Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747, Владимир - 5(6?).10.1792, г. Ст. Крым), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии. Биография М. мало исследована. Служил причетником, вероятно, пономарем во Владимире, в 1770 г. поступил во Владимирскую ДС, в 1774 г.- в московскую Славяно-греко-латинскую академию, по окончании к-рой в 1777 г. был назначен учителем евр. и греч. языков, в 1778 г. переведен в класс поэзии. Будучи студентом, Гумилевский давал уроки Закона Божия кн. Ивану Михайловичу Долгорукому ( Долгорукий. 1997. С. 67). К этому времени относятся его оды и «возблагодарения» архиеп. Псковскому и Рижскому Иннокентию (Нечаеву) (1775) и митр. Московскому и Коломенскому Платону (Левшину) (1777), кн. Г. А. Потёмкину (1775), а также «Надпись ее императорскому величеству Екатерине II… на рождение… вел. кн. Александра Павловича» (1778). 15 дек. 1779 г. в Москве Гумилевский принял постриг, 21 нояб. 1784 г. был возведен в сан игумена московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря . Служил с 1781 г. проповедником и преподавателем риторики в академии, с дек. 1785 г.- преподавателем философии. В марте 1786 г. был назначен префектом академии и почти одновременно по благословению митр. Московского Платона (Левшина) - постоянным духовным цензором книг, печатавшихся в вольных типографиях. Преподавательскую деятельность М. совмещал с лит. трудами, переводил на рус. язык произведения церковных авторов. По словам митр. Евгения (Болховитинова) , «писал много на разные случаи латинских, греческих и российских стихотворений», но к нач. XXI в. известны 11 его стихотворений, из которых 4 написаны по-русски, остальные - на латинском языке ( Бегунов. 1988. С. 234). М. стал известен новаторскими для XVIII в. переводами с древних и новых языков (см. подробнее: Беликов. 2009). Ему приписывался прозаический перевод «Одиссеи» Гомера («Одиссея, героическое творение Омира, с эллинско-греческого, прозою, в двух томах» (1788)). Опыт своей переводческой деятельности М. систематизировал в составленной им при участии преподавателя греческого языка Симеона Протасова «Еллино-греческой грамматике» (М., 1788). Пользовался особенным вниманием и благосклонностью митр. Московского Платона и кн. Г. А. Потёмкина. По поручению князя М. переводил с франц. языка многотомную «Церковную историю» аббата К. Флери , начал готовить «Еллино-греческую грамматику», завершенную Протасовым (Наставления греч. языка. М., 1788).

http://pravenc.ru/text/2563994.html

28-е Преп. Моисея Мурина Называется Мурином потому, что был видом черев. Сначала был рабом, но, прогнанный господином за некую вину, пристал к разбойникам. Чрез несколько времени раскаялся, покинул разбой и товарищей и, придя в пустынный монастырь, стад жить в трудах и повиновении игумену и братиям. Многие другие разбойники, слыша о Моисее, что он раскаялся и стал работать и подвизаться в монастыре, бросали разбой и проходили монастырское послушание. Терпя вначале от блудных помыслов, Моисей пошел к авве Исидору и просил наставлений. Получив их, он затворился в своей келии и. пребывал в пощении, молитвах и трудах; потом, по совету наставника, стал обучаться всенощному бдению и простаивал на молитве целые ночи. Начальник страны, желая видеть Моисея, о которого добродетельной жизни слышал много, прибыл в монастырь. Узнав об этом, Моисей бежал из келии и встретившимся слугам начальника, спрашивавшим: «где келия аввы Моисея»? ответил: «на что вам этот безумец, лицемер и жития скверного»? Те удивились и прошли мимо, и уже потом все уразумели, что, избегая славы человеческой, он так отозвался о себе. Но он был и страннолюбив, и сострадателен. Проведши много лет в постоянных подвигах, пр. Моисей удостоен был священства. Когда при посвящении уже стали облачать его, епископ велел прогнать его из алтаря; и когда тот укорял себя, а не других, то снова позван и посвящен. Около 440 года кочевые варвары опустошили монастырь и кроме шести иных братий убили и Моисея, которому было 75 лет. † В тот же день память о Печерских угодниках, почивающих в Феодосиевой пещере В 28 д. августа Киевская лавра совершает память о всех нетленно почивающих в пещере Феодосиевой. Ныне здесь открыто покоятся 46 нетленных мощей угодников Божиих. У Кальнофойского (1638 г.) показано в Феодосиевой пещере 33 святых; а у Гербиния (1674 г.) – 37. – Малорусское известие «о житиях святых, в пещере преп. Феодосия почивающих», говорит о 40 святых. Таким образом время от времени открывались мощи угодников Божиих 237 – Малорусское описание святых, как видно по содержанию его, писано после Гербиниева описания, около 1678 г. 238 . Но и после того открыта была пещера с доскою, где покоились мощи священномученика Лукиана. По ркп. святцам московским указываются в киевских пещерах и такие угодники, о которых не говорит ни малорусское известие, ни нынешнее описание пещер. Это означает, что мощи их были когда-то известны, но потом сокрыты переменами времени, как подобное открывается при обзоре мощей, указываемых Кальнофойским и Гербинием 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда ученики Иисуса Христа узнали и исповедали в Нем Христа Сына Божия: ты еси Христос Сын Бога живаго ( Мф.16:16 ), однакож полного откровения славы его ожидали на земле ( Мф.20:20–28 . Деян.1:6 ): Господь объявил, что Ему должно много пострадать, умереть и в третий день воскреснуть ( Мф.16:21 ), ибо царство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ), но внутреннее ( Лк.17:21 ), духовное и вечное ( Пс.144:13 . Дан.2:44 ), и что последователи Его для сохранения веры в Него и для спасения душ своих должны быть готовы все претерпеть ( Мф.16:24–26 ), и ожидать себе славы не на земле, но на небеси. Чтобы явить эту небесную духовную славу ученикам своим, которая последует за временными страданиями ( Мф.5:11 ), Господь в 33 лето своей земной жизни, в последний год своей проповеди евангелия, чрез 6 дней после беседы о своих страданиях, смерти, воскресении и обязанностях последователей своих, преобразился. Для сего Господь взошел на высокую галилейскую гору – Фавор, в сопровождении трех учеников своих – Петра, Иакова и Иοанна, которые, как говорит Церковь , хотели делить с Господом его страдания и смерть ( Мф.20:22 . Лк.22:33 ), и коих число было достаточно для законного засвидетельствования истины преображения ( 2Кор.13:1 ). «Господь вземлет троих, говорит св. Ефрем Сирин , достаточных по закону свидетелей преображения своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих. Но поскольку будущий предатель – Иуда был недостоин Божественного лицезрения и страшного видения, то Господь оставляет с ним прочих, чтобы не имел он никакого извинения впоследствии». На горе при видимом отрешении от земного и при невозмущаемом безмолвии Господь молится Отцу светов ( Иак.1:17 ) и во время молитвы слава Божества Его открылась, сколько могли вместить ее ученики Его. Лице Господа просияло как солнце, одежды сделались белы как свет, изображая славу, в которую праведники облекутся и телесно по всеобщем воскресении мертвых. На горе явились во славе свидетели преображения Господня и из иного мира – Моисей и Илия; по гласу Церкви, начальники закона и пророков, некогда удостоенные видения Божественной славы Господа, – один на Синае, другой на Хориве, своим явлением на Фаворе свидетельствуя, что Христос есть Бог, глаголавый древле законом и пророки, есть творец и исполнитель закона и пророков и обладает и землею, небом и преисподнею. Как Владыке неба и Царю земли и Господу преисподних во время преображения – предстали Христу с земли апостолы, с неба Илия Фесвитянин, а из мертвых Моисей. Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим о исходе Его, его же хотяше скончати во Иерусалиме ( Лк.9:31 ), т. е. о кончине Богочеловека на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (Ярославов) († 23.12. 1501, Москва), игум. Троице-Сергиева мон-ря (1478-1482), кандидат в митрополиты всея Руси (1484). Происходил из ярославского боярского рода Ярославовых, вкладчиков Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря (на Кубенском оз., под Вологдой); в 3-й четв. XV в. Ярославовы перешли на службу в Московское великое княжество ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 230-231). Отцом П. был боярин Ростовского архиеп. Ефрема - Моисей, последовательный сторонник Московского вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного во время династического кризиса 1425-1454 гг. Незадолго до 11 янв. 1436 г. архиеп. Ефрем и Моисей рассматривали духовную грамоту прп. Дионисия Глушицкого (АСЭИ. Т. 3. 252. С. 274); К. В. Баранов выдвинул версию о неточности передачи издателями имени в данном документе, полагая, что там указан П. ( Баранов. 2006. С. 268-272), однако это не подтверждается при обращении к подлинному тексту грамоты (ГИМ. Увар. Ящик 66/20. Отд. III. 4). Ближайшим родственником П. (двоюродным братом) являлся дьяк Леонтий Алексеев ( после 1495/97). С сер. 60-х гг. XV в. он занимал важное место в управлении Русским гос-вом и входил в узкий круг доверенных лиц Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича . Основные биографические сведения о П. сохранились в летописях, актах, памятниках древнерус. лит-ры. Учитывая его происхождение, можно предполагать, что П. родился в пределах Ярославского княжества. Родовые владения семьи П., включая с. Ярославово, находились в Заволжском стане, а также в волости Черемха. Вопреки сложившейся еще в XIX в. историографической традиции (архиеп. Филарет (Гумилевский) , В. О. Ключевский и др.) П. был пострижеником не Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря ( Зимин. 1977. С. 58; Прохоров. 1989; Он же. 1991; Он же. 1993; Он же. 2001; Он же. 2014; Макарий (Веретенников). 2004. С. 24; Соловьев К. А., Никонова Е. В. Спас-Каменный мон-рь на Кубенском озере - уникальная обитель Сев. Фиваиды и ее ист. предания//Рос. гуманит. ж. 2018. Т. 7. 4. С. 314, 315), а Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Алексеев. 2002. С. 200; Новикова. 2008. С. 38-90). По-видимому, П. был наречен в честь св. Паисия Великого ( Макарий (Веретенников). 2004. С. 24). Статус Кирилловой Белозерской обители был повышен после событий 1446 г., когда ее игум. Трифон поддержал в борьбе за Москву вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. П. подвизался в Кирилловом Белозерском мон-ре в годы настоятельства Кассиана (1448-1469).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКАЯ ЕПАРХИЯ Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви МОЛДАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МОЛДОВЫ И БУКОВИНЫ МИТРОПОЛИЯ (с 1 июля 1990; 3 дек. 1864-1948 - Молдавская митрополия; 1948 - 1 июля 1990 - Молдовы и Сучавы митрополия) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. МОНАСТЫРЬ форма организации монашеской общины (киновии), живущей по определенному уставу; также М. называется комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, служащих местом поселения монашеской братии

http://pravenc.ru/rubrics/121236_174.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Церковное устройство МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме

http://pravenc.ru/rubrics/121792_20.html

Алоя. Церковь Рождества Христова. Alojas Kristus Dzimšanas pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1895. Архитектор: Я.Ф. Бауманис Адрес: Латвия, Лимбажский край, Алойская волость, Алоя (Стабеги) Vecpriesteri, Alojas pagasts, Limbau novads, Latvija Координаты: 57.776526, 24.879594 Проезд:Автобусом из Риги, Валмиеры, Лимбажи Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Эйхенангернский (так назывался приход до 1917 г.) приход учреждён по представлению епископа Рижского Филарета (Гумилевского) в 1846 году и открыт с 31 августа 1846 года, с прибытием в Стабеги православного причта из священника Андрея Петровича Полякова и причетников Моисея Горячего и Ивана Орлова. К числу прихода принадлежали след. мызы: В Аллендорфском кирхшпиле Вольмарского уезда - Аллендорф, Шлосспиркельн, Эйхенангерн, Пуйкельн, Оргисгоф, Коддиак, Раменгоф, Лимшен и Царкау. В Маттийском кирхшпиле - Вильзенгоф, Нейгал и Бауэнгоф. В Маттийско-заллисбургском - Бреслау, Ней-Оттенгоф и Альт-Оттенгоф. В Диккельнском - Диккельн, Шуен, Пален и Ланпиер. В Залисском - Альт-Залис, Ней-Залис и Айнаш. Первым священником Эйхенангернского прихода был священник Андрей Петрович Поляков, из лиц купеческого звания, а первым причетником Моисей Наумович Горячий, из купеческой семьи. В ноябре 1846 года в приход прибыл второй причетник - диаконский сын послушник Торопецкого Небина монастыря, Иван Стефанович Орлов. Первоначально причт помещался в версте от мызы Вильзенгоф, в доме военного постоя, называемом Муркель, там же была устроена и православная церковь, весьма тесная, состоящая из одной комнаты. По типовому проекту православных церквей в Лифляндской губернии, в Эйхенангерне в 1847 году была заложена деревянная церковь, отстоящая от причта в 12 верстах. 16 октября 1848 года новая деревянная церковь и новый причтовый дом были приняты от строителей в Духовное ведомство и причт переселился в новый дом. 24 октября 1848 года новая церковь освящена во имя Рождества Христова ключарем Рижского Петро-Павловского собора, священником Владимиром Григорьевичем Назаревским. До апреля 1850 года приход не имел собственного приходского кладбища и умерших погребали на лютеранском кладбище (с разрешения начальства и лютеранского пастора, с выставлением счёта за могильные места). Осенью 1849 года граф Карл фон Сиверс пожертвовал под православное кладбище полдесятины земли, которое прихожане окопали рвом со всех сторон. Кладбище находилось в ¼ версты от церкви по дороге от корчмы Десса на мызу Эйхенангерн.

http://sobory.ru/article/?object=07639

Корсунской епархии существовало с 31 мая по 24 дек. 2010 г., названо по средневек. г. Каффа (Кафа, совр. г. Феодосия, Крым, Украина). Как и в наименованиях Корсунской и Сурожской епархий РПЦ, а также Керченского вик-ства Сурожской епархии, в названии К. в. отразилась появившаяся в 60-х гг. XX в. в Русской Церкви практика присваивать епископским кафедрам в Зап. Европе названия по центрам византийских епархий, существовавших на Крымском п-ове. Каффа являлась центром диоцеза в юрисдикции К-польского Патриархата, учрежденного ранее 1437 г. и существовавшего до 1678 г., когда епархия была присоединена к Готской митрополии (см. Готская епархия ). Готские митрополиты некоторое время имели резиденцию в Каффе и после 1678 г. носили титул «Готский и Кафский». Последний Готский митр. св. Игнатий (Газадини) в 1778-1779 гг. присоединился к Русской Церкви, жил в Мариуполе (Украина), скончался 16 февр. 1786 г. 7 марта 1787 г. было учреждено полусамостоятельное Феодосийское и Мариупольское вик-ство в составе Екатеринославской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ) для управления храмами на юге епархии и в Крыму. Феодосийское вик-ство стало преемником Готской епархии. Первоначально кафедральной являлась греч. Введенская ц. в Феодосии, вскоре центр викариатства переместился в г. Ст. Крым, в 1791 г.- в Карасубазар (ныне г. Белогорск, Крым). Указом от 4 марта 1794 г. Синод постановил приписать к Феодосийскому вик-ству Черноморское казачье войско, епископ должен был открывать храмы и заниматься подготовкой священников. 16 окт. 1799 г. Феодосийское вик-ство было упразднено. В 1919 г. Феодосийская и Мариупольская викарная кафедра была возобновлена, но в нач. 30-х гг. XX в. назначения на нее прекратились. Во главе Феодосийского и Мариупольского вик-ства стояли архиереи: еп. Дорофей (Возмуйлов; 2 мая 1787 - 10 сент. 1790), еп. Моисей (Гумилевский ; 5 июня 1791 - 5 окт. 1792), еп. Иов (Потёмкин ; 27 февр. 1793 - 13 мая 1796), еп. Гервасий (Линцевский; 29 мая 1796 - 7 янв. 1798), еп. Христофор (Сулима ; 18 апр. 1798 - 16 окт. 1799), еп. Андрей (Одинцов; 1919 - кон. 1921), еп. сщмч. Кирилл (Соколов ; 9 дек. 1921-1922, вик-ством не управлял), Таврический архиеп. Димитрий (Абашидзе (см. Антоний (Абашидзе) ); сент. 1921-1923, временно управлял вик-ством), еп. сщмч. Антоний (Панкеев ; 27 авг. 1924-1926), еп. Иоанн (Петропавловский; 1927), еп. сщмч. Григорий (Лебедев ; назначен в мае 1928, назначение не принял), архиеп. Дионисий (Прозоровский ; 29 нояб. 1928 - 25 июня 1930, управлял всей Крымской епархией), Харьковский архиеп. сщмч. Константин (Дьяков ; 1929, временно управлял епархией).

http://pravenc.ru/text/1683943.html

11-е Святого Апостола Варфоломея Апостола Варфоломея считают за одно лицо с Нафанаилом ( Ин.1:45–51,21:2 ), который по отцу своему называется Варфоломеем, т. е. сыном Фоломеевым, потому что Еврейское слово вар значит сын. К Иисусу Христу Нафанаил призван был Ап. Филиппом, который находит Нафанаила и говорит ему: Егоже писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом Иисуса, Иже от Назарета. Нафанаил возразил Филиппу: от Назарета может ли что добро быти? Прииди и виждь, смиренно и благоразумно отвечал Филипп. Нафанаил пошёл, и когда приблизился, Господь возгласил: се воистину Израильтянин, в немже льсти несть. Како мя знаеши, вопросил Нафанаил. Прежде даже не возгласи тебе Филипп, а суща под смоковницею видех тя, отвечал Господь. Увидев и услышав Господа сердцеведца, Который явил ему и Своё всеведение, Нафанаил тотчас и прежде всех Апостолов исповедал Христа Сыном Божиим, Царём Израилевым. Господь сказал исповеднику: больша сих узриши. Отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божии восходящыя и нисходящыя над Сына Человеческаго ( Ин.1:45–51 ). В третий день после сего Нафанаил был с Господом и с прочими Его учениками на браке в Кане Галилейской ( Ин.2:2 ). Через год Варфоломей избран Господом из множества Его учеников в лик двенадцати Апостолов ( Лк.4:13–14 ). По сошествии Св. Духа Варфоломей для проповеди Евангелия путешествовал из Иудеи в разные страны Востока, часто вместе с Ап. Филиппом. По сказанию св. Иоанна Златоуста , был он в Сирии, Фригии, Ликаонии, Писидии, в Иераполе, куда послан был Промыслом на помощь Ап. Филиппу, которого после мученической его смерти он предал там погребению. По сказанию Евсевия, Варфоломей простёр проповедь слова даже до Индии, которую называют Счастливой Аравией, и для Церкви Индийской оставил Евангелие от Матфея, писанное по-Еврейски и найденное там во II веке Пантеном, знаменитым наставником Александрийского христианского училища. Из Индии Ап. Варфоломей возвратился в Армению и здесь скончался в городе Альбанополе (Альбане) мученической смертью за Евангелие, повешен быв на кресте и потом усечён мечом. Тело св. Варфоломея положено было сначала в Альбанополе; потом врагами веры Христовой ввержено было в море и Божиим промыслом перенесено на Сицилийский остров Липари и там погребено. Феодор чтец пишет: «царь Анастасий (491–518) построил город Дары, и видел во сне св. Ап. Варфоломея, который говорил ему, что он будет сам хранить сей город. По этой причине Анастасий перенёс туда и положил там останки его», вероятно часть мощей. Во дни Феофила – Греческого царя, в 833 году, когда Липара покорена была Агарянами, тело св. Варфоломея перенесено в Беневенто – город Неапольский, а отсюда императором Оттоном II (973–989) в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

27-е Св. первомученика и архидиакона Стефана Апостолы, желая иметь более времени для молитв и поучений, через полгода по вознесении Спасителя избрали семь одобренных ( Деян.6:3 ) мужей и рукоположили их в диаконы. Им поручено было управление и распоряжение общим имением и призрением вдов и сирот, а у алтаря раздавали они тело и кровь Господню (Игнатия посл. к Траллианам). Первым из семи диаконов был Стефан, который потому и называется архидиаконом. Он отличался особенной силой веры и красноречием, ревностно проповедовал слово Божие и указывал на конец закона Моисеева во Христе. Его обвинили перед синедрионом в хуле на Бога и Моисея. «Мы слышали», говорили лжесвидетели, «как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» ( Деян.6:14 ). И спросил первосвященник: так ли это? Стефан в оправдание своё произнёс речь, в которой изложил историю благодеяний Божиих к Израильскому народу и обличил не верность народа Богу. – «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались теперь вы, – вы, которые приняли закон при служении ангелов, и не сохранили». Слыша это, присутствовавшие в синедрионе рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и сказал: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Тогда толпой устремились на него, вывели за город и стали побивать камнями. Стефан молился и говорил: «Господи Иисусе, приими дух мой!» И преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи, не вмени им греха сего!» И сказав сие, почил. Тело его в следующую же ночь взято Еврейским законоучителем Гамалиилом и похоронено в двадцати верстах от Иерусалима (см. 2-го авг. перенесение мощей его, 4-го янв. в соборе 70-ти). Св. преподобно-мученика и исповедника Феодора Начертанного Брат св. Феофана (память которого – 11-го октября), Феодор, также бывший иноком в лавре св. Саввы Освящённого, пострадал вместе с ним, явясь твёрдым защитником почитания святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010