Но тем не менее в РПЦ утверждают, что все условия для сохранения в храмах предметов ценностей создать все же возможно.  Лев ЛИФШИЦ : “Мы не можем создать эти самые условия хотя бы в двух храмах,  где находится драгоценная живопись Андрея Рублева! Мы десятки лет просим это сделать, спорим и доказываем до хрипоты! И никаких результатов! ”  Проблема — а возможен ли компромисс?  Самым идеальным примером в мировой практике (!) сотрудничества музея и церкви специалисты называют Третьяковскую галерею и храм Святителя Николы в Толмачах, находящейся на территории легендарной Третьяковки.  История конфликта: еще в начале 90-х со стороны духовенства возникла инициатива возврата из галереи в РПЦ Владимирской иконы. Разумеется, Третьяковка принципиально решила: учитывая ее сохранность, отдавать икону невозможно. Но духовенство требовало, чтобы святыня использовалась по назначению — для совершения богослужения.  Что же предложила Третьяковка?  Старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Левон НЕРСЕСЯН:  — Создание храмового музея. То есть — Третьяковка направила часть имеющихся средств на реставрацию храма Николы в Толмачах. Причем максимально аутентично. Представьте: иконостаса не было — он пропал еще в 20-е годы. Но мы заменили его иконостасом, подходящим по стилю, — Николая Соломонова, из другой замоскворецкой церкви — Архангела Михаила в Овчинниках. Кроме того, укомплектовали храм Николы другими иконами из фондов галереи. Например, поместили туда икону Николы XVI века. Также туда мы переносим раз в год “Троицу”. И, конечно же, мы поместили в храм Владимирскую икону — разумеется, она находится в специальном, если так можно сказать, футляре.   В результате получилось, что храм Николы — отдел Третьяковской галереи, настоятель храма — заведующий отделом “Храм-музей Святителя Николая в Толмачах”. Батюшка в двойном подчинении. Как духовное лицо — патриархии, а как музейный сотрудник — руководителю галереи.  Второй аспект, который также устроил РПЦ, — само функционирование храма. С утра и до 16.00 он работает как музей. По входному билету из главного здания туда можно пройти по внутреннему переходу. А после четырех часов в церкви проходят богослужения. И туда тоже можно зайти уже без билета, через храмовую дверь. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ирина Лебедева, генеральный директор Третьяковской галереи, сказала: " У нас планировалось предоставление произведений на две выставки, которые должны состояться в Нью-Йорке в этом году, но мы сняли эту возможность " . Скоро возникли сложности у Музеев Московского Кремля с организацией (правда, не американского – французского) проекта " Поль Пуаре – король моды " . Но, не внемля катастрофическим последствиям, везут за океан русские шедевры с такой скоростью, словно огонь пятки лижет! В середине марта, опасаясь реальной угрозы ареста выставки " Сокровища России " , Министерство культуры РФ решает отозвать экспозицию, принадлежащую Музею имени Андрея Рублева. Однако, как сообщал ИТАР-ТАСС, владелец музея Гордон Лэнктон отказался признать " форс-мажорные обстоятельства " , на основании которых российское Министерство культуры решило прервать показ этой выставки в США (завершение которой планировалось на 25 июля сего года). Коллекционер объяснил это тем, что, организуя экспозицию, он понес убытки, исчисляемые шестизначными цифрами. Хотя американским журналистам он скажет, что грандиозный скандал с категорическим отказом на распоряжение министра культуры РФ Александра Авдеева (дескать, Александр Алексеевич " не указал никаких весомых причин " !) и задержание русских икон он предпринял с санкции Госдепа США (но слова к делу не пришьешь!). Затем владелец музея Гордон Лэнктон все же свернул экспозицию, обусловив согласие на это сохранением для него и его партнеров по музейному делу открытого доступа в Россию. 27 марта в три часа пополудни выставка " Сокровища России " была официально закрыта. За день все экспонаты были демонтированы со стендов, упакованы и помещены в специальные контейнеры для транспортировки. Прессслужба американского музея решила сделать хорошую мину при плохой игре, заявив: директор музея Кент Рассел сожалеет, что " коллекцию русских икон увезут раньше, но администрация музея в Клинтоне надеется на дальнейшее сотрудничество с Музеем Рублева " . 1 апреля заведующий бюро ИТАР-ТАСС в Вашингтоне Андрей Шитов сообщил: " русские иконы из Музея имени Андрея Рублева, находившиеся на выставке в США, благополучно возвращаются на родину " . Как подтвердили в представительстве " Аэрофлота " , самолет с бесценным грузом вылетел в Москву из Нью-Йорка.

http://religare.ru/2_85616.html

Итак, дальнейший путь святых мощей преподобного Сергия был определен. Промыслом Божиим рака с мощами из Троицкого собора Сергиевой лавры, проделав путь более 2000 километров, должна была прибыть в Троицкий собор г. Соликамска. В конце сентября 1941 года обледеневшая баржа 3805, преодолев еще 400 километров на север по Каме, достигла пункта назначения. Старинный г. Соликамск (Соль Камская), основанный b XV веке, был некогда богатым солепромышленным и торговым центром Прикамья. Расположенный в 100 километрах от г. Чердыни, древней столицы Перми Великой, он отличался великолепием архитектурного ансамбля XVII-XVIII веков, состоящего из десяти каменных приходских церквей, отдельно стоящей соборной колокольни на палатах, Троицкого монастыря и воеводского дома. К началу войны все храмы города были закрыты и отданы под учреждения различных ведомств. В церковно-исторической науке давно признан факт, что преподобный Сергий Радонежский был дружен с апостолом зырян святителем Стефаном Пермским. Два великих русских святых были частыми собеседниками, а епископ Стефан не раз бывал в основанной преподобным Сергием В 1941 году мощи основателя Лавры достигли пределов Перми Великой, просвещенной трудами преемников святого Стефана епископов Великопермских Питирима и Ионы. Теперь преподобный Сергий посетил места подвигов своего духовного друга и его последователей. В течение месяца, почти до замерзания реки, сотни ящиков музейного груза, содержавшие большие и разнообразные ценности русского, советского и зарубежного искусства, сгружались с баржи и перевозились по бездорожью за семь километров к месту хранения — в Троицкий собор. В Соликамске экспонаты Загорского музея-заповедника были размещены вместе с прибывшими этой же баржей ценностями других девяти эвакуированных музеев и выставок: Государственного музея Восточных культур, Государственного театрального музея им. А.А. Бахрушина, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века», Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, музея-мастерской скульптора А.С. Голубкиной, Государственного литературного музея Наркомпроса и выставки произведений М.Ю. Лермонтова, собрания произведений дирекции выставок и панорам. Кроме того, летом 1942 года ожидалось поступление экспонатов Сталинградского художественного музея, но они погибли

http://patriarchia.ru/db/text/5944634.ht...

Итак, дальнейший путь святых мощей преподобного Сергия был определен. Промыслом Божиим рака с мощами из Троицкого собора Сергиевой лавры, проделав путь более 2000 километров, должна была прибыть в Троицкий собор г. Соликамска. В конце сентября 1941 года обледеневшая баржа 3805, преодолев еще 400 километров на север по Каме, достигла пункта назначения. Старинный г. Соликамск (Соль Камская), основанный в XV веке, был некогда богатым солепромышленным и торговым центром Прикамья. Расположенный в 100 километрах от г. Чердыни — древней столицы Перми Великой, он отличался великолепием архитектурного ансамбля XVII–XVIII веков, состоящего из десяти каменных приходских церквей, отдельно стоящей соборной колокольни на палатах, Троицкого монастыря и воеводского дома. К началу войны все храмы города были закрыты и отданы под учреждения различных ведомств. В церковно-исторической науке давно признан факт, что преподобный Сергий Радонежский был дружен с апостолом зырян святителем Стефаном Пермским. Два великих русских святых были частыми собеседниками, а епископ Стефан не раз бывал в основанной преподобным Сергием обители 28 . В 1941 году мощи основателя Лавры достигли пределов Перми Великой, просвещенной трудами преемников святого Стефана епископов Великопермских Питирима и Ионы. Теперь преподобный Сергий посетил места подвигов своего духовного друга и его последователей. В течение месяца, почти до замерзания реки, сотни ящиков музейного груза, содержавшие большие и разнообразные ценности русского, советского и зарубежного искусства, сгружались с баржи и перевозились по бездорожью за семь километров к месту хранения — в Троицкий собор. В Соликамске экспонаты Загорского музея-заповедника были размещены вместе с прибывшими этой же баржей ценностями других девяти эвакуированных музеев и выставок: Государственного музея Восточных культур, Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века», Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственного Русского музея, музея-мастерской скульптора А. С. Голубкиной, Государственного литературного музея Наркомпроса и выставки произведений М. Ю. Лермонтова, собрания произведений дирекции выставок и панорам. Кроме того, летом 1942 года ожидалось поступление экспонатов Сталинградского художественного музея, но они погибли в пути 29 .

http://e-vestnik.ru/analytics/yashchik_3...

И.В. Лебедева, директор Государственной Третьяковской галереи, отметила необходимость более широкого обсуждения законов, связанных с урегулированием отношений Церкви и музейного сообщества. «Если вопрос о положении музейных фондов будут прописывать исключительно юристы, они могут не учесть целый ряд нюансов, — считает директор Третьяковской галереи. — Например, если во временное пользование монастырю передается тот или иной предмет — кто несет ответственность за его сохранение? Директор музея, из которого временно передан предмет? Но ведь никто из директоров не захочет нести ответственность за предметы, лишь формально остающиеся в фондах его музея». Архимандрит Иоанн (Павлихин) рассказал о накопленном в костромском Ипатьевском монастыре опыте организации церковного музея. Напомнив, что музей в Костроме является преемником церковного древлехранилища, существовавшего при обители до революции, отец Иоанн выразил уверенность, что аналогичные церковные музеи должны быть созданы и в других епархиях. Для этого, по словам отца наместника, необходимо наладить активное сотрудничество с работниками светских музеев. Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда подчеркнул, что в Русской Православной Церкви придают серьезное значение широкой общественной дискуссии по вопросам взаимодействия с учреждениями культуры. «Мы надеемся, что этот круглый стол не станет единичным, а откроет целую серию встреч, общественных семинаров, других мероприятий, — отметил глава Синодального информационного отдела. — Уверен, что это поможет нам уйти от упрощенного и искаженного представления о проблеме, снять многие необоснованно возникающие страхи и непонимания и помочь решить реальные вопросы». Источник: Патриархия.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/v-palomnicheskom-centr...

19). Небольшая по размерам четырехстолпная церковь , стоявшая на посаде, исследована недостаточно, но галереи в ней вряд ли были открытыми, как их реконструировал Б. А. Рыбаков. В середине XII в. Вщиж был центром небольшого удела, в котором последовательно правили князья Владимир Давыдович и Святослав Владимирович. Вполне возможно, что галереи вщижского храма, сооруженного на рубеже XII–XIII вв., служили усыпальницей для этих князей и их потомков. Два погребальных придела оканчивали, по всей видимости, погребальные галереи Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире, построенного в 1200–1202 гг. из плинфы южнорусскими мастерами 1373 . Здесь в восточных частях внешних поверхностей северной и южной стен собора XVI в., поставленного на фундаментах храма начала XIII в., сохранились два аркосолия, которые сейчас выходят в пространство поздних приделов (XVII в.), а первоначально располагались в окружавшей храм с трех сторон галерее, одновременной памятнику 1200–1202 гг. (рис. 20). Эти галереи и в XIII в., вероятно, оканчивались приделами, в которых и были совершены погребения княгинь. В связи с погребальными галереями, атрибуция которых в большинстве случаев не вызывает сомнений, встает вопрос о предназначении ныне утраченных галерей в Дмитриевском соборе во Владимире (1194–1197 гг.) 1374 . Эти галереи с двумя приделами в восточных частях, зафиксированные на планах и рисунках начала XIX в., не имели аркосолиев, но нельзя ли предположить, что в придворном соборе князя Всеволода Большое Гнездо все же предполагались погребения? Погребальные галереи известны в Византии, но не ранее XIII века, то есть уже в поздневизантийский период. Помимо уже упомянутых погребальных галерей в константинопольских храмах Паммакаристос и Кахрие Джами, снабженных приделами с аркосолиями, можно указать также на южный храм монастыря Константина Липса в Константинополе, построенный в конце XIII в. и тогда же окруженный пониженными галереями с аркосолиями, с востока оканчивавшимися приделами с апсидами 1375 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По своей конструкции церковь принадлежит к традиционному, пришедшему из Византии, соборному типу храма, который устойчиво держался в Ярославле на протяжения всего XVII столетия. Это кубический храм на подклете (подклет использовался для хранения товаров) с четырьмя внутренними столбами, увенчанный первоначально пятью световыми барабанами. Соборный храм окружают с трех сторон галереи, которые завершаются на восточных окончаниях приделами, Казанский придел находится у юго-западного угла ансамбля, на западную галерею ведет большое домообразное крыльцо. Первоначально задумана была церковь значительно проще ныне существующего памятника, и в начальный период строительства была очень близка к церкви Николы Надеина. Э. Д. Добровольская, исследовавшая этот памятник в 1956 году, предполагает, что его начали строить с одним приделом. На востоке от фундамента выведено только четыре полукружия апсид, а на уровне второго яруса они расчленяются на пять, т.е. с расчетом на два боковых придела. Кроме того, ряд неувязок и следов изменений в архитектуре церкви свидетельствуют о том, что в северо-западном углу галереи предполагалось построить колокольный объем, также знакомый нам по церкви Николы Надеина. Переход заказа на строительство храма после смерти братьев Назарьевых в руки сыновей Гурия - Михаила, Андрея и Ивана, привел к существенному изменению памятника. Прежде всего, были значительно увеличены размеры сооружения. Западная галерея была удвоена, на юго-западном углу появился Казанский придел, колокольня отнесена в отдельное здание. В ходе натурного обследования церкви, проводившегося в 1928 году реставратором И. А. Тихомировым, глубоко знавшим ярославскую архитектуру, было установлено, что Казанский придел был пристроен к церкви после того, как она была уже заложена и выстроен первый этаж. На это указывает то, что придел как бы вдвинут в пролеты галереи, в его подклете были обнаружены два столба галереи. Апсида галереи опирается на столб. Маленькая двухъярусная галерейка была пристроена к западному фасаду Казанского придела позднее самого придела. Верхний ярус галереи поддерживается открытой аркадой на массивных четырехгранных столбах. Этот придел, представляющий собой четырехгранную, квадратную в плане башню, покрытую четырехскатной кровлей, нисколько не испортил внешний облик всего храма. Наоборот, усложнив композицию церковного ансамбля, он сделал его более свободным, живописным.

http://sobory.ru/article/?object=00578

" Есть повод для волнения, скажем так, но ни о какой краже речи нет и, надеюсь, не пойдет " , - сказала Чистякова корреспонденту ТАСС 24 января 2019 года. По словам собеседницы агентства, ситуация осложняется тем, что в стационарном фондохранилище проводятся ремонтные работы, поэтому фонды, где в том числе была пропавшая икона, пришлось перевезти в другое место. " Обновлялся фасад Никольских торговых рядов, вынимались окна, поэтому, сами понимаете, о хранении речь не могла идти. Были найдены три помещения, которые могли быть приспособлены под временное хранение. Но поскольку там площади, совершенно не отвечающие требованиям, необходимым для размещения фонда, то там иконы хранятся практически в складированном виде - то есть, стоят стеллажи, на них коробки, в них иконы. Поэтому говорить о том, что в фонде иконы нет вообще, не представляется возможным на сегодняшний момент " , - пояснила Чистякова. Иначе говоря, музей не обеспечил сохранность своей коллекции на время ремонта? И любой желающий мог залезть в оконные проемы и взять что захочет? Но прошло два месяца, а потом четыре месяца. 17 мая 2019 г. директор Исторического музея Алексей Левыкин, наконец, сообщил журналистам: «Проведенные работы положительного результата не принесли». С тех пор вот уже почти четыре года пропажу всё расследуют и расследуют, но особых продвижений, по-видимому, нет. О судьбе иконы по-прежнему ничего не известно. Сегодня формуляр Государственного исторического музея траурно хранит только оставшиеся от экспоната коды: «Икона. Богоматерь Шуйская Смоленская. Вторая половина XVI в. Размер: 40,5 х 32,2 х 2,7 см. Материал, техника: дерево, левкас, темпера. Инвентарный номер: И VIII 4512, Номер ГИМ 54627/799, Номер ГК 5353497». КОМУ ПОНАДОБИЛАСЬ ИКОНА? За годы поиска высказывались разные предположения по поводу того, кому мог понадобиться экспонат из коллекции древнерусской живописи. Отец Александр (Салтыков) из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, к примеру, считает, что икона давно заграницей, вероятнее всего, в США.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/24/pohiwe...

Председатель ОВЦС принял участие в открытии первого в России Музея русского зарубежья 29 мая 2019 г. 10:12 28 мая 2019 года в Москве состоялось торжественное открытие Музея русского зарубежья — первого подобного музея в России. Он входит в структуру Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. В церемонии открытия приняли участие министр иностранных дел России С.В. Лавров, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , советник Президента России по вопросам культуры В.И. Толстой, директор Дома русского зарубежья им. А Солженицына В.А. Москвин, руководитель Департамента культуры города Москвы А.В. Кибовский, президент Русского благотворительного фонда Александра Солженицына Н.Д. Солженицына, а также статс-секретарь — заместитель министра иностранных дел России Г.Б. Карасин, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский, митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий, архиепископ Михаил (Донсков) , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , заведующий Сектором протокола ОВЦС игумен Феофан (Лукьянов) , председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин , директор департамента МИД России по работе с соотечественниками за рубежом О.С. Мальгинов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьян, многочисленные представители организаций соотечественников за рубежом. Перед началом церемонии митрополит Волоколамский Иларион совершил освящение здания музея. С.В. Лавров, владыка Иларион, И.О. Щеголев, Н.Д. Солженицына, В.А. Москвин перерезали символическую ленточку перед входом в музей, затем участники и гости церемонии осмотрели музейные экспозиции. Далее состоялась официальная церемония открытия музея. Собравшихся в концертном зале приветствовал директор Дома русского зарубежья В.А. Москвин.

http://patriarchia.ru/db/text/5443375.ht...

9 апреля 1931 г. директор Ярославского музея Иосман, узнав, что «Тихвинская» конфискована, направил секретное письмо в полномочное представительство ОГПУ по Ивановской области с просьбой отдать распоряжение в Мологу, чтобы оттуда выслали икону в Ярославский музей «в упаковке, гарантирующей сохранность». Почему директор Ярославского музея обратился в представительство ОГПУ по Ивановской области – неизвестно, как и многое в этой истории, тем более что вскоре начались репрессии музейных сотрудников. Фамилии Иосмана больше в документах музея не встречается, срочно покинул Ярославль молодой реставратор Н. В. Перцев, также подписавший секретное письмо. Что стало с Тихвинской иконой Мологского монастыря? Сейчас ни в одном музейном собрании Ярославской области нет иконы, совпадающей по размеру и описанию с «Богоматерью Тихвинской». Мог ли ошибиться отец Павел, признав «Тихвинскую» в иконе «Богоматерь Одигитрия?» Никто из музейных сотрудников не знает, каким образом «Одигитрия» попала в Ярославский художественный музей. Документов о ее поступлении не сохранилось (а возможно, их и не было), но со слов тогдашнего директора музея В. П. Митрофанова известно, что икона «прибыла из милиции» около середины 30-х годов. Какова же история бытования в музее этой иконы, перед которой упал на колени отец Павел со словами «Она, голубушка!» и долго молился? Впервые икона была зафиксирована в музейной описи 1941 года, а с 1950 по 1959-й «Богоматерь Одигитрия» находилась на реставрации в Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской, но реставрационный паспорт ее ныне отсутствует. Икона была включена в каталог Всероссийской выставки в 1974 г. в музее им. Андрея Рублева. Но в том-то и дело, что в каталоге она лишь числилась, а на экспозиции ее никто не видел. По неизвестным обстоятельствам привезенную из Ярославля икону экспонировать не захотели. – Почему? – спрашиваю я очевидцев тех событий, сотрудников Ярославского художественного музея. – Понимаешь, – отвечают мне, – здесь чисто субъективные мотивы. Странная она какая-то, слишком динамичная, ни в какую экспозицию не вписывается. Ну что с ней делать? Директор музея и отказалась ее экспонировать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010