Закрыть itemscope itemtype="" > Похищение Богоматери: почему уникальную икону из Исторического музея никто не ищет? 24.11.2022 593 Время на чтение 8 минут Источник: Новые Известия В 2018 году в самом сердце Москвы произошла кража. Из Государственного исторического музея на Красной площади вынесли Шуйскую икону Божией Матери. За прошедшие 4 года ни музей, ни Минкультуры, ни полиция не могут внятно ответить, куда же делась икона и кто ее похитил. ЧУДО ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ 15 ноября (2 ноября) праздновали день сотворения особо почитаемой Русской православной церковью иконы Богородицы с младенцем на руках. В 1654 году во время страшнейшей в истории эпидемии чумы, которая дошла и до центральной части России, житель города Шуи в Ивановской области предложил написать образ и поставить его в Воскресенской приходской церкви. Во время работы над иконой произошло чудо – иконописец нанес на доску прорись, а наутро обнаружил, что положение рук и ног маленького Иисуса изменилось. Мастер исправил изображение в соответствии с каноном Смоленской иконы Богоматери, но и на следующее утро история повторилась. Иконописец Герасим Иконников больше не осмелился исправлять образ, а горожанам объявил о проявлении Промысла Божиего. После молитв перед новой иконой чума покинула город. В дальнейшем комиссии из разных духовенств больше сотни раз свидетельствовали «подлинность исцелений», которая творила «чудесем роспись». Считается, что именно эта икона не раз спасала Русь и Российскую империю от эпидемий и мора. В 2018 году эта икона вернулась в Государственный исторический музей после экспонирования в Мурманском музее. В декабре того же года хранитель должен был выдать ее для плановой выставки «Русский север» в Москве, но в фондах музея образ не обнаружили. Старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи и ответственный хранитель фонда после сверки коллекций констатировали пропажу иконы. РЕЗУЛЬТАТ ПРЕСТУПНОГО СГОВОРА? Широкая общественность узнала об исчезновении ценности лишь спустя два месяца – 24 января 2019 г. после выхода новостей в СМИ. Директор Департамента музеев Минкульта РФ Владислав Кононов сообщил прессе, что директором музея до него доведены сведения о краже из фондохранилища. Тогда же впервые прокомментировал случившееся Владимир Мединский, тогда министр культуры РФ. Он сообщил, что директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин подал заявление в полицию по факту кражи иконы. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по п. б ч.4 ст.158 УК РФ («Кража в особо крупном размере»).

http://ruskline.ru/opp/2022/11/24/pohiwe...

Несколько директоров российских музеев согласились высказать нашему изданию свое мнение относительно перспектив такого нововведения. Алексей Левыкин, директор Государственного Исторического Музея Как директор музея, я считаю, что заявленные поправки не только не нужны, но и чрезвычайно опасны. Инициатива законодательных поправок к закону «О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации» была выдвинута без глубокой проработки данного вопроса. Только дилетантам кажется, что это просто — взять и передать музейные ценности в ведение церкви. Инициаторы предложений, вероятно, не задумались о том, как при этом обеспечивать сохранность предметов Музейного фонда: контролировать температурно-влажностный режим, вести мониторинг изменения сохранности предмета, определять условия внешнего воздействия, обеспечивать физическую безопасность. Это необходимо делать для того, чтобы сохранить музейный предмет. Если есть желание активно использовать музейный предмет, то он не просуществует и одного года. И чем уникальнее памятник, тем он более беззащитен перед воздействием окружающей среды или человека. Хотя, судя по представленному тексту поправок, они предполагают, что ответственность за сохранность памятников будут по-прежнему нести музейные сотрудники, не имея при этом возможности влиять ни на условия хранения, ни на условия использования предметов Музейного фонда. Не только принятие, но даже обсуждение вышеупомянутых поправок вызовет волну конфронтации между музейным сообществом и представителями Русской православной церкви в момент, когда мы все должны быть едины в условиях внешних и внутренних враждебных вызовов. С большим трудом завоеванное хрупкое равновесие, соработничество с церковью — результат многолетней совместной работы, диалога и признания высокого авторитета музейного сообщества — будут разрушены. Достигнутый компромисс всегда был центром стабильности и носителем примиряющих, консолидирующих начал в нашем обществе. Существующее законодательство дает музеям право выдачи предметов религиозного назначения за пределы музея. Выдача иконы «Троица» на службу в Троице-Сергиеву лавру — тому подтверждение. (В числе других примеров — передача Торопецкой иконы Божией Матери из Государственного Русского музея в церковь Александра Невского в поселке Княжье Озеро, Владимирской (Оранской) иконы Божией Матери из Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в Оранский Богородицкий мужской монастырь и Явленной Толгской иконы Божией Матери из Ярославского художественного музея в Свято-Введенский Толгский женский монастырь. — TANR.)

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В отдел входит двадцать человек известного хора Толмачевского храма (он же хор галереи), который возглавляет заслуженный артист России Алексей Пузаков, являющийся также руководителем Московского Синодального хора. К хору у настоятеля, имеющего консерваторское образование, отношение особенное, можно сказать, трепетное. — Хор нашего храма входит в штат галереи и содержится за ее счет, — уточняет отец Николай. — Не просто было добиться, чтобы церковный хор находился на госбюджете. И это определенно чудо! Хотя прошло уже много лет, но я хорошо помню, как в Минкульте не все были согласны с таким решением. Я присутствовал на заседании коллегии, когда решался вопрос, будет ли финансироваться наш хор или нет. И я тогда сказал: «Как же другие выдающиеся музеи мира имеют хоры? А мы что, хуже?!» Все снова высказались против, а потом было тайное голосование, в результате которого почти все были за. У храма-музея при Третьяковской галерее старинная и славная история. Первое упоминание о деревянной «церкви великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою» значится в приходской книге Пат­риаршего приказа за 1625 год. Настоящий расцвет Толмачевского храма пришелся на вторую половину XIX века, когда в соседнем Лаврушинском переулке поселилась семья Третьяковых и основатель галереи Павел Михайлович Третьяков стал постоянным ­прихожанином церкви и много сделал для ее благоукрашения (сегодня памятной табличкой обозначено на полу место, где он обычно стоял во время службы). Чайковский, Зелотти, братья Рубинштейны и многие другие известные деятели культуры любили молиться под этими сводами. В 1929 году церковь в Толмачах была закрыта, и весь советский период здесь находился депозитарий (фондохранилище) Третьяковки. В конце 1980-х годов коллекцию перевезли в новое ­здание. — Несколько лет храм стоял бесхозным, — рассказывает отец Николай. — За это время унесли все, что можно было унести: иконы, двери, пол, хотя это была собственность Третьяковки. И когда работники галереи поняли, что это помещение от них может уйти, став снова храмом, но уже не имеющим отношения к галерее, они решили устроить здесь концертный зал. В те дни, когда меня сюда назначали, тут была уже возведена сцена, сделаны гримуборные. Из-за этой перестройки чуть не погубили храм. Когда стали копать котлован для подсобных помещений концертного зала, то не рассчитали, грунт ушел, и здание дало трещины, стены поехали. Ужаснулись, что оно может рухнуть, и стали срочно делать заморозку, чтобы укрепить фундамент. К счастью, удалось остановить движение почвы. Концертный зал здесь так и не был открыт. Тогдашний директор галереи Юрий Королев одним из первых понял, что надо возрождать именно храм, который станет частью галереи. Верующие сотрудники Третьяковки образовали общину, получив благословение Пат­риарха Алексия II , затем был утвержден устав храма, в котором он значился как домовая церковь Третьяковской галереи.

http://e-vestnik.ru/reports/v_tolmachi_n...

«Заявление поступило в среду от службы безопасности музея. Прибывшие сотрудники правоохранительных органов установили, что икона не была выставлена на выставке в декабре, так как она отсутствует в фондохранилище. Ответственные лица не смогли объяснить отсутствие иконы в фондохранилище. Начата проверка», - цитировал Интерфакс неназванного источника из правоохранительных органов 25 января 2019 года. Согласно оценкам научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, страховая стоимость этого экспоната должна составлять не менее 4 миллионов рублей. - Возможно, всё было бы не так плачевно, если бы не преступный сговор группы лиц. Записи с музейных камер Государственного исторического музея за период с августа по ноябрь 2018 г. были стерты, из-за чего полиция не смогла выявить злоумышленников по горячим следам и лишилась крайне важных доказательств. Директор ГИМ Алексей Левыкин и заведующая отделом древнерусской живописи Людмила Тарасенко известили Владимира Мединского и правоохранительные органы не тотчас же после обнаружения пропажи, а лишь после проведения комиссионной проверки, то есть месяцы спустя. Всё это вкупе сводит к минимуму надежду на успешный исход, - комментирует ситуацию наш источник из Музея им. Андрея Рублева. Собеседник перечисляет целый перечень нормативно-правовых актов, которые, возможно, были нарушены сотрудниками Государственного исторического музея на первой стадии обнаружения пропажи: - Федеральный закон РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», - Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. 179, - Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. 17, - Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утв. Приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 г. N 290. Какое-то время заместитель директора ГИМ по фондовой работе Марина Чистякова успокаивала обеспокоенную общественность обещаниями - икона найдется после ревизии, на сверку 30 тысяч единиц хранения понадобится не больше двух месяцев, заявляла она.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/24/pohiwe...

За 25 лет, конечно, бывали какие-то трения, но все можно благополучно разрешить. Сегодня у нас есть два дня, когда мы можем служить даже ночью - это Рождество и Пасха. Во все остальные дни храм открывается в восемь утра вместе со всем музейным комплексом Третьяковской галереи. К полудню мы проводим все богослужения. Затем храм работает в режиме экспозиции. Во время богослужений все желающие могут зайти в храм, не покупая билет в галерею. Осуществление хранения икон, создание необходимых климатических условий, а также все работы, связанные с осмотром и поддержанием порядка в храме, - это обязанность сотрудников и нашего храма-музея, и галереи, мы являемся одной неразделимой семьей. Мы на госбюджете, поэтому получаем зарплату как работники музея. Средства, которые храм в Толмачах получает от пожертвований на содержание храма идут на покупку облачений, церковного вина, свечей, просфор, книг и подобных вещей, которые музей не может предоставить. - Как вам удалось договориться обо всем с музейным сообществом? - Священноначалие в лице святейшего патриарха назначило меня в храм в качестве его настоятеля, а руководство Третьяковской галереи определило на работу как начальника храма-музея. Вопрос о том, каким будет храм в будущем (на тот момент он был руинирован), ставился на протяжении не одного года. Все, что делается в храме, было необходимо согласовывать с дирекцией музея. Сначала планировалось сделать здесь большой концертный зал. Но после переговоров мы решили, что это невозможно. Однако сегодня, когда храм имеет подобающий вид, в нем два-три раза в неделю проводятся концерты с участием хора Третьяковской галереи, исполняющего духовные и светские произведения. Основные проблемы разрешились, когда в 1999 году в храм перешла на постоянное хранение Владимирская икона Богоматери. Для нее была сделана специальная климатическая капсула-киот. Это потребовало больших затрат, капсулу создавали на государственные средства. Кроме того, у нас есть еще один свободный киот, в который на праздник Троицы помещается для молитвенного поклонения икона " Святая Троица " преподобного Андрея Рублева. Также у нас в храме периодически выставляются другие почитаемые иконы из экспозиции Третьяковской галереи: Свенская, Донская и другие образы. Никто не возражает.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В Смоленске погребальные галереи получили очень широкое распространение в конце XII – начале XIII века, когда здесь сложилась самостоятельная архитектурная школа. Галереи с большим количеством аркосолиев были пристроены в это время к уже существовавшим монастырским соборам Бориса и Глеба на Смядыни (с трех сторон) (рис. 13), Петра и Павла (с трех сторон, погребения только в северной и южной галереях) (рис. 14) и Иоанна Богослова (с трех сторон) (рис. 15) 1355 . Галереи с трех сторон, построенные одновременно с храмами, в указанный период зафиксированы у многих памятников, но не всегда есть сведения о присутствии в них погребений. Таковы галереи церкви на Малой Рачевке (сведений о погребениях нет) 1356 , церкви на Воскресенской горе (сведений о погребениях в галереях нет, в наосе аркосолии расположены в юго-западном углу) 1357 , церкви на Окопном кладбище (сведений о погребениях нет) 1358 и собора на Протоке 1359 . Только с севера имел галерею храм Спасского монастыря у деревни Чернушки 1360 . Как уже говорилось, галереи в Смоленске во многих случаях были связаны с погребальными приделами, располагавшимися чаще всего у восточных окончаний боковых галерей. Зафиксированы не только погребения в аркосолиях, но и погребения под полом. В некоторых случаях мы видим особенно интересные архитектурные формы: сочленения галерей у западных углов храма иногда решаются в виде залов, видимо, купольных, по своему типу сходных с храмиками типа «компактный вписанный крест», но не имеющих апсид и раскрытых в соседние галереи широкими проемами ( церковь Петра и Павла и церковь Иоанна Богослова, где форма зала могла быть иной). В Смоленске достаточно много погребальных приделов. Они, по большей части, появились несколько позже самих храмов и всегда связаны с погребальными галереями. Две апсиды, например, заканчивают выстроенные в конце XII в. галереи Борисоглебского собора на Смядыни, возведенного в середине XII столетия. В примыкающих к апсидам частях галерей обнаружены домонгольские погребения 1361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин рассказал о работе по созданию Центрального музея российского казачества (ЦМРК) как структурного подразделения Государственного исторического музея. ЦМРК станет уникальной площадкой федерального уровня для консолидации российского казачества. Постоянная экспозиция ЦМРК будет посвящена истории всех казачьих войск, гвардейских формирований Российской императорской армии с XV века по 1917 год. В настоящее время идет сбор экспонатов об участии казаков в СВО. На втором этаже будет создано общественное пространство для проведения занятий и временных экспозиций. ЦМРК станет не только музеем, но и площадкой для научных исследований, конференций, лекций и других мероприятий, направленных на изучение и распространение знаний о казачестве. Руководитель пресс-службы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством рассказал участникам о реализации совместно с Российским государственным архивом социально-политической истории многолетнего историко-документального проекта «История казачества в истории России». В настоящее время начата подготовка к следующей выставке, посвященной теме участия представителей Русской Православной Церкви и казачества в Великой Отечественной войне. Задача всего проекта — рассказ современникам об истории, основываясь на реальных архивных документах. Художественный руководитель — директор Московского государственного академического театра «Русская Песня» Надежда Бабкина отметила необходимость адаптировать культурные программы к современным условиям и требованиям: сохранять и передавать историю и традиции казачьей культуры важно так, чтобы это было интересно, прежде всего, молодежи. Члены комиссии также обсудили масштабные планы празднования Дня российского казачества, который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отмечается 1 сентября, в праздник Донской иконы Божией Матери. В честь праздника в Саду Эрмитаж в центре Москвы пройдут народные гулянья с казачьими забавами и играми, театрализованными представлениями, мастер-классами, выставками, подворьями и традиционной кухней. Праздник завершится концертом казачьих творческих коллективов.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/01/...

Мониторинг СМИ В Ферапонтов монастырь идут со своим уставом В Минкульте обсудят передачу РПЦ архитектурных памятников 09.10.2018 12:15 Сегодня в Министерстве культуры РФ двусторонняя комиссия по взаимодействию Русской православной церкви (РПЦ) с музейным сообществом рассмотрит проблему имущественных взаимоотношений государственных музеев-заповедников (ГМЗ) с епархиями. В повестку включены конфликтные вопросы о возможности передачи РПЦ архитектурных памятников Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, Ростовского кремля и 12 объектов во Владимире и Суздале. Обсуждение судьбы двух храмов в крымском Херсонесе пока отложено. Все эти объекты находятся в управлении ГМЗ, часть из них входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Комиссия по взаимодействию РПЦ с музеями создана в 2013 году, но собирается, как заявлял год назад ее сопредседатель, глава патриаршего совета по культуре митрополит Тихон (Шевкунов), «в случае возникновения конфликтных ситуаций». Состав комиссии под названием «рабочая группа по вопросам взаимодействия музеев с РПЦ» был утвержден приказом главы Минкульта Владимира Мединского и с тех пор дважды корректировался (в 2015 и 2017 годах). Ее сопредседателем является директор Исторического музея Алексей Левыкин, в комиссию также входят президент Союза музеев РФ Михаил Пиотровский, депутат Госдумы Александр Шолохов (ранее директор музея-заповедника М. А. Шолохова), председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин, а также священники, чиновники Минкульта, музейщики, эксперты и реставраторы. Предыдущее заседание, по данным сайта патриаршего совета по культуре, состоялось в декабре 2017 года — в частности, рассматривались взаимоотношения ГМЗ «Ростовский кремль» (кандидат на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), расположенного на территории бывшего Ростовского архиерейского дома (Ростов Великий), с Ярославской епархией. В 2010 году тогдашний губернатор Ярославской области Сергей Вахруков в ходе визита патриарха Кирилла в Ростов предложил превратить его в «православный центр, столицу исторической Руси», пообещав передать кремль РПЦ, а для музея построить новое здание.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Когда было принято решение о восстановлении храма, он представлял собой депозитарий Третьяковской галереи. Хотелось бы сегодня вспомнить тех, кто принимал участие в его возрождении, и с чего всё началось. — На нашу церковь выпала обычная для советского времени судьба. Еще 6 апреля 1922 года храм был ограблен большевиками — было изъято 157 килограммов золотых и серебряных изделий, а 24 июня 1929 года он был передан Третьяковской галерее под хранение фонда живописи. В 1930-е годы разрушили колокольню, часть колоколов уничтожили, а некоторые продали за границу, в США. Однажды я освящал какую-то дачу, ее хозяин похвалился, что ступени, ведущие в его дом, сделаны из фрагментов покрытия одной замоскворецкой церкви, расположенной в непосредственной близости от Третьяковской галереи. И только спустя несколько лет, получив назначение в Толмачевский храм, я понял, о какой церкви шла речь. Последний настоятель протоиерей Илья Четверухин погиб в ГУЛАГе в поселке Красная Вишера под Пермью. Наверное, я вас удивлю, но первое решение о восстановлении Никольского храм было принято еще в 1983 году. Конечно, тогда речь не шла о передаче его Церкви, планировали восстановить здание храма как памятника архитектуры (ему же более 300 лет), устроив в нем, как это было заведено в те годы, концертный зал. Одним из первых, кто понял необходимость возрождения храма в его первоначальном значении, стал тогдашний руководитель музея Юрий Константинович Королев. Он чувствовал, что храм должен стать неотъемлемой частью галереи не в качестве запасника или концертного зала, а тем местом, где должны находиться произведения древнерусской живописи — иконы. В 1990 году православные сотрудники галереи решили возродить Толмачевский храм, образовав церковную общину. Святейший Патриарх Алексий II благословил это начинание. В 1992 году был утвержден Устав храма, определяющий его статус как домового храма Третьяковской галереи. Устав предписывал, что членами " двадцатки " — инициативной группы прихода имели право быть только сотрудники галереи и еще несколько прихожан, которые помнили храм до закрытия. В их число были включены дети и внуки отца Ильи Четверухина. В ноябре 1992 года я был назначен настоятелем возвращенного храма. 25 декабря 1992 года между музеем и Московской Патриархией было подписано отдельное соглашение, оформленное как дополнение к Уставу. А затем 23 апреля 1993 года вышло распоряжение Президента России " О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества " .

http://e-vestnik.ru/church/tretyakovka_p...

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова также считает ключевым вопросом концепции расширение территории музея – без этого невозможно реализовать все задачи, определенные концепцией. «Эти задачи музей должен решать вне зависимости от взаимодействия с РПЦ или другими конфессиями», – сказала она. Директор ЦМИАР отметил, что «у нас нет никаких противоречий со всем, что сказал владыка Тихон». Вместе с тем, в своей реплике он коснулся планов постройки современного кафе-«миража из стекла» на территории монастыря, вместо имеющегося  ресторана  «весьма сомнительного вида, ужасно выглядящего, выстроенного в новорусском стиле». Продемонстрировав проект стеклянного кафе, он убеждал аудиторию: «Это не противоречит сакрализации пространства. Это кафе будет пользоваться вниманием как посетителей музея, так и прихожан храма – все живые люди, все хотят выпить чашечку чая и съесть бутерброд». Вопрос о «стеклянном мираже» стал одним из главных в последующих выступлениях. Так, заместитель председателя Общественного совета при Минкульте РФ, народный артист России Николай Бурляев резко высказался против: «Никаких архитектурных внедрений, никаких ресторанов-миражей! Здесь все должно быть сохранено». Что касается концепции в целом, он сказал: «Мое мнение: Богу Богово, кесарю кесарево, а решать, конечно, будет Патриарх». О том, что новое строительство исключено на территории монастыря, упомянул также представитель Департамента культуры г. Москвы. В обсуждении концепции приняли участие также глава общественного совета при Министерстве культуры РФ Павел Пожигайло, директор НИИ реставрации Дмитрий Антонов, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц и другие. Министр культуры РФ Владимир Мединский появился в зале к завершению обсуждения и сказал: «Надо сделать все, чтобы слава музея и его востребованность были достойны тех шедевров, которые здесь хранятся.., чтобы с реализацией концепции развитие музея приобрело новый импульс».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010