Мигулинская. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1801 и 1807. Год утраты:1937 (разрушена) Адрес: Ростовская область, Верхнедонской район, станица Мигулинская Координаты: 49.6916, 41.2654 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Из сохранившихся старинных актов известно, что в Мигулинской станице на прежнем месте ее поселения, до 1751 года существовала деревянная церковь во имя святителя Николая. В 1751 году станица, по случаю переселения на теперешнее место, ходатайствовала у преосвященного Феофиланта. Епископа Воронежского и Елецкаго, о разрешении перенесть сюда и церковь. А в 1800 году, по ходатайству станицы, преосвященный Арсений, епископ Воронежский и Черкасский благословил перенесть в Мигулинскую станицу из упраздненного Троицкого Мигулинскаго монастыря две каменныи церкви, с двумя кельями и оградою, для построения в станице «вместо устроенного в ней издавна деревянного Николаевского, вновь каменного, с двумя приделами, храма настоящего во имя св. Живоначальныя Троицы, а приделов во имя Владимирския Божия Матери и святителя чудотворца Николая, с тем, чтобы храм тот устроен был прочною и доброю архитектурою». Постройка нового храма была начата с 1801 года и окончена в 1807 г., под наблюдением священствовавшего в здешней станице, присутствовавшего в Хоперском духовном правлении пресвитера Филиппа Матвеева, при попечителе от станицы Антонии Егорове. Строителем церкви, по порядку, — был Воронежский купец Богданов, а строителем иконостаса вольный хлебопашец Федор Краснощеков. Освящение храма совершено 23 июня 1807 г., на праздник Владимирския Божия Матери, по благословлению преосвященного Арсения, епископа Воронежского и Черкасского, пресвитером Филиппом Матвеевым; а северный придел во имя святителя Николая, освящен в 3-й день января 1822 г., по благославлению Деанисия, архиепископа Новочеркаскаго и Георгиевского, членом Нижнечирского духовного правления протоиереем Маркианом Грековым.

http://sobory.ru/article/?object=59593

Градской голова Ефрем Морозов. 4 октября 1807 г.». Таким образом, под давлением духовных властей, каменная часовня у перевоза перешла из городского владения в духовное ведомство. 2 ноября 1807 года архимандриту Новоторжского Борисоглебского монастыря Никанору был послан указ из Тверской духовной консистории: принять часовню со всем её имуществом. В ответном рапорте от 21 ноября 1807 года Никанор сообщал, что он принял каменную часовню, состоящую на берегу реки Тверцы против моста по описи, составленной 18 ноября того же года, в том числе наличными 6 руб. 10 коп. Следует заметить, что тогда же, в ноябре, из Тверского губернского правления в Тверскую духовную консисторию было выслано сообщение о доходах часовни, когда она была ещё городской: в 1803 г. – 76 руб. 91 коп., 1804 г. – 108 руб. 41 коп., 1805 г. – 155 руб. 75 коп., 1806 г. – 167 руб. 97 коп. Было также отмечено, что эти доходы употреблялись «каждогодно на содержание городских богаделен и помещённых в них незаконнорожденных младенцев с присовокуплением на то с превосходством из городских доходов». К рапорту архимандрита Никанора о принятии часовни была приложена опись часовни. Приводим её текст полностью: «Каменная часовня, состоящая против плавучего моста реки Тверцы, поперёк по течению реки Тверцы на полутора саженях (3, 201 м), в длину на двух саженях (5, 157 м), одном аршине с четвертью. В ней святых образов полуаршинных: Крест животворящий с венчиком серебряным золоченым с тремя камушками, при нём лампада и лампада маленькая стеклянная; Снятие со Креста Господа нашего Иисуса Христа без окладу и венчиков; Положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа без окладу и венчиков; Владимирская Божия Матерь без окладу; Тихвинская Божия Матерь без окладу; Святые чудотворцы Борис и Глеб с прочими без окладу на одной доске. Все означенные иконы в иконостасе, золоченом местами. Образ Вседержителя, при нем венчик серебряный позолоченный в киоте золоченом же; Страсти Христовы, при них лампады большая и маленькая медная; Ефрема чудотворца с серебряным позолоченным венчиком; Николая чудотворца: при сих обеих иконах лампада медная.

http://sobory.ru/article/?object=01142

Настоятельство в этой обители до обращения оной в Униатскую было Игуменское, а с того времени до 1795 года были Униатские настоятели, именуемые Супериорами, которые и преподавали на латинском и польском языках Риторику и Философию. В 1795 году, по присоединению этой обители к Греко-Российскому вероисповеданию, учреждено настоятельство Строительское, которое и продолжалось до 1800 года; а с того времени до 1807 года – Игуменское. Ныне же с 1807 года – Архимандричье против третьеклассных монастырей. Из настоятелей известны: 1) АНТОНИЙ Рудницкий, первый Игумен; 2) АРКАДИЙ Закревский, последний Игумен. Он в 1807 году произведён в Архимандрита, а в 1808 году, Июля 19, скончался. 3) ИЕРОНИМ Визерский, учитель Философии в Житомирской Семинарии, определён в должность настоятеля в 1808 году, а в 1809 году уже действительным Настоятелем Загаецкого монастыря, и по Указу Святейшего Синода посвящён в Архимандрита. Содержание своё этот монастырь получает от процентов с суммы, данной фундаторами оного, от крестьян и хлебопашества. Загорицкая пустынь Мужская. Находилась в Новгородском уезде к юго-востоку, от Новгорода в 15 вёрстах на устье речки Глушицы, впадающей в реку Мсту против Броницкого Яма. Пустынь сия построена была настоятелями Антониева монастыря: поскольку Бронницкой Ям с окрестными селениями до Штатов 1764 года был в приписке к сему монастырю, и служил загородным домом. Здесь устроена была церковь и кельи со службами для монашествующих, но после Штатов всё сие уничтожено. Ныне видны одни только останки этой пустыни, существующей в памяти старожилов. Загородский Спасский монастырь Упразднённый мужской. Находился близ города Твери. В 1360 году Игумен монастыря сего Василий хиротонисан в Епископа Тверского. Задненикифоровская Спасская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Олонецком уезде на реке Ояти в 12 вёрстах от Александро-Свирского монастыря, а от реки Свири в 5 вёрстах вверх по Ояте реке. В Июле 1723 года она приписана была за малобратством к Сяндемской пустыни, а потом и с нею отдана в ведение Александро-Свирского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

313. Апостола Павла, в больнице Императора Павла I, близ Серпуховской заставы. Нынешнее главное здание больницы построено архитектором М. Ф. Казаковым в 1802–1807 годах. 314. Александра Невского и Преподобного Сергия, в генерал-губернаторском доме, на Тверской. Устроена в 1807 году и была освящена во имя Александра Невского. При обновлении 1892 года получила нынешнее свое название. 315. Анны Праведной зачатия, в Зачатьевском монастыре. Построена в 1805–1807 годах архитектором М.Ф Казаковым. Другие престолы: 1) Рождества Богородицы, 2) Казанской Божией Матери, 3) Алексея Митрополита, 4) Феодора Стратилата. – Колокольня выстроена в то же время, как и церковь . Живоначальной Троицы, в Странноприимном Доме графа Шереметева, на Сухаревской площади. Построена в 1803–1810 годах. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Димитрия Ростовского . Покрова Пресвятой Богородицы, в Покровском монастыре. Построена в 1806–1810 годах. Другие престолы: 1) Петра и Павла, 2) Николая Чудотворца, 3) Митрополита Ионы, 4) Илариона Великого, 5) Нила Столобенского. – Колокольня построена в 1799 году. Живоначальной Троицы, на Воробьевых горах. Построена в 1811 году. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Преподобного Сергия. Александра Невского, в Александровском Институте, на Новой Божедомке. Устроена в 1812 году. Архиепископ Августин Саввы Сторожевского, на подворье Саввина Звенигородского монастыря, на Тверской. Здесь был Воскресенский монастырь, здания которого были разобраны в 1812 году. С 1842 года на подворье имеют местопребывание Преосвященные Викарии Московской Митрополии. Живоначальной Троицы, что в Вишняках. Пятницкая, угол .Лужниковского переулка. Построена в 1815 году. Приделы: 1) Илии Пророка, 2) Иерусалимской Божией Мате pu. Афанасия и Кирилла, на Сивцевом Вражке. Главная церковь построена в первой половине XV века, перестроена в 1815 году. Нынешняя трапезная и колокольня построены в 1836–1856 годах. Около 1885 года алтари приделов выдвинуты на восток, в ряд с главным. Главный престол Воскресения Словущего. Другой придел Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

В годы царствования A. Россия пережила один из драматических периодов своей истории. Ей одновременно пришлось вести неск. войн, требовавших огромного напряжения всего гос. организма: в течение 10 лет (1805, 1806-1807, 1812, 1813-1814) шли войны с Францией, в 1804-1813 гг.- с Персией, в 1806-1812 гг.- с Турцией, в 1808-1809 гг.- со Швецией. Неудачными были коалиционные войны 1805-1807 гг. с Францией, закончившиеся невыгодным для России Тильзитским миром (1807), все др. войны завершились победой рус. оружия. Территория страны существенно расширилась: в состав России вошли Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Сев. Азербайджан (1813), Царство Польское (1815). В 1801-1810 гг. к России добровольно присоединились православные Грузия и Абхазия, что усилило позиции Православия на Кавказе. В 1822 г. в состав империи вошла часть Казахстана (средний жуз). Отечественная война 1812 г. явилась серьезным испытанием для A. и всей России. Громадную роль в победоносном исходе войны сыграли твердость и мужество правителя. В день Рождества Христова 25 дек. 1812 г. был издан царский манифест, возвестивший о победоносном окончании Отечественной войны, но еще не о наступлении мира. 1 янв. 1813 г. рус. армия перешла границу - военные действия были перенесены в пределы Зап. Европы. Борьбу с Наполеоном за пределами России A. рассматривал как выполнение основной своей миссии - освобождения западноевроп. народов и низвержения Наполеона с престола. Взятие 19 марта 1814 г. союзными войсками Парижа и заключение 18 мая 1814 г. мира знаменовали успешное ее выполнение. A. стал вершителем судеб Европы. В 1814 г. Сенат преподнес A. титул «Благословенного, великодушного держав восстановителя». Военные потрясения 1812 г. оказали громадное влияние на усиление религиозности A. «Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал,- говорил позднее A.- Тогда я познал Бога. Во мне созрела твердая решимость посвятить себя и свое царствование Его имени и славе». Император каждый день стал читать Библию «и находить в ней утешение», однако духовная основа его личности сложилась много ранее. Еще задолго до войны А. руководил изготовлением походного храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского; с ним прибыл он пред Пасхой 1812 г. в Вильну и с ним вступил в 1814 г., также перед Пасхой, в Париж.

http://pravenc.ru/text/64316.html

На престоле Всех Святых надпись таже. Но освящение показано 4 июня; престол Николая Чудотворца, по надписи, освящен 3 июня». В храме достопримечательны: 1) Икона Святителя Николая «с деяниями» в Никольском приделе, найденная, по преданию, около 1710 года, жителями Дубна, в песке, на острове Птинове, находящемся на Ладожском озере, в 7 вер. от Дубна. На нижней стороне икона немного обгорела, так как, по тому же преданию, над иконой, во время ее обретения, был разведен рыбаками огонь. Икона украшена сребропозлащенной ризой, сделанною в 1779 году. В народе об этой иконе рассказывают следующее: «В самую глубокую осень 1820 года купец Маринин, везший по Ладожскому каналу, на 30 судах, казенный хлеб, был застигнут бурею и должен был остановиться на зимовку в 24 вер. от Ладоги, около Дубна. Маринин, зная, что в здешней церкви есть икона св. Николая, обратился к св. Угоднику с усердною молитвою. По его молитве лед в канаве, на следующий день, от сильного дождя, растаял, и Маринин благополучно доставил хлеб в Петербург. В благодарность Угоднику он позолотил серебряную ризу на иконе». 2) Оловянные древние священные сосуды, с принадлежностями; 3) Древняя холстинная фелонь, обшитая, по краям, суконною бахромой; из сукна же сделаны, на фелони, кресты, звезды и др. украшения. В церкви находится план на церковную землю, снятый в 1859 году землемером Аврамовым с генерального плана. Метрические книги имеются с 1807 года. Причт сперва состоял из священника, дьячка и пономаря. В 1853 году пономарская вакансия уничтожена, так как часть крестьян деревни Лавнии, владения княгини Волконской, была отчислена к Веготскому приходу. Из прежних священников известны: Потапий Никитин (1716–1750), Василий Георгиев, посвященный, как видно из собственноручной записи его, в 1750 году, во священника при церкви дванадесяти Апостолов, на Васильевском острову, преосв. Стефаном, архиепископом Великого Новгорода и Великих Лук; он служил до 1783 г.; Феодор Архипов (1783–1799): Терентий Лукин, перешедший, в 1807 году в Новгородский Сковородский монастырь, в число братства, и впоследствии бывший там игуменом; Михаил Яковлев (1807–1849); Михаил Иванов Студийский (1849–1858); Алексей Евсевиев Соколов, перешедший сюда в 1858 году из диаконов села Путилова; По смерти Соколова, в 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Амвросий, незадолго до этого прибывший из К-поля и поступивший в мон-рь Эсфигмен . Как и противники К. в начале спора, Амвросий называл Иерофея «еретиком и фармазоном», утверждая, что духовник дозволяет причащаться без надлежащего приуготовления. Попытки Иерофея доказать Амвросию свою невиновность не принесли результата, и тогда к увещанию иеродиакона приступил почитаемый на Афоне учитель прп. Никодим Святогорец, но и его доводы не возымели действия: Амвросий стал обвинять не только Иерофея, но и прп. Никодима. Поскольку Амвросий стал требовать от Протата, чтобы Иерофея «как еретика» лишили духовнического звания и изгнали со Св. Горы, протэпистаты (см. в ст. Афон ) были вынуждены созвать собор. 19 мая 1807 г. представители всех 20 афонских мон-рей рассмотрели дело. Иерофей выступил с апологией своих взглядов и был оправдан (Βος Ιεροθου. § 108-109), а его противник осужден, причем Иерофею, как духовнику, было предоставлено назначить Амвросию подобающую епитимию. Старец Иерофей попросил Амвросия прийти в храм Протата и публично попросить прощения у отцов, т. к. он ранее публично высказывал свои обвинения, однако иеродиакон предпочел покинуть Св. Гору. Собор, т. о., выказал благоволение к К. и их учению и осудил нападки на них (см. подробное изложение событий: Χαλδακης. 2000. σ. 144-149). 13 июня 1807 г. прп. Никодим Святогорец представил в Кинот Св. Горы свое «Исповедание веры», в к-ром последовательно опроверг все выдвинутые против него иеродиак. Амвросием и давним его недоброжелателем Феодоритом обвинения ( Νικδημος Αγιορετης. 1819. σ. 86-89). Выслушав учителя, Кинот разослал окружное послание ко всем мон-рям Св. Горы, в котором провозглашалась невиновность прп. Никодима и восстанавливалось его доброе имя. В том же 1807 г. было выпущено и постановление патриарха сщмч. Григория V , также благосклонное по отношению к К. Расстановку сил внезапно изменило вмешательство вторично занявшего К-польский престол патриарха Каллиника V (1808-1809), который по наущению некоего афонского монаха потребовал лишить Иерофея духовнического достоинства, о чем в сент.

http://pravenc.ru/text/1841760.html

54 протоиерей Андрей Иоаннов. «Полное историческое известие о древних стригольниках, и новых раскольниках, так называемых, старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях» в 4 ч. 5-е изд. СПб., 1855, ч. 1, стр. 72. 55 «Дополнения к Актам историческим», V, стр.448. – Об них говорили: «светлее солнца письма Аввакума и вси добри». 61 «Акты исторические», V, 193, 100, 127. «Акты Археографической экспедиции» т. 1–4, СПб. 1836.IV, 284. 62 «Древняя Российская Вивлиофика», XVIII, стр. 126. – Настол. грам. еп. Нижегород. Павлу (от 1686 г.); «Акты исторические», V, 105. 64 епископ Амвросий. «История российской иерархии» в 6 ч., Москва, 1807–1815, ч. 1, 1807, стр. 33. 65 «Временник» Императорского Московского Общества истории и древностей Российских, книга ХХ, стр. 6–7. 72 епископ Амвросий. «История российской иерархии» в 6 ч., Москва, 1807–1815, т. I, стр. 185–186. 75 Здесь пропагандировали: известный чернец Капитон, по имени которого все наши раскольники долго называемы были «Капитонами»; игумен Сергий Салтыков, о ревности которого так отзывается историограф раскола Денисов: «Сиглитик царя Алексея Салтыков столько был смел, что даже в присутствия самого царя торжественно защищал двуперстный крест»; монахи Арсений, Ефрем Потемкин, Авраамий и мн. др. 76 Из проповедников раскола здесь замечательны: Коломенский епископ Павел, старец Варлаам, монах Феоктист и др. 77 Здесь распространяли учение старообрядства: Аввакум, проездом в ссылку, лже-чернец Иосиф Истомин, поп Домитиан, словом, говорит преосв. Игнатий Тобольский, «не бысть места (в Сибири), идеже бы армено-подражатель не вселился, и уже и жены скверные учаху, и девы видением, такожде и скверные блудодеицы». 78 См., напр., у Макария – «История Русской церкви», XI, 1889, 218 – грам. ц. Михаила Феодоровича, от мая 1627 г.; «Акты Археографической экспедиции», III, 264, в «памяти» п. Иоасафа тиуну Манойлову и поповскому старосте попу Панкратию (1636). – Много подобных запрещений и обличений находится в граматах ц. Алексея Михайловича к воеводам в украинские, замосковские и сибирские города, см., напр., «Акты исторические». III, V; «Акты Археографической экспедиции». III и др. 80 Эту отличительную черту характера наших иноков заметил еще барон Герберштейн, его-Зап. о Московии, перев. И. Анонимова, 1866, стр. 68. Из миссионеров рассматриваемого нами периода особенно замечательны м. Тобольский Киприан, о плодотворной деятельности которого см. 2 Новгор. Летоп., изд. Археогр. Ком., 1879, стр. 152, и архиеп. Рязанский Мисаил; последний даже запечатлел свою проповедь мученическою кончиною. 84 архиепископ Филарет. «История Русской церкви». Период 4-й (1589–1720), 1862, стр. 17. – примеч. 87 В Тобольске в 1677 г. сгорели: собор со всею утварью, 7 приходских церквей и в Знаменском монастыре 3 церкви: («Журнал Министерства Народного Просвещения». 1854, отд. V, 34). 94 На удовольствование ему государь пожалует Воскресенский Карачевский монастырь с крестьянами и угодьями. («Акты исторические», V, 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В мае 1807 года, по указу святейшего Синода, ректор архимандрит Парфений переведен на открывшуюся вологодской епархии во второклассном устюжском Архангельском монастыре настоятельскую вакансию 28 . На место его настоятелем верхотурского монастыря определен был святейшим Синодом архимандрит Ириней. В июне 1807 года он прибыл в Пермь. На докладе о сем консистории преосвященный Иустин положил такую резолюцию: «отцу архимандриту Иринею посох от нас вручен в церкви кладбищенской июня 22-го дня: но как предшественник его отец архимандрит Парфений был ректором Пермской семинарии и членом консистории и семинарского правления, такожде обучал учеников философии, то и он к тем должностям определяется» 29 . Ректор архимандрит Ириней, родом курской епархии священнический сын, обучался в Белгородской семинарии, по окончании полного курса в которой определен был в 1797 году при той же семинарии учителем немецкого языка; в следующем году переведен на грамматический класс, потом на класс поэзии, а в 1799 году определен учителем риторики. В декабре того же года пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а в январе 1800 года произведен в соборного иеромонаха Киево-печерской лавры. В 1804-м году определен учителем высшего риторического класса, а в следующем году философии. В 1806-м году, по указу святейшего Синода, потребован в С.-Петербург, где половину года находился на пребывании в Александро-Невской лавре. В 1807 году посвящен в архимандрита и определен настоятелем верхотурского Николаевского монастыря, ректором Пермской семинарии и философии учителем. Сверх того изъяснял, по назначению учрежденной в Москве духовной цензуры, первое послание Павлово к Тимофею, также занимался проповеданием Слова Божия, и его двадцать две проповеди, с разрешения Святейшего Синода и с одобрения московской духовной цензуры, в Московской Синодальной типографии в 1806-м году были напечатаны 30 . Первоначально дела семинарии и семинарского правления при новом ректоре шли хорошо – и преосвященный был ими доволен, что можно видеть из вышеизложенных похвальных отзывов его об ректоре и учителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После долгих трудов второй Казанский собор КБМ обрёл, наконец, задуманный облик. «Церковь сия, - сообщалось в " Истории Российской иерархии " архимандрита Амвросия (А.А. Орнатского), - в 1807 году строением, иконостасом, исконным и стенным росписанием совершенно окончана, и как ризницею весьма богатою, напрестольною одеждою, лампадами, подсвечниками, так и всею утварию церковною тогда же снабжена и местныя образа дорогими каменьями, жемчугом и окладом золотым украшены попечением помянутой Игумении Софии».(107) Ей же обитель была обязана и прочими своими «приращениями». «Лицовая сторона ограды с двумя башнями, церковь над вратами во имя св[ятой] мученицы Софии, - перечислялось в " Истории Российской иерархии " , - флигели монахинских келий, больница и гостиница [...] или словом сказать, весь сей строением и благолепием отличный монастырь (кроме тёплой церкви и собора, построеннаго вновь от щедрот Государей Императоров с присовокуплением суммы монастырской) устроен трудами и иждивением помянутой Игуменьи Софии Княжны Болховской».(108) На это же обстоятельство обращалось, в частности, внимание и в составленном А.М. Ратшиным (1780-е - после 1852) «Полном собрании исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России». «Нынешние здания сей обители, как-то: колокольня, кельи, больница и гостинница, - отмечалось там, - все каменные, устроены большею частию иждивением Игуменьи Софии, Княжны Болховской».(109) Однако самой «сей неусыпной строительнице»(110), по выражению архимандрита Амвросия (А.А. Орнатского), «смерть не позволила видеть освящения сего храма».(111) По свидетельству А.Ф. Зеленецкого, она «мирно скончалась» 21 апреля 1807 г.(112) Игуменья София (княжна Л.Б. Болховская) была похоронена в КБМ - рядом со старшими сёстрами - схимомонахинями Варварой (княжной В.Б. Болховской) и Нектарией (княжной Н.Б. Болховской). В своём исследовании «Казанский Богородицкий девичь монастырь» Е.А. Малов привёл описание их надгробного памятника. «Между холодным и тёплым соборами, - указывал он, - сооружены два памятника из опокового камня под одной железной крышей, на четырёх столбах, огороженные чугунной решёткой. На одном из них крест каменный четырёхконечный (8 вершк[ов]) на деревянной маковице. Надпись на нём (с западной стороны) такова: " под сим камнем погребены тела трёх сестёр княжён Болховских, две старшия, Вера и Надежда, были сей обители схимомонахинями и при пострижении наречены Варварою и Нектариею, а младшая, княгиня Любовь, при пострижении в 1792-м году наречена Софиею и была сей обители игуменьею, имела орден 2 класса св[ятой] великомученицы Екатерины, скончалась 1807 года апреля 21 дня, от рождения своего на 71-м году " . С восточной стороны памятника слова: " Господи! приими дух наш с миром " ».(113)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010