С 1805 по 1814 гг. орденом Святого Георгия I степени были удостоены три военачальника (Кутузов, Барклай и Беннигсен), II степени – 34 человека, III степени – 235 человек и IV степени – 916 человек. Награжденных Знаком отличия Военного ордена за время наполеоновских войн, войны 1812 года и заграничных походов с 1807-1814 гг. было почти 25 тыс. человек. Всего за время царствования Императора Александра I с 1807 по 1825 гг. было пожаловано около 47 тыс. Знаков отличия ордена. Высочайшим повелением Императора Александра II от 19 марта 1856 г. были установлены четыре степени Знака отличия ордена. Знаки изготавливались из золота (1-я и 2-я ст.) и серебра (3-я и 4-я ст.). Награждения совершались последовательно: от младшей степени к старшей. Нумерация Знаков отличия с 1856 г. стала новой, отдельно для каждой степени. С 1856 по 1913 гг. полными кавалерами Знака Отличия Военного ордена (обладателями всех четырех степеней) стали около 2 тысяч человек, 2-й, 3-й и 4-й степенями было награждено около 7 тысяч, 3-й и 4-й степенями — около 25 тысяч, 4-й степенью — 205 336. 10 августа 1913 г. в Севастополе Высочайшим указом Императора Николая II был утвержден новый статут Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Если для всех степеней ордена фактически подтверждались ранее установленные правила и вносились небольшие изменения, то вторая часть статута 1913 года именовалась «О Георгиевском кресте». Отныне знаки отличия Военного ордена всех четырех степеней, « установленные в награду за выдающиеся подвиги храбрости и самоотвержения, против неприятеля в бою оказанные», стали официально именоваться Георгиевскими крестами. Нумерация крестов каждой степени началась заново. В Первую мировую войну, или как ее назвали современники в Великую войну, Георгиевский крест стал самой массовой и почетной воинской наградой. В Первую мировую войну орден Святого Георгия I степени не вручался. Кавалерами ордена II степени стали: командующие фронтами генералы Н.Н. Юденич, Н.И. Иванов, Н.В. Рузский и великий князь Николай Николаевич-младший.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

«Этою «жизнью во Христе», этим «облечением во Христа», кажется, была достигнута высшая мыслимая для человека ступень совершенства во всех смыслах: целомудрие, бдение (т. е. непрерывная память о Боге), пост, непрестанная молитва, кротость, смирение, послушание, совершенное незлобие, – наконец и видимое, наружное возложение и ношение «язв Господа Иисуса Христа на теле» по слову апостола. Но для совершенства нет пределов и. изощренный в опыте духовности взор подвижника видел ступени, по которым еще надлежало ему восходить». С 1804 г. по 1807 г. Серафим прервал свои обычные работы и, найдя в лесу большой камень, начал новый этап своей духовной жизни. Он стал столпником. Три года (тысячу ночей, говорит предание), когда мир потрясали войны и триумфы Наполеона и Александра, Серафим провел на коленях на камне, с воздетыми к небу руками, беспрестанно повторяя молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!» Днем он молился на другом камне, ближе к своей хижине, и немного отдыхал. Этот подвиг столпничества, осуществленный в XIX веке, – единственный в своем роде. Это была мировая умилостивительная жертва, приносившаяся в эти годы, в этом лесу, Святым русским иноком. Вся земля через него приносила себя Богу и молилась его устами. В 1807 г. Серафим кончил свой подвиг столпничества чтобы начать подвиг молчальника; он не обменивался больше ни единым словом с теми, кого он встречал, и падал перед ними на землю в знак своего решения не вступать в разговор. Тем временем умер Саровский игумен, и его преемник, едва вступив в должность, стал проявлять определенную враждебность к святому отшельнику. Он завидовал его святости, а позже и его известности. Еще более печально то, что и многие из монастырской братии, поощряемые на это игуменом, начали по-настоящему преследовать Серафима. Они досаждали и вредили ему, как могли, дошли даже до того, что разрушили маленькую печь в его хижине. Словом, в Сарове повторилась история Св. Тихона Задонского . «Поистине, как говорит св. апостол Павел: «беды во лжебратии» ( II Kop. 11, 26 )», – отмечает В.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А если бы ся людей огурили, абы который бы колвек чоловек з них улечы хотел, а на жниво не пошел, теды войт мой, Белевский, заразом листы таких людей моих, Белевских, каждого за кожды день пограбити так, яко бы за два гроши Литовских стояло, и пану Понятовскому, албо враднику его, Дековскому, тот грабеж отдати, поколы ибо отожнуть, або двома грошми за кожды день гребеж выкупить·. (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 132:133). 21 При церкви в с. Белеве священнослужителями состояли: 1) священно-иерей Филипп; 2) свящ. Евтихий Прокушировский; 3) свящ. Василий Кротковский – все трое – в 17 веке и упоминаются в находящейся при церкви копии синодика от 1664 года, составленного свящ. Андреем Рыловским; 4) свящ. Андрей Рыловский «из севера» – в 1664 году упоминается в вышеуказанном синодике; 5) свящ. Симеон Туричинский упоминается в 1668 году; 6) иерей-парох Андрей Рафалович – в 1698–1714 годах; 7) иерей Артемий Краськевич – в 1753–1760 г.; 8) иерей-парох Климентий Лозицкий – в 1770–1790 г.; 9) иерей-парох Василий Лавровский – в 1770–1790 г.; 10) парох Никита Лавровский – в 1790–1794 г.; 11) свящ. Григории Михайлович Стефановский – в 1795–1797 г.; 12) наблюдающий свящ. из с. Старо-Жукова Симеон Ракуцкий – в 1797–1801 г.; 13) свящ. Даниил Терехович – в 1801–1807 г.; 14) свящ. Андрей Должанский – в 1807–1814 г.; 15) наблюдающий свящ из с. Дикова Стефан Андреев. Червинский – в 1815–1822 г.; 16) наблюдающий свящ. из с. Пересопницы Симеон Антониев. Слодкевич – в 1823–1824 г.; 17) приход. свящ. Василий Феодор. Лозинский – в 1824–1850 г.; 18) приход. свящ. Иулиан Васильев. Лозинский – в 1850–1862 г.; 19) приход. свящ. Павел Игнатьев. Савицкий – в 1862–1887 г. и 20) приход свящ. Пётр Недоборовский – с 1887 года (ныне служит). В Белевской церкви хранятся следующие старопечатные книги: 1) «Евхологион, албо молитвослов или требник, имея в себе церковная различная последования от святых Апостол и Богоносных Отец в различных временах предания. Трудолюбием братства Успения Пресв. Богородицы – в Львове.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Рязань. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Скорбященская церковь Церковь. Действует.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери , Алексия, человека Божия , Онуфрия Великого Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1807. Адрес: г. Рязань, Колхозный проезд, д. 1 Координаты: 54.611943, 39.74793 Проезд:Троллейбус: 12 до остановок " Рембыттехника " или " Спортивная " , 5 до остановок " Спортивная " или " Завод САМ " . Автобус: 32, 60 до остановок " Спортивная " или " Завод САМ " , 56 до остановки " Завод САМ " или " Рембыттехника " . Маршрутное такси: 33, 62, 80, 85, 95 до остановок " Спортивная " или " Завод САМ " , до остановки " Завод САМ " , до остановки " Рембыттехника " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. С самого начала храм строился как кладбищенский. Деревянная кладбищенская церковь была построена вскоре после того, как под очередное городское кладбище была отведена земля в 1784 году. Строилась эта церковь по образцовому проекту, прилагавшемуся к первому Генеральному плану Рязани 1780 года. В 1807 году при архиепископе Амвросии (Яковлеве-Орлине) на пожертвования надворного советника купца Петра Алексеевича Мальшина была построена вместо деревянной новая каменная церковь, в которой находились три престола: главный - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», правый – в честь праведного Алексия человека Божия и левый – в честь преподобного Онуфрия Великого. По соседству, одновременно с возводимой церковью, на средства крупнейшего рязанского мецената XIX века Петра Алексеевича Мальшина был построен жилой дом для служителей храма, ибо ежедневно добираться им к находившемуся за городской чертой Скорбященскому храму было затруднительно. При храме Мальшин хотел построить и богадельню, но по просьбе городских властей она была перенесена на другое место (на угол улиц Курганской и Мальшинской, ныне улиц Маяковского и Свободы). Предназначение храма отразилось в его архитектурном решении и на характере внутреннего оформления.

http://sobory.ru/article/?object=07116

Прилежаев Е. М. Духовная школа и семинаристы в истории русской науки и образования. СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и К°, 1879. 28 с. Прилежаев Е. М. Царствование Александра I в истории русской духовной школы//хч 1878. ч. 1. С. 253–275. Рогов А. И. Школа и просвещение//Очерки русской культуры XVII века. ч. 2: Духовная культура под ред. А. В. Арциховского. Μ., 1979. С. 142–154. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802–1902 годов. СПб., 1902. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России вв. Т. 1. СПб., 1912. IX, 679, 48 с. Сарычев В. Д. Задачи русской духовной школы (сокращенный текст доклада, прочитанного при встрече с делегацией греческих богословов 27 мая 1962 года в Московской духовной академии) жмп 1962. 9. С. 70–78. Светлов П. Я. О необходимости Богословских факультетов в университетах, или О реформе высшего религиозного образования в России: Докладная записка Сов. ун-та св. Владимира. Киев, 1906. 30 с. Сорокин В., прот., Бовкало А. А., Галкин А. К. Духовное образование в Русской православной Церкви при святейшем Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917–1925)//ХЧ 1992. 7. с. 19–49. «Сосуд избранный». История российских духовных школ в ранее не опубликованных трудах, письмах деятелей русской православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства (1888–1932). [Кн. 1]/Сост. М. Д. Склярова. СПб.: Борей, 1994. 464 с.; Кн. 2. Памяти В. В. Болотова предисл. митр. Никодима; сост. М. Д. Склярова. СПб.: СЦДБ, 2000. 431 с. Сухова Н. Ю. Источниковая база по истории духовного образования в России 1807–1921 гг.: Дипл. раб. м.: ПСТБИ, 2000.160 с. Сухова Н. Ю. История управления духовно-учебными заведениями в России. 1807–1967 гг. Богословский сборник ПСТБИ 13. 2003. С. 206–235. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века), м.: ПСТГУ, 2006. 658 с. Сухова Н. Ю. Несостоявшаяся духов но-учебная реформа 1890-х годов//Вестник ПСТГУ 20. Вып. 3. II: История: История русской Православной Церкви. 2006. с. 7–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь имен 320 АВГУСТИН АВРЕЛИЙ , блаженный (354–430) – епископ Гиппонский (с 395 г.), учитель Церкви; разработал учение о сотворении мира, грехопадении, искуплении и спасении, выработал концепцию историософии и эсхатологии, которые стали определяющими для западноевропейского христианского мира. В споре о благодати и свободе воли опроверг ересь пелагианства. Богословие блаж. Августина, связавшего христианство с неоплатонизмом, имело определяющее влияние в Средние века вплоть до Фомы Аквинского. Главные сочинения: «О граде Божьем» (413–426), «Исповедь» (400), «О Троице» (400–416). АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817–1860) – философ, публицист, поэт, историк, разрабатывал общественно-политическую теорию славянофильства. АЛЕКСАНДР , св., епископ Александрийский († 326) – обличитель арианства. Созванные им в 320–321 гг. соборы анафематствовали Ария. Существенна была его роль и на I Вселенском соборе (I Никейском), где еще в диаконском сане он проявил себя активным защитником православия. АЛЕКСАНДР I (12.12.1777–19.11.1825) – российский император, на императорском престоле с 11.03.1801 г. Старший сын императора Павла Петровича и Марии Федоровны. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. В 1805–1807 гг. участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807–1812 гг. сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806–1812) и Швецией (1808–1809). При Александре I к России были присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 г. возглавил в 1813–1814 гг. антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814–1815 гг. и организаторов Священного союза. АЛЕКСАНДР II (17.04.1818–1.03.1881) – российский император, на императорском престоле с. 18.02.1855. Сын императора Николая I и Александры Федоровны. Подписал в 1861 г. манифест об упразднении крепостного права и получил прозвание «Освободитель». Провел ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг. перешел к реакционному внутриполитическому курсу. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865–1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. На Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879:1880); убит народовольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Духовные миссии Духовная миссия в Японии Образована в 1870 году Ревельский епископ Николай (Касаткин) епископ, равноап., рукоположен с30.03.1880 по 24.03.1906 начальник Духовной миссии архиеп. Японский † 3.02.1912 Духовная миссия в Китае В 1807–1822 годах Переславский епископ Иннокентий (Кульчицкий) епископ, свт., рукоположен с 5.03.1721 по 15.01.1727 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Духовная миссия в Иерусалиме Мелитопольские епископы Порфирий (Успенский) архимандрит, начальник Духовной миссии, инициатор ее создания с 1847 по 1854 будущий еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии; † 19.04.1885 Поликарп (Радкевич) епископ Одесский, викарий Херсонской епархии с 24.03.1857 по 30.09.1857 начальник Русской миссии в Иерусалиме Кирилл (Наумов) епископ, рукоположен с 13.10.1857 по 22.06.1863 † 10.02.1866 Духовная миссия в Персии (Урмии) Урмийский и Супурганский епископ Иона-Мар епископ, рукоположен Иона-Мар епископ, воссоединен с Русской Православной Церковью 25.03.1898 † 23.04.1910 Основные источники, используемые при составлении данного издания Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 т. – М., 1807–1815; – 2-е изд. – М., 1822. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. – М., 1892–1898. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877 Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 15 т. – СПб., 1863–1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Оранки. Оранский Богородицкий мужской монастырь. Церковь Петра и Павла. Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:1807. Адрес: Россия, Нижегородская область, Богородский район, с.Оранки Координаты: 55.895512, 43.716338 Проезд:Автобусом из Богородска или электричкой до пл. 296 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ещё одним храмовым сооружением монастырского ансамбля является каменный храм при монастырской трапезной во имя св. апп. Петра и Павла. Из описания монастыря конца XIX в. следует, что храм этот находился на первом этаже двухэтажного прямоугольного в плане корпуса, расположенного с северной стороны от собора. Трапезный корпус с храмом был выстроен еще в 1807 г., по плану, выданному Нижегородским архиепископом Вениамином (Краснопевковым) и первоначально, как уже было сказано, здесь размещались зимние кельи для монахов. Владыка Вениамин имел намерение выстроить этот корпус лично для себя, чтобы в последствии уйдя на покой и проживать в Оранской обители. Но Господь призвал этого святителя раньше данного намерения, и возведенный корпус с домовой церковью был оставлен впоследствии для братской трапезы. Очевидно, что спустя годы корпус этот и храм неоднократно перестраивался. Так, к примеру, доподлинно известно, что святой антиминс Петропавловской церкви был «…священнодействован Пресвященным Иоанном, епископом Нижегородским и Арзамасским 1836 г. сентября 26 дня», то есть спустя 29 лет после постройки данного корпуса. Из описания монастырского имущества на 1883 год следует, что «третья церковь однопрестольная теплая во имя св. апостола Петра и Павла,… пространством в длину с атарем 5 сажен, в ширину 2 сажени и 1 аршин, об одном возвышающемся под кровлею корпуса куполом осьми-угольной формы, коего верх покрыт железом и окрашен медянкою, а глава обита белою жестью, крест деревянный, осьмиконечный; стены снаружи оштукатурены и покрыты бирюзового цвета краскою на клею, в них окон: внизу 6 с железными решетками и вверху 6 без решеток, с двойными рамами; пол деревянный, окрашен охрою на масле; потолок деревянный, накатный, оштукатуренный. Дверей две: одна с южной стороны из братской трапезы, деревянная, а другая с западной, деревянная же; из коридора 2 этажа от братских келий. К западной стороне пристроены хоры с перилами, окрашенными дикою краскою. Печь одна из простого кирпича оштукатуренная».

http://sobory.ru/article/?object=24439

        Колливады оказали огромное влияние не только на свое, но и на последующие поколения. Первоначально это влияние было более ощутимым за пределами Святой Горы, чем на ней самой. Однако сегодня монахи Святой Горы Афон признают вклад колливадов в в возрождение православной духовности и следуют их традиции. Несмотря на то, что противники колливадов значительно превзошли их в числе и постоянно их преследовали, они не только не остановили пламенных афонских исихастов, но и фактически способствовали распространению их идей в Греции и других православных странах (придунайские государства, Россия и т.д.).     Именно колливадам надо отдать должное за возрождение исихазма в XIX веке. Даже в наши дни отцы-колливады продолжают бать вождями Православия и главным звеном, связывающим его со святоотеческой традицией. Повторное открытие исихазма четырнадцатого века, главным образом через труды его поборника св. Григория Паламы (+ 1357 г.), произошло благодаря тем зернам, которые посеяли в XVIII в. колливады.     Коливады вторая волна   С новой силой споры вспыхнули в нач. XIX в., и главной их причиной стал вопрос о частом при чащении Тайн Христовых. Наиболее значимым представителем колливадов на Святой Горе в это время был св. Никодим Святогорец. Повод к возникновению споров возник в 1804 году, когда было незаконно вскрыто и искажено письмо преп. Никодима к духовнику Святой Горы иеромонаху Иерофею, касавшееся вопроса о час том причащении. Это послужило поводом к но вым возмущениям, направленным против колли вадов и, главным образом, против самого святого, который, в отличие от первых колливадов, имел на Афоне уже и славу и авторитет.   Чтобы прекра тить волнения, в Кареях 19 мая 1807 года был созван собор из представителей всех 20 монасты рей Святой Горы, который благосклонно отнесся к колливадам и осудил их новых наветчиков. 13 июня 1807 г. преп. Никодим предложил на рас смотрение Св. Кинота Св. Горы свое " Исповеда ние Веры " , где по порядку опровергал все обвине ния, выдвинутые против него.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=71...

В 1764 г. К. Ч. м. был упразднен. Деревянные Богоявленский и Успенский храмы, обветшавшие к тому времени, стали приходскими, но собственных прихожан не имели. Во владении церковного причта, состоявшего из священника и 2 причетников, имелись 9 четв. пашенной земли и сенные покосы, с которых ежегодно получали ок. 20 возов сена. Первым иереем, приехавшим в закрытый монастырь, стал Иоанн Фёдоров (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2457. Л. 135). В 1788 г. в Богоявленской ц., считавшейся главной, не было священника, причт состоял из дьячка Алексея Иванова (59 лет) и пономаря Даниила Стефанова (27 лет) (ГААО. Ф. 1367. Оп. 2. Д. 844. Л. 15 об.). В архивных документах встречаются имена иереев, служивших в монастырских церквах в 1-й пол. XIX в.: Иоанн Никитин (1807-1837) и Феодор Гурьев (1840-1844). Как следует из клировой ведомости за 1826 г., И. Никитин, 45 лет, «из великороссиян», «дьяческий сын», в семинарии не обучался, рукоположен во иерея в 1807 г. еп. Старорусским Евгением (Болховитиновым) . Свящ. Ф. И. Гурьев составил новую редакцию Жития прп. Кирилла Челмогорского, дополнив его «Историческим описанием Челмогорской пустыни...» и разными сведениями об обители после ее упразднения во 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. ( Пигин. 2013). Ближайшие к закрытой Челмогорской пуст. приходские церкви располагались в Лёкшмозерском (12 верст) и Лядинском (15 верст) погостах Каргопольского у. В 1818-1823 гг. вместо старого, деревянного Богоявленского храма на средства каргопольского купца М. Н. Лыткина был построен и освящен одноименный «теплый» каменный храм с приделом во имя прп. Кирилла Челмогорского, где над мощами святого, покоившимися под спудом, стояла «рака красного дерева с клеймами с трех сторон медными посеребренными» (НАРК. Ф. 25. Оп. 15. Д. 9/177. Л. 1 об.; Березин. 1899). В древней Успенской ц. находилась особо чтимая небольшая икона «Успение Пресв. Богородицы» в серебряной ризе, по преданию принадлежавшая прп. Кириллу, его «единственное сокровище». Рядом с Успенским храмом располагалась пещера, к-рую «ископа себе» основатель обители. Ее место отмечал поклонный крест под навесом.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010