Внизу под ними находится Настоятельская и вместе учительская КУХНЯ, также две кладовые палаты. 8) На западной стороне монастыря новый Архиерейский ДОМ, построенный в 1805 году, южной стеной примыкает к Патриаршеским кельям. Верхний, деревянный, его этаж заключает в себе большую залу и семь других комнат; в нижнем же, каменном, находится кухня и шесть жилых покоев. 9) Два Семинарских ФЛИГЕЛЯ, старый и новый. Старый построен в 1776 году, а новый – в 1806–1807 годах. Оба в два жилья. Старый стоит на северной стороне, между церковью Тольской Богородицы и новопостроенной, на северо-западном углу монастыря башней, а новый – на западной между этой башней и новым Архиерейским домом. В старом, как вверху, так и внизу имеются двенадцать, а в новом – восемь довольно пространных жилых покоев; в числе первых находятся и классы. 10) С восточной стороны монастыря – ЖИЛЫЕ ПОКОИ, построенные в 1807 году в одно жилье, а вверху над ними – крытая галерея с балюстрадой и с каменной стеной с наружной стороны монастыря. Галерея сия соединяется в обоих концах с переходами, находящимися внутри монастыря перед всеми вышеупомянутыми монастырскими зданиями, так что по ним можно ходить кругом всего монастыря. Как церкви, так и другие здания все крыты железом. Стены же наружные Николаевской церкви расписаны шахматом, а по местам имеются живописные образа, церковь Тольской Богородицы выкрашена красной, а другие строения – жёлтой краской. Сверх сих зданий имеются в монастыре три башни. Одна – на юго-восточном углу монастыря старинная; другая – на восточной стороне над въездными воротами Готической архитектуры, с круглой вверху беседкой, в 1787 году построенная. А третья вышеописанная – новопостроенная, в низу которой семинарская кухня и хлебня, вверху же аудитория. Монастырь извне с трёх сторон полуденной, западной и северной окружается палисадником, обнесённым каменной стенкой с балюстрадой. Б. Вне монастыря здания За монастырём с северной стороны находятся: 1) каменный КОНЮШЕННЫЙ ДВОР, обнесённый оградой с четырьмя по углам небольшими башнями и со всеми принадлежащими к нему службами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1807 году по резолюции митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия в ответ на просьбу прихожан с северной стороны Троице-Сергиевской церкви пристроили придел преподобного Кирилла Новоезерского, освященный в 1810 году. Первоначальный его вид отражает план 1807 года, выданный на право постройки придела. Алтарь его был поставлен на одной линии с алтарной апсидой придела преподобного Сергия, а декор фасадов приведен в соответствие с декором Троице-Сергиевского храма, но без замковых камней в наличниках окон. Внутренние примыкания стен на фасаде обозначались широкими лопатками, а венчающая придел глава была аналогична главам храма Воскресения. Облик бывшего монастыря представлен на навершии киота иконы Богоматери Печерской с изображением сцены принесения иконы из Ярославля в Череповец, созданном в 1829 году. На фоне находящихся на Соборной горке строений бывшего монастыря выступает крестный ход с чудотворной иконой, несомой городским духовенством. Четко прописан Воскресенский собор с еще деревянной папертью, с входом, с четырьмя окнами и крытой на два ската. На западной стене собора — два окна, аналогичные окнам других фасадов. Рядом — Троице-Сергиевский собор с колокольней и приделами. С запада — келейные деревянные корпуса с кровлей “епанчей”. Строения монастыря переданы в композиции, созданной местным живописцем по их состоянию на первую треть XIX века. Ограда бывшего монастыря к тому времени уже была разобрана. В 1839 году вновь были произведены перестройки в церквях, неясно только, в чем они заключались. Скорее всего изменения коснулись интерьерной части храмов. Икона преподобных Афанасия и Феодосия XIX века из собрания Череповецкого музея представляет святых в молении к предносимой ангелами иконе Троицы ветхозаветной — Отечества. Между преподобными изображен Троице-Сергиевский собор, обстроенный приделами, и с колокольней; угадывается лишь общая композиция здания без какого-либо декора. Сами завершения приделов сильно сдвинуты к западу, а южный, восточный и северный фасады даны в развороте на одной линии. По всей видимости, иконописец не ставил целью написать весь ансамбль, ограничившись лишь указанием на связь Череповецких чудотворцев с Троице-Сергиевой Лаврой и с догматом о Троице, особенно почитавшейся преподобным Сергием. Четвертый строительный этап не принес существенных изменений в облик ансамбля, так как все сводилось к исправлению уже построенного.

http://sobory.ru/article/?object=00242

И. способствовал расцвету саровского пустынножительства: при нем в лесных хижинах вдали от монастыря подвизались иеросхим. Дорофей, мон. Мефодий (схим. Марк Молчальник), игум. Назарий (Кондратьев) и др. Прп. Серафим удалился в дальнюю пустынную келью по бессрочному отпускному билету, выданному 20 нояб. 1797 г. И. со словами: «...впредь ему никому не препятствовать пребывание иметь в оном месте, утверждаю… Для верности печать прилагаю». После разбойного нападения окрестных крестьян на прп. Серафима в сент. 1804 г. И., «любя преподобного и заботясь о нем», настоятельно рекомендовал ему оставаться в монастыре. Однако прп. Серафим, прожив в обители ок. 5 месяцев, стал уговаривать И. вновь отпустить его в пустынь. Строитель уступил «христианской неустрашимости духа и любви к пустынножительству». Когда нападавшие были найдены, старец убедил И. «не взыскивать с них» ( Серафим (Чичагов). 2004. С. 87-89). О стремлении И. к пустынножительству свидетельствуют обстоятельства последнего года его жизни. Пребывая на покое, будучи тяжело больным, И. утешался единственным - общением с прп. Серафимом в Дальней пустыньке, куда его привозил на тележке келейник послушник Иона (впосл. саровский игум. Исаия (Путилов)). 27 нояб. 1806 г. сильная болезнь привела И. «в совершенное изнеможение». 12 дек. И. призвал братию в свою келью и объявил о намерении оставить должность, о чем вскоре подал прошение Тамбовскому еп. Феофилу. Но архиерей ответил отказом, даже намеревался в случае ухода И. на покой назначить на должность саровского строителя насельника др. мон-ря. Однако 5 янв. 1807 г. епископ разрешил братии избрать нового строителя, и 7 янв. И. вместе с иноками избрал казначея иером. Нифонта (Черницына) и представил архиерею на утверждение выборный лист. 21 янв. 1807 г. еп. Феофил утвердил кандидатуру о. Нифонта как исполняющего должность строителя, а И. предписал оставаться в звании строителя. Вторичное представление последовало в февр. того же года. Вскоре после оставления должности строителя И. разбил левосторонний паралич, отказали ноги. И. был погребен в левой части алтаря Успенского собора, рядом с могилой иером. Пахомия (Леонова). В 1951 г. храм был взорван, захоронение И. не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/674846.html

Ириней Фальковский, получил высшее образование в Киевской академии и заграницею. В 1786 г. он пострижен в мантию. 1799 г. сделан архим. Гамалеевского, а потом Киево-Братского монастыря. В 1803 г. ректор в Киевской академии, в 1807 г. февр. 24 еп. Чигиринский, в 1812 Г. февр. 7 – Смоленский. В тревожное время он не хотел расстаться с паствою, пока не последовало распоряжение о сем. Выезжая из Смоленска, он взял с собою чудотворную икону и не расставался с нею до возвращения в Смоленск (24 декабря 1812 г.). В 1813 г. по случаю удаления еп. Варлаама Шимацкого, он управлял Могилевской епар., а в 1813 г. июня 6 по прошению уволен от управления Смолен. епарх. с назначением еп. Чигиринским, коадъютором Киевск. митрополита. Здесь он усердно занимался проповедыванием слова Божия и составлением разных сочинений, из которых особенно замечательны толкования на послание апостола Павла и богословие, написанное на латинском языке. Скончался он в 1823 г. апр. 29. Погребен в Михайловском монастыре. Иоасаф Стретенский в 1795 г. пострижен, в 1796 г. игумен Старицкого Успенского монастыря. В 1798 г архим. Ниловой пустыни, в 1800 г. – Ярославского Аврам. монастыря. 1802 г. ректор Ярославской сем., в 1808 г. – Тверской. 1810 г. ноября 21 – еп. Старорусский, 1813 г. июля 6 – Смоленский. Здесь он оставил память юриста-практика. В 1819 г. он открыл в Смоленске отделение Библейского Общества, собрав для сего 5000 руб. В 1821 г. он перемещен в архиепископа Могилевского. Скончался 1827 г. 1 марта. Иосиф Величковский в 1801 г. пострижен из диаконов. В 1807 г. ректор Курской сем. В 1809 г. настоятель Даниловского монастыря. 1814 г. ректор Владимирской семинарии. 1819 г. ноября 9 – еп. Архангельский и Холмогорский, 1821 г. июля 3 – Смоленский. Несмотря на краткость время пребывания в Смоленске, он собрал до 22 т.руб. на поправку кафедрального собора. От него осталось несколько проповедей, из которых особенно замечательна прощальная. В 1834 г. февр. 17 он уволен по болезни на покой. Скончался 1851 г. сент. 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В 1800 году в Посольский монастырь переведён из заштатного тогда, бывшего Якутского Спасского, монастыря Игумен Пётр, уроженец Иркутский, священнический сын. Из вдовых Протопопов в монашество пострижен в 1790 году и определён в дом Архиерейский Экономом. В 1798 году произведён в Игумена в Якутский Спасский монастырь. В Посольский монастырь вылил он в 126 пудов колокол. При нём в силу Именного Высочайшего Его Императорского Величества Указа 1797 года 18 Декабря даны монастырю во владение рыбные ловли и сенные покосы. В 1802 году по благословенной грамоте Преосвященного Вениамина, Епископа Иркутского и Кавалера заложена им в монастыре небольшая каменная Никольская церковь и до сводов выстроена. В 1807 году переведён он в Киренский Троицкий монастырь, а в 1808 году, по просьбе за старостью, уволен на покой в Иркутский Вознесенский монастырь на больничном окладе. В 1807 году Настоятелем определён Киренского Троицкого монастыря Игумен Лаврентий, священнической сын, уроженец Епархии Иркутской, города Жиган, из вдовых Протопопов пострижен в Иркутском Богоявленском соборе. Похвалы Пресвятой Богородицы монастырь Находился в Двинской волости на Пенежмском волоке, ныне в Архангельской Епархии. Более сведений о нём никаких не отыскалось. Почеповский Троицкий Костянский монастырь См. Канстянский Троицкий Почеповский. Починковская Краснослободская пустынь См. Краснослободская Починковская. Пошехонский Адрианов монастырь См. Адрианов Пошехонский. Предтечева Белобережская пустынь См. Белобережская Предтечева. Предтечева Кленовская пустынь См. Кленовская Предтечева. Предтечева Михайловская пустынь См. Михайловская Предтечева. Предтечева Полбинская пустынь См. Полбинская Предтечева. Предтечева Соколова Коширская пустынь См. Соколова Предтечева Коширская. Предтечева Судженская пустынь См. Судженская Предтечева. Предтечев Азовский монастырь См. Азовский Предтечев. Предтечев Астраханский монастырь См. Иоаннопредтечевский Астраханский. Предтечев Брянский Вознесенский монастырь См. Брянский Вознесенский Предтечев и Вознесенский Предтечев Брянский. Предтечев Вяземский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

у.) Иоанн Собкевич (1805–1807 гг.); 4) священник Василий Люткевич (1807–1835 г.); 5) священник Емилиан Масловский (1835–1870 гг.). Ныне служат: священник Евграф Иванов. Костецкий (с 1870 г.) и псаломщ. Феофан Григорьев. Либацкий (с 1842 г., а на службе с 1838 г). При этой церкви хранятся следующие старопечатные книги: 1) Евангелие, писанное киноварью, время написания, – по ветхости книги, – неизвестно; 2) Евангелие, писанное киноварью, в надписи писца в конце книги значится ари (по-славянски), т. е. 1108; 3) Евангелие, печатанное в городе Вильно в 1644 году 21 декабря по благословению патриарха Парфения, пожертвовано в Черницкую церковь князем Любомирским; 4) Апостол, печатан во Львове славянскою печатью Львовского братства от 1719 года; 5) Трипеснец, печатан во Львове в 1717 году; 6) Октоих церковно-славянской печати, куплен для Черницкой церкви прихожанами, но когда – неизвестно, обновлён же (оправлен) крестьянином этого прихода в 1722 г. 12 ноября, как это видно из надписи на этом октоихе; 7) Осьмогласник, печатан во Львове церковно-славянскою печатью от 1739 года: 8) Евангелие, печатано в Почаевской Лавре, при епископе Сильвестре Лубинецком, екзархе Луцко-Острожском, в 1759 году; 9) Минея общая, печатана в Почаевской Лавре в 1777 году, при епископе Киприане Стецком, экзархе Луцко-Острожском; 10) Богослужебник Московской печати от 1795 года. Есть ещё много других старинных книг, но, по ветхости их, год и здания их не сохранился. 575 . с. Бочаница 192 (в 7 вёрстах от р. Горыни) волости Сиянецкой, от Житомира 182 вер., от Острога 27 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Оженина 15 вер., от ближ. почт. ст. Гощи 10 вер., от ближ. приход. м. Гощи 7 вер., с. Жаврова 1 вер., с. Тесова 4 вер. и с. Дулиб – 2 версты. Приход 6-го кл. Церковь во имя святого пророка Илии. Построена в 1759 году на средства прихожан. Деревянная, на кам. фунд., крыта жестью, обшита досками, довольно крепка. При ней такая же колокольня. Утварью достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1764 г., а испов. ведом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

http://uspsyas.narod.ru/ Успенский Сясьский погост или «Сясьские Рядки» находится в 157 верстах от Петербурга и в 11 от Новой Ладоги. Село расположено при впадении Сяси в Ладожское озеро. Сясьские рядки прежде принадлежали к Рогожскому приходу. Царевич Алексей Петрович, сын Петра I построил здесь деревянный храм во имя Алексия человека Божия и, пока храм строился почти безвыездно жил в Сясьских рядках. Но построенная им церковь едва ли была первоначальной, потому что само село Сясьские рядки существовало под другим именем еще в 1582 г. О нем в писцовых книгах говорится: «Никольского Медведцкого монастыря рядок на реке на Сяси Межутки, а в нем 22 двора пусты. А жили в нем крестьяне непашенные и рыбные ловцы; разорились от войны безвестно в девяносто в первом году». До построения церкви жители, за отдаленностью Рогожской церкви, молились в часовне, находившейся в полуверсте от деревни. По устройстве церкви часовня уничтожена, а иконы из нее перенесены в церковь. Устроенная Алексеем Петровичем церковь сгорела в 1807 г., иконостас, антиминс и утварь вынесены. Иконостас был помещен в паперти каменной церкви, иконы – в храме, а антиминс возложен на престол придельного алтаря, во имя Алексия, человека Божия.  Нынешняя церковь устроена вероятно в 1751 г., так как этот год поставлен на антиминс придела апостолов Петра и Павла. Церковь каменная, с таковой же колокольней, построена неизвестно кем. Престолов четыре: Успенский, апостолов Петра и Павла, Алексия человека Божия, свв. праведных Захария и Елисаветы. Храм разделен капитальною стеной на восточную и западную половины. В восточной, которая до 1859 г. была холодной два престола: Успения и Петра и Павла. Антиминс Успенского алтаря освящен 10 октября 1780 г., а антиминс придела 23 июля 1751 г. В западной, прежде теплой половине - два алтаря, правый Алексия человека Божия с антиминсом, освященным в 1780 г., левый – Захария и Елизаветы, антиминс освящен 21 января 1817 г.  Обе части церкви строились не одновременно. Полагают, что сначала была построена восточная половина, называемая у прихожан «собором». При Елизавете Петровне, вероятно, в ней выстроен был придел Захария и Елизаветы. Эта церковь стояла до пожара старой. Выстроенной царевичем Алексеем, т.е. до 1807 г.

http://sobory.ru/article/?object=01267

Судя по описям 1781 г. и XIX в., а также книге Н. Озерецковского начала XIX в., в западной части большого трапезного корпуса размещались настоятельские кельи. Для XVI в. подобное совмещение братской трапезы и настоятельских келий было не характерно. К трапезному корпусу обычно примыкала келарская палата. Был ли западный объем пристроен к трапезному корпусу но второй половике XVII в., когда подобное функциональное совмещение здания становится нередким (церкви Благовещения в Николо-Розважском монастыре, Иоанна Богослова и Николо-Вяжищском) или являлся первоначальным, остается до конца неясным. Разрешить этот вопрос можно лишь с помощью археологических раскопок. Следующий строительный этап можно условно датировать XVIII в. На гравюре, исполненной при игумене Герасиме Гайдукове в начале XIX в., а также гравюре XIX в. с изображением Михаила Клопского, Никольская церковь представлена ярусной постройкой типа восьмерик на четвериковом основании. Восьмерик упоминается в приходо-расходных книгах под 1807 г. На гравюре начала XIX в. фасады восьмерика оформлены сдвоенными пилястрами, а кровля показана с изломом - барочного типа. Тогда-то, вероятно, и был разобран верхний ярус храма. Большие работы по переустройству церкви и трапезного корпуса были осуществлены при игумене Герасиме Гайдукове (1807-1817 гг.). В 1809 г. храм и настоятельские кельи были расписаны, в 1810-1812 гг. в верхнем помещении трапезного корпуса устроены приделы в честь Тихвинской иконы Божьей Матери и Иоанна воина. Братская трапеза была перенесена в нижний этаж корпуса, где размешались также кладовые, кухня, поварня, просвирня и братские кельи. В приделах были установлены новые резные иконостасы, вызолоченные червонным золотом. Внутреннему переустройству предшествовало «поновление» здания. Скорее всего, в этот период были растесаны окна в церкви и трапезном корпусе. Большие окна с арочным завершением в церкви и в уровне второго этажа трапезного корпуса сохранились до настоящего времени. После пожара, случившегося в 1812 г., когда сгорели купол и крыши на церкви и настоятельском корпусе, все здание в 1813 г.

http://sobory.ru/article/?object=06722

В архиве департамента общих дел министерства внутренних дел есть дело об японских и китайских раскольниках, производившееся в 1807 году (по архивной описи В 1807 году приехал в Петербург поселянин Томской губернии Бобылев и донес министерству, что на море-океане, в Беловодье, живут старообрядцы, русские подданные, ушедшие туда во время церковных раздоров, бывших при царе Алексее Михайловиче, во время осады Соловецкого монастыря царскими войсками. Там, говорил Бобылев, они имеют своих епископов, священников и церкви, в которых служат по старым книгам; при крещении младенцев и при браке ходят посолонь, молятся двуперстным крестом, книг, напечатанных при Никоне патриархе и после него, нет, не принимают, за государя и за войско молятся. Когда дошел до них слух, что государь Александр Павлович позволил старообрядцам строить церкви по старому закону, то они изъявили желание служить его величеству верно, нести все тягости и повинности, и испрашивают за оставление отечества прощения. Живут они по уверению Бобылева, в трех местах; к ним ехать надо по дороге из Бухтарминской волости через китайскую границу; в одном месте их слишком тысяча душ, в другом до семисот, а в «Беловодье» более полумиллиона. Дани никакому государству не платят. Бобылев вызывался отправиться к ним и исполнить все, что будет ему приказано, для того, чтобы те старообрядцы возвратились в подданство русского императора. Правительство приняло предложение Бобылева. Ему дали 150 руб. и приказали явиться к сибирскому генерал-губернатору, от которого он получит дальнейшие приказания. Но Бобылев к генерал-губернатору не явился и пропал без вести. Его разыскивали, но нигде не нашли. В декабре 1839 года к семеновскому исправнику Граве представлен был бродяга, взятый в Поломских лесах, где жили и, вероятно, доселе живут в землянках раскольнические пустынножители, близ керженских скитов. На вопрос, кто он такой, — бродяга сказался подданным Японского государства и старообрядцем. Он уверил, что в Японии живет много русских людей-старообрядцев, что там много церквей старообрядческих, есть и архиереи старообрядческие и даже патриарх.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Синода, на место Саввы Исаева, последнего духовника Екатерины, уволенного Павлом от должностей с пенсиею. В тот же день на о. Исидора возложен наперсный крест на голубой ленте и «кавалерия» св. Анны 2-й степ. Ему первому присвоено звание протопресвитера, а при коронации Павла дан орден св. Анны 1-й ст. с бриллиантовой звездой. О. Исидор скончался в октябре 1805 г. и погребен в Невской лавре; 2) священник Феодор Антонович Горянский (1797–1800) переведен в Петропавловский собор в Петербурге; 3) протоиерей Захарий Иванович Каницкий (1800–1825) слушал богословию в александро-невской академии. По Высочайшему повелению из диаконов в Галерной гавани определен, в 1797 г., священником к гатчинской госпитальной церкви, а в 1800 г. переведен к придворной. Умер в Гатчине; 4) протоиерей Иоанн Афанасьевич Виноградов (1826–1842) переведен сюда, по воле Марии Феодоровны, из академии художеств. Оставил записки, напечатанные в Русской Старине 1878 г., умер в Гатчине; 5) священник Александр Петрович Окин (1842–1848), из диаконов придворно-конюшенной церкви, умер в Гатчине; 6) священник Иоанн Гаврилов Одноралов (1848–1849) поступил из протодиаконов Зимнего дворца и через год вышел в отставку. Остальное время жизни служил при церкви св. Екатерины, в Екатерингофе; 7) Иоанн Спиридонов Цвинев (1849–1859), магистр с.-петербургской духовной академии, переведенный после в Царское село; 8) протоиерей Назарий Добронравов (1859– 1870) из заслуженных полковых священников. Умер в отставке; 9) священник Николай Константинов Смирнов, перемещенный, в 1879 г., к собору Зимнего дворца и 10) Николай Григорьевич Кедринский служащий в настоящее время. h11 б) Диаконы: Семен Тимофеев, служивший в прошлом столетии; за ним следовали: Василий Тяжелов (1800–1807), Иаков Васильев (1807–1827), Иоанн Лебедев (1827–1830) вышел священником в кирасирский полк; Александр Орлов (1830– 1835) вышел священником в армейское ведомство, Александр Гумилевский (1836–1841), Стефан Голятовский (1841– 1855), Иоанн Колосов (1856–1859), Константин Пашский (1859–1865), Матфей Ильинский (1865–1869) взят к большому двору, Николай Божуков (1869–1875) переведен в Аничковский дворец и Василий Левитский, служащий с 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010