—76— готовленными раннейшим состоянием 597 . Однако, бесспорно, что между ними были связующие и обусловливающие звенья в соответствующих предварительных работах, которым сделан был счастливый поворот в духовном просвещении в сторону его рационального школьного устроения. К сожалению, многие ценные документы по этому вопросу утрачены. Лишь один из них недавно снова обнаружился в виде «журналов Комитета об усовершенствовании духовных училищ» 598 , откуда именно и родилась названная Комиссия. Эти официальные материалы, конечно, получат подробное освещение в общей исторической перспективе, мы же даем просто фактические справки и некоторые принципиальные наблюдения 599 . —77— Комитет был образован, по Высочайшему указу от 29 ноября 1807 года. В состав его входили: митрополит Новгородский (с 10 марта 1801 г.) Амвросий (Подобедов : † 21 мая в 7 часов вечера 1818 г.); епископ Калужский Феофилакт (Русанов , † 19 июля 1826 г. экзархом Грузии); духовнике Его Величества протопресвитер Иоанн Феодоров (Феодорович Краснопевков † 4 марта 1808 г.) и обер-священник Иоанн Семенович Державин († 3 марта 1826 г ), обер-прокурор Св. Синода (с 21 октября 1803 г.) статс-секретарь тайный советник князь А. Н. Голицын († 22 ноября 1844 г.) и статс-секретарь М. М. Сперанский († 11 февраля 1839 г.), а «производителем письменных дел», по Высочайшему повелению от 8 декабря 1807 г., был назначен обер-секретарь Св. Синода Александре Даниловиче Данилов 600 . Ко- —78— митет открыт 8 декабря 1807 г. и вместе с этим имел всего 9 заседаний: 3, 5, 10, 14, 31 декабря 1807 г. и 25 января, —79— 6 февраля, 2 апреля и 4 июля 1808 г. В обстоятельных и тщательно изложенных журналах отдельный лица не вы- —80— двигаются, а все передается в виде общего комитетского мнения. Упоминается только о поручении епископу Феофи- —81— лакту «сделать план: а) о содержании бедных учеников в уездных и приходских училищах и б) об образе призрения остающихся духовных сирот» (стр. 66, 85–86) и II) А. Данилову о составлении штатов всех духовных училищ (стр. 30, 34) и об изготовлении табелей насчет церквей и причтов (стр. 38–3 9, 65). В пункте 4 „плана дальнейших упражнений Комитета» подчеркнутое слово внесено (на стр. 146) митр. Амвросием: «составить штаты учениц для одного округа, применяясь в окладах к гражданским училищам». Но бесспорно, что главными вдохновителями и деятелями были кн. А.Н. Голицын, М.М. Сперанский и частью преосвящ. Феофилакт.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ему всегда поручались самые трудные участки фронта для спасения России. То, что Наполеону не удалось разгромить русские силы у границы, большая заслуга Багратиона. Вполне закономерно, что сам Бонапарт считал его лучшим из русских полководцев. Он являлся инициатором партизанского движения. Петр Иванович считал, что надо дать генеральное сражение. Его поддержал М. Кутузов, назначенный главнокомандующим русской армией. Инициаторами патриотической акции могут стать Министерство обороны России, музей П. Багратиона в Кизляре, Бородинский музей, общества русско-грузинской дружбы. Его подвиги во славу России, отношение к подчиненным заслуживают причисления П. Багратиона к лику святых. РПЦ почитает грузинскую царицу Тамару Багратиони святой в начале мая, но у нее заслуг перед Россией гораздо меньше, чем у Петра. Разве что она короткое время была замужем за русским князем Ю. Боголюбским. У генерала кроме многих ранений во славу русского оружия имелось столько же наград: ордена И. Иерусалимского, Св. А. Невского, Св. Георгия 2-й ст. и др. Если в начале своей службы в армии он считал себя грузином, но россиянином, то в конце карьеры – русским. В диалоге с командующим 1-й армией и военным министром М. Б. Барклаем де Толли неистово критиковал за засилие иностранцев в его свите и нерешительность в принятии решения, и даже кричал: «Ты – немец! Тебе всё русское – нипочём!» Вывод и предложение. Всенародное уважение Петра Ивановича может быть подкреплено канонизационной инициативой РПЦ об общецерковном почитании прославленного героя и гражданина П. Г. Багратиона в лике святости. Агиологические достоинства не трудно предоставить церковному истеблишменту в патриархийный центр богословским историкам вкупе с цивильными. Награды Багратиона Боевая деятельность Багратиона насчитывала 20 походов и войн, 150 сражений, боёв и стычек. За боевые заслуги на полях сражений он был награждён орденами России и иностранных государств.    Российские: Орден Святой Анны 1-й степени (05.05.1799) Орден Св. Иоанна Иерусалимского командор с алмазами (14.05.1799) Орден Святого Александра Невского с алмазами (06.06.1799) Орден Святого Георгия 2-й степени (28.01.1806, 34) Орден Святого Владимира 2-й степени (1807) Золотая шпага «за храбрость» с алмазами (01.12.1807) Орден Святого Владимира 1-й степени (20.05.1808) Орден Святого апостола Андрея Первозванного (27.09.1809) Золотой Крест (12.1788) – за взятие Очакова  Иностранные: Австрийский военный - Орден Марии Терезии 2-й степени (1799) Сардинский – Орден Святых Маврикия и Лазаря 1-й класс (1799) Прусский – Орден Красного орла (1807) Прусский – Орден Чёрного орла (1807) Своим образом жизни в походе и на войне Багратион напоминал А.

http://bogoslov.ru/article/5237470

Скончался в 1816 г., 48 лет от роду. После увольнения от учительства Баженова учителями низшего грамматического класса были: в 1805 году Михаил Флоровский; с 1805 по 1807 год Иван Попов 41 ; с 1807 по 1809 год Евсигней Сапожников пермского уезда Сылвинского села священнический сын обучавшийся в Вятской семинарии с низших классов и окончивший курс в Пермской; по увольнении от учительской должности – в 1810 году рукоположен во священника в Чермосский завод соликамского уезда; с 1818 по 1824 год был благочинным. Скончался в 1844 году, 58 лет. После Сапожникова учителями были: с 1809 по 1811 год Ипполит Капустин; с 1811 по 1813 год, когда класс этот был соединен с средним грамматическим, священник Иоанн Попов . Учители информаторического класса. Первый учитель этого класса Павел Золотавин был уволен от учительской должности в 1802 году и произведен во священника к градо-екатеринбургской Богоявленской церкви и определен присутствующим екатеринбургского духовного правления; в 1808 году произведен в протоиерея к Юговскому Христорождественскому собору. С 1802 по 1803 год учителем этого класса был Алексей Бельтюков; в 1803 году он был уволен от учительской должности и произведен во священника к градо-кунгурской Успенской церкви; в 1804 году определен присутствующим кунгурского духовного правления; в 1834 году перемещен священником к градо-кунгурской же Предтечевской церкви. На место Бельтюкова учителем информатории определен крестовой диакон Иаков Распопов, который обучался в Тобольской семинарии, в 1794 году посвящен во диакона, потом по случаю вдовства причислен к братии Тобольского архиерейского дома, а в 1800 году переведен в Пермский архиерейский дом. В 1804 году диакон Распопов от учительской должности уволен 42 , а на место его определен студент Михаил Флоровский. С 1805 по 1807 год учителем этого класса был Григорий Дерябин, верхотурского уезда Кошайского села, диаконский сын, обучавшийся в Тобольской семинарии и окончивший курс в Пермской 43 . С 1807 г. по 1808 год учителем был Максим Серебреников, пермского уезда Отчино-сретенского села, священнический сын, обучавшийся в Пермской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Корнель Пьер (1606–1684) – французский драматург, член Французской академии с 1647 г. Автор комедий, знаменитых трагедий «Медея» (1835), «Сид» (1637), «Гораций» (1640) н мн. др. Его всемирная слава связана с эпохой Просвещения и Великой французской революцией. Буало-Депрео Николя (1636–1711) – французский поэт, критик, литературный теоретик, апологет классицизма; сформулировал в 1674 г. в поэме «Поэтическое искусство» основные принципы соблюдения в драме «трех единств» – места, времени, действия. 320 Прейсиш-Эйлау (ныне г. Багратионовск Калининградской обл.) – город в Восточной Пруссии, близ которого в январе 1807 г. произошло сражение соединенной русско-прусской армии Л. Л. Беннигсена и французских войск. Предпринятое Беннигсеном наступление на корпуса М. Нея и Ж. Б. Бернадотта позволило Наполеону предпринять попытку отрезать 78-тысячную русскую армию от России. Под прикрытием арьергарда под командованием П. И. Багратиона русские войска отошли к Прейсиш-Эйлау. Бородино – село в 12 км западнее Можайска, имение Дениса Давыдова, близ которого 26 августа 1812 г. произошло генеральное Бородинское сражение русской (М. И. Кутузов) и французской (Наполеон) армий. Лейпциг – город в Германии, близ которого в октябре 1813 г. произошло решающее сражение соединенных войск России, Австрии, Пруссии и Швеции (300 тыс. чел., 1385 орудий) и армии Наполеона (ок. 200 тыс. чел., 700 орудий), названное впоследствии «Битвой народов». Наполеон потерпел решительное поражение, но избежал полного разгрома. Париж был оккупирован союзными войсками в марте 1814 г., затем после «Ста дней» – в июле 1815 г. 321 Аракчеев Алексей Андреевич (1769–1834) – государственный деятель, фаворит (временщик) при Павле I и Александре I, с 1807 г. – генерал от артиллерии. В 1796 г. – комендант Петербурга. В 1808–1810 гг. военный министр, с 1810 г. председатель департамента военных дел Государственного совета. С 1817 г. начальник военных поселений. Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) – государственный деятель, граф (с 1839). В 1791 г. окончил Александро-Невскую семинарию. С 1797 г. на государственной службе, в 1803–1807 гг. директор департамента Министерства внутренних дел. С 1807 г. статс-секретарь императора, с 1808 г. товарищ министра юстиции. В 1809 г. подготовил план государственных преобразований «Введение к уложению государственных законов». В 1812 г. сослан. С 1816 г. пензенский губернатор, в 1819 г. генерал-губернатор Сибири. В 1821 г. возвращен в Петербург, член Государственного совета, составитель манифеста о вступлении на престол Николая I. С 1826 г. руководил 2-м отделением Императорской канцелярии, под его руководством составлены «Полное собрание законов Российской империи» (45 тт., 1830), «Свод законов Российской империи» (15 тт., 1832). С 1838 г. председатель департамента законов Государственного совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В марте 1807 года настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Пётр Львов в своём доношении в ЯДК сообщает, что «на имеющейся в оном городе Рыбинске ветхой Егорьевской кладбищенской церкви... в прошлое лето свод каменной церкви больше стал прежнего опущаться и от того в нём сделались большие щели и что на правой стороне стена посередине вершка на полтора выдалась из своего места, что непременно произошло от давления свода». В заключение рапорта протоиерей собора выражает опасение, что «есть явная опасность к падению свода» церкви. По резолюции архиепископа Ярославского и Ростовского Антония (Знаменского) консисторией было предписано «показанный храм члену мологского духовного правления совместно с благочинным немедленно осмотреть и запечатать, вынести из оного Святой Антиминс в другую церковь». Немедленно осмотреть аварийный храм у иерея мологского собора Андрея не получилось. Он просто не смог приехать в Рыбинск из-за начавшегося на реке Волге ледохода. Свою миссию он смог выполнить только в конце апреля, а рапорт об исполнении предписания был отослан в Ярославль 20 мая 1807 года. Летом этого же года начались работы по капитальному ремонту аварийной церкви, которые завершились в 1809 году, когда отремонтированный храм был вновь освящён. Сохранился обмерный чертёж, «снятый с натуры» архитектором М. Ломакиным в декабре 1873 года «фасада каменной кладбищенской однопрестольной церкви во имя великомученика Георгия Победоносца существующей в городе Рыбинске Ярославской губернии». Этот чертёж показывает вид церкви после перестройки в 1807-1809 годах, и такой она сохранялась до 1885 года, когда храм был вновь капитально перестроен. Надо отметить, что перестройка 1807-1809 годов, по всей видимости, не сильно изменила внешний облик храма, и он в значительной степени сохранил изначальные формы 1790 года. Вместо каменного свода четверик храма и трапезная были перекрыты деревянным накатом, о чём свидетельствует форма невысокого купола, и переложена часть южной стены. Гладкие стены трапезной и прямоугольного в плане алтарного выступа завершались профилированными карнизами.

http://sobory.ru/article/?object=03040

Ермолай Ив. Бедринский, поступил в академию из Харьковского коллегиума и, по окончании курса, в 1804 г. определен учителем грамматики и еврейского языка, в 1806 закона и св. истории, в 1807 г. поэзии; в сентябре этого года произведен в священника к православной церкви русского посольства в Париже; ноября 18 произведен в протоиерея и пожалован наперсным крестом; в 1814 г. переведен в Брюссель к придворной церкви Ее Императорского Высочества, Великой Княгини Анны Павловны; в 1817 г. пожалован, из Высочайшего Кабинета, наперсным крестом, украшенным драгоценными камнями; в 1821 г. орденом св. Анны 3 ст. Скончался в 1833 г. в Гаге. Петр Бор. Вигилянский, обучался в Казанской академии и, по окончании курса, проходил учительскую должность в Астраханской семинарии; в 1804 г. перешел в ведомство С.-Петербургской епархии и определен в здешнюю академию учителем, вновь открытых классов, истории и географии, в 1806 г. библейской географии; в августе 1807 г. рукоположен в священника к церкви св. Симеона Богоприимца и определен законоучителем православных воспитанников Немецкого училища св. Петра. Вениамин, соборный иеромонах, преподавал философию в Тверской семинарии и на тот же предмет вызван в здешнюю академию в 1804 г.; но вскоре определен ректором Тобольской семинарии. Иван Мих. Фовицкий, из учителей Орловской семинарии, определен на класс поэзии в 1804 г.; но долго ли оставался при академии, неизвестно. Впоследствии, в чине ст. советника, состоял при В. К. Михаиле Павловиче, и был членом С.-Петербургского Общества любителей словесности, наук и художеств. Иван Никиф. Дьяконов, обучался в Казанской дух. академии и, по окончании курса, был учителем в Астраханской семинарии. М. Амвросий вызвал его в свою епархию и определил учителем сперва в Новгородскую семинарию, потом (8 дек. 1804 г.) в здешнюю академию, на класс истории и географии; в январе 1807 г. произвел в священника к Петропавловскому собору в С.-Петербурге. Мисаил, соборн. иеромонах, из учителей Московской академии, вызван в декабре 1805 г. на класс высшей риторики и естественной истории; но в 1808 г. за болезнью уволен от учительской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Соч.: Слово о следах падения человеческаго, в уме и сердце нашем созерцаемых, в день Всех Скорбящих Радости Божия Матери, празднуемый в Московском Заиконоспаском мон-ре, говоренное... 1801 г., июля 15. М., 1802; Слово в неделю 2-ю Великого Поста, о пользе и необходимости поста, по чиноположению Греко-Рос. Церкви установленнаго, говорено... 1803 г. марта 1 дня. М., 1804; Слово в высокоторжественный день восшествия на Всерос. имп. престол ЕИВ, благочестивейшего вел. государя, Александра Первого, императора и самодержца Всероссийского, говоренное... 1807 г., 12 марта. М., 1807; Слово в день Владимирския Богородицы... 1807 г., 21 маия. [М.], 1807; Слово о патриотизме, в день тезоименитства ея величества, благочестивейшия государыни, имп. Марии Феодоровны, и благоверныя государыни вел. кнг. Марии Павловны: Говорено... 1807 г., июля 22 дня. М., 1807; Речь, говоренная в Св. Правительствующем Синоде... марта 26 дня 1808 г. СПб., 1808; Слово приветственное пастыря к пастве своей при первом целовании: Говорено в пензенском кафедр. соборе... 23 июня, 1808 г. М., 1808; Слово, говоренное в пензенском кафедр. Спасском соборе... 1811 г. июля 15 дня. СПб., 1812; Слово, говоренное в нижегородском кафедр. Спасо-Преображенском соборе... 1811 г. июля 24 дня. СПб., 1812. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о нижегородских иерархах с 1672 до 1850 г. СПб., 1857. С. 200-222; Б[еляев] В., свящ. Инструкция о сказывании проповедей, данная Моисеем еп. Нижегородским и Арзамасским, 1813 г. 30 окт.//Нижегородские ЕВ. 1889. Ч. неофиц. 13. С. 611-622; 14. С. 635-644; Полисадов Г. А. Краткие биогр. сведения о преосв. Моисее, еп. Нижегородском, с присоединением наставлений его духовенству касательно того, что именно оно должно соблюдать при встрече Его имп. величества. Н. Новг., 1895; Тихон (Затёкин), архим., Дёгтева О. В. Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 110-116. Т. А. Богданова Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2563988.html

На обратной стороне 8 листа Вкладной книги Спасского монастыря XVI в. подтверждается дата строительства Покровской церкви: «В нынешнем же в 199 (1691) году августа в... д. дана вкладная стольнику Василию Ивановичу Черткову, что впрошлом годеж вмуроме вспасове монастыре построил дядя ево родной блаженныя памяти преосвященный Варсонофий митрополит арский изадонский церковь божию каменную во имя покрова пресвятыя богородицы страпезою исподкеларнею испапертью сход каменной подтою церковью хлебня мукосейня хлебодарня поварня пекарня келья да втомже монастыре построены каменные палаты втех палатах пять житель теплин три сени сосоходы сход каменной другой сход вледник на верху тех палат чердаки деревянные а подтеми полати кладовая полата погреб да ледник а то церковное всякое вышеописанное строение стало 2150 р. да ризы изарабафтравчетой красной оплечья бархот черной золотной стихарь отлас зеленой оплечья золотное да книг устав треод цветная два ирмология цена ризам и книгам тритцать восемь рублев». Далее на 9 странице сообщается, что «да онже стольник Василей Иванович Чертков дал вспасов монастырь на церковное строение и на кресты три золотых». По Вкладной книге можно также установить, что в 1701 г. был проведен ремонт одной из глав церкви, за что плотникам заплачено три рубля. «...И те деньги даны плотникам за работу делали вспасове монастыре на церкви божией главу». Можно также установить, что в 1757 г. построена колокольня. На 21 листе сообщается: «1757 года майя дня вмуромской спасов монастырь построенная каменная колокольня Муромским купцом Павлом Петровым сыном Самариным». «В 1839 году к Преображенской церкви пристроена на 12 аршинах паперть», а «в 1849 г. выстроены св. вороты. В 1850 г. Покровская верхняя холодная церковь переделана на теплую». Отсюда видно также, что каменная ограда монастыря строилась с 1807 по 1810 год. Так, например, «1807 г. 7 мая началась строиться каменная ограда вокруг монастыря... выкладено за одно лето 30 саж», «1807—1808 и 1810 гг. выведено 2 стены с сев. и зап. сторон и святые ворота 10 октября». «В 1841 г. в Преображенском соборе разделаны окна в новом виде». (Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.).

http://sobory.ru/article/?object=04956

Обер-священник армии и флота И. С. Державин. Дальнейшая история военно-духовного ведомства (1807–1815 гг.) была связана с деятельностью второго обер-священника армии и флота – И. С. Державина (1807–1826 гг.). Иоанн Семёнович Державин родился в 1756 году в семье священника Новгородской епархии. Образование получил в Новгородской духовной семинарии и с 1786 года, в двадцать лет, как лучший из её учеников, был оставлен при семинарии учителем информаторского (низшего) класса, а через три года был переведён в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую семинарию, в дальнейшем преобразованную в академию. Там он последовательно проходил должности учителя поэзии, потом риторики и, наконец, высшего класса – красноречия. Исходя из благого намерения посвятить себя более деятельному служению церкви, Иоанн Семёнович в 1790 году оставляет кафедру преподавателя семинарии и определяется священником к петербургской Вознесенской церкви. В 1794 году он уже цензор проповедников, а с 1797 года, в сане протоиерея, становится законоучителем в состоящих под покровительством императрицы Марии Фёдоровны Мариинском и Родильном институтах и в немецком Петропавловском училище. 20 июля 1807 года назначен обер-священником военного и флотского духовенства и членом Святейшего Синода. Отличительной гранью пастырского труда обер-священника И. С. Державина было умелое сочетание управленческой деятельности с активным проповедничеством. Некоторые его проповеди с благословения Святейшего Синода были отпечатаны и разосланы по всем православным церквам Российской империи. Всесторонняя богословская подготовка, широчайшая эрудиция и поэтический дар позволили И. С. Державину в первые годы своего служения (руководителем военно-духовного ведомства) составить оригинальный стихотворный ответ известному поэту-современнику Г. Р. Державину (1743–1816 гг.). Приняв по ошибке курьера пакет, адресованный Державину-пастырю, Державин-поэт отдаёт своему привратнику приказ такого содержания: Един есть Бог , един Державин, ... А чтоб Державина со мною

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Георгиевские кавалеры России Доклад на на VII Калязинских чтениях 24.02.2020 1749 Время на чтение 11 минут Как сообщалось , 11-12 февраля состоялись традиционные VII Калязинские чтения «Русского Собрания» по теме «Российская глубинка: свидание с Русью». Публикуем доклад, прозвучавший на мероприятии. В прошедшем 2019 году 26 ноября в России отметили 250-летие учреждения Императрицей Екатериной II военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. В федеральных архивах и в Историческом музее прошли выставки, посвященные самому знаменитому и почитаемому военному ордену России девиз которого – «За службу и храбрость». Орден Святого Георгия имел четыре степени отличия. С 1769 по 1917 гг. I степень ордена вручалась 25 раз, II степень – 124 раза, III – 640 награждений и IV степень – около 15 тыс. награждений. Из этого числа IV степень ордена – 6.700 награждений непосредственно за боевые отличия и 7.300 за «25 лет» службы и 604 за военные кампании. Со времени учреждения награды орден Святого Георгия жаловался только офицерскому составу русской армии. Высочайшим манифестом Императора Александра I от 13 февраля 1807 г. для награждения нижних чинов « за храбрость, против неприятеля оказанную», был учрежден Знак отличия Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именно данная награда, в просторечии именуемая солдатским Егорием, в дальнейшем стала самой массовой и знаменитой военной наградой России. Знак отличия ордена, утвержденный в 1807 г., степеней не имел. Первым удостоенным солдатского Георгия стал унтер-офицер Кавалергардского полка Егор Иванович Митрохин за отличие в бою с французами под Фридландом 2 июня 1807 года. Во время войны 1812 года среди награжденных Знаком отличия были и крестьяне, не состоявшие на военной службе, но участвовавшие в партизанских действиях, например крестьянин села Павлова Богородского уезда Московской губернии Герасим Курин. В войне 1812 года впервые орденом Святого Георгия были пожалованы и священники Русской Православной Церкви. Первым сопричисленным к ордену Святого Георгия стал священник 19 Егерского полка Василий Васильковский. По представлению генерал-фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова Высочайшим повелением от 26 марта 1813 г. он был сопричислен к ордену Святого Георгия IV степени за то, что 12 октября 1812 г. « в сражении при Малом Ярославце шел впереди своего полка с Крестным знамением и примером своего мужества поощрял воинов к быстрому поражению неприятеля причем получил рану пулей в голову».

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010