Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ [Серб. Mojcuje] (Миокович; 23.08.1770, Йозефово (ныне в черте г. Нови-Кнежевац, Сербия) - 14.12.1823, Плашки близ г. Карловац (ныне в Хорватии)), еп. Горно-Карловацкий. Монашество принял в монастыре Раковац 1 июля 1785 г., 14 июля был рукоположен во диакона и направлен служащим в консисторию Горно-Карловацкой епархии в Плашки. В 1798 г. рукоположен во иерея и поставлен архимандритом монастыря Раковац. В 1801 г. был администратором епархии после отъезда в Вену еп. Стефана (Авакумовича) и до прибытия еп. Петра (Йовановича Видака) . Архимандритом Бездина во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря поставлен 1 июня 1803 г. В янв. 1807 г. избран епископом Горно-Карловацким. Хиротония состоялась 16 июня в г. Сремски-Карловци, восшествие на кафедру - 1 сент. в Плашки. Положение епархии, главой которой стал М., было весьма тяжелым. Австр. власти стремились ограничить влияние священства на народ и с этой целью ввели дополнительные сборы с приграничного населения. Было запрещено проведение больших празднеств, а священникам запрещено на них присутствовать. После поражения Габсбургской монархии, согласно Шёнбруннскому мирному соглашению 1809 г., земли, на которых располагалась епархия, отошли к Франции. Горно-Карловацкая епархия фактически вышла из-под юрисдикции Карловацкой митрополии , но М. остался ее главой. Епископ и священство епархии были вынуждены принести клятву верности франц. имп. Наполеону I. Франц. власти определили М. годовое жалованье в 3 тыс. дукатов и потребовали описать приходы и предложить меры, которые необходимо принять, чтобы улучшить положение священства и школ. М. предложил разделить приходы на 2 класса (более и менее тысячи верующих), в больших приходах поставить по 2 капеллана, в маленьких - по одному. Благодаря осуществлению этого плана (священнический сан в пограничной области защищал от мобилизации) численность священства возросла, нек-рые приходы были разделены. Впосл., после возвращения австр. власти и закрытия мн. новых приходов, часть священников осталась без приходов. В 1810 г. была открыта Богословская школа в Плашки, в к-рой помимо стандартных предметов изучали франц. язык. Этот язык выучил и сам М. Хотя считалось, что при франц. власти православное и католическое духовенство находилось в равном положении, часть серб. фондов и церковных ризниц была конфискована для нужд франц. армии.

http://pravenc.ru/text/2563996.html

Монастырь Гомирье Венские власти в этот период были заинтересованы в охране своих границ сербами, поэтому были готовы пойти на уступки (см. ст. Венгрия//ПЭ. Т. IX. С. 565.), но местные прокатолические власти были настроены к православным враждебно. Так в 50–60-х гг. XVIII в. Жумберак, почти наполовину православный город, был обращен в унию. Городские власти ставили униатов на свободные православные приходы, запретив въезд в город православным священникам. В ответ на протесты епископа Даниила направленные в город представители несколько комиссий докладывали, что не обнаружили никаких нарушений и что в городе православных мало. С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял епископ Иосиф (Стоянович, ум. 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти епископа Даниила епископ Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Епископ Петр (Петрович; 1774–1783) организовал епархиальную консисторию, которая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же.). 2 ноября 1783 г. на кафедру был поставлен епископ Иоанна (Йовановича, впоследствии епископ Бачский, ум. 1805), который достроил резиденцию в Плашки. С 1786 г. на кафедре служил епископ Геннадий (Димович, ум. 1796), который добился от местной власти исполнения некоторых законов в отношении к православным: впервые австрийский офицер был оштрафован за оскорбление священника. Чтимая икона Божией Матери. Монастырь Гомирье Стефан (Авакумович; 1798–1801) перенес кафедру из Плашки в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: епископ Петр (Йованович Видак; 1801–1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашки, в 1804 г. там же — славяно-сербскую школу. В 1809 г. по Шенбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Горно-Карловацкой епархии перешла к Франции. Новые власти повелели епископу Моисею (Миоковичу; 1807–1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г. после объезда приходов маршал Мармонт рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Епископ Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и административном центре каждой провинции. В том же году в Плашки была открыта богословская школа, которая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на которых служили 317 священников и 27 диаконов. Епископ Лукиан (Мушицкий; 1828–1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашки с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и немецкие школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более трети от общего числа. Были открыты еще 4 сербские школы.

http://sedmitza.ru/text/413690.html

С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял еп. Иосиф (Стоянович, † 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти еп. Даниила еп. Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Еп. Петр (Петрович ; 1774-1783) организовал епархиальную консисторию, к-рая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же). 2 нояб. 1783 г. на кафедру был поставлен еп. Иоанн (Йованович, впосл. епископ Бачский, † 1805), к-рый достроил резиденцию в Плашках. С 1786 г. на кафедре служил еп. Геннадий (Димович, † 1796), к-рый добился от местной власти исполнения нек-рых законов в отношении к православным: впервые австр. офицер был оштрафован за оскорбление священника. Стефан (Авакумович ; 1798-1801) перенес кафедру из Плашек в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: еп. Петр (Йованович Видак ; 1801-1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашках, в 1804 г. там же - славяно-серб. школу. В 1809 г. по Шёнбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Г.-К. е. перешла к Франции. Новые власти повелели еп. Моисею (Миоковичу; 1807-1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г., после объезда приходов, маршал О. де Мармон рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Еп. Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и адм. центре каждой провинции. В том же году в Плашках была открыта богословская школа, к-рая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на к-рых служили 317 священников и 27 диаконов. Еп. Лукиан (Мушицкий; 1828-1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашках с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и нем. школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более 1/3 общего числа. Были открыты еще 4 серб. школы.

http://pravenc.ru/text/166231.html

(1804 г„ М.; с фр. пер. И. Красовский). 48) «Человек по физике и морали» (1804 г„ М.; перев. Д. Дмитревский). 49) «Краткие нравоучит. правила на каждый день года»... Штилинга (1806 г., Спб.; пер. с нем. А. Лабзин). 50) Демутъе «Учение нравственности» (1806–1807 гг.; с фр. пер. K. Н.). 51) Вейса «Основание философии или существенные правила политики и нравственности» (1807 г., Спб.; пер. с фр. А. Струговщиков). 52) Рейнгарда «Система практической философии» (1807 г., М.; перев. с фр. Сем. Кувичинский). 53) «Нравоучение для детей» (1807 г., М.; с фр. пер. И. Барышников). 54) «Нравственность и политика» (1807 г., М., пер. с фр.). 55) «Учение, нравственность... честного человека»... (1807 г. Спб.; пер. с франц. А. Бестужев). 56) «Нравоучит. книга для малых детей»... (1803 г., М.; на фр. и русск. яз.). 57) «Нравственная соль, т. е. случаи, мысли, наречения, изьяснннные политич., юридически и инде исторически, но с некоторою умеренною критикою» (1808 г. Спб.; пер. А. Урусов). 58) Дюкло «Рассуждения о правах сего века» (1813 г., Спб.; с фр. пер. К. Смиттен). 59) Якоба «Курс философии для гимназий»...; ч. IV: «Начертание нравственной философии» (Спб. 1811–1814 гг.). 60) «Курс (начальный) философии» Снелля (Казань, 1813–1814 гг.; с нем. перев. Лубкин и Кондырев)·. ч. IV: «Нравоучение и право естественное»; ч. V: «Нравственное вероучение»... При желании можно было бы назвать еще много нравоучительных переводных сочинении, обращавшихся в рассматриваемую нами эпоху [напр., 1) св. И. Златоуста «из бесед на посл. к Ефес. нравоучение» (М.; неизв. год изд.; изд. сделано А. Сыромятниковым)·, 2) «Учение, правила и нравоучительные изречения, на нем. и росс. яз.» (М. 1803 г.); 3) «Нравоучение (христианское), состоящее из истинно-христианских и душеспасительных 229 статей»... (1783 г., М.; перев.); 4) «Нравственный Псалтырь»... (1792 г., М.; собрал материал «из древних и новых писателей и издал» Ф. Богомолов); 5) «Натура и благодать»... (1784 г., Москва); 6) «Рассуждение о монашеской жизни» – Корнел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Специфически новозаветное откровение есть откровение благодати, любви и свободы, а не закона и нормы. Евангельская мораль – мораль любви, а не мораль закона, в ней нельзя было бы открыть следов категорического императива, в ней нет этого формального – моралистического пафоса. В Евангелии суббота для человека, а не человек для субботы... Абсолютность христианской истины есть действующий в нас дух новой жизни, а не стоящий над нами непреложный закон. И совершенно невозможно прямолинейно и механически применят христианскую абсолютность к природной и исторической относительности. История есть манифестация абсолютного, по в самом историческом нельзя утверждать абсолютного, как норму и закон... Война не может быть христианской и государство не может быть христианским, христианским может быть лишь дух и царство духа». Итак, Н. А. Бердяев ныне говорит уже без запинки языком Основ христианства, но отзыв об этой системе, непонятно – почему, все еще удерживает старый, сложившийся у него в период «христианской общественности» Содержание рукописи таково. I) 1 – журнал 3 декабря 1807 г. (на стр. 5–8, с отметкой князя А. Н. Голицына в начале: «доведено до сведения Его Императорского Величества 6-го Декабря 1807 года». II) 2, за 5 декабря 1807 г, (на стр. 9–15) с таковою же отметкой о 13-м декабря. III) 3 за 10 декабря 1807 г, (на стр. 17–201, представленный Государю 3 января 1808 г. IV 4 за 14 декабря 1807 г. (в стр. 25–30), доложенный Императору 24 января 1808 г. V) 5 за 31 декабря 1807 г. на стр. 33–39 (40) с приложениями (скрепленными подписями членов – каждое в отдельности): А) примерный штате Духовных Академий (стр. 41–42); В) примерный штат Семинарий по разрядам (стр. 40–47); С) примерный штат Уездных Училищ по разрядам (стр. 50–51); Д) примерный штат Приходских училище по разрядам (стр. 54–55); над журналом надпись кн. Голицына: «Доведено до сведения Его Величества Января 24 1808 года, равно и примерные штаты». VI) 6 за 25-е января 1808 г. (на стр. 57–66), сообщенный Государю 21 февраля 1808 г, и при нем две справки из Регламента (III ч., §§13 и 22), скрепленные А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В сознании Д. присутствовало рационалистическое представление о том, какой была бы история, если бы люди жили, руководствуясь «разумом», а не «страстями». Но в отличие от настоящих радикалов якобинского типа Д. считал недопустимыми практические действия, обусловленные революционными идеями. Д. назвал сельское хозяйство, торговлю, мануфактуры и мореплавание «четырьмя столпами» процветания США. Однако почти непрерывные (с 1792) войны в Европе позволяли США, как нейтральной стране, получать сверхприбыли от экспорта продовольствия, и бюджет США все больше зависел от этого вида торговли. В результате, когда Великобритания запретила нейтральным гос-вам торговлю с Францией (май 1805), а Наполеон ввел для них аналогичный запрет на торговлю с Британией (Берлинские декреты о континентальной блокаде 21 нояб. 1806), усилилась опасность втягивания США в глобальный англо-франц. конфликт. Д. попытался избежать этого, добившись от конгресса введения эмбарго на внешнюю торговлю (с 22 дек. 1807 до 1 марта 1809). От эмбарго пострадали не только торговцы и судовладельцы, но и сельскохозяйственные производители, лишившиеся европ. рынка; лишь мануфактуры США пережили краткий расцвет. 2 июля 1807 г. Д. выступил с инициативой установления дипломатических отношений с Россией. Поводом стал т. н. чесапикский инцидент - нападение брит. корабля «Леопард» на амер. «Чесапик» у побережья США для захвата 4 матросов, дезертировавших с брит. военного флота (22 июня 1807), ошибочно воспринятое в США как начало полномасштабной англо-амер. войны. Д., состоявший с 1804 г. в переписке с имп. Александром I, видел в России могущественного союзника, недовольного брит. диктатом на морях, желающего и способного призвать Британию к порядку. Однако к времени прибытия документов с амер. предложениями в Европу рус. армия была разбита Наполеоном I, Александр I подписал с ним Тильзитский мир (7 июля 1807) и Россия включилась в систему континентальной блокады. Получив в сент. 1807 г. от Британии извинения за «чесапикский» инцидент, правительство Д.

http://pravenc.ru/text/171835.html

В знак особого благоволения и признательности к усердной, продолжительной службе Римского-Корсакова, 2 апреля 1807 г. старший сын его был принят в л.-гв. Семеновский полк с дозволением остаться при отце для узнания порядка службы. По окончании войны 1806–1807 годов и по заключении Тильзитского мира Римский-Корсаков 28 июня 1807 г. награжден был орденом св. Владимира 1-ой степени «за труды и подвиги, дознанные опытом в продолжение долговременной и усердной службы, особливо явленные в течение последней войны, в которое время споспешествовал во многом действиям армии, доставляя оной все военные снабжения, нужные к продолжению деятельности войска». В ноябре (7 числа) того же года Римский-Корсаков был назначен командиром трех дивизий 4, 7 и 10), состоявших в армии Буксгевдена сохраняя звание Литовского губернатора, В военных действиях 1805–1807 г. Римский-Корсаков не принимал участия. 20 января 1808 года ему было пожаловано 30000 руб., из числа оставшихся у него экономических денег, отпущенных на покупку лошадей и повозок для действующих войск. Однако, в следующем, 1809 г. Римский-Корсаков был уволен от службы, хотя, как значилось, и по слабости здоровья, но можно не без основания полагать, что вследствие возникших у него служебных неприятностей со всемогущим графом А. А. Аракчеевым, в то время военным министром. Это можно заключить из следующих слов письма к Римскому-Корсакову Императора Александра I от 18 марта 1809 г.: «Звание министра военного есть первое в армии, и ему подчинены все военные чины от первого до последнего, несмотря на то, в какую бы должность употреблен кто ни был; следовательно, и вы должны покоряться беспрекословно сему общему правилу». В заключении письма Император делал замечание Римскому-Корсакову, который после этого, по прошению своему, и был уволен от службы «по слабости здоровья» (3 июля 1809 года). Он находился в отставке до начала Отечественной войны, когда был снова призван на службу и назначен военным губернатором той же Литвы, которой и управлял почти 18 лет, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1800 года Жалованье Ректору Префекту 250–300 Учителю красноречия: светскому – иеромонаху Учителю риторики и истории – поэзии и географии – синтаксимы и 2-й ч. арифметики – грамматики и 1-й ч. арифметики – высшей информатории – низшей – французск. и немецкого языков Инспектору студентов Учителям еврейского языка и нотного пения – жалованье учителя философии, которая соединена с красноречием. 1807 года Жалованье Награды Всего в год к Пасхе к вакации Ректору, арх. Флавиану Префекту, арх. Израилю Философии учителю, арх. Порфирию Риторики высшей, соб. иер. Мисаилу Риторики низшей, свящ. Дьяконову Латинск. низшего, Бедринскому Латинск. высшего, Вигилянскому Греческого языка, Тихомирову Немецкого языка, Кораллову Французск. языка, протоиер. Налимову Медицины, И. С. Боку Учителю рисования, Ливенцову Учителю архитектуры, Петрову Учителю архитектуры, Малиновскому 2) На содержание воспитанников: а) на содержание 100 человек пищей, одеждой и обувью, и других 100 только пищей, в год, в 1800 году положено 5,307 р. 25 к. Утвердив эту статью расхода, митрополит Амвросий повелел: мясо выдавать в простые дни на больших по три четверти фунта на каждого, а на малых по полфунту, в праздники – первым по фунту, а последним по три четверти фунта; из одежды давать: сюртук, тулуп, камзол и нижнее платье на два года; нанковый халат, по две пары белья, косынок и сапог на год. Своекоштные, для соблюдения единообразия в одежде, должны были выбирать материю, и приспособлять покрой платья к одежде казенных воспитанников; б) на жалованье бедным воспитанникам в 1800 г. положено 750 р. В 1807 г. на содержание воспитанников отделено было 14,218 р., следовательно 8,160 р. 75 к. более прежнего. 3) На общие расходы по дому 2,265 руб. 4) На библиотеку в 1800 г. положено 200 рублей в год; но в 1807 г. и эта статья расходов, вместе с больницей, увеличена до 4,984 рублей. – Утвердив проект расходов 1800 года, м. Амвросий предписал академическому правлению: «употреблять всевозможное рачение о добром хозяйстве, чтобы студенты и ученики и прочие чины были довольны без излишества и содержимы в чистоте и опрятности». «Нужно – присовокуплял владыка – да и прилично доброму хозяйству иметь остатки для непредвиденных случаев, о чем и стараться.» Остатки эти были, конечно, не велики, однако же были, так что напр. от 1806 по 1807 г. в запасе было экономической суммы 1115 р. 68 к., и остаточной от году 222 р. 16 к., да сверх того, запасов к следующему году оставалось на 3688 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

1805, 20 октября — капитуляция австрийской армии при Ульме 1805, 21 октября — Трафальгарское сражение. Разгром англичанами франко-испанского флота 1805, 2 декабря — сражение при Аустерлице. Разгром французами армий Третьей коалиции 1806-1807 — война Четвертой коалиции (Англия, Пруссия, Россия) 1806, 14 октября — разгром французами прусской армии при Йене 1806, 21 ноября — Берлинский декрет о континентальной блокаде 1807, 14 июня — поражение русской армии при Фридланде 1807, 7 июля — Тильзитский мирный договор с Россией 1807, 17 октября — вторжение Франции в Португалию 1808, май — начало войны Франции с Испанией 1809, 9 апреля — начало войны Пятой коалиции (Австрия, Англия, Испания) 1809, 6 июля — поражение австрийской армии при Ваграме 1809, 14 октября — Шенбруннский мирный договор с Австрией 1809-1812 — испанская герилья (народная партизанская война против французов) 1811, март — отступление французов из Португалии 1812, 24 июня — переход Великой армии через р. Неман. Вторжение в Россию Свернуть Противостояние продолжилось и с приходом Наполеона к власти. В 1805 году он даже собрал на берегу Ла-Манша армию вторжения в Англию, однако разгром англичанами французского и испанского флота (Испания в тот момент была союзником Наполеона) перечеркнул эти планы. Кроме Франции и Англии в Европе было три великих державы — Австрия, Пруссия и Россия. Все они принимали участие в войнах против революционной Франции, когда Бонапарт был генералом республиканской армии. Несмотря на то, что Наполеон объявил себя в 1804 году императором и попытался отказаться от своего революционного прошлого, каждая из этих держав все более опасалась установления гегемонии Франции, что могло означать потерю суверенитета и даже (как показал пример Испании в 1808 году) замену правящей династии на родственников Наполеона.     Очень примечательно, в какой момент Наполеон принял решение «завоевать море через сушу», т. е. запретить всем странам континентальной Европы торговать с Англией, чтобы «задушить» ее экономику. Эта идея пришла в голову французского императора в 1806 году, когда он одержал ряд оглушительных побед над армиями антифранцузских коалиций и вошел в столицу Пруссии Берлин. Неожиданно быстрый для самого Наполеона разгром державы, армия которой считалась одной из сильнейших в Европе, привел его к мысли, что он может навязать свою волю всем странам континента.

http://foma.ru/byla-li-vojna-s-napoleono...

– 4 апр. 1807: «О списке Веревкина пожалуйста покончите. Я поправляю словарь к скорому изданию, а нужно пополнить сию статью». – 12 июня 1807: «Сердечно благодарю за обещание биографии профессоров ваших, а особливо за обещание г. Фукса. Вы обещались мне доставить оный на будущей почте. Но много уже прошло будущих почт. Сделайте из них какую-нибудь прошедшую в этом деле.» – 19 окт. 1807: «Спасибо... за присылку записки о Веревкине, хотя и очень недостаточной. Буду ожидать и других обещаемых записок... Биографии г. Яковкина из Петербурга я еще не получил». 10 Вот выписки из писем к Городчанинову после 1807 года относительно словаря: – 4 мая 1809: «Буду ждать и биографии Ефрема Осиповича. А сочинения его у меня в словаре уже означены. Однако ж дабы какого не пропустить, приложите и вы список оных. Снабдите меня биографиями и других ваших профессоров. Послужные же списки, думаю, у вас все есть, a переслать их можетс под казенною печатью... Весьма жалею покойного доброго Павла Афанасьевича. Остались ли у него дети? Пришлите мне его послужный список с росписью трудов. Да нельзя ли прислать и печатные его изъяснения на Цицерона de officiis. Благодарю за Мерзлякова стихи на смерть его. Николай Ник. прислал мне еще и Геймову ему епитафию.» – Ефрем Осипович Мухин с 30 дек. 1808 г. по 7-е февр. 1818 г. был профессором анатомии и физиологии в Моск. Медико-Хирургической Академии. – Павел Афанасьевичь Сохацкий был профессором Московского университета по философии и древней словесности; умеръ 18 марта 1809 г. – 31 мая 1809 г.: «Сердечно благодарю вас за письмо от 21 мая и за приложенную биографию почтенного Ефрема Осиповича, коего операции славятся уже и в чужестранных газетах. Слава Богу, что Отечество наше имеет в нем столь знаменитого хирурга... Попросите его, чтобы он чрез вас доставил мне полный список своих напечатанных сочинений с означением формата книги, также места и года печатания. Вы знаете, что по плану моего словаря это нужно. А также в послужном списке не означено, в каких училищах он учился. Сие также нужно. Прошу сие дополнить. Буду ждать от вас биографии и покойного Павла Афанасьевича с его Цицероновыми листками».

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010