Митрополит Игнатий пояснил “Ъ”, что в Кирилло-Белозерской обители «остро стоит вопрос об улучшении и расширении условий для проживания монахов». По данным музея, их число увеличилось перед приездом патриарха с 6 до 16. Объекты в Ферапонтовом монастыре, по словам митрополита, нужны церкви «в контексте полноценного возрождения монастырской жизни». Епархия в 2015 году зарегистрировала без согласия музея по его адресу в Ферапонтово Архиерейское подворье, при этом владыка Игнатий рассчитывает, «получив необходимые согласования, переоборудовать имеющиеся здания для проживания монахов». По мнению митрополита, передача церкви недвижимости «не скажется на доступе в эти два крупнейших туристических объекта Вологодской области». «Я за то, чтобы туристы и паломники посещали действующие монастыри, чтобы экскурсоводы музея рассказывали об их жизнедеятельности и совершаемых богослужениях»,— заявил он. По статистике, только Ферапонтов монастырь посещают ежегодно 60–70 тыс. человек. В июле директор музея сообщил в письме министру культуры Владимиру Мединскому, что «считает невозможной» передачу РПЦ объектов культурного наследия, так как это «приведет не только к ухудшению их состояния, но и уничтожению музея». Он напомнил, что ансамбль Ферапонтова монастыря с уникальными фресками Дионисия — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Требования температурно-влажностного режима для сохранения фресок не позволяют увеличить в церкви Мартиниана, на которую претендует РПЦ, число богослужений (по соглашению с музеем они проходят регулярно в теплое время года, а в надвратной церкви могут проходить ежедневно). В Казенной палате хранятся 12,95 тыс. экспонатов фонда Музея фресок и находится его единственное выставочное помещение. Само здание никогда не было жилым, в нем нет ни воды, ни отопления, приспособить его для проживания монахов невозможно без запрещенной законом реконструкции. Глава музея также напоминает, что в случае передачи объектов ЮНЕСКО РПЦ содержать их должна будет казна РФ, в которой средства на это отсутствуют.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вахитовский район. Кремль. Спасо-Преображенский монастырь. комментарий от 12.01.2015 г. , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан " > Фото до 1858 года. С СД " Экскурсия по старой Казани " . Информацию по данной фотографии см. комментарий от 12.01.2015 г. Гранковский Владимир ?? Карта и ближайшие объекты Комплекс Спасо-Преображенского монастыря расположен в юго-восточной части Кремля, рядом со Спасской башней. Начало строительства относится к 1557 г. Монастырь был центром миссионерской деятельности в крае, а также местом захоронения местных святителей и наиболее почитаемых и знатных людей в Казани. В состав комплекса монастыря входят архитектурно-археологические фрагменты Спасо-Преображенского собора, церковь Николы Ратного, Братский корпус, Пещерка Спасо-Преображенского монастыря. Архитектурно-археологические остатки Преображенского собора Архитектурно-археологические остатки (подклет) Преображенского собора расположены в центре комплекса. Собор монастыря был построен в 1595—1601 гг. Это был белокаменный шестистолпный трехапсидный храм, с пятью главами, размерами и художественными качествами не уступавший Благовещенскому собору. Собор во имя Преображения Господня первоначально построен в 1550-х годах и представлял собой деревянное строение на каменном подклете. В 1596—1601 гг. на его месте был построен каменный шестистолпный храм с пятью главами и с тремя алтарными выступами. Здание построено на более раннем каменном подклете, который чудом сохранился до наших дней и очень схож с нижним храмом Благовещенского собора. Это очень колоритное помещение с четырьмя столпами и стеной с проемами, отделяющей подалтарную часть, на которые опираются коробовые и крестовые своды Верхняя часть здания была взорвана в 30-е годы XX века. Но даже по этой сохранившейся части можно судить, насколько многочисленные перестройки претерпевал Преображенский храм на протяжении своего существования. В XVIII веке были пристроены галереи с северной и южной стороны. Причем они отличались друг от друга. С южной стороны это сводчатые помещения на уровне нижнего яруса собора, соединенные с основным белокаменным объемом. Верх галереи имел плоское перекрытие и использовался как открытая паперть. Северные галереи были двухъярусные. Невысокий первый ярус представлял собой ряд сводчатых помещений. Крестовые своды опираются на большие белокаменные пяты трапециевидной формы. Второй ярус не сохранился. В настоящее время он в процессе восстановления. По историко-архивным данным, это сводчатое помещение под односкатной кровлей. На этом уровне галереи служили коридором, соединяющим собор с домом настоятеля и церковью Николы Ратного. С восточной стороны галереи начинались большим парадным входом.

http://sobory.ru/article/?object=17091

Здание собора было включено в разветвленное дворцовое хозяйство. Так, к примеру, подклет храма выполнял функцию царской сокровищницы. Здесь и на расположенном рядом Казенном дворе хранились разнообразные драгоценные предметы. Из примыкающей к собору Казенной палаты через северное крыльцо во время церемонии венчания на царство выносили царские регалии. Иностранные послы, представлявшие христ. гос-ва, по ступеням того же крыльца и через северную и западную галереи следовали во дворец. С 1917 г. собор стал музеем. Прекратившиеся с того же времени богослужения были возобновлены в 1993 г. С тех пор они ежегодно проводятся в день престольного праздника Благовещения. Благовещенский собор имеет наиболее сложную пространственную структуру среди всех храмов Московского Кремля. Его основные помещения располагаются на 3 уровнях: подклет, галереи и центральное пространство храма, хоры и приделы, а также площадки перед ними. Пространство подклета, затесненное поставленными по углам опорами, сосредоточено вокруг центрального 4-гранного столба, на который опираются своды. К этому главному 4-угольному объему примыкает отделенное от него стеной очень маленькое полукруглое подалтарное помещение. С 3 сторон вокруг подклета, с севера, запада и юга, располагаются 2-ярусные галереи. Своим 2-м ярусом галереи как бы обнимают собственно храм, пространство к-рого в зап. части по горизонтали также разделено надвое. Занимающие верхний ярус хоры через дверной проем соединяются с открытыми площадками, подводящими к входам в расположенные на углах небольшие придельные храмы. С площадки, находящейся у зап. входа в собор, через открытый переход ранее можно было пройти во дворец. Северная и западная галереи собора, включенные в состав парадных помещений Государева двора, должны были отвечать этому высокому статусу. Поэтому они были перестроены одновременно с возведением в нач. XVI в. великокняжеских палат. В оформлении галерей приняли участие работавшие в Кремле итал. мастера, о чем свидетельствуют крестовые своды, резные капители выступающих из стены пилястр и 2 великолепных белокаменных портала с характерным для ренессансного искусства декором, исполненным в высоком рельефе. На помещенных в порталах 2-створчатых железных кованых дверях укреплены медные пластины, на них в технике золотой наводки представлены композиция «Благовещение» и фигуры библейских пророков, прорицательниц-сивилл и античных мудрецов. Подобные изображения можно видеть и в росписи галерей, выполненной вскоре после пожара 1547 г. На сводах размещается композиция «Древо Иессеево», на 5 внутренних пилястрах помещены образы московских князей - ктиторов храма.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

До какой бедности доведена была по внутреннему своему состоянию знаменитая митрополичья церковь , достаточно показываете опись ризницы святософийской, составленная при м. Рогозе. В ней заключались только одна чаша с принадлежностями и кадильница серебряный, три напрестольныя Евангелия в медной оправе, три священнических ризы с принадлежностями, 2 занавесы, 2 запонки, 2 покрова, и из богослужебных книг: алостол, триодь постная, триодь цветная, 2 октоиха, трефологий, служебник и псалтырь. По смерти митрополита Михаила Рагозы металлические вещи, Как то: чаша, кадильница, напрестольный кресте и некоторые другие, оказались в закладе у разных лиц. митрополит Петр Могила в 1633 г. „принял Софийскую церковь от униатов безпокровну (без кровли), украшиния внутреннего и внешнего, св. икон, св. сосудов и св. одежд и единаго не имущую» (Акты Юго-Западной России, т. 111, Д» 18). При такой печальной судьбе храма св. Софии, трудно было его зданию сохраниться в том первоначальность своём виде, когда она была „украшена иконами многоценными, и златом, и сребром, и сосуды церковными». Осмотрим однако подробнее главные части нашего храма в первобытном его виде и происшедшая от времени и произведённым в нём по времени перемены. По первоначальному плану храм состоял из большого прямоугольника, имеющего в длину (от запада к востоку) 181/2 саж. И в широту (от севера к югу) 18 саж. с трёх сторон–южной, западной и северной–опоясывали его одноэтажный галереи в 4 саж. широты п до 3-х саж. высоты. Галереи южная и северная были до половины открытыми, состоя из столбов и арок на протяжении 10-ти саж. от запада к востоку по линии нынешних наружных стен Апостольского и Стретенского приделов. Такое же устройство, по всей вероятности, имела и западная галерея. На западной стороне собора, с двух концов галереи, устроены были две башни или вежи: одна в юго-западном углу, а другая на расстоянии 31/2> саженей от северо-западного угла. Внутри каждой вежи или башни была каменная лестница; посредством этих лестниц всходили на хоры или верхнии галереи. Подобный вежи, с внутренними лестницами, сохранились и при некоторых других русских храмах. так, напр., вежа имеется в Новгородском Софийском храме – в юго-западном его углу, в Георгиевском храме Антониева Новгородскаго монастыря и на северо-западном углу соборного храма Киево-Пёчерской лавры. Вежи эти не были колокольнями, а служили только для всхода на хоры или верховия галереи храма и на самую кровлю его к куполам. Лучше прочих в первобытном своём виде сохранилась вежа Новгородской Софии: столб лестницы ея оканчивается такой же точно форме, Как и в киевской Софии: в барабане купола вместо окон продолговатые щели.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Галерея покоилась на рубленом основании, прикрепленном к основному срубу своеобразными деревянными замками. Необычной деталью является бревенчатое ограждение галереи, за счет чего она имела мощный и неприступный вид. На подавляющем большинстве традиционных деревянных построек ограждения галерей выполнены из досок, забранных между столбами-опорами, или из балясника. Покрытие галереи Преображенской часовни представляло собой массивную рубленую конструкцию, опиравшуюся на четыре гладких столба. Оно было сделано вровень с покрытием основного сруба. Звонница была сделана в традиционных для деревянной архитектуры формах и не отличалась какими-либо особенностями. На фотографии хорошо просматриваются ее детали: резной подзор, типичный для заонежских построек, конструкции яруса звона, резные пики кровельных досок. К галерее примыкало большое крыльцо, крышу которого несли четыре резных столба. На фотографии можно разглядеть и одну сохранившуюся резную причелину. Судя по примыканию конструкций крыльца к столбам галереи, крыльцо было пристроено позднее. Действительно можно заметить некоторое стилистическое несоответствие галереи и крыльца. Вполне возможно, на этапе, когда была пристроена галерея со звонницей, крыльцо было иным. На старых фотографиях на коньке кровли основного сруба заметен след от утраченной главки. Этот след указывает, что главка была на тонкой шее (примерно в толщину бревна). Крупную главку, стоящую на тонкой шее, имела звонница. Она была покрыта железом и, судя по старой фотографии, это было сделано сразу при ее устройстве, т.е. она не имела первоначального лемехового покрытия. Учитывая отмеченное сходство в устройстве главок, можно предположить, что главка на коньке часовни не первоначальная, а была поставлена вместе с возведением звонницы. Преображенская часовня, несмотря на свою удаленность от жилья, очень почитаема и внутри вся заставлена иконами и завешена полотенцами-«заветами», принесенными сюда для избавления от болезни или иного несчастья. В конце 1990-х гг. в виду крайне аварийного состояния памятника были разобраны остатки галереи и упавшей звонницы, на самой часовне была сделана консервационная кровля. Современное состояние часовни вновь аварийное. Восточная стена настолько поражена гнилью, что начала обрушиваться. Положение спасли поставленные в 2013 г. сжимы бревен, но и они не продлят жизнь памятнику, если не принять более радикальных мер по его сохранению.

http://sobory.ru/article/?object=28563

Можно полагать, что южный диаконник обращён в алтарный придел св. Иоакима и Анны вскоре по окончание храма. К этой мысли приводить нас устройство придела во имя св. Иоакима и Анны, также с южной стороны главного алтаря, в св. Софии Новгородской, сделанное ещё в XII веке. Вероятно, Новгородский епископ в этом случае подражали уже готовому примеру Софии Киевской. Пол храма, в средней его части, состояли из мозаики. Её видели здесь Гейденштейн и Лассота в конце 16-го в. и архидиакон Павел в половине 17-го века. Галерей нижний и верхний и лестницы были выстланы плитами красного шифера, остатки которых можно видеть теперь на соборном дворе, преимущественно у южной паперти. Мозаический пол св. Софии уничтожен и заменён чугунным, вероятно, в начале 18-го века, когда в Киеве стали выстилать полы церквей чугунными плитами; но до последнего обновления храма на лестницах и в нижних галереях ещё оставались шиферные плиты. в 1843–1853 году во всем собор); кроме верхних приделов Богославского, Богоявленского, Страстного, ризницы и купольных Вознесенского и Преображенского, устроен пол из новых чугунных плит, отлитых, по Высочайшее утверждённому рисунку, на заводе г. Мальцева. При тщательном осмотре здания, во время исправления штукатурки с наружной стороны собора в 1869 году и обнажения при этом стен, можно было, следуя летописным указаниям, удостовериться, что в нём произошли ещё следующие главнейшие изменения: Собор лишился передней (западной) своей паперти или галереи. Она обрушилась в то время, когда собором владели униаты (1596–1633 г.). Кальнофойский пишет, что стена галереи обрушилась именно 6-го сентября 1625 года; в церковь нельзя было пройти, так как двери были завалены большим куском павшей стены и кучею мусора. В 17-м веке к восточной стене храма приделаны четыре новых полукружия для образования 4-х новых алтарей: Успенского, Антонофеодосиевского, Владимирского и Благовещенского (ныне Предтечевскаго). В алтари приделов Успенского н Благовещенского обращены палатки, каморы, бывшие в восточном конце боковых галереи; причём поперечные стены вырублены почти во всю широту галереи. В западной части тех же боковых галереи устроены приделы – в южной стороне Апостольский, а в северной Предтеченский (ныне Сретенский), при чем заложены арки между столбами наружных стен, с заменой их окнами и закладена дверь в поперечной (ныне запрестольной) стене той и другой галереи. При последнем обновлении собора на месте окон, бывших во внутренней стене того и другого придела, прорублены большие арки, в который вставлены стеклянные переплёты.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Рис. 8а. План Троицкой церкви. Первый этаж 1.      Придел во имя Успения Божией Матери. 2.      Палатки. 3.      Подвалы. 4.      Проходы. 5.      Проход под колокольню. 6. Контрфорс. В поясе над окнами, в средних кокошниках, выделаны крупные квадраты с фигурными карнизами, очевидно для вставки сюда икон; мелкие квадратные впадинки в этом поясе теперь забелены и скрывают небольшие розетки. Наружный фасад галереи орнаментирован не менее роскошно и красиво. Горизонтальным поясом, идущим на средине, соответственно верхнему и подвальному этажам, фасад делится на две равные части, причём верхняя часть орнаментирована гораздо богаче, чем нижняя. Северная и западная галерея были орнаментированы в верхних частях одинаково, фасад южной галереи по орнаментации отличается от двух других. Верхний фасад южной галереи пилястрами, состоящими из двух полуколонок, делится на три части: две большие и третью (к востоку) меньшую. Две большие части заключают в себе по окну и фаске, а третья часть украшена одним окном; три окна и две фаски с наличниками и карнизами; в нижнем основании окон идёт горизонтальный пояс из квадратных ширинок, причём в каждую квадратную ширинку вставлено по разноцветному фигурному изразцу, как это обычно в Ростовских и Ярославских церквях (Толчкозской, Иоанна Златоуста в Коровниках, Николомокринской и др.) Рис. 9. Троицкая церковь Верхний фасад западной галереи такими же пилястрами разделяется на пять частей, в трёх средних из них помещено по два парных окна, разделённых также в свою очередь парными полуколонками; пятое (к северной стене) окно одиночка. Карнизы у окна здесь полуциркульные, отличаются от украшений окон боковых галерей; некоторые из окон заложены кирпичами; внизу у основания их идёт такой же пояс из квадратных ширинок со вставленными в квадратные впадины разноцветными изразцами. Нижний подвальный этаж кругом всей церкви беден украшениями; в нём сохранилось несколько не симметрично расположенных маленьких окон без карнизов и наличников, и между ними, в нижнем этаже западной галереи несколько (пять) квадратных ширинок с вставками из цветных изразцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Несколько раз мы говорили выше, что у Греков во время богослужения мужчины и женщины становились в церквах отдельно одни от других,– первые в самых церквах, вторые на верхних галереях. Обычай этот, взятый из житейского быта или из домашней жизни, в которой женщины, отделённые от мужчин, жили у Греков в своих особых гинекеях (весьма наподобие того, как у магометан в гаремах и совсем так, как у нас до Петра Великого) 490 , нет сомнения, восходит у них к самому первому времени христианства, и, во всяком случае, в житии Василия Великого упоминается как уже бывший до него. Так как верхние галереи составляли необходимую принадлежность церквей (ибо иначе не было бы где становиться женщинам), то, подразумевается, что у Греков они были непременно во всех церквах 491 . Эти галереи, как мы тоже говорили уже выше, вовсе не должно представлять себе в виде тех маленьких и лёгких (с дощаным поющим полом и висячим на железных или деревянных выпусках) хор, которые устраиваются у нас в настоящее время в кафедральных соборах, а отчасти и в других церквях, для певчих. Они устраивались совершенно прочно на столбах с колоннами и на сводах и соразмерно с величиной церквей были более или менее обширны 492 . Всходы на них устраивались не из самых церквей (в которые не должны были заходить женщины), а всегда из папертей. Для пресечения возможности непозволительных сношений между мужчинами и женщинами посредством глаз, галереи эти иногда, а в позднейшее время, как кажется, всегда завешивались прозрачными занавесями (так чтобы женщинам видна была церковь , но их не видно было из церкви) или заставлялись решётками 493 . Для заведования галереями, именно – для наблюдения в них чистоты, для поставления в них во время церковных служб свеч перед иконами и пр., находились при церквах особые женщины, как бы своего рода причётницы (представлявшие собой остаток древних диаконис и в Константинопольской св. Софии, как мы говорили выше, до позднейшего времени называвшиеся Диаконисами) 494 . Галереи назывались τ γυναικεα, α γυναικωνται, γυναικωντιδες, т. е. гинекеи, женские отделения, «бабинцы», τ υπερα, ο μβολοι τν γυναικν, τς γυναικωνδος,– женские горницы, женские галереи, также τ κατηχουμνα, κατηχουμνεια,– оглашенники, места оглашённых или места оглашённые 495 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1. Проект реставрации предусматривает лишь минимум чисто реставрационных работ, оставляя памятник в прежних габаритах. Сохраняется форма главки, алтарной бочки, характер и угол наклона кровель. Меняется лишь частично конструкция кровель трапезной: ввиду большой протяженности её предполагается покрыть по потокам и курицам. Полностью ликвидируются железные кровли с заменой их на тесовые (центральный куб - по полицам с пикообразным окончанием досок). Бочка и главка должны быть покрыты лемехом, так как это единственный материал, употреблявшийся в древности для покрытия криволинейных поверхностей деревянных сооружений. 2. Проектом предполагается снятие обшивки с последующей вычинкой выгнивших частей, обязательным антисептированием и шпаклевкой трещин. Это мероприятие, кроме восстановления первоначального облика памятника, имеет немаловажное профилактическое значение. Стены в течение нескольких лет должны выстоять в открытом состоянии в условиях полной аэрации. Таким образом, сруб с его живописно расположенными косящатыми и волоковыми окнами подлежит после удаления обшивки лишь консервации. 3. Восстановление небольшой галереи, существовавшей с южной (а, возможно, и с северной) стороны памятника и зафиксированной на рисунке в книге И.И. Бриллиантова проектом не предусматривается. Как указывалось, рисунок этот в силу определенной графической неточности не может стать основанием для воспроизведения тех или иных архитектурных форм на памятнике. Он не дает возможности конкретизировать формы галереи. Кроме того, следов галереи на срубе не было обнаружено. Поэтому всякая попытка восстановления такой галереи была бы новостройкой, лишенной каких-либо конкретных отправных данных. 4. Вопрос восстановления крыльца является наиболее сложным и спорным. Определить формы и высоту этого крыльца с большей или меньшей степенью вероятности на основании следа врубки, обнаруженной в верхней части западного фасада. Следует предположить, что крыльцо это было двухсторонним, распашным. Наличие одномаршевого прямого крыльца, расположенного по продольной оси памятника исключается, так как этот тип крыльца, как правило, устраивается при наличии между входом в церковь и началом лестницы галереи, которая замыкает лестничную площадку. Здесь такая галерея отсутствует, поэтому проектом предполагается устройство двухмаршевого крыльца. В первом из представленных вариантов крыльцо имеет сравнительно богатый декор. Предусмотрена установка резных подзоров, столбов, причелин. Образцы домовой резьбы взяты по аналогии с рядом памятников XVII-XVIII веков. Впоследствии возможно уточнение форм декора по местным вологодским образцам.

http://sobory.ru/article/?object=05136

Имеются «домовые церкви» со штатом священников и обслуживающего персонала – таковая Церковь Святителя Николая, что в Толмачах в расположении Государственной Третьяковской галереи. Храм находится в пользовании «Третьяковки»; зарегистрирована община как будто бы из сотрудников галереи, которая могла бы иметь собственное автономное хозяйство, но это недопустимо в рамках одного унитарного государственного учреждения – Третьяковской галереи. Некоторые сотрудники Храма являются штатными сотрудниками Галереи, занимают должности «научных сотрудников» и получают заработную плату от Галереи. Это, конечно, очень нестандартная ситуация – поэтому предстоит еще вырабатывать формы взаимодействия центральных религиозных организаций и «домовых церквей», находящихся в помещениях государственных учреждений. Подобное же положение, вероятно, и в «домовых» храмах в расположении воинских соединений – часто постоянного священника нет, а содержание обеспечивается за счет средств части. Такой тип организации хозяйства пока законом не предусмотрен. Итак, тип хозяйства приписных храмов, находящихся в помещениях нецерковных учреждений, еще не сложился непротиворечиво, еще не нашел свою адекватную юридическую форму, хотя и эту проблему необходимо решать хоть и осторожно, но все- таки незамедлительно. 7. Организация труда и социальной защиты служащих 7.1. Кодекс законов о труде и организация труда в приходских учреждениях В религиозных учреждениях помимо клириков, несущих богослужебное послушание, определенное Епископом, все больше становится тружеников, занятых в обслуживающей сфере, в различных производствах и направлениях уставной деятельности (торговля, образование, патронаж и проч.). В соответствии с Гражданским кодексом религиозное учреждение по своим социально-экономическим правам и обязанностям ничем не отличается от прочих юридических лиц, и точно так же, как и они, должно следовать гражданскому законодательству в своей публичной деятельности. В этой связи особую остроту приобретает согласование традиционных правил организации труда в религиозных учреждениях с требованиями охраны прав трудящихся, гарантированными трудовым законодательством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010