240 Прочие преимущества наших первосвятителей также остались. Патрираху Иову (1599) возобновлена была грамота, данная царем Иоанном Васильевичем митрополиту Афанасию, освобождавшая людей Первосвятителя от суда гражданского (кроме дел уголовных). 241 Первый Иов до 1606 г. (1605 при Лжедмитрие был лже–патриарх Игнатий, но 1606 г. изгнан). 2) Гермоген, около 7 л. 3) Филарет 14 л. 4) Иосаф I. около 7 л. 6) Никон 15 л. 7) Иосаф II, 5 л. 8) Питирим, 16 мес. 9) Иоаким, 15 л. и 10) Адриан 10 ½ л. 242 По регламенту к суду духовному отнесены: дела богохульные, еретические, раскольнические, волшебные, недоуменные браки, развод, и прелюбодеяние; а прочие, относившиеся к суду патриархов (напр. о разделе имения по завещаниям) отнесены к суду светскому. 244 В Греческой Иерархии известна та перемена, которая произошла в новом королевстве Греческом. По новейшим сведениям видно, что здесь учрежден Св. Синод в Афинах, по примеру Российского, и 1850 г. Собором Константинопольским, а 1851 г. и нашим Св. Синодом признан самостоятельною Главою дух. управления в Греческом королевстве (ук. Cvh. 1851 г. Марта 12). 245 См. Oriens Christian. de Le Quieu. Отцы Собора 1722 г., по сообщению с нашею Церковию, прислали в Св. Синод православное исповедание, составленное Патр. Досифеем на Соборе Иерусалимском 1672 г. 248 С 1767 г. Евгений Булгар 1760 г. был также ректором Патриаршей Гимназии Константинопольской. См. Словарь Дух. Писателей. – В нынешнем Греч. Королевстве учреждены многие училища, напр. в Аргосе, Триполице, Навплии, Афинах, Тиносе, Андросе и друг. островах Эгейского моря. 1836 г. положено завесть Дух. Семинарию в Паросе. 249 Первая школа (1722) Нижегородская, заведена преосвященным Питиримом; первая семинария (1732) – Александро-Невская. 250 Число их простирается ныне далее 350. Семинарии до 50. Казанская Академия до времени была закрыта, а ныне опять существует. Учащихся в дух. училищах считается более 60 тысяч. 252 Напр. Амвросий Зертыс-Каменский, архиепископ Московский, уб. 1771; Арсений Верещагин, еп. Архангельский, ум. 1799; Авраам Флоринский, архимандр. Ростовский, ум. 1797; Моисей Гумилевский, епископ Феодосийский, ум. 1792; Симеон Лагов, архиепископ Рязанский, ум. 1804 г. и пр. – Исправленная Слав. Библия напечатана 1756 г. Прежде сего были два издания: Осторожское 1581 и Московское 1663 (с Острожского). Предпринят был и перевод Библейских книг на русское наречие. Изданы: перевод Нов. Завета – 1821 и Псалтыри –1822 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

272 По переводу описания лавры (стр. 288) у Кальнофойского крест Евфимия «раменный»: но в подлиннике rzemienny krzyz. Кальнофойский пишет: «преп. иеросхимонах Евфимий: знак того – ременный крест на святом; приходящие благословляются им и некоторые больные исцеляются». К сожалению, перевод м. Евгения часто не точен. Напр. Кальнофойский определенно говорит, целое ли тело святого лежит или только кости его? – Под 52 «преподобные двое, во св. Духе братья, Мартирий и Моисей, положены в одном гробе; целые в телах своих». Последних слов нет у м. Евгения. Под 36 «кости святаго инока Пимена», у Евгения – мощи. Под 55. 56. 65 – многое не переведено. 273 Надпись на пещерной доске: «преп. отец наш Вениамин, бесчисленными, в мире живя, обвязан был куплями житейскими. Егда же слыша словеса евангелия, яко неудобь богати внидут в царствие небесное, абие измени богатство на нищету произвольную Христа ради и раздав имение все требующим, сам присовокупился к нищим в духе, преп. отцем печерским, с ними же добре потрудися, пройде душею к подвигоположнику Христу прияти венед победы. Мощи его святые зде нетленно почивают». 274 Надпись на доске пещерной: «преп. Арсений трудолюбивый никогда же являшеся празден, но всегда или моляшеся или послушание делаше монастырское; хлеба не вкушаше, разве по захождении солнца. Ныне же во свете немерцающем видения лица Божия наслаждается». Почти то же в малорус. известии. 275 Надпись на доске пещерной: «преп. Логгин, вратарь печерский, свято и праведно моностырское проходя послушание, сицеваго от Всеведца Бога сподобился дара чудотворения, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенные; добрых во благом предложении тверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном житии, отъидя к Господу, есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник». 277 Слав. древняя надпись на уцелевшей пещерной доске: «преп. Тит воин, бывший на брани, поражен бе во главу оружием, едва не смертне и сего ради остави воинствование; мало нечто возмог, прииде в монастырь печерский и прият быв от ту живущих преподобных отцев, облекся в чин иноческий и доблественно подвизался постом и молитвою противу невидимых супостат, вооружися, слезами же безпрестанными, толику сниска благодать, яко извеидено бысть ему прежде смерти о отпущении грехом в его. После переселилыя духом на небо к торжествующим ликом, доброподвижное же тело его зде положенное почивает». Украинское известие короче.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2) Главное содержание всего созерцательного учения Христова составляет благодатная весть о любви Отца небесного, пославшей Сына Своего на землю для спасения человечества. Вот слова самые обширные по смыслу: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3, 16 ). Отсюда в частности а) Господь Иисус открыл славу триединого Бога в таком свете, в каком не была она открыта пророками (Мат. 28, 19). И тогда как в. завет изображал Бога большей частью антропоморфически, Господь Иисус открыл Бога-Духа. Дух есть Бог ( Иоан. 4, 24 ). б) Учение об Искупителе мира и Его страданиях, хотя часто предлагалось в в. завете, но определенную точность и ясность, с примирением некоторых несогласий с божественным и славным лицом Искупителя, получило оно только в наставлениях Спасителя ( Иоан. 3, 16 . Мат. 12, 40. 16, 21). в) В ясном свете изображено Спасителем повреждение природы человеческой (Мат. 15, 19. Иоан. 3, 7 ). Подробно объяснены необходимость благодати и благодатные средства ко спасению, каково крещение ( Иоан. 3, 5 ), евхаристия и пр. г) о жизни загробной в в. завете были только намеки; евангелие изобразило эту жизнь ясно и подробно (Мат,22. 30). § 195. Иисус Христос – законодатель В каком отношении находится учение Христово к закону в. завета? Имеет ли оно силу закона непременного? Вопросы естественные в обозрении должности Мессии – просветителя мира и на которые давались ответы неодинаковые 122 . 1) Уже потому, что небесной благостью обещано во время Мессии заключить новый завет, не такой, какой заключен был при Моисее ( Иер. 31, 31. 32 ), и Моисей предсказал-явление великого Пророка, подобного ему -законодателю ( Втор. 18, 18–23 ), Иисус Христос, как истинный Мессия, не мог не быть новым законодателем. Пусть при обнародовании учения Христова не было ни громов, ни молнии, как было при обнародовании синайского закона: но тому надлежало быть и по пророчеству о Пророке подобном Моисею, где великий Пророк возвещает учение свое кротко ( Втор. 18, 18–23 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

30.11.1892 Владимир (Шимкович), епископ бывший епископ Сумской, викарий Харьковской епархии с 05.12.1892 по 12.06.1896 епископ Екатеринбургский и Ирбитский; 06.01.1926 (1925) Викарии Екатеринославской епархии Феодосийские и Мариупольские епископы Викариатство учреждено 7марта 1787 года Имена Сведения Игнатий (Гозадинов или Хозадинов) 17 , митрополит Крымский и Мариупольский (Готфейский и Кефайский) бывший греческий митрополит 16.02.1786 Дорофей (Возмуйлос), епископ рукоположен с 02.05.1787 10.09.1790 Моисей (Гумилевский), епископ рукоположен с 05.06.1791 05.10.1792 (убит разбойниками) Иов (Потёмкин), епископ рукоположен с 27.02.1793 по 13.05.1796 архиепископ Минский и Волынский Гервасий II (Линцевский), епископ рукоположен с 29.05.1796 08.01.1798 Христофор (Сулима), епископ рукоположен с 18.04.1798 по 16.10.1799 епископ Слободско-Украинский и Харьковский Викариатство упразднено 16 октября 1799 года. Енисейская Учреждена 25 мая 1861 года Енисейская и Красноярская Кафедра в Красноярске Имена Сведения Никодим (Казанцев), епископ бывший епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии с 18.09.1861 по 06.04.1870 на покое; 11.06.1874 Павел (Попов), епископ бывший епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии с 10.06.1870 по 31.03.1873 епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский Антоний (Николаевский), епископ бывший епископ Старицкий, викарий Тверской епархии с 31,03.1873 по 15.05.1881 епископ Пензенский и Саранский Исаакий (Положенский), епископ бывший епископ Моздокский, викарий Кавказской епархии с 30.05.1881 по 08.03.1886 епископ Томский и Семипалатинский; 11.05.1894 Тихон (Троицкий-Донебин), епископ бывший епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии с 08.03.1886 по 28.03.1892 архиепископ Иркутский и Нерчинский; 26.09.1911 Александр (Богданов), епископ бывший епископ Муромский, викарий Владимирской епархии с 23.03.1892 по 30.04.1894 епископ Тамбовский и Шацкий; 12.07.1898 Иркутская Учреждена в 1727 году Иркутская и Нерчинская Имена Сведения Иннокентий (Кульчицкий), епископ, свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

4870 Архиепископ с 20.03(02.04).1931. Вторая дата – дата кончины. (Прим. M. Е. Губонина. – В последние годы жизни стал известен как издатель настольных Православных календарей и, вероятно, не без его участия, вышел в свое время единственный до сих пор классический труд об обновленческом расколе: Затворник А. Обновленцы по суду канонов Вселенской Церкви. Девять лекций против обновленческого лжеучения. Уфа, 1927 [Башглавлит 2151. Тираж 5000. Типолит. «Октябрь-Натиск» 132 с.]. По ММЛ РПИ, «...его могилу три раза разрывали воры, снимали с него облачение и в раздетом виде сажали у подножия могильного креста...» С 1930 г. в Уфе будто бы действовал “автокефальный” архиерей поставления Андрея (кн. Ухтомского), Рувим (Троицкий) (он же Брехов), арестованный и расстрелянный как “японский шпион” ок. 1937–1938 гг. 4873 Архиепископ с назначения (?). Вторая дата – дата ареста, за которым последовал осуждение и приговор по обвинению в подготовке вооруженного восстания с целью «установления в Башкирии фашистского режима». Расстрелян в Уфе 16(29)11.1937. 4875 Архиепископ. Вторая дата – определение на покой в Жировицкий Свято-Успенский монастырь в Белоруссии. 4879 Архиепископ. Пострадал в период гонения на Церковь при H. С. Хрущеве. Назначен по отбытии 3-летнего срока в ИТЛ по ложному обвинению в сокрытии доходов, а в действительности – за сопротивление закрытию церквей. 4890 «Архиепископ». Вторая дата – уволен на покой. В 1932–1935 гг. в должности настоятеля храма, в гг. Мелекес и Кустанай. 4893 Назначен 15(28))02.1922. Дата хиротонии неизвестна. Вскоре был переименован во епископа «Каменецкого» (см. Каменец-Подольская). 4895 «...Убился в Эски-Крыму (Старом Крыму) викарий Моисей...» (Херсонские Епархиальные Ведомости. 1878. 24). В действительности он был убит неизвестными злоумышленниками, однако затем появились слухи о его самоубийстве. «... Платон (Левшин . – Сост.) сам перевел слово в слово на русский прозою и напечатал сочиненную 1795 года Виноградским (впоследствии архиепископ Августин. – Сост.) латинскую Елегию на бедственную смерть епископа Феодосийского Моисея Гумилевского, безвинно убитого в Крыму и оклеветанного молвою в самоубийстве...» ( Снегирев И. М. Очерки жизни московского архиепископа Августина. M., 1841. С. 7). Полный текст Элегии на латинском языке и в русском переводе: Там же. С. 106–109.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

80 Повесть о Евфросине Псковском (рукопись Лаврской библиотеки 205. Рукописи Императорской Публичной Библиотеки 70)//ПамСРЛ. С. 69; то же и по рукописи ВС МДА 632. Л. 460. 84 Житие преподобного Александра Свирского. СПб., 1818. Л. 4: “вдаша его родителие в научение Божественного Писания”. 89 По рукописи СПбДА 271; Митрополит Макарий (Булгаков). Указ. соч. Т. I. СПб., 1889. Прил. 2. С. 262. В краткой редакции раннейшего времени этой фразы нет, см. Славяно-русский Пролог. Ч. I. С. 43; то же по списку МДА 208. Л. 221. 91 См. житие в: Великие Минеи-Четии. Сентябрь, дни 1–13. СПб., 1868. Столб. 455. То же в: Славяно-русский Пролог. Ч. I. С. 160. Но по списку, изданному Невоструевым (М., 1865. С. 5), просто: “сему же от юнна возраста священныя книги извыкшу”. 94 Житие святого Антония Римлянина//Православный Собеседник. 1858. Ч. IV. С. 160. См. Ключевский В. О. Указ. соч. С. 306–310. Также Кадлубовский А. П. Указ. соч. С. 1–43; Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. I. Пол. II. С. 590–591. 99 Житие преподобного Никодима Кожеезерского//Православный Собеседник. 1865. Ч. I. C. 211; рук. 346. Л. 25. 104 Ключевский В. О. Указ. соч. С. 353. Ср. Ярославские Епархиальные Ведомости. 1873. 37. С. 302. 112 Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею церковью или местно. Чернигов, 1862. Июль 14. 113 Моисей уже в 1324 г. был посвящен в сан архиепископа. Если полагать ему в это время около 40 лет, что необходимо, так как до этого он был еще архимандритом в Юрьеве монастыре, то годы его отрочества падают на 80–90-е годы XIII столетия. 115 До избрания он основал пустынь на урочище Вяжиги, а умер в 1458 г. Если полагать его жизни от 60 до 80 лет, то отроческие года его падают на 70–80 е годы XIV столетия. 118 †1481 г., 95 лет от рождения. См.: Книга глаголемая описание о российских святых. М., 1887. С. 52. 123 Житие преподобного… Сергия Чудотворца. Ср. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад, 1892. С. 3–4. 133 Славяно-русский Пролог. Ч. II//Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. IV. СПб., 1898. Также: Архиепископ Филарет (Гуми­левский). Русские святые… Март 31.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

IV. Святые Божии то далеко держали себя от тех, которые хотели ублажить их, то допускали некоторые странности, чтоб внутренно не почувствовать соуслаждения похвалам и знакам почитания, которые воздавали им. аа) Так кто приходил к Макарию египетскому , считая его за святого и великого старца, с тем он и не говорил ничего: но кто, прийдя к нему, начинал высказывать ему укоризны, хоть бы и несправедливые, того он принимал с удовольствием. (Дост. сказ. о подвижн. 149, 30). бб) Однажды областный правитель, наслышавшись об авве Моисее, пришел в пустыню «Скит», чтобы видеть его. Об этом сказали старцу: он встал и побежал к болоту. Правитель, встретившись с ним, говорит ему: «скажи нам старец, где келья аввы Моисея?» – Авва отвечал: «чего вы хотите от него? Он человек глупый и грешный». – Правитель, когда пришел в церковь , сказал клирикам: «я слышал о делах аввы Моисея, и пошел посмотреть его, – и вот встретился с нами старец на дороге в Египет: мы спросили у него, где келья аввы Моисея? а он отвечал нам: чего вы хотите от него, – он человек глупый и грешный». – Выслушав это, клирики опечалились и спросили: «какой по виду этот старец, который так поносил святого?» – Им отвечали: «старец был высокий и черный, в ветхой одежде». Тогда клирики сказали: «это сам авва Моисей, – он сказал это на самого себя потому, что не желал встретиться с вами». – Правитель возвратился, получив большую пользу. (Из «Древнего патерика» гл. VIII). V. Св. Тихону, епископу задонскому, по природной живости характера, случалось оскорблять других; в таком случае приходил он к обиженному, признавал себя виновным и просил прощения. – Тех, которые оскорбляли его, он прощал к без прошения. Много оскорблений терпел он от монастырских служителей: иногда прохаживался он по монастырю, когда они работали, и случалось, что они смеялись вслед его, – он как будто не слышит ничего; а после скажет: «Богу так угодно, что и служители смеются надо мною, – я и достоин того за грехи мои.» Часто говаривал он в подобных случаях: «прощение, лучше мщения». Раз сидел он на крыльце своей кельи и боролся с помыслами самомнения, которые упорно нападали на душу его. Вдруг подбежал к нему юродивый (Каменев), окруженный мальчишками, и, ударив его по щеке, сказал ему на ухо: «не высокоум». – «В ту же минуту по чувствовал я, что бес высокоумия отступил от меня», говорил преосвященный. За это врачевство св. Тихон положил выдавать юродивому каждый день по три копейки и выдавал по самую кончину. (Из кн. «Жития святых» архиеп. Филарета Гумилевского , авг. 13 д., стр. 100 – 101). 6. Делай добро втайне

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

§ 32. Отличные добродетели многих пастырей и князей Страдая под тяжестью стольких бед, Церковь Русская имела и утешение видеть чад, преуспевающих в вере и благочестии. Первосвятители ее Петр, Алексий, Феогност, Киприан были высокими образцами христианской жизни для паствы. Игнатий († 1288), Иаков († 1392) и Феодор († 1395 г.) Ростовские, Василий († 1294) Рязанский, Феоктист (1299–1308), Моисей (1324–1320, 1351–1359), Василий (1330–1351) Новгородские, Стефан († 1396) Пермский, Дионисий († 1388) Суздальский, Арсений († 1409) Тверский также прославлены Богом за жизнь христианскую. Между Князями, кроме положивших душу свою за веру и отчизну, в чудном свете величия является благовер. Александр Невский. Это образец царственного мужества и царственной мудрости, проникнутых духом христианским. До 1246 г. в пять лет он одержал три победы над Ливонцами и Шведами, семь – над Литвою; каждую начинал молитвою и оканчивал хвалою Богу; двумя победами освободил Церковь и отечество от власти Немцев, которые пред тем уже ввели своих начальников во Псков. С 1246 г. он – Вел. Князь всей России, и дела его приняли другой характер. Доселе воин храбрый из храбрых, против Татар не только не обнажает он меча, но наказывает тех, которые обнажали меч; он бережет Россию, бессильную пред Монголами, покорностью своею и покорностью России; не раз отправляется к Батыю и по песчаным пустыням к великому Хану, – для покоя России: подвиг вдвойне тяжелый от того, что был не блистателен в глазах света. Кроме Александра, примерами глубокого благочестия были Кн. Роман Угличский, Феодор Ярославский с двумя сыновьями, Довмонт Псковский и Даниил Московский, принадлежавшие XIII веку. Из Князей южных особенным благочестием славились Владимир и, в последних годах своих, отец его Василько; последний провел конец жизни в дикой пещере, под горою Георгиевского Львовского монастыря, оплакивая грехи мирского властолюбия и кровавой деятельности. Владимир был истинный страдалец Божий; кроткий, милостивый, строгий к себе, – сей Князь четыре года страдал как Иов; нижняя губа его гнила; болезнь распространялась и становилась сильнее: но он терпеливо сносил боль, и занимался делами; болезнь усилилась: вся мясистая часть бороды отпала, нижняя часть и зубы выгнили, он молился и благотворил; никто из Князей южных не построил столько монастырей и городов, никто более его не наделил храмов книгами и утварью; пред смертью он все движимое имущество, золото, серебро, одежды раздал бедным 270 . § 33. Монашество в начале и продолжении монгольского периода

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник: Моисей боговидец бысть, постом очи душевныя очистив. Темже рая жителие быти возжелавше, изменимся от неполезныя пищи и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти, легцы к горнему шествию прейдем, идеже ангельстии лицы немолчными гласы нераздельную воспевают Троицу, зрети недоуменную доброту и Владычню. Тамо сподоби нас, Сыне Божий, Жизнодавче, на Тя надеющихся, ликовати со ангельскими воинствы, рождшия Тя Матере Христе молитвами, и апостол, и мученик, и преподобных (Неделя сыропустная, стихира на хвалитех). Примечания Печатается по: Сахаров Сергий. Настроение верующей души по Триоди Постной. М.: Новоспасский монастырь, 1997. 1. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. Чернигов, 1864. С.278-279. 2. Там же. С.309. 3. Ловягин Е. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1856. С.64. 4. Домострой благовещенского попа Сильвестра/Сообщено Д.П. Голохвастовым. М., 1849. С.10. 5. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. М., 1880. Т.2. С.23. 6. Гермоген, епископ Псковский. О богослужении Православной Церкви. СПб., 1911. 7. Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1897. С.54-55. 8. Соколов В., свящ. О церковном богослужении//Христианин. 1910. С.337. 9. В изданном в 1865 г. сочинении архимандрита Модеста " О церковном Октоихе " (Вильна) целая, довольно обширная, глава посвящается содержанию Октоиха. Но здесь излагается содержание только воскресных Троичных канонов, догматиков и степенных антифонов. 10. В одной рукописи XIII в. говорится, что третье поклонение Честному древу бывает в середине поста, в память перенесения его из Анамеи при императоре Иустине. - Карабинов И. Постная Триодь: Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. С.33. 11. Там же. С.31. 12. Там же. С.204.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/166/...

(Акты Западной России. Т. 1, 66, 111); 31 – Макарий, Слуцкий архимандрит, с 1492 г. (Там же, 99); 32 – Филарет в 1500–1505 г. (Акты Западной России. Т. 2, 1, 46); 33 – Вассиан Шишка упомянут в грамоте 28 ноября 1506 г. (Там же); 34 – Иона был на соборе 1509 г.; 35 – Сильвестр; 36 – Григорий; 37 – Петр; 38 – Игнатий в 1522 г. испросил грамоту на общежитие (Акты Западной России. Т. 2, 112); 39 – Антоний с 23 апреля 1524 г., но по грамоте 17 июля 1525 г. уступил место Игнатию, а сам поступил в Овручский монастырь. В июле 1528 г. по ходатайству киевского воеводы Немировича, снова настоятель лавры (Акты Западной России. Т. 2, 126, 135, 154); 40 – Иоаким в 1532 г. переведен из Выдубицкого монастыря; 41 – Протасий с 1535 г.; 42 – Софроний, известный по грамотам 1540 и 1541 гг. (Акты Западной России. Т. 2, 204, 210); 43 – Вассиан грамотой 1542 г. назначен из архим. Минского (Акты Западной России. Т. 2, 216. Т. 3, 1); 44 – Иосиф архим. 1550 г. (Акты Западной России. Т. 3, 112); 45 – Иларион Песочинский 1559–1566 г.; 46 – Геннадий; 47 – Мелетий. 303 По переводу описания Лавры ( Евгений (Болховитинов) , митр. Описание КиевоПечерской Лавры) у Кальнофойского крест Евфимия «раменный»; но в подлиннике «rzemienny krzyz». Кальнофойский пишет: «прп. Иеросхимонах Евфимий: знак того – раменный крест на святом; приходящие благословляются им и некоторые больные исцеляются» (Афанасий (Кальнофойский). Тератургима). К сожалению, перевод митр. Евгения часто не точен. Например, Кальнофойский определенно говорит, целое ли тело святого лежит или только кости его. Под 52: «преподобные двое, во Св. Духе братья, Мартирий и Моисей, положены в одном гробе; целые в телах своих». Последних слов нет у митр. Евгения. Под 36: «кости святого инока Пимена», у Евгения – мощи. Под 55, 56, 65 – многое не переведено. 304 Надпись на доске пещерной: «Прп. отец наш Вениам. Бесчисленными, в мире живя, обвязан был куплями житейскими. Егда же слыша словеса Евангелия, яко неудобь богати внидут в Царствие Небесное, абие измени богатство на нищету произвольную Христа ради и, раздав имение все требующим, сам присовокупился к нищим в духе, прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010