Там же, ф. Р–3682, оп. 1, д. 695, л. 17. Машинопись. Протокол заверен председателем Музейной комиссии Академцентра Татнаркомпроса. Дата плохо читается. Из протокола 12 от 2 сентября 1924 г. заседания Музейной комиссии: «п[ункт] 9. Заявление Худякова о желательности создания в Казани Бытового музея, филиального отделения Центрального музея. [Постановили:] 9. Создание бытового музея старой Казани признать желательным. Поручить Н. И. Воробьеву разработать вопрос о создании музея» (Там же, л. 18). Раифский Богородицкий монастырь основан в 1661–1662 гг. по инициативе казанского митрополита Лаврентия II (1657–1672 гг.). В 1923 г. монахи отказались подчиняться обновленческому епископу Алексию. В 1928 г. закрыт, в 1990–1992 гг. Тихон (Воинов; 1655–1724 гг.), 21 апреля 1695 г. хиротонисан во епископа Сарского и Подонского с возведением в сан митрополита, с 25 марта 1699 митрополит Казанский и Свияжский. НА РТ, ф. Р–3682, оп. 1, д. 695, л. 16. Машинопись. Протокол заверен председателем Музейной комиссии Академцентра Татнаркомпроса. НА РТ, ф. Р–2021, оп. 1, д. 45, л. 45. Машинопись, подписи – автографы. Круглая печать Казанского подотдела Отдела Наркомата просвещения РСФСР по делам музеев, охраны памятников искусства и старины. Сведения занесены во «Временную Главную книгу коллекций Центрального музея ТССР» за 1924 г. как «Коллекция церковных старинных предметов преимущественно тканей из кафедрального собора, изъятые Музейной комиссией», поступило из Акадцентра Татнаркомпроса, «Акт от 16/IX–24 г. и опись вещей как приложение к акту» – Ист[орико]-Арх[еологический отдел музея], кроме 83, 84 и 85, пер[еданных] в Худ[ожественный отдел] – Там же, д. 45, л. 1 об.–2; 2 об. – 3, 14 «Коллекция церковных облачений и церковной утвари» из Спасского монастыря от Музейной комиссии с описью предметов от 20/XII–1924 г. поступила в Историко-археологический отдел Центрального музея ТАССР. Татарский наркомат просвещения. Александр Николаевич Сердобольский (род. 1888 г.), священник, 5 ноября 1937 г. осужден НКВД Татарской АССР на 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

http://sedmitza.ru/lib/text/5257951/

  56 31 декабря 1924 г. – Протокол 23 заседания коллегии Казанского центрального музея   Присутствовали: Н. И. Воробьев, Е. Э. Адольф, А. Г. Кудинов, В. А. Мизерский и М. Г. Худяков. Слушали… 5. Три предложения Музейной комиссии Академического центра, а именно 2 предложения от 22 декабря 1924 г. за 25 и 26 о занесении в инвентарные книги музея препровожденные ему комиссией памятников старины и искусства, изъятые из кафедрального собора, в количестве двадцати двух номеров, поименованных в означенных предложениях, и предложение от 22 декабря того же года за 24 также о занесении в инвентарные книги музея, поступивших в комиссию при ликвидации Спасского монастыря и препровожденных ею в музей предметов, согласно приложенному к предложению списку этих предметов. Постановили: Занести все предметы в инвентарные книги музея, списки же этих предметов хранить при делах музея.   57 Записка в годовой отчет за 1924 г.   Главные поступления в Ист[орико-археологический] отд[ел] Центр[ального] музея: Евремово Евангелие, 1606 г.; Тверское Евангелие 1478 г. (рукописное с миниатюрами); Лаврентьевский саккос (работа Строгановых); плащаница 1550-х годов (из кафедр[ального] собора); плащаница XVI века (из Спасского монастыря); 11 шитых пелен от образов XVII 6 шитых палиц XVII века; Коллекция шитых воздухов, в том числе Морозовские (XVII века); Спасск[ий] мон[астырь]: крест запрестольный 1656 г. в басменном окладе, икона запрестольная, икона Николая Чудотворца новгор[одского] письма конца XV в.; коллекция саккосов архиерейских, в том числе белых шитых, затем саккосы митрополита Тихона III (1699–1724 [г]г.), шитые митры, в том числе митра конца XVII века.   58 31 января 1928 г. – Расписка Центрального музея Татарской АССР для отделения древнерусского искусства   Получены нижеследующие предметы церковного искусства.   Какой церкви Наименование предметов по отделу Каз[анский] Богород[ицкий] жен[ский] монастырь Серебряная крышка с Евангелия с черн[ёным] изображением 1763 г. 8 ф[унтов] 44 зол[отника] Варваринская [церковь] Серебряное поле – четырехугольное обрамление иконы Тихвинской Б[ожией] М[атери] с чекан[ными] выбивными (работы 1838 г.) сценами на Ладожском о[зере], короновании Богородицы и др[угими] рельефными изображениями 7 ф[унтов] 55 з[олотников] Кафедральный собор 6 больших серебр[яных] висячих с цепями подсвечников пред иконами нижнего яруса иконостаса гл[авного] алтаря 2 п[уда] 23 ф[унта] 86 з[олотников] 152/1-6 Кафедральный собор Малая серебр[яная] лампада с цепями 5 ф[унтов] 60 з[олотников] Кафедральный собор Серебр[яный] позолоч[енный] переплет крышки работы 1766 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/5257951/

В течение мн. лет Н. была научным руководителем коллектива, готовившего к изданию уникальную рукопись - Вкладную книгу Троице-Сергиева монастыря 1673 г. (изд. в 1987) - бесценный источник сведений по истории и культуре не только музея, сложившегося на основе богатейших монастырских коллекций и ризницы, но и всей России в эпоху как средних веков, так и Нового времени (до 1764), настоящую энциклопедию сословного и личного благочестия. Как исследователь Н. стремилась расшифровывать замысел изобразительного декора того или иного произведения искусства, обращаясь прежде всего к письменным источникам и вникая в исторические обстоятельства эпохи, напр., рассматривая декор рогатины вел. кн. Бориса Александровича Тверского (О сюжете изображений на рогатине тверского кн. Бориса Александровича//ПКНО, 1975. М., 1976. С. 191-203). По выражению В. П. Даркевича, под пером Н. «вещь становится документом истории» ( Даркевич. 1991. С. 116-117). Соч.: Археологические находки на территории Загорска//Загорский гос. ист.-худож. музей-заповедник: Кр. сообщ. 1955. Вып. 1. С. 18-20; Древнерусское искусство XIV-XVII вв.//Загорский гос. ист.-худож. музей-заповедник: Путев. М., 1956. С. 38-50; Новые находки на территории Загорского музея-заповедника//Сов. арх. 1957. 1. С. 251-255; Древняя панагия//Сообщ. Загорского музея. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 111-112; К вопросу о связях древней Руси с юж. славянами//Там же. С. 19-24; Надгробные плиты под зап. притвором Троицкого собора//Там же. С. 92-106; Оклад с иконы «Троица» письма Андрея Рублева//Там же. С. 30-38; Потомки Авраамия Палицына//Там же. С. 115-116; О некоторых надгробиях XV-XVII вв. Загорского музея-заповедника//Сов. арх. 1958. 3. С. 170-179; К изучению некрополя Троице-Сергиевой Лавры//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. 1960. Вып. 3. С. 181-190; Серебряные блюда, чаши и лохани в собр. Загорского музея//Там же. С. 146-168; Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собр. Загорского музея: Кат. Загорск, 1960; Надгробие новгородского архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565620.html

В 1922 г. Синод Сербской Церкви одобрил предложение проф. Белградского ун-та прот. Лазаря Мирковича о создании МСПЦ и в 1923 г. инициировал сбор сведений о предметах церковного искусства, хранящихся в серб. храмах и мон-рях. В 1927 г. Синод разрешил каждой епархии Сербской Церкви создать свой церковный музей и издал «Правило» для их организации. В 1936 г. патриарх Сербский Варнава (Настич) вновь поднял вопрос о формировании центрального музея Сербской Церкви и др. церковно-просветительских орг-ций. Для подготовки открытия музея пригласили прот. Радослава Груича , к-рый начал поиск предметов церковного искусства в Королевстве сербов, хорватов и словенцев и в соседних странах. В 1937 г. Груич и Миркович на выделенные Сербской Патриархией средства объехали Румынию и Венгрию для регистрации памятников серб. искусства. В том же году Сербская Патриархия арендовала на 50 лет дом (конак) кнг. Любицы в Белграде для размещения в нем буд. музея. В нач. 1940 г. в связи с планировавшимся в окт. того же года открытием музея были приобретены витрины для экспонатов. Но по причине предвоенных событий в июне 1940 г. лица, занимавшиеся созданием музея, были освобождены от своих обязанностей. В 1942 г. Груич вновь был назначен управляющим музеем, в 1948 г. на этой должности его сменил проф. С. С. Душанич (оставался на ней до 1990 г.). Благодаря Груичу после окончания войны, в апр. 1946 г., в музей были переданы предметы церковного искусства, эвакуированные во время военных действий из храмов и мон-рей Сербской Православной Церкви в Загреб (11 вагонов). В мае 1946 г. Мин-во финансов Югославии расторгло договор с Сербской Церковью об аренде Дома кнг. Любицы, поэтому все предметы к концу года были перевезены в здание Сербской Патриархии. 14 июня 1954 г. при участии патриарха Сербского Викентия (Проданова) состоялось торжественное открытие музея в здании Сербской Патриархии. С 1990 по 2005 г. управляющим музеем был проф. С. Милеуснич , затем - М. Илич (до 2010) и В. Радованович (по наст. время). В 2011-2013 гг. были проведены реконструкция музея, реставрация, съемка и оцифровка многих его экспонатов. Помимо постоянной экспозиции в музее регулярно проводятся выставки.

http://pravenc.ru/text/2564318.html

д. Четвертая глава из сочинений Василия Великого : «Елика на трапезе запрещения различных святых». Эта глава составляет продолжение 52–74 правил. св. Василия Великого . Она встречается в Рум. Кормчей XV–XVI в,. 231. л. 344. Востоков, 286. Она есть и в Кормчей 1653 года, гл. 64, 615–616. 1539 Рукоп в 28, л. 601–603. «От Марковых главизн и о служителех, и о прочем пребывании братии». В Кормчих – библиотек Троице-Сергиевой, Хлудова (описание А. Попова ), Царского, Румянцевского Музея Марковы главы встречаются в церковных уставах. См, Рук. Рум. Музея 447, л. 48 – (не разборчиво) и в рук. того же Музея, 449 л. 113. Востоков, описание Рум. Музея, 714, 717. Сей главы нет в Кормчей 1653 года. 1540 Глава «Дорофея, епископа Тирского о двунадесяти апостол.» «Того же о семидесяти учеников.» Встречается в Рум. Кормчей XV–XVI в., 231, л. 366–369. Востоков – описание, 288. Рукоп. Кормчая нач. XVI в., Царского 213. В Кормчей 1653 г. сей главы нет. 1541 Рукоп. 28, л. 626–630 «Св. Кесария, брата св. Григория Богослова от противу вопрошением, принесенным от хитрых муж». Есть в Кормчей Троице-Сергиевой Лавры XVI в., 205, л. 349 и 206. Рукоп. Имп. Пуб. биб. II, 78, XVI в. В Кормчей 1653 г. нет сей главы. 1542 Из сочинений Феодора Студита Даниил внес в свою Кормчую несколько глав, – большею частью входящих в состав его устава Студийского монастыря. Глава первая: преп. отца нашего Феодора Студийского игумена о станцех церковных канон. Рук. 28, л. 583–588. Эта самая глава находится в Кормчей Рум. Музея, относящейся к XIII в., 230, л. 122–129. Востоков, 278. См. также рук. Кормчия XVI в. Рум. Музея 231, биб. Царского 213; Рук. Имп. пуб. биб. F. II 119, XlV в., л. 218. В рукописных Кормчих Рум. Музея 230 XIII в. и б. Царского 213 помещен весь устав Феодора Студита , куда входят и другие главы его, находящиеся в собрании м. Даниила (Рук. 28, л. 588. 558–590. 591–592. 592–598. 599–601. 604–608). Главы, взятые из устава Феодора Студита , не вошли в Кормчую 1653 г. Устав Феодора Студита напечатан у Казанского – История монашества на востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Коллекция церковного серебра в БГХМ им. М. В. Нестерова насчитывает свыше семидесяти предметов. Сформировалась она в основном в 20-е годы ХХ столетия. Почти сразу же после создания музея в ноябре 1919 года под руководством первого директора И. Е. Бондаренко 580 сотрудники музея, обследовав монастыри и храмы г. Уфы, составили списки наиболее ценных культовых предметов. Этим процессом непосредственно руководил протоиерей В. А. Поярков, по совместительству сотрудник музея с 1920 по 1921 год 581 . 1920–1921 годами датируются первые поступления церковного серебра в музей из местных источников: в архиве музея сохранились указания на Успенский мужской монастырь г. Уфы, который был закрыт в 1918 году 582 . В 1921 году несколько предметов поступили в музей через Отдел музеев от Г. И. Чирикова, в том числе и кресты (кат. 5, 12) 583 . Следующая, самая обширная волна поступлений относится к 1922 году. В это время по постановлению Советского правительства начала свою работу Комиссия по ликвидации церковного имущества: государству нужны были средства. Инструкция, которой руководствовалась Комиссия, гласила: «1. Ликвидации подлежат только те предметы, которые не имеют историко-художественного (музейного) значения. 2. а) Безусловно, недопустима ликвидация ценностей, имеющих древность, кончая 1725 годом. б) В виде исключения допустима ликвидация ценностей эпохи от 1725 г. По 1835 г. Примечание: наиболее характерные предметы, отражающие стили эпох Людовика XV, XVI и эпохи Империи безусловно не ликвидируются. в) Из ценностей, работа которых относится ко времени после 1835 года, ликвидируются все предметы, за исключением имеющих высокохудожественное и бытовое значение». Тогда благодаря образованности и высокой культуре сотрудников музея, которых подобрал еще И. Е. Бондаренко, удалось сосредоточить в стенах музея ценные предметы ювелирного искусства. К сожалению, учет экспонатов в то время не был поставлен должным образом, и в большинстве случаев в документах указывалось лишь поступление от Губернской комиссии по изъятию церковных ценностей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Война и Соликамск После тяжелых испытаний первой половины ХХ века последовала новая беда – Великая Отечественная война. Мощи преподобного Сергия вместе с частью особо ценных музейных экспонатов были направлены в эвакуацию в Соликамск и пребывали там с 25 июля 1941 года по 19 ноября 1944 года. К отправке их подготовили 19 июля 1941 года, упаковав и поместив в серебряную раку, внутри которой они находились под тремя печатями Загорского райотдела НКВД. Вместе с другими экспонатами Загорского музея-заповедника их везли до города Горького (ныне Нижний Новгород), затем баржами по Волге и Каме по маршруту Горький — Пермь — Соликамск. 22 октября груз был сдан сопровождавшим его директором Загорского музея Иваном Захаровичем Птицыным под ответственное хранение представителю Русского музея Соликамска. Примечательно, что под хранилище был выбран Троицкий собор — известный архитектурный памятник XVII века. Это обширное каменное, но не отапливаемое здание находилось в ведении музея. Летом в соборе было вполне терпимо, но зимой, когда морозы доходили до 45 градусов, больше 40 минут в нем находиться было нельзя даже в валенках. Научные сотрудники музея, несмотря на трудности военного времени, организовали в хранилище строгий порядок, дежурства и обходы. В ноябре 1942 года в Соликамск были командированы сотрудники Загорского музея А. М. Курбатова и Н. М. Прасолова. Здесь они периодически проверяли содержимое ящиков, производя по мере необходимости профилактические мероприятия – проветривание, просушку, обеспыливание и прочее. Благодаря этому в ноябре 1944 года ценности музея, включая честные мощи Преподобного, были возвращены железнодорожным путем обратно лишь с небольшими повреждениями тканей, обусловленными спецификой произведенной эвакуации . Тайна главы преподобного Сергия В начале войны тайным хранителем главы преподобного Сергия, изъятой ранее священником Павлом Флоренским и графом Олсуфьевым, стал схиархимандрит Иларион (Удодов), настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери села Виноградово «на Долгом пруде» (близ станции Долгопрудная). Святыню ему передал Павел Голубцов (будущий архиепископ Сергий).

http://pravoslavie.ru/147212.html

С начала перестройки музеи-монастыри стали передаваться Церкви с частичным сохранением функций музея. Несмотря на несовершенство нашего законодательства, этот процесс в основном идет успешно: многие музеи из центров атеистической пропаганды превращаются в полноценные духовно-просветительские. Характерным примером может служить Государственная Третьяковская галерея в Москве. Одиннадцать лет назад полуразрушенный храм галереи был передан общине верующих во главе с прот. Николаем Соколовым. Сегодня, оставаясь в структуре государственной галереи, храм стал действующим, полностью восстановлен, в нем беспрепятственно совершаются все церковные богослужения. Настоятель и его сотрудники (в том числе хор) являются сотрудниками Отдела древнерусского искусства. В храме находится великая святыня России – Владимирская икона Божией Матери, а «Троица» прп. Андрея Рублева на большие праздники переносится из экспозиций музея в храм. При этом храме построена крещальня, где приняли крещение в том числе и некоторые сотрудники Третьяковской галереи. Крестные ходы Еще совсем недавно Церковь являла свою красоту и святость внешнему миру только в Пасхальный крестный ход. Освещенные свечами, одухотворенные верующие лица, сосредоточенные и радостные, вызывали удивление, недоумение, насмешку толпы. Сегодня все меняется. Крестный ход на Пасху уже не вызывает прежнего недоумения, а привлекает, зовет, и каждый год в его ряды встают новые, часто совсем молодые люди. Сегодня крестный ход выходит за ограду храма, поводы для его проведения бывают очень разнообразные: это может быть возрожденный крестный ход к чтимому источнику или часовне, возможен и традиционный крестный ход с древним огромным чудотворным образом Спаса, который идет в особые четыре праздничные дня года по всему старинному городу Романову-Борисоглебску, стоящему на р. Волге Ярославской епархии. Образ на специальных носилках несут 30 крепких мужчин. Иногда шествие возглавляет архиерей, и крестный ход идет по древней части города Борисоглебска, затем в новые кварталы к строящемуся храму в честь местного новопрославленного священномученика Вениамина, далее на пароме переправляется и проходит по всему древнему Романову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восстановлена и утраченная роспись. Снова на западной стене можно видеть сцену изгнания торговцев из храма, а центральный плафон расписан на сюжет Апокалипсиса: Спаситель изображен на Престоле в окружении орла, тельца, льва и ангела, символов апостолов-евангелистов, и Ему предстоят 24 старца, сложивших перед Господом свои венцы – эти венцы в виде корон расположены под ними. В левой части храма на стене икона «Обретение мощей преподобного Сергия», возложенная в XIX веке на мощи святого чудотворца. Словно храм был уготован принять под свои своды величайшую святыню России. В начале 1990-х годов в Московском университете и, вероятно, в других научных учреждениях собирали подписи под прошением не передавать Православной Церкви из музея Владимирскую икону Богоматери и рублевскую «Троицу», поскольку в храмах технически невозможно обеспечить их сохранность. Многие ставили подписи именно по этой причине. Помнится, как ныне покойный профессор А. Ч. Козаржевский, стуча по столу в лекционной аудитории, кричал студентам: «Иконе место на стене намоленного храма, а не на холодной, бездушной стене музея!» К сожалению, к его словам тогда не прислушались, не понимая их значения. Все помнят, как в роковом октябре 1993 года Владимирская икона посетила Елоховский собор, когда перед ней молились об умирении России. Именно после этого вышло разрешение совершать перед Владимирской иконой – еще музейным экспонатом – богослужения. Почитание святыни отчасти возобновилось еще в стенах Третьяковской галереи, когда для нее был отведен отдельный маленький зал, и перед иконой, хранимой в застекленном стенде, всегда стоял огромный букет цветов. Но она продолжала пребывать в музее. А в канун 2000-летия христианства этот, казалось, неразрешимый вопрос был решен поистине чудесным образом, полностью погасившим споры. В сентябре 1999 года, на праздник Сретения Владимирской иконы, святыня была поставлена в домовом Никольском храме Государственной Третьяковской галереи. Говорят, инициатором ее перенесения был мэр Юрий Лужков, являющийся главой попечительского совета галереи.

http://pravoslavie.ru/2753.html

5.4. Доходы, полученные Музеем от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Музея и учитываются на отдельном балансе. 5.5. Доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении Музея, имущество, переданное в качестве дара, пожертвования или по завещанию, поступают в оперативное управление Музея. После подведения баланса остатки финансовых средств перечисляются на банковский счет учредителя (собственника) Музея и используются для осуществления его уставной деятельности, в том числе на реставрацию движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности страны пребывания и переданного в пользование учредителю (собственнику) Музея. 5.6. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Музея осуществляет Епархиальный архиерей. VI. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав 6.1. Решение о внесении изменений (дополнений) в настоящий Устав принимается Епархиальным архиереем. VII. Реорганизация и ликвидация Музея 7.1. Реорганизация Музея осуществляется по решению учредителя (собственника) Музея в соответствии с законодательством страны пребывания. 7.2. Ликвидация Музея осуществляется по решению учредителя (собственника) Музея или по решению суда в соответствии с законодательством страны пребывания. 7.3. Ликвидационная комиссия формируется учредителем (собственником) Музея. Со дня назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению Музеем. Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и представляет его учредителю (собственнику) Музея. 7.4. Имущество и денежные средства Музея, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов и завершения ликвидации Музея, переходят к учредителю (собственнику) Музея, который определяет порядок использования указанного имущества и денежных средств. 7.5. Ликвидация Музея считается завершенной, а Музей прекращает свою деятельность со дня исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законодательством страны пребывания. Положение о Попечительских Советах религиозных организаций, входящих в структуру епархий Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010