636 об.), источник изложен свободно и сокращенно; 24-го – преп. Симеона столпника, иже на дивной горе, ссылка та же, что и ранее, и источником были ВЧМ, май, л. 647 и далее, но текст исправлен по Актам свв. (май, V, 307). В Июне: 2-го – св.м. Иоанна Сочавского, «от великой Минеи Четьи и от Пролога. Списанное Григорием монахом, игуменом обители Пантократовы, иже бе пресвитер церкве Молдовлахийския», во втором месяцеслове: «в Прологу л. 2, в Чете л. 41» (по новому счету – лл. 31–34), рассказ Святителя во всем согласен с житием в ВЧМ; 9-го – св. преп. Кирилла Белоезерского, «от великия Минеи Четьи сокращенно и от Пролога», в самом житии Святитель говорит: «Жития и чудес Преподобного обретается история пространно написанная в обители его и в великой Минеи-Четьи блаженного Макария митрополита, яже есть в соборной богородичной на Москве церкве», в ВЧМ, июнь, л. 127–156, обширное житие. Святитель передал его свободно и сокращенно; 12-го – преп. Петра Афонского, «от великия Минеи Четии» (ВЧМ, июнь, л. 177–186), Святитель передал только первую половину жития, до чудес (л. 183 об. а). В Июле: 1-го – житие свв. бессребреников Косьмы и Дамиана, «от великия Минеи-Четьи», источник (ВЧМ, июль, л. 5 об. б) передан несколько сокращенно; 3-го – св.м. Иакинфа, «от великия Минеи-Четьи, она же указана и во втором месяцеслове (см. июль, лл. 24–26); 5-го – преп. Афанасия Афонского , «от великия Минеи Четьи сокращение», в первом месяцеслове: «у Межигоре великое его житие на целую книгу», во втором: «в Прологу 4 листа, в Чете 27 листов», кроме того в самом житии Святитель говорит: «Пишется пространно в особой книге жития его»; повествование Святителя вполне согласно с житием, которое в ВЧМ (июль, л. 35а-61 об.), но переданы только наиболее важные, «изряднейшие деяния» 283 ; 9-го – преп. Патермуфия и Коприя, «от великия Минеи Четьи сокращенно», та же Четья-Минея указана и во втором месяцеслове; Святитель, выпустив некоторые отделы (см. лл. 85 об. –86 об. и 87а), остальное передает почти буквально по источнику; в примечании к житию, из тех же ВЧМ, Святитель помещает вопросы Коприя, опустив лишь один – о 72-м псалме; 10-го – свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

нждати (κβιζεσθαι) – вынуждать, вытеснять. Любъвию нжденъ Икос. 24 Февр. на обретение честн. главы св. Иоанна Предтечи, из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. πφω κβιασθις. В словаре Востокова слова нждати нет. В Филаретовской минеи... пондивс, в Иосифовской: В минеи 1710 г. понжденъ. В минеи XVI–XVII в. 168. Большак. ошибкою писца написано: приндивс вм. пондивс. правлено (ερθμως) – благозвучно, стройно, согласно. ко да правлено похвалю. Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. Ик. 20 сент. св. мучен. Евстафию πως ερθμоς γκоμιασω. У Востокова нет. В служ. минеи 32 моего собр. в Рум. муз. и в старопечатных минеях и 1710 г. это слово заменено: блгосъчетанно. чнчьствовати (μαθητεειν) – быть учеником, μαθητυεσθαι – учить, обучаться. чнчьствовавъ. Конд. 3-го окт. св. Дион. Ареопаг. Из устава 328. XIII–XIV в. Син. Библ. μαθητευθες. В словаре Востокова сего слова нет. В конд. XI в. переведено: чивъс. В большом часослове XIV–XVb. Сев. собр. 1. начильс еси, в старопечатных начивс, 1710 г. ко ченикъ, согласно тому, как напечатано в часослове 1509 г. ς μαθητς. (φρυγανδης) – имеющий вид хвороста, похожий на него. Хврастная страстей… ссклъ еси. Конд. 12 ноября преп. Нилу. Из печатн. минеи 1710 г. τς φρυγανδεις τν παθν... συνκoψας. В словаре Востокова сего слова нет. Холюбьць (φιλχριστoς) – любящий Христа, Христолюбивый. Блгочьстьн въспоимъ холюбьци. Икос. 27 июля свю муч. Пантелеймону, из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. εσεβς μνσωμεν φιλχριστoι. В словаре Востокова сего слова холюбьць нет. В старопечатн. минеях, минеи 1711 г. блгочестн воспоемъ... Цвтомъ творити (περιανθζειν) – кругом увенчивать, украшать цветами, убирать, оцвечивать. Цвт твор Икос. 9 июня св. Кирилу из служ. минеи XV в. 83. Библ. Унд. л. 50. περ νθζων τν ψιν. В словаре Востокова слова цвт творити нет. В старопечатных минеях и минеи 1711 г. так же, как в минеи XV в. 83. Цломдрьникъ (σφρων) – целомудренный. Иосифа прптаго цломдрьника. Икос в Великий Понедельник из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. Iωσφ τòν oδιμων σφρoνα. В словаре Востокова слова цломдрьникъ нет. В триоди цветной Краковской 1491 г... прнопамтнаго и цломдрънаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

В четверг на вечерне я тоже не указал никакой кафизмы. Почему? В четверг – праздник Благовещения. Но, согласно уставу, Литургия Благовещенская ( Иоанна Златоустог о, которая бывает по будням Великого Поста) тоже начинается с вечерни, а вечерня тоже без кафизмы. И вот тут во время пения 11 стихир на «Господи,воззвах» иерей должен успеть совершить полную проскомидию. В прошлый раз я успел вам рассказать устав о чтении кафизм в период Великого Поста и начал излагать способ соединения канонов Минеи с трипеснцами Триоди. Мы успели разобрать те песни канона, которые не содержат в себе трипеснца. Так, согласно ныне действующей редакции Богослужебного устава, поется только Минея (без Триодей и без Октоиха), в результате чего библейские песни оказываются до предела урезанными – от них остается всего два стиха. Сегодня мы разберем способ исполнения тех песней канона, которые имеют в себе трипеснец. Песни с трипеснцами Напомню структуру каждой песни канона Минеи: ирмос, три тропаря святому, тропарь Богородице. Как устроены трипеснцы Триоди (их два на каждый день): ирмос 1-го трипеснца, три тропаря, Богородичен, снова ирмос, три тропаря (из которых последний, как правило, Троичен), Богородичен, а дальше еще один дополнительный, как бы «лишний» тропарь. По содержанию он соответствует дню седмицы (понедельник – Ангелам, во вторник – Предтече, в среду – Кресту и т.д.). Дополнительный он в том плане, что идет даже после Богородична (ведь обычно Богородичен все заканчивает). 1-ю часть следует отнести к 1-му трипеснцу (Иосиф Студит), а 2-ю – ко 2-му трипеснцу ( Феодор Студит ). Имея такую схему, можно легко понять, как глаголятся песни с трипеснцами. Сначала поется библейская песнь (по Ирмологию) – до метки «на 14». Сколько там будет стихов, зависит от песни – сами библейские песни очень сильно разнятся по объему (1-я песнь достаточно длинная, 3-я короче, 4-я длинная, 5-я краткая, 6-я и 10-я вообще не имеют преамбулы и настолько коротки, что весь текст проходит в качестве запева тропаря). Давайте запишем: кроме 6-й и 10-й (10-я – это песнь пророка Захарии, которая идет после «Честнейшую»). Затем – еще один стих библейской песни и ирмос Минеи. Итак, мы начали петь библейскую песнь по Ирмологию, дошли до метки «на 14», пропели еще один стих и поем ирмос один раз. Далее – стихи библейской песни, чередуя с тропарями Минеи, а затем Триоди. Очередность простая: ирмос Минеи – стих библейской песни – тропарь Минеи – стих библейской песни – тропарь Минеи – стих библейской песни – тропарь Минеи и т.д. Когда тропари Минеи закончатся, вместо них читаем тропари Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1020. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском (1 Кор. 7. 32–33). 1021. …в один дух с Господом (1 Кор. 6. 17). 1022. Слово 2, гл. 9. 1023. Ин. 15. 18–19. 1024. Ин. 3. 36; 17. 3. 1025. Мф. 19. 17; Мк. 10. 19. 1026. Лк. 13. 3, 5. 1027. Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. 1028. Если кто хочет идти за Мною (Мф. 16. 24). 1029. Если хочешь быть совершенным (Мф. 19. 21). 1030. Если кто приходит ко Мне (Лк 14. 26). 1031. Если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 1032. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19. 21). 1033. …взяв крест (Мк. 10. 21). 1034. Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14. 26–27, 33). 1035. Вы храм Бога Живого, как сказал Бог: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6. 16–18). 1036. Лествица. Слово 2, гл. 9. 1037. Мф. 19. 1038. Четьи-Минеи. Житие преподобного Антония Великого, 17 января. 1039. Требник. Последование малой схимы. 1040. Четьи-Минеи, 19 января. 1041. Четьи-Минеи, 15 мая. 1042. Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 1043. Четьи-Минеи, 23 марта. 1044. Четьи-Минеи, 8 января. 1045. Четьи-Минеи, 1 марта. 1046. Четьи-Минеи, 24 декабря. 1047. Четьи-Минеи, 25 июня. 1048. Гал. 5. 24. 1049. Еф. 6. 12. 1051. Четьи-Минеи, 19 июня. 1052. Слово 2. 1053. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1054. Лк. 18. 1055. …как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4. 10).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1 прилож. по гласу «Славы» Тропарь «Богородице Дево» (трижды) «Богородице Дево» (трижды) «Богородице Дево» (трижды) «Богородице Дево» трижды при полиелее; дважды и один раз тропарь святому при бденном святом Тропарь на «Бог Господь» Воскресный дважды (Октоих) Воскресный 1 раз и святому 1 раз Воскресный дважды Воскресный дважды «Слава» Святому (Минея) Святому (второму) Святому Святому «И ныне» 3 приложен. по гласу «Славы» 3 приложен. по гласу «Славы» 3 приложен. по гласу «Славы» 3 приложен. по гласу «Славы» Седален по кафизме Октоих Октоих Октоих Октоих Ипакои Октоих Октоих Октоих Октоих, «Слава» – седален из Минеи Степенный антифон Октоих (гласа) Октоих (гласа) Октоих (гласа) Октоих (гласа) Прокимен и Евангелие Воскресные Воскресные Воскресные Воскресные Октоих – 3, Минея – 1 Октоих – 2, Минея – 2 Октоих – 3, Минея – 1 Октоих – 2, Минея По 3 песне Кондак, икос, седален Минеи Кондак, икос, седален Минеи Кондак, икос, седален Минеи Кондак, икос, седален Минеи По 6 песне Кондак, икос Октоиха Кондак, икос Октоиха Кондак, икос Октоиха Кондак, икос Октоиха Светилен Воскресный (Октоих), «Слава» – святому (Минеи), богородичен из Октоиха Воскресный (Октоих), «Слава» – святому (Минеи), богородичен из Октоиха Воскресный (Октоих), «Слава» – святому (Минеи), богородичен из Октоиха Воскресный (Октоих), «Слава» – святому (Минеи), богородичен из Октоиха Хвалитные стихиры Октоих Октоих Октоих – 4, Минея – 4 Октоих – 4, Минея – 4 «Слава» евангельская стихира из прилож. Октоиха евангельская стихира из прилож. Октоиха евангельская стихира из прилож. Октоиха евангельская стихира из прилож. Октоиха «И ныне» «Преблагословенна еси…» «Преблагословенна еси…» «Преблагословенна еси…» «Преблагословенна еси…» Тропарь Октоих Октоих Октоих Октоих Часть вторая. Вопросы, упражнения и литература по литургике Вопросы по литургике 1. Вопросы к теме «Введение в изучение литургики» 1. Каково значение греческого слова «литургия»? Что понимали под литургией в античном мире? 2. Что понимают под литургией христиане? Что такое литургика? 3. Что такое богослужение? 4. Какие действия происходят во время богослужения? 5. В чем заключается назначение богослужения с богословской точки зрения? 6. Какие богословские аспекты христианского богослужения выделил архимандрит Киприан (Керн)? 7. Каковы разделы литургики? 8. С какими богословскими дисциплинами эти разделы связаны? 9. Чем занимается литургическое богословие? 10. Каковы источники литургики? 11. Каковы основные два типа церковных служб? 12. С чьим именем связано становление литургики как науки в России? Кто является автором книги «Толковый типикон»? 13. Кого называют «русским Гоаром»? Чей он ученик? 14. Какие представители Русской Православной Церкви за пределами СССР в своих исследованиях изучали литургические вопросы? 2. Вопросы к теме «Храм как место церковного богослужения» (1)

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

мР. Малый римский Мартиролог VIII в. Маз. Синаксарь миней греческих в мазариновой библиотеке. Мак. Минеи митропол. Макария XVI в., с двумя в них прологами. Макс. Цит. Максима Маргуния, еп. цитерского, синаксарь, по стишному XII в. Мартынов. Его произведение: annus ecclesiasticus 1863 года. Мед. Греч. минеи медиоланской библиотеки. М. Гр. 1806–1820. Минеи греческие разных годов от 1806 до 1820, изд. в Венеции. М Гр. Минеи греческие служебные, изданные в Царьграде комиссиею в 1843 г., и изданные в 1870 г. Варфоломеевы в Венеции. МГр. означает только святых в синаксаре миней. МГр. со службою значит есть тому святому в них и служба. МГр. XI в. Служебная греческая минея в публичной библиотеке LXXIX, содержащая часть декабря. М Кр. Греческие минеи криптоферратского монастыря XI-XIII в. за весь год, кроме июня и июля (т. I, стр. 150). Мил. Милютинские четии минеи в синод. московской библиотеке (1646–1654 г.). М. М. Минея у Монаокона четья греческая, IX в., за август. М. Типогр. Минеи служебные в московской типографии пергаменные разных номеров. М. 331. Минея греч. за январь, XII-XIII в. в синод. библиотеке, служебная. М. 330. Минея греческ. служебная 1529 г. в синодальной библиотеке. МГр. 153. Минея греч. служебная, XII в., за февраль, в синод. библиотеке. МГр. 181. Минея греческая служебная, XII в., за февраль в синод. библиотеке. МГр. 446. Минея греческая служебная, за октябрь, XII в., в синод. библиотеке. МГр. 447. Минея греч. служебная, за декабрь XII в., в синод. библиотеке. М Гр. 448. Минея греч. служебная, за январь, XII в., в синод. библиотеке. МГр. 449. Минея греч. служебная, за июнь, в., в синод. библиотеке. МГр. 450. Минея греч. служебная, за август, XII в., в синод. библиотеке. М Гр. 451. Минея греч. служебная, за март, XII в., в синод. библиотеке. М. Нап. Греческие четии минеи нанианской библиотеки, XI в., за сентябрь-февраль, и минея XI-XII в., за январь. М. 11 в. Минеи славянские 11 века служебные в типографской библиотеке за 8 месяцев: январь, февраль, апрель, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь (см. Т. 1, стр. 152) и минея за май в Софийской библиотеке в петербургской академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

– полное каждение всего храма (оно начинается, собственно, с 8 песни канона: диакон кадит в это время весь алтарь, затем иконостас; затем возглашается: «Богородицу и Матерь света...», а далее начинается полное каждение храма). – 9 песнь – покрывающий ирмос – «Достойно есть...» (по ныне действующему уставу поется только на будничных службах. А по «Оку церковному» поется всегда, ежедневно, только в двунадесятые праздники поется задостойник. То есть всегда поется либо «Достойно есть...», либо задостойник, и всегда с земным поклоном – в любой день. На мой взгляд, это некая издержка Ока церковного», т. к. 20-е правило Первого Вселенского Собора запрещает творить земные поклоны в день воскресный и во всю Пятидесятницу). – малая ектения – светильны (экзапостиларий – от греч. «высылаю, посылаю». Обычно это название производят от обычая, бывшего в Великой церкви: для пения экзапостилария на середину храма с клироса высылался певец, который, как бы мы сейчас сказали, солировал. От такого образа исполнения и пошло это слово). Слово «светилен» – чисто славянское. Есть два толкования на его происхождение. Зачастую в светильне возносится молитва о просвещении нашего разума светом Христовым. С другой стороны, светилен поется или читается ближе к концу утрени, а значит, если бы мы в точности выполняли указание устава относительно времени совершения службы, то время приближалось бы к рассвету. Название светильна связано с астрономическим временем его пения. Устав о светильнах В современном словоупотреблении «экзапостиларий» и «светилен» – синонимы. Однако здесь есть некоторое разграничение: обычно экзапостиларием называется соответствующее песнопение, относящееся к Октоиху, а светильном – относящееся к Минее. Давайте условимся, что я буду говорить: «экзапостиларий Октоиха», но «светилен Минеи». В понедельник, вторник и четверток – экзапостиларий Октоиха (см. Приложение к Октоиху «Экзапостиларии всея седмицы») – Слава – светилен Минеи (если есть, он печатается в Минее сразу по 9 песни канона) – И ныне – Богородичен светильна Минеи (если светилен Минеи нет; если нет самого светильна, то нет и Богородична светильна) При двух малых святых – экзапостиларий Октоиха – светилен первого святого Минеи – Слава – светилен второго святого Минеи – И ныне – Богородичен светильна Минеи При шестеричном святом – экзапостиларий Октоиха – светилен Минеи (y шестеричного святого он есть всегда) – Слава – он же – И ныне – Богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

162 и далее), а из Барония некоторые другие подробности рассказа 277 . В Декабре: 3-го – сказание о чудесах преп. Саввы Сторожевского, «от Четии блаженного Макария митрополита Московского» (декабрь, л. 23 и далее), взяты 1,2, 3, 5, 7, 12 и 13 чудеса; 19-го – св. Григория Омиритского, ссылка та же (ВЧМ, декабрь, л. 348а, 414а), Святитель передал источник с значительными сокращениями; 23-го – св. Нифонта, еп. Констанции, града Кипра, «от Минеи Четьи митр. Макария Московского вкратце собранное» (ВЧМ, декабрь, л. 480а, 523а), где целая книга, о которой и упоминается в конце жития; Святитель выбрал из нее только некоторые рассказы. В Феврале: 4-го, житие преп. Николы игумена Студийского исповедника, «от великия Четьи-Минеи вкратце», в Прологе указаны Акты свв. (февраль, I, 538), где, по-видимому, латинский перевод той же редакции, Святителев рассказ ближе к славянскому переводу. В Марте: 5-го – св.м. Коиона Исаврийского, «от великия Минеи-Четьи собрано», здесь (6 марта, л. 48) мучение и чудотворения; 8-го – св.м. Феодорита, пресвитера Антиохийского, «от великия Минеи-Четьи и от прочих», из последних указаны Созомен (кн. 5, гл. 8) 278 и Иоанн Златоуст (слово на еллины), но главное содержание жития заимствовано из ВЧМ (март, л. 71) и по историкам лишь дополнено; 10-го – св.м. Кодрата Никомидийского, «от великия Минеи-Четьи сокращенно», в ВЧМ (март, 10-го, л. 93–98) пространное житие, Святитель его значительно сократил; 15-го – св.м. Александра, «из великия Минеи-Четьи вкратце», ВЧМ (март, 15-го, л. 379–384) 279 ; 18-го – преп. Анина монаха, ссылка та же, что и 15-го, см. ВЧМ (марта 18-го, л. 412–426) 280 , в Прологе есть ссылка на Акты (март, II, 431), но там краткое житие. В Апреле: 5-го – житие преп. Марка Афинского, «от великия Минеи-Четьи», там сказание об этом святом находится в майской книге (1-ое число, л. 75) 281 ; 13-го – св.м. Артемона, ссылка в Четиих-Минеях та же, что и 5-го числа; в Прологе: «в Четье – марта 24, л. 579»; 14-го – свв. мм. литовских Иоанна, Антония и Евстафия, «от великия Минеи-Четьи» (ВЧМ, апрель, 14 число, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

3, 19). Свидетель Иеговы: Итак, вы поклоняетесь иконам? Православный: Не совсем... Обратите внимание на Церковный догмат 7 Вселенского Собора (Никейского). Здесь сказано, что мы «поклоняемся» иконам «почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает Единому Божескому Естеству, но почитанием по тому образу, яко же изображению» . Иными словами, мы не поклоняемся иконам так же, как и Богу, т.е. истинным поклонением , а только почитаем их. То же самое относится и к Пресвятой Деве Марии, ангелам и святым. Это и значит — поклоняться «почитательным поклонением». Рейтинг: 9.8 Голосов: 375 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Перевод Нового Мира.  Апостольское Преемство Русской Поместной Церкви: В 37 году апостол Андрей основал Церковь в городе Византии и рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне (Рим. 16, 9). Он, в свою очередь, рукоположил Онисима (54–68 г). Епископ Онисим рукоположил Поликарпа (68–70 г). и так далее сквозь 20 веков: Апостол Андрей 37 г., Апостол Стахий 38 по 54 гг., Поликарп 68–70 гг. Плутарх 70–84(–86) гг., Седекий 86–95 гг., Диоген (Диомен) 95–110 гг., Епевферий 110–123(–127), гг. Филикс 127–137 гг., Афинодор (Афиноген) 137–141 гг., Евзой 141–157 гг., Олимпий (Алипий) 157–171 гг., Пертинакс 171–192 гг., Олимпиан 192–203 гг., Марк I 203–216 гг., Кириллиан (Кириак) 216–232 гг., Кастин (Кистин) 232–240 гг., Тит (Трат, Торат) 240–276 гг., Дометий (Дометиан) 276–301 гг., Пров 301–313 гг., св. Митрофан 315–325 гг. I Вселенский Собор. Св. Александр 325–340 гг., св. Павел 340–350 гг., Македоний I 341–360 гг., Евдоксий 360–370 гг., Евагрий 370 г. изгнан. Демофил 370–380 гг., св. Григорий Богослов 381 г., Нектарий 381–397 гг. II Вселенский Собор. Свт. Иоанн I Златоуст 398–404 гг., Арсакий 404–405 гг., Аттик 406–425 гг., Сисиний I 426–427 гг., Несторий 428–431 гг., св. Максимиан 431–434 гг., св. Прокл 434–447 гг., св. Флавиан 447–449 гг.

http://pravoslavie.ru/106353.html

Т. IV, стр. 402). 396 По произнесении отпуста, иерей, обыкновенно, благословляет народ рукой, подобно тому, как он, по окончании литургии, после слов певцов: «Благослови», сказав отпуст, благословляет. Архиерей в то время благословляет дикирием и трикирием. 398 Но «идеже есть храм Спаса Христа, Рождества или Богоявления, или Вознесения и прочая, в седмичном отпусте не возглашаются никогда праздничные отпусты, точию возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания» (Служебн., отпусты дневн. во всю седмицу). 399 Касательно святых (Минеи) должно заметить: а) что так как вечерня относится к следующему дню, то на вечерне святые воспоминаются следующего дня; б) в Служебнике сказано, что на отпусте священник поминает святого, ему же служба поется (Служебн., послед. веч). Воспоминается же на отпусте святый дневной (Минеи) и тогда, когда служба ему не поется в тот день, а переносится на другой, например: в отдание Пасхи – хотя не поется служба святому, а на отпусте, сказано в Типиконе: «и святого дне поминает» (Тип., послед. отд. Пасхи). 400 Краткие отпусты излагаются следующим образом: на Рождество Христово на всенощном бдении: «Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». На тот же день следующий краткий отпуск на литургии: «Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий, нашего ради спасения Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых Отца нашего Иоанна, архиепископа Константиня града, Златоустого, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец» (Послед. утрени, вечерни и полунощницы, изд. в Киево-Печерской лавре, 1861 г., л. 82). 401 Касательно отпустов иа праздничные дни, в Служебнике находится следующее замечание: Ведомо же да будет тебе о сем, иерею: егда отпуст глаголеши дневный, или иа праздник Богородицы, да не имаши глаголати в нем: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, честного и славного Ея рождества, или успения, или введения, и иных праздников Ея; или святого Иоанна Предтечи рождества, или усекновения, и прочих святых памяти или преставления их, или обретения и принесения мощей: Но сице глаголи, аще праздник Богородицы, рождества Ея, или успения, и прочих: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010