Качанов, юродивый для Христа «Иные изумляются богатству, говорит древний сочинитель похвалы блаж. Николаю, 839 другие хвалят славу и власть; третьим нравится вкусная пища. Но стоит ли все это удивления? Все это – не вечно, исчезает вместе с здешней жизнью, – а иным и в этой жизни не послужило на пользу. Во всяком же случае не остались с ними навсегда ни богатство, ни слава, ни вкусная пища, ни удовольствия, – все являлось на время и как сон прошло и минуло владельцев своих. Только добродетель бессмертна, вечна и блаженна; потому она и достойна удивления и хвалы. Сколько было людей богатых и сильных! И где они? Слава святых – неугасима. Таков блаж. Николай–Качанов, юродивый для Христа» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Обучась грамоте, прилежно ходил он в храм Божий и усердно обучался Закону Божиему. Ревнуя о духовном подвижничестве, тайно от родителей удалился в Тверской Отрочь монастырь и там был пострижен в иночество. Пост, послуша­ние, молитва были любимыми занятиями его. Родители, узнав о его месте пребывания, упросили его перейти в Колмов монастырь, к бла­гочестивому игумену Макарию 127 . Здесь он стал жить строже прежнего. Здесь посвящен он в иеромонаха. Потом был он архимандритом Юрьева монастыря. По смерти архиепископа Давида избранный в преемника ему, был посвящен святым митрополитом Петром в сан архиепископа в 1325 году. Еще целы доселе в Московском Успенском соборе яшмо­вые сосуды, которые блаженный Моисей принес в дар тогда святому Петру 128 . В первый год правления его паствою пожар опустошил глав­ные улицы и несколько храмов Новгорода. К новой скорби святителя, последовало затем народное волнение. Однако он устроил женскую обитель на Десятине и потом построил здесь каменный храм Богома­тери. От опустошений, навлеченных на Тверь князем Александром, Новгород успел освободиться богатым выкупом. Но когда несчаст­ный Тверской князь с жарким участием принят был во Пскове, это опять едва не навлекло бед на паству блаженного Моисея. Напрасно он убеждал псковитян отступиться от князя Александра для общего блага; только строгость первосвятителя России отвратила бурю бед. Блаженный Моисей принял с честью великого князя и митрополита. Затем пожар вновь опустошил две улицы и истребил несколько хра­мов. Тревоги жизни были тяжелы для души святителя, стремившейся к пустынному покою. В 1330 году, несмотря на просьбы новгородцев, удалился он с кафедры на покой, в монастырь на Коломцы 129 . Потом уединился в пустом месте и построил каменный храм Воскресения Христова на Деревянице. Сюда приходили к подвижнику бояре и про­стые люди пользоваться наставлениями и жизнью его. Целые 20 лет провел он в уединенных подвигах. По смерти архиепископа Василия, по настоятельным просьбам новгородцев, в 1352 году снова принял на себя управление обширною новгородскою паствою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Обучившись грамоте, прилежно ходил он в храм Божий и усердно обучался закону Божьему. Ревнуя о духовном подвижничестве, тайно от родителей удалился в Тверской Отрочь монастырь и там был пострижен в иночество. Пост, послушание, молитва были любимыми занятиями его. Родители, узнав о его месте пребывания, упросили его перейти в Колмов монастырь, к благочестивому игумену Макарию 257 . Здесь он стал жить строже прежнего. Здесь посвящён он в иеромонаха. Потом был он архимандритом Юрьева монастыря. По смерти архиепископа Давида, избранный в преемника ему, был посвящён святым митрополитом Петром в сан архиепископа в 1325 году. Ещё целы доселе в Московском Успенском соборе яшмовые сосуды, которые блаж. Моисей принёс в дар тогда св. Петру 258 . В первый год правления его паствой пожар опустошил главные улицы и несколько храмов Новгорода. К новой скорби святителя, последовало затем народное волнение. И, однако, он устроил женскую обитель на Десятине и потом построил здесь каменный храм Богоматери. От опустошений, навлечённых на Тверь кн. Александром, Новгород успел освободиться богатым выкупом. Но когда несчастный Тверской князь с жарким участием принят был в Пскове, это опять едва не навлекло бед на паству блаженного Моисея. Напрасно он убеждал Псковитян отступиться от князя Александра, для общего блага; только строгость первосвятителя России отвратила бурю бед. Блаженный Моисей принял с честью великого князя и митрополита. Затем пожар вновь опустошил две улицы и истребил несколько храмов. Тревоги жизни были тяжелы для души святителя, стремившейся к пустынному покою. В 1330 году, несмотря на просьбы Новгородцев, удалился он с кафедры на покой, в монастырь на Коломцы 259 . Потом уединился в пустом месте и построил каменный храм Воскресения Христова на Деревянице. Сюда приходили к подвижнику бояре и простые люди пользоваться наставлениями и жизнью его. Целые 20 лет провёл он в уединённых подвигах. По смерти архиепископа Василия, по настоятельным просьбам Новгородцев, в 1352 году снова принял на себя управление обширной Новгородской паствой. В том же году построил он каменный храм в честь Успения Богоматери на Волотове 260 . Недавно открыты в сем храме под штукатуркой фресковые изображения святителей, совершающих литургию, и с надписью на свитке: «Гди Бе наш, живый на высоких, на смиренные призираяй» 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010