Из них более известны петербургский протоиерей Григорий Мансветов , напечатавший Краткие поучения для воинов (Спб. 1821), Обязанности домашнего общества (1823), Краткое изъяснение на литургию (1822. 1825), Поучение, как стоять в церкви (1824), и весьма известное в свое время сочинение в 6 частях Училище благочестия (1824–1826), и московские протоиереи Иоанн Кандорский, написавший несколько сочинений против вольнодумства, и Николай Другов, издавший Изъяснение евангельских блаженств (М. 1818), Верный путь ко спасению в 3 частях (1816 и 1822), Дух утешитель на каждый день (1820) и др. Важное значение имели сочинения и переводы, направленные против вольнодумства, каковы переводы: Феофилакта Русанова о достоверности Евангелия Бозобра (1803), О превосходстве религии Люзерна (1804) и Против безверия (1806), Смирнова Иудейские письма к Вольтеру (М. 1808 и 1818 г.), Т. Крылова Размышления о важнейших истинах религии Иерузалема (М. 1816 и 1817–1819) и мн. др. Но замечательно, что, кроме указанных выше немногих сочинений, не являлось на свет ни одного труда, который бы касался религиозных ошибок и крайностей наиболее выдававшегося современного настроения общества, – мистического. Еще менее занимал духовную литературу вопрос о расколе и народных сектах; кроме упомянутого сочинения Евгения Болховитинова о духоборцах, притом же в свое время остававшегося под спудом, можно указать разве еще на очень слабое Наставление правильно состязаться с раскольниками ректора рязанской семинарии Иеронима, выдержавшее 3 издания (М. 1807, 1815 и 1825 г.), и не изданные, даже, кажется, совсем затерянные цензурой, обширные тетради против раскольников, особенно Федосеевцев, лучшего в то время знатока раскола, московского единоверческого протоиерея И. Полубенского. На поприще истолкования св. Писания из нижних экзегетов продолжали подвизаться Ириней (Клементьевский) псковский, издавший при Александре свои толкования на пророков (Спб. 1804, 1809, 1816) и на псалмы (М. 1805 второе изд., 1807, 1814), и другой Ириней (Фальковский) Чигиринский, издавший толкования на послания к римлянам (Киев 1806) и к галатам (1807).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

В Ярославских еп. вед. 1861 г. напечатаны два «стихотворения» его «Мытарь и Фарисей» 7) и «Чистый понедельник» 10). Много писано было им и других разного содержания стихотворений, много говорено было «проповедей», но в печати их нет. Ветринский Александр Тимофеевич Ветринский Александр Тимофеевич , родился, как значится на могильном его памятнике на Туговой горе, 25 июля 1813 г., воспитывался в Ярославской семинарии, был священником в Ярославле сначала при Златоустовской кремлевской церкви, а потом при церкви Димитрия Солунского. Умер 2 января 1876 г. «Проповедь» его «в неделю по просвещении» напечатана в Яросл. еп. вед. 1861 г. 2). Головщиков Александр Николаевич Головщиков Александр Николаевич , сын Николая Сергеевича, о котором будет ниже; родился в Ростове в 1777 году и, окончив курс в Ярославской семинарии в 1797 г., определен священником Ярославского собора; 1805–1807 г. был учителем семинарии; в 1807 г. назначен законоучителем Демидовского высших наук училища; с 1829 по 1833 г. был законоучителем гимназии; в 1807 году определен экзаменатором ставленников; в 1814 г. – членом консистории; в 1815 г. членом цензурного комитета; в 1820 г. протоиереем Ярославского собора; в 1825 г. приглашен в члены оспенного комитета; в 1835 г. – статистического общества. Из почетных наград он имел – камилавку, наперсный крест, палицу и ордена св. Анны 2-й степени с Императорской короной и св. Владимира 3-й степени. В 1855 г., по прошению, от должности соборного протоиерея он уволен и назначен, без принятия монашества хотя и вдовый уже, настоятелем Афанасьевского монастыря в Ярославле, но в 1859 г. оставил, по старости, и эту должность. Скончался 19-го июля 1861 года. Из множества говоренных им на своем веку «проповедей» в печати нет ни одной; рукописные же сохраняются у протоиерея Н.А. Тихвинского, женатого на внучке протоиерея Головщикова. Богословие студентам Демидовского высших наук училища преподавал он, напр. в 18–9/10 учебном году, по руководству иеромонаха Макария, а в 18–7/8 учебном году и историю Рос. церкви по руководству митрополита Платона. Головщиков Димитрий Николаевич

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Пахомий. 1727 – 1738 годы. При нем построены братские кельи и каменная монастырская стена. Переведен в Московский Высокопетровский монастырь где и скончался в 1757 году. Боголеп Нифонтов. 1738 – 1755 годы. Бывший казначей монастыря. При нем большой братский корпус, отлит шестисотпудовый колокол. В 1747 году по его заказу сделан список с иконы называемой «Устюжское Благовещение». Скончался в 1755 году и погребен напротив алтаря Архангельского собора. Сергий. 1755 год с апреля по июль. Бывший настоятель Троице-Гледенского монастыря. Иосиф Золотой. 1755 – 1758 годы. Переведен в Тульский Предтеченский монастырь. 25 октября 1760 года хиротонисан епископом Вологодским и Белозерским. Скончался в 1774 году, погребен в Вологодском кафедральном соборе. Владимир Каллиграф. 1758 – 1759 годы. В 1759 году переведен в Спасо-Яковлевский монастырь и определен на должность ректора Ростовской семинарии. Иаков Шергин. 1759 – 1765 годы. Скончался в 1771 году и погребен под алтарем Владимирской надвратной церкви. Мисаил. 1765 – 1776 годы. Бывший настоятель Троице-Гледенского монастыря. В 1772 году по распоряжению Великоустюжской духовной консистории было запрещено погребать умерших в Михайло-Архангельском монастыре, для этого было выделено место в Знамено-Филипповской Яиковской пустыни. После смерти Мисаил был погребен с восточной стороны алтаря Знамено-Филипповского монастыря. Арсений Изограф. 1776 – 1786 годы. Переведен в Можайский Лужицкий монастырь. Иоанн Никитин. 1786 – 1799 годы. Скончался 13 октября 1799 года, погребен в северо-западном углу Великоустюжского Успенского собора. Даниил. 1799 – 1800 годы. В монастыре побывать не успел, хиротонисан в епископа Пензенского. Павел Чедневский. 1800 – 1801 годы. Переведен в Неженский Благовещенский монастырь. Евгений. 1801 -1802 годы. Переведен в Тверской Отрочев монастырь. Стефан. 1802 – 1807 годы. Скончался 2 июня 1807 года. Парфений. 1807 – 1812 годы. Скончался 15 января 1812 года в Вологде. Густин. 1812 – 1817 годы. При нем на месте смерти Прокопия Устюжского в 1814 году сделаны каменные часовни во имя Прокопия и Иоанна Устюжских. Переведен в Трифонов Вятский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Казанский собор казанского Богородицкого мон-ря. 1798–1807 гг. Архит. И. Е. Старов. Фотография. Нач. ХХ в. Казанский собор казанского Богородицкого мон-ря. 1798–1807 гг. Архит. И. Е. Старов. Фотография. Нач. ХХ в. В 1694 г. К. м. пострадал от пожара, а к 1739 г. в нем кроме соборного храма и теплой Богородице-Рождественской ц. с приделом вмч. Никиты была каменная ограда с надвратными храмами: над св. воротами - ц. во имя ап. Иоанна Богослова, над др. воротами - ц. во имя св. царевича Димитрия Московского ( Малов. 1879. С. 4). Колокольня с зап. стороны холодного храма также была возведена в XVII в.: 2 нижних яруса колокольни были в виде четвериков, отделанных неск. оконными проемами с наличниками, пилястрами на углах и фризами в верхней части, выше - 4 яруса восьмериков с арочными проемами, завершающиеся 2-ярусной горкой кокошников с маленькой главкой. В 1742 г. мон-рь пострадал во время городского пожара, еще раз его собор был сожжен пугачёвцами в 1774 г. Здание находилось в крайней степени разрушения и представляло опасность. К 1791 г. по инициативе архиеп. Казанского Амвросия (Подобедова) архит. И. Е. Старов создал план и разработал вид фасада нового здания собора, утвержденные имп. Екатериной II. В 1796 г. старый собор был разобран, а 30 мая 1798 г. в присутствии имп. Павла I и цесаревичей Александра и Константина Павловичей заложено новое здание. Средства на строительство были отпущены из имп. кабинета и духовного департамента ( Рыбушкин. 1848. Ч. 1. С. 96; Малов. 1879. С. 5, 6). Новый собор был возведен к 1807 г., освящен 30 мая 1808 г. и стал самым большим церковным сооружением в Казанской епархии. Строительство собора велось почти в то же время, что и работы по возведению собора в честь Казанской иконы Божией Матери в С.-Петербурге (1801-1811). Облик собора К. м. (руководил работами архит. Е. М. Емельянов) по стилю воплощал идеалы зрелого классицизма в русской архитектуре: грандиозный кубический объем с гладкими стенами, украшением к-рых служили окна в 2 этажа, по центру установлен высокий световой барабан с огромным куполом; по углам здания располагались 4 купольные главы меньшего размера; по центру каждого фасада (кроме восточного) возвышался 6-колонный, далеко выступавший от стены портик, увенчанный треугольным фронтоном с полуциркульным окном; отсутствие лепнины и скульптурного декора компенсировалось использованием украшенных ордерных элементов - ионических колонн в портиках, коринфских - в центральном куполе.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

Уже г. Шестаков заметил, что Paris. 854 здесь гораздо толковее Льва, и следовательно первоначальнее. Но ещё толковее был оригинал славянского логофета, за тем исключением, что там была описка: νοιαν πεσπσατο вместо ενοιαν, откуда нелепое чтение славянского перевода: царево привлче Так как между Paris. 854 и сочавским логофетом, при всём их сходстве, всё же, как и мы видели, существуют мелкие отличия, то самую ркп. Paris нельзя считать непосредственным оригиналом болгарского переводчика; но тождество редакции обеих не подлежит, думаем, сомнению. Сравнить приводимые у г. Шестакова разночтения Paris. 854 и Vamic. 1807 (последняя рукопись вообще признаётся им за лучшую парижской) с сочавским логофетом мы не имели времени, и потому не можем сказать, может ли считаться таким непосредственным оригиналом Vamic. 1807. Но вероятнее, что нет; уже по одному тому, что и ватиканский список, как и парижский, анонимен, а в сочавской стоит имя Симеона логофета и Метафраста. Но, как бы то ни было, редакция Pemropol. F IV. 307, Paris. 854 и Vatic. 1807 одна, и по сравнению с Львом (то есть с истинным Львом Paris. 1711) и московским Георгием первоначальна. Значит ли это, что в ней мы имеем чистого, безподмесного логофета? Категорически утверждать это мы всё-таки не решаемся. 1) Marcianus 608 и Vindobon. hist. gr. 37 прямо называют своим автором Симеона, а между тем они интерполированы из Георгия. Значит в показание ркп. F IV. 307 не ручается, что её текст вполне свободен от интерполяций. 2) Только F IV. 307 называет Симеона, да и то в несколько двусмысленной форме: «смена метафраста и логофет мира и лтовник събран различныих лтписець». Таким образом, в заглавии имя Симеона непосредственно относится только к мира то есть к известной статье ες τν κοσμοποιαν; а запись в конце, относящая всю книгу к Симеону книга именем метафрастъ»), может быть домыслом болгарского переводчика или даже писца. Две же греческие ркп. анонимны. 3) В этой редакции есть заимствования из несомненно подлинного (Коаленева) Георгия; кто их сделал: автор (Симеон) или интерполятор? Я не знаю пока средств решить этот вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Между тем Киприан, со своей стороны, подал на высочайшее прошение об определении ему штатного содержания, так как он потерял имущество и здоровье и не имеет возможности теперь восстановить хотя бы только отчасти своё прежнее состояние. По этому прошению у обер-прокурора св. синода была наведена справка: нельзя ли поместить просителя так, чтобы он с новым местом получил выгоды, которые бы могли послужить ему некоторым награждением за претерпенное. Обер-прокурор ответил, что выгодного для Киприана места, за отказом его по слабости здоровья от настоятельства, не предвидится; пенсии же настоятелям штатных монастырей полагается не более 75 рублей в год, а нештатных, какого был Киприан, по 50 рублей. «Дать-же ему награду деньгами в высочайшей воле». – Государыня определила ему в 1794 г. ежегодной пенсии по 150 рублей. Пробыв до 1807 г. в Киево-Печерской Лавре, в звании соборного старца , с отправлением «послушаний» – экклесиаршеского, наместнического и Китаевской Пустыни начальника», Киприан в марте 1807 г. был назначен св. синодом в настоятели Киево-Николаевского монастыря, с производством в архимандриты. Скончался 22 декабря 1812 г. в Киево-Печеской Лавре, в которой помещена была (с февраля 1812 г.) братия Киевониколаевского монастыря, вседствие того что Киево-Николаевский монастырь был временно передан монахиням Киево-Флоровского монастыря, так как этот монастырь, во время бывшего в Киеве пожара, сгорел до тла. – АСС., 1793 г,, 117, 131; 1807 г., 224; 1813 г., – АМДК., 388, 389, 437, 458. – АКДК., 1255. 857 Священник Стефан Симонович был родом из Полтавы. Получил образование в Переяславской семинарии. Как отличный чтец и певец и знаток церковного устава, ббыл определён дьячком к Переяславской архиерейской церкви. Поступил на консисторскую службу, на которой состоял 20 лет, дослужившись до «писаря». В 1784 г. рукоположен в священника к Переяславской Успенской церкви. В следующем году, оставив семью, уехал с преосвященным Виктором в Слуцк «заводить консисторию» в которой долго оставался единственным сведущим представителем этого учреждения, будучи в первые три года секретарём архиерейским; в консистории тогда секретарствовал поручик Сухозапет.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В подтверждение мысли о необходимости в вопросе о расторжении брака, исходить именно из понятия брака как таинства, в настоящий раз нельзя не привести мнение Митрополита Платона, представленное им Обер-Прокурору Святейшего Синода в 1807 году. Мнение сие буквально содержит в себе следующее: «что до разводов, то как брак совершается от Церкви, то она имеет право, по законным причинам, и расторгнуть оный. А если светские присвоят себе власть расторгать брак, то следует им и благословлять брак. Притом союз брака есть преважный в рассуждении государства. Государство большая семья, которая основывается на том, ежели частные семьи будут неразрушимы, или по крайней мере удерживаемы. А в светских судилищах удобно последует то: поскольку от них нечего ожидать ни ревности к сохранению сего союза, ни беспристрастия. Сверх того как Церковь от основания своего имела сие право, и оно относится до религии и составляет догмат веры, то дерзновенно оную сего лишать: иначе могут произойти следствия худые. В другом мнении, в том же году представленном, Митрополит Платон о производстве дел сего рода пишет следующее: как дело сие духовное, то надлежит оное производить Преосвященным епископам в своих консисториях лично, а не чрез поверенных, и не формою суда, а следственным порядком, и решить по точной силе правил Святых отец, и оные решения в высшее место не переносить, разве кто решением объявит себя недовольным, – так как издревле от начала Российской церкви сие было наблюдаемо. Крайне сожалительно, что разводы умножаются; и причиною сему есть не только видимое, но и осязаемое почти в нравственности развращение, которое один Бог исправить может. А по возможности нашей к уменьшению разводов, мню я, что просящих о разводах прежде склонять к примирению, во-первых, чрез духовников, а потом в консисториях; а напоследок чрез самого архиерея и на сие положить сроку не меньше полугода, авось либо чрез толикое время первое стремление жара утухнет и приведет их в размышление воспоследовавшее несогласие кончить миром. Ибо спешить в таком деле нужды нет. А – ежели и после сего не примирятся, то приступить к следствию на вышеписанном основании» (Копия при письме Митр. Платона к Мефодию архиепископу Тверскому от 18 февр. 1807 г. Рукоп. Вифанск, Семин. библиотеки). Ту же самую мысль Митрополит Платон выражает и в письме к Архиепископу Мефодию от 26 ноября 1807 года, утверждая, что все дело о разводах принадлежит Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Во внешней политике Император Александр I участвовал в двух коалициях против наполеоновской Франции (с Пруссией в 1804-1805 гг. и с Австрией в 1806-1807 гг.). Потерпев поражение под Аустерлицем в 1805 г. и под Фридландом в 1807 г., Россия заключила Тильзитский мир (1807) и союз с Наполеоном. Однако в 1812 г. Наполеон вторгся в Россию и был разгромлен в ходе Отечественной войны 1812 года. Объединенные силы новой антинаполеоновской коалиции одержали победу в «битве народов» при Лейпциге в 1813 г. и вторглись во Францию. Император Александр во главе русских войск весной 1814 г. вступил в Париж. Он был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15 гг., в результате которого был создан т.н. Священный союз христианских государств для борьбы с революцией. Государь вел также успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09). Война со Швецией закончилась Фридрихсгамским миром, по которому Россия присоединила территорию Финляндии до р.Торнео и Аландские острова на правах Великого княжества. При Александре I к России были присоединены территории Восточной Грузии (1801), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). В 1825 г. ухудшилось здоровье супруги Государя, для которой признали полезным пребывание на юге, Царская семья отправилась в Таганрог. Своим пребыванием на юге Александр I воспользовался для поездки в Новочеркасск, в Крым и Георгиевский монастырь, из поездки вернулся совершенно больным и вскоре умер от тифа. Через несколько недель, сопровождая тело своего мужа в Петербург, в г. Белове скончалась и Императрица Елизавета Алексеевна. Все их дети скончались в младенчестве. По секретному завещанию на престол вступил брат Александра Николай I Павлович. Таинственные обстоятельства кончины и передачи власти спровоцировали революционное выступление декабристов, подавленное Николаем I. Существует благочестивое предание, что Император Александр I распространил ложное сообщение о своей смерти, а на самом деле жил в Сибири отшельником под именем старца Федора Кузьмича , скончавшегося в 1864 г.

http://ruskline.ru/history/2013/12/02/et...

В 1757 году вблизи западного фасада Покровской церкви вместо древней колокольни при Спасо-Преображенском соборе выстроена новая. На обратной стороне 8 листа Вкладной книги Спасского монастыря XVI века подтверждается дата строительства Покровской церкви: «В нынешнем же в 199 (1691) году августа в… д. дана вкладная стольнику Василию Ивановичу Черткову, что впрошлом годеж вмуроме вспасове монастыре построил дядя ево родной блаженныя памяти преосвященный Варсонофий митрополит арский изадонский церковь божию каменную во имя покрова пресвятыя богородицы страпезою и с подкеларнею и с папертью сход каменной подтою церковью хлебня мукосейня хлебодарня поварня пекарня келья да втомже монастыре построены каменные палаты втех палатах пять житель теплин три сени сосоходы сход каменной другой сход вледник на верху тех палат чердаки деревянные а подтеми полати кладовая полата погреб да ледник а то церковное всякое вышеописанное строение стало 2150 р. да ризы изарабафтравчетой красной оплечья бархот черной золотной стихарь отлас зеленой оплечья золотное да книг устав треод цветная два ирмология цена ризам и книгам тритцать восемь рублев». Далее на 9 странице сообщается, что «да онже стольник Василей Иванович Чертков дал вспасов монастырь на церковное строение и на кресты три золотых». По Вкладной книге можно также установить, что в 1701 году был проведен ремонт одной из глав церкви, за что плотникам заплачено три рубля. «…И те деньги даны плотникам за работу делали вспасове монастыре на церкви божией главу». Можно также установить, что в 1757 году построена колокольня. На 21 листе сообщается: «1757 года майя дня вмуромской спасов монастырь построенная каменная колокольня Муромским купцом Павлом Петровым сыном Самариным». «В 1839 году… к Преображенской церкви пристроена на 12 аршинах паперть», а «в 1849 г. выстроены св. вороты. В 1850 г. Покровская верхняя холодная церковь переделана на теплую». Отсюда видно также, что каменная ограда монастыря строилась с 1807 по 1810 г. Так, например, «1807 г. 7 мая началась строиться каменная ограда вокруг монастыря… выкладено за одно лето 30 саж», «1807—1808 и 1810 гг. выведено 2 стены с сев. и зап. сторон и святые ворота 10 октября». «В 1841 г. в Преображенском соборе разделаны окна в новом виде».

http://sobory.ru/article/?object=04956

обителью управлял уволенный на покой еп. Арсений (Могилянский). На покое в Н.-С. м. в 1757-1758 гг. жил отрешенный еп. Костромской и Галичский (1753-1757) Геннадий (Андреевский), в 1761-1762 гг.- еп. Ираклий (Комаровский). В 1799 г. настоятелем был Феофан (Шиянов-Чернявский), буд. викарный епископ Чигиринский (1800-1807), а затем епископ Полтавский и Переяславский (1807-1812). Архим. Иероним (Яновский), возглавлявший обитель в 1800-1814 гг., составил 1-е краткое описание Н.-С. м., к-рое было опубликовано в сб. «История Российской иерархии» (СПб., 1807. Ч. 5. С. 337-339). В 1813 г. в Н.-С. м. был сослан на постоянное жительство лишенный сана мон. Варлаам (Шишацкий). Архимандриты Геннадий (Баранович; 1825-1845), Афанасий (1846-1848), Никанор (Пылаев; 1848-1855) и Венедикт (Курковский; 1855-1861) много сделали для обновления, в т. ч. украшения зданий мон-ря: была перестроена кладбищенская ц. во имя Св. Троицы, обновлены братские кельи и настоятельские покои, проведен ремонт Преображенского собора и обновлена ц. во имя св. Илии Пророка. Собранные архим. Венедиктом материалы для развернутого описания обители были обобщены и опубликованы архиеп. Филаретом (Гумилевским) в периодическом издании (Описание Новгородсеверского Спасопреображенского 1-кл. муж. мон-ря//Черниговские ЕВ. 1861. Приб. 1. С. 32-56; 2. C. 84-109; 3. С. 157-174; 5. С. 239-279), а позднее в кн. «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». В 1861-1866 гг. обитель возглавлял Вассиан (Чудновский), в 1867-1874 гг.- архим. Анатолий (Станкевич; впосл. викарный епископ Балтский (1886-1887), Острогожский (1887-1890) и Уманский (1890-1892), епископ Калужский и Боровский (1892-1894), настоятель Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря (1894-1898)). В 1871-1873 гг. на покое в Н.-С. м. проживал архиеп. Варлаам (Денисов). Преемником архим. Анатолия (Станкевича) стал известный духовный писатель Фотий (Щиревский; 1874-1877). Среди последующих настоятелей - Леонид (Скобеев; 1906-1909), Мелхиседек (Паевский; 1909-1910), архим.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010