Es oportuno recordar también una cuarta traditio, propia solamente, por lo que sabemos, de la iglesia de Nápoles: la de los salmos. Según el evangeliario de Lindisfarne, cuyas perícopas nos dan el calendario litúrgico napolitano en el siglo VI, la tercera dominica de Cuaresma tenía lugar quando psalmi accipiunt, dice el documento; pero ciertamente debía ser más antigua. La traditio psalmorum está directamente confirmada por una serie de homilías, atribuidas, con buen fundamento, a Juan, llamado el Mediocre, que fue obispo de Nápoles entre el 532 y el 555. Una de éstas comenta ante un grupo de elegidos los salmos 22, Dominus regit me et nihil mihi descrit... y 116, Laudate Dominum omnes gentes, alusivos, el uno, al agua y a los ritos bautismales: Super aquam refectionis educavit me...; parasti in conspectu, meo mensam·.. impinguasíi in oleo caput meum...; el otro, a la infinita misericordia redentora de Dios. El comentarista explica su contenido y manifiesta su esperanza de que lo aprendan y lo reciten de memoria: Hos versículos psalmi – dice el obispo del salmo 22 – memoria tenete, Ore Reddite, operibus ímplete...; y acerca del salmo 116 añade: lungamus et brevem (psalmum) propter tardos, qui prolixos versus psalmi tenere non possunt. De Rosa cree que la traditio de los salmos 22 y 116 admitía también la del 41, Quemadmodum desiderat cervus..., cuya alegoría encuentra una magnífica expresión en las figuras de los mosaicos del baptisterio napolitano. Los Escrutinios El escrutinio era un conjunto litúrgico inserto en la misa por medio del cual con oraciones a propósito – exorcismos, unciones, renuncias a Satanás – se procuraba purificar el alma y el cuerpo del catecúmeno de eventuales influencias demoníacas y asegurarse de que había de ser digno de la recepción fructuosa de la gracia bautismal. El término se encuentra por primera vez en San Ambrosio: Celebrata hactenus mysteria scrutaminum. El escrutinio, por tanto, no tenía como fin, al menos en un principio, medir el grado de instrucción religiosa o el provecho espiritual alcanzado por el candidato, sino el de scrutare su corazón y asegurarse de que realmente estaba libre del dominio del espíritu impuro.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

http://www.kirjazh.spb.ru/biblio/sh_12.htm ... Остановимся подробнее на ситуации с местонахождением «могилы 116 мучеников» в Печенге в XIX в. Обычно в качестве источников по этому вопросу используются эмоциональные воспоминания туристов и паломников, посещавших обитель, и литературный очерк 1885 г. профессора Королевского университета Христиании Й.А. Фрииса. Мы можем опереться только на свидетельства летописца обители Д.А. Ануфриева и писателя-историографа Н.Ф. Королькова. Нельзя не отметить, что произведения этих авторов не являются историческими исследованиями и представленная в них монастырская хроника периода восстановления не избежала схематичности, тенденциозности и некоторых неточностей в изложении. Итак, к моменту прибытия на реку Печенга первой группы монахов в 1886 г., на месте бывшей нижней усадьбы монастыря располагались небольшая Свято-Троицкая часовня (построена в 1808 г.), рядом с ней «место братской могилы» – холмик с высоким крестом, домик священника и хозяйственные строения местных жителей. На нечёткой фотографии этого времени, сделанной с севера, видно, что крест установлен в нескольких метрах к юго-западу от входа в церковь. Мы можем только предполагать насколько верно нахождение «могилы 116 мучеников», показываемой паломникам, во второй половине XIX в. отражало истинную ситуацию с реальным местом захоронения 1590 г. Из устных свидетельств существовали только популярные у местного населения предания о легендарных исторических событиях конца XVI в., охотно пересказываемые в записках путешественников. «В первые месяцы управления о. Ионафана Трифоново-Печенгским монастырём, над могилою 116 мучеников построена деревянная часовня в честь Рождества Христова…», – пишет Н.Ф. Корольков. Строительство начато зимой 1890 года, и на фотографиях здание часовни выглядит очень внушительным, высоким, капитально возведённым сооружением: 19 венцов толстых брёвен, специально привезённых из Архангельска, валунный фундамент, железная крыша с куполом на барабане. По замыслу игумена, часовня должна была «накрыть» место могилы. Специально для того, чтобы убедиться в наличии захоронения и его облагородить, в будущем своеобразном «склепе» произвели небольшие поисковые земляные работы, которые не дали желаемого результата. Не были найдены костные останки и «при копании ям для подстенных устоев» часовни, хотя «какой то помост из плит» и «церковные вещи» упоминаются:

http://sobory.ru/article/?object=42282

- новая церковь Бориса и Глеба - построена рядом в 1874 году; - церковь Сретения Господня (1707 г.) на могиле преподобного Трифона в монастырской пустыни (ныне - поселок Луостари в 18 км от Печенги), в которой находились раки (гробницы) преподобного Трифона и мучеников иеромонаха Ионы и монаха Германа. С 1891 года она была расширена двумя приделами - правый предел был освящен в честь Успения Божией Матери в 1893 году, левый предел - во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в 1896 году (уничтожена во время военных действий в 1944 году); - церковь во имя преподобного Трифона - перестроена в 1883 году из Троицкой часовни (1808 г.) вблизи могилы 116 мучеников. В 1900 году была перенесена в колонию Баркино на вновь избранное место (ныне это северная окраина поселка Печенга; в 1998 году волюнтаристским решением командования военного округа церковь была разобрана и сожжена); - церковь Рождества Христова - построена в 1908 году на месте часовни над могилою 116 мучеников, которая была обращена в алтарь. Освящена в 1911 году. Могила 116 мучеников стала находиться в крипте храма под спудом; - церковь апостола Андрея Первозванного и святителя Николая - построена в 1912 году на берегу Печенгского залива напротив монастырского причала (в начале двадцатых годов разграблена и отдана в распоряжение пожарной части; в планы монастыря входят работы по восстановлению церкви). Поражала воображение строительная деятельность возобновленного монастыря. Вместе с церквями было построено 84 здания, с большим искусством через горы и болота проведены шоссейные дороги, выполнены сложные работы по укрепления берегов рек и изменению направления их течения. В монастыре имелись почтовая контора, телеграф, телефон, электрическое освещение, высоко развитая сельскохозяйственная техника, пристани и прочие свидетельства цивилизации. Многочисленные ремесленные мастерские обеспечивали самые различные потребности монастырского хозяйства. Имелись следующие ремесла: столярное, резное, плотницкое, слесарное, кузнечное, позолотное, сетное, сапожное, портное, малярное. Также имелся кирпичный завод и пять промышленных печей (для обжига известки, кирпича, гончарной посуды, для курения смолы и изготовления угля). По свидетельствам многочисленных паломников-очевидцев, обширное хозяйство монастыря велось образцово.

http://sobory.ru/article/?object=20179

Накануне воскресений и праздников звонят с вечера до часа ночи (вып. III, стр. 109–110; 115–116), начиная со времени пред закатом солнца этого дня, до полудня следующего» (вып. II, стр. 80), так как «если будет воскресение или особенный праздник, то выходят (из церкви) после пятого часа, ибо, чем важнее праздник, тем позже кончают обедню» (вып. III, стр. 110). Павел говорит, что под воскресные и праздничные дни они «терпели большое беспокойство (вып. III, стр. 116), всю ночь не спали по причине множества служб, ими совершенных, и колоколов, в которые русские звонили» (вып. II, стр. 80). А эти праздники «почти непрерывно следуют друг за другом» (вып. III, стр. 116), и «они (русские) повергают (тогда) в тревогу весь мир беспрестанным звоном во все колокола» (вып. II, стр. 80). Заканчивая отдел о значении записок Павла в смысле источника для церковного археолога в отношении зодчества, считаем необходимым сказать, что общее впечатление от описания в той или другой местности разных церковных построек обнаруживает между теми и другими церквями большое сходство, как между произведениями одной школы. При этом следует заметить, что церковные здания между собою существенно разнятся, когда автор представляет нам строительное искусство московских мастеров и когда изображает южнорусскую церковную архитектуру. Общий тип построек южнорусской архитектуры в большинстве случаев представляет из себя наслоение нескольких, постепенно суживающихся кверху осьмиугольников 131 , или наслоение нескольких таковых осьмиугольников на нижнем квадрате, так что церкви по внешнему своему виду снаружи большею частью имеют формы неправильной пирамиды, каковую форму имеют даже и крестообразные по плану церкви 132 . К этому разряду относятся по преимуществу церкви, построенные из дерева. Архитектура каменных церквей представляет большое разнообразие форм. Некоторые церкви имеют квадратную 133 форму, причем иногда каждая сторона выводится кверху тремя большими кокошниками, из коих средний больше, а два боковых меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соединение многих добродетелей в пути жизни, или в мерах оправдания, также и злых дел в иных путях заключает в себе глубокий смысл: и первое и второе имеют в себе самом тесную связь – добро с добром, а зло со злом. Это – две лестницы, только ведущие в разные стороны и к разным целям. Преподобный Ефрем Сирин , творения которого любили читать на Руси – и в монастырях и в миру, – свидетельствует: «Сердце чисто – от любви Божией, любовь – от радости, радость – от кротости, кротость – от смирения, умиление – от службы боязнены, служба – от Господня упования, упование – от правые веры и непорочные, вера – от послушания, послушание – от беззлобия. Корень же всем сим добродетелям – беззлобие» (4:116). Другая лестница «противная», «злая», по словам того же святого подвижника, складывается так: «Ненависть – от ярости, ярость – от неверствия, неверство – от жестокосердия, жестокосердие – от слабости, слабость – от чревоугодия, объядение – от гордости, леность – от нетерпения, нетерпение – от велеречия, и прочие злобы сами себе содержатся. Корень же всем сим зависть» (4:116). Отмеченная преподобным Ефремом связь одного порока с другим, как и связь добродетелей, не является эталоном духовной жизни. Она лишь указывает на ее закон: совершающий один грех совершит и другой, победивший один грех приобретает силу победить и другой. Заканчивает свои рассуждения преподобный Ефрем знаменательными словами: «Сих же всех кийждо нас своею волею привязуется» (4:116). И вот, чтобы православный русский человек не привязывался к порокам, церковная литература показывала их отвратительность, обнаруживала их пагубность, обличала их. Во главе всех пороков стоит гордость, и потому «Измарагд» призывает христианина: «Первее останися (оставь) гордости» (3:30). Гордыня – великий грех . Она низвела ангелов в бездну ада; ею же, по слову преподобного Максима Грека (†1555 или 1556), Адам «из рая изгнан бысть, и смерти и тлению подпаде» (27:104). Что представляет собой человек, исполненный гордыни? Если можно было бы заглянуть в его душу, то оказалось бы, что вся она изъедена скорбями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Патриаршая комиссия разъяснила свою позицию относительно наказания детей «Действия, наносящие детям вред, недопустимы, вне зависимости от того, преследуются ли они по закону» 14 июля, 2016 «Действия, наносящие детям вред, недопустимы, вне зависимости от того, преследуются ли они по закону» 14 июля. ПРАВМИР. Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступила с разъяснениями своей позиции относительно поправок в закон, ужесточающий наказание близким людям по статье «Побои». Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства: «Так как многие русские люди, как оказалось, неспособны читать печатный русский текст, то мы столкнулись с неадекватным пониманием Заявления Патриаршей комиссии в связи с принятием новой редакции статьи 116 Уголовного Кодекса РФ. Поэтому даем дополнительные разъяснения по нашей позиции. Если и после этого найдутся комментаторы, которые будут утверждать, что Русская Православная Церковь выступает за побои по отношению к детям, то тогда им уже нужно будет обращаться к специалистам по психиатрии нежели в Патриаршую комиссию за какими-то еще дополнительными разъяснениями». Разъяснение позиции Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с принятием новой редакции ст. 116 УК РФ Некоторое время назад Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступила с заявлением по поводу новой редакции ст. 116 Уголовного кодекса РФ. К сожалению, содержание этого заявления было во многом искажено средствами массовой информации и некоторыми комментаторами. В связи с этим Комиссия считает необходимым дополнительно разъяснить свою позицию. Патриаршая Комиссия выступает категорически против причинения детям какого-либо вреда. Действия, наносящие детям вред, недопустимы, вне зависимости от того, преследуются ли они по закону. Не может быть оправдано и является тяжелым грехом сознательное причинение вреда здоровью, психике, нравственному состоянию ребенка, особенно когда его причиняют те, от кого ребенок зависит, кому он доверяет и от кого вправе ожидать защиты и заботы.

http://pravmir.ru/patriarshaya-komissiya...

2206 См. «Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени», свящ. Михаила Морошкина. I. Спб. 1867. Стр. 271501. 2215 CA., 5 отд., 139. От дворян Минской губернии были избраны: бывших польских войск генерал-лейтенант Иосиф Юдицкий; б. каштелян витебский Игнатий Корженецкий; б. посланник в Англии Франциск Букатый; камергер, князь Михаил Радзивил; бывших польских войск генерал-майор Иосиф Вишинский. 2217 CA., 5 отд., 127. Циркуляр генерал-прокурора Куракина ко всем губернаторам, через губернии коих лежал высочайший путь, 5 января 1797 г. 2219 Впоследствии, во время проезда в Казань в 1798 г, император дал даже несколько конфузное для администрации распоряжение: чтобы деньги взятых за царский проезд лошадей и различные съестные припасы «были безволокитно доведены в руки тех, кому следовало». – CA., 5 отд., 191. 2224 Первый маршрут был через Казань.Второй, 27 апреля: Москва–Тула–Калуга–Смоленск–Минск –Слоним – Ковно–Вильна–Рига–Петербург. Третий изменял путь до Смоленска, делая его прямым, отсюда до Минска направление оставалось прежнее, и только изменены были дневные переезды и сроки; но от Минска опять изменено. – CA., 5 отд., 116. 2225 С государем ехали великие князья – дети, Безбородко, Растопчин, Трощинский, Кушелев, Нелидов, Кутузов, Голицын, Нелединский Обресков, затем: обер-гардероб-мейстер, парикмахер, доктор, два адъютанта великих князей, лекарь, офицер, фельдшер, унтер-офицер и несколько человек прислуги. В поезде находилиськабинет государя, почивальни для великих князей, казна,гардероб, аптека, кухня и запасные колёса.СА.. 5 отд., 116. 2233 CA.. 5 отд., 128. Жегулин писал государю, что, получив известие о приготовлении лошадей для царского проезда, онпослалособогочиновникаосмотреть дорогуотОршикНаче, а тот нашёл, что дорогабыла, нетолько неисправна, но и небезопасна по причине «рытвин и водороин». Живо было ещё в памяти «несчастье» на этой самой дороге с бывшим генерал-губернатором Тутолминым. И вот, «услышав сие», губернатор «вострепетал от страха» и приказал исправить дорогу. Для этого не было никакого особого наряда; работали люди, бывшие при лошадях, и «необходимое поправление дороги сей к предохранению всевожделенного здравия премилосердаго монарха и отца отечества продолжалось только с 5-го по 8 число». КуракинуЖегулинписал: «Таковаестьучастьчеловеческая! Гделаскалсяя осчастливленнымбытьвысочайшагоблаговоления, тут излиялся гнев монарха». – Выговор высочайший получил за сделанное исправление дорог и калужский губернатор Митусов, хотя государь, отменив маршрут, и не проезжал через Калугу. – CA., 5 отд., 116.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Euthymius, 114, 595–734. Cyrillus Scythopolitanus: Prologus, latine, 114, 594. Euthymius CP. Arethas in translatione, 106,797–806. Eutychius CP. Eustratius, presbyter: Vita, 86, II, 2273–390. G Galactio ET EPISTEME, 116, 93–108. Georgius, 115, 141–62. Andreas Cretensis, 97, 1169–92. Joannes, monachus: Canon, , 96, 1393–1400. Georgius Cyprius, 142, 299–346. Gregorius Decapolita: Sarraceni visio, 100, 1201–12. German us I (De imagine), 98, 35–6. Gordius, Basilius, 31, 489–508. Gorgonia. Gregorius Nazianzenus: Laudatio funebris, 35, 789–818; Epitaphia, , 38, 21–2. Gregentius Tapharensis. Disputatio cum Judæo, 86, I, 621–84. Gregorius Agrigentinus. Leontius, presbyter: Vita, 98, 549–716; 116, 189–270. Anonymus Iambi, , 98, 729–30. Gregorius Illuminator, Chrysostomus, 63, 943–54, latine; 115, 943–96. Gregorius Nazianzenus Senior. Gregorius Nazianzenus : Laudatio funebris, 35, 985–1044; Epitaphia, , 38, 37–44. GREGORIUS NAZIANZENUS THEOLOGUS. Orationes : 3 . Ad eos qui acciverant nec occurrerant, 35, 517–26. 9 . Apologeticus ad patrem, 819–26. 1 ., 26 et 36. In seipsum, 827–32,1227–5, 36,265–80. 12 . Ad patrem, 2,843–50. 16 .    In patrem tacentem, 933–66. 17 .    Ad cives nazianzenos, 963–82. 19 . De suis sermonibus, 1043–64. 42 . Supremum vale, 36, 457–92. Carmina in seipsum, , II, 1, 37, 969–1452. Testamentum, 389–96. Gregorius presbyter: Vita, 35, 243–304. Nicetas David, 105, 439–88. Joannes Euchaita, , 120, 1143 et 127, 541–2. Michael Psellus: Epigramma, , 122, 909–10 et 35, 309–10; Character, 122, 901–8. Manuel Philes., , 36, 935–6. Theodorus Prodromus, , 133, 1225. Theodulus monachus, 145, 215–352. Vide Hierarchæ. GREGORIUS Nyssenus. Nicetas, , 44, 123–6. Theodorus Prodromus, , 133, 1227–8. Gregorius Thaumaturgus. Ipse. In Originem, 10, 1051–1104. Gregorius Nyssenus, 46, 893–958. Gurias, Samonas et Abibus, 116, 127–62. Arethas, latine, 106, 787–98. H HERMILUS et Stratonicus, 114, 553–66. Hierarchæ tres [Basilius, Gregorius Naz., Chrysostomus]. De recentiori communi festo, 29, CCCLXXX1X-XCIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Отметим следующее. За возглашением диакона: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы» священник молится и «целует святая сице, якоже суть покровены, первее верху святаго дискоса, та же верху святаго потира и край святыя трапезы пред собою». В рукописи относительно этого замечено следующее: «Идеже нецы едину точию святую трапезу целуют и доволно рекоша се якоже и в Святей Софеи в великой церкви творимо есть. Идеже и мы видевше научихомся. Он такоже целует святая тако, якоже суть покровенна первие верху святого блюда и та же верху святого потира и конец святыя трапезы с преди пред собою». На 28 л. в числе святителей упонинается Петр новый русский чудотворец; 10) чин литургии Иоанна Златоустаг о (49 об.–71), начинается молитвою предложения: «Боже, Боже наш, иже небесны хлеб пищу всему миру Господа нашего Иисуса Христа ниспослав». В этом чине находятся молитвы, которыя произносит священник при совершении литургии; в предыдущем чине их нет; 11) чин литургии Василия Вели (71 об.–91 об.); между 74 и 75 листами не достает 1–2 листов: за молитвою Херувимской песни: «Никто же достоин связавшихся с плотскими похотьми и сластьми» непосредственно следует продолжение молитвы приношения: «Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию»; 12) чин литургии преждеосвященных даров (92–105 об·); приписывается Василию Великому ; 13) чин обручения и венчания (106–115 об.); на лл. 114–175 две молитвы «благословити двоеженца; ин указ аще вдовцу девица поняти или за отроки вдовицы итти», молитвы: 14) над кутьею, приносимою в церковь в честь и память Господских праздников или святых Божиих (115 об.– 116), та же, что в 869 на л. 100 об.; 15) пред начатием вся дела (116 об.), та же, что в 861 на лл. 262 об.–263; 16) на благословение храму и дому нову (116 об.–117), та же, что в 861 на л. 263 об.; 17) егда в корабли плыти хотящим (117 об.), та же, что в 867 на л. 167 об.; 18) в путь идущему (117 об.), та же, что в 867 на лл. 166 об.–167; 19) очима болящему, две: а) на 118 л., та же, что в 868 на л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

247 Об этих памятниках и их отношении к житию А см. Noret J. Athanase P. 545–566; Lemerle P. Lavra. I, 13–22; Leroy J. S. Athanase l " Athonite et la Règle de S. Benoit//Revue d " ascétique et de mystique. 29. 1953. P. 111ff. 248 Издания, упомянутые в прим. 243; о датировке Ипотипосиса см. Noret J. La Vie la plus ancienne de S. Athanase. P. 547. Это датировака не совпадает с мнением Лемерля (Lemerle P. Lavra I, 21); об основании Лавры ibid., 36. 249 Meyer. S. 102–22. Датировку см. Noret J. Athanase P. 551–52, против Лемерля (Lemerle P. Lavra. I, 17), выступающею за 973–975 гг. 251 Ibid., 123–30; Дмитриевский. I, 246–256. Датировка: Lemerle P. Lavra. I, 20; Noret J. Athanase P. 564. Норе замечает (ibid., 565) упоминается в Житии A 214, 4–9//Noret J. Vitae. P. 105=Meyer. S. 124, 10–15). 256 Meyer. S. 115:21–116:9, 124:20 ff. Лемерль приводит оба текста и относит их к Ипотипосису (Lavra. I, 21). 257 Леруа (Leroy J. Athanase. P. 115) приводит несколько примеров, позволяющих предположить, что происходило в те времена. Житие B, 26 (Ср. A, 84) приписывает Афанасию учреждение должностей двух эпистимонархов, по одному на каждый хор, одного φυπνπτης [афипнипта], чтобы будить монахов во время службы, и привратников, сидевших возле церковных дверей и наблюдавших, чтобы монахи не покидали богослужения раньше времени. Именно такие мелкие предписания отличают Афанасиев Ипотипосис (Meyer. S. 135) от студитских источников. 258 Arranz M. Etapes 63ff; Arranz M. Les prières presbytérales des matines byzantines//OCP. 1972. 38. P. 85ff, 91, прим. 2; Arranz M. Les prières presbytérales des Petites Heures dans l " ancien Euchologe byzantin. P. 81; Arranz M. L " office de l " Asmatikos Hesperinos. P. 109–116 (все приводится в прим. 219. Также Baumstark A. Denkmäler. S. 22ff. 260 О студитских рукописных типиконах см. Arranz M. Etapes. P. 64–65; Bertonière G. Easter Vigil. P. 163–220 и статьи М. Арранца, приведенные в прим. 219. 261 Феодор Вальсамон (PG 137, 1041–1043) сообщает следующее: «Патриарх Кир Алексий построил монастырь, называемый «имени Кира Алексия», и Р. Жанен так его и идентифицирует в своей книге (Janin. P. 19). Мансветов в «Церковном уставе», с. 118, на основе славянских списков типикона, утверждает, что он назывался «во имя Успения Божией Матери» согласно Синод. слав. 333/381 (1398 г.), fol. 82v, и Богородицы (во имя Божественныя Матери) в списке XII–XIII вв. Синод. слав. 330/380, fol. 196v. Но Жанену (Janin. P. 156–244) не известен монастырь Комнина, и он не отождествляет ни один из многочисленных богородичных монастырей Константинополя с учрежденным патриархом Алексием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010