Самый отпуст всегда священник говорит, «обратився от Святых Дверей на запад к людям» (Служебн., послед. веч.) 396 . Отпуст (πλυσις) есть благословение, произносимое священником по окончании службы – на выход из храма. Отпусты бывают великие и малые. Великие отпусты произносятся после великой и вседневной вечерни (Служебн.). но не малой (Тип.. гл. 1), после утрени и литургии (Служебн.). Малые отпусты бывают на повечерии, полунощнице, часах (Служебн.). Отличаются великие отпусты от малых тем, что: а) великие имеют отношение к воспоминаниям, соединяемым с днями седмицы; в них упоминаются или, говоря словами Служебника, подвизаем на молитву 397 в понедельник бесплотные силы, во вторник св. Предтечу и т. д.; б) засим упоминается святой храмовый, т. е., в память коего построен храм 398 ; в) наконец, святой, коего память празднуется в тот самый день, в который совершается служба (святой Минеи) 399 ; г) в городах, где почивают мощи святого угодника, чтимого как покровителя города, например, в С.-Петербурге – святого Александра Невского, – обыкновенно и сего угодника упоминают на отпусте, и д) засим упоминаются святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна. На литургии, кроме сего, воспоминается святитель, которого литургия совершалась, т. е. св. Василий Великий , или св. Иоанн Златоуст , или св. Григорий Двоеслов . На малом отпусте не бывает воспоминаний, относящихся к дню седмицы, и не воспоминаются на нем святые дневные и храмовые. Только в неделю (воскресение) на полунощнице и часах в начале отпуста присоединяются слова, имеющие отношение к дню седмицы: «Воскресни из мертвых». Во владычные праздники положены особые отпусты, которые и печатаются в Служебнике отдельно. Именно, на следующие дни: на Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Сретение, Преображение, на Неделю ваий и особый в ту же неделю на вечерне, на великий четверток, великий пяток на утрени и особый в тот же день на других службах, на день Пасхи и во всю пасхальную седмицу, на Вознесение, день Пятидесятницы, и особый в ту же неделю на вечерне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

559 Четии-Минеи, 26 ноября и Сурий, т. VI, с. 632, §§ 9, 16, 19 и 6. Подобное же изменение порядка событий наблюдается в житиях: св. Иоанна Златоуста , 13 ноября – ВЧМ, лл. 413, 359 и 387; св. Павла исповедника, 6 ноября – Сурий, III, 653, § 4-й; св.м. Иерона, 7 ноября – Сурий, VI, 136, § 8; св. Феодора Студита , 11 ноября и ВЧМ, л. 396 и далее. 560 Георгий рассказывает, что в Сикее, вблизи дороги была diversorium, где находила себе приют и заработок corpore красивая девушка Мария, жившая с сестрой и матерью. Мимо их жилища проходил Косьма, завернул туда и, увлеченный красотой Марии, cum еа concubuit. Мария зачала от него и оставила vitam meretricis... Выдержано это и дальше: злой дух называет Феодора filius meretricis; бабка Елпидия прославляет Бога за то, что Он meretriciis spermis вывел плод, производящий розы и фрукты и т.д.См. Acta SS., апрель, т. III, л. 33, §§ 3, 6, 18, 26. Ср. Четии-Минеи, 22 апреля, л. 361 об. 566 См., напр., жития: св.м. Конкордия (ср. Четии-Минеи, 4 июня, Акты свв., январь, I, 9) и свв.мм. Фронтасия, Севериана, Северина и др. (Четии- Минеи, – то же число Акты свв., ibid., с. 79-я); свв.мм. Петра, Дионисия и иже с ними (Четии-Минеи, 18 мая, Акты свв., май, III, 452); свв.мм. Феопемпта и Феоны (ср. Четии-Минеи, 5 января, Акты свв., январь, I, 1087); св.м. Лукии (ср. Четии-Минеи, 13 декабря, Сурий, VI, 987); св.м. Серафимы (ср. Четии-Минеи, июля 29-го и Сурий, V, 30); св. архидиакона Лаврентия (ср. Четии-Минеи, 10 августа, Сурий, IV, 607, §§ 8–22-й); свв.мм. Тараха, Прова и Андроника (ср. Четии-Минеи, 12 октября и Анналы Барония, т. II, с. 665–672); св.м. Саввы готского (ср. Четии-Минеи, 15 апреля, Акты свв., апрель, II, 88 или Сурий, II, 695); преп. Зосимы Финикийского (ср. Четии-Минеи, 8 июня и Евагрия «Церковная история», кн. IV, гл. 7); свв.мм. Едесских (ср. Четии-Минеи, 25 августа и Феодорита «Церковная история», кн. IV, гг. 15–16) и др. 567 Мы перечислим здесь буквальные переводы из Метафраста, которые в предыдущей главе не были указаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг. св. Константин I 1155–1158 гг. Феодор 1161–1163 гг. Иоанн IV 1164–1166 гг. Константин II 1167–1177 гг. Никифор II 1182–1198 гг. Гавриил Дионисий упомянут в 1205 г. Матфей упомянут в1209–1220 гг. Кирилл II 1224–1233 гг. Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. Кирилл III 1243–1281 гг. Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве. св. Феогност 1328–1353 гг. св. Алексий 1355–1378 гг. Прп. Сергий. св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва. св. Дионисий 1383–1385 гг. св. Фотий 1408–1431 гг. Исидор 1437–1441 гг. подписал унию и изгнан. Митрополиты Московские: 1448–1461 гг., 1448 Автокефалия Русской Церкви. Феодосий 1461–1464 гг. Филипп 1464–1473 гг. Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига. Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. 1495–1511 гг. Варлаам 1511–1521 гг. Даниил 1522–1539 гг. Иоасаф 1539–1542 гг. св. Макарий 1542–1563 гг. Афанасий 1564–1566 гг. св. Филипп Кирилл 1568–1572 гг. Антоний 1572–1581 гг. Дионисий 1581–1586 гг. Митрополит и позднее патриарх: св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества в 1589 г. 1589–1605 гг. низложен Лжедмитрием I. Патриархи Всероссийские: Игнатий 1605–1606 гг. свщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время. Местоблюстители: Митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг. Митр. Ефрем Казанский 1613 г. Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя. Иоасаф I 1634–1640 гг. 1642–1652 гг. 1632–1666 гг. Начало старообрядческого раскола. Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор. Питирим 1672–1673 гг. Иоаким 1674–1690 гг. Адриан 1690–1700 гг. 1701–1721 гг. местоблюститель Патриаршего престола. Архиепископы: Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг. Платон (Малиновский) 1745–1754 гг. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг. еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг. 1775–1812 гг. с 1787 г. митрополит. Августин (Виноградский) 1818–1819 гг. Митрополиты:

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

X или Ч: Сподоби, Господи. Д возглашает просительную ектенью. На прошения X отвечает Господи, помилуй и Подай, Господи . С: Яко благ и человеколюбец Бог еси… X: Аминь . С: Мир всем . X: И духови твоему . Д: Главы наша Господеви приклоним . X: Тебе, Господи . С: Буди держава Царствия Твоего благословенна и препрославленна… Часть 3 X: Аминь и поет стихиры на стиховне, которые берутся из Минеи. Если есть «Слава» в Минее, то «И ныне» берется из 1 приложения Минеи. X: Ныне отпущаеши. Ч: Трисвятое по «Отче наш». С: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава… X: Аминь . Тропарь, «Слава, и ныне», богородичен отпустительный по гласу тропаря из 3 приложения Минеи. Окончание Д: Премудрость . X: Благослови. С: Сый благословен Христос Бог наш, всегда… X: Аминь . Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века. После этого обычно начинается утреня. С: Пресвятая Богородице, спаси нас. X: Честнейшую Херувим… С: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. X: «Слава, и ныне», Господи, помилуй трижды, благослови . Спроизносит великий отпуст. Такое окончание бывает в том случае, когда вечерня совершается отдельно от утрени. Изменяемые молитвословия великой вечерни в будний день Стихиры на «Господи, воззвах» 8 из Минеи «Слава» из Минеи, «и ныне» берется из 1 приложения Минеи по гласу «Славы» (богородичен догматик). Крестобогородичного не бывает. Прокимен Из Часослова в соответствии с днем недели. Паремия Из Минеи со службы данного святого. Стихиры на стиховне Из Минеи. «Слава» из Минеи, «и ныне» берется из 1 приложения Минеи по гласу «Славы». Тропарь и богородичный отпустительный Тропарь святого из Минеи. Богородичен из 3 приложения по гласу тропаря. В дни праздников в честь Богородицы богородичные отпустительные не используются. Поется только тропарь. Изменяемые молитвословия великой вечерни в субботний день Стихиры на «Господи, воззвах» 6 из Минеи «Слава» из Минеи, «и ныне» берется из 1 приложения Минеи «текущего» гласа, т.е. по гласу Октоиха (богородичен догматик). Крестобогородичного не бывает.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Во 2, 3, 4, 5 субботы Пятидесятницы: Канон праздника на 6, канон храма святого на 4, канон Минеи на 4 (в храме Спаса и Богородицы канон храма опускается). В Троицкую и Мясопустную родительские субботы: Канон храма на 6 и канон Триоди на 8. В субботу (в период пения Октоиха) Службы   В храме Спаса и Богородицы   В храме святого   Малому святому канон Храма на 6; канон Минеи на 4; 1-й канон Октоиха на 4   канон Минеи на 6; канона храма на 4; 1-й канон Октоиха на 4   Шестеричному святому канон храма на 6; канон Минеи на 4; 1-й канон Октоиха на 4   См. выше              Двум святым канон храма на 4; 1-й канон Минеи на 3; 2-й канон Минеи на 3; 1-й канон Октоиха на 4   1-й канон Минеи на 6; 2-й канон Минеи на 4; 1-й канон Октоиха на 4 Ирмосы берутся из канона, который по Уставу следует первым. Катавасия (по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песни) – ирмосы последнего канона. По 3-й песни канона хор исполняет катавасию. Диакон произносит малую ектению: «Паки и паки...» Священник (возглас): «Яко Ты еси Бог наш...» Чтец читает седальны Минеи. (В период пения Цветной Триоди сначала читается кондак и икос Минеи, затем седален Минеи, «Слава, и ныне», седален Триоди). По 6-й песни канона хор исполняет катавасию. Диакон произносит малую ектению: «Паки и паки...» Священник (возглас): «Ты бо еси Царь мира...» Чтец читает кондак и икос Минеи (или Триоди, если поется Цветная Триодь). По 8-й песни канона хор исполняет катавасию. Диакон (стоя на амвоне с кадильницей пред иконой Богоматери): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор запевает песнь Пресвятой Богородицы («Честнейшую...»), в это время диакон совершает каждение храма. По 9-й песни канона хор исполняет катавасию. Хор: «Достойно есть...» (кроме периодов пред- и попразднства и пения Цветной Триоди) Диакон произносит малую ектению: «Паки и паки...» Священник (возглас): «Яко Тя хвалят...» Чтец читает экзапостиларии. Экзапостиларии по Уставу: – в период пения Октоиха: (см. Типикон, гл. 16); – в период пред- и попразднства: все светильны Минеи, указанные на ряду;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

После того, как диакон вольет теплоту в Потир и священник раздробит частицу святого агнца со знаком ХС, он, прежде нежели приобщается сам, говорит диакону: «Диаконе, приступи». Диакон приходит благоговейно, творит поклон и говорит: «Се прихожду» (Служебн., о приобщении крови Христовой) и: «Преподаждь мне, Владыко». священник, подавая диакону святый хлеб, говорит: «(имя рек) священнодиакону преподается честное и святое и пречистое тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в оставление грехов и в жизнь вечную». И, целовав диакон подающую ему руку (Служебн.) и рамо (Чиновн.), приемлет святый хлеб (Служебн.) и отходит созади святыя трапезы, преклонив главу, и молится. Затем священник, взяв одну частицу святого хлеба, говорит: «Честное и пресвятое тело Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне недостойному (Чиновн.) (имя рек) священнику в оставление грехов и в жизнь вечную». И. преклонив главу, молится, как и диакон. После молитв «Верую, Господи» он приобщается тела Христова, держимого со страхом и всяцем утверждением (Служебн.) 713 , засим берет губу, отирает ею руку и, целовав губу, положит на место, потом, взяв священный покровец и Потир обеими руками с покровцем, приобщается крови Христовой трижды, говоря: «Честные и святыя крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз раб Божий священник (имя рек) во оставление грехов моих и в жизнь вечную, Аминь». При самом приобщении, трижды 714 , обыкновенно произносит: «во имя Отца, и Сына и Святого Духа, Аминь» 715 . По приобщении, священник, отерши уста и Потир покровцем, говорит: «Се прикоснуся устнам моим, и отимет беззакония моя, и грехи моя очистит»; целуя Потир, говорит трижды: «Слава Тебе, Боже» (Чиновн.). Затем призывает диакона, говоря: «диаконе, приступи». диакон приходит, поклоняется однажды и говорит: «Се прихожду» и: «Верую, Господи, и исповедую». И приобщает его священник, говоря: «Причащается раб Божий диакон» и пр. 716 . Причастившуся диакону глаголет священник: «Се прикоснуся устнам твоим и отъимет беззакония твоя и грехи твоя очистит» 717 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Потом священник раздробляет для причастников-мирян части агнца HI, КА на малые частицы и влагает их в Святую Чашу 718 . Если же нет причастников, то иерей прием святый дискос вверху святого Потира, полагает в Потир честное тело, не раздробляя частей агнца и затем все частицы, находящиеся на дискосе, произнося воскресные песни: «Воскресение Христово видевше», «Светися, светися», «О Пасха велия» 719 . Дискос отирает святою губою зело добре, со вниманием, и благоговением, говоря: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» (Служебн., Чиновн.). И, целовав святый дискос, полагает близ Святого Потира (Чиновн.). Покрывает Святый Потир покровцем, подобаемым образом, и на дискос полагает звездицу и покровцы (Служебн., Чиновн.). Когда на литургии и диакон приобщается, тогда не иерей, а диакон опускает в Чашу частицы тела Христова со словами HI, КА, как раздробленные (для причастников), так и нераздробленные (если нет причастников). Иерей произносит молитву: «Благодарим Тя, Владыко, человеколюбче», пиет теплоту и умывает руки (Служебн.). Диакон же по причащении, если не бывает причастников мирян, опускает в Чашу частицы, находящиеся на дискосе, произнося: «Воскресение Христово видевше», «Светися, Светися», «О Пасха велия», «Отмый, Господи, грехи». Если на литургии бывают причастники миряне, то частицы опускаются с дискоса в Чашу после причащения мирян. Во время совершения таинства евхаристии и во время приобщения священнослужащих, алтарь изображает горницу, в которой Христос с учениками Своими совершил тайную вечерю и преподал им тело и кровь Свою 720 . Во время приобщения священнослужителей поется стих, называемый «причастен», или, как он еще иначе называется В богослужебных книгах «КИНОНИК» (κοινωνικς – причастный, причастен. См. Служебн., лит. св. Иоан. Злат.). По своему содержанию, «причастен» имеет отношение или к дневной службе, или к службе воспоминаемого святого, или праздника, и называется: «причастен дне» (Тип., гл. 2, 4 и послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Так как тело Христово напитано кровью Христовою (на литургии, на которой было освящение даров), то диакон, подходя для получения Св. Даров, говорит: «Преподаждь мне, Владыко, честное и святое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И священник, давая ему частицу Святых Таин, говорит: «такому-то священнодиакону преподается честное и снятое и. пречистое тело и кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и жизнь вечную (Служебн., Иъзявл. о некоторых исправлениях в служении преждеосв. литургии), во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Чиновн., литург. преждеосв. Даров). Подобно сему говорит священник, когда и сам берет частицу Святых Таин (Там же). По причащении, взяв губу, отирает руку, глаголя: «Слава Тебе, Боже», трижды. И, целовав губу, положит на место (Чиновн., Литург. Преждеосв. даров и Служебн., Иъзявл. о некоторых исправлениях). Если на службе преждеосвященной литургии причащается только священник без диакона, то, по причащении Святых Таин, священник не пиет из Чаши, но пиет по окончании литургии, когда потребляет Святые Тайны. Ибо, хотя вино и освящено вложением частиц Святых Таин, но оно не пресущсетвлено в божественную кровь; над ним не читались здесь, как в литургиях св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого , слова освящения (Служебн., Изъявление о некоторых исправлениях в служении литургии преждеосвященной). Но если на литургии священник и диакон приобщаются, то диакон в это время из Чаши не пиет (а пиет по заамвонной молитве, по потреблении оставшихся частиц Святых Таин) (Там же). Священник же по приобщении Святых Таин берет святой Потир с покровцем обеими руками, пиет из него, ничего не произнося. Затем уста о Потир вытирает покровцем и ставит Потир на престол. И, взяв анафору (антидор), умывает руки и уста и читает благодарные молитвы 779 (Там же). диакон (если же при литургии преждеосвященных Даров не бывает диакона, то священник) полагает с дискоса частицы в Потир с великим вниманием, ничего не произнося (Служебн., Изъявление о некоторых исправл. служ. преждеосв. литург. и Чиновн., лит. преждеосв. Даров). И, целовав святый дискос, полагает близ святого Потира. Потом, взяв покровец, покрывает святой Потир; на святый же дискос полагает звездицу и покровцы и аер (воздух) и покланяется трижды (Чиновн., Лит. Преждеосв. даров).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Губа, или губка, или муса μοσα – Чиновн., лит. Злат, σπγγος – Служебн., лит. Злат.) употребляется на литургии для отирания дискоса над Чашею после опущения в нее всех частиц, лежавших на дискосе. Губа эта полагается на антиминсе и называется антиминсной (Служебн. Извест. учит. о том по совершении божественной литургии, что иерей должен творить?); а так как она вместе с антиминсом завертывается в илитон, то она именуется также «литонной» (Там же). Она знаменует ту губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа Иисуса. Кроме антиминсной губы, при литургии употребляется другая, которою иерей, по потреблении Даров и по исполоскании Чаши, вторицею и третицею, по испитии из нее, отирает Чашу. Эту губу иерей оставляет во Святой Чаше. Губа эта называется истиральною (Служебн. Извест. учит. по совершении Даров, что иерей должен творить?). Копием (λγχη) называется нож, сделанный наподобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для вынутия и прободения агнца и для вынутия частиц в честь и память Божией Матери, святых, также за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым были прободены пречистые ребра Спасителя ( Ин.19:34 ) 44 . Рипиды (опахало) употребляются для отогнания насекомых от Св. Даров, и сперва делались из тонких кож, или из павлиньих перьев, или полотна (Апост. постановления в русс. перев. Казань, 1864 г., стр. 267). Ныне рипида есть прикрепленный к длинной рукоятке металлический круг, с изображением шестикрылатого херувима. Впрочем, иногда рипиды делались и не в форме, круга, а имели вид квадрата, четырехугольный – вид звезды и т. и. (Разнообразную форму их можно видеть у Прохорова, в издании «Христианския древности и археология» 1862 г., кн. 3). При посвящении во диакона дается новопосвященному рипида, и он с нею «поставляется у престола стрещи святая» (Чиновн., чин на хирот. диак.). Стережет же он святая на литургии, после слов: «победную песнь» таким образом, что, взяв рипиду в руки со всяким вниманием и страхом, омахивает тихо вверху Святых Даров, яко не сести мухам, ни иному чесому таковому (Служебн., лит.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Так как на литургии преждеосвященных даров не бывает освящения Даров, то за Великим Входом следуют молитвословия к причащению верных. Диакон произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви», в которой говорит: «о предложенных и преждеосвященных честных дарех Господу помолимся; яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый, и пренебесный, и мысленный свой жертвенник, в воню благоухания духовного, возниспослет нам божественную благодать и дар Святого Духа». Во время этой ектении священник тайно молится о достойном причащении святых Таин, а по окончании ектении возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе небесного Бога Отца и глаголати». Певцы поют: «Отче наш». После возгласа священника (при архиерейском служении – архиерея) и пения певцами: «Аминь», священник говорит: «Мир всем» 775 . Затем совершаются молитвословия и священнодействия, подобные тем, которые бывают в этой части литургии св. Иоанна Златоустог о и Василия Великого . На Литургии Преждеосвященных даров не бывает только возношения тела Христова; ибо оно, изображая вознесение Господа на крест, было уже на литургии, на которой освящались дары. По препоясании диакона орарем (Чиновн., лит. преждеосв. Даров), по молитве, произнесенной иереем тайно, иерей с диаконом поклоняются трижды, произнося: «Боже, очисти мя грешнаго» (Служебн., лит. преждеосв. Даров) 776 . Диакон произносит это «вне» (т. е. алтаря), «идеже стоит» (Чиновн., Лит. Преждеосв. даров). священник (а при архиерейском служении – архиерей) прикровенным сущим даром, вложив руку, касается хлеба с благоговением и страхом Божиим (Служебн., Чиновн., лит. преждеосв. Даров). Когда диакон, преклонив главу (Чиновн.), произнесет: «Вонмем», иерей (при архиерейском служении – архиерей) возглашает: «Преждеосвященная святая святым» (Служебн., Чиновн., лит. преждеосв. Даров). Обыкновенно в это время закрывается другая половина завесы (См. выше). Потом священник (при архиерейском служении – архиерей) снимает воздух со Св. Даров. Диакон же, войдя в алтарь и став близ священника, говорит: «Раздроби, Владыко, святый хлеб» 777 . И священник раздробляет св. агнец с теми же словами и точно так, как и на литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого (Служебн., Изъявление о некоторых исправлениях в Служебнике преждеосвященной литургии, и Чиновник), влагает частицу в Потир, ничего не говоря, и диакон вливает теплоту, ничего но произнося (Там же) 778 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010