1 . История Российской иерархии, собранная епископом, бывшим Пензенским и Саратовским, Амвросием, а ныне вновь пересмотренная, исправленная и умноженная. – 2-е изд. – Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1827. Т. 1, ч. 1. – 1827. – XXII, 685 с. 2 . История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. – М.: Синод, тип., 1807–1815. 1807. – 677 с. разд. паг. 1810. – 821 с. разд. паг. 1811. –762, V с. 1812.–887, V с. 1813. – 738, III с. 4.1. 4.2. Ч.3. 4.4. 4.5. 4.6. – 1815. – 1148, III с. 3 . Описание Антониева Новгородского монастыря. – М.: Синод, тип., 1810. – 154 с. 4 . Описание Кириллова Белозерского монастыря, учиненное первоклассного Юрьевского монастыря архимандритом и Новгородской семинарии ректором Амвросием. – [М.: Синод, тип.], 1811. – 117 с. Василий Васильевич Болотов (1854–1900) Василий Васильевич Болотов родился в 1854 году в селе Кравотыни Тверской губернии в семье дьячка Троицкого собора города Осташкова. В девять лет он был отдан в Духовное училище в городе Осташкове. В 1869 году поступил в Тверскую Духовную семинарию, в 1875 году – в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1879 году со степенью магистра богословия. В.В. Болотов защитил диссертацию на тему «Учение Оригена о Святой Троице»; защита, по свидетельству современника, «была истинным праздником избранника науки». Василий Васильевич Болотов оставил огромное количество научных трудов. С 1893 года он член-корреспондент Императорской Академии наук, в 1896 году получил ученую степень доктора церковной истории. С 1879 года В.В. Болотов преподавал в Академии на кафедре древней церковной истории, в 1885 году был утвержден в звании экстраординарного профессора. При своей непрестанной напряженной учебной и научной деятельности Василий Васильевич принимал живое участие в делах внутренней жизни Академии, в частности, ему было поручено составление правил о приеме студентов в Академию. Особенно важное значение имела деятельность Болотова в 1890-х годах в качестве члена и делопроизводителя Старокатолической комиссии, затем по делу о присоединении несториан и по вопросу о реформе календаря. В 1898 году он был приглашен к работе Комиссии по переводу богослужебных книг на финский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда в 1807 г. полк возвратился из компании 1807 г., то он занял казармы кавалергардского полка. В этих казармах в переднем корпусе была помещена полковая церковь, существовавшая до постройки настоящего каменного храма. Во второй день февраля 1843 г. государю императору Николаю Павловичу благоугодно было повелеть соорудить лейб-гвардии конному полку, вместо существовавшей в казармах оного полка церкви, новую каменную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и высочайшим рескриптом, данным министру императорского двора генерал-адъютанту князю Волконскому, того же числа возложить построение церкви по чертежам архитектора Тона на кабинет его императорского величества. 1844 г. июля 2 дня преосв. с.-петербургский митрополит Антоний совершил закладку церкви в присутствии государя императора Николая Павловича и высочайшей фамилии. В 1849 г. согласно высочайшей воле, постройка храма была окончена: 20 марта храм был освящен главным священником армии и флота Василием Ивановичем Кутневичем при высочайшем присутствии. Каменная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с двумя приделами, имеет вид продолговатого креста с полуциркульным алтарем, о пяти конусообразных куполах с круглыми, на верху, главами. Длина ее 19 саж. 2 арш., ширина 14 саж., вышина 9 саж. 2 арш. до крыши и от крыши до креста 8 саж. 1 арш. 8 верш. Большой крест - 5 арш. 8 верш., а малые – по 3 арш. 5 верш. каждый. Цоколь сделан из путиловского чистокованного камня; три входных крыльца, каждое о 9 ступенях, устроены с трех сторон церкви: северной, западной и южной. Стены выведены из кирпича с фронтонами, поясками и карнизами, оштукатурены. На фасаде 40 кирпичных колонн на базах из путиловского камня; на всех колоннах лепные капители. Крыша над церковью с карнизами и опалубка на колокольне покрыты черным листовым железом и окрашены темно-зеленой краской. Большой восьмигранный и четыре малых четырехгранных купола устроены с трехчетвертными кирпичными колоннами и со спущенными путиловской плиты карнизами. Над аттиками куполов до шеек утверждены конусообразные своды с круглыми окнами, обитые внутри листовым железом. По сим сводам крыши и карнизы покрыты листовым железом, вызолоченным на гольдфабре, червонным листовым золотом. На выведенных шейках утверждены на железных стропилах главки, а на них укреплены железные прорезные кресты с украшениями и цепями. Крыши главок и карнизы их покрыты черным листовым железом и вызолочены, а кресты листовым червонным золотом.

http://sobory.ru/article/?object=34117

В кон. XVIII в. обитель пришла в упадок, и ее хотели закрыть, но семья жившего в с. Стольном генерального судьи Андрея Безбородько пожелала обновить монастырь, и в 1800-1807 гг. граф Илья Андреевич отстроил его в камне в 100 м севернее старой монастырской усадьбы (в 1814 г. погребен в соборе обители). В 1806 г. на месте обретения иконы был освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы (его проект приписывают Джакомо Кваренги) с приделами св. Александра пресвитера (правый) и св. мч. Илии Египтянина (левый). Вокруг него расположились трапезный храм св. мц. Параскевы Пятницы (освящен в 1807 г.), дом настоятеля, кельи и ограда, в кольцо которой включили переделанный в колокольню храм свт. Николая. В 1846 г. на месте старой усадьбы обители был выстроен каменный храм свв. апп. Петра и Павла (снесен в советское время), ставший усыпальницей графа Петра Александровича Прозоровского. В 1920-х гг. обитель закрыли и превратили в колонию, в 1930-х г.г. здесь поселили детей-инвалидов, которых во время Великой Отечественной войны расстреляли нацисты (об этом напоминает памятник южнее Пятницкой церкви). В 1941-1942 гг. известный старец прп. Лаврентий Черниговский (Проскура, †1950) направил в Домницу многих инокинь из числа своих духовных чад, и те, по его благословению, обустроили в монастыре женскую обитель (богослужения совершали в Пятницкой церкви). Тогда же о. Лаврентий предсказал, что монастырь вновь закроют в 1952 г. Глубоко уважая домницкую игумению Архелаю, старец говорил: «Она чаек пьет, а молитва в сердце бьет. Можете не всегда ко мне обращаться: если будете в унынии, то обращайтесь к ней». До начала 1980-х г.г. обитель занимал тубдиспансер (для него выстроили дополнительный корпус), а с 1983 г. здесь находится исправительная колония. В 1993 г. Пятницкий храм в западной части обители был передан верующим и стал приходским, в 1995 г. при нем началось возрождение мужского монастыря. Восточная половина обители остается территорией колонии: там находятся собор, колокольня, корпуса (в 1993-1995 г.г. колонией возведен ряд новых строений). В 2003 г. в соборе совершена Божественная литургия. Заключенные колонии находятся под духовным окормлением монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=26599

19 авг. 1797 г. полностью сгорели замок и большинство построек местечка, были разрушены храм и почти все кельи на верхних этажах. С разрешения епархиальной власти в помещении трапезной устроили временную церковь, 25 окт. 1798 г. освященную в честь Успения Пресв. Богородицы. Позже храм был перестроен и 8 марта 1807 г. освящен в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В 1799-1800 гг. восстановительные работы в обители вела артель плотников и мастеров резного дела под рук. Симона Литмановича. К прилегавшему к храму корпусу были пристроены игуменские и архиерейские покои, на 2-м этаже восстановлены 26 келий, возобновлены хозяйственные помещения, устроены трапезная, дом священника, комната для отдыха духовенства, заложена колокольня. В 1800 г., в день празднования иконе Божией Матери «Живоносный Источник», еп. Волынский Варлаам (Шишацкий) освятил восстановленный мон-рь. При настоятельнице игум. Рахили (Жуковец; 1807-1814) К. м. выделил 10 тыс. р. серебром для поддержки рус. войск в Отечественной войне 1812 г. Также обитель направила 12 добровольцев в народное ополчение из своих имений, снабдив их всем необходимым для несения службы. Насельницы во главе со священниками Гавриилом Симоновичем и Дмитрием Яворским, погрузив архив, облачение и драгоценности, эвакуировались в Золотоношский монастырь Полтавской губ., где пребывали до янв. 1813 г. В 1815 г. при настоятельнице Таисии (Жогловской; 1814-1830) стараниями свящ. Василия Божовского в К. м. был открыт приют для сирот из семей духовенства. Настоятельница игум. Иулитта (Киселёва; 1830-1860) учредила при К. м. уч-ще для монахинь и послушниц. Сестры обучались чтению, письму, Свящ. истории, пению, шитью и рукоделию, изучали Катехизис. Первым руководителем школы стал свящ. Василий Морачевич. В 1834 г. над храмом и надвратной колокольней были водружены позолоченные надкупольные кресты, колокольню оштукатурили, покрыли листовым железом. В авг. 1840 г. К. м. посетил митр. Киевский и Галицкий свт. Филарет (Амфитеатров) . Ознакомившись с жизнью учащихся, архиерей посоветовал расширить круг предметов преподавания и приравнять уч-ще к подобным светским. По его указанию из Киево-Печерской лавры были выписаны 106 экз. «Катехизиса» митр. Петра (Могилы), 15 экз. Псалтири и Библии на церковнослав. языке, открыта подписка на ж. «Воскресное чтение» и др. издания.

http://pravenc.ru/text/2057268.html

П. И. Панин, командующий рус. армией в Крыму. В 1788 г. знаки ордена 1-й степени получил Г. А. Потёмкин , в 1789 г.- А. В. Суворов . Кавалерами всех 4 степеней Г. о. были ген.-фельдмаршалы светлейший кн. М. И. Голенищев-Кутузов (1775, 1791, 1792, 1812), кн. М. Б. Барклай-де-Толли (1794, 1806, 1812, 1813), гр. И. И. Дибич (1808, 1812, 1829, 1829) и светлейший кн. И. Ф. Паскевич (1810, 1811, 1827, 1829). В числе иностранных кавалеров ордена 1-й степени был кор. Пруссии Вильгельм I (1869). В 1805 г. к награждению орденом 1-й степени был представлен имп. Александр I, но он согласился принять лишь знаки 4-й степени за личную храбрость. В 1869 г., в день 100-летнего юбилея Г. о., знаки 1-й степени возложил на себя имп. Александр II, уже имевший орден 4-й степени (1850). Среди выдающихся кавалеров ордена 2-й степени были прав. Феодор Ушаков (1790), кн. П. И. Багратион (1805), гр. М. И. Платов (1807), кн. М. С. Воронцов (1814), Н. Н. Раевский (1814), А. П. Ермолов (1814), П. С. Нахимов (1853), кн. А. И. Барятинский (1859), гр. Д. А. Милютин (1877), вел. кн. Александр Александрович (впосл. имп. Александр III ) (1877), М. Д. Скобелев (1881), Н. Н. Юденич (1916). В 1915 г. приказом по армии и флоту орденом 4-й степени был награжден имп. мч. Николай II . За отличия в Отечественной войне 1812 г. и за участие в заграничном походе 1813-1814 гг. орден 1-й степени был выдан 5 раз, 2-й степени - 36, 3-й - 155, 4-й - сотни раз. Во время первой мировой войны орден 2-й степени вручался 4 раза, 3-й - 71, 4-й - более 3500 раз. На георгиевской ленте носились 5 офицерских золотых крестов (за Очаков, Измаил, Прагу, Прейсиш-Эйлау, Базарджик), а также мн. медали Российской империи. Звезда ордена св. Георгия 1-й степени Звезда ордена св. Георгия 1-й степени 13 февр. 1807 г. имп. Александр I учредил особый знак отличия Военного ордена, к-рым награждались за военные заслуги нижние чины армии и флота. Решение о награждении принималось голосованием ротными командирами и штаб-офицерами полка по представлении непосредственных начальников.

http://pravenc.ru/text/164505.html

Орден Святого Георгия 2-го класса (25.07.1812, 42) — «за поражение французов в сражении при Клястицах 19-го июля 1812 года». Орден Святого Георгия 3-го класса (12.01.1806, 125) — «В воздаяние отличнаго мужества и храбрости, оказанных в бывшем против французских войск сражении 24-го октября при м. Этинген». Орден Святого Георгия 4-го класса (01.01.1795, 602) — «За отличное мужество, оказанное 18 октября при атаке польских мятежников при м. Остроленке, где он ударил с эскадроном на батарею и взял пушку». Орден Святого Владимира 1-й степени (16.11.1812). Орден Святого Владимира 3-й степени (29.09.1807). Орден Святого Александра Невского (29.07.1812). Алмазные знаки к Ордену Святого Александра Невского (28.03.1813). Орден Святой Анны 1-й степени (12.01.1806) — за отличие при Аустерлице. Орден Святой Анны 3-й степени (07.02.1798). Золотая шпага с алмазами и лаврами (1813) — за отличие при Лейпциге. Золотая сабля «за храбрость» с алмазами (19.09.1807). Золотой крест «За взятие Праги» (24.10.1794). Знак отличия «За XXXV лет беспорочной службы» (22.08.1828). Прусский Орден Чёрного орла (1813). Прусский Орден Красного орла 1-й степени (1813). Австрийский Военный орден Марии Терезии, командор (1813). Австрийский Военный орден Марии Терезии, рыцарь (1813). Баденский Орден Верности (1813). Источник: «Портрет Петра Христиановича Витгенштейна» — картина Джорджа Доу и его мастерской из Военной галереи Зимнего дворца. Лит.: Бантыш-Каменский Д.Н. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. Л., 1981. С. 83-86; Ушаков С.И. Победы графа Петра Христиановича Витгенштейна, или Жизнь, свойства и военные деяния его. СПб., 1813-1815; Витгенштейн Пётр Христианович//Энциклопедический словарь/под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 6а. СПб., 1892. С. 557; Департамент полиции исполнительной. Дело о перевозке тверских и новгородских запасов для продовольствия армии и об учреждении пограничных магазинов для корпуса графа Витгенштейна, и о подводах [Дело] : 2 декабря 1812 г.; Полевой Н.А. Витгенштейн Пётр Христианович//Русские полководцы, или Жизнь и подвиги российских полководцев от времен императора Петра Великого до царствования императора Николая I. СПб., 1845. С. 257-284.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/03/pa...

188 Феофилакт Горский написал толкование на все св. Писание (оставшееся в рукописи). Аполлос Байбаков издал (1785–87 г.) читанные им толкования на к ефесянам, филиппийцам, колоссянам, на 1-е послание к коринфянам, на 1-е послание к солунянам, на послание к галатам. Гавриил Петров (известный впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский) издал (1794) толкования на Соборные послания (Апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды); написал также обьяснение беседы о блаженствах и нескольких псалмов (оставшиеся в рукописи). Мефодий Смирнов напечатал истолкование посланий к римлянам, имевшее три издания (1794, 1799 и 1815 г.г.). Ириней Клементьевский издал толкования на послания к римлянам (1787 г.), к евреям (1787 г.), на 12 меньших пророков в 6 ч. (изд. 1804 и 1809 г.г.), на Даниила (1816 г.), на псалмы (изд. 1791, 1807 и 1814 г.г.). Прот. Сидоровский напечатал изъяснение на воскресные и праздничные Евангелия, имевшее три издания (1784, 1804 и 1805 г.г.). Ириней Фиалковский издал толкование на послание к римлянам (1806 г.), на послание к галатам (1807 г.); толкование на остальные 16 посланий осталось в рукописи. Далее: иеромонаха Феоктиста объяснение соборнаго послания апостола Иакова (1806 г.), Сергия Краснопевкина краткое изъяснение посл. к римлянам (1801 г.), Анастасия Братановского толкование на Евангелие Иоанна (в ркп.), Симона Лагова толкование на Новый Завет (в ркп.), Андрея Прокоповича мысли при чтении посланий ап. Павла к солунянам (1819 г.), к галатам (1820 г.), к колоссянам (1820 г.), к ефссянам (1821 г.), Амвросия митр. Новгородского «Руководства к чтению Св. Писания». См. Филарета, И. Р. Ц.. V, 44, 45; его же Обз. р. дух. лит.. II, §§ 74, 109. 111, 154, 160, 171. 190 Сухопутный (1731 г.). Морской (1752 г.). Пажеский (1759 г.), Артиллерийско-Инженерный (1762 г.). В 1732 г. учреждены были гарнизонные школы при полках для обучения солдатских детей, причислявшихся тоже к военному сословию. С этими школами слились в 1740 г. цифирные школы Петра. 193 См. Листовского, биография гр. П. В. Завадовского в Р. Архив, 1883 г., 3, стр. 152; Paterson, Book for every Land, р. 370.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Указ императора Павла о пении в церквях псалмов, или канонов, вместо концертов. 1797–1800 Значительное повышение ассигнований на духовные школы. Появляется целый ряд новых полных семинарий. Указ Павла I об отделении духовной цензуры от светской. Создание Цензурной комиссии из представителей духовенства. Начало возвращения абхазцев в христианство. Начало миссии прот. Григория Слепцова по просвещению якутов и чукчей. Узаконение мер для обеспечения вдов и сирот духовенства. Упразднение должности проповедников. Духоборский бунт в Малороссии. Учреждение Калужской, Оренбургской, Пензенской и Тульской епархий. Основания единоверия, утвержденные Св. Синодом по представлению Московского митрополита Платона. Разрешение единоверцам строить храмы. Учреждение армейской семинарии. Амнистия и возвращение из Сибири ранее сосланных туда членов секты духоборов. Начало строительства Казанского собора в Петербурге на месте существования церкви во имя Рождества Пресвятые Богородицы. Обер-прокурором Синода назначается А.А. Яковлев. Обер-прокурором Синода назначается А.Н. Голицын. Указ о запрещении обращать униатов в католичество. Введение новой программы религиозного обучения для приходских училищ. Принятие Цензурного устава, более мягкого по сравнению с указами Nabлa I. Учреждение Екатеринославской епархии. Выходит в свет “Краткая Церковная Российская история” митрополита Московского Платона (Левшина) . Разделение католической коллегии на католический и униатский департаменты. Во главе последнего становится епископ Ираклий (Лисовский), ратующий за сближение с православием. Униатская Церковь в значительной степени освобождается от влияния католиков. 1807–1816 Издание фундаментальной “Истории Российской иерархии”, составленной ректором новгородской семинарии Амвросием (Орнатским) и епископом Вологодским Евгением (Болховитиновым). 1807–1822 Духовная миссия в Китае во главе с архимандритом Иакинфом (Бичуриным). Издание “Инструкции духовным старостам”, остававшейся практически в неизменном виде вплоть до 1917 года. Одновременно издается ряд инструкций для приходского духовенства и благочинных, расширявших государственный контроль над приходами.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Основатель князь Сергей Голицын, населивший село Малороссиянами из Подольских, ему принадлежащих, деревень. Села Любашевки, Михайловская, кам. Александрийск. у. Построена по данному от поручика Любинского прошению, которому в 1811 году и выдана архипастырская грамота. 1812 год Села Николаевки, Николаевская, кам. Ананьевск. у. Села Белоусовки, Покровская, кам. Бобр. у. О постройке сей церкви дело началось еще в 1799 году; следовательно и селение основалось гораздо раньше нынешней каменной церкви. Села Верблюжки, Николаевская, кам. Бобр. у. Церковь сия отделилась от состоящей в том же селе Верблюжке Успенской церкви, по размножению жителей сего села, которые в одной церкви помещаться не могли. Дело началось о построении сей новой церкви в 1807 году, по прошению прихожан. Села Ново-Красного, Успенская, молитвенный дом, Бобр. у. 1813 год Села Славяно-Сербки, Св. Апостола Луки, кам. Одесск. у. Селение сие потому так названо, что в нем водворены Славяно-Сербы гг. Никшичи, из-за границы вышедшие, в 1807 г. в числе 101 души о. п., и для которых в сказанный год церковь построена на казенный счет. Села Семенонастовки, Николаевская, кам. Бобр. у. 1814 год Колонии Кубанки, Троицкая, кам. Одесск. у. Обселена Болгарами, в 1801 году из-за границы вышедшими, кои и построили церковь собственным своим тщанием. Города Одессы, единоверческая Успенская, кам. Сначала церковь сия не была прямо церковью, но раскольничьею часовнею. В 1814 году прихожане оной почувствовали свое заблуждение, и, дабы часовня обращена была в единоверческую церковь , вошли к экзарху Гавриилу, митрополиту Кишиневскому и Хотинскому, с убедительным прошением. Как в прошении их помещены были условия, крайне неосновательные; то в оном и последовал им отказ. Изменив силу своего домогательства, и подкрепясь ходатайством Херсонского военного губернатора, Одесского градоначальника, Еммануила Осиповича Дюка-де-Ришелье, писавшего между прочим к преосвященному, «что Одесское старообрядческое общество утомилось беспокойствами, коими преследовано всегда было за имение у себя беглых попов», часовенные прихожане опять притекли к архипастырю, и покорность их ознаменована исполнением их желания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

При входе императора схимник пал перед Распятием и в то же время, обратясь к своему высокому гостю, сказал: " Государь, молись " ». За перегородкой в келье «на столе стоял чёрный гроб, в котором лежала схима, свечи и всё, готовое к погребению. " Смотри, — сказал схимник, — вот постель моя и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго " ». В разговоре с Государем схимник также сказал: «Ты Государь наш и должен бдеть над нравами. Ты сын Православныя Церкви и должен любить и охранять её. Так хошет Господь Бог наш». « " Многие длинные и красноречивые речи слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца " , — сказал потом Государь сопровождавшему его митрополиту Серафиму». Как знать, может быть, встреча со старцем Алексием повлияла на последующие события. Ведь живо мнение, что в Таганроге Император не умер, а отрёкся от мира и прожил остаток жизни в сибирских скитах под именем старца Фёдора Кузьмича. Монахи Александро-Невской лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником русской духовной миссии в Пекине. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф (умер в 1852 г.) похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нёс монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие. Александро-Невская лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные Богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге. Каменное строительство в монастыре началось ещё при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини.

http://elitsy.ru/holy/1998/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010