2. Климента Анкирского ребро в двух частях; по сторонам ковчега написано: «Святого священномученика Климента Агкирского епископа, принес к Царю Михаилу Феодоровичу всея России митрополит Греческий Лаврентий 7142 (1634) года». 3. Часть мощей великомученика Феодора Стратилата; по сторонам ковчега написано: «Сии мощи привезены к Царю Михаилу Феодоровичу всея России из Греческой земли 7138(1630) года, в том ковчеге положена часть мощей Авраамия Ростовского чудотворца 1765 года августа 30 дня». 4. Мученика Христофора часть мощей, а по сторонам ковчега написано: «Принесены от Грека к Царю Михаилу Феодоровичу в лето 7148» (1640). 5. Часть мощей мученика Трифона; по сторонам ковчега написано: «Мощи святого мученика Трифона, принесены к Царю Михаилу Феодоровичу всея России из Царя – града в лето 7138» (1630). 6. Часть мощей Иакова Персянина, святые его руки перста нижний член, по сторонам ковчега написано: «Прислал цареградский патриарх Кирилл к царю Михаилу Феодоровичу всея России с архимандритом своим Амфилохием в лето 7138(1630) мая в 27 день». От прежних деревянных соборных церквей имеются местные святые иконы с сребропозлащенными старинной формы окладами и венцами: 1-я Святыя Троицы, 2-я Софии Премудрости Божией, 3-я Преображения Господня, 4-я Рождества Богородицы, 5-я Николая Чудотворца, 6-я хоругвь с изображением на одной стороне Преображения Господня, а на другой Нерукотворенного образа, 7) плащаница, шитая золотом и сребром средним швом, с надписью по краям: лето 7103 (1595) г. приложил сию плащаницу князь Дмитрий Петровичь Пожарский в дом Архангела Михаила в вечное поминовение. От бывшего в 1793 году пожара сохранены местные святые иконы: 1-я Господа Вседержителя с венцом жемчужным, 2-я Божия Матери, венец с цатою жемчужной, 3-я Святыя Троицы, на оную в 1802 году усердствовал от иждивения своего сребрянную, местами золоченую с венцами ризу, весом 56 Фунт. и 42 золотн. бывший Архангельский купец Павел Васильев Рудин, 4.-я Сошествия Святого Духа, 5-я Рождества Божия Матери и 6-я Успения Божия Матери, лучшего греческого художества, писаны в 1764, 1766 и 1768 годах знаменитым иконописцем, Устюжским мещанином Васильем Холмогоровым, который за свое искусство освобожден с потомством своим от подушных повинностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

древнюю плащаницу, богато украшенную жемчугом, золотые сосуды, с драгоценными каменьями, весящие до 10 ф., две серебряные чаши для водоосвящения, из коих в одной почти 12 ф. весом, и проч. Между редкостями здешними особенного внимания заслуживают: посох черного дерева и золотой ковш, принадлежавшие царю Михаилу Феодоровичу и хранившиеся прежде в Московской оружейной палате, а государем императором Николаем Павловичем присланные в дар Ипатьевскому монастырю. Сверх того находится Великокняжеское место Василия Димитриевича, удалявшегося сюда в 1408 году, во время нападения на Москву татар, и другое Царское место весьма высокое, резное из липы, присланное в 1613 году царем Михаилом Феодоровичем; императрица Екатерина II, в проезд свой чрез Кострому, в 1767 году, слушала обедню, стоя на нем; в память чего и вырезан на оном ее вензель. В Ипатьевском монастыре имеет пребывание епископ Костромской и помещена духовная семинария. Настоятельство здесь было сначала игуменское; а архимандрия учреждена в 1599 году царем Борисом Феодоровичем; кафедральным же Костромской епархии сделан он по указу Святейшего Синода, в 1744 году. – До учреждения штатов принадлежало монастырю более 11 т. душ крестьян, в разных селах и деревнях. Ежегодно, в день пятидесятницы, совершается в Ипатиев монастырь крестный ход из Костромского Успенского собора. БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Костроме; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Костромской семинарии. Основан при В. К. Василии Васильевиче Темном, в XV веке. Здесь четыре огромные церкви, из которых соб. Богоявления Господня построена вместо прежней, в 1559 году. Монастырь обнесен высокой каменной оградой, на пространстве 450 сажен. БОГОРОДИЦКИЙ-ИГРИЦКИЙ, местными жителями именуемый Песошским, муж. 3 класса, в 15 верстах от губернского города Костромы; находится под управлением игумена. Существует с 1624 года. На этом месте была в древности небольшая пустынька; называемая Игрицкою, от которой к началу XVII века осталась только одна ветхая запустелая церковь ; в ней, в 1624 году, между старинными полинявшими иконами явился образ Смоленской Божией Матери – Одигитрии, невидимо обновленный; в честь этого Чудотворного образа, известного ныне под названием Игрицкого, и построена здесь нынешняя обитель, в которой три церкви: 1) Соб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

А теперь Московского государства люди наказались все и пришли в соединение во всех городах. Послы молили и били челом Михаилу и матери его с третьего часа дня до девятого, говорили, чтоб он воли Божией не снимал, был на Московском государстве государем. Михаил все не соглашался; послы стали грозить ему, что Бог взыщет на нем конечное разоренье государства; тогда Михаил и Марфа сказали, что они во всем положились на праведные и непостижимые судьбы божии; Марфа благословила сына, Михаил принял посох от архиепископа, допустил всех к руке и сказал, что поедет в Москву скоро. Слова Феодорита с товарищами, что Михаилу нечего было бояться участи своих предшественников, потому что люди Московского государства наказались и пришли в соединение, – эти слова были вполне справедливы. Страшным опытом люди Московского государства научились, что значат рознь и шатость, развязывающие руки ворам. Земские люди имели столько нравственной силы, что могли воспользоваться наказанием, встали, соединились, очистили государство и будут в состоянии поддержать нового государя, несмотря на отсутствие материальных средств, на которое указывала Марфа. Казны нет и взять неоткуда, ибо государство разорено, земля наполнена воровскими козаками, не знающими меры своему буйству; Заруцкий грозит с юго-востока, шведы и поляки – с запада; новый государь – неопытный, мягкий молодой человек, около которого нет людей сильных умом и доброю волею, и несмотря на все это, Михаил удержался на престоле: при первой опасности, при каждом важном случае подле царя видим собор, одушевленный тою же ревностию, с какою последние люди шли на очищение государства. До какой степени в лучших людях 1613 года крепко было убеждение, что должно пожертвовать всем для поддержания, охранения нового царя, восстановлявшего наряд, до какой степени лучшие люди наказались в этом отношении, показывал всего лучше подвиг Сусанина. Когда Михаил, выехавши из Москвы после сдачи Кремля, жил в Костроме, отряд поляков (как говорит грамота, но по всем вероятностям, воровских козаков, ибо поляков не было тогда более в этих местах), узнавши об избрании нового царя, отыскивал место его пребывания с целию умертвить нежеланного им восстановителя наряда; в этих поисках враги схватили крестьянина Ивана Сусанина из Костромского уезда села Домнина, принадлежавшего Романовым, и начали пытать его страшными пытками, вымучивая показание, где скрывался Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Архиепископ Рязанский Феодорит в своём обращении к " обранному " государю четко сформулировал основание его призвания на царство: «Милосердый государь Михайло Федорович! Не буди противен Вышнего Бога промыслу, повинися святой Его воле; никтоже бо праведен бывает, вопреки глагола судьбам Божиим. И прежние убо цари, предъизбранные Богом, царствоваху, и сих убо благочестивыи корень ведеся до благочестиваго и праведнаго великаго государя царя и великаго князя Федора Ивановича, всеа Руси самодержца, на нем же и совершися и конец прия; в него же место Бог сию царскую честь на тебе возлагает, яко по свойству свойственному царского семени Богом избранный цвет (выделено мной- А.З.) » (8) . После того, как Михаил в результате долгих уговоров согласился принять престол, 14 апреля 1613 года «митрополиты, архиепископы и епискупы и весь освященныи собор совет благосоствориша» и постановили: «и мы, царские богомольцы, до даннеи нам благодати от святаго и от животворящаго Духа, вас бояр, и весь царскии синклит, и дворян, и приказных людеи, и гостеи, и все христолюбивое воинство благословляем со всем освященным собором на том: что вам великому государю нашему, Богом избранному и Богом возлюбленному, царю и великому князю Михаилу Феедоровичю, всеа Русии самодержцу, и его благоверной царице и их царским детем, которых им, государем, вперед Бог даст, служити верою и правдою, а зла никоторыми делы на них, государей наших, не думати и не мыслити, и не изменити им, государем, ни в чем, на чем им, государем, души свои дали, у пречистые Богородицы чюдотворнаго Ея образа и у целбоносных гробов великих чюдотворцов Петра и Олексея и Ионы животворящи крест целовали» (9) . Следует обратить внимание, что в этом акте речь идет не только о Михаиле Феодоровиче (еще не женатом), но и о его будущей супруге, и об их потомстве. Поэтому совершенно несостоятельны утверждения некоторых исследователей и публицистов, что клятва Великого собора 1613 года касается персонально Михаила Романова, и в ней, якобы, нет обета верности его потомству. В лице Михаила были призваны на царство и следующие происходящие от него поколения, то есть в его лице – династия.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/13/...

Богоявленский монастырь основан в 1426 году Преподобным Никитою - учеником и родственником Преподобного Сергия Радонежского. Известный историк Иоанн Баженов свою знаменитую книгу «Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь» в 1895 году озаглавил: «В ряду исторических памятников в городе Костроме Богоявленско-Анастасиин монастырь занимает довольно видное место, как по своей древности, так и по высокому значению для костромских граждан и окрестных жителей». «Имя основателя Богоявленскаго монастыря, - пишет Архимандрит Иосиф Бажанов в 1879 году, - разъяснилось трудами таких ученых исследователей отечественной истории, как В. Ундольский и П. Казанский. В сборнике первого (под 574) замечено: «Преподобный старец Никита, основатель Богоявленскаго монастыря, что на Костроме, сродник и ученик Сергию Чудотворцу». По исследованию П.С. Казанскаго, профессора Московской Духовной Академии, в числе учеников Преподобнаго Сергия Радонежскаго упоминается под 1414 годом Никита, настоятель Боровскаго монастыря. В алтаре Успенскаго Собора Сергиевой Лавры имеется изображение Преподобнаго Никиты, в ряду учеников Преподобнаго Сергия. «Этот Никита, - заключает Казанский, - под старость переселился из Боровска в Кострому и около 1426 года основал новый Богоявленский монастырь; погребение сынов Боровскаго князя в обители знакомого ему Настоятеля Никиты может служить фактическим подтверждением переселения его в Кострому из города Боровска» («Несколько заметок о возобновленном Костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре», 1879 г., Санкт-Петербург, 16 стр.). В 1847 году Костромские граждане называли Костромскую Богоявленскую обитель «дорогой для них», «общенародной своей святыней, служившей молитвенным прибежищем для них и для их предков». В письменном заявлении градскаго головы А. Рыльцова, 8 числа августа 1850 года Великим Князьям: Николаю и Михаилу Николаевичам, во время прибытиям Их в город Кострому говорилось, что Богоявленский монастырь составляет «лучшее украшение города и утешение жителей по благолепию и чину церковному». В разделе «Древность и историческая важность» упоминается основание Монастыря в 1426 году основателем Богоявленской обители старцем Никитою, о присутствии в 1613 году при избрании на Царство Михаила Феодоровича Романова Настоятеля Богоявленского монастыря Игумена Арсения и его подписью в «Избирательной грамоте».

http://sobory.ru/article/?object=00152

В 1624 году игумен Мисаил пишет челобитную царю Михаилу Феодоровичу, в которой просит вернуть монастырю церковное место, которое после сожжения посада поляками было занято рылянами. Царь удовлетворил эту просьбу, церковное место было очищено, отмерено и подготовлено для устроения монастырского двора на случай осады. Кроме того, Волынской пустыни (как раньше назывался Николаевский монастырь) принадлежали прилегающие к ней земли, в " Выписке с Рыльских книг Захария Бибикова " 1615 года сообщается, что " на посаде дано в вотчину - рыбная ловля в речке Рыло, озерко Мочулище, да озеро Долгое, да озерко под Белыми берегами, да в речке Волынке прудок " . Кроме того, богатые люди жертвовали земельные участки и за пределами Рыльска. " В Снитской волости старая Никольская вотчина, сельцо Дмитриевское с церковью Димитрия Солунского, деревня Крупец, а в ней крестьян 13 дворов, да пустой починок Прудище, а в них пашни паханы добрые земли " . Монастырь также владел пахотными землями, лесными и сенокосными угодьями. За пользование реками, ловлю рыбы, содержание мельницы монахи платили государю налог. Здания в обители в то время были деревянными, покрыты тесом и огорожены частоколом. К началу XVIII века деревянные постройки пришли в негодность, и рыльский купец Прокофий Герасимович Шелехов решил построить каменный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских на месте старого. Но успел только заключить договоры на поставку строительных материалов, его дело продолжил сын, Иван Прокофьевич Шелехов, заложив в 1733 году и выстроив по высочайшему повелению императрицы Анны Иоанновны первую каменную церковь, которую освятили в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения. Вторая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена в 1747 году по прошению путивльской и рыльской помещицы Анна Забелиной. А третий храм - в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских воздвигнут в 1753 году стараниями игумена Матфея (Лукашева). И завершала ансамбль монастырских храмов пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижней части, которые были главным въездом в центральную часть обители. Впервые это сооружение упоминается в описи 1764 года, хотя, по мнению специалистов, оно возведено на 20 лет раньше. В среднем ярусе колокольни были установлены часы, в верхнем – набор из семи, а с 1820 года – из девяти колоколов. Главная въездная надвратная башня с западной стороны была построена в 1740-1742 гг. как звонница-колоколенка. Мощный бас ее колокола, отлитого в 1742 году, весом 2,5 тонны, разносился окрест на многие версты. В середине XIX в. звонница была перестроена: в ее верхней восьмигранной части заложили арочные проемы, а вокруг восьмерика устроили на квадратных столбах галерею. В 1949 году еще довольно крепкую башню разобрали на кирпичи, соорудив неуклюжие ворота.

http://sobory.ru/article/?object=09103

В 1637 году ноября 28 день первоначальный Иоасаф, по престарелости своей, сдает строительство пустыни и всю братию брату своему Иосифу. Сей Иосиф с братию своею начали прилагать труды к трудам, расчищая места и углаждая местоположение для хлебопашества и сенокоса. Принимая стекавшуюся в обитель братию, он увидел, что первоначальный храм мал и тесен; посему с совета братии вознамерился строить новый – пространнее первоначального, и желая свое намерение привести в исполнение, бил челом царю и великому князю Михаилу Феодоровичу о создании новой церкви. Государь изволил на это и пожаловал на церковное строение в поминовение блаженной памяти об отце своем великом государе Филарете Никитиче 59 рублей, и вероятно, в незабвенную память тезоименитства Феодора Никитича повелено быть престолу великомученика Феодора Стратилата, а в 1639 году июня в 8 день, по благословению святейшего Патриарха Иоасафа, положено основание храму во имя Успения Пресвятой Богородицы. 1649 года марта в 7-й день основатель пустыни старец Иоасаф, преставился, а по нем, в 1657 году скончался и преемник его трудов, и строительства, брат его Иосиф, основатель застроившегося храма. По смерти же сего Иосифа взял на себя начальство, как видно из записок, самовластно келейный Иосифа, чернец схимонах, Тихон. Во время его строительства, в 1666 году, мая в 8-е число, церковь Преображения Господня, пространнее первоначальной выстроенная, и Успения Пресвятой Богородицы, со всем церковным имуществом и строением, с образами, книгами, ризами и монастырской казной и посудой медной и оловянной, погорели. Это бедствие истребило все здания монастыря. В предотвращение, по возможности, подобных бедствий, братия возымела мысль воздвигнуть на погорелом месте храм каменный во имя Нерукотворного образа, и в 1670 году в 1 день июня приступлено к делу заготовления материалов, в 16-й день Августа на праздник Нерукотворного образа – и основание положено; сверх сего, в 1671 году мая в 16 день к той же церкви заложен придел во имя мученика Христофора, который и освящен был в 1674 году в 7-й день июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 1639 г., когда численность братии достигла почти 50 человек, строитель Гурий обратился к царю Михаилу Феодоровичу с челобитной о пожаловании обители угодий, принадлежавших опустевшим Никольскому монастырю на Строевой Горе и Козьмодемьянскому погосту в Сорохтском стане Костромского уезда. В 1645 г. царь пожаловал эти земли монастырю в оброчное содержание, а несколько позднее – в вотчинное владение, и Богородицко-Игрицкий монастырь получил 294 четв. земли, 5 дес. леса и 6 крестьянских дворов. В 1677 г. царь Феодор Алексеевич пожаловал обители пожни Ефаниха, Зубиха, пожню «подле Коровьего озерка» в Костромском уезде. Жаловали в пользу монастыря свои земли и местные помещики. Так, в конце XVII в. пользу монастыря была отписана пустошь Рыльцево поместья Тихона Григорьевича Кафтырева, пустошь Рыжиково (Рылово) поместья Исайя и Семена Шуваловых. Приобретение вотчин позволило монастырю начать каменное строительство. В 1686-1689 гг. вместо деревянного был сооружен каменный пятиглавый двухстолпный (холодный) собор в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1692-1698 гг. – каменный одноглавый двухстолпный (теплый) Никольский храм, в 1698-1700 гг. место деревянного занял каменный надвратный храм преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. Во время реформы 1764 г. монастырь из уважения к находившейся в нем чудотворной Игрицкой иконе Божией Матери избежал закрытия, но был выведен за штат и оставлен «на своем содержании». В монастыре был введен общежительный устав. С 1792 г. Смоленскую икону Божией Матери ежегодно приносили в Кострому в среду 9-й недели по Пасхе, и зимой - в начале декабря. Пребывая в Костроме с начала крестных ходов, совершаемых на 9-11 недели по Пасхе, и до 27 июля чудотворный образ размещался в Богоотцовской церкви, зимой с первых чисел декабря до недели Православия – в Предтеченской. По-видимому, тогда же был изготовлен список Игрицкой Смоленской иконы, помещавшийся в киот на место чудотворного образа, на время его пребывания в Костроме. В 30-х гг. XIX в. в монастыре началось большое каменное строительство.

http://sobory.ru/article/?object=23808

В 1888 г., когда строилась дорога из С.-Петербурга в Москву, архим. Даниил продал казне 26,5 га земли и безвозмездно отдал 6,6 га. С 1880 г. мон-рь начал строить деревянные дачные дома, к-рые сдавались жителям Твери в летний сезон. К 1910 г. за пределами основной территории М. м. было выстроено 16 домов. К нач. XX в. обители принадлежало 568 га пахотных, сенокосных и лесных угодий, пустоши, мукомольная мельница на р. Малица в 2 верстах от мон-ря. Пахотную землю обрабатывали наемные рабочие, пустоши, сенокосные угодья и мельницу сдавали в аренду. В годы первой мировой войны монастырь оказывал гос-ву материальную помощь. С сент. 1915 по авг. 1917 г. в помещениях и конюшнях мон-ря размещалось 4-е отд-ние Рижского общего конского запаса, численность которого во много раз превышала число братии. Ежедневно на постое было от 40 до 240 чел., в течение месяца от 1500 до 4800 чел. и от 1500 до 5400 лошадей. Настоятели и братия С 1613 г. М. м. возглавляли в основном игумены, с сер. XVIII в.- строители. Первым из известных настоятелей был строитель иером. Феодосий, в 1615 г. обращавшийся с челобитной к царю Михаилу Феодоровичу Романову об утверждении за мон-рем 4 пустошей. Среди настоятелей наиболее почитаем о. Даниил (Чижов; 1812-1897), духовный сын еп. Можайского Саввы (Тихомирова) , 12 марта 1880 г. возглавивший М. м., в 1884 г. возведенный в сан игумена, в 1889 г.- в сан архимандрита, в 1895 г. награжденный орденом св. Анны 3-й степени. Архим. Даниил вел строгую подвижническую жизнь и успешно занимался хозяйством обители. Единственным источником средств существования М. м. был крестный ход в Тверь с иконой свт. Николая Чудотворца. В 1883 г. по инициативе иером. Даниила время пребывания иконы в Твери было продлено с 21 мая до 1 июня, т. к. мн. верующие хотели принять икону в своих домах. Для пополнения монастырских средств архим. Даниил построил за оградой дачи-особняки, к-рые сдавались горожанам на лето. Архим. Даниил был духовным попечителем и законоучителем церковноприходской школы, окормлял сестер тверского в честь Рождества Христова монастыря . Похоронен у зап. входа в соборный храм Всемилостивого Спаса с правой стороны.

http://pravenc.ru/text/2561730.html

В 1918 г. богадельня прекратила существование, в зданиях А. м. разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 г. храм мч. Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (не была открыта), в 1925 г. в Воскресенской ц. устроили клуб. В храме ап. Иоанна Богослова богослужения совершались до кон. 30-х гг. Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX вв. (на территории А. м. погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы и др.), в основном уничтожен в 20-х - 40-х гг. XX в. В 1964 г. здания А. м. поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская гос. контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впосл. во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта. С 1967 г. в А. м. велись реставрационные работы (автор проекта - архит. Г. К. Игнатьев). В 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье, в следующем году освящена Воскресенская ц., в к-рой возобновились богослужения. В 1996 г. комплекс бывш. А. м. передан РПЦ для размещения Синодальной б-ки МП . С 1998 г. действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре». 16 июля 2013 г. Свящ. Синодом было принято решение преобразовать патриаршие подворье в бывшем Андреевском монастыре в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Наместником монастыря назначен еп. Дмитровский Феофилакт (Моисеев). Ист.: Житие милостивого мужа Феодора званием Ртищева//ДРВ. М., 1791. Ч. 18. С. 396-422; Челобитная Киевского митр. Петра Могилы царю Михаилу Феодоровичу о построении в Москве училищного монастыря для монахов Киевского братского монастыря//АЮЗР. СПб., 1862. Т. 3. 33. С. 39; Послание Венедикта, архим. цареградского, к Б. И. Морозову// Бычков И. А. Каталог собрания славяно-русских рукописей П. Д. Богданова. [Б. г.]. Вып. 1. 86. С. 144-145. Лит.: ДРВ. М., 1788. Ч. 6; Снегирев И. М. Андреевский монастырь в Москве//Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1860. Год 6-й; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 245-246; Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М., 1884. Ч. 1. С. 734-735; Молчанов Н. Краткая историческая заметка по поводу 250-летия со времени основания бывшего Андреевского монастыря, ныне Воскресенской, что в Пленницах, церкви при Андреевской, Московского купеческого общества, Богадельне. М., 1898; Козловский И. П. Ф. М. Ртищев: Ист.-биогр. исслед. К., 1906; Коробкин С. Андреевская богадельня Московского купеческого общества. М., 1906; Харлампович К. В. Ртищевская школа//БВ. 1913. Апр.; Г. Г. Андреевский монастырь в Пленицах//ЖМП. 1947. 9. С. 12-16; Румянцева В. С. Ртищевская школа//ВИ. 1983. 5; она же. Андреевский училищный монастырь//Средневековая культура Москвы. М., 1999; Челышев Е. П. Андреевский монастырь в Пленицах: Ртищевское братство// он же. Времен связующая нить: Статьи. Воспоминания. М., 1998. С. 309-321.

http://pravenc.ru/text/115196.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010