Святой Иоанн Дамаскин , поименовывая Божеские свойства, называет Бога, также, «κρτης» – «Судия» 14 . Таковое понимание имени Божия лежит в основе санскр. корня bhág=разделять, назначать, судить, – получать свою часть. Отсюда происходят существит. bhgás=часть, доля, и bhágas=раздаятель их, что принадлежит именно Богу. Древнейшие предки славян, оставляя общую прародину, в своем умственном кругозоре несли в зародыше этическое представление о высочайшем Умиротворителе людей. Это был уже значительный шаг вперед в миросозерцании, сделавшейся впоследствии великой, славянской расы. Указание на объясненный смысл корня bhág – бог сохранилось в словах: богатый, богатырь, убогий; из них последнее выражает отсутствие разбираемых свойств: бездольный, несчастный 15 . Жизнь человеческая идет путями Промысла Божия; и духовно-нравственная, личная жизнь каждого индивидуума, вся сфера его действий, обуславливаясь свободой воли, исходное свое начало получает в святейшей и всеправедной воле Того, Чью правду возвещают небеса; Кто есть Судия людем ( Пс.49:6; 7:9; 134:14 ; Евр.12:23 ), – судит «всей земли» ( Быт.18:26 ; Пс.81:8; 93:2 ), – «Судия живым и мертвым» ( Деян.10:42 ). Едва ли не каждая страница Библии , в особенности же, Псалмы и книги пророческие, свидетельствуют о всеправедном суде Божием. Хотя это последнее свойство принадлежит только Богу, но и людям дается от Него суд, который поэтому в Св. Писании называется Господним: «И рече (Иосафат) судиям: видите, что вы творите, не человеческий бо вы суд творите, но Господень» ( 2Пар.19:6 ); и сами судьи, князи избранного народа Божия, как «сынове Вышняго» ( Пс.81:6 ), в отношении суда уподобляющиеся Богу, именуются богами (=bhgas=умиротворитель, судия): «Богов да не злословиши (выше речь идет о том, что следует поддерживать справедливость в общественных отношениях), и князю людей твоих да не речеши зла» ( Исх.22:28 ); " Се дах тя бога фараону, и Аарон брат твой будет твой пророк» ( Исх.7:1 ) (Моисей, по повелению Божию, является пред царем египетским в качестве судьи, ходатая за израильтян). В 81 Псалме говорится об оскудении суда и справедливости у еврейского народа. Чтобы напомнить судьям о Божеской правде, об их святом призвании, псалмопевец восклицает: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд» ( Пс.81:1 ); затем это сравнение судей с богами еще характернее отмечено выражением: «Я сказал: вы (вы, судьи) – боги» ( Пс.81:6 ). Сам Христос Спаситель, приводя это последнее место, свидетельствует, что богами называются те (люди), к которым было слово Божие ( Ин. 10:35 ) 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

Старец Моисей с рыбаками в осеннее время застигнут был бурей на озере; погибавшие обратились с молитвой к Господу, призывая на помощь и блаженного Арсения; явившийся чудный старец осенил их мантией и лодка благополучно пришла к берегу. В другое время Арсений явился во сне слепцу и велел идти ему на поклонение Коневской иконе Богоматери; послушный слепец прозрел у иконы. Коневский инок Леонтий, расслабленный всеми членами, получил исцеление при гробе преподобного. – В 1573 году обитель неожиданно спаслась от Шведов, разорявших Карелию; попавшемуся в плен Афанасию голос сказал: «если хочешь уйти, возьми с собой образ Спасителя, найденный здесь»; когда пленник вместе с другим подобным был уже на море в ладье, оба заснули от утомления и оба увидели преподобного Арсения, который говорил: встаньте, по морю плывёт змий. Пробудившиеся увидели Немецкое судно, шедшее на них, и вовремя принявшись за вёсла, успели скрыться от опасности 121 . † Преставление преп. Онуфрия Мальского Преподобный Онуфрий основал обитель в честь Рождества Богородицы на Малах, в 4-х верстах от Изборска и в 56 верстах от города Пскова, и скончался 12-го июня 1592 года. По Рукописным святцам он новый чудотворец; мощи его почивают под спудом в Рождественской церкви, в которой придел посвящён его имени. Обитель его упразднена в 1764 г. 122 . † Преставление преп. Стефана Озерского Отец блаженного Стефана служил при дворе князей Бородатых – отрасли князей Ярославских; в доме благочестивого родителя сын получил приличное воспитание 123 . Начало иночеству полагал он в Глушицкой обители, где провёл несколько лет. Потом странствовал по северным пустыням, жил несколько времени в Тихвине и, увлекаемый любовью к безмолвию, возвратился в родные Вологодские пределы: на восточном берегу Комельского озера, при истоке реки Комелы, в 35 верстах к югу от Вологды, поставил себе келью и потом часовню, а в ней иконы Божией Матери и св. Николая, и стал подвизаться, незнаемый людьми и знаемый единым Богом. – Много вытерпел он нужд и огорчений в своей пустыне: грубый рыболов, опасаясь, что преподобный овладеет ловлей рыбы в озере, то осыпал его жестокой бранью, то возмущал неприличными песнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феостирикт, называл его «пламенным учителем Церкви». Впрочем, кроме сочинений нравственного содержания, писал Феодор Студит также и догматические, и много песней церковных и описаний жизни святых. В числе сочинений находятся и письма; некоторые из них – писанные по случаю заключения незаконного брака в императорском доме. К Феофану, епископу ефесскому, который требовал смертной казни для манихеев, писал Феодор: «что ты это говоришь? Господь запретил это в Евангелии ( Мф.13:29 ), «чтобы, выбирая плевелы, не выдергали вместе с ними и пшеницы»... Мы должны молиться за еретиков, как Господь молился на кресте за врагов Своих. Не указывай на Финееса и Илию: надобно различать состояние ветхозаветных от состояния нов. Завета. Когда ученики хотели поступить (против Самарян) в том духе, Господь показал Свое неудовольствие на то, так как они не согласовались с кротким и благим судом Его, Учителя своего»... В стихирах, составленных Феодором на неделю мясопустную, поется: «приидите прежде конца, братия, посмотрим на персть нашу и уразумеем немощь естества нашего. Проникнем в гроб... Где слава? Где красота взора? Где язык благоглаголивый? Где брови? Где око? Все – прах, все – тень... Спасителю наш! пощади нас!» – «Для чего обольщает себя человек, возвышая себя хвалами? Для чего напрасно возмущается брение кратковременное? Для чего не помышляет перстный, что он смешение праха? Гной и тление его исчезнут. Если мы, люди – брение, для чего прилепились мы к земле? Если мы сродны Христу, отчего не спешим к Нему? Отвергнем текущую жизнь, последуем жизни нетленной, которая есть Христос, просвещение душ наших».. О силе Креста Христова преп. Феодор воспевает (в каноне на 3-ю неделю Вел. поста): «Того, Коего древле Моисей прообразовал дланьми, Крест Твой ныне лобызаем и побеждаем умного Амалика, Владыко Христе, и им спасаемся». «Гряди, Елисее пророче, возвести, что знаменует древо, которое положил ты в воду? Сие древо – Крест Христов, которым исхищены мы из глубины гибели, ему мы покланяемся верно».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Однажды усердно просил у старца позволения сопровождать его в пустыню один юноша, благородного происхождения, воспитанный в неге, но имевший такое усердие к благочестию, которое превышало ещё его силы. Иулиан отговаривал этого юношу, по имени Астерия, от продолжительного путешествия в пустыню, где ещё при том не было воды, но наконец, убеждённый его желанием, склонился на его просьбу и взял его с собой. С радостью последовал за старцем Астерий; по прошествии же трёх дней стал изнемогать от нестерпимого зноя в пустыне; мучимый жаждой, он однако же стыдился сказать старцу о своих страданиях, о которых тот предупреждал. Наконец, обессилев совершенно, Астерий умолял старца сжалиться над ним. Так как предстояло ещё много пути, то Иулиан предложил юноше возвратиться назад. Но Астерий не знал пути к пещере, к тому же и не мог идти, потому что силы его истощились от жажды, томившей его. Тогда человек Божий, тронутый страданием своего спутника, снисходя к слабости его, преклонив колена, усердно воззвал к Богу, оросив землю горячими слезами, о спасении юноши. И молитву праведника услышал Бог: капли слез его, упавших на землю, превратил в водяной источник. «Этот источник, – повествует Феодорит, – сохранился и доныне, как памятник молитвы благочестивого старца, подобной молитве Моисея. Ибо как Моисей, ударив жезлом по сухому камню, извёл потоки вод, чтобы напоить многие тысячи людей, изнемогавших от жажды, так и этот Богоугодный старец, оросив слезами сухой песок, произвёл воду, чтобы утолить жажду одного юноши 260 . Говоря о высоком достоинстве молитвы Иулиана, жизнеописатель упоминает и о кротости его, свидетельством которой выставляет, между прочим, следующий случай. Однажды Астерий, выше упоминаемый ученик Иулиана, сделавшийся уже сам подвижником и руководителем других и посещавший нередко своего любимого учителя, в знак усердия к нему, принёс на своих плечах в дар ему большой мешок смокв; он нёс на себе эту тяжесть в продолжение семи дней пути. Смущённый и огорчённый тем, что ради него другой человек так утрудил себя, Иулиан не захотел воспользоваться его трудом и отказался принять приношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о них, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слёз, ибо есть награда за труд твой, и возвратятся они из земли неприятельской»... ( Иер.31 ). «И напою я душу утомлённую, и насыщу всякую душу скорбящую» ... – прозревает затем в таинственном откровении Боговдохновенный пророк – величайшее утешение мира: пришествие в мир Спасителя... «Вот наступят дни, – говорит Господь, – когда Я исполню слово благое, которое Я дал дому Израилеву и дому Иудину. В те дни и в то время возвращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни спасён будет Иуда, и Иерусалим будет жить безопасно; и сие есть имя, которым нарекут Его: Господь – оправдание наше!» ( Иер.33:14–16 ). Между тем и для Седекии увещания пророка оставались гласом, вопиющим в пустыне... Подобно царям предшественникам своим, вместо того, чтобы вразумиться словами Иеремии об исправлении пути своего и о покорном перенесении наказания Божия за грехи народа, он продолжал творить беззакония и также поверил лжепророкам, ублажающим народ обещаниями скорого освобождения от власти царя Вавилонского, и отказался платить ему дань. Иеремию же за обличения его 1 велел бросить в глубокий тинистый ров... Погруженный в тину по самую шею, едва не погиб Иеремия, но, встретив защитника в одном из приближённых царя, по имени – Авдемелехе, был извлечён из ямы и отведён в темницу 2 . Между тем слова его не замедлили исполниться. Иерусалим был осаждён царём Вавилонским, жители подверглись всем мукам голода во время продолжительной осады, и город наконец был взят. Сыновья Седекии в глазах его были умерщвлены; сам же Седекия, которому выкололи глаза, был в цепях отведён в Вавилон. Храм в городе был разрушен, жители уведены в плен; Иерусалим опустел, в стране Иудейской остались одни земледельцы, да пастухи... В то время, когда началось разрушение города, но прежде запустения церковного, освобождённый Иеремия взял скинию, устроенную Моисеем, и кивот завета со скрижалями, и при помощи священников и левитов отнёс эту святыню на гору Нафан, с которой открылась перед Моисеем обетованная земля... Здесь, положив в пещеру горы ковчег завета и алтарь кадильный, Иеремия заградил камнями вход в неё. Предание передаёт слова его, сказанные при этом случае священникам: «Господь отошёл от Сиона на небо и опять придёт с силой; а это будет, когда все народы станут поклоняться древу. Тогда Моисей вынесет из пещеры кивот завета, и Аарон разогнёт скрижали закона» ... Таким же образом скрыл Иеремия и огонь, постоянно со времён Моисея горевший в храме Иерусалимском; он скрыл его на дне глубокого и безводного колодца для того, чтобы Иудеи, по возвращении из плена Вавилонского, снова возожгли этот огонь в храме, который им предстояло построить.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По летописи, 1572 г. июня 14 дня в Новгороде у церкви св. Флора и Лавра обретены нетленными мощи святой девицы Гликерии, скончавшейся за 50 лет перед тем; это была дочь старосты Легощинской улицы Пантелеймона; архиепископом Леонидом и собором духовенства мощи положены были в самом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырёхлетний сын подьячего Богдана Суворова 214 . Память праведницы местно чтится мая 13 дня 215 . Праведница изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев, который ныне находится в ризнице Черниговской кафедры. Образ – достойный внимания! Вверху – св. София с предстоящими Богоматерью и Предтечей. В первом ряду: «Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука»; во втором ряду: «Иоаким, Симеон. Мартирий, Василий, Антоний (святители), Варлаам (Хутын.), Савва (Вишер.), Михаил (Клоп.), Александр (Свир.)». В 3 ряду: «Александр (Ошев.), Зосима и Савватий (Солов.), Нил (Столб.), Арсений (Кон.), Никодим (Кожеоз.), Ефрем (Новот.), Антоний (Римл.), Антоний (Сийск.)». В 4 ряду: «Антоний (Леохн.), Ефрем (Перек.), Варлаам (Шенк.), Сергий и Герман (Валаам.), Евфросин (Синоз.), Владимир (кн.), Анна (кн.), Феодор (юрод.), Николай (юрод.)». В 5 ряду: «Арсений (Новг.), Афанасий (Череп.), Корнилий (Палеос.), Антоний (Дым.), Ксенофонт (Робейс.), Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий (Алфановы)». В 6 ряду: «Мартирий (Зелен.), Феофил и Иаков (Омуч.), Кирилл (Челм.), Феодор (кн.), Мстислав (кн.), Иоанн Логгин (Ярен.), Диодор (Юрьег.), Елиазар (Анз.), Макарий (Оред.), Артемий (Верк.), Иаков и Иоанн (Менюж.), Гликерия». Св. Сергия исповедника, скончавшегося в изгнании при императоре Феофиле Св. Сергия исповедника, скончавшегося в изгнании при императоре Феофиле (829–842). Он известен как песнописец и описатель событий от времён Копронима до Михаила Заики. 215 Макария Новгор. древн. I. 221. Тихомирова сказание о чудотв. иконе знамения Богородицы и Новгор. святых, стр. 96, 97. Новгор. 1861 г. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Май. - 1900. - 438, IV с., л. портр.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Испроси нам у Христа защиту от искушений бесовских; моли Христа Бога даровать душам нашим мир и милость обильную». 830 Преп. Моисей Угрин Здесь почивает «тот, кто выше Иосифа», говорил небесный голос Иоанну многострадальному о пр. Моисее. 831 Подвиг Моисея – кровавый подвиг за целомудрие, чудное мужество, не уступившее шагу пред нападениями самой неистовой похоти женской. 832 Моисей был брат Георгия и Ефрема и вместе с ним служил у св. кн. Бориса. В 1015 г. когда св. Борис был умерщвлен на р. Альте, он один уцелел из свиты князя и скрылся у Предиславы, сестры св. князей. В 1018 г. тесть Святополка, Болеслав король польский, овладел Киевом и преследуемый Ярославом захватил двух сестер его и множество бояр; в числе других взят был в плен и Моисей и отведен в Польшу. 833 Там он целые пять лет томился в оковах. Крепкий телом, красивый собою, он обратил на себя внимание одной знатной и богатой польки. Воспламененная страстью к прекрасному пленнику, она говорила ему с лукавым состраданием: «какие терпишь ты мучения»? «Так Богу угодно», отвечал Моисей. «Я освобожу тебя и сделаю известным человеком, – только будь покорен мне, – или я сама буду принадлежать тебе», говорила панна. Моисей указал в ответ на печальные последствия увлечения женщинами. «Но я выкуплю тебя и желаю иметь тебя моим мужем, – ты – красавец». «Не желаю я, отвечал Моисей, ни знатности, ни имений, ни денег: душевная чистота для меня дороже всего. Пять лет страдал я; – быть может Господь избавит меня за то от мук вечности. Зачем же терять мне дорогую награду, для временных утешений? И что за свобода – быть рабом жены. С юных лет решился я не знать жены». Панна выкупила его дорогою ценою, одела его в богатое платье, велела готовить ему роскошный стол; затем осыпала его ласками и поцелуями страсти. Моисей оставался тверд, – он только усилил строгость к себе в пище. Раздраженная полька приказала запереть его в темницу и морила голодом. Моисей молился. По воле панны, доверенные ее уговаривали Моисея жениться на молодой вдове; и князь не отказался бы от руки прекрасной и богатой вдовы, говорили Моисею; выставляли при том и святость брака и то, что брачная жизнь не помешала патриархам угождать Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Другая причина неверия: своекорыстная гоньба за славой человеческой. «Все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия на площадях» ( Мф.23:5–7 ). Потому Тот, Кто проповедовал самоотречение и не обещал ни почестей, ни известности, а гонения мира, не мог нравиться этим людям. Иисус казался для них предметом соблазна ( 1Кор.1:23 ). Аще ин приидет во имя свое, того приемлете. «Иной придет во имя свое», не посланный Отцом небесным, без всяких признаков посланника небесного и с очевидными признаками искателя своих интересов: «его примете». Почему? Потому что льстить будет страстям и предрассудкам людским, обещать будет земное царство, лелеемое в мечтах душ земных. Со времени пришествия Христова более 60 ложных мессий перебывало у жидов и каждого принимали они с восторгами и торжеством. Явится и еще иной христос, антихрист. Как в Христе открылся Отец небесный: так в антихристе откроется с ложными чудесами сатана ( 2Фес.2:9–10 ). Они и того примут – прежде всех, как своего мессию. Так думали об иудеях древние отцы Ириней (5, 25), Златоуст, Амвросий и другие, указывая на рассмотренные слова Спасителя. Ст. 45–47. Вследствие той и другой причины, холодности к Богу и искания своекорыстных выгод, образовалось в иудеях ложное разумение Моисея, которое в свою очередь способствует отдалению их от Христа Иисуса. Не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть иже на вы глаголет, Моисей, нань же вы уповасте. Иудеи хвалились: «мы Моисеевы ученики» ( Ин.9:28–29 ). Но смысл и дух Моисеева закона были потеряны у них от толкотни страстей. Когда Иисус обличал их за порчи закона, упорные в своих мнениях говорили, что Моисей за них. Они, во всяком случае, «уповали на Моисея», возлагали все надежды свои на него (Сл. 1Кор.15:4 ; 1Тим.5:5 ). На деле шли они против Моисея. Иисус – проповедник благости Божией; Моисей – проповедник правды Божией. Потому не Христос, а Моисей будет вызывать на мщение правду Божию против иудеев за все их неправды.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Итак в пророчестве Иакова видим следующие черты Мессии: а) Мессия произойдет от сильного державного племени Иуды; б) придет в то время, когда Иуда будет терять значение правительственного племени; в) соберет под свою власть народы и г) будет умирителем-Спасителем. § 157. Пророчество Моисея Моисей, приближаясь к смерти, в утешение народу своему, говорит, что Господь воздвигнет пророка, подобного ему. Пророка от братии твоея якоже мене, воздвигнет тебе Господь Бот твой, того послушайте. ( Втор. 18, 15 ). Мысль Моисея повторяет от своего лица Сам Бог (ст. 18) и присовокупляет угрозу на тех, которые дерзнут не слушаться новаго пророка (ст. 19). Не сонм пророков, тем менее Иисус Навин, или Иеремия, разумеется здесь под именем пророка; сей пророк есть никто другой, как Мессия: так заставляет понимать Моисея аа) самый текст Моисеев. – Нави обыкновенно означает пророка, как лицо неделимое и если бы означало имя собирательное, то потребовало бы для себя числа множественного. С другой стороны не только Иисус Навин, но и целый ряд пророков не был тем, чем долженствовал быть пророк, о котором говорил Моисей. Пророк, обещанный Моисеем, должен быть равен Моисею по действиям законодателя и посредника и не менее Моисея близок к Богу, притом не по примеру Моисея столько кроток в могуществе, что народ не устрашится при нем слушать Иегову ( Втор. 18, 16–18 ). бб) Предание церкви иудейской заметило, что после Моисея не воста к тому ηροροκ во израили, якоже Моисей (Вгор. 31, 9–12) и сохраняло веру в пророка, предсказаннаго Моисеем как в Мессию 23 . Такую веру в необыкновенного пророка сего выражают Филипп ( Иоан. 1, 45 ) народ современный ему (7, 16), Самарянская жена (4, 25) 24 . вв) Наконец в новозаветном откровении сие пророчество объяснено о Мессии. По всей вероятности 11 Сам Иисус Христос имел в виду сие пророчество, когда говорил, что Моисей писал о Нем ( Лук. 24, 44 . Иоан. 5, 46 ). Апостол Петр, указывая в Иисусе Христе Мессию, прямо относит к Нему слова Моисея о великом пророке; отличая сего пророка от других пророков, говорит о нем как онеделимом лице προφτβ ε εινοο и указывает его именно в Мессие Иисусе (Дея. 3, 22–24). Первомученик Стефан столь же прямо дает видеть в Моисеевом пророке Мессию (Дея. 7, 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О преп. Евфимие схимнике иеромонахе Кальнофойский пишет, что ременным крестом его благословляются приходящие в нему и некоторые больные получают исцеление; ав ркп. святцах называется он иеросхимником и молчальником 272 . По древней записке, «як в схиму потригся, негды ни с ким, ни мало, ни велико, не мовил, окроме молитвы в церкви и в келии; жадна теж покорму (никакой пищи), который огнем роблен, не идал, окроме суроваго зелия». Преп. Панкратий священник и чудотворец, говорит таже записка, молитвою и постом и помазанием елея исцелял больных и, нелениво подвизаясь для спасения своего, угождал Господу. Кондак ему: «в постницех явился еси велик, во иереях же нарочит и в чудотворения дарех показася славен, священне отче Панкратие; тем тя чтим и ублажаем». Из диаконов ныне открыто почивают: Акила, Макарий и Мартирий. По древней записке «преп. Акила не только не вкушал никогда вкусной пищи, приправленной или вареной, но и суровой ел мало; пищею служила ему просфора, вкушаемая раз в неделю». В кондаке еще сказано, что при таком посте «он был тверд в бдениях молитвенных». Преп. Макарий, будучи больным ребенком, обещан был Богу, если выздоровеет, и по выздоровлении отдан был печерским отцам; обученный в монастыре всему доброму, удостоился монашества и диаконства; в этом звании еще усерднее служил он Богу постом и молитвою и сподобился дара чудес. «Мартирий диакон», по древнему известию, «за великую чистоту и постнические подвиги удостоен был диаконства и дара чудес. За кого молился он стоя на амвоне, испрашивал тому нужное, или здравие или благую мысль; бесам был страшен и издали, и прогонял их молитвою; после долгих подвигов и трудов переселился к Богу, которому служил». Кальнофойский писал: «тело св. инока Мартирия диакона, поныне почивающего в стихаре». в) С именем чудотворцев покоятся преп. Агафон, Григорий, Ипатий и Моисей. По древней записке преп. Агафон «за постническую жизнь сподобился такого дара, что на какого больного возлагал руку, получал тот исцеление; он имел и дар пророчества, знал о времени своей смерти». Лавра молит его: «Агафон блаженный, красота постников, пророк не ложный, целитель больных! Скажи нам нечувственным, нет ли в нас пути беззакония, и наставь нас твоими молитвами на путь вечный». Пищею преп. Григория во всю жизнь служила невареная трава; он давал эту траву приходившим к нему и больные исцелялись. «Преп. Ипатий целебник служил святым отцам во времена болезни их; молитвенник и постник, он получил от Бога такой дар, что прикосновением руки исцелял больных; и ныне кто в болезни притекает к мощам его, получает исцеление». Преп. Моисей чудотворец, желая представить тело свое чистым Богу, старался умерщвлять его разными способами: носил на голом теле железный пояс и железный крест, который устроил себе сам; за такие подвиги и труды удостоился дара чудес. Кальнофойский пишет: «преподобные двое, во св. духе братия, Мартирий и Моисей положены в одном гробе, целые в святых телах своих». Ныне они покоятся отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010