14. Платон Троепольский , епископ, хирот. 13 дек. 1864 из ректоров С.-Петербургской семинарии, а 21 авг. 1868 перев. в Томск. 15. Алексий Новосолов , епископ, 21 авг. 1868 перев. из Томска, а 23 июня 1871 перев. в Москву, в члены синодальной конторы. 16. Феодосий Макаревский 23 июня 1871 перев. из викариев Воронежской епархии (еписк. Острогожского). Херсонская епархия учреждена 9 мая 1837, вместо Екатеринославской, а та сделана третьеклассною. Архиепископы Херсонские и Таврические Пребывание в Одессе. 1. Гавриил Розанов 9 мая 1837 перев. из Екатеринославля, а 1 мар. 1848 – в Тверь. 2. Иннокентий Борисов 1 мар. 1848 перев. из Харькова; † 26 мая 1857. 3. Димитрий Муретов , епископ, 11 июня 1857 перев. из Тулы; 16 нояб. 1859 велено именоваться «архиепископ Херсонский и Одесский»; 2 окт. 1874 перев. в Ярославль. 4. Леонтий Лебединский , архиепископ, 2 окт. 1874 перев. из Каменец-Подольска. [Викарию Одесскому 16 нояб. 1859 велено именоваться «епископ Миргородский».] Указом 16 нояб. 1859 учреждена епархия 2-го класса «Таврическая и Симферопольская». 1. Елпидифор Бенедиктов , архиепископ, 7 янв. 1860 перев. из Вятки; 25 мая уволен, по прошению, † 31 чис. 2. Алексий Ржаницын , епископ, 29 авг. 1860 перев. из Тулы, а 28 нояб. 1867 – в Рязань архиепископом. 3. Гурий Карпов , епископ, 28 нояб. 1867, из викариев Казанской епархии. Викарии Екатеринославские – «Епископы Феодосийские и Мариупольские» 1. Дорофей Возмуйлов , Грек, хирот. 2 мая 1787 из архим. Нежинского монастыря; † 10 сент. 1790. 2. Моисей Гумилевский хирот. 5 июня 1791 из архим. Екатеринославского Спасо-Николаевского монастыря, а 5 окт. 1792 убит в Крыму. 3. Иов Потемкин хирот. 27 февр. 1793 из архим. Успенского Городищенского монастыря (в Молдо-Влахии), а 13 мая 1796 перев. в Минск. 4. Гервасий Линцевский хирот. 29 мая 1796 из архим. Юрьева монастыря; † 7 янв. 1798. 5. Христофор Сулима хирот. 18 апр. 1798 из архим. Черниговского Елецкого монастыря, а 16 окт. 1799 перев. на епархию Слободско-Украинскую, и викарии отменены. Викарии Херсонской Епархии – (Епископы Одесские)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Екатеринославская и Таганрогская С 9 мая 1837 года Анастасий (Ключарев) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 22.05.1837 по 16.04.1838 на покое по болезни †22.03.1851 Иннокентий (Александров) епископ, бывший еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский с 23.04.1838 по 19.08.1853 на покое; † 3.04.1869 Леонид (Зарецкий) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский Платон (Троепольский) епископ, рукоположен с 19.08.1853 по 14.11.1864 на покое; † 3.12.1885 Алексий (Новоселов) епископ, бывший еп. Томский и Семипалатинский с 13.12.1864 по 21.08.1868 еп. Томский и Семипалатинский член Московской синодальной конторы; †26.02.1880 Феодосий (Макаревский) епископ, бывший еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии с 21.08.1868 по 23.06.1871 †5.02.1885 Серапион (Маевский) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 23.06.1871 †5.12.1891 Августин (Гуляницкий) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 16.02.1885 †30.11.1892 Владимир (Шимкович) епископ, бывший еп. Сумской, викарий Харьковской епархии с 14.12.1891 en. Екатеринбургский и Ирбитский †6.01.1926 (1925) Викарии Екатеринославской епархии Феодосийские и Мариупольские епископы Викариатство учреждено 7 марта 1787 года Игнатий (Гозадинов или Ходзздинов) 59 , митрополит Крымский и Мариупольский (Готфейский и Кефайский), бывший греческий митрополит †16.02.1786 Дорофей (Возмуйлос) епископ, рукоположен со 2.05.1787 †10.09.1790 Моисей (Гумилевский) епископ, рукоположен с 5.06.1791 †5.10.1792 (убит разбойниками) Иов (Потемкин) епископ, рукоположен с 27.02.1793 по 13.05.1796 Архиеп. Минский и Волынский Гервасий II (Линцевский) епископ, рукоположен С 29.05.179б †8.01.1798 Христофор (Сулима) епископ, рукоположен с 18.04.1798 по 16.10.1799 Еп. Слободско-Украинский и Харьковский Викариатство упразднено 16 октября 1799 года. 59 На территории Екатеринославской епархии временно находилась Готфейско-Кефайская митрополия с кафедрой в Мариуполе. После смерти владыки Игнатия кафедра была упразднена (приходы были подчинены Екатеринославской епархии) и позже восстановлена в качестве викарной епархии под названием Феодосийская и Мариупольская.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ист.: Описание о российских святых. С. 142. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 62-63; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 567; Т. 2. С. 53; Голубинский. Канонизация святых. С. 335; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 115; Макаров Н. А., Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре и круг произведений по истории Белозерья//Hoчi beдium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 187-209; Прохоров Г. М. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о городе Белозерске//Святые подвижники и обители Русского Севера/Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 312-370. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ИГНАТИЙ († 1-я пол. XV в.), прп. Белозерский, молчальник (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/text/2563958.html

Какую же мысль открывает нам евангелист, называя Сына Божия Словом? Объяснение надобно искать у евангелиста. Он говорит о Сыне Божием: Той исповеда, открыл, возвестил невиданного никем Бога, ст. 18. Никто не отречется от того, что эти слова имеют отношение к наименованию Сына Словом. Итак, Сын есть Слово от того, что возвещает нам тайны Божии, сообщает откровение Божие, какого еще не слыхали люди. «Евангелист, говорит св. Златоуст, наименовал Сына Божия Словом, потому что Сын пришел возвестить нам об Отце. Вся, говорит Он, яже слышах от Отца сказах вам ( Ин.15:15 )». В начале бе, чего? В других случаях говорится: в начале евангелия ( Мк.1:1 ; Флп.4:15 ), мира ( Мф.24:21 ), творения ( Мк.10:6 ; 2Петр.3:4 ). У Иоанна не сказано: в начале чего бе? Остается дознавать это из связи речи. Если бы благовестник сказал: в начале произошло εγενετο Слово, как он же говорит: все Тем произошло, стало εγενετο ст. 3; то еще можно бы думать, как и думали иные, не говорит ли он о появлении Слова в начале времени? Говорит же Моисей: в начале сотвори Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Но евангелист говорит не то. Он говорит: в начале бе. – Другого значения нельзя допустить в словах, как Слово было в начале бытия. Слово было уже, когда только было начало чего-либо; Оно существовало и тогда, как ничего не было, кроме Бога. Это то же, что говорит Спаситель о славе Своей Отцу: юже имех у Тебе, прежде мир не бысть ( Ин.17:5 ). Так понимает евангелиста Златоуст: «не сказал: Слово имело начало, но в начале было; выражением было возводит тебя к мысли, что Сын безначальный». (Толк. Иоан.) Так как не сказано: из начала было: то напрасно иные – Ориген , Кирилл алекс. – объясняли евангелиста так: из Отца бе. Мысль сама по себе верная, но не ее открывает евангелист. Бе употреблено только от того, что для нас бытие довременное есть прошлое. Иначе это то же, что есть, Слово существует в начале всякого бытия: Оно не есть ни творение, ни одна мысль наша, но существует действительно и существует, как вечное самобытно. Это то же, что говорил Моисей по повелению небесному: Сый посла мя ( Исх.3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кн. Феодор Ярославич 19 сент. 1298. Василий и Иоасаф пск. 4 мая 1299. Кн. Довмонт псковский 20 мая 1299. Подвижники Антониевой пещеры Аврамий 21 сент. Алексей – – Евстафий злат – – Елладий постник – – Ефрем пресвитер – – Иероним – – Лука эконом – – Меладий – – Онисим – – Персий – – Павел посл. – – Сергий посл. 7 окт. Сисой 24 сент. Феофил 21 сент. Подвижники Феодосиевой пещеры 28 авг. Анатолий Афанасий Исидор Кассиан Лаврентий Пафнутий Пиор Сисой Софроний 14 век Кн. Даниил м. 4 мар. 1303. Максим м. 6 дек. 1305. Кн. Олег брянский 20 сент. 1307. Феоктист арх. новгор. 23 дек. 1309. Кн. Михаил тверской 22 нояб. 1318. Кн. Давид ярославский 19 сент. 1321. Петр м. м. 21 дек. 1328. Антоний, Иоанн и Евстафий 11 апр. 1347. Василий арх. новгородский 4 февр. 1352. Сергий и Герман валаам. 28 июня 1353. Василий еписк. рязан. 12 апр. 1360. Моисей арх. новгородский 25 янв. 1362. Кирилл челмский 8 дек. 1367. Иоанн еп. суздальский 15 окт. 1373. Аврамий чухл. 20 июня 1375. Алексей м. м. 12 февр. 1378. Кн. Феодора 16 апр. 1378. Препод. Сильвестр 25 апр. 1379. Пахомий нер. 23 мар. 1384. Дионисий арх. суд. 15 окт. 1385. Лазарь мурм. 8 мар. 1391. Сергий радонежский 25 сент. 1391. Иаков еписк. ростовский 27 нояб. 1391. Феодор юрод. новгород.19 янв. 1392. Димитрий прил. 11 февр. 1392. Михей рад. 5 мая 1392. Мефодий пешн. 14 июня 1392. Григорий и Кассиан овн. 15 июня 1392. Николай казан. юр. 27 июля 1392. Роман киржач. 29 июля 1392. Феодор епископ ростов. 28 нояб. 1394. Стефан епископ пер. 26 апр. 1396. Афанасий высоц. 12 сент. 1396. Кирилл челмский 28 апр. 1397. Алфановы братья 17 июня 1398. Аврамий арх. печерский 28 авг. 1398. Кн. Андрей смол. 27 окт. 1398. Печерские подвижники 28 авг. Агафон, Акила. Арсений. Варсонофий, Вениамин. Геннадий, Геронтий, Григорий. Даниил. Евлогий, Евфимий. Захарий, Зинон. Ипатий. Иосиф болезн. Леонтий, Логгин. Макарий, Мардарий, Мартирий, Меркурий, Моисей. Нестор некнижный. Паисий, Панкратий, Петр. Руф. Силуан. Тит. 15 век Афанасий высоцкий 12 сент. 1401. Андроник 13 июня 1404.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ист.: Абрамович Д. И. Патерик Киево-Печерского мон-ря. СПб., 1911. С. 203-206 [Арсениевская ред. Киево-Печерского патерика]; он же. Киево-Печерский патерик. К., 1991. С. 141, 142-149; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 48-53, 152-157; ПСРЛ. Т. 40. С. 50, 52. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 197-198; [Евгений (Болховитинов), митр.] Описание Киево-печерской лавры. К., 18473. С. 108; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 383; Описание о российских святых. С. 22; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 16-17; Шахматов А. А. Житие Антония и Печерская летопись//ЖМНП. 1898. 3. С. 134, 146; он же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах//Разыскания о русских летописях. М., 2001. С. 188-209; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 288-290; Верный месяцеслов всех рус. святых. М., 1903. С. 26; Королюк В. Д. Летописное известие о крестьянском восстании в Польше в 1037-1038 гг.//Акад. Б. Д. Грекову ко дню 70-летия. М., 1952. С. 69-75; Иглои Э. «Повесть временных лет» о венграх//Slavica. Debrecen, 1963. Т. 3. S. 83-113; Феринц И. Моисей Угрин и его братья//SSASH. Bdpst, 1993. Vol. 38 (1-2). P. 19-25; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 150-151; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 24-31; он же. Моисей Угрин//ДРСМ. 2014. С. 507-508; Лепахин В. В. Заметки о возрасте трех братьев-венгров - Ефрема, Моисея и Георгия - и о времени их прихода на Русь//SSASH. Bdpst, 2001. Vol. 46 (3-4). P. 271-276; он же. Прп. Моисей Угрин - «второй» или «другой» Иосиф//ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 370-389; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 422-424; Юрасов М. К. Роль братьев Угринов в истории Руси 1-й пол. XI в.//Исследования по истории России: Мат-лы междисциплин. семинаров 2003-2005 гг. Сомбатхей, 2008. С. 3-28; он же. Подкарпатская Русь - одна из колыбелей христианства у восточных славян: Очерки ранней истории русинов. Saarbrücken, 2013. С. 93-113; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 303-305 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/2564012.html

В 1330 г. прибыл из орды в Москву знаменитый мурза Чет и по желанию его был окрещён с именем Захария. Это – родоначальник Годуновых и Сабуровых. Могли не радоваться тому первосвятитель? Посвятив для Ростова вместо почившего Прохора епископа Антония, Феогност отправился из Москвы осматривать обширную паству свою. И прежде всего был он в Новгороде 147 . Здесь пришлось ему показать первый опыт святительской власти над совестью людей. Князь Александр Михайлович Тверской, убив в орде убийцу отца своего князя Юрия, принуждён был поспешно скрыться из орды в Тверь и потом в Псков. Псковичи приняли его с любовью. Хан Узбек настоятельно требовал, чтобы Александр явился на суд в орду. Даже братья Александра, князья Тверские, соединились с великим князем Иваном Даниловичем, чтобы силой принудить Александра исполнить волю хана: Узбек не задумывался по одному капризу гордости истреблять князей и целые области России 148 . Из Новгорода отправлялись во Псков святитель Моисей и посадник убеждать Псковичей и князя покориться воле хана. Александр готов был идти в орду; но Псковичи объявили, что готовы они лить кровь за него и за права свои. Великий князь придвинул войска ко Пскову. Прежде чем решать дело кровавым мечом, решились испытать духовное средство. По настоянию великого князя первосвятитель России послал запрещение на Псков за непокорность воле хана, грозившую бедствием для всей России. «Друзья Псковичи! сказал несчастный князь, пусть не тяготеет над вами отлучение духовное; иду из вашего города», и удалился в Литву. Псков смирился перед великим князем, и митрополит преподал благословение Пскову 149 . Через Смоленск и Чернигов Феогност прибыл из Пскова на Волынь. Здесь надлежало ему пробыть некоторое время в утешение православию, сильно теснимому Римской пропагандой. Отсюда дал он знать в Новгород, дабы явился для посвящения избранный в архиепископа Василий. Псковичи отправили от себя посла к митрополиту с просьбой посвятить им особого епископа Арсения. Просьбу Псковичей поддерживал великий и князь Литвы Гедимин, с которым Псков вступил в связь через князя Александра. Новгородцам сильно не нравилось желание Пскова, собственно потому, что Псков с особым епископом пользовался бы церковной независимостью от Новгорода, а вместе с тем приобретал бы и гражданскую независимость от Новгорода. Между тем Псковская кафедра могла бы быть весьма благодетельной для дел св. Веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всего, начиная с 1814г. до закрытия библиотеки в 1930-е гг., библиотекой руководили девятнадцать библиотекарей: 1. Иером. Гермоген (Сперанский) (1814–1816) 17 ; 2. Иером. Феоктист (Орловский) (1816–1817) 18 ; 3. Г.К. Огиевский (1817–1819); 4. Иером. Моисей (Сахаров) (1819–1820) 19 ; 5. Иером. Серафим (Азбукин) (1820–1822); 6. Архим. Гавриил (Воскресенский) (1822–1824) 20 ; 7. Иером. Евлампий (Пятницкий) (1824–1826) 21 ; 8. А.И. Сергиевский (1826–1830); 9. Иером. Филарет (Гумилевский) (1830–1833) 22 ; 10. Иером. Филофей (Успенский) (1833–1838) 23 ; 11. Иером. Платон (Фивейский) (1838–1841) 24 ; 12. Прот. Александр Горский (1842–1862) 25 ; 13. Н.И. Субботин (1862–1864); 14. А.Ф. Лавров-Платонов (1864–1870) 26 ; 15. К. Богоявленский (1870–1878); 16. И.Н. Корсунский (1878–1884); 17. Свящ. Евлампий Троицкий (1884–1890); 18. Н.А. Колосов (1890–1898) 27 ; 19. К.М. Попов (1898–1919, 1919–1930-е гг.). Самому К.М. Попову было суждено застать возрождение Академии и библиотеки: он дожил до глубокой старости и умер 19 декабря 1954г. 28 в возрасте 82 лет. Помимо всех трудов по сохранению библиотеки, которые выпали на его долгий жизненный путь, он вел также картотеку книг, статей и публикаций о преподобном Сергии Радонежском, общее число записей составляет около пяти тысяч. Эта картотека, начатая в период расцвета библиотеки, продолжалась и после закрытия вплоть до смерти составителя. В 1944г. в Москве в Новодевичьем монастыре открылся Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы, которые в октябре 1948г. переместились в Троице-Сергиеву Лавру. Библиотеке пришлось начинать свою жизнь в принципиально новых условиях, по сути дела, с нулевого уровня, хотя всего лишь после девятилетнего перерыва и полной потери всех своих фондов в 1935г. К моменту перевода в Лавру в библиотеке имелось уже 17771 экземпляров книг. После переезда в Троице-Сергиеву Лавру библиотека Академии первоначально была размещена в книжной лавке у Святых ворот 29 , а после 15 декабря 1949г. – на втором этаже 50-го корпуса наряду с аудиториями III и IV курсов Академии, по сути дела, недалеко от своего исторического места, там, где она находилась с 1814 до 1878г. При этом, помимо библиотеки как хранилища книг, был также устроен малый читальный зал. В любом случае, только с начала 1957г. библиотека была постепенно перемещена в библиотечный корпус, из которого, наконец, выехал Загорский филиал Московского государственного заочного педагогического института. По инициативе прот. Алексея Остапова в возвращенном библиотечном здании были проведены широкомасштабные ремонтно-реставрационные работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 488; Ч. 2. С. 20, 105; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 1882. Т. 1 (янв.-апр.). С. 191-200; Тихомиров П. И. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. Т. 1. С. 165-190; Голубинский. Канонизация святых. С. 157; Артоболевский С. Св. Василий, архиеп. Новгородский: (Ист.-биогр. очерк из церк. жизни Новгорода в XIV в.)//Моск. ЦВед. 1904. 46. С. 531-534; 47. С. 544-546; 1905. 3. С. 27-30; 10. С. 111-113; 15. С. 176-179; 17-18. С. 201-207; Соколов Пл. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 291-296; Sedel " nikov A. D. Vasilij Kalika: L " histoire et la legende//RES. 1927. T. 7, fasc. 3/4. P. 224-240; Сперанский М. Н. Из старинной новгородской лит-ры XIV в. Л., 1934. С. 106; Монгайт А. Л. Раскопки в Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде//КСИИМК. 1949. Вып. 24. С. 100-104; Якунина Л. И. Ткани из раскопок в Софийском новгородском соборе//Там же. С. 105-107; Казакова Н. А. , Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. С. 20, 33, 35-38; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в. М., 1960. С. 138-149; Черепнин Л. В. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960. С. 501-505, 526-529, 543; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси, X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С.47-48,50, 58, 60, 64, 177, 187, 237, 241; он же. Некрополь Новгородского Софийского собора. М., 1988. С. 61-67; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси, X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 78, 84, 179-180, 188; Вздорнов Г. И. Портреты новгородских архиепископов в искусстве XIV в.//ДРИ. М., 1980. Вып.: Монументальная живопись XI-XVII вв. С. 115-122; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 57-71, 93-95, 102-104; Панченко А. М. Василий Калика//СККДР. Вып. 1. С. 92-95; Мильков В. В. Церк., народные и античные представления об ином мире в их отношении к апокрифическому образу рая//Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997. С. 250-280; Мацуки Ейзо. Избрание и поставление Василия Калики на Новгородское владычество в 1330-1331 гг.//Вел. Новгород в истории средневек. Европы. М., 1999. С. 207-217; Соколов Р. А. Архиеп. Моисей и Василий Калика и внешняя политика Вел. Новгорода//Мавродинские чтения: Сб. ст. СПб., 2002. С. 54-60.

http://pravenc.ru/text/150805.html

Радостью исполнился я от сего видения, со слезами пал я перед образом Владыки Христа и Пречистой Матери Божией, долго молился и плакал. После молитвенного правила начал я петь утреню; а когда стало рассветать, пропел я псалом: блаженни непорочнии в пути. Придя на место, Богом показанное, поставил я чудотворный образ у дерева, где прежде стояла икона на воздухе. Помолился чудотворному образу и сказал: здесь – покой мой, здесь вселюся и почию во веки. Поставил крест и потом кущу 103 . Спустя недолгое время, пришёл ко мне старшина Лопарей, неся в руках слепорождённое дитя, и сказал: «исцели его, и мы уйдём с сего острова, как приказывают твои слуги». Я изумился этим словам. Но сотворил молитву к Господу Богу и Пречистой Матери Его, взял дитя, освятил его иерейской молитвой, окропил святой водой и приложил к образу Владычнему. И дитя прозрело. Человек тот с радостью ушёл от меня, а я прославил Бога о таком чуде. Спустя немного времени человек тот приходит ко мне и приносит кое-что из имения и пищу. Я взял одну кожу оленью и кое-что из пищи и помолился за него. Он кланяясь говорил мне: с тобой живут на острове слуги; они бьют палкой жён и детей наших и высылают с этого места. Он сказал мне ещё, что слышат они звон на этом месте. Я отпустил его с миром и благодарил за всё Бога. Вскоре Лопари и Самоядь промыслом Божиим удалились к пределам океана. А помянутый старшина, живя на озере Рондо, впоследствии был монахом, и сыновья его крестились. Тогда начали приходить ко мне из дальних мест и жить со мною; иные постригались и поставили деревянную церковь Воскресения друга Божия Лазаря. В Новгороде святителем был Моисей (1352–1360 г.). Я пришёл к нему за благословением. Святитель расспросил меня о всём по порядку. И он дивился и похвалил место. Он дал мне антиминс, священные сосуды, довольно милостыни и преподал наставление, как хранить церковный чин и предание монастырское; вручил мне грамоту с благословением. Спросил я его о властелине Новгорода Иване, и он отвечал мне: отошёл ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010