По долгому пребыванию мощей Ап. Аудрея в Царьграде по общению, родственному и духовному, императоров и патриархов Константинопольских с самодержавными и святителями России, неоднократно уделяемы были им частицы св. мощей Первозванного. Таким образом и в Московском Успенском соборе хранится кисть от десной руки его, которую принес в благословение царю Михаилу Феодоровичу от вселенского патриарха Парфения архимандрит Солунский Галактион. Также патриарх Иерусалимский Афанасий прислал, как священный дар Святейшему Синоду, часть от мощей Первозванного из Иерусалима, которая ныне хранится в серебряном ковчеге в Синодальной палате. Благоговение древних христиан к Ап. Андрею сохранило для потомства и наружный образ его: он был роста немалого, несколько согбен, нос имел орлиный, глаза исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и браду густые. Как западные христиане с особенною верою обращаются к Петру, коему они приписывают основание Церкви Римской, так восточные с особенною любовию притекают к Андрею, который обошел пределы Церкви православной. В 1698 году Россия установила орден во имя св. Ап. Андрея Первозванного и на этом ордене нарекла Апостола своим особенным покровителем. Посему день памяти св. Ап. Андрея Первозванного в нашем отечестве есть вместе и кавалерский праздник ордена, учрежденного в честь сего Апостола. В день, посвященный памяти св. Апостола Андрея, Церковь прославляет его «яко Апостолов Первозванного, мужества тезоименитого Богоглагольника и Церкве возследователя верховного, Петрова сродника: зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом желаемаго (Христа). Град Патрский пастыря показа тя, Апостоле Андрее». Святого Фрументия, просветителя Ефиопии У Тирского купца Меропия был племянник Фрументий, которого он, по любознательности и по торговым делам отправившись в страны, прилегающие к Красному морю, взял с собою, также как и брата его, Едесия. Меропий, пристав к берегам Абиссинии, был убит вместе с другими от местных жителей (около 340 года), а Фрументий и Едесий, оставленные в живых, представлены Ефиопскому царю в Авксум. Царь поручил им важные при себе должности (казначея и письмоводителя), а по смерти царя, около 342 года, вдова его убедила братьев заниматься делами правления до совершеннолетия наследника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По правую сторону св. ворот, идя из монастыря, подле мостовой улицы конюшенный двор; за монастырем жилецкие дворы» 20 . В 1686 г. «построены», подаянием боголюбцев и монастырским домовым убогим собранием, келейки кирпичные и иные монастырские нуждицы, и на пропитание братии, на овощи огородцы, а прежние кельи деревянные для кладбища и простору сломаны и снесены». В 1704 году, при игумене Антонии, сделаны новые св. ворота со сторожкой, и в следующем году каменная ограда с передней стороны. В расходных книгах того времени написано: «подряжен каменщик рассекать белое каменье, которое было в монастыре от давних лет на могилах, на тумбы и на столпы, и на гзымсы и на плиты 21 , а ряжено за аршин по 4 деньги. И рассек тех каменей 185 арш.: итого пять рублев, двадцать три алтына, две деньги». Тогда же за ветхостью переделана деревянная игуменская келья, находившаяся поверх каменных настоятельских келий. Монастырь имел часовню в Москве за Покровскими воротами, в Земляном городе , на правой стороне, идя из города. Место, занимаемое ею, одно из скамейных, отдал в пользу монастыря, для помииновения своих родителей, Борашской слободы тяглец Иван Иванов Манатейников, 1687 году августа 7-го 22 . Еще прежде (1672 г. мая 1-го), по приказу и по духовной Петра Силуанова Молвянинова, передано в монастырское владение дворовое место «на Покровке у Николы у столпа, а за тот его вклад (оцененный во сто руб.) игумену с братиею поминать дядю его Семена Яковлева сына Молвянинова, а во иноцех Сергия, и его Петрову душу, ... имена их в сенодик написать, и годинные памяти по них творить, панихиды петь и литоргии служить, и братию кормить». Монастырь и вне города владел населенными и ненаселенными землями. 1624 года игумен Златоустовский Пимен с братиею бил челом царю Михаилу Феодоровичу, а сказали они: «были де у них на их монастырские вотчины – жалованные тарханные грамоты 23 и всякие крепости (крепостные документы) прежних государей царей и великих князей всея Русии, и те грамоты в Московское разорение в монастыре сгорели. А вотчины монастырские: в Московском уезде село Владычне с деревнями и с пустошами; в Переславском уезде пустошь, что было сельцо Ядриново, Аманшино тоже; в Коломенском уезде полсельца Гостилова на речке на Крутине, село Новлянское на берегу Москвы реки, деревня Чемодурова, пустошь Лукино, пустошь Семеновское». Ha владение означенными землями дана была новая Государская грамота по новому уложению, того же года июля 15-го 24 . Относительно вотчин Златоустов был беднее многих монастырей. He безинтересна в сем отношении сравнительная таблица ратным людям, выставленным в 1634 году под Смоленск монастырями, по указу цареву: Троице-Сергиевым – 406 человек, Новоспасским – 50, Симоновским – 44, Чудовским – 20, Новодевичьим – 32, Вознесенским – 24, Угрешским – 4, Андрониковым – 3, Знаменским, Новинским, Даниловым – 2, Златоустовым и проч. 25 . По переписным 1700 года книгам состояло за Златоустовым монастырем крестьянских дворов 122.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

" Повесть о Земском Соборе 1613 г. " приводит речь атамана: Князи и боляра и вси московские вельможи, но не по Божии воли, но по самовластию и по своей воли вы избираете самодержавнаго. Но по Божии воли и по благословению благовернаго и благочестиваго и христолюбиваго царя государя и великаго князя Федора Ивановича всея Русии при блаженнои его памяти,кому он, государь, благословил посох свой царской и державствовати на Русии князю Феодору Никитичю Романову. И тот ныне в Литве полонен, и от благодобраго корене и отрасль добрая и честь, сын его князь Михайло Феодорович. Да подобает по Божии воли на царствующем граде Москве и всея Руси да будет царь государь и велики князь Михайло Федорович и всея Русии» (6). В этой речи присутствуют элементы проромановской мифологии, но они не лишают заявление атамана правовой значимости. Народ ожидал от собора не выбора удобного претендента, а определения законного преемника угасшей династии, «избранника Божия». Единство наиболее активной части народа оказалось сильнее влияния и богатства аристократии. У многих знатных участников собора инициатива дворянства и казачества, поддержанная духовенством, вызвала шок и неприятие: «Бояре же в то время все страхом одержими и трепетни трясущеся, и лица их кровию переменяющеся, и ни единаго никако возможе что изрещи» , - колоритно описывает это состояние «Повесть о Земском соборе». Кое-кто собирался «из Москвы бы им вон выехати, а самим бы им креста не целовати», но казаки их заставили присягнуть Михаилу первыми. Претендент князь Д. Трубецкой, который особенно рассчитывал на поддержку казачества, для привлечения которого он потратил немало сил и средств, «с кручины почерне, и паде в недуг, и лежа три месяцы, не выходя из двора своего» (7) . Участники Собора, определившись в своем кругу, желали сделать решение о призвании Михаила Романова действительно всенародным и провели своего рода плебисцит. Только после этого в торжественном заседании 21 февраля 1613 года Михаил был провозглашен царем. Однако мнение самого Михаила Романова еще предстояло узнать. В Кострому направилось посольство под руководством архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия (Палицына) и боярина Ф.И. Шереметева.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/13/...

Сигизмунд не соглашался на условия Московского посольства и требовал от Филарета и князя Голицына, чтобы они приказали боярину Шеину сдать ему Смоленск, а сам посылал в Москву Жолкевскому секретные грамоты, что королевича он на Московский престол не отпустит, а государством Московским будет управлять сам. Поняв, что Сигизмунд только тянет переговоры, чтобы выиграть время, а сам обманывает русских, Ермоген, опасаясь допустить на Московский престол такого заклятого врага Православной веры, разрешил московский народ от присяги королевичу Владиславу, запретил присягать Сигизмунду и разослал по городам грамоты, призывая народ ополчиться за святую веру и идти на очищение Москвы от поляков. Когда под Смоленск пришла весть, что к Москве собираются ополчения городов, Сигизмунд приказал заковать Московских послов в цепи и отправил их, как пленников и заложников, в дальние польские крепости. По очищении Москвы князем Пожарским был созван Великий Земский Собор, состоявший из высших духовных чинов, бояр, воевод и выборных людей всякого звания, съехавшихся со всех концов земли Русской. Прежде чем приступить к избранию Царя, этот Земский Собор три дня постился и в Успенском соборе у святых мощей угодников Божиих усердно просил благодатной помощи в великом предстоящем деле. 7 февраля в первом же совещании, на Соборе было единодушно провозглашено имя боярина Михаила Феодоровича Романова, но для большей уверенности в том, что это есть истинное желание всей земли, Собором были посланы особые уполномоченные проверить по городам подлинность мнения их выборщиков. Посланные вернулись и подтвердили, что “во всех городах и уездах, во всяких людях от мала и до велика та ж мысль: что быти на Московском Государстве Государем Михаилу Феодоровичу Романову”. 21 февраля архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит, как старший из всего освященного Собора, с келарем Троицко-Сергиевой Лавры Авраамием Палицыным и с боярином Василием Петровичем Морозовым вышел из Кремля на Красную площадь и с Лобного места спросил у собравшегося народа, кого они хотят в Цари.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Сук, на котором держалась власть», на самом деле, она сама рубила, еще даже и в советские времена, когда детей в школе воспитывали на примерах «декабристов, народовольцев, большевиков», получив в результате «поколение шестидесятников», как пародию на «шестидесятников» века девятнадцатого, поколение, ставшее слепым орудием в руках вполне определенных сил, уничтоживших историческую государственность в 80-90-е годы. Само это падение, правда, показало также и невозможность строительства государства на умозрительных схемах того же марксизма, но дело в данном случае не в этом. А в том, что «государственная поддержка антигосударственных позиций» как была, так и продолжается. В шестидесятые снимали «Софью Перовскую» и «Казнены на рассвете», в семидесятые ту же «Агонию», в восьмидесятые «Покаяние», и вот теперь - «Царя». И, похоже, действительно, в рамках либерально-демократической, республиканской государственности с этим - разумеется, речь идет только о России - ничего не поделаешь. Любопытно, однако, понаблюдать за изменением позиции Московской Патриархии. Премьер-министр РФ Владимир Путин , как было объявлено, встретил праздник Рождества Христова в Церкви святых мучеников Александра и Антонины Римских в селе Селище на окраине Костромы. «Это село в пригороде Костромы вошло в историю русской государственности в связи с известным событием начала XVII века. В 1613 году здесь останавливалось посольство Земского собора, прибывшее в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову с вестью о его избрании на престол государства Российского», - комментируют информационные агентства. Совершенно очевидно, что таким жестом премьер-министр очевидным образом, хотя и по не до конца ясным (по крайней мере автору этих строк) причинам, вновь пытается привлечь внимание именно к монархическому аспекту русской истории, причем, не только к теме собственно Романовых, но и к теме Земского Собора (каковые, напомним, начали созываться именно в правление Иоанна Грозного). Что имеет в виду Премьер-министр ? Это другой вопрос. Но кое-кому из чиновников, видимо, ясно, что с запуском вновь «антицарской темы», видимо, поспешили. На этом фоне Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин делает любопытное заявление (оно сделано еще 30 декабря, но предполагаемый маршрут премьер-министра не мог не быть известен в Патриархии): «Митрополит Филипп в фильме " Царь " - это не митрополит Филипп, это Андрей Дмитриевич Сахаров, человек, вполне многоуважаемый Образ митрополита Филиппа в этом фильме - это образ человека, который мыслит как типичный интеллигент-шестидесятник, хотя и предстает как древний святитель. В фильме христианство приравнивается к идеологии ненасилия и отказа от государственности. Думаю, что святитель Филипп носителем этой идеологии не является» (http://pravaya.ru/comments/17836).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Таким образом окончательно украшенный верхний Живоначальныя Троицы храм 1805 года мая 28 дня, при многочисленном собрании, освящен в славу Всемогущего Бога, и в вечное воспоминание усердствовавших на сие благолепие 1 . 1817 года Вятские, Слободские и Орловские торгующие при порте купцы, имея особенное благоговение к Святителю Николаю Чудотворцу, с дозволения преосвященного Парфения, устроили своим иждивением в притворе верхнего собора с южной стороны придел во имя сего Святителя. Сей придельный храм, по учинении всего к нему благолепия, освящен 1818 года авг. 22 дня помянутым преосвященным Парфением. В 1833 и 1834 годах Устюжский купец Илья Грибанов и Вологодский Василий Колесов, движимые христианским благочестием, устроили придельный храм во имя Преображения Господня в трапезе Троицкого собора на северной стороне, снабдив его потребною утварью в богатом виде. Придел сей освящен преосвященным епископом Георгием в 1834 году августа 26 дня. Кафедральный собор, по наружному измерению, в длину с алтарем и трапезою 20 саж., в ширину 10 саж., кресты осмиконечные, вызолочены червонным золотом. На восточной внешней стороне над алтарем написаны в 1806 г. иконы Святые Троицы и Богоявления Господня; сии иконы, от долговременности и разных воздушных перемен обветшавшие, в 1822 г. при преосвященном Неофите поновлены за 380 рублей иждивением Собора. По учреждении в 1682 году, при царе Феодоре Алексеевиче, епархии Архангельской, по ходатайству архиепископа Афанасия, пожалованы от патриарха Московского Иоакима на освящение всей епархии святые мощи. Икона Божия Матери Иверской, под коею в нарочно устроенных местах, разных святых мощей находится 94 части, вокруг той иконы шесть сребропозлащенных ковчегов, устроенных на иждивение князя и воеводы Архангелогородского Кондратия Фомича Нарышкина. В них мощи разных святых, a именно: 1. Иоанна Златоустог о, десной руки первый член большого пальца, по сторонам ковчега написано: «Часть мощей Иоанна Златоустог о принес к царю Михаилу Феодоровичу всея России Николаевского третьеклассного монастыря архимандрит Парфений Гречанин в лето 7138 (1630) Иануария в 3-й день». В том же ковчеге часть вторая мощей неизвестно какого святого, a по преданию, св. Владимира равноапостального.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Убийство Александра II вызвало в России бурю возмущения, которая оздоровила нравственное состояние народа, и это сказалось в царствование Александра III. Народ остался чист от крови Царя Освободителя. Здесь же народ, весь народ виновен в пролитии крови своего Царя. Одни убили, другие одобряли убийство и тем совершили не меньший грех, третьи не помешали. Все виновны и поистине мы должны сказать: " Кровь его на нас и на детях наших " . Измена, предательство, нарушение присяги на верность Царю Михаилу Феодоровичу и его наследникам без обозначения их имен, пассивность и окаменение, нечувствие - вот из чего русский народ сплел венок, которым увенчал своего Царя.Сегодня день скорби и покаяния. Почему, спросим мы, Господь, спасши того же Царя в день Андрея Мученика, не спас его в день другого Андрея - учителя покаяния? С глубокой грустью отвечаем: да, Господь мог так же чудесно его спасти и в этот день, но русский народ этого не был достоин. Государь теперь принял мученический венец, но это не оправдание нам, не уменьшение нашей вины, как не оправданы, а еще сильнее обвинены Воскресением Христовым Иуда, Пилат и Каиафа и те, которые требовали от Пилата убийства Христа. Великий грех - поднять руку на Помазанника Божия. Когда Царю Давиду принесли известие об убийстве Саула, то он велел казнить вестника, хотя он не принимал участия в убийстве, но только поспешил принести эту весть и приписал себе убийство Царя. Не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной.В скорби мы говорим: " Кровь его на нас и на детях наших " . Но будем помнить, что это злодеяние всего народа совершено в день св. Андрея Критского, зовущего нас к глубокому покаянию. Будем помнить, что нет предела милости Божией и нет такого греха, которого нельзя смыть покаянием. Но покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого его начала.После спасения Царской Семьи в Борках была начертана икона с изображением святых, имена коих носили Члены Царской Семьи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1227...

Феофилакта, архиеп. Охридского. Можно предположить, что Е. принадлежали и нек-рые греч. книги, на это указывают записи на них ( Polibis L. Griechische Handschriften der serbischen Keiserin Elizabeth//Bsl. 1930. Vol. 2. P. 288-304). Еще при жизни святогорские монахи считали Е. святой, а после смерти к ее могиле стали приходить женщины с просьбами о даровании детей. В записи 1378 г. она названа блаженной. 16 окт. 1643 г. Сербский патриарх Паисий послал мощи Е. на поклон рус. царю Михаилу Феодоровичу . С 1759 г. десница Е. хранится в мон-ре Савина . День памяти Е. празднуется вместе с памятью сына Стефана 2 дек. ( Jycmuh иером. Жumuja светих: Децембар. 1998. C. 52). Однако ее почитание не получило широкого распространения. Е. представлена в росписях юго-зап. части наоса собора в мон-ре Дечаны (1345): в ктиторской композиции в юго-зап. части наоса, в иллюстрации к 24-й строфе Акафиста Пресв. Богородице в сев.-зап. углу притвора и в апсиде парекклисиона свт. Николая. Ктиторская фреска (Е. изображена с юным сыном и сводным братом Душана Симеоном по сторонам) написана поверх первоначального парного портрета Душана и Е. ( М. Манастир Дечани. Београд, 2005. С. 328-329, 439-440, 481). В иллюстрации к Акафисту правящая чета представлена уже после венчания на царство (Там же. С. 368-369, 442-443, 445, 478). Вместе с мужем Е. изображена в росписях собора мон-ря Лесново (1347/48). Во всех случаях это юная красавица с удлиненным овалом лица, в парадном облачении визант. типа. На гравюре 1761 г. из Новой ц. в Мостаре изображена с нимбом вместе с царем Душаном. Лит.: М. Кад се царица Jeлeha?//NKUJФ. 1932. 12; idem. Jeлeha, жена цара Стефана Душана. Дисельдорф, 1975; Руварац И. и царице српске//Зб. Илариона Руварца. Београд, 1934. С. 23-27; Л. Култови лица код срба и македонаца. Смедерево, 1965. С. 190; Острогорски Г. Вселенски cyдuje у Серу// Он же. Buзahmuja и словени. Београд, 1970. С. 258; он же. Серска област после Душанове смрти//Там же. С. 434-440, 453-454, 532-534, 536, 540-544; ivojinovi M.

http://pravenc.ru/text/187025.html

Ч. 1. Т. 1. С. 528). Т. о., выдубицкие монахи не приняли унии и оставили мон-рь. В постройках К. В. м. разместилась офиц. резиденция наместников Киевского униат. митрополита, а в кельях - жен. община: в 1600 г. здесь проживало ок. 10 монахинь во главе с Устиньей (Пам " ятки: [Археогр. щоричник]. К., 2001. Т. 3: Apxib Украïнськоï Церкви. Вип. 1. С. 289-290, 331). В 1605 г. мон-рь вновь стал мужским, игуменом был Иоасаф (Быковский), ставленник униат. митр. Ипатия Потея (НБУВ ИР. Ф. II. Ед. 6413-6576. Л. 57-57 об.). 22 янв. 1610 г. выдубицким настоятелем и наместником униат. митрополита в Киеве (Софии Киевской) стал Антоний (Грекович), прибывший в обитель 21 февр. К тому времени алтарная стена Михайловского храма рухнула в Днепр. Игум. Антоний пристроил деревянную алтарную часть к обрушившемуся храму, оштукатурил и побелил ее. К авг. 1612 г. церковь уже действовала. Игумен-униат постоянно получал угрозы от казаков. Из его жалоб в суд видно, что в К. В. м. проживали лишь немногочисленные слуги самого Антония. 23 февр. 1618 г. запорожские казаки утопили Антония (Грековича) в Днепре рядом с мон-рем, а саму обитель разграбили. Впосл. униат. игуменами были Исаакий (1618-1628) и Евстафий (Пешковский; 1628-1635). Немногочисленная братия жила за счет переправы через Днепр, собственность на которую мон-рю 24 авг. 1628 г. подтвердил польск. кор. Сигизмунд III с условием, что доходы будут использованы только на благоустройство подчиненной униат. митрополиту обители. 15 июня 1629 г. по приказу печерского архим. св. Петра (Могилы) паром был сожжен, перевозчики избиты. В 1635 г. по требованию православных вместо К. В. м. униатам был передан Борисоглебский мон-рь. Киевский митр. Петр (Могила) совершил новое освящение обители и храма. В 1640 г. он обращался к царю Михаилу Феодоровичу , прося средств на возобновление в камне алтарной стены собора (АЮЗР. Т. 3. 18. С. 28). Сам митр. Петр передал в К. В. м. Служебник Печерской типографии (23 нояб. 1636), подписные серебряный потир и лжицу (13 янв.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

К. ц. стали использовать как присягу правителю знати, а затем и широких слоев населения. Первоначально эти присяги были устные. В кон. XIV-XVI в. Московские великие князья (позднее цари) брали с отдельных представителей княжеско-боярской знати т. н. крестоцеловальные записи - письменные обязательства верной службы, подкрепленные К. ц., к-рое свидетельствовалось митрополитом - главой Русской Церкви. Формулы этих записей послужили основой текстов присяг, к к-рым с кон. XVI в. приводилось население (гл. обр. служилые люди) при вступлении на престол каждого нового правителя, а также отдельные люди или группы людей при вступлении в подданство рус. царям. Текст не был устойчив, мог меняться в зависимости от обстоятельств, но 2 главными взаимосвязанными элементами было обязательство верной службы и К. ц., подкреплявшее это обязательство (см., напр., в крестоцеловальной записи царю Михаилу Феодоровичу , которая была принята Земским собором в 1613 г. и разослана по городам: «Целую сеи святыи животворящий крест Господень государю своему царю великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии и его царице и великои княгине и их царским детем, которым им, государям, Бог даст на том: служити мне, имярек, ему, государю своему, и прямить и добра хотеть во всем безо всякие хитрости…» - и т. д. (СГГД. Ч. 3. 5. С. 14-15)). При приведении к присяге групп людей составлялись т. н. крестоприводные списки или книги, где указывались поименно лица, целовавшие крест государю (напр., так были составлены списки укр. казаков, присягнувших царю Алексею Михайловичу после Переяславской рады 1654 г.). Подобные присяги приносили также лица, к-рые привлекались в XVI-XVII вв. на невоенную гос. службу на временной основе, напр. выбирались земскими людьми в уездах и на посадах для исполнения финансовых, отчасти судебных и полицейских функций. Т. к. присяга была в форме К. ц., эти должностные лица стали называться «целовальниками». В частности, такие люди осуществляли продажу алкогольных напитков в «царевых кабаках» (бюрократизация гос. аппарата привела к исчезновению целовальников, и в XVIII - нач. XX в. это название по традиции применялось только по отношению к служителям винных откупщиков и продавцам в казенных винных лавках).

http://pravenc.ru/text/2459021.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010