АЛЕКСЕЙ ЛЕВЫКИН (ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ): Он стремился к тому, чтобы та территория, та страна, в которой он живет, она была сильной. Он стремился к тому, чтобы, так сказать, те культурные и духовные корни, они объединялись. КОР: Как мало осталось вещей свидетелей жизни Сергия. Но как знаком его образ, мудрый спокойный взгляд. Своего первого Сергия Илья Глазунов написал еще в 61-ом и всегда к нему возвращается. Вот преподобный с Андреем Рублевым, вот благословляет Дмитрия Донского. И конечно великий старец в первом ряду эпохального полотна " Вечная Россия " . ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ (НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК СССР): Сергий Радонежский сумел не только вдохнуть нравственные моральные принципы в душу народа, но он был великим государственным умом, потому что при нем построено было с севера и вокруг Москвы 50 монастырей, которые фактически были крепостями. КОР: Сергий стал духовным ориентиром на века, и нет в истории такой нити, что к нему бы не приходила. По всей России во имя святого воздвигнуто 600 храмов и часовен. АРХИМАНДРИТ ТИХОН ШЕВКУНОВ: На него была возложена величайшая миссия и в духовной жизни, и в жизни Руси как государства. И он ее предельно ответственно исполнил. НИКОЛАЙ БОРИСОВ (ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ИСТОРИИ ДО НАЧАЛА XIX ВЕКА МГУ): Преподобный Сергий – это символ лучшего в каждом из нас. Празднуя Преподобного Сергия, мы празднуем уважение к себе. Кроме того, Преподобный Сергий – это доказательство того, насколько высокой была русская духовная культура. Это вопрос, что называется, самоидентификации. То есть, мы принадлежим к нации великих людей. Людей, которые совершали подвиги, которые строили Россию. КОР: И потому навсегда огонь в лампадах над усыпальницей того, кто видел прошлое и будущее, как настоящее. Сергий Радонежский родился в удельном московском княжестве, прожил долгих 78 лет и умер в одном из самых могучих княжеств северо-востока Руси. В последствие царствие и Великой Империи, он навсегда остался душой народа и совестью России

http://religare.ru/2_104420.html

Директор Эрмитажа давно предупреждал российскую общественность о потенциальной угрозе приватизации музейных сокровищ частными, ведомственными или общественными организациями—Русская Православная Церковь, кстати, как известно, формально является общественной организацией. «Я давно говорю об этом и пытаюсь решить вопрос на высоком уровне: должна существовать автономия музея, только так можно сохранить объекты культурного наследия», -- напомнил Михаил Пиотровский. Как считает заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова, «условия в церквях не соответствуют тому, в каких условиях должны храниться эти уникальные произведения». У музейщиков уже были печальные прецеденты, когда живопись на передаваемых временно в храмы иконах либо серьезно страдала от безграмотного отношения к условиям хранения, либо иконы вообще пропадали—далеко не все церковные помещения оснащены современными средствами защиты. Сотрудники Русского музея предлагали представителям «Росохранкультуры» и заказчикам (директор департамента культурного наследия и изобразительного искусства «Росохранкультуры» Рамазан Колоев представил Сергея Шмакова реставраторам и искусствоведам именно заказчиком) сделать список с этой иконы. Кстати, подобный список был сделан с нее несколько лет назад по просьбе одного из митрополитов РПЦ. «Видимо, заказчики с большими деньгами считают, что за свои деньги они могут получить все что захотят», -- возмущается Ирина Сосновцева.—Это очень опасный прецедент—завтра еще придет кто-нибудь с большими деньгами и скажет: заверните мне эту музейную вещь». Директор Русского музея вчера признал: да, у него были опасения, что икона не вернется в музей. Но главным аргументом за временную выставку в храме стало письмо Патриарха Кирилла, который пообещал музею, что церковь выполнит свои обязательства и в срок вернет икону. Наталья Шкуренок, Санкт-Петербург 4 декабря Источник: " Время новостей " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С соответствующими органами мы согласуем план богослужений, после чего в уведомительном порядке представляем его в музейную дирекцию " . Вторая образцовая модель – знаменитый храм Святителя Николая в Толмачах на территории Государственной Третьяковской галереи, отметивший в 2012 году двадцатилетний юбилей возобновления приходской жизни. " Великое освящение храма состоялось 15 лет назад, – напоминает настоятель протоиерей Николай Соколов. – Я как глава прихода назначен на это служение Патриархом, параллельно возглавляю структурное подразделение Третьяковки " Домовая церковь Святителя Николая " . Основные иконы и церковная утварь – часть коллекции галереи, но музей не вмешивается в приходские финансовые дела и сам оплачивает коммунальные счета " . В 1999 году сюда была перенесена из основного корпуса Третьяковки великая святыня православного мира – Владимирская икона Божией Матери. Вход в храм отдельный – с Большого Толмачевского переулка. Такая форма взаимодействия напоминает трогательные, почти родственные отношения давно знающих друг друга радушных хозяев и вежливых гостей. Части зданий и даже отдельные помещения они используют не только совместно, но и параллельно. Хочешь не хочешь, освоишь правила взаимного уважения, причем отнюдь не в силу параграфа официального договора! Подобным образом музейная администрация сотрудничает с Церковью в Новгороде Великом. Расположенный в Кремле Софийский собор – ныне кафедральный храм Новгородской митрополии – находится в совместном ведении государственного музея-заповедника и Новгородской и Старорусской епархии. От музея в соборе постоянно присутствует хранитель памятника, остальные оперативные вопросы решают церковнослужители. Они же продают туристам входные билеты во внебогослужебное время (цена – 70 рублей). " Это достаточно инерционная модель, которая сложилась не вчера и, конечно, предполагает взаимные порядочность и уважение, – говорит директор музея-заповедника Наталья Григорьева. – Пока мы, кажется, справляемся " . Есть место подобному взаимопониманию и в ближнем зарубежье.

http://religare.ru/2_99006.html

С соответствующими органами мы согласуем план богослужений, после чего в уведомительном порядке представляем его в музейную дирекцию " . Вторая образцовая модель — знаменитый храм Святителя Николая в Толмачах на территории Государственной Третьяковской галереи, отметивший в 2012 году двадцатилетний юбилей возобновления приходской жизни. " Великое освящение храма состоялось 15 лет назад, — напоминает настоятель протоиерей Николай Соколов. — Я как глава прихода назначен на это служение Патриархом, параллельно возглавляю структурное подразделение Третьяковки “Домовая церковь Святителя Николая”. Основные иконы и церковная утварь — часть коллекции галереи, но музей не вмешивается в приходские финансовые дела и сам оплачивает коммунальные счета " . В 1999 году сюда была перенесена из основного корпуса Третьяковки великая святыня православного мира — Владимирская икона Божией Матери. Вход в храм отдельный — с Большого Толмачевского переулка. Такая форма взаимодействия напоминает трогательные, почти родственные отношения давно знающих друг друга радушных хозяев и вежливых гостей. Части зданий и даже отдельные помещения они используют не только совместно, но и параллельно. Хочешь не хочешь, освоишь правила взаимного уважения, причем отнюдь не в силу параграфа официального договора! Подобным образом музейная администрация сотрудничает с Церковью в Новгороде Великом. Расположенный в Кремле Софийский собор — ныне кафедральный храм Новгородской митрополии — находится в совместном ведении государственного музея-заповедника и Новгородской и Старорусской епархии. От музея в соборе постоянно присутствует хранитель памятника, остальные оперативные вопросы решают церковнослужители. Они же продают туристам входные билеты во внебогослужебное время (цена — 70 рублей). " Это достаточно инерционная модель, которая сложилась не вчера и, конечно, предполагает взаимные порядочность и уважение, — говорит директор музея-заповедника Наталья Григорьева. — Пока мы, кажется, справляемся " . Есть место подобному взаимопониманию и в ближнем зарубежье.

http://e-vestnik.ru/analytics/hram_i_muz...

См. по данной теме – Подделка под «Андрея Рублева»: http://www.facebook.com/notes/andrei-rublev Секреты мастеров подделок (The Art of Forgery): http://expertmus.livejournal.com/191036.html В коллекциях Патриарха и Путина обнаружены подделки: http://rublev-museum.livejournal.com/233578.html Директор Музея Рублева Геннадий Попов и Ко: http://expertmus.livejournal.com/151451.html Эксперт по Модильяни, которому доверилась директор ГМИИ Ирина Антонова, уличен в мошенничестве: В 1990-е в Эрмитаже торговали ценностями: http://rublev-museum.livejournal.com/24127.html Администрация Музея Рублева устроила торг в ХРАМЕ: http://rublev-museum.livejournal.com/407511.html Прокуратура выявила фальшак после реставрации: http://rublev-museum.livejournal.com/223636.html Эксперта Русского музея задержали за продажу поддельной картины: http://rublev-museum.livejournal.com/439917.html © Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html #МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum @ Музей Андрея Рублева Tags: #andreyrublevmuseum , #rublevmuseum , #Москвастобой , #Музей , #МузейАндреяРублева , #МузейРублева , #МузейноеЕдинство , #Рублева , #музей_имени_Рублева , andrei rublev , Андрей Рублев , Андроников монастырь , древнерусское искусство , иконопись , исихазм , лекторий , прп. Андрей Рублев († 1428) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

Вот, как все это было на самом деле. В середине апреля с.г. Михаил Юрьевич Абрамов, основатель Музея русской иконы (далее: МРИ), его директор Н. В. Задорожный и И. А. Шалина выехали в Великий Устюг для торжественной передачи в Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник десяти праздничных икон, похищенных из местной церкви Димитрия Солунского в 1984 г. Они были приобретены для собрания МРИ в 2006 г. в Швейцарии и, естественно, при ввозе в Россию проверялись по базе данных Росохранкультуры. Повторно все десять икон, наряду с другими экспонатами музея, прошли полную проверку в 2008 г. в связи с их участием в выставке «Возвращенное достояние» в Третьяковской галерее. Шесть лет иконы находились на экспозиции открытого и доступного музея в центре Москвы, были на выставке в ГТГ, опубликованы в трех каталогах, фотографии их вывешены на сайте музея. Памятники видели в музее тысячи людей, в том числе и большинство наших коллег, при этом никто не признал в них украденные памятники, поскольку информации о такой краже нигде не существовало. Только в декабре 2011 года хранитель Великоустюгского музея-заповедника, случайно зайдя на сайт МРИ, увидела и сообразила… Далее последовала печальная история с врывающимися в закрытый московский музей (накануне его нового открытия 15 декабря) сотрудниками Главного и Вологодского управлений уголовного розыска МВД. Не имея на руках каких-либо сопроводительных документов (ордера на обыск, постановлений на право изъятия и т.д.), стали снимать иконы со стен экспозиции с угрозами вызвать в случае неповиновения ОМОН. Естественно, директор потребовал предоставить комплект подтверждающих документов – как факта самой кражи, так и соответствие этих десяти икон инвентарным описаниям и фотографиям украденных. Отмечу, что изъятие икон происходило не просто в частном собрании, а в музее, принятом в музейное сообщество ИКОМ и обладающем определенным статусом, в том числе музейным учетом и инвентарем. Самое удивительное в этой истории, что в это время в милицейском фургоне уже лежала запечатанная одиннадцатая икона, привезенная из Великого Устюга в качестве эталонной для проведения экспертизы, которую, как большой секрет, сотрудникам МРИ показать отказались. При этом на улице стоял мороз -30, экспонаты перевозились в неотапливаемой машине, ни у хранителя, ни у силовиков не было с собой даже упаковочного материала…

http://pravmir.ru/ekspert-rosoxrankultur...

Коттеджный поселок «Княжье озеро», расположенный на 24-м километре Новорижского шоссе, был построен в 2008 году строительной фирмой, которой руководит Сергей Шмаков, бывший заместитель губернатора Чукотки. Тогда же была завершена и церковь Александра Невского, на постройку которой г-н Шмаков пожертвовал немалые средства. Почему именно эту икону требуют перевезти в новопостроенный храм, который никакого отношения к истории иконы не имеет, не очень понятно. Хотя скорее всего именно ее возраст и особая ценность—икона древняя, считается чудотворной—и сыграли в этом вопросе главную роль. С точки зрения искусствоведов, эта икона бесценна, именно поэтому новорусский поселок и претендует на обладание бесценным сокровищем. На днях Сергей Шмаков побывал в Санкт-Петербурге в Русском музее. Его пригласили участвовать в реставрационном совете по поводу судьбы иконы, на который не допустили специалистов отдела древнерусской живописи Русского музея. Г-н Шмаков обещал создать все необходимые температурные и климатические условия, уверял, что реставраторам Русского музея будет разрешено вести постоянный мониторинг за состоянием иконы. Но сотрудников музея возмутил сам факт, что богатый предприниматель с одобрения чиновников может запустить руку в музейные хранилища, как в свой карман. В адрес директора Русского музея Владимира Гусева были направлены несколько коллективных писем, в том числе и от московских специалистов—от Музеев Московского Кремля, Государственного института искусствознания Министерства культуры, от реставраторов и искусствоведов. За спасение Торопецкой иконы и всех музейных собраний однозначно высказался директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, президент Союза музеев России. На интернет-конференции, состоявшейся в понедельник, директор Эрмитажа сказал, что судьбу иконы должно решать руководство Русского музея. В целом ситуацию, когда музейные экспонаты передаются во временное пользование в государственные учреждения, в частные заведения или в храмы по распоряжению Министерства культуры, призванного сохранять культурное наследие России, г-н Пиотровский назвал ненормальной.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Храме Христа Спасителя в Москве открылся Патриарший музей церковного искусства 5 ноября 2015 г. 15:12 5 ноября 2015 года в обходной галерее нижней Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский возглавили торжественную церемонию открытия Патриаршего музея церковного искусства. В мероприятии приняли участие председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Истринский Арсений , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии  епископ Воскресенский Савва , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  протоиерей Владимир Диваков , ключарь Храма Христа Спасителя  протоиерей Михаил Рязанцев , руководитель  Издательства Московской Патриархии , председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы  протоиерей Владимир Силовьев , столичное духовенство. Церемонию открытия также посетили председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовский, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.В. Черников, директор Третьяковской галереи З.И. Трегулова, директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, вице-президент Российской Академии художеств архитектор М.М. Посохин, директор фонда Храма Христа Спасителя С.Г. Семененко, представители музеев Москвы. Обращаясь к участникам церемонии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Сегодня мы открываем постоянную экспозицию произведений церковного искусства в Храме Христа Спасителя. В ее основе уникальная коллекция икон, которая собиралась вначале под эгидой Отдела внешних церковных связей, а затем и Московской Патриархии, при поддержке покойного Президента Ельцина и ныне здравствующего Президента Путина, при активном участии меценатов как российских, так и зарубежных. Эта коллекция состоит из икон, которые дают возможность людям, желающим познакомиться с историей церковного искусства, увидеть развитие церковного канона и стилей иконописи, начиная от самой глубокой древности, от фаюмских портретов, и до XX века.

http://patriarchia.ru/db/text/4265560.ht...

Протоиерей Всеволод Чаплин в знак протеста против манипуляций покинул слушания Общественной палаты 18 мая, 2010. Редакция " Правмира " Глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин покинул в понедельник заседание Общественной палаты, посвященное законопроекту о передаче церкви религиозного имущества, в знак протеста против необъективности и «манипулятивности» организации слушаний, передает корреспондент РИА Новости. Глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин покинул в понедельник заседание Общественной палаты, посвященное законопроекту о передаче церкви религиозного имущества, в знак протеста против необъективности и «манипулятивности» организации слушаний, передает корреспондент РИА Новости. Большинство выступавших высказались критически (некоторые резко против) в адрес обсуждаемого законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В их числе член президиума федерального научно-методического совета по сохранению наследия Московского Кремля РФ, доктор искусствоведения Андрей Баталов, представитель Российской академии наук Владислав Назаров, директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Левон Нерсесян (уже неоднократно вступавший в острую полемику с Церковью), директор музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов, член комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры, инициировавшей слушания, профессор юридического факультета МГУ Елена Лукьянова, член этой же комиссии Марат Гельман. Однозначную поддержку законопроекту выразили только представители Русской православной церкви — руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега), наместник Ипатьевского монастыря, директор церковного историко-архиологического музея Костромской епархии архимандрит Иоанн (Павлихин) и Чаплин, по словам которого для участия в слушаниях предлагались и светские сторонники законопроекта, однако, так и не были приглашены.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

В целом, по сути варварская антирелигиозная кампания «ликвидации мощей» привела к утрате многих чтимых святынь русского народа. Часть изъятых мощей позднее с различных концов страны свезли в Ленинград, в открытый в 1930-е гг. Музей истории религии и атеизма. Так, директор подлежащего ликвидации Центрального антирелигиозного музея в Москве В.В. Бонч-Бруевич направил 3 декабря 1947 г. председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпову составленный 5 ноября список мощей, отправленных за последнее время в Ленинград: преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, Соловецких чудотворцев и некоторых других святых . Этот факт был подтвержден в одном из приложений к письму Г.Г. Карпову к заместителю председателя Совета Министров К.Е. Ворошилову от 3 декабря 1947 г. [xlviii] .  8 сентября 1948 г. ставший директором Ленинградского музея истории религии В.В. Бонч-Бруевич вновь сообщил Г.Г. Карпову о хранившихся в фондах музея мощах, предложив их уничтожить: «Надо решить вопрос, как быть со всеми этими предметами: нужно ли их нам хранить, или нужно просто предать сожжению в крематории?» [xlix] . К счастью эта варварская идея реализована не была. В начале 1960-х гг. во время замены кровли Казан­ского собора Ленинградским объединением «Реставратор» случайно упала доска на пол чердака, и послышался звон разбитого стекла. Бригадир плотников А.В. Соколов спус­тился вниз и увидел, что разбилась стеклянная крышка де­ревянной раки, в которой лежало тело, обернутое пеленой. Еще несколько лет рака с телом стояла на чердаке, а затем она была выставлена в экспозиции Музея истории религии и атеиз­ма в северном приделе собора. В 1970 г. в Ленинграде были отмечены случаи заболевания холерой, и, опасаясь рас­пространения болезни, администрация музея распорядилась убрать тело свт. Иоасафа Белгородского. Комендант музея пред­ложила А. Соколову и его напарнику В. Прудникову вынести мощи святителя Иоасафа в под­вал и там закопать, чтобы их не увидела санитарная инс­пекция. Но Соколов и Прудников не решились закапывать мощи в сырой грунт и втайне от музейного на­чальства захоронили святыню в шлаке одного из отсеков чердачного перекры­тия, завернув ее в простыни. Спустя двадцать с лишним лет — 28 февраля 1991 г. мощи святителя Иоасафа нашла бригада реставраторов, среди которых был Аркадий Соколов [l] .

http://bogoslov.ru/article/5688970

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010