983. Чин православия , в лист, 28 лл., скорописью XVIII в., в цветной бумажной обложке. На 1-м листе заглавие: «С синодика копия присланная из Московской Синодальной конторы, которую по Журналу Святейшаго Синода 1771 года апреля 29 дня велено отдать для хранения в Синодалной архив». По листам скрепа: «секретарь Петр Варыпаев». Начинается возглашением многолетия царю Михаилу Феодоровичу. Большую часть чина составляет синодик (3–4 об., 7–28) с массою имен павших за веру и отечество в разных походах и битвах. 984. Чин православия в первую неделю Великаго поста , в лист, 23 л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете; лист 11-й – небольшой клочок бумаги; лист 13-й почти в восьмушку. На задней крышке переплета скорописью приписано: «от казанского» (преосвященнаго). Сл. 987. 985. Чин православия в первую неделю Великаго поста , в лист, 22 л., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, в цветной бумажной обложке. Возглашается многолетие императрице Екатерине II и Мефодию, епископу астраханскому и ставропольскому. Сл. 987. 986. Чин православия в первую неделю Великаго поста , в лист, 20 лл., полууставом начала XVIII в., в цветной бумажной обложке. На некоторых листах встречаются приписки полууставом и скорописью XVIII в. На внутренней стороне нижней обложки внизу скорописью приписано: «от вологодского» (преосвященнаго). Возглашается вечная память благоверном великому государю царю и великому князю Иоанну Алексиевичу, позднейшим почерком приписаны возглашения вечной памяти императору Петру Первому, императрице Екатерине Алексиевне, царевичу Алексию Петровичу и Вологодским архиепископам: Маркеллу, Симону, Леикию, Гавриилу, Иосифу и Павлу. Песнопение: «Кто Бог , велий» положено на крюковыя ноты. Сл. 987. 987. Чин православия в первую неделю Великаго поста , в лист, 20 лл., скорописью XVIII в., в поврежденном бумажном переплете. Листы 1, 19 и 20 чистые. Заглавие: «Чин бываемаго действия в главных соборах яко в Московском Успенском, в Санкт-Петербургском Петро-Павловском читаемаго в каждом году на первой седмице Великаго поста в неделю Православия, сочиненное вкратце из стараго Московского Успенского собора чиновника синодальным членом преосвященным Гавриилом епископом Коломенским и Каширским в Санкт-Петербурге в 1752-м году и читанное в придворной церкви». На 19 листе внизу приписки скорописью: «Сие чинодействие читано в Санкт-Петербургском Петро-Павловском соборе марта 12-го 1755 года; в том же соборе читано и в 1756, 1755 и 1758 годах». На обороте 13 листа на левом поле скорописью приписано: «При чтении сего чина в Петро-Павловском соборе в Петербурге в 1758 году приполнено (т. е. прибавлена вечная память) по сем чудотворце (Стефане Пермском) тако: и новоявленному Димитрию митрополиту Ростовскому чудотворцу». Возглашается многолетие императрице Елисавете Петровне. Этот чин тожествен с чинами в 984–986, 988–990, 992–994, 997 и 999, за исключением, конечно, местных особенностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если королева позовет их к руке, то идти, королеву и девиц в руку целовать, а не витаться с ними (не брать за руку) и, посмотревши девиц, идти вон, после чего проведывать, которая к великому делу годна, чтоб была здорова, собою добра, не увечна и в разуме добра, и какую выберут, о той и договор с королем становить, спрашивать, сколько дадут за невестою земель и казны. Сватовство кончилось ничем. Под предлогом болезни король отказался говорить со Львовым, а тот отказался объясняться с ближними королевскими людьми. Попытались еще раз: в январе 1623 года отправлено было к шведскому королю Густаву-Адольфу предложение высватать за царя Екатерину, сестру курфюрста бранденбургского Георга, шурина Густаву-Адольфу. Но разность исповеданий явилась непреодолимым препятствием этому союзу, ибо царь непременным условием поставил, чтоб Екатерина крестилась в православную веру греческого закона. Густав-Адольф отвечал, что ее княжеская милость для царства не отступит от своей христианской веры, не откажется от своего душевного спасения и потому он, король, видит, что все труды по этому делу будут напрасны. Когда заграничные сватовства не удались, решились поднять дело о прежней русской невесте, которая жила в Нижнем в совершенном здоровье. Призвали доктора Валентина Бильса и лекаря Балцера, которые по поручению кравчего Михайлы Михайловича Салтыкова пользовали царскую невесту. Бильс и Балцер объявили, что у Хлоповой была пустая желудочная болезнь, которая излечивается очень скоро. Тогда взяли к допросу Михайлу Салтыкова: на каком основании он объявил царю Михаилу, что у Хлоповой болезнь неизлечимая? Салтыков начал вертеться, запираться, явно было из всего, что он солгал. Государи призвали на совет самых близких к себе людей: Ивана Никитича Романова, князя Ивана Борисовича Черкасского, Федора Ивановича Шереметева, и на этом родственном совете было решено послать за отцом Марьи, Иваном, и дядей Гаврилою Хлоповыми, чтоб чрез них узнать дело обстоятельнее. Иван Хлопов объявил, что дочь его была совершенно здорова до тех пор, пока привезли ее во дворец; здесь открылась у нее рвота, которая, однако, скоро прекратилась и после того, во время ссылки, не возобновлялась ни разу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Но особенный страх наводил неутомимый польский полковник Лисовский, который с необыкновенной быстротой переходил из одного края России в другой и на своем пути истреблял все беспощадно. На юго-востоке России злодействовал атаман Заруцкий, при котором находилась жена Лжедмитрия II с трехлетним его сыном Ивашкой, которого Заруцкий мечтал посадить на московский престол, чтобы его именем управлять государством. Города пограничные находились в руках врагов: Кексгольм, Орешек и самый Новгород были заняты шведами и их король Густав Адольф, желая возвести своего брата Филиппа на московский трон, осаждал Псков. Смоленск, Дорогобуж, Чернигов занимали поляки. Владислав королевич грозил юному Михаилу Феодоровичу отнять у него врученный ему от всей Русской земли царский скипетр. Тула с трудом защищалась от татар крымских и ногайских. Казань волновалась. Шайки запорожцев, отряды поляков и татар бродили внутри России, грабили и вконец опустошали ее. Мало в истории найдется примеров, когды бы новый государь вступил на царство при таких крайне печальных обстоятельствах, при каких царь Михаил отдавал себя на служение отечеству. Несмотря на свою неопытность при молодости, он вскоре же устремился к освобождению России от врагов и насаждению в ней порядка, разрушенного в смутное время. Восстановляя средства государственной казны установленным сбором податей и недоимок, также значительным денежным займом от Строгановых, царь Михаил Феодорович начал действия против внутренних врагов – из коих Заруцкий являлся наиболее опасным, и потому на него прежде всего обращено было главное внимание. Вскоре после того, как Москва праздновала возвращение государства к порядку и после ряда случайных похитителей трона наконец имела царя, избранного всей землей и, следовательно, вполне законного, оказалось, что на юге государства поднималась опять воровская смута. Атаман казаков Заруцкий и Марина Мнишек не переставали провозглашать трехлетнего мнимого царевича Ивана (Дмитриевича) наследником российского престола и призывали к себе вольницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Икона Пресвятой Богородицы оставалась в с. Купятицах, пока тамошний монастырь был в ведении христиан православных. Когда же во второй половине XVII века завладели этим монастырём сперва бенедиктинские, а потом униатские монахи, тогда православные русские перенесли в 1656 году чудотворную икону в Киев и поставили её в Софийском соборном храме в ряду местных икон южного придела апостола Андрея. Богомольцы имеют великое благоговение к сей иконе, издавна прославившейся великими чудесами, из которых многие проявлены во время борьбы русских с поляками за православие. Преподобный Афанасий Филиппович, игумен Брестский, представил копию с сей иконы государю Михаилу Феодоровичу. Крест с изображением Купятицкой Божией Матери сделан из меди и имеет в длину и ширину по 21/4 вершка. На одной его стороне изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руке, а на другой – распятие. 15.11. Благоуханный Цвет Благоуханный Цвет Сия чудотворная икона находится в Воронежском Покровском кафедральном соборе, где известна под именем Одигитрии. На иконе Спаситель изображён сидящим на левой руке Богоматери, держащей в правой руке расцветшую ветвь. 17.11. Елеоточивая Елеоточивая Чудотворная икона Божией Матери, называемая Елеоточивой, находится в Ватопедском монастыре. Однажды, когда должность дохиара в этой обители занимал преподобный Геннадий, случился недостаток в масле, так что оставался всего один сосуд с маслом. Желая сохранить эти остатки для церковных лампад, прп. Геннадий перестал давать братии масло, но игумен обители, твёрдо уповая на помощь Пресвятой Богородицы, велел ему давать братии масло. Дохиар повиновался воле игумена. После этого вошёл однажды прп. Геннадий в дохиарную, в уверенности найти пустым сосуд, из которого он брал масло, но, к удивлению своему, увидел его полным, так что масло даже переливалось через края сосуда и текло из дверей дохиарной. Все прославили и возблагодарили Царицу Небесную за чудо Её неизреченного милосердия. С тех пор икона Богоматери, называемая Елеоточивой, стоит неподвижно в дохиарной, и от неё неистощимо исходит благоухание дивное. Эту икону иные называют келарницею, а до этого чудесного события она называлась Одигитрией – Путеводительницей. 19.11. В скорбях и печалях Утешение – в Андреевском скиту

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Бывает в селе Домнино... Что ж, это полезные вести». Был послан отряд воровской К одной из окраин московских, - Его по земле Костромской Вел пан воевода Лисовский. Шел ночью, от русских таясь, - Теперь-то их доля иная! - Шел злобный, предзимье и грязь, Туманы, дожди проклиная... Вот и Кострома. Разузнал Лисовский, что отрок - «намедни В Железный Борок ускакал В обитель святую к обедне». Борок... Это путь в Домнино... Подумал поляк: «Без сомненья Со службою он заодно Видать завернет и в именье». Скорее!.. В Борке его нет... Спешат в Домнино. Вот хоромы... Стучатся, ни звука в ответ, - Проклятье! Неужто нет дома?.. Нет! Отрок-то был здесь как раз, - И староста был здесь, крестьянин, Который тогда его спас, Да спас и Россию, - Сусанин. Другой в своем доме, в окно,- А жил он при въезде в селенье,- Увидел - спешит в Домнино Какая-то шайка... В мгновенье К Сусанину он прибежал, Сказал, что недоброе что-то Там близится... Только сказал, Как уж застучали в ворота. «Пойду открывать, а то дом Сожгут... Мы такое видали... А ты к Михаилу бегом, - Да спрячь его на сеновале», - Сусанин был стар, но высок, С большой бородой поседелой, Могуч, - он бы справиться мог, Пожалуй, и с шайкою целой. Взял посох он, не торопясь Засов отодвинул: поляки! И вся их толпа ворвалась Во двор, и все злы как собаки. И сразу Лисовский спросил: «Скажи-ка, где отрок Романов? Где будущий царь Михаил? Смотри же, чтобы без обманов!» «Да сколько их? Около ста... Нас двое... Неравные силы... Вступился б я ради Христа, Когда б нас хоть четверо было». «Боярин? - Сусанин в ответ, - Уж час как ушел на охоту, - Ему лучше отдыха нет, Как с луком бродить по болоту». «Пытать!» - приказал своим пан. Вот польские псы налетели, Сорвать попытались кафтан Всей сворой, да и не сумели. «Так нет Михаила-то?» - «Нет». - Из горницы тащат второго И бьют без пощады, - в ответ Крестьянин ни стона, ни слова... «Вернется ж он к ночи домой, - Вот тут я силок и поставлю»... «Да нет уже, - Корбой рекой Он на ночь пойдет к Судиславлю».

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/20/...

В нач. XVII в. П. Г. м. был одним из крупнейших вотчинников Галичского у. и переживал хозяйственный подъем ( Авдеев. 2009. С. 36-37), но пострадал в Смутное время . 3 янв. 1609 г. отряд А. Лисовского взял штурмом Галич и подверг его разгрому. Монастырские вотчины были разорены, вероятно, пострадала и сама обитель. В 1612-1613 гг. в П. Г. м. был пожар, о чем упомянуто в отписке в Галичскую четь дозорщика В. Жемчужникова. В 1618 г. настоятель архим. Боголеп писал в челобитной царю Михаилу Феодоровичу , что «вотчинка пуста от войны литовских людей, и от русских воров, и от лихолетья, и ото многих податей крестьянишка розбрелись розно». В дозорной книге 1618 г. за монастырем в Галичском у. числились 2 погоста, 3 сельца, 26 деревень, 30 починков, в которых было 77 крестьянских дворов. Часть вотчины за годы Смуты опустела, в 1618 г. здесь были «пусты 2 деревни, да 12 починков, да 3 займища, да в живущих деревнях 82 двора пустых» (Акты писцового дела. М., 1913. Т. 1. С. 62, 63, 65). В 1655 г. П. Г. м. принадлежали 680 крестьянских дворов, в 1678 г.- 694 двора. С 1606 г. мон-рь был втянут в тяжбу с посадскими людьми и рыбными ловцами Галича, к-рым по их «посулу» писцы Иван Биркин и Михаил Тюхин приписали принадлежавшие мон-рю сенные покосы по рекам Челсме и Святице и «Овинов луг с росчистями». Окончательно дело решилось в пользу мон-ря в 1652 г. ( Авдеев. 2009. С. 37). В 1655 г. за обителью числились 680 крестьянских дворов, в 1681 г.- 682, в 1701 г.- 687. По писцовой книге 1628 г., в П. Г. м. «у Галичского посада» находились холодный Успенский храм и теплая Никольская ц., «да под монастырем на монастырской земле сельцо Успенское, а в ней коровий монастырский двор, да дворы попов, да служебников, да монастырской пашни тридцать чети, да к монастырю рыбные ловли в озере Галичском и в реках Ихлиме у озера в устье и на Светице и на Сухом Песке» (цит. по: Белоруков. 2000. С. 72). В 1628 г. в мон-ре было 2 храма: холодный Успенский и теплый Никольский. В 60-х гг. XVII в. в монастырском скриптории был выполнен ряд лицевых рукописей высокого художественного уровня, в т. ч. и лицевой Апокалипсис ( Анисимова. 1997).

http://pravenc.ru/text/2578641.html

Раз с N.N. Михаил Феодорович приехал в Глинскую пустынь вечером, 24 сентября, накануне памяти преподобного Сергия Радонежского. В полночь зазвонили к утрене. Михаил Феодорович не мог разбудить уставшего с дороги спутника и один пошел в храм. Но мысль, что N.N. проспит утреню и не почтит памяти великого угодника Божия, беспокоила благочестивого помещика. Он стал о нем молиться, и его молитву не презрел Господь. Спящий N.N. видит во сне множество разнообразных птиц с человеческими головами, летящих при озаряющем свете на северо-восток. Вдруг явился прекрасный юноша и сказал: это чада св. Сергия спешат ублажить его память, а ты ленивый и окаянный, не хочешь вместе с Михаилом Феодоровичем почтить угодника Божия. С этими словами N.N. проснулся и поспешил в храм, где уже пели величание. В страхе он рассказал Михаилу Феодоровичу свой сон. Тот, по обыкновению, кротко ему ответил: хорошо, что пришел, я о тебе молился. С Глинскими и Оптинскими известными благочестием старцами Михаил Феодорович был лично знаком, глубоко уважал их, слушался добрых советов и научился во всем смирять себя ради Бога, жить весьма скромно и даже отказывать себе, чтобы более благотворить ближним. Строя другим дома, он не обращал внимания на ветхость построек своей усадьбы, требовавшей многих поправок. В громадном господском доме он занимал одну комнату рядом с залом. О чистоте комнат не заботился: на полу под коврами лежал толстый слой песка, на мебели – пыль, на стенах висела черная паутина. Видно было всякому, что хозяин, помышляя о небесном, не радел о земном. Прислуга часто злоупотребляла добротой нетребовательного барина, а он, как будто, не замечал ничего: для него все были хороши, все с ним уживались. Он, кажется, и врагов любил по заповеди Господней. Случающиеся с ним болезни и несчастия переносил без ропота, с покорностью, как посланные от Бога на его же душевную пользу. Обед Михаила Феодоровича состоял почти всегда из одного холодного и одного горячего блюда, самого простого изготовления. Горячая пища ему подавалась на стол прямо из печки, в пропитанном маслом черном глиняном горшке. Ради изредка приезжавших к нему посторонних, стол его не изменялся, все предлагалось по заведенному порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Послы выехали из Москвы 2 марта, но еще прежде, от 25 февраля, разосланы были грамоты по городам с известием об избрании Михаила: «И вам бы, господа, – писал собор, – за государево многолетие петь молебны и быть с нами под одним кровом и державою и под высокою рукою христианского государя, царя Михаила Феодоровича. А мы, всякие люди Московского государства от мала до велика и из городов выборные и невыборные люди, все обрадовались сердечною радостию, что у всех людей одна мысль в сердце вместилась – быть государем царем блаженной памяти великого государя Федора Ивановича племяннику, Михаилу Федоровичу; Бог его, государя, на такой великий царский престол избрал не по чьему-либо заводу, избрал его мимо всех людей, по своей неизреченной милости; всем людям о его избрании Бог в сердце вложил одну мысль и утверждение». Вместе с этим известием разослана была и крестоцеловальная запись, в которой нет ничего о порче на следу и тому подобных вещах, встречаемых в годуновской записи. Присяга областей последовала быстро: уже 4 марта воевода Переяславля Рязанского дал знать в Москву, что жители его города присягнули Михаилу; за этим известием последовали другие – из областей более отдаленных. Наконец пришло известие от послов соборных, которые нашли Михаила с матерью в Костроме, в Ипатьевском монастыре. Послы доносили собору, что 13 марта они приехали в Кострому к вечерни, дали знать Михаилу о своем приезде и он велел им быть у себя на другой день. Послы повестили об этом костромскому воеводе и всем горожанам и 14 числа, поднявши иконы, пошли все с крестным ходом в Ипатьевский монастырь. Михаил с матерью встретили образа за монастырем, но когда послы объявили им, зачем присланы, то Михаил отвечал «с великим гневом и плачем», что он государем быть не хочет, а мать его Марфа прибавила, что она не благословляет сына на царство, и оба долго не хотели войти за крестами в соборную церковь ; насилу послы могли упросить их. В церкви послы подали Михаилу и матери его грамоты от собора и говорили речи по наказу, на что получили прежний ответ; Марфа говорила, что «у сына ее и в мыслях нет на таких великих преславных государствах быть государем, он не в совершенных летах, а Московского государства всяких чинов люди по грехам измалодушествовались, дав свои души прежним государям, не прямо служили».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

После мученической кончины патриарха св. Ермогена (17 февр. 1612) местоблюстителем Патриаршего престола стал Казанский и Свияжский митр. Ефрем . Руководство 2-го ополчения 29 марта 1612 г. обратилось к нему с просьбой о поставлении на Крутицкую митрополию игум. Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Исаии (СГГД. Т. 2. 283. Стб. 620). Однако на Крутицкую кафедру в 1613 г. был хиротонисан И. с возведением в сан митрополита. Поставление И. следует датировать периодом между последними числами мая и дек. 1613 г.: подписи И. нет среди подписей рус. архиереев на грамоте от 24 мая 1613 г. об исполнении решения земского Собора и царя Михаила Феодоровича о пополнении казны (ААЭ. Т. 3. С. 4-7, 4); после кончины 26 дек. 1613 г. Казанского митр. Ефрема И., уже будучи митрополитом Сарским и Подонским, стал местоблюстителем Патриаршего престола и управлял Русской Церковью до возвращения из польского плена митр. Филарета в 1619 г. (Будучи Сарским и Подонским митрополитом, И. подписал составленную в мае 1613 утвержденную грамоту об избрании Михаила Феодоровича на царство. Однако это обстоятельство не дает возможности судить о времени хиротонии И., поскольку подписи под грамотой ставились начиная с мая-июня 1613 до 1615 включительно (Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова/С предисл. С. А. Белокурова. М., 1906. С. 14).) И. участвовал в венчании на царство Михаила Феодоровича. В дек. 1614 г. Крутицкий митрополит поставил свою печать на грамоте к митр. Филарету в Речь Посполиту (СГГД. Т. 3. С. 125, 26). Мать царя великая старица Марфа, так же как и ее родственники Салтыковы, оказывала покровительство местоблюстителю (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Кн. 204. Л. 152). Как глава освященного Собора И. участвовал в земских Соборах 1616 и 1618 гг., оказывая поддержку Михаилу Феодоровичу в его усилиях по пополнению казны и поддержке рус. армии. В 1616 г. в Москве состоялся Собор, постановления к-рого рус. воеводы пограничных областей рассылали жителям Северских земель. Смоленская и Черниговская епархии, занятые польск. армией, перешли под власть польск. кор. и вел. кн. Литовского Сигизмунда III Вазы . Рус. духовные власти рекомендовали населению Северских земель сохранять верность Православию и не принимать Брестской унии 1596 г. (ААЭ. Т. 3. 326). Ок. 1616 г. по доносу, «неповинно, не по делу, без сыску», И. осудил Вологодского архиеп. грека Нектария, который был лишен сана и сослан в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь . 10 янв. 1619 г. И. возглавил хиротонию Рязанского архиеп. Иосифа. При местоблюстителе функционировал развитый штат администрации Патриаршего приказа (двора), к-рый включал Разряд (Судный приказ), Дворец, Казну; каждое отделение возглавлял патриарший дьяк.

http://pravenc.ru/text/578296.html

Посольство отпустили с иконами Петровской Богородицы и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы. Посольство, не дойдя до Костромы на одно поприще, остановилось. В следующий день, 14 марта, архиепископ Феодорит с прочими духовными, в сопровождении всех чинов, пришедших из столицы, прибыли в соборный храм Костромы, отслужили молебен и, взяв местный чудотворный образ Феодоровской Богоматери, пошли в Ипатиевскую обитель, в которой находились Марфа Иоанновна и Михаил Феодорович. Михаил Феодорович и матерь его сретили крестное торжественное шествие за св. воротами обители. Помолившись Господу Богу и Пречистой Богородице, они со слезами приложились к чудотворным иконам, приняли благословение от архиерея, присланного из царствующего града и, быв упрошены, вступили с крестным ходом в соборную монастырскую церковь Живоначальной Троицы. Здесь поднесли матери и сыну многомолебное писание от всего священного собора, и от бояр, и от всего воинства и от христоименитого народа Российской державы, чтобы государыня благословила сына своего Михаила Феодоровича Царем и Государем на Московское государство и над прочими государствами Российской державы, и чтобы и благоверный Великий Государь Михаил Феодорович прошения не презрел. Долго умоляли Марфу Иоанновну дать благословение; она была сначала непреклонна, плакала и говорила: " яко мнози прежде бывшие цари обругаемы бяху; а инии и чуждую землю познаша; мое же чадо, младо суще, недоумеет к уменьшению людских злостей управляти: молю вас, не лишите меня единородного чада " . После продолжительных и напрасных убеждений склонить Марфу Иоанновну на желания отечества, архиепископ приемлет на руки свои чудотворную Феодоровскую икону Пресв. Богородицы, а Троице-Сергиевский келарь Аврамий образ св. чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы, подносят св. иконы к старице, и твердым голосом вещают Марфе Иоанновне и Михаилу Феодоровичу: " для чего же пречистая и чудотворная икона Пресв. Богородицы и великие святители Христовы шествовали с нами? Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мире, ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери, и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога; ибо воистину от Бога вы избраны.

http://pravoslavie.ru/archiv/Feodorovska...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010