В Паломническом центре Московского Патриархата прошел круглый стол, посвященный вопросам взаимодействия Церкви и музейного сообщества России 9 марта, 2010. Редакция " Правмира " 9 марта в Паломническом центре Московского Патриархата прошел круглый стол, посвященный вопросам взаимодействия Церкви и музейного сообщества России. В дискуссии приняли участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега), заместитель министра культуры РФ А.Е. Бусыгин, директор Государственной Третьяковской галереи И.В. Лебедева, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Г.В. Попов, заместитель генерального директора Музеев Московского кремля А.Л. Баталов, директор Государственного музея искусств народов Востока А.В Седов, наместник Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, директор Церковного историко-археологического музея Костромской епархии архимандрит Иоанн (Павлихин) и другие. Вопрос возвращения Церкви принадлежавших ей святынь приобрел в последнее время широкий общественный резонанс в связи с разработкой Министерством экономического развития РФ нового профильного закона. На круглом столе вновь подчеркивалось: законопроект призван урегулировать правовое положение имущества, уже сегодня находящегося в ведении Церкви, и не предполагает массовой передачи предметов из музейных и архивных фондов. Однако общественная реакция на законопроект стала отправной точкой для диалога по множеству смежных вопросов. Заместитель министра культуры А.Е. Бусыгин привел документы, подтверждающие, что дискуссия между Церковью и музейным сообществом шла и до 1917 года, когда в Российской империи ради сохранения наиболее ценных памятников древнерусского искусства специалисты ходатайствовали об их изъятии из церковного ведения. Неоднозначным, по словам заместителя министра, был и период после революции.

http://pravmir.ru/v-palomnicheskom-centr...

Насколько серьезно придется реставрировать внутренние помещения Иоанно-Богословского храма? В храме два этажа, а сама церковь до революции имела шесть пределов. В советские годы нижней храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы не был перестроен. Больших, серьезных строительных работ для того, чтобы возобновить богослужения, нам не потребуется. Мы готовы начать службы в нижней церкви очень скоро буквально на следующий день после того, как из него уберут витрины. На втором этаже, где располагается основной придел святого Иоанна Богослова, необходимо будет демонтировать перегородку, отделяющую храм от барабана купола. Это тоже не займет много времени. Как Вы можете охарактеризовать Ваши отношения с дирекцией Музея Москвы? Мы понимаем, что от расположенности дирекции музея решать проблемы зависит очень многое. Мы со свой стороны делали необходимые для сотрудничества шаги, но в ответ получали отказ на все наши просьбы. Готовность музея к компромиссу ограничилась тем, что нам разрешили служить молебны на улице возле храма. До сих пор я не увидел со стороны директора музея желания вести открытый доверительный диалог. Есть вполне показательные примеры того, как к нам относится руководство музея. Когда в октябре прошлого года мы попросили разрешение провести в храме молебен в день Иоанна Богослова, в наш престольный праздник, то директор музея нам отказала, объяснив, что переместить выставку ей некуда. Мы, естественно, не стали перепроверять слова Галины Ивановны Ведерниковой, а потом узнали, что в то время, когда 250 человек молились на улице у закрытого храма, в «Провиантских магазинах» проходила Московская неделя дизайна. На тысячах квадратных метров публике были представлены дорогие интерьеры и автомобили. Притом, что пространство храма составляет всего 300 квадратных метров и переместить ранее компактную выставку в «Провиантские» музею ничего не стоило. Мы не против моды и дизайна, но почему музей проводит такие мероприятия фактически за счет верующих, попирая их права на религиозную жизнь? И это далеко не единственный подобный пример. Чего, например, стоят слова неправды в отрицательном ответе директора музея на мою просьбу разрешить проведение в храме пасхального богослужения, из которого я с удивлением узнал, что якобы существует некая договоренность между мной и руководством города, некий компромисс о богослужении «на свежем воздухе», который мы будто достигли на совещании у Людмилы Ивановны Швецовой. Говорю это с большой болью, поскольку с самого начала пытался найти взаимопонимание с руководством департамента культуры города и музея.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1476528...

Закрыть 20-летию со дня блаженной кончины владыки посвящается 2 ноября в Санкт-Петербурге состоится вечер памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) 13:21 17.10.2015 1231 Время на чтение 6 минут В понедельник, 2 ноября, в Санкт-Петербурге в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоится вечер памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), посвященный 20-летию со дня блаженной кончины владыки. Начало вечера – 18:00. Вход свободный. Мероприятие организовано православным издательством «Царское дело», Санкт-Петербургским отделением Международной общественной организации «Русское Собрание», информационно-аналитической службой «Русская народная линия». В вечере участвуют клирики и миряне Санкт-Петербургской и Самарской епархий, духовные чада митрополита Иоанна. В ходе мероприятия прозвучат стихи и музыкальные произведения, посвященные владыке, духовные песни в исполнении детско-юношеского хора во имя преподобного Иоанна Дамаскина. Также состоится презентация нового издания книги «Был человек от Бога... Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)». Ведущие вечера – директор православного издательства «Царское дело» Сергей Астахов и главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов. Выступающие: Игумен Силуан (Туманов), председатель Издательского совета Санкт-Петербургской митрополии; Архимандрит Нектарий (Головкин), директор Объединенного музея церковной истории Санкт-Петербургской митрополии; Игумен Пахомий (Трегулов), настоятель Свято-Троицкого Мартирие-Зеленецкого мужского монастыря; Протоиерей Андрей Алексеев, священник храма Смоленской иконы Божией Матери; Протоиерей Александр Захаров, председатель Отдела Тихвинской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму, настоятель храма во имя св. Царственных Страстотерпцев в поселке Сологубовка; Протоиерей Алексий Успенский, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала;

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/17/20...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ступеньки в прошлое В Древлехранилище Александро-Невской Лавры открывается выставка, посвященная 100-летию Александро-Невского братства 27.01.2018 1200 Время на чтение 6 минут В феврале в Древлехранилище Александро-Невской Лавры открывается специальная выставка к 100-летию Александро-Невского братства. Мы побеседовали с Романом Сергеевичем Катаевым - магистром богословия, хранителем музея Древлехранилища Александро-Невской Лавры. Расскажите, пожалуйста, о том, как формировалась коллекция музея, что связывает современныйлаврский музей с дореволюционным? Музей Александро-Невской Лавры со времени основания получил название «Древлехранилища». Название -это, пожалуй, единственное, что связывает современный лаврский музей с дореволюционным, существовавшим до 30-х годов 20 века. Его собрание было полностью утрачено, известны лишь несколько предметов, оставшихся в государственных музеях. Новая коллекция нашего музея начала собираться в послевоенные годы, когда Церкви был возвращен Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Начались богослужения и верующие стали приносить сохранившиеся дома богослужебные предметы. Так постепенно формировался лаврский музейный фонд. Недавно почившая Лидия Ивановна Соколова была первой заведующей и хранителем музея. Благодаря ей создавалась концепция музея, начала создаваться экспозиция. Лидия Ивановна много сделала, чтобы музей существовал. Она не успела доделать, что хотела, но ее преемники, в том числе и ваш покорный слуга, продолжили начатое ею дело. В 2010 году появилось благословение наместника на организацию музея, у него же хранились многие вещи, который он передал в фонд музея. В год 300-летия Александро-Невской Лавры в помещении музея прошла первая выставка. Она была посвящена кампании по изъятиям церковных ценностей и связанных с ней трагических событий для истории русской Православной Церкви начала 20 века. Зал музея находится на верхнем этаже так называемой «новой ризницы Александро-Невской Лавры», здание которой было построено по проекту Льва Шишко в начале 20 века. Кроме ризницы, располагавшейся на верхнем этаже, в нем находились библиотека и архив. Музей в лавре до революции располагался в одной из башен каре, он вырос из собрания предметов, хранившихся в ризнице, и в этом тоже прослеживается связь с современным музеем. В здании «новой ризницы» в советские годы располагался городской центр переливания крови, который не смог сохранить исторические интерьеры помещений, поэтому после возвращения здания Лавре в середине 2000-х годов пришлось провести их реконструкцию. В этом нам помогли фотографии, сделанные до революции знаменитым Карлом Буллой. Сохранился аутентичный пол из керамических плит, которые помнят шаги насельников Лавры 20 века.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/26/st...

1942 год – Центральный Антирелигиозный Музей переименовывается в Центральный музей истории религии и атеизма (не путать с ленинградским, носящим такое же название). Но в период Великой Отечественной войны наступает некоторое улучшение в отношениях Государства и Церкви, меняется политическая ситуация, а вслед за этим и судьба музея. Часть экспонатов возвращается храмам. В период 1941—1945 гг. экспозиции музея были свернуты, здание превращено в общежитие МПВО; осуществлялось только хранение экспонатов. 1944 год – помещение музея передается комитету кинематографии для киностудии Союзмультфильм, в постановлении СНК по этому вопросу не предусматривалось выделение какого-либо другого помещения взамен изъятого. 10 декабря 1945 года – Постановлением Совнаркома музей передается в ведение АН СССР, с переводом его в церковь Вознесения у Никитских ворот. С 1937 года по 1947 год в музее хранились мощи святителя Иоасафа Белгородского, перевезенные из музея, находившегося с 1929 года в Страстном монастыре. В 1947 году мощи были перевезены в Ленинград и помещены в запасники Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе. С 1946 года – в здании храма находится киностудия «Союзмультфильм». 20 марта 1947 года во исполнение распоряжения Совета Министров СССР от 14 декабря 1946 г. 13815-р Президиум Академии наук СССР издает Постановление, подписанное Президентом Академии Наук СССР, академиком С.И.Вавиловым и Академиком-Секретарем Академии Наук СССР, академиком Н.Г.Бруевичем от «О ликвидации Музея истории религии в г. Москве» (Протокол 3 Распорядительного заседании 36) в котором прописано следующее: ликвидировать Музей истории религии в Москве, передав экспонаты Музея в Ленинградский Музей истории религии; организовать в составе Института истории сектор по истории религии; предложить Управлению делами закончить перевозку имущества Музея из Москвы в Ленинград и освобождение занимаемых экспонатами Музея помещений к 1 мая 1947 г. В 1993 году зарегистрирована Община храма святителя Николая Чудотворца, но богослужения долгое время не велись, по большим праздникам у стен церкви проводились молебны.

http://sobory.ru/article/?object=27237

ЖМП 12 декабрь 2012 /  19 декабря 2012 г. 01:00 Третьяковка приглашает... в храм Храм Святителя Николая в Толмачах — уникальный образец соработничества Церкви и музеев. Пройдя долгий путь налаживания этих зачастую сложных и болезненных отношений, он стал первым в России храмом художественной галереи, объединив в себе молитву и бережное отношение к бесценному культурному наследию. Поэтому отмечаемое в эти дни 20летие его второго освящения стало большим культурным событием в жизни Русской Православной Церкви и Третьяковской галереи. О своем приходе, о многолетнем опыте служения рассказывает настоятель храма протоиерей Николай Соколов. — Отец Николай, в дискуссиях о церковно-государственных отношениях, которые особенно обострились в последний год, я неизменно привожу в пример новейшую историю храма в Толмачах. Многие кардинальные решения в выстраивании этих отношений были приняты уже 20 лет назад, но споры, а порой и обвинения не утихают. — Начну с самого главного. Наш храм действительно уникальный. Сейчас это действующий, открытый для всех храм-музей. 20 лет назад я стал первым в России священником, получающим зарплату из госбюджета за свое служение, но, конечно, не как священник, а как заведующий отделом Третьяковской галереи. Наш храм имеет статус двойного подчинения: будучи государственным музеем, он в духовном плане подчиняется Патриарху Московскому, а по светской линии — Министерству культуры. Он не принадлежит Церкви, это помещение музея, музейный зал. Поэтому мы каждую службу согласовываем с дирекцией музея, но нам никогда не препятствуют. С восьми утра по музейному режиму храм открывается и, пока мало посетителей, в нем проходит богослужение, на которое прийти может любой желающий. Правда, следует учитывать, что проход у нас через пост полиции и рамку металлоискателя и подземный переход, к тому же верхнюю одежду придется оставить в гардеробе. А в 12 часов дня начинается экспозиция. Храм также открыт для всех, но войти в него можно уже только через музей, оплатив входной билет. В экспозиционное время нельзя зажигать свечи. К тому же у нас — специальное кондиционирование воздуха, за микроклиматом внутри храма постоянно следят датчики. Ведется видеонаблюдение. Нам дается два дня в году для ночных бдений — это Пасха Христова и Рождество. Староста прихода (сотрудник музея) договаривается о таком расписании с администрацией. Отмечу, что все работники храма также сотрудники музея.

http://e-vestnik.ru/church/tretyakovka_p...

Arhiva Reprezentanii Bisericii Ortodoxe Ruse au luat parte la aciunea de lansare a crii lui F.V. Razumovskiy „1917: Lovitur de stat? Revoluie? Vremuri tulburi? Golgota!” 11 octombrie 2017 12:13 10 октября 2017 года в Государственном историческом музее в рамках Международной научной конференции «Великая российская революция 1917 года: сто лет изучения» состоялась презентация книги Ф.В. Разумовского «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!». Книга вышла в Издательстве Московской Патриархии к 100-летию Всероссийского Церковного Собора и восстановления Патриаршества. В презентации участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ; и.о. главного редактора Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай ; автор книги, российский историк, писатель, телеведущий Ф.В. Разумовский; российский историк, кандидат исторических наук, доцент МГУ им. Ломоносова О.Р. Айрапетов; российский журналист и радиоведущий, блогер, писатель А.С. Гаспарян. Модератором встречи выступила ведущая радиостанции «Вести FM» телеканала «Россия» Анна Шафран. Среди присутствующих на мероприятии также были директор Государственном исторического музея А.К. Левыкин, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов , исполнительный директор благотворительного фонда имени свт. Григория Богослова Л.М. Севастьянов. Обращаясь к присутствующим, митрополит Иларион, в частности, сказал: «В течение всего нынешнего года мы вспоминаем печальные события столетней давности, которые привели к радикальному перелому всей истории нашего государства и нашего народа. На протяжении многих лет на телеканале " Культура " выходит замечательная передача " Кто мы? " , автором и бессменным ведущим которой является Феликс Разумовский. Думаю, передача не случайно носит такое название, ибо автор не просто делится своими мыслями и взглядом на исторические события, а всякий раз, обращаясь к тому или иному пласту нашей истории, рассматривает эти события через призму нашей идентичности. Поэтому каждый выпуск передачи является своего рода ответом на вопрос, который вынесен в ее заглавие.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5032771...

Представители Русской Церкви приняли участие в презентации книги Ф.В. Разумовского «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!» 11 октября 2017 г. 12:13 10 октября 2017 года в Государственном историческом музее в рамках Международной научной конференции «Великая российская революция 1917 года: сто лет изучения» состоялась презентация книги Ф.В. Разумовского «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!». Книга вышла в Издательстве Московской Патриархии к 100-летию Всероссийского Церковного Собора и восстановления Патриаршества. В презентации участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ; и.о. главного редактора Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай ; автор книги, российский историк, писатель, телеведущий Ф.В. Разумовский; российский историк, кандидат исторических наук, доцент МГУ им. Ломоносова О.Р. Айрапетов; российский журналист и радиоведущий, блогер, писатель А.С. Гаспарян. Модератором встречи выступила ведущая радиостанции «Вести FM» телеканала «Россия» Анна Шафран. Среди присутствующих на мероприятии также были директор Государственном исторического музея А.К. Левыкин, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов , исполнительный директор благотворительного фонда имени свт. Григория Богослова Л.М. Севастьянов. Обращаясь к присутствующим, митрополит Иларион, в частности, сказал: «В течение всего нынешнего года мы вспоминаем печальные события столетней давности, которые привели к радикальному перелому всей истории нашего государства и нашего народа. На протяжении многих лет на телеканале " Культура " выходит замечательная передача " Кто мы? " , автором и бессменным ведущим которой является Феликс Разумовский. Думаю, передача не случайно носит такое название, ибо автор не просто делится своими мыслями и взглядом на исторические события, а всякий раз, обращаясь к тому или иному пласту нашей истории, рассматривает эти события через призму нашей идентичности. Поэтому каждый выпуск передачи является своего рода ответом на вопрос, который вынесен в ее заглавие.

http://patriarchia.ru/db/text/5032652.ht...

Организаторы проекта уже заявили, что в последующие два года проект «Православной Руси» в подобном формате будет продолжен: сначала - экспозицией о русском искусстве, а затем - о западноевропейском. Справка Выставка «Сокровища музеев России» открыта до 25 ноября с 11 до 22 час. Адрес: Москва, Манежная пл., 1. Тел. для справок 8 800 555-1263 Говорят участники проекта Председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон : Уже несколько лет идет сотрудничество на уровне комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви и музейного сообщества при Патриаршем совете по культуре и Министерстве культуры. Как вы знаете, в Манеже каждый год проходят очень интересные экспозиции. Четыре из них были посвящены периодам русской истории, начиная от древних времен и заканчивая нашими днями. И, конечно же, мы понимали, что нельзя снижать уровень, должно быть нечто действительно очень интересное. Директор Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина Ирина Перова: Это, безусловно, один из крупнейших и значительнейших проектов современной российской культуры. Нынешняя выставка в Манеже наглядно демонстрирует, что и в российской провинции, порой за тысячи километров от Москвы и Петербурга, есть свои художественные сокровищницы. На этой выставке мы представляем настоящие жемчужины Астраханской картинной галереи. Это, например, такие картины, как «За Волгой» Михаила Нестерова, которое Догадин приобрел непосредственно у автора в 1916 году после долгой переписки, «Сенокос» Льва Каменева, «Гроза идет» Аполлинария Васнецова. В целом мы очень признательны устроителям проекта за возможность представить шедевры Астраханской галереи на выставке в столице. И надеемся, что, увидев эту небольшую, но безусловно яркую часть нашего собрания, многие зрители впоследствии приедут в Астрахань и обязательно посетят картинную галерею им. П.М Догадина. Директор Омской картинной галереи им. Врубеля Фарида Буреева: Из нашего музея представлены 12 полотен, среди которых работы Врубеля, Репина, Зубовского. Всегда отрадно, когда возникают такие интересные межмузейные связи и проекты, которые объединяют не только наше музейное сообщество, но и дают всем людям увидеть удивительное и многогранное культурное богатство нашей страны.

http://e-vestnik.ru/reports/pravoslavnay...

Выставка, на которой представлены иконы XIV–XIX веков, уже экспонировалась в Москве (в Третьяковской галерее) и Киеве. Во время осмотра Святейшего Патриарха сопровождали директор Национального художественного музея Беларуси В.И. Прокопцев, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи В.А. Родионов, сотрудники Третьяковской галереи музея Киево-Печерской лавры. Патриарх Алексий оставил запись в книге почетных посетителей, а также подписал конверты с памятными почтовыми марками в честь 1020-летия Крещения Руси и совершил гашение юбилейных марок. «Мне судил Бог открыть эту выставку в Москве, — сказал Патриарх Алексий, — продолжить в Киево-Печерской лавре и завершить по окончании торжеств, посвященных 1020-летию Крещения Руси». По словам Святейшего Патриарха, за 20 лет, прошедших со времени празднования 1000-летия Крещения Руси, выросло целое поколение новых иконописцев, возрождающих древние традиции. Предстоятель Русской Православной Церкви вручил награды руководителям московского, киевского и минского музеев, в которых проходила выставка икон. В завершение торжественной церемонии школьники Минска преподнесли Святейшему Патриарху Алексию и Митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету картины с изображениями храмов Беларуси. По дороге из Национального художественного музея Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел строящийся храм прихода в честь «Всех скорбящих Радость». В 1991 году Святейший Патриарх Алексий благословил жизнь прихода, которая начиналась с богослужений в простой армейской палатке. Затем Патриарх Алексий посетил Свято-Елисаветинский женский монастырь и церковь в честь иконы Божией Матери «Державная», расположенную рядом с обителью. У входа в храм Предстоятеля встречал духовник обители протоиерей Андрей Лемешонок, который обратился к Святейшему Патриарху с приветственным словом. В храме Патриарх Алексий подписал антиминс, прочитал заключительную молитву чина освящения церкви и окропил стены святой водой. Затем Святейший Патриарх обратился к присутствующим с первосвятительским словом. «Когда находишься в этом дивном храме, начинаешь понимать, что эта красота будет помогать тем, кто находится в болезни и скорби, — сказал Патриарх. — Чудом Божиим, трудами и заботой многих людей создана эта обитель, которую можно назвать обителью милосердия... В благоукрашение ее вложено так много любви к храму Божию, что вид ее не может не трогать человеческого сердца, не может не располагать обратиться горе к Богу». «Желаю, чтобы все больше людей, видя вашу любовь, приходили в церковь Христову. Творите добрые дела, и Господь воздаст вам, и вы достучитесь до тех, кто еще на пути к вере», — сказал в завершение Предстоятель.

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010