Как много подражал Ярослав, в устроении своего Собора, великолепному и дивному храму Иустинианову? В настоящее время, когда, при подробном осмотре Собора нашего, оказалось гораздо более остатков древности, нежели сколько предполагалось прежде (в описании пр. м. Евгения), можно отвечать на этот вопрос боле подробным изображением сходства и несходств этих двух храмов. а. Внутренность того и другого храма представляет крест, но углы этого креста, в Цареградском храме, не наполняются столь многими перегородками, как в Киевском 12 . б. В Цареградском храме верхние галереи или женские (где стояли, в древности, женщины отдельно и сокровенно от мужчин) были в два яруса, а в Киевском только один ярус, верхних галерей, с перегородками или столбами, поддерживающими нисколько малых сводов для побочных глав Собора. в. Ходов на верхние галереи, в первом храме, было по 5 с каждой стороны (южной и северной), в числе коих средние лестницы были отворены изнутри храма, по которым священнослужители всходили для каждения на верхние галереи, а в последнем (по крайней мере, остаётся ныне) только два всхода – один на стороне южной, имеющий отверстие со стороны наружной галереи, а другой на северной стороне, отворяющейся ныне в галереи внутренней, ближайшей к среднему храму. г. Восточная сторона нашего Собора имеет пять полукружий (за исключением четырёх новых), а на плане Константинопольского Софийского храма видно одно большое полукружие. д. Куполов (или глав) в Киевском Соборе, в первоначальном его состоянии, было 13, (что очевидно, когда осматривать купола под крышей), из которых один, самый большой, или средний, устроен с 12-сторонней призмой, с таким же числом окон, четыре меньшие с семисторонними и восемь, ещё меньших, с 6-сторонними призмами и с соответствующим числом окон или впадин. На Цареградском же Соборе был (как и ныне остаётся на мечети) один дивной величины купол, имеющий 40 окон, и представляет одно огромное полушарие, под которым едва приметна призма 13 . е. При Цареградском храме была крещальня столь обширная, что в ней заседали иногда Соборы 14 . При храме нашем была, без сомнения тоже крещальня. По всей вероятности, она есть та древняя пристройка к Собору, которая видна (с входа) на правой стороне его и внутри имеет фресковые изображения – к востоку Крещения Христова, а к южной стороне – 40 мучеников, в Севастийском озере стоящих (над ними венцы). Эта крещальня очень необширная (сажени 2 в ширину и 5 в длину).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Разумеется, такие харитарные заведения нуждались в особенно частых ремонтах для своего поддержания, и за долгое время своего существования иногда основательно перестраивались, как это видно на примере все той же южной «галереи». Результаты раскопок и доследований показывают, что первоначальное сооружение, возведенное вместе с Западной базиликой в конце VI в. или несколько позже, имело стены с кладкой на извести и соединялось с базиликой дверью в средней части бокового южного нефа 1193 . Затем оно оказалось почти целиком разобрано и отстроено заново по тому же плану, но уже с тонкими стенами-перегородками, сложенными на глине, а еще позже, видимо, не ранее IX в. восточная оконечность «галереи» была переделана в маленькую одноапсидную церковь с мозаичным полом и толстой низкой мраморной колонной в качестве престола в алтаре 1194 . Сооружение оказалось на месте нескольких многослойных могил этого времени. Одна из них, не замеченная раскопщиками в 1901 г., была вскрыта Е. Г. Суровым в 1963 г. под стеной, отделявшей евктирион-усыпальницу от остального пространства галереи. В ней находилось не менее 8 костяков в пять рядов один над другим, среди которых, что весьма примечательно, были детские, а верхний слой представлял собой свалку костей домашних животных, над которым, до самого пола, лежала груда костей от черепов 1195 . Возможно, здесь были семейные погребения, устроенные с благословения монастырского начальства, а черепа были собраны из других могил, откуда их извлекли после эксгумации. Следует отметить, что эта церковь в восточном торце «галереи» при Западной базилике повторяла такую же церковь – кимитирий или, точнее, мартирий, обнаруженную при раскопках южной «галереи» Уваровской базилики 1196 , в которой, как уже говорилось, есть основания подозревать епископальный птохион, птохотрофион (ср.: рис. 196. VIII–IX; 226–228). Следовательно, совпадения, видимо, не только внешние, обнаруживаются и тут. В таком виде сооружение, отождествляемое с гипотетическим носокомионом или богадельней при «доме св. Леонтия [Киликийского]», просуществовало по меньшей мере до конца X в. и погибло вместе с монастырским комплексом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весь могучий куб храма вплотную придвинут к одной из башен. Образовавшееся с западной стороны пространство между церковью и второй фланговой башней занято широкой галереей с торжественной лестницей. Западная галерея соединяется с южной, расположенной перед фасадом здания. В композиции можно отметить еще один излюбленный прием прием ростовских зодчих XVII века: создание контраста в облике сооружений. Простая, почти суровая плоскость стен церкви подчеркивает пышность кирпичного узорочья южной галереи. Пять квадратных в плане столбов, на которые опираются арки пролетов, поддерживают южную галерею, украшенную затейливым орнаментом из кирпичного " штучного набора " . По верху галереи проходят два пояска из поребрика и городков, их рисунок перекликается с таким же декором антаблемента и барабанов. Череда окон галереи не кажется монотонной благодаря их различной ширине. Тяга из полувала с циркульными арочками над проемами окон создает впечатление наличников. А ниже окон, ближе к человеку, входящему в главные ворота ансамбля, каменный орнамент становится все разнообразнее, богаче, ярче. середина стен занята широким поясом из уступчатых ниш-ширинок с белокаменными фигурными розетками в них. Внутренняя плоскость арок, очерченных полуциркульными поясами из поребрика, занята также нишами и множеством арочек с висячими гирьками. Подобные арки с гирьками можно увидеть в монастыре почти на всех постройках того времени. Массивные столбы галереи расчленены с лицевой стороны фигурными колонками из белого камня и круглыми нишами, в которых размещены белокаменные розетки с резным изображением двуглавого орла - герба Российского государства: недвусмысленный намек на значимость монастыря, близкого к царскому двору на протяжении всей его истории. Интересно отметить, что подобные, хотя и меньшие по размеру, белокаменные розетки с орлом вмонтированы в северную стену самого храма. Это еще одно свидетельство одновременности создания галереи и самой церкви. Наравне с богатым кирпичным и белокаменным декором настоящим украшением храма служили и многоцветные наружные росписи на евангельские и библейские сюжеты. Их наличие указывает на особое значение, придававшееся храму, который был посвящен основателю монастыря - преподобному Сергию Радонежскому.

http://sobory.ru/article/?object=05675

Петр Аксенов – ювелир, переосмысливший тенденции современного искусства и открывающий красоту русских мотивов и традиций Алексей Левыкин – руководитель Государственного исторического музея – рассказывает Правмиру об исторических мифах и политизации истории. Об актуальном В апреле редакция подготовила большой острый материл о проблемах во взаимоотношениях Церкви и музеев  — искусствовед Левон Нерсесян,  специалист по  древнерусскому искусству и старший научный сотрудник Третьяковской галереи поделился своим видением того, как Церковь и музеи могут вместе сохранять памятники. «Правмир», не впервые организующий горячие линии с опытными врачами, обстоятельно побеседовал с онкологом Михаилом Ласковым , медик ответил на наиболее распространенные и сложные вопросы о раке . И, наконец, Правмир оцифровал весь архив богословского альманаха альманаха «Альфа и Омега» , главным редактором которого была филолог, публицист Марина Журинская , теперь уникальный богословский альманах с эпохальными текстами доступен на Правмире. Начинается новый месяц, всех нас ждут новые открытия, события, сообщения. Со святыми днями Страстной седмицы и приближающейся Пасхи! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 31 декабря, 2020 31 декабря, 2020 9 февраля, 2015 10 октября, 2015 31 декабря, 2015 1 сентября, 2021 8 января, 2021 6 января, 2021 1 января, 2020 31 декабря, 2020 31 декабря, 2020 9 февраля, 2015 10 октября, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pravmir-myi-rasskazyiv...

К сожалению, дирекция Музея по настоящий день отказывается впускать православную общину Православного института св. Иоанна Богослова в храм. При этом руководством Департамента культуры Москвы и дирекцией Музея истории Москвы была проигнорирована возможность компромиссного решения этого вопроса, предложенная нашим ректором и настоятелем храма игуменом Петром (Еремеевым). Наш ректор сделал беспрецедентное за всю историю современного взаимодействия музеев и Русской Православной Церкви предложение руководству музея. Имея законное право на пользование храмовым комплексом, игумен Петр (Еремеев) предложил дирекции Музея совместное использование помещений храма вплоть до разрешения сложившейся ситуации. При этом наша община была готова какое-то время довольствоваться небольшим приделом храма и совершать богослужения только в нем. Было предложено оформить этот придел соответствующим образом и, не нарушая общей логики музейного дела, сделать его дополнительной экспозицией Музея, посвященной истории Православной Москвы. Однако Департамент культуры Москвы и дирекция Музея истории Москвы отказываются решать данный вопрос, что вынуждает нашу общину совершать богослужения на улице у храма. В то же время Музей истории Москвы, заявляющий о полном отсутствии у него свободных площадей для вывоза экспозиции из здания церкви, проводит и организует как в церковных помещениях, так и в помещениях Провиантских магазинов выставки и мероприятия, не имеющие отношения к истории Москвы, — межведомственные, межрегиональные и международные выставочные мероприятия, «гостевые» выставки музеев из регионов. Музей не вносит никаких корректив в свою деятельность, отказываясь сообразовываться с текущей ситуацией. Так, например, нас возмущает тот факт, что дирекция Музея отказала нам в возможности совершения богослужения 9 октября, на престольный праздник нашего храма – день памяти апостола Иоанна Богослова. Однако в это же время в Провиантских магазинах проходила Неделя дизайна. К сожалению, наши усилия и попытки решать этот вопрос в духе любви не встречают понимания у руководства Департамента культуры города Москвы и дирекции Музея.

http://pravmir.ru/studenty-rpi-prosyat-m...

36. Запруцкий Итиль Федорович – юрист. 37. Зарецкий Николай Александрович – юрист, секретарь нарсуда. 38. Зимин Борис Михайлович – из крестьян, член церковгого совета, помощник церковного старосты. 39. Истомин Сергей Петрович – б/дворянин. 40. Истомина София Ивановна – б/дворянка. 41. Калинов Яков Сергеевич – б/иеромонах, сейчас сторож музея. 42. Кононенко Савва Иванович – б/иеродиакон, сейчас сторож музея. 43. Коньков Никон Андреевич – из семьи торговца, сейчас работает счетоводом в п/о «Смычка». 44. Лагутин Тихон Михайлович – зажиточный крестьянин, лишен избират. прав. 45. Ларин Петр Петрович – игумен. 46. Ларичев Даниил Иванович – б/иеромонах, сейчас сторож музея. 47. Лопухин Алексей Сергеевич – б/аристократ-помещик. 48. Малютин Игнатий Андреевич – б/иеродиакон, сейчас сторож музея. 49. Мамонтова Александра Саввишна – дочь миллионера (жел. дор. акционера). 50. Марченко Михаил Григорьевич – б/иеромонах. 51. Мордвинова Валентина Николаевна – б/помещица, школьный работник. 52. Нечаев Петр Васильевич – из поповской семьи, окончил дух. академию, сейчас школьный работник в Сергиево. 53. Новиков Михаил Федорович – часовщик, б/член ВКП(б), имеет собственную мастерскую. 54. Олив Елизавета Сергеевна – б/фрейлина. 55. Орлова Ольга Александровна – 6/дворянка, внучка Пб. градоначальника. 56. Писаренко Валерий Виссарионович – б/дворянин. 57. Порошин Яков Ефимович – б/иеромонах. 58. Потапов Иван Николаевич – б/иеродиакон, сейчас сторож музея. 59. Ратавцев Евгений Логинович – б/жандарм. 60. Родзянко Ксения Андреевна – б/дворянка. 61. Родионов Николай Федорович – из крестьян, безработный, церковник. 62. Семенчинский Михаил Николаевич – б/иеромонах, сейчас сторож музея. 63. Силаева Александра Константиновна – б/монахиня, активная церковница, без опред. занятий. 64. Сморчков Никон Фролович – б/иеродиакон, сейчас сторож музея. 65. Снисаренко Егор Герасимович – б/иеродиакон, сейчас сторож музея. 66. Соболев Василий Сергеевич – поп. 67. Соколов Алексей Кузьмич – б/пристав в течение 23 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Вверх по Каме Четырнадцатого сентября 1941 года секретная баржа 3805 с мощами преподобного Сергия прибыла в Молотов. Так в то время назывался старинный уральский город Пермь, расположившийся на высоком берегу реки Камы. Перед войной некогда губернской столице был возвращен статус областного центра. В военное время Молотов стал крупным центром эвакуации. Сюда беспрерывно из разных мест шли эшелоны с оборудованием эвакуированных заводов, из Ленинграда прибыл Театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Катастрофическая нехватка помещений и транспорта привела к тому, что в тот момент Молотовский областной исполнительный комитет отказался принимать прибывшие ценности музейных коллекций. После нескольких дней переговоров руководителей учреждений культуры с местными властями было принято компромиссное решение: ценности Русского музея и Третьяковской галереи разместить в Пермской художественной галерее, остальные отправить в г. Соликамск. Прежде чем доставить музейные ценности в Соликамск, туда выехал исполняющий обязанности директора Государственного Русского музея Петр Казимирович Балтун в сопровождении директора Пермской государственной художественной галереи Николая Николаевича Серебренникова. Им предстояло выбрать помещение для эвакуированных музейных экспонатов. Николай Серебренников был сыном священника из с. Верхние Мулы Пермской епархии . В 1923–1926 годах он организовал ряд экспедиций на север Пермского края, в ходе которых в храмах было бережно собрано 248 самобытных деревянных скульптур и множество шедевров древнерусского искусства, которые впоследствии стали основой всемирно известной коллекции деревянной скульптуры Пермской государственной художественной галереи 26 . В 1925 году Серебренников возглавил художественную галерею, разместившуюся в здании закрытого Спасо-Преображенского кафедрального собора в Перми. Во многом благодаря деятельности Серебренникова превращенный в музей собор был спасен от уничтожения. Именно Н. Н. Серебренников указал на Троицкий собор г. Соликамска — архитектурный памятник, построенный на рубеже XVII–XVIII веков — как на лучшее место для хранения прибывших в Прикамье музейных сокровищ. Это достаточно обширное каменное здание находилось в ведении Соликамского краеведческого музея 27 .

http://e-vestnik.ru/analytics/yashchik_3...

8. Бабенко Петр Владимирович, руководитель РОО «Памяти предков будем достойны» (пос. Сиверский, Гатчинский район) 9. Смагина Марина Павловна, директор Музея Ижорской земли и города Колпино (г.Колпино) 10. Бирюкова Любовь Александровна, отдел социальной работы Колпинского благочиния (г.Колпино) 11. Полянский Владимир, почетный гражданин Белозерского района Вологодской области, краевед (пос.Елизаветино, Гатчинский район) 12. Голубятникова Неонилла Дмитриевна, заведующая библиотекой Александро-Невской лавры 13. Андриенко Андрей Анатольевич, руководитель Музея «Князь Александр Невский» 14. Васильев Владимир Анатольевич, писатель, член Союза писателей СПб 15. Березовский Владимир Васильевич, директор Международного центра развития социально-значимых проектов «Святые лавры Руси Православной» 16. Днепров Сергей Егорович, директор ООО «УНИКОН» 17. Столбова Валентина Петровна, директор Музея Самсона Суханова и каменотесов его времени 18. Кульматицкий Сергей Константинович, руководитель ОО «Сиреневая Гатчина» Отметим, что это заседание было организационным и желающие участвовать в работе Клуба смогут присоединиться к начатой работе, и сделать это можно на любом этапе создания и функционирования Клуба. На заседании со вступительным словом выступил игумен Макарий (Зеленков). Он рассказал о пожеланиях инициатора создания Лаврского исторического клуба – Наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария. По замыслу Владыки Назария Лаврский исторический клуб должен заниматься изучением истории Невского края. Прежде всего, конечно же, на повестке должны стоять вопросы изучения истории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, жизни Святого благоверного великого князя Александра Невского и истории Александро-Невского братства и сопутствующая тематика. Но и «заужать» работу Клуба не стоит. Надо в широком контексте смотреть на изучение историко-культурного и духовного наследия Невского края, да и историю становления Православия в целом на Северо-западе России. Особый акцент надо будет членам Клуба сделать на практической работе с православной молодежью. Приобщение молодежи к изучению истории своей Малой Родины и нашего Отечества – задача архиважная!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/12/po...

поиск:   разделы   рассылка Полина Ермолаева, Татьяна Королева, Ренат Горяев, Юрий Гончар, Сергей Довгалин, Андрей Мельников 700-летие преподобного Сергия Радонежского Источник: Вести Недели В: В эти дни мы отмечаем 700-летие Преподобного Сергия Радонежского. Основатель Троице-Сергиевской лавры, игумен земли русской, монах-воин стал, говоря современным языком, признанным духовным лидером в переломный момент истории России. Что значит для нас эта личность сегодня в материале Полины Ермолаевой. КОР: Из года в год, из века в век не гаснут лампады и не прерывается людской поток. Идут к Сергию. В полумраке Троицкого собора святыня, мощи той самой серебряной раки, что изготовить повелел Иван Грозный. И как размышлял Ключевский, если б записать все, что было передумано и перечувствовано пред гробом Предобного миллионами умов и сердец, это писание было бы историей политической и нравственной жизни. АРХИМАНДРИТ ТИХОН ШЕВКУНОВ : В небольшом храме лежит человек, игумен русской земли, который невидимо управляет Русью. Об этом знают поколения. ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ (НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК СССР): Когда подошел к ... Преподобного Сергия, я ощутил всей своей юной памятью, вот эту великую святость и ... связанную для нас с именем великого подвижника земли Русской Сергия Радонежском, который создал сопротивление, создал новое поколение, верующее в себя воителей за Россию .и которое так современно по своим идеям. КОР: Вдохнуть жизнь в истерзанную, павшую на колени Русь, этот подвиг был под силу только Сергию. В лесной непроходимой глуши, он строит монастырь, который станет душой русского православия. И усмиряет враждующих князей, превращая разрозненные осколки в великую силу. В битве на Куликовом поле решалась судьба не только Руси, всей Европы. АЛЕКСЕЙ ЛЕВЫКИН (ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ): Великая Русь образовалась именно здесь, и именно потому, что, так сказать вот тут, вот в данный момент, в то самое время оказались вот такие выдающиеся личности как Сергий Радонежский. НИКОЛАЙ БОРИСОВ (ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ИСТОРИИ ДО НАЧАЛА XIX ВЕКА МГУ): Его духовный уровень позволял ему в некоторых случаях вмешиваться в политику, но вмешиваться не для того, чтобы там, перевесила одна команда или другая, а для того, чтобы прекратить усобицы, прекратить ненависть, прекратить убийства. Тут довольно было, ну как бы сказать, часовым, он стоял как часовой. Вот, история поставила его охранять какие-то принципы.

http://religare.ru/2_104420.html

«„Шишак“ (полусферическое наголовье) Михаила Федоровича столь красив, что его очень долго считали личным шлемом Александра Невского. Более того, на „своем“ ордене Александр Невский изображен как раз в этом шлеме, — рассказывает директор ГИМа Алексей Левыкин. — Но его значительно позднее изготовил знаменитый кремлевский мастер Никита Давыдов. Шлем же Алексея Михайловича под названием „шапка ерихонская“, по всей видимости, откован в Стамбуле из дамасской стали и подарен царю боярином и дворецким Алексеем Львовым. „Шишак“ считался главным шлемом Походной оружейной казны в военное время, а „шапка ерихонская“ занимала в этой своеобразной „табели о рангах“ 4-ю позицию. Оба этих шлема участвовали в походах Алексея Михайловича на Смоленск, Вильну и Ригу в 1654-1656г.г.» Неподалеку — родовой вклад, который царь сделал в Новодевичий монастырь после этих победоносных кампаний. Это его личный иконостас с семейными иконами, самым древним из которых, скорее всего, молилась еще мать государя Марфа Ивановна. Оружейная палата демонстрирует и интереснейший образец стрелкового оружия времен Алексея Михайловича — пищаль, выполненную по образу немецкой аркебузы. Это массивное и тяжелое вооружение при дворе использовали для снайперской «работы» по крупному зверю на охоте. В витрине рядом — стародавний боевой знак царского достоинства: полевой саадак (колчан для стрел и наволочь — футляр для лука). Драгоценной оправой выставке служат многочисленные парсуны царственных Романовых и их ближайших родственников из фондов знаменитых картинных галерей России (в т.ч. Русского музея). Ну а благодаря современным электронным средствам музеефикации посетители могут познакомиться с оцифрованными версиями документов Смутного времени, письмами молодого царя Петра Алексеевича к своей матери, шифровыми письмами царевны Софьи Алексеевны к князю Василию Голицыну. Центральное место в этом ряду занимают две интерактивные презентации, представляющие Утвержденную грамоту Земского Собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича Романова (1613г.) и книгу-памятник «Об избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца».

http://e-vestnik.ru/culture/nachalo_dina...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010