87.    Б. П. Вышеславцев как мыслитель//Вестник высшей школы, 1990, 7,с.53-54. 88.    Литостротон, или Мастер без Маргариты//Символ (Париж), 1990, 23, с.265-278. 89.    То же//Вопросы литературы, 1991, 8, с.75-88. 90.    То же//Подъем (Воронеж), 2001, 10, с. 197- 210. 91.    Нравственный идеал и литургическая символика в романе М.Булгакова " Мастер и  Маргарита "http://Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы.   Библиография. Кн.З. СПб.: Наука, 1995, с.25—35. 92.    Космос Николая Лосского//Вестник высшей школы, 1990, 9, с.72-73. 93.    Русское богословие; наследие и наследники (беседа)//Московский церковный вестник, 1990, 19(37), с.2-3. 94.    Забытый комментарий к " Слову о полку Игореве "http://" Слово о полку Игореве " и мировоззрение его эпохи. Киев; Наукова думка, 1990, с.163-168. 95.    Роль и значение памятников, находящихся в музее//Актуальные вопросы истории техники. М.: Знание, 1990, с.45-50. 96.    К.Э.Циолковский и европейский космизм (к вопросу о генезисе теоретической космонавтики)//Советский научно-технический музей: проблемы и перспективы.   Под ред. В.П.Мишина. Киев, 1990, с.114-117. 97.    " Русская идея " в трактовке С.Франка//Общественные науки, 1990, 6, с.216-219. 98.    " Начаша изыскивати мастерства печатных книг... "http://Прометей. Историко-биографич. альманах серии " ЖЗЛ " . М.: Молодая гвардия, 1990, с.237-250. 99.    Почему у праздника две даты?//Досье. Приложение к " Литературной газете " , 1991, 1, с.З. 100.     Исследование Т.И.Райнова о " Мемуарах " Петербургской Академии неук (1809-1830)//Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 49. М.: Книжная палата. 1990, с.147-150. 101.      Публикация: Райнов  Т.И. Из истории русской книги в первой трети XIX века ( " Мемуары " Академии наук за 1809-1830 гг.).//Записки Отдела рукописей ГБЛ. вып.49. М.: Книжная палата, 1990, с.151-23?. 102.      Предисловие, подготовка текста и примечания: Кн. Е.Н.Трубецкой. Воспоминания (Калужский период)//Курсив. Ежемесячное приложение к журналу " Тарусский провинциал». 1991, январь, с.2-34.

http://bogoslov.ru/person/55320

с 12.1992 – Латвийская автономная Православная Церковь Московского Патриархата (титул иерарха – Рижский и всея Латвии). Викарные кафедры: Таллинская, Либавская, Елгавская, Двинская. 15.09.1836 07.10.1841 Иринарх Попов 21.12.1841 06.11.1848 Филарет Гумилевский 06.11.1848 09.03.1867 03.1867 02.03.1870 02.03.1870 21.08.1874 02.10.1874 08.2.1877 Серафим Протопопов I 08.12.1877 23.02.1882 06.03.1882 28.03.1887 Донат Бабинский-Соколов 28.03.1887 04.10.1897 04.10.1897 13.08.1910 13.08.1910 17.10.1917 10(23)01.1918 01(14)01.1919 06(19)07.1921 12(25)10.1934 29.03(11.04)1936 07(20)07.1941 07(20)07.1941 15(28).02.1943 15(28).02.1943 09.1944 31.03(13.04)1945 08(21)08.1947 08(21)08.1947 14(27)03.1951 14(27)03.1951 11(24)05.1958 12(25)05.1958 01(14)08.1961 21.08(03.09)1961 30.12.1961(12.01.1962) 22.01(04.02)1962 31.05(13.06)1962 14(27)08.1962 21.07(03.08)1963 21.07(03.08)1963 14(27)01.1966 Никон Фомичев 14(27)01.1966 25.09(08.10)1966 25.09(08.10)1966 26.08(08.09)1990 28.08(10.09)1990 11(24)10.1990 12(25)10.1990 Ровенская Основана в 1940 г. Именовалась: Ровенская (и Луцкая ?); Волынское (Житомирское) викариатство в 1942 г. С 1946 г. – Волынская и Ровенская; с 28.03(10.04) 1990 – Ровенская и Острожская. Викарная кафедра: Кременецкая. 15(28)10.1940 02(15)07.1941 29.05(11.06)1942 07.1942 12(25)07.1942 Феодор Рафальский 01.1946 21.05(03.06)1948 Варлаам Борисевич 21.05(03.06)1948 02(15)11.1952 Панкратий Кашперук 02(15)11.1952 10(23)07.1956 Палладий Каминский 10(23)07.1956 06(19)07.1962 16(29)08.1962 09(22)12.1964 Мефодий Мензак 09(22)12.1964 25.09(08.10)1965 Леонтий Гудимов 25.09(08.10)1965 17(30)12.1986 17(30)12.1986 06(19)02.1990 06(19)02.1990 11(24)02.1990 11(24)02.1990 28.03(10.04)1990 Варфоломей Ващук 28.03(10.04)1990 06(19)10.1993 Ириней Середний арх 06(19)10.1993 14(27)10.1993 15(28)10.1993 14(27)08.1995 Анатолий Гладкий 14(27)08.1995 Романово-Борисоглебская (см. Тутаевская) Ромненская Дата основания неизвестна. Именование – по г. Ромны (Полтавская область УССР). Полтавское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7571. МИХАЙЛОВ А. Настенный календарь 1988–1989. Изд. МП., 1988. – 1988, 11, 80. 7572. НИКИТИН В. Православные храмы Москвы. Изд. МП., 1988. – 1989, 3, 80. 7573. ТИХОМИРОВА К. “Русская Православная Церковь ”, “Русский Православный храм”, “Русская Православная икона”. Серия диапозитивов. М., 1988. – 1989, 3, 80. 7574. САМОЙЛОВ А. Минея – Июль. ч. I, II и III. Изд. МП., М., 1988. – 1989, 4, 77. 7575. КЕЙДАН В. Календарь Евангелическо-Лютеранской Церкви на 1989 год. Изд. МП., М., 1989, 96 с. (на нем. яз.). – 1989, 10, 80. 7576. БЕЛЯКОВА Е. Русская Православная Церковь . 988–1988. Очерки истории. Вып.2.1917–1988. Изд. МП. – 1989, 12, 80. 7577. ИЛЬИЧЕВА Н. Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев, 21–28 июля 1986 года. Материалы. Изд. МП., М., 1988, 352 с. – 1990, 1, 79. 7578. АЛЕКСАНДРОВ В. Симфония, или Словарь-указатель к Священному Писанию Ветхого и Нового Завета. m.I. А-Г. М., 1988, 815 с. – 1990, 3, 79. 7579. НИКИТИН В. Богословские труды. сб. 29. Изд. МП., 1989, 336 с. – 1990, 3, 79. 7580. ТРОИЦКИЙ Г. Настольная книга священнослужителя. т.8. Изд. МП., М., 1988, 800 с. – 1990, 5, 80. 7581. МАЦНЕВ С. Старообрядческий молитвослов. Изд. МП., М., 1989, 400 с. – 1990, 8, 80. 7582. САМОЙЛОВ А. Минея-Август. ч. I, II и III. Изд. МП., М., 1989. – 1990, 10, 79. 7583. НИКИТИН В. Богословские труды. сб.30. Изд. МП., М., 1990, 336 с. – 1990, 12, 80. 7584. А. В. Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июля 1988 года. Материалы. Изд. МП., М., 1990, 480 с. – 1991, 1, 80. 7585. МИХАЙЛОВ А. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . т.2. Аскетические опыты. Изд. МП., М., 1989, 413 с. – 1991, 2, 80. 7586. СПЕРАНСКАЯ Е. Акафистник. ч.I. Изд. МП., М., 1989, 256 с. – 1991, 3, 80. 7587. В.А. “Православное чтение”. 1990, – 1991, 7, 80. 7588. APXIENUCKON Иларион (Троицкий) . Христианства нет без Церкви. – 1991, 7, 80. 7589. В.Н. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. (Сборник избранных трудов к годовщине интронизации, 1990–1991). Изд. МП., М., 1991, 192 с. – 1991, 10, 79.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ничто так ясно не иллюстрирует единство Божественного Лица, соединяющего в Себе свойства двух природ, как тайна смерти и воскресения Христа: Тот, «Кто, как мертвый, сошел во ад, Тот, как Бог, освободил мертвых» ( Hesych. Hieros. Hom. fest. 4. 3. 7-8// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 114). Здесь И. И. затрагивает еще одну тему, столь часто обсуждаемую в его время,- тему состояния Христа после смерти и до воскресения. По мнению И. И., для Слова после воплощения невозможно быть отделенным от тела. Христос как Воплотившийся Бог Слово не только освободил мертвых из ада, но и Сам спустился в это место «как мертвый человек» с человеческой душой. И. И. с особой настойчивостью подчеркивает, что Христос воскрес без помощи ангелов, Собственной силой, что камень от гроба был отвален ангелом уже после Его воскресения. Учение о Божией Матери 4 гомилии И. И. посвящены восхвалению Пресв. Богородицы. Все они были произнесены в дни праздников, так или иначе связанных с Рождеством Христовым, поэтому учение И. И. о Божией Матери следует рассматривать в христологическом ключе. Божию Матерь И. И. обычно именует Девой (Παρθνος), это слово у него приобретает значение имени собственного; имя Мария использует довольно редко. Термин θεοτκος (Богородица) встречается в гомилиях только 7 раз, причем чаще всего в «Первом слове в честь Божией Матери», произнесенном после III Вселенского Собора. (Hom. fest. 1. 2. 21; 8. 15; 5. 1. 2; 1. 14; 2. 6; 3. 19; 4. 11// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 26, 40, 158, 160, 164). Основное содержание проповедей, посвященных Божией Матери,- это восхваление Ее девства и роли в Боговоплощении. Мария именуется Приснодевой (ειπρθενος - Hom. fest. 5. 4. 13// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 164). Она была Девой до рождения Христа, Иосиф не был Его отцом по плоти (Hom. fest. 1. 2. 2-3; 2. 22// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 26, 28). По выражению И. И., этот «невозделанный (γεργητος) сад» был возделан только Св. Духом (Hom. fest. 5. 2. 31-35// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 162). Однако и после рождения Сына Мария не перестает быть Девой: Христос вышел из чрева Матери, «оставив закрытыми двери Девы» (Hom. fest. 1. 3. 6-7// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 28). И. И. использует ряд традиц. библейских метафор, выражающих непорочное рождение Спасителя: Дева уподобляется неопалимой купине (Исх 3. 2), восточным вратам святилища (Иез 44. 1-2), запечатанному источнику (Песн 4. 12). Рождаясь от Нее, Христос «открывал рай и оставлял неповрежденной печать девства», Он воплотился «божественным действием» (Hom. fest. 5. 1. 28-29; 4. 23-25// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 160, 166). С восхвалением чистоты Пресв. Богородицы связаны наиболее характерные рассуждения И. И. о монашеской жизни (Hom. fest. 5. 5. 15-22// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 166-167).

http://pravenc.ru/text/674956.html

И еще один вопрос к Вам и просьба. Я закончил составление русской Дополнительной Минеи на сентябрь месяц. Но у меня не хватает службы преподобномученику Афанасию Брестскому. Знаю, что таковая служба была составлена протоиереем К. Зноско и напечатана в Варшаве в 1929 г. Нет ли таковой службы у Вас? Если имеется, пришлите мне, пожалуйста, копию с нее». Полученные материалы не просто собираются, но тщательно редактируются и приводятся к единообразию в языковом и стилистическом отношении. В архиве еп. Афанасия содержится несколько сот служб и акафистов, в значительной части неопубликованных, с правкой и примечаниями, сделанными рукой еп. Афанасия. На основе этих материалов им готовились русские Дополнительные Минеи 439 , содержащие службы русским святым, которые не вошли в стандартные дореволюционные Минеи. При жизни еп. Афанасия о публикации этих текстов не могло быть и речи. Однако позже, когда Издательство Московской патриархии приступило к изданию служебных Миней, Дополнительные Минеи еп. Афанасия, а главное – сама идея расширения состава служебных Миней, были использованы. 8.11.4. Служебные Минеи Реализацией упомянутых выше проектов стало вышедшее в 1978–1988 годах издание месячных миней (далее Зеленые Минеи ). 440 Издание представляет собой 24 книги большого формата В рецензии на сентябрьский и октябрьский тома руководитель проекта игумен Иннокентий (Просвирнин) отмечает, что это издание является реализацией решений Собора 1917–1918 гг. и опирается на материалы еп. Афанасия (Сахарова) : «Богослужебно-календарная комиссия (...), осуществляя пожелание Богослужебного отдела Поместного Собора 1917–1918 гг., по указанию святейшего Патриарха Алексия, ставила вопрос о необходимости соединения служб русским святым со службами святым Поместных Православных Церквей, чтобы не нарушался Устав всей Восточной Церкви и вместе были учтены богослужебная практика и богатство агиологии Русской церкви. Председатель Комиссии, епископ Афанасий (Сахаров) , участник Поместного Собора 1917–1918 гг., дал необходимое решение этого сложного литургического вопроса в «Богослужебных указаниях на 1957 и 1958 гг.». Он осуществил редактирование текста всех Миней, чтобы приблизить пониманию современников церковнославянские языковые формы. Много труда он положил также на собирание отдельно изданных служб» (Иннокентий 1980).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

31. Вторник. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна . Заговенье на Успенский пост. Служба Креста и прав. Евдокима Каппадокиянина шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения службы Креста в соединении с полиелейной службой сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (Б) . А. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 1-й – 3, и святого, глас 8-й – 3. «Слава» – святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Днесь яко воистинну...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2-й: «Ты ми покров державен...». По Трисвятом – тропарь святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас 1-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Креста, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святого, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Креста, глас 1-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 4 и святого на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святого). По 3-й песни – седален святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святого, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святого, «И ныне» – светилен Креста (Минеи). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава» – святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...», «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи...». По Трисвятом – тропарь святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-13/

Далее — тропари по входе. На входе поется «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющие Ти: аллилуиа». Это — само собой. Что касается тропарей по входе, то там есть некоторые особенности. Напомню, как устанавливается последовательность тропарей. Во–первых, нужно подумать, какие тропари могут петься. Могут петься: тропарь дня седмицы, тропарь святого Минеи (тропарь даты), тропарь храма. Еще тропарь праздника, если будет предпразднство или попразднство. Но оставим пока в стороне эти случаи. Какие же тропари могут быть? - тропарь воскресный - тропарь храма - тропарь святого Минеи. И, соответственно, такие же кондаки. Нетрудно сообразить, как они будут петься: - тропарь воскресный (он на первом месте, потому что Господский) - тропарь храма, если храм Богородицы или святого (если храм Господский, то тропарь храма вообще петься не будет, потому что не может быть двух Господских тропарей) - тропарь святого Минеи. Как быть с кондаками? Кондак воскресный, кондак храма и кондак святого Минеи. - воскресный кондак (если храм Богородицы или святого) - «Слава» - кондак святого Минеи - «И ныне» - кондак воскресный (если храм Господский, то этот кондак поется на последнем месте) или кондак храма (если храм Богородичный) - кондак «Предстательство христиан непостыдное» - общий кондак Богородицы (если храм святого). Где петь кондак храма, если храм святого? Очевидно, после воскресного кондака. То есть получается, что если храм Богородичный или святческий, то песнопений по входе 6 (тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого, кондак воскресный, кондак храма, «Слава» — кондак Минеи, «И ныне» — «Предстательство христиан»). Если же храм Господский, то песнопений наименьшее количество (тропарь воскресный, тропарь Минеи, «Слава» — кондак Минеи, «И ныне» — кондак воскресный). Этот устав находится в Типиконе в двух местах. То, что я излагал на нынешней и двух предыдущих лекциях, — это материал главы 2 Типикона. Там указано следующее: «По входе — торпарь воскресен, таже храма и святаго дневнаго (аще имати), кондак воскресен и храма, «Слава» святаго (аще имам), «И ныне» — Богородицы. Аще же ни — «И ныне» — кондак «Предстательство христиан». Христова же храма тропарей и кондака в неделю на Литургии не глаголем во весь год, понеже предваряет воскресен».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Минеи, справедливо названные святителем во вкладной записи (а также в Синодике Успенского собора) «великими», получили это же название, вместе с именем их создателя, и при издании их Археографической комиссией – Великие Макарьевские Четьи-Минеи. Этот великий труд Всероссийского митрополита – детище, которому было отдано много сил, – позволяет нам и их собирателя назвать Великим. Великие Макарьевские Четьи-Миней – это удивительное и уникальное явление в русской духовной и культурной жизни и жизни нашей Церкви в., это – компендиум нашей древней церковной литературы. Великие Минеи свидетельствуют о высоком духовном подъёме на Руси времени митрополита Макария, показывают богатство книжного мира Руси той эпохи. Макарьевские Минеи – это яркий этап в истории русской Четьей-Минеи. Переведенная еще в древности, славянская Минея постепенно пополняется. При митрополите Макарии эта постепенность приобретает характер взрыва, его Минеи вбирают в себя всю духовную литературу того времени, подчиняя её своей, минейной структуре. Последующие издания минейных сборников – это уже процесс их сокращения. Минеи – это сложный труд их собирания, сличения отобранных текстов, их переписки, правки и редактуры. Необходимость изучения этого творения и влияния его на последующую письменность и язык очевидна. Но объем Миней настолько велик, что на этот процесс требуется времени значительно более, чем потребовалось на их создание. «Масса памятников письменности, сведённых воедино Макарием и его сотрудниками, такова, что даже составление их более или менее подробного описания требует большого труда и до сих пор не доведено до конца. Что касается детального изучения всех аспектов, связанных с историей Великих Миней Четий, то думается, что это дело не одного поколения будущих исследователей различных гуманитарных специальностей» 142 . Одним из вопросов их изучения должно стать собирание библиографии публикаций отдельных текстов Миней 143 . А скорейшая публикация Макарьевских Четьих-Миней, этого памятника Книжности Древней Руси, будет способствовать их дальнейшему плодотворному изучению.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Великие же праздники Господские отличаются от великих праздников Богородичных и – в честь святых тем, что в праздники Господские, случившиеся в Неделю (воскресение), отменяется служба воскресная и поется лишь служба праздника (из Минеи или Триоди), а в праздники Богородичные и святых, случившиеся в Неделю (воскресение), служба этих праздников отправляется вместе со службою воскресною (Тип., послед. 8-го сентября, 14-го сентября, 6-го августа и др.). На литургии в праздники двунадесятые Владычные поются (вместо Изобразительных) антифоны праздничные, и произносится «входное». Наконец, в великие Господские праздники положены особые отпусты после служб (см. выше). Великие праздники Господские, Богородичны и святых, со знаком крест в круге, имеют все ту особенность, отличие в Минее Месячной от других, что молитвословия для этих праздников находятся не в одном только последовании на день праздника, но и в последованиях некоторых предшествующих и последующих дней. Во-первых – в Минее Месячной находятся песни, предваряющие празднество. Дни и числа, в которые поются эти песни, называются предпразднством. Во 2-х – в Минее Месячной находятся молитвы и песни, продолжающие славить празднество бывшее. Дни и числа, в которые поются эти песни, называются днями попразднства. Предпразднственные молитвы и песни Минеи приготовляют верующих к достойному сретению и провождению праздника. Дни предпразднства (προερτιος, παραμον), в которые мы готовимся к празднику посредством молитвословий, песнопений, можно представлять себе временем пророчеств, которые за несколько лет предварили воспоминаемое в праздник событие. Есть, впрочем, такие праздники, которые имеют знак крест в круге, но не имеют дней предпразднственных 841 . Напротив, некоторые и из малых имеют день предпразднства 842 . Все праздники, кроме праздника Рождества Христова и Крещения Господня, имеют по одному дню предпразднства. Рождество Христово имеет 5-ть дней, а Богоявление 4-ре дня предпразднства. В последованиях Минеи для дней предпразднства находятся молитвословия, песнопения в чести праздника, имеющего наступить, вместе с молитвами и песнями святым, празднуемым в дни предпразднства. Молитвы предпразднства заменяют собою отчасти песни и молитвы Октоиха, который не поется в дни предпразднства, вообще же, заменяют Богородичны не только Октоиха, но и Минеи. Песнопения предпразднства, заменяющие Октоих, следуют, при соединении с песнопениями в честь святому (Минеи), тому же порядку, какой соблюдается при соединении песней Октоиха с Минеей, именно, число песней Октоиха, в соединении с песнями Минеи, бывает иногда более, иногда менее, смотря по празднику Минеи, с которым Октоих поется в то или другое число. Точно так и в дни предпразднств, в последованиях Минеи, число песней предпразднственных, заменяющих песни Октоиха, бывает не во все дни одно и то же: в иные дни более, в иные менее, смотря по праздникам святым, с которыми они соединяются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ранние Минеи отличались одна от другой не только календарем, но и составом песнопений. Минеи IX–XII вв. оказались источником первостепенной значимости для изучения канонов VII–VIII вв. Тогда как каноны Космы вошли в поздние «иерусалимские» Минеи в полном объеме, то каноны Иоанна, Андрея и Германа – лишь частично. Более всего во время редактирования книг пострадали произведения одаренного византийского гимнографа, святого патриарха Германа (†730 г. или 742 г.). В синайских Минеях IX-XII вв. нами был обнаружено 18 неизданных его канонов. Устранение гимнографии VII–VIII вв. из Минеи начиная с XI–XII вв. было связано с появлением в XI в. уставного предписания: «Если в Минее на память какого-либо святого содержатся каноны разных песнописцев, то предпочтение отдается канону кир Космы. Если есть канон кир Иоанна и другого песнописца, то – Иоанна, если кир Феофана и других, то кир Феофана. А если же есть канон Иосифа, то он предпочитается всем остальным» 1011 . Это подтверждает состав Миней. Так в Минее XII в. (Ath. Vatop. Gr. 218) оказалось 27 канонов Иосифа, 22 – Феофана, 5 – анонимных, 1 – Иоанна. Выше упомянутое предписание было продиктовано необходимостью унификации богослужебного чина. Каноны Иосифа как нельзя лучше отвечали этой задаче: в отличие от ярких, самобытных и технически неоднородных канонов гимнографов VII–VIII вв. они были составлены по единообразной схеме и основаны на текстах Константинопольского Синаксаря. В отношении состава гимнографии синайские Минеи IX–XII вв. отличались от позднейших рукописей и печатных книг, а также между собой. При сравнении древнейшей Минеи IX-X вв. Sinait. Gr. 607 с печатными, греческими и славянскими Минеями на март-апрель оказалось, что только 10 служб из 61 вошли в издания в полном составе. В 51 службе Sinait. Gr. 607 содержался гимнографический материал, неизвестный печатным книгам. Итак, все греческие Минеи IX–XII вв. имели: 1) общевизантийское эортологическое ядро, близкое месяцеслову Константинопольского Синаксаря; 2) локальную эортологическую специфику (византино-палестинскую, южноитальянскую и т.д.); 3) особую для каждого комплекта программу. Уже в XIII–XIV вв. система памятей и гимнографическое наполнение служб были унифицированы и сокращены. Из обнаруженных в синайских Минеях IX–XII вв. 107 мартовских и 102 апрельских служб в «иерусалимские» рукописные, а затем и печатные Минеи вошли 32 мартовских и 33 апрельских последования. Попытка собрать утерянные после перехода на Иерусалимский Устав памяти была предпринята в стишных прологах, которые помещались после шестой песни канона утрени, напр., в январской Минее ГИМ. Син. Греч. 331 (XIV в.) или в печатной Минее, изданной в Венеции 1012 . В этих источниках на каждый день было указано до десяти памятей святых, при этом только одна-две из них имели особую службу, все остальные – краткий стишной пролог.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010