С приветствием к собравшимся обратился директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, отметив, в частности, что открытие выставки является важным событием в жизни российского общества. Министр культуры Российской Федерации, председатель Военно-исторического общества В.Р. Мединский в своем выступлении напомнил, что Сергей Александрович — дядя последнего русского императора Николая II — был одним из основателей Исторического музея и долгие годы возглавлял его попечительский совет. «Супругу великого князя Елизавету Федоровну мы помним как выдающуюся благотворительницу, руководительницу многих благотворительных начинаний, основательницу Марфо-Мариинской обители , полностью посвятившую себя делам милосердия, за что еще при жизни ее удостоили имени Белый ангел Москвы», — сказал министр. Обращаясь к участникам мероприятия, мэр Москвы С.С. Собянин отметил вклад в развитие российской столицы и городских традиций великого князя Сергея Александровича, являвшегося на протяжении 14 лет генерал-губернатором Москвы. По словам московского градоначальника, в развитие городской благотворительности немалую лепту внесла и Елизавета Федоровна, весь жизненный путь которой был овеян глубокой искренней религиозностью и поступками во имя ближнего. Также прозвучало выступление заместителя министра иностранных дел России М.Л. Богданова. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла гостей приветствовал митрополит Волоколамский Иларион. Обращаясь к участникам, председатель ОВЦС сказал: «Событие, которое происходит сегодня, во многом уникально и замечательно: взору всех желающих будут представлены драгоценные экспонаты, свидетельствующие о жизни двух выдающихся людей — великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны. В трудную для России эпоху, наполненную революционными настроениями, супруги — Сергей Александрович и Елизавета Федоровна — явили, прежде всего, пример ответственного служения Отечеству и служения людям. Они явили собой и пример семейной пары, чьи взаимоотношения были построены на глубокой вере в Бога.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Духовно-просветительский проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» продолжил свою работу 8 июля 2023 года, в день памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества, именно поэтому в рамках проекта на открытых лекциях и на встрече-дискуссии были подняты темы семьи и сохранения традиционных ценностей. 8 июля на приходе Зачатия Иоанна Предтечи в с. Губино Московской области, в 12 километрах от монастыря, прошла встреча-дискуссия на тему «Любовь, семья и верность» с участием протоиерея Андрея Ткачева, протоиерея Артемия Владимирова и пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина). Одновременно со встречей-дискуссией в Оптиной пустыни проходил круглый стол Фонда Достоевского. На круглом столе было затронуто несколько тем: творческое наследие Ф.М. Достоевского, значение монастырей в жизни российского общества, тонкости в понимании глубинных творческих идей русского классика. Много говорилось о личности писателя, о его внутреннем борении и о значении Оптиной пустыни в его духовном пути. В мероприятии принимали участие основатель и президент Фонда Достоевского И.Л. Волгин, настоятель домового храма мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский, декан Высшей школы телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова В.Т. Третьяков, филолог-языковед В.Д. Ирзабеков, директор Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского В.С. Вайнерман, поэт Н.В. Кондакова, писатель Е.А. Попов, поэт Е.Л. Берлин, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН А.Г. Гачева, искусствовед И.С. Соловьева, исполнительный директор Фонда Достоевского Е.А. Волгина, автор серии книг о святых в «ЖЗЛ» К.П. Ковалев-Случевский, доцент Московской духовной академии архимандрит Симеон (Томачинский), профессор Литературного института имени Горького О.А. Николаева, доктор филологии специалист по творчеству Ф.М. Достоевского В.Н. Захаров, лаборант факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова А.А. Прощенко, директор петербургского литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского Н.Т. Ашимбаева, старший научный сотрудник филиала «Дом-музей Достоевского в городе Старая Русса» С.Л. Шараков, научный сотрудник Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе Н.Ю. Прокопчук, научный сотрудник Государственного литературного музея (г. Москва) П.Е. Фокин, президент Российского общества Достоевского Б.Н. Тихомиров, главный хранитель новокузнецкого литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского Н.В. Караваева.

http://radonezh.ru/2023/07/10/v-ramkah-d...

Получается, разница в условиях экспонирования «Троицы» в залах Третьяковской галереи и в храме Христа Спасителя в том, что в музее поддерживается специальный, так называемый музейный климат. Все пространство музея буквально нашпиговано аппаратурой, которая фиксирует и регулирует влажность и температуру воздуха. В храме четко регулировать температуру и влажность воздуха невозможно. Специальная витрина с музейным климатом у «Троицы» тоже есть.  Это климатический киот, вмонтированный в стену храма Святителя Николая в Толмачах. Туда сотрудники Третьяковской галереи переносили «Троицу» на время престольных праздников. Но использовать этот киот-витрину в храме Христа Спасителя невозможно, потому что он стационарный. Судя по снимкам, которые дважды в день делают в храме Христа Спасителя специалисты Третьяковской галереи, температура там примерно такая, как требуется, а вот уровень влажности несколько ниже. Telegram-kahaл искусствоведа Ксении Коробейниковой приводит цифру 44% влажности. Это подтверждает ТАСС и гендиректор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря Дмитрий Сергеев. Старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян говорит, что при низкой влажности интенсифицируются процессы отставания и отшелушивания красочного слоя: «Она в плохом состоянии отправилась в неподходящие условия. Могут «поехать» поновительский левкас и красочный слой более поздних дописей, оставленных при реставрации. Они соединены с авторской живописью не слишком прочно, но достаточно, чтобы «потащить» ее за собой». Ирина Шалина, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея, комментирует Forbes Life значение температурно-влажностных показателей для сохранности «Троицы»: «Любые изменения и колебания, тем более в отношении уровня влажности, сказываются на состоянии хрупкой деревянной основы, которая, безусловно, на это реагирует. Расхождение досок и так присутствует. Оно микроскопическое и незаметно глазу, но все же есть. А любой перепад влажности влияет на усыхание досок, тем более таких древних». По мнению Ирины Шалиной, в ближайшие дни состояние иконы ухудшится: «Это катастрофа. Сейчас еще не самое жаркое время, будет жарче. Там все время открываются и закрываются двери, а витрина не климатическая, и воздух свободно попадает внутрь».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Владимирская икона Божией Матери. Храм святителя Николая в Толмачах. Фото Михаила Еремина ЖМП 6 июнь 2021 /  5 июля 2021 г. 18:00 В Толмачи на поклон к Владимирской Уже почти три десятка лет в самом центре Москвы, в Замоскворечье, действует храм святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Это первый и до сегодняшнего дня уникальный опыт сотрудничества Церкви и музея. Именно здесь хранится величайшая святыня всего христианского мира — Владимирская икона Божией Матери. О том, как сегодня живет храм-музей и как возникло это соработничество, корреспондент «Журнала Московской Патриархии» поговорил с его настоятелем, протоиереем Николаем Соколовым.  PDF-bepcuя. Войти в храм-музей можно со стороны Малого Толмачевского переулка. Я прошла через полицейский пост с металлоискателем, мимо гардероба, где надо оставлять верхнюю одежду, и затем поднялась по лестнице в храм. Отца Николая немного задерживали дела, но вскоре он появился с группой военных, как потом выяснилось, из Сербии. Он проводил для них экскурсию по храму, подвел их к Владимирской иконе. Выслушав рассказ, сербы поклонились святыне, сделали групповое фото с отцом-настоятелем на память и отправились смотреть основную экспозицию Третьяковки. — Это стало уже почти правилом: если верующие люди идут знакомиться с галереей, — поясняет отец Николай, — то они сначала заходят в наш храм поклониться Владимирской иконе, а затем уже начинают осмотр других залов музея. Я или мои помощники показываем храм, рассказываем его историю. У отца Николая рядом с наперсным крестом висит бейджик-пропуск заведующего отделом Третьяковской галереи. Храм является продолжением галереи, это один из ее залов, поэтому почти все священники, работники храма являются сотрудниками галереи и входят в возглавляемый отцом Николаем отдел, в котором без малого тридцать человек. От священников, как от других работников галереи, не требуется серьезных познаний в области изящных искусств. Но так получилось, что двое из них закончили художественные институты и являются профессиональными худож­никами.

http://e-vestnik.ru/reports/v_tolmachi_n...

«В то же время, президиум Союза музеев России должен в очередной раз отметить, что постоянное возникновение подобных проблем, угрожающее самому существованию ряда музеев, означает, что федеральный закон " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " требует существенных доработок в плане гарантии сохранения культурных ценностей и музеев. Союз музеев готов совместно с министерством культуры разработать предложения по возможным поправкам», - говорится в постановлении. Президиум постановил предложить президенту Союза музеев России Пиотровскому обратиться с письмом по этому вопросу к Президенту России Владимиру Путину . Владислав Кононов, директор Департамента музеев Министерства культуры России, также прокомментировал ситуацию, сообщает сайт Музея имени Андрея Рублева. «Мы знаем о таком обращении Патриарха в Росимущество от подведомственного Министерству культуры Музея имени Рублева. Вопрос уже обсуждался на недавнем заседании президиума Союза Музеев в Ярославле. Мы также знаем, что в музейном сообществе существует определенное напряжение в связи с формулировками действующего закона " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности " », - отметил В.Кононов. «Сам вопрос о передаче Спасо-Андроникова монастыря Церкви очень сложный и нуждается в тщательной проработке. Мы рекомендуем его вынести на ближайшее заседание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Решения этой Комиссии всегда снимали острые вопросы, уверен, что так будет и на этот раз», - заключил он. Прокомментировал ситуацию и Михаил Миндлин, директор Музея имени Андрея Рублева: «В настоящий момент передача всего комплекса Церкви нецелесообразна. Сегодня это невозможно, потому что других помещений для размещения музея нет». Музей не может быть ни расформирован, ни закрыт, а его экспонаты не могут быть переданы Церкви, добавил он. Миндлин подчеркнул, что сосуществование в стенах Спасо-Андроникова монастыря музея и Церкви вполне уместно. По его словам, сегодня так и происходит, поскольку на территории монастыря регулярно проходят службы. Он заявил, что открыт к диалогу с представителями Русской Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/19/ot...

В работе конгресса приняли участие: иеромонах Киприан (Ященко), директор института экспертизы образовательных программ при священном Синоде Русской Православной Церкви; Д.В.Дремин, директор школы N536 им. Народного учителя СССР Т.И.Гончаровой; А.А. Поляков, директор православной медицинской гимназии; В.Н.Бурчевский, директор Архангельской детской школы народных ремесел, Народный мастер РФ; С.Г.Вишнякова, экс-директор школы N 411 г. Петергофа, заслуженный учитель школы РФ; протоиерей Александр (Зелененко), председатель отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии; А.А. Иваненко, доцент кафедры философии РГПУ им. А.И.Герцена; Ф.И.Михайлов, экс-директор школы N307, заслуженный учитель школы РФ; В.М.Акимов, доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ; В.Б.Ежеленко, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена; иеромонах Петр (Василенко), настоятель Свято-Александровской Пустыни Ярославской епархии, директор православной гимназии, духовник кадетского корпуса; Сергей Шаров, заведующий отделом по взаимодействию с внецерковными организациями Александро-Невской Лавры и координатор молодежных программ Александро-Невского Братства. 20 октября в Зимнем саду Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И.Герцена имени Императрицы Марии Федоровны состоялось второе заседание, на котором были обсуждены следующие проблемы: - Сущность новой народной школы; - Судьба современного российского образования; - Роль религиозного просвещения в формировании духовно-нравственных качеств личности; - Школа национального мышления; - Историческое образование в отечественной школе; - Русский язык и литература в школе; - Современная поликультурная школа. Вел заседание И.Ф.Гончаров. В работе второго дня конгресса также приняли участие: иеромонах Петр (Василенко); директора и учителя школ из разных регионов России, в том числе из Череповца, Андоги (Вологодская область), Архангельска, Карелии, Екатеринбурга, Липецка и др.; проректор РГПУ им. А.И.Герцена С.А.Гончаров; Сергей Шаров, В.Н.Бурчевский, выпускающий редактор «Русской народной линии» к. и. н. Дмитрий Стогов, сделавший доклад о современном состоянии школьного исторического образования и о путях его выхода из системного кризиса, подчеркнувший необходимость преподавания Основ православной культуры в школе, и другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/21/no...

Светлана Хустик, Андрей Кийко Директор школы сказал, что зарплата хорошая Как дети Крайнего Севера заманили учителей в тундру Директор небольшой школы на 80 детей Денис Теребихин стал известен всей стране, когда в социальных сетях попросил приехать учителей в поселок Волочанка на Крайнем Севере. В эту точку Заполярья можно добраться только вертолетом, дети на первых уроках испытывают учителей молчанием, а по команде «трактор» учеба прерывается. Год назад «Правмир» рассказал о человеке, который в поселке на краю света меняет мир не только школьников, но и местных жителей. Как сегодня поселок во главе с директором школы готовится к открытию школы искусств, преодолевает проблемы с пожарной инспекцией, организует пришкольное оленеводство и просит Церковь посодействовать в строительстве храма. «Приезжайте! Покажу вам тундру» Этой весной произошла история, получившая развитие, которого, как теперь признаются ее участники, никто не ожидал. Фотограф Андрей Кийко снимал школьников Волочанки в национальных костюмах для выставки, а позже выложил фотографии в Интернет. Директор же вместе с детьми решил дописать к этим фото трогательные подписи. В школу как раз требовались учителя математики и английского, а ехать работать на север никто не хотел. «Учитель английского и математики, мы ждем вас. Мы хорошие дети, мы тоже живем в России и хотим хорошее образование. Приезжайте! Директор школы сказал, что зарплата хорошая», – говорилось в обращении от имени пятиклассницы. «Обещаю делать домашнее задание! Учитель, а вы любите Родину? Я люблю! Приезжайте! Покажу вам тундру, и реку Хета, и озера... Хочу знать английский, чтобы посмотреть мир. Как я буду общаться в других странах, если вы не приедете? Директор школы гарантирует, что жилье вам найдут» , – просила шестиклассница. Но потом все посмеялись и забыли. И детям, и взрослым было очевидно – никто не поедет радоваться тундре годами, даже при условии хорошей зарплаты, не те времена. – А через некоторое время смотрю, пошли перепосты наших заметок, – рассказывает директор школы Денис Теребихин, – и стали приходить обращения! Потом приехала съемочная группа НТВ, сняла сюжет. И все, больше от нас уже ничего не зависело. Резюме посыпались градом не только из России, но и из-за рубежа. Мы с детьми только успевали их просматривать.

http://pravmir.ru/creative/direktor-shko...

8. Генеральный директор Общества 8.1. Единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор. В качестве генерального директора Общества может выступать только физическое лицо. 8.2. Генеральный директор назначается без ограничения срока полномочий. 8.3. Генеральный директор руководит текущей деятельностью Общества и решает все вопросы, которые не отнесены настоящим Уставом и законом к компетенции Участника Общества. 8.4. Генеральный директор обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, руководствоваться внутренними установлениями православной религиозной организации «Московская Патриархия Русской Православной Церкви» и религиозной организации «Русская Православная Церковь », требованиями настоящего Устава, решениями Участника Общества, а также заключенными Обществом договорами и соглашениями. 8.5. Генеральный директор обязан действовать в интересах Общества добросовестно и разумно. Генеральный директор несет ответственность перед Обществом за убытки, причиненные Обществу его виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами. Участник Общества вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных Обществу генеральным директором. (...) 8.7. Порядок деятельности генерального директора Общества и принятия им решений устанавливается настоящим Уставом, внутренними документами Общества, утвержденными Участником Общества, а также договором, заключенным между Обществом и генеральным директором. (...) 8.8. Назначение и увольнение главного бухгалтера, руководителей филиалов и представительств осуществляются генеральным директором по письменному согласованию с Участником Общества. 9. Ревизионная комиссия 9.1. Ревизионная комиссия (ревизор) Общества назначается Участником Общества. Количество членов ревизионной комиссии Общества определяется решением Участника Общества. Членом ревизионной комиссии (ревизором) Общества не может быть лицо, осуществляющее функции генерального директора Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Священномученик Павел Березин: Упадок нравственности есть результат упадка веры В январе 1929 года в средней школе села Котово Молоковского уезда Тверской губернии случилось, как сейчас говорят, ‘ЧП’. Директор школы Татьяна Васильевна, войдя в класс до начала занятий, увидела, что ученики с увлечением читают какие-то книги. Это настолько поразило ее, что она несколько минут стояла молча, не зная, что сказать. 7 октября, 2012 В январе 1929 года в средней школе села Котово Молоковского уезда Тверской губернии случилось, как сейчас говорят, ‘ЧП’. Директор школы Татьяна Васильевна, войдя в класс до начала занятий, увидела, что ученики с увлечением читают какие-то книги. Это настолько поразило ее, что она несколько минут стояла молча, не зная, что сказать. 7 октября (24 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Павла Березина. Священник Вознесенской церкви села Котово Тверской губернии, отец Павел был обвинен в «открытых выступлениях перед верующими с антисоветскими и контрреволюционными проповедями». 75 лет назад, 7 октября 1937 года по приговору Тройки НКВД он был расстрелян. Откуда книги? В январе 1929 года в средней школе села Котово Молоковского уезда Тверской губернии случилось, как сейчас говорят, «ЧП». Директор школы Татьяна Васильевна,войдя в класс до начала занятий, увидела, что ученики с увлечением читают какие-то книги. Такого на ее памяти еще не бывало, это настолько поразило ее, что она несколько минут стояла молча, не зная, что сказать. Некоторые дети стали показывать книги, говоря: «Смотрите, Татьяна Васильевна, какие нам дали книги». Директор стала отбирать книги, и, видя это, дети попрятали их под парты. Но директор настояла, чтобы книги отдали ей. Среди изъятого директором оказалась книга «Таинство святого причащения» и множество проповедей. – Откуда вы получили эти книги? – спросила директор. Дети ответили, что книги им дал священник. Директор поспешила «проявить бдительность» и попросту «сдала» священника вышестоящим инстанциям. Отобранные книги с соответствующим сопроводительным письмом она отправила секретарю волостной партийной ячейки.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pa...

От редактора Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии Н. И. Троицкий. Крест Христа – «Древо Жизни» Г. Д. Филимонов. Значение луны под крестом, по Афонским памятникам севастьяновского собрания Г.Д. Филимонов. «Похвала кресту» по византийским камеям в Париже и в Москве Раздел 2. Современные исследования К.А. Щедрина. «Крест императора Константина Великого» (К вопросу иконографии) Г. А. Романов. Кресты в крестных ходах Древней Руси В. Г. Пуцко. Византийско-русские бронзовые богослужебные кресты XII–XIII веков Д. В. Пежемский. Новгородский серапионов крест И. А. Стерлигова. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI–XVII веков В. В. Игошев. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков (к вопросу о типологии церковной утвари) И. Г. Харламова. Запрестольный крест XVI века мастера Салмана из собрания Ярославского музея-заповедника Л. Б. Сукина. «Корсунский» запрестольный крест из Переславского Никольского монастыря О. А. Сухова. Чудотворные Сретенский и Виленский кресты из города Мурома Г. М. Зеленская. Монументальные кресты нового Иерусалима Священник Александр Парфенов. Надписи на подпрестольных крестах из храмов Ростовской округи Раздел 3. Музейные коллекции Г. В. Сидоренко. Коллекция крестов- " корсунчиков» В. Е. Гезе – И. С. Остроухова в собрании государственной третьяковской галереи И. С. Родникова. Напрестольные серебряные кресты из собрания псковского музея И. Д. Костина. Серебряные напрестольные кресты XVIII века с вкладными надписями в собрании музеев московского кремля Н. В. Гаврилова. Серебряные напрестольные кресты XVIII века из собрания саратовского художественного музея имени А. Радищева Н. В. Тютюгина. Серебряные кресты в собрании башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова В. Н. Широков. Коллекция выносных крестов в собрании Государственной Третьяковской галереи Раздел 4. Методология ставрографии Д. В. Пежемский. Пути объективизации ставрографических исследований Раздел 5. Разные сообщения А. Б. Пермиловская. Крест из деревни Кушкопала В. Н. Шараев. Крест на волжском берегу Раздел 6. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии за 2000–2002 годы Пуцко В. Г. Белокаменные резные кресты XV–XVIbb. в Поволжье//Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–82, ил.  

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010