А.А. Половцов Хованский, Иван Андреевич Тараруй Хованский , князь, Иван Андреевич, по прозванию Тараруй, боярин, племянник Ивана Андреевича Хованского, боярина царя Михаила Феодоровича (см.), один из самых видных деятелей в правление царевны Софии Алексеевны, казнен 17 сент. 1682 г. По словам современников кн. Х. был человек безнравственный, заносчивый, непостоянный, легко поддававшийся чужим внушениям, очень высоко ставивший свое происхождение от Гедимина и приверженный к старине; вследствие опрометчивости и неумения соразмерять свои силы с силами неприятельскими, он часто проигрывал сражения, так что, по выражению Мейерберга, он был «suis cladibus orbi notus». Народ прозвал его Тараруем. Свою службу кн. Х. начал еще в царствование Михаила Феодоровича и в 1636 г. упоминается в числе стольников. С 1650 г. начинается его деятельность в качестве воеводы; в мае этого года, по случаю набега крымских татар, кн. Х. был назначен в Тулу, откуда в конце июня был переведен в Яблонов, а осенью возвратился в Москву; с 1651–1654 г. он находился воеводой в Вязьме, а в 1655 г., когда царь Алексей Михайлович отправился в поход против поляков, кн. Х. состоял в государевом полку головою московских дворян, в 1656 г. был назначен воеводой в Могилев, а в следующем – полевым и осадным воеводой во Псков. Здесь он принимал участие в шведской войне и в октябре 1657 г. разбил под Гдовом графа Магнуса де Лагарди; между тем в Нарву прибыли из Москвы послы для ведения переговоров со шведами, и между ними и кн. Хованским не замедлили произойти столкновения из-за того, что послы помимо Хованского пригласили к себе для охраны одного из находившихся под его начальством полковников. Царь, до которого дошло это дело, признал виновность послов, но в то же время велел кн. Хованскому посылать ратных людей для охраны послов. Гораздо серьезнее были столкновения кн. Хованского с А. Л. Ординым-Нащокиным: кн. Х. очень гордился своим знатным происхождением и с презрением относился ко всем незнатным, но тем не менее добившимся власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Отделение V I Округ Благочиния ГОРОД ИЗЮМ Изюм – на берегах реки Донца и речки Мокрого Изюмца, в 120 верстах от Харькова. Татарское название Гузун подает мысль, что на месте Изюма, или близ него, был татарский городок. Последнее, как увидим, несомненным оказывается и по письменным памятникам. Но наше внимание обращено преимущественно на русский христианский Изюм. Итак, с какого времени Изюм стал заселяться русскими? Еще в 1637 году царь Михаил Феодорович писал: «слыша мы от бусурман на Православных крестьян разорение и всякое злое полонское расхищение, указали на Калмиюсской и на Изюмской сакме и на Муравском шляху от Татарской войны поставить городы и острожки жилые и стоялые, и всякие крепости учинить и в острожках устроить, чтобы тем у Татар в Русь приход отнять, а Православных бы крестьян от войны и от разорения и от полону заступить». Вследствие сего царь предписывает сделать сбор денег для построения крепостей и на содержание в них разных людей. В объяснение слов грамоты заметим, что а) по Книге большого чертежа, из Ливен к Перекопу Крымскому шли три дороги – Муравский шлях, чрез нынешний Перекоп Валковского уезда, Изюмская дорога – к так называвшемуся Изюмскому кургану, близ которого был перевоз чрез Донец, и Калмиюсская дорога, на восток от Изюмской, переходившая чрез Донец в 2-х верстах ниже устья реки Боровой. Книга большого Чертежа, изд. Д. Спасского, М. 1846 г. – Маржерет называет эти три дороги – Царскою, Крымскою и путем великого Хана. Московский приговор 1598 года: «Одну станицу добрую послати к Донцу Северскому Царевою дорогою Муравским шляхом. След. Царева или Царская дорога и Мурафский шлях – одно и то же. б) Относительно построения крепости Изюмской на Изюмской дороге, вследствие мыслей царской грамоты 1637 года, не имеем мы таких же прямых свидетельств, какие имеем относительно Чугуева, но трудно согласиться с тем, чтобы царь Михаил оставил без укрепления столько важный пункт на Изюмской дороге, какого перевоз чрез Донец у Изюмского кургана. Известно, что еще при царе Иоанне Грозном здесь уже стояла Путивльская стража для постоянного наблюдения за татарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А.А. Половцов Анкудинов, Тимошка, одиннадцатый самозванец Анкудинов , Тимошка, одиннадцатый самозванец, называвший себя то сыном, то внуком царя Василия Иоанновича Шуйского, князем Иваном Шуйским, род. в Вологде в 1617 г., четвертован в Москве, в 1653 г. Сын богатого стрельца, торговавшего холстами, Анкудинов получил по своему состоянию довольно тщательное воспитание и женился на внучке вологодского архиерея Варлаама. Ведя беспорядочную и разгульную жизнь и промотав все женино приданое, Анкудинов отправился искать счастья в Москву. Получив здесь место подьячего в Новой Чети, он подружился с одним из своих сослуживцев, тоже подьячим Константином Конюховым и продолжал прежний образ жизни. Наделав неоплатных долгов и предвидя неизбежное тюремное заключение с мучительным правежом, друзья, ограбив царскую казну на двести рублей, решили (в 1643 г.) искать спасения от суда и смертной казни в бегстве. В ночь пред этим Анкудинов поджег свой собственный дом, из которого предварительно «отвез на двор к Ивану Пескову» малолетних сына и дочь, но в котором оставил в жертву пламени свою жену. Задумав бежать в Литву, Анкудинов и Конюхов через Тулу направились в порубежные города. Достигнув проселочными дорогами Новгород-Северска, беглецы отсюда проникли в Краков, где Анкудинов был представлен польскому королю Владиславу под именем Ивана Каразейского, воеводы вологодского и наместника великопермского; Конюхов назвался его слугою, переделав свою фамилию на «Конюховский». Из Литвы самозванец со своим слугою отправились через Галицию, Молдавию и Валахию в Константинополь, где Анкудинов стал выдавать себя за «государского сына Шуйского» (1646 г.). В судьбе его на первых порах принял участие великий визирь, поверивший грамоте «вора Тимошки», в которой значилось, что он, будто бы, сын царя Василия, что царь Михаил Феодорович дал ему в удел Пермь Великую с пригородами, но что жить там ему наскучило и он приехал в Москву, где был посажен под стражу и освобожден только благодаря приверженцам царя Василия Шуйского; что молдавский воевода Василий ограбил его и хотел убить, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Зиновьев, Парамон-Сыдавной Васильевич (Сыдавной-Васильев) Зиновьев, Парамон-Сыдавной Васильевич (известный под именем Сыдавной-Васильев) – впервые он упоминается в 1595 г., когда подпись его, как дьяка, встречается под грамотами. В 1607 г., во время движения Болотникова, когда царь Василий Иванович Шуйский ходил с войском под Тулу, дьяк Зиновьев находился в прибыльном полку с Короши, при боярине и воеводах кн. Андрее Васильевиче Голицыне и Гаврииле Григорьевиче Пушкине. Затем мы видим его под Калугою с князьями: Феодором Ивановичем Мстиславским, Михаиле Васильевиче Скопиным-Шуйским и Борисе Петровиче Татевым. Участвовал он и в осеннем походе, когда князь Скопин-Шуйский побил воровских людей на Пахре; стоял и за Москвой рекой у Серпуховских ворот с князьями: Скопиным, Голицыным и Татевым. В 1608 г., когда Тушинский вор пришел под Москву с гетманом Ружинским, Зиновьев был в большом полку у бояр и воевод: князя Скопина, Ивана Никитовича Романова и князя Василия Феодоровича Мосальского. В конце 1608 и в 1609 гг., когда князь Скопин хлопотал о найме вспомогательного шведского войска, он взял с собой З., в качестве опытного, дельного и известного ему с хорошей стороны дьяка. В Выборг отправились, по поручению князя Скопина, шурин его Семен Васильевич Головин и Зиновьев. Они заключили там с полномочными послами шведского короля Карла IX договорную запись о дружественном союзе Московского государства со Швецией, о найме ратных шведских людей и об уступке за это Московским государством г. Корелы с уездом, которых так добивалась Швеция. В утвержденной грамоте относительно уступки Корелы князь Скопин выразился так: «Договорились по моему приказу, как яз им дал полную мочь, стольник Головин и дьяк Сыдавной Васильев в Выборге с королевскими и думными полномочными послами». Договор был утвержден крестным целованьем и записями лиц, его заключивших. Князь Скопин, рассылая грамоты по городам и уведомляя о движении шведского вспомогательного войска, писал в Вологду во второй половине марта 1609 г., что Головин и Зиновьев «с большими людьми (т. е. с большим количеством ратных людей) пришли в Дудоровской погост».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Зюзин, Никита Алексеевич Зюзин , Никита Алексеевич. В 1627–52 гг. состоял стольником. В 1628–42 гг. часто бывал рындой при приеме царем Михаилом Феодоровичем послов французского, шведского, голштинского, турецкого, польско-литовского, кизильбашского, посла сибирского царя Алтына, английского посланника, кизильбашских купцов и польско-литовских гонцов. В январе и феврале 1639 г. Зюзин дневал и ночевал при гробе царевича Ив. Мих., а в апреле при гробе царевича Вас. Мих. В 1646–47 гг. он переписывал посадские дворы и людей в г. Самаре, дворцовое село Ильинское с деревнями, вотчины патриарха Иосифа в с. Рождествене в Самарском у. и государевы дворцовые села и деревни и в них дворы и людей в Бежецкой пятине. В марте 1648 г. царь Алексей Михайлович указал быть послами в Швеции: окольничему Бор. Ив. Пушкину и Зюзину. Вследствие челобитья Зюзина, что ему «невместно» быть с Пушкиным, тот бил челом о «обороне». Государь велел взять у них «случаи», выслушав которые, приказал обвинить Зюзина окольничему Бор. Ив. Пушкину: отправить в тюрьму, а затем, выпустив из тюрьмы, послать к Пушкину на двор «головою». Все это было исполнено. Зюзин однако упорствовал в своем отказе и был снова отослан в тюрьму, где просидел довольно долго, причем поместье и вотчины его были отписаны на государя. Когда государь указал выпустить его из тюрьмы, то возвратил ему поместья и вотчины. В 1648 г. Зюзин назначен был во Владимирский Судный приказ. В 1649 г. он был послан в Устюг Великий для следствия не только относительно мятежа, бывшего там в июле 1648 г. и закончившегося убийством подьячего, но и относительно мероприятий первого следователя по этому делу, стольника кн. Ив. Гр. Ромодановского. В 1651 г. Зюзин состоял воеводой в Коротояке. В следующем году из стольников он был пожалован в окольничие. Тогда же государь указал ему «быть в боярах» у патриарха Никона . В 1653 г., марта 25-го, на обеде у государя Зюзин местничался с Лобановым-Ростовским, за что был «бит батоги за переградою и у стола с окольничим с князь Иваном Лобановым был».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Лопухин, Илларион Дмитриевич Лопухин , Илларион Дмитриевич, думный дворянин; происходил из незнатного дворянского рода, предки его, как видно из его челобитной, поданной царю Михаилу Феодоровичу, искони служили в городах по выбору, и сам он начал службу в жильцах, а затем попал в приказные дьяки; считая эту службу для себя унизительной, он просил царя отставить его от дьячества. Михаил Феодорович, очевидно ценивший способности Лопухина, отставки ему не дал, но приказал «вперед ему в бесчестье, упрек и случай того, что он в дьяках, его братье дворянам не ставить», так как взят он в дьяки «по государеву именному указу», а не своим «хотеньем». Ввиду того что в данном случае Лопухин, вероятно, больше всего озабочен был интересами своего рода, то он вполне и удовлетворился подобной резолюцией и всю последующую жизнь проработал в московских приказах. В каком именно приказе началась служба Лопухина, неизвестно, но, начиная с 1647 г., в течение с лишком двадцати лет, он почти беспрерывно входил в состав приказа Казанского Дворца. В 1652 г. он был пожалован в думные дьяки, а в 1653 г. назначен ведать Посольский приказ как раз в то время, когда в Москве велись переговоры с Богданом Хмельницким относительно принятия малороссийских казаков в московское подданство. Осенью того же года, в посольстве боярина В. В. Бутурлина и окольничего Алферьева, Лопухин был послан в Переяславль приводить к присяге днепровское казачество; с тою же целью 14 января 1654 г. посольство из Переяславля отправилось в Киев, где митрополит Сильвестр долго не соглашался привести к присяге царю свою шляхту, слуг и дворовых людей, как не принадлежащих к Софийскому дому и служащих по найму. Наконец и это дело было улажено, а в конце января Бутурлин с товарищами отправился назад в Москву. В Калуге их встретил стольник Головин, посланный к ним с «государевым милостивым словом» за успешное выполнение данного им поручения. Вскоре по возвращении из этой поездки Лопухин вновь покинул Москву, на этот раз вместе с царем Алексеем Михайловичем, лично выступившим (18 мая 1654 г.) в поход против польского короля Яна-Казимира; Лопухин отправлялся думным дьяком посольского шатра; в качестве такового он скреплял все царские грамоты, шедшие из похода.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Сибелист, Венделинус Иванов (Vendelinus Sybelist) Сибелист , Венделинус Иванов (Vendelinus Sybelist) – лейб-медик царя Михаила Феодоровича, принимавший значительное участие в дипломатических сношениях с иностранными дворами. Он родился в 1597 г., изучал врачебные науки в Галле, после чего «с отличной похвалою» служил герцогу Голштинскому. Герцог рекомендовал его русскому царю, и в 1633 г., призванный царской опасною грамотой, С. принял должность первого лейб-медика Михаила Феодоровича; 8 ноября 1633 г. он отправился в Россию вместе со знаменитым путешественником Олеарием, воспользовавшись тем, что в Россию и Персию отправлялось голштинское посольство. Совершив на корабле путь от Любека до Риги, С. отправился в Москву и прибыл 10 марта 1634 г. вместе с хирургом Николаем Петерсеном. С ним приехали также его жена и четверо слуг. Всякий приезжий врач, по давно установившемуся правилу, должен был прежде всего предъявить свои аттестаты аптекарскому приказу, но С. был уволен от этого и вскоре по приезде представлен царю думным дьяком Иваном Грязевым. Михаил допустил его к руке, а думный дьяк передал ему, что его царское величество весьма доволен тем, что доктор С. явился по приглашению и уверяет его в особенной своей царской милости и покровительстве. Тогда же, в присутствии царя, дьяк объявил новому лейб-медику, что в доказательство своего благоволения государь повелел выдать ему, его жене и служителям много дорогих подарков, состоявших из бархата, атласа, сукна, тафты, соболей и наличных денег. Годового жалованья С. было назначено 250 р., а столовых – по 50 руб. в месяц; кроме того он получал съестные припасы: хлеб, рыбу, дичь, домашних птиц и пр., а также вино, мед, пиво и иные питья; для выездов ему дана верховая лошадь со всем прибором. Поступив на службу, С. оправдал возлагавшиеся на него надежды и в течение восьми лет оберегал здоровье царя; в 1643 г. он писал боярину Шереметеву, что он «его царского величества природу знает и восемь лет служит». Затем 21 октября 1641 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Возвышение С. начинается вскоре по вступлении на престол царя Алексея Михайловича (приходившегося ему племянником), который по-видимому очень любил его и относился к нему с доверием. После кончины родителя, последовавшей 12 июля 1645 г., царь Алексей Михайлович решил, не откладывая дальше, выяснить вопрос: желает ли датский королевич Вольдемар принять православную веру, чтобы жениться на царевне Ирине. Получив отрицательный ответ, царь послал к Вольдемару С. сказать, что в таком случае предполагавшийся брак не может состояться. 13 августа королевич с послами были на отпуске у царя, а так как, по случаю траура по царе Михаиле Феодоровиче, во дворце не могло быть торжественного обеда, то кушанья и напитки были доставлены королевичу на дом «стольником из комнаты» – С. Ровно через месяц, 13 сентября, С. впервые исправлял весьма важную и ответственную должность крайчего, в трапезе Троице-Сергиева монастыря, во время богомольного путешествия туда царя. 28 сентября того же 1645 г., в день венчания на царство Алексея Михайловича, С. был пожалован в «крайчие с путем», т. е, с известными доходами по этой должности, причем ему был дан в пользование город Гороховец. Должность эта требовала постоянного присутствия при государе, а между тем 3 января 1646 г., по вестям о нашествии на Москву крымского хана, С. был назначен в Мценск, в «прибылых воеводах», в помощь главному воеводе кн. А. Н. Трубецкому. Назначение это, удалявшее С. от царя, показывает, что положение его при дворе стало колебаться. Благополучно вернувшись из похода, так как татары без боя ушли в Крым, С. продолжал быть крайчим, но после 6 июня 1647 г. внезапно был отставлен от этой должности. По извету в волшебстве, он был сослан в Вологду, причем «честь» у него отнята, т. е. он разжалован в дворяне, но «животы, поместья, отчины и дворы» были оставлены. Можно предполагать, что ссылка С. произошла не без содействия дядьки молодого царя, Б. И. Морозова, старавшегося удалить ближайших к государю людей, в особенности его родственников, чтобы они не мешали его влиянию на царя. Так как удаление С. от двора произошло вскоре после печального события в личной жизни царя – расстройства его брака с избранной им невестой Евфимией Всеволожской, то весьма вероятно, что волшебство, приписанное С., относится именно к этому событию. С. находился в опале 4 года, так что не присутствовал на бракосочетании Алексея Михайловича с Марьей Ильинишной Милославской, бывшем 10 января 1648 г. Он получил прощение 30 марта 1651 г., в праздник Пасхи, причем пожалован из дворян прямо в окольничие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Дьяки Посольского приказа в XVII в.: И. Т. Грамотин, А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, князь В. В. Голицын и др. Во главе приказа и в XVII веке больше частью были думные дьяки; исключение составляет промежуток времени 1667–1676 и 1680 –1689 гг., всего 20 лет, когда начальниками приказа состояли Государственные сановники древней Руси – бояре. Из начальников Посольского приказа в первой половине XVII в. можно отметить И. Т. Грамотина. Он принимал большое участие в событиях Смутного времени, переходя то на одну сторону, то на другую; во главе приказа стоял четыре раза, начиная с 1605 г. и кончая 1635 г., и выделялся большою самостоятельностью в суждениях и действиях по посольским делам. Последняя опала (в конце декабря 1626 г.) постигла его, как говорит официальный документ, за то, что он, «будучи у государева дела в Посольском приказе, указов царя Михаила. Феодоровича и отца его патриарха Филарета Никитича не слушал, делал их государские дела без их государского указа самовольством, и их, государей, своим самовольством и упрямство прогневал». 52 Другие известия говорят, что «ослушания» Грамотина касались, главным образом, распоряжения патриарха Филарета по посольским делам, что более вероятно и подтверждением чему служит тот факт, что после смерти патриарха Филарета Грамотин возвращен был в Москву и чрез некоторое время получил снова в заведывание посольские дела. Во второй половине XVII века наиболее выдающимися начальниками Посольского приказа были бояре А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев и князь В. В. Голицын. А. Л. Ордин-Нащокин, сыне небогатого псковского дворянина, получил лучшее по тому времени образование, знал латинский и немецкий языки, что в то время было редким явлением. Первое возложенное на него поручение по внешним сношениям Московского государства было отправление в 1642 г. на шведскую границу для исправления пограничной линии по рр. Меузице и Пижве и для принятия в российское владение земель, отданных по Столбовскому договору. В последующее время он был воеводою в городах, пограничных с Ливонией и Курляндией, или во вновь завоеванных там.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных . Ранее на западнорус. землях существовали школы начального обучения - дьяковские, с учителем псаломщиком, а также школы при храмах и мон-рях, в к-рых учили чтению, письму, счету, церковному пению. 2-я пол. XVI в. является временем бурного развития протестант. и католич. школ на западнорус. землях (первые иезуитские коллегии появились в Вильно и Ярославе (Галичском) в 1570 и 1571), правосл. шляхтичи охотно отдавали детей в эти школы. Открытие Б. ш. было наиболее действенной мерой в противостоянии правосл. об-ва насаждению инославия, унии (см. Брестская уния ) и полонизации правосл. шляхты. (Киевские братчики, сообщая царю Михаилу Феодоровичу об устроении братской школы, писали: «Училище отрочатом православним... языка славяноросскаго, еллиногреческаго и прочих... устроихом, да не от чуждого источника пиюще, смертоносна яда западныя схизмы упившеся и к мрачно-темным римляном уклонятся» (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 573)). Первые Б. ш. появились в 1585 г. при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). Б. ш. были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии. В XVII в. число школ увеличилось: в 1609 г. существовала школа при Львовском Богоявленском братстве, в 1613 г. открылась школа при Минском Петропавловском 2-м братстве, в Киеве братская школа появилась в 1615 г., в Луцке - в 1619/20 г. В нач. XVII в. возникли Б. ш. в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске. Школы с начальным обучением стали организовываться и при небольших сельских или местечковых братствах. Между братствами существовало тесное сотрудничество, в т. ч. в сфере образования. Так, поначалу Львовское братство посылало в Вильно учителей и книги, воспитанники виленского уч-ща ( Сильвестр (Коссов) , Исаия Козловский ) преподавали во Львове; в 20-х гг. XVII в. мн. учителя уехали из Львова в Киев. Типичным явлением были временные учителя и ученики, не имевшие постоянного места преподавания или обучения.

http://pravenc.ru/text/153351.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010