[греч. Σπαρταλιτης] (1560/70, о-в Крит - 30.07.1636, Афон), патриарх Александрийский (с 30 нояб. 1620), богослов, экзегет. Хорошо знал древнегреч., лат., евр. и араб. языки. После того как патриарх Александрийский Кирилл Лукарис был избран на К-польскую кафедру, Собор 23 епископов в Стамбуле в храме вмч. Георгия в нояб. 1620 г. возвел Г. С. на Александрийский престол. Г. С. помогал К-польской кафедре в выплате долга тур. властям. Занимался просветительской деятельностью: напр., поддержал просьбу патриарха Кирилла Лукариса перед англ. послом о содействии открытию в Стамбуле греч. типографии. Послал неск. грамот московскому царю Михаилу Феодоровичу. В 1-м послании (1623) в ответ на грамоту патриарха Московского Филарета об исправлении Требника Г. С. указывал, что на молитве освящения воды не следует к призыванию Св. Духа прилагать слово «огнем» как несходное с преданием и отсутствующее в древних рукописях. Отношения между Россией и вост. правосл. патриархами Г. С. сформулировал следующим образом: «Поелику они [вост. патриархи] благодатию Духа Святого суть верные кормчие святой Восточной Церкви, то хотя ныне и вселилась их сила посреди волков, однако же подобает им немного и держать, и, восприяв благочестивую свободу, насаждать тишину во святой Церкви, которая обретается под светлым скипетром благочестивой державы Российской, дабы везде сохранялось православное учение веры» (цит. по: Лопарев. Каталог Алекс. патриархов. С. LXXVI). В 1624 г. рус. послы И. Кондырев и Т. Бормосов вручили Г. С. 140 золотых монет «за здравие государево». В последующих грамотах к царю, царице Евдокии Лукьяновне и патриарху Филарету Г. С. просил денежной помощи на различные церковные нужды: откуп за церкви, средства для монашеской общины на Синае, погашение долга патриаршей кафедры перед мусульм. властями и др. В 1629 г. патриарх Кирилл Лукарис переслал Г. С. из Стамбула письмо миссионера-кальвиниста А. Легера, в к-ром тот просил аудиенции у патриарха, указывал на необходимость церковного единения, просил изложить вероучения греч. Церкви, предложил, чтобы протестант. профессора преподавали в греч. богословских школах, спрашивал о потребностях в печатной христ. лит-ре на араб. языке. Г. С. в ответном послании указал на догматические расхождения обеих Церквей, но с симпатией отнесся к идее диалога с кальвинистами. Предложение о профессорах для духовных школ Г. С. отклонил, а по вопросу об араб. книгах заметил, что необходимы лишь печатные издания точных переводов богослужебных текстов на арабский с греч. языка. В 1633 г. в Москву от Г. С. прибыл его протосинкелл архим. Иосиф для перевода на слав. язык греч. книг и обучения юношей греч. языку. По-видимому, Г. С. добровольно оставил Александрийскую кафедру, удалился в один из афонских мон-рей, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/164593.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Наука та / та У Новоспаському наукова присвячена пам " Романових для друку 19 листопада 2013 р. 11:10 21 ноября 2013 года в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре столицы пройдут мероприятия, посвященные памяти бояр Романовых, родных братьев отца царя Михаила Феодоровича — патриарха Филарета : Александра, Василия, Михаила и Иоанна Никитичей, пострадавших в правление Бориса Годунова и погребенных в  усыпальнице Знаменского храма монастыря. После панихиды в усыпальнице бояр Романовых начнет работу научная конференция «Романовы. XVII век». Впервые широкой публике будет представлен доклад по результатам последних археологических раскопок, которые сейчас ведутся на месте погребения братьев Никитичей. Отдельной темой станет обсуждение исследований, посвященных Михаилу Никитичу Романову, ныробскому узнику. В работе конференции примут участие исследователи и историки московских музеев, Чердынского краеведческого музея, Пермского университета. К началу конференции в Новоспасский монастырь из Ныроба (Пермский край) будут привезены цепи боярина Михаила Никитича Романова, в которых он принял мученическую кончину в яме. С программой мероприятий можно ознакомиться  на сайте Новоспасского монастыря Патриархия.ru за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] Виставка «Православна Русь. Моя Романови» пройде в Виставка «Православна Русь. Моя Романови» в Виставка «Православна Русь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3378707...

Святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх Цареградский Святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх Цареградский, Лубенский чудотворец, в миру Алексий, родился в 1560 году на острове Крит, в семье благочестивого грека Пателария. Несмотря на образованность и известность в обществе, Алексия влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца он постригся в рясофор с именем Анания в одном из Солунских монастырей, откуда позже ушел в монастырь Есфигмен на Афоне, где нес послушание в трапезной. С Афона он предпринял путешествие в Палестинские обители и в одной из них принял иноческое пострижение с именем Афанасий. По возвращении в Солунь он был поставлен во пресвитера и распространял Христово учение среди валахов и молдаван, для которых перевел Псалтирь с греческого на их родной язык. Изредка святитель уходил на Афонскую Гору для молитвенного уединения и Божиего благословения на пастырские труды. Святость его жизни привлекала множество христиан, желавших видеть истинного проповедника православной Христовой веры. Своими незаурядными способностями и духовными дарованиями он привлек внимание Патриарха Константинопольского Кирилла I (Лукариса) (1621-1623), который, призвав подвижника, назначил проповедником при патриаршей кафедре. Вскоре святой Афанасий был возведен в сан епископа и поставлен Митрополитом Солунской Церкви. В это время Патриарх Кирилл I (Лукарис) был оклеветан перед султаном и заточен на острове Тенедос, а святитель Афанасий избран на Патриарший престол 25 марта 1634 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Находясь на первосвятительской кафедре, Патриарх Афанасий вел неустанную борьбу за Православие против еретиков, иезуитов и мусульман. Пробыв на Патриаршем престоле около 40 дней, происками врагов Православия он был низведен, а на кафедру возвращен Кирилл 1 (Лукарис). Святитель отправился на Афон, где некоторое время подвизался в уединении. Затем он вновь был возведен на Патриаршество, но через год был низложен, после чего возвратился в город Солунь и не прерывал связи с Афоном. Ввиду нестерпимых гонений мусульманами православных христиан, святителю Афанасию приходилось неоднократно посылать (с 1633 по 1643 гг.) прошения русскому царю Михаилу Феодоровичу (1613-1645) о даровании милостыни бедствующей Константинопольской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/911838.htm...

Скачать epub pdf Житие блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца Память 12 ноября Блаженный Иоанн жил в городе Ростове во дни царя Ивана Васильевича Грозного. Откуда он был родом, неизвестно. В Ростове он жил в образе юродивого Христа-ради, не имел постоянного пристанища и только иногда заходил для отдыха к одной благочестивой вдове и к своему духовному отцу, всехсвятскому священнику Петру. Во дни его находился в Ростове и беседовал с ним, как и с знаменитым Борисоглебским подвижником святым Иринархом, блаженный юродивый Иоанн, по прозванию Большой Колпак, ушедший потом в Москву и погребенный здесь у Покрова на рву. Блаженный Иоанн Ростовский всегда носил с собою и читал пергаментную книгу – Псалтирь на латинском языке. Неизвестно, когда и где он изучил сей язык. Кончина блаженного Иоанна последовала 3 сентября 1580 года. Тело его, заботами упомянутой благочестивой вдовы и духовного отца его священника Петра, погребено было подле церкви святого Власия за алтарем. Погребение сопровождалось знамениями: поднялась сильная буря, засверкали молнии и загремел гром. По преставлении блаженного, многие стали приходить ко гробу его, пели в церкви молебны Господу Богу, Пресвятой Богородице и Предтече Иоанну, просили святить воду и пили ее, смешивая с песком от гробницы блаженного Иоанна, иные мазали ею свое болящее тело и по своей вере получали исцеление от различных болезней. Слыша о чудесах при гробе блаженного Иоанна, Ростовский митрополит Кирилл 7336 , удрученный старостью и пораженный тяжкою болезнью, не владея рукою и ногою, повелел нести себя во Власьевскую церковь к образу святого Иоанна и ко гробу блаженного Иоанна Власатого. Во время молебна, при чтении святого Евангелия, больной святитель сразу почувствовал исцеление от болезни, стал владеть рукою, так что получил возможность вновь священнодействовать и править Ростовскою митрополиею, и прожил еще год и пять месяцев 7337 . При гробе блаженного Иоанна совершалось много чудесных исцелений с верою притекавших больных. Чудеса сии записывались и о них сообщалось царю Михаилу Феодоровичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Фёдор Афанасьевич 19) был воеводою в Кинешме в 1608 году, а в следующем году убит близ Москвы в сражении с тушинскими мятежниками. Сын его Афанасий Фёдорович был воеводою в Воронеже в 1644 году, Михайло Борисович 21) был воеводою в Новгороде с 1608 по 1610 год, и ездил от новгородцев послом в Швецию в 1611 году. Один из сыновей его от первого брака, Яков Михайлович прислан был, от Новгородцев в Москву, в 1616 году, вместе с архимандритом Хутынского монастыри Киприаном и с боярским сыном Матвеем Муравьёвым, с присягою Новогорода Царю Михаилу Феодоровичу; в последствии он был судьею в поместном приказе (16221625 и 16281632). Один из сыновей Михаила Борисовича от второго брака, Никита Михайлович был, при Царе Михаиле, воеводою в Новгороде, а при Царе Алексее окольничим, первым судьёю в приказе большого дворца, и воеводою в Витебске; он жил ещё в 1682 году. Фёдор Васильевич 36) был воеводою в Тюмене (16131617), потом в Томске; брат его Тимофей Васильевич был воеводою в Мангазее (16271629); потом постригся в иноки двоюродный брат их Тимофей Иванович был, в 1620 году, воеводою в Томске, а в конце царствования Михаила Феодоровича был первым судьею в холопьем приказе. Роман Фёдорович 52) был стольником; воеводою в Тамбове (1638); в Яблокове (1644); в Куконосе (1656); имя его упоминается в следственном деле о патриархе Никоне (см. историю царствования Алексея Михайловича, В. Н. Берха); при Царе Феодоре Алексеевиче он, уже в глубокой старости, был окольничим. Поликарп Иванович был воеводою в Мангазее, в 1627 году; Пётр Казаринович убит при осаде Смоленска в 1634 году; эти два последние в родословной не упомянуты. Девять Бабарыкиных владели населёнными имениями в 1699 голу. Пётр Иванович находился, при Екатерине Великой, генерал-поручиком, конной гвардии премиер-майором и кавалер Святого Александра Невского. Сестра его Анна Ивановна была за действительным тайным советником Матвеем Васильевичем Дмитриевым-Мамоновым и была материю первого графа Мамонова. Николай Васильевич служил генерал-лейтенантом при Императоре Павле.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть О восстановлении на Руси царского престола после Смутного времени 14/27 марта - празднование Феодоровской иконе Божией Матери 25.03.2016 1084 Время на чтение 6 минут Какое именно событие мы отмечаем в этот день? В этот день, 14/27 марта 1613 года, Великое московское посольство прибыло в Кострому для объявления соборной воли юному Михаилу Феодоровичу Романову и призвания его на Русское царство. В традиционном народном понимании, сложившимся за последние полтора столетия, установление нового празднования Феодоровской иконе Божией Матери в 1613 году связано с тем, что инокиня Марфа пред этим образом (или даже взяв его в руки) благословила своего сына на царство. Такая версия событий, возможно, имеет право на существование, и по-человечески понятна. Наверное, и для множества народа собравшегося в Ипатьевском монастыре в тот знаменательный день, измученных многочасовым «умолением», кульминационным моментом события стало согласие инокини Марфы «отдать» своего сына на царский престол. Однако в действительности самым важным было то, что последовало за «материнским благословением» - благословение Русской Православной Церкви, преподанное святителем Феодоритом, «наречение» Михаила Феодоровича царем и возложение на него царских регалий. Именно в этот момент на Руси вновь появилась законная, преемственная, благословленная Богом и Церковью власть. И это восстановление царского престола после лихолетья Смутного времени, безнадежного отчаяния всего народа воспринималось современниками как подлинное чудо. Недавнее изгнание поляков из Москвы было отмечено повторным прославлением Казанского образа Божией Матери, список которого находился в рядах ополчения. И вот теперь, чудо восстановления православной государственности Русского народа ознаменовалось прославлением Феодоровской иконы Божией Матери. Для новой Династии было очень важно продемонстрировать свою преемственность от прежних царей Рюриковичей и Годуновых. Поэтому совершенно не случайно призвание Михаила Феодоровича происходило в царском Ипатьевском монастыре - колыбели Дома Годуновых, и присутствие там древнего Феодоровского образа Богоматери так же не было случайным.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/26/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Феодоровская (в Вознесенском Оршине монастыре Тверской епархии) " Описания иконы Феодоровская (в Вознесенском Оршине монастыре Тверской епархии) Источник: Вознесенский Оршин женский монастырь Феодоровская икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, в судьбе Руси играет особую роль. Именно этой иконой благословлен на царство первый царь династии Романовых Михаил Феодорович.... Его избрание состоялось в 1613 г. на Всероссийском Земском Соборе, специально для этого собравшемся в Москве. Посольство Земского собора прибыло к Михаилу Феодоровичу в костромской Ипатьевский монастырь, куда из Успенского собора принесли и Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Мать Михаила Феодоровича, инокиня Марфа долго не давала согласия на высокое призвание сына. Но после, упав в слезах перед Феодоровской иконой, произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои пречистые руки предаю чадо мое! По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству!» Представители земского Собора от имени народа подписали документ, называемый Уложенная грамота, в котором дают новому государю и его наследникам клятву верности «на вечные времена». [...] Феодоровская икона в Вознесенском Оршине монастыре Тверской епархии Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Думают, что этот образ Богоматери приобретен игуменом Вознесенского монастыря, архимандритом Иосифом, который, как выборный от Тверской области, прибыл в Кострому вместе с посольством для призвания на царство Михаила Феодоровича. В честь сей иконы в Вознесенском монастырском храме устроен придел. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Феодоровская икона Божией Матери, ныне пребывающая в Оршине монастыре В июле 1996 года в обитель вернулся еще один список с чудотворного Феодоровского образа Божией Матери, пребывавший здесь до революции. Он был найден на чердаке в доме скончавшейся рабы Божией Марии в селе Лисицкий Бор. Этот село было некогда монастырской вотчиной. Феодоровская икона Божией Матери, ныне пребывающая в Оршине монастыре Феодоровская икона Божией Матери, ныне пребывающая в Оршине монастыре Удивительно, что[...]

http://pravicon.com/icon-4147

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодоровская (в Вознесенском Оршине монастыре Тверской епархии) Феодоровская икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, в судьбе Руси играет особую роль. Именно этой иконой благословлен на царство первый царь династии Романовых Михаил Феодорович.... Его избрание состоялось в 1613 г. на Всероссийском Земском Соборе, специально для этого собравшемся в Москве. Посольство Земского собора прибыло к Михаилу Феодоровичу в костромской Ипатьевский монастырь, куда из Успенского собора принесли и Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Мать Михаила Феодоровича, инокиня Марфа долго не давала согласия на высокое призвание сына. Но после, упав в слезах перед Феодоровской иконой, произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои пречистые руки предаю чадо мое! По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству!» Представители земского Собора от имени народа подписали документ, называемый Уложенная грамота, в котором дают новому государю и его наследникам клятву верности «на вечные времена». Среди участников Земского Собора был настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. На Уложенной грамоте в числе других стоит и его подпись. Предполагают, что, возвращаясь с Собора, настоятель доставил в родную обитель список с Костромской Феодоровской иконы. В скором времени от него стали совершаться чудеса и исцеления. Оршинская икона была известна, к ней приезжали отовсюду. В середине XIX века, когда к Вознесенскому собору был пристроен теплый трапезный храм, в честь Феодоровской иконы был освящен его южный придел. После преобразования Оршина монастыря в женский почитание иконы сохранялось и умножалось. В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, стараниями игуменьи Сергии была построена в г. Твери на средства обители каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. После закрытия и разорения обители многие монастырские святыни оказались безвозвратно утрачены. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, принадлежавшая Оршину монастырю, слава Богу, не погибла. После разорения храма она находилась сначала у местных жителей, потом в частной коллекции, а затем была передана в Тверскую картинную галерею, где помещалась в экспозиции древних икон. Существовала традиция, по которой прямо в музей, к Феодоровской иконе приезжали тверские молодожены после бракосочетания, для того чтобы получить благословение на предстоящую супружескую жизнь.

http://pravicon.com/info-4014

Кем же были эта монахиня и ее сын, ради которых собралось целое море людей — знатных и самых простых: священников, бояр, именитых дворян, служилых и посадских людей и обыкновенных горожан? 11 июля 1613 года. В Успенском Соборе Кремля венчался на царство Михаил Феодорович Романов Великое Московское посольство …Никогда еще старинный Ипатьевский монастырь в Костроме не был свидетелем такого великого стечения людей, как в марте 1613-го годя. Направлявшаяся к монастырским стенам делегация двигалась в два рукава. С одной стороны шествовало Великое Московское посольство, медленно под покровом древних российских святынь — Владимирской иконы Богоматери и образа Московских чудотворцев. С другой — костромское духовенство с высоко поднятыми крестами и почитаемой в Костромской земле чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. На месте слияния рек Костромы и Волги два эти рукава объединились в одну процессию, продолжавшую путь по реке Костроме до святой обители. Те, ради кого москвичи проделали этот неблизкий путь  — инокиня Марфа и ее сын Михаил вышли из монастыря навстречу процессии, поклонились святыням и приняли благословение архиепископа Феодорита. Все взгляды были прикованы к ним. Люди молились Богу о том, чтобы Он даровал Свое благословение Михаилу и всей Российской земле. Кем же были эта монахиня и ее сын, ради которых собралось целое море людей — знатных и самых простых: священников, бояр, именитых дворян, служилых и посадских людей и обыкновенных горожан? Боярыня Ксения Романова Монашеская одежда, как покров, скрывала известную и знатную женщину. Еще несколько лет назад боярыня Ксения Ивановна Романова славилась как одна из первых красавиц на Москве. Родилась она в Костроме. Невестой привезли ее в столицу и выдали замуж за боярина Феодора Никитича Романова. Так она оказалась в знаменитых палатах бояр Романовых, возвышающихся на Варварке неподалеку от стен Кремля. Убранная коврами светелка в женской части палат, куда долетал тонкий утренний звон колоколов окрестных церквей… В ней рукодельничали, читали Евангелие и растили детей. Камчевые скатерти, книги в тяжелых переплетах, кованые сундуки для приданого, зеркала, нитки бус и детские лошадки, — все эти милые сердцу черты привычного московского быта были признаками достатка семьи. Романовы пользовались в Москве уважением. Не только потому, что умели вести дела и имели большой дом, но и потому, что от сердца, не скупясь, раздавали милостыню и жертвовали средства на строительство храмов. Уважали их и за ровный, спокойный нрав. Жили они тихо, благочестиво и готовы были лучше терпеть неправду, чем воздавать злом за зло.

http://pravmir.ru/venchanie-na-carstvo-m...

Московский храм Ризоположения на Донской отметил престольный праздник 24 июля 2007 г. 18:25 23 июля, в день праздника Положения честной ризы Господней в Москве, епископ Дмитровский Александр совершил Божественную литургию в Ризоположенском храме столицы. Владыке сослужили настоятель Богоявленского собора   протопресвитер Матфей Стаднюк , настоятель храма протоиерей Александр Фарковец и клирики храма. Диаконский чин возглавил протодиакон Николай Платонов, клирик Богоявленского собора. После окончания Литургии состоялся Крестный ход, после которого владыка от лица Святейшего Патриарха поздравил отца настоятеля и собравшихся на богослужение с праздником. Справка По преданию, один из воинов, бывших при Распятии Спасителя на Голгофе, получил по жребию хитон — часть одежды Иисуса Христа. Риза представляла собой частицу одежды, в которой Христа вели на распятие. Воины, стоявшие у Креста Господня, не стали разрывать хитон, который, по преданию, выткала для Своего Божественного Сына Сама Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, и он достался воину-наемнику, происходившему родом из Иверии (Грузии). Воин принес святыню к себе на родину, где она, после принятия в IV веке Грузией христианства, была окружена особенно благоговейным почитанием. Персидский шах Аббас I (1571-1629), управлявший Ираном с 1587 года, разорил православную Грузию, но, поскольку стремился поддерживать дружественные отношения с российским государством, то направил в Москву послов с богатыми дарами. Посольство прибыло в Москву в марте 1625 и преподнесло от имени шаха в дар царю Михаилу Феодоровичу и его отцу Святейшему Патриарху Филарету часть Ризы Господней, взятой персами в качестве военного трофея во время похода на Грузию. Посланцев далекого Ирана встречали за городской чертой, на южной окраине русской столицы. Царь принял от послов золотой, украшенный драгоценными камнями ковчежец с заключенной в нем святыней, но все же к подарку иноверного правителя наши предки отнеслись с недоверием и крайней осторожностью. Была учреждена специальная комиссия, в задачи которой входил сбор материалов о Ризе Господней и установление подлинности присланной шахом святыни. Но сведения, полученные комиссией, оказались противоречивыми и недостаточными для установления истины. И тогда решено было последовать примору святой равноапостольной царицы Елены, матери святого равноапостольного царя Константина Великого, установившей подлинность обретенного ею в Иерусалиме Креста Господня.

http://patriarchia.ru/db/text/273200.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010