9. Пятница 1-й седмицы. Мч. Кодрата и дружины его (с 10 марта) . Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся (служба переносится на субботу, 10 марта) . Сщмч. Сергия Лебедева пресвитера . Литургия Преждеосвященных Даров. Полиелейная служба 40 мчч. Севастийских переносится на субботу, 10 марта (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава) . На этот день с субботы, 10 марта, переносится служба мч. Кодрата (ср.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]», 3-е «зри»). Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 5 марта. На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я , 14-я и 15-я. Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней. Порядок пения канона при типе службы одного малого святого: 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник. По 3-й песни – седален Минеи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Иже от Безначальнаго Отца...». 6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопих в скорби моей...» и до: «Хранящии суетная и ложная...» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гласом хваления...», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи. По 6-й песни – кондак и икос Минеи (если есть). В службе мч. Кодрата (10 марта) кондака нет, поэтому по 6-й песни поется мученичен рядового (в данном случае – 8-го) гласа Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди) . 7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших...» и до: «Благословен еси, видяй бездны...» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благословен еси на престоле...», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благословен еси на тверди...», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 6. Л., 1973. С. 6. Там же. С. 10. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 6. Л., 1973. С. 321. Там же. С. 52. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. Сергиев Посад, 1994. С. 130. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 6. Л., 1973. С. 50. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского//Бердяев Н. А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М., 2016. С. 388. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 6. Л., 1973. С. 52. Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Мн., 2007. С. 90. Лобастов Н. А. Записки сельского учителя. Часть III. М., 2014. С. 135. Там же. Григорьев Дмитрий, прот. Достоевский и Церковь. М., 2002. С. 22. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 6. Л., 1973. С. 333. Фудель С.И. Наследство Достоевского//Фудель С.И. Собрание сочинений: в трех томах. Том III. М.: Русский путь, 2005. С. 49. Цит. по: Григорьев Д., прот. Достоевский и Церковь. М., 2002. С. 26. Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Мн., 2007. С. 85. Там же. С. 84. Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Мн., 2007. С. 92. Достоевский Ф. М. Бесы//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 10. Л., 1974. С. 8. Тарасов Б. Н. Достоевский Ф. М.//Православная энциклопедия. Том XVI. М., 2007. С. 95-96. Достоевский Ф. М. Бесы//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 10. Л., 1974. С. 312.   Источник: Талимончук М.В. Тема своеволия и нравственного выбора в творчестве Ф. М. Достоевского//Труды Перервинской духовной семинарии. 2023. Вып. 25. С. 106–117. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6194422

91  Q.Thal. 61, Laga-Steel 1990: 101. 295–7; Q.Thal. 61, 14 scholium, Laga-Steel 1990: 111. 71–3; Q.Thal. 61, scholium 15, Laga-Steel 1990: 111. 80–4; Amb.Io. 10, PG 91. 1141AB, 1144C; Ep. 24, PG 91. 609CD; Ep. 43, PG 91. 640BC; Amb.Io. 7, PG 91. 1088C; Th.oec. 1. 47, PG 90. 1100C. 93  QD  61, Declerck 1982: 48. 8–11; QD  180, Declerck 1982: 123. 14–16; Car. 3. 25, Ceresa-Gastaldo 1963: 154; Or.dom., Van Deun 1991: 70. 776–7; Myst. 21, Boudignon 2011: 48. 768–72; Myst. 24, Boudignon 2011: 68. 1122–5; Q.Thal. 65, Laga-Steel 1990: 281. 487–9; Q.Thal. 33, scholium 3, Laga-Steel 1980: 233. 13–14; Th.oec. 2. 88, PG 90. 1168A. 95  Amb.Io. 20, PG 91. 1237A; Myst. 21, Boudignon 2011: 48. 770; Myst.  24, Boudignon 2011: 68. 1123–4. 102  Amb.Io. 7, PG 91. 1073D; Amb.Io. 10, PG 91. 1137B; Q.Thal. 40, scholium 2, Laga-Steel 1980: 275. 5–11; Q.Thal. 59, scholium 5, Laga-Steel 1990: 69. 32–4. 108  Dalmais 1972: 58; 1980: 840; and 1984: 289; Garrigues 1974b: 201–2; Heinzer 1980: 173–81, и 1982. 113  Dalmais 1948: 285; 1953: 140, 151, 158; 1961: 414, 418; and 1984: 289; Garrigues-Riou 1969–70: 312; Riou 1973: 136, 169, and 188–9; Garrigues 1970: 458–9; 1974ä 275–6, 286–95; and 1976: 114, 121, 123, and 185; Le Guillou in Garrigues 1976: 11; Heinzer 1980: 181–2; 1982: 170. 129  Q.Thal. 2, Laga-Steel 1980: 73.7–23; 13, Laga-Steel 1980: 95.9–17; 65, Laga-Steel 1990: 283.512–20; 285.549–53. 131  Amb.Io. 7, PG. 91. 1076C// Пер. А.М.Шуфрина: Прп.  Максим Исповедник . Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом, с. 277/Сост. Г.И.Беневич. Изд. 2-е. Изд-во Олега Абышко; СПб., 2014.   Комментарий (там же) архим. Нектария (Яшурского):  " ς   λον   λοις   το ς   ξοις   γαθοπρεπ ς   περιχωρσαν τος – трудное с богословской точки зрения место, так как, с одной стороны, « περιχωρ » означает «обходить кругом» и может быть понимаемо в смысле «облекать», а с другой, – « περιχρησις » является устоявшимся богословским термином обыкновенно применяемым для выражения взаимоединения Лиц Пресвятой Троицы или соединения естеств во Христе, означая, таким образом, полное взаимопроникновение. Так что, образ соединения обоженных с Богом может здесь пониматься двояко.» //Подробнее см. комментарии 53а и 54 А.М. Шуфрина в том же издании (с.367–373), а также комментарий  54–1 Г.И.Беневича там же (с. 427–429).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Грациан 367–383 гг. Валентиниан (II) Младший 375–392 гг. Магн Максим 383–388 гг. Флавий Виктор 384–388 гг. Евгений 392–394 гг. Феодосий (I) 379–395 гг. Западная Римская империя Восточная Римская империя Гонорий 395–423 гг. Аркадий 395–408 гг. Константин (III) 407–411 гг. Феодосий (II) 408–450 гг. Был провозглашен императором в Британнии, правил в Галлии, оспаривал власть у Гонория Приск Аттал 409–410; 414–415 гг. Провозглашен императором по приказу Алариха в 409–410 гг. на севере Италии; в 414 г. провозглашен императором вторично в Галлии, оспаривал власть у Гонория. Констанций (III) 421 г. Иоанн 423–425 гг. Валентиниан (III) 425–455 гг. Петроний Максим 455 г. Маркиан 450–457 гг. Авит 455–456 гг. Майориан 457–461 гг. Лев (I) 457–474гг. Либий Север (III) 461–465 гг. Антемий 467–472 гг. Олибрий 472 г. Глицерий 473–474 гг. Непот 474–475 гг. Лев Младший 474 г. Ромул Августул 475–476 гг. Зенон 474–491 гг. Василиск 475–476 гг. Марк 475–476 гг. Марциан 479 г. Леонтий 484–488 гг. Анастасий 491–518 гг. Юстин (I) 518–527 гг. Юстиниан 527–565 гг. Юстин (II) 565–578 гг. Тиверий (II) 578–582 гг.   Западная Римская империя Восточная Римская империя Маврикий 582–602 гг. Фока 602–610 гг. Ираклий 610–641 гг. Константин (III) 641 гг. Ираклеон 641 г. Констант (II) 641–668 гг. Константин (IV) Погонат 668–685 гг. Юстиниан (II) 685–695 гг. Леонтий 695–698 гг. Тиверий (II) 1448 [Апсимар] 698–705 гг. Юстиниан (II), во второй раз 705–711 гг. Филиппик Вардан 711–713 гг. Анастасий (II) [Артемий] 713–715 гг. Феодосий (III) 715–717 гг.   Папы римские с I в. н. э. до Григория Великого (Включая антипап, то есть тех, кто считался впоследствии незаконными претендентами на папский престол) Петр, апостол Лит 67–76 Клет (Анаклет) 76–88 Климент I 88–97 Эварист 97–105 Александр 105–115 Сикст I 115–125 Телесфор 125–136 Гигин 136–140 Пий I 140–155 Аникет 155–166 Сотер 166–175 Элевтерий 175–189 Виктор I 189–199 Зефирин 199–217 Калликст I 217–222 Ипполит 217–235, антипапа Урбан I 222–230 Понтиан 230–235 Антер 235–236

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

4782. БУЛЕКОВ А. Митрополит Литовский и Виленский Иосиф (1798–1868). – 1990, 3, 21. 4783. СИДОР Д., прот. Праздник церковного единства. – 1990, 3, 28. 4784. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29 декабря 1989 года: О составе делегации РПЦ для участия в переговорах между РПЦ и РКЦ по проблеме католиков восточного обряда Западной Украины. – 1990, 4, 4. 4785. КОММЮНИКЕ встречи представителей Римско-Католической и Русской Православной Церквей. – 1990, 4, 59. 4786. APXIEPEЙCKUЙ Собор Русской Православной Церкви. (30–31 января 1990 года, Москва). Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине. – 1990, 5, 8. 4787. ТЕЛЕГРАММА Предстоятелей Православных Церквей Святейшему Патриарху Пимену (по поводу событий на Украине). – 1990, 6, 4. 4788. ЗАЯВЛЕНИЕ Священного Синода Московского Патриархата в связи с выходом католиков восточного обряда из четырехсторонней Комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда в Западных областях Украины и по поводу решения Львовского городского Совета народных депутатов от 6 апреля 1990 года. – 1990, 7, 14. 4789. ЗАСЕДАНИЕ Координационного комитета Совместной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православными Церквами по проблемам унии. – 1990, 7, 62. 4790. ЗАЯВЛЕНИЕ Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Поместными Православными Церквами и Римско-Католической Церковью на шестой пленарной сессии во Фрайсинге, Мюнхен, 6–16 июня 1990 года. – 1990, 10, 55. 4791. АЛЕКСИЙ II, патр. Телеграмма Его Святейшеству Иоанну Павлу II, Папе Римскому. – 1990, 12, 4. 4792. ОТВЕТНАЯ телеграмма Папы Иоанна Павла II Святейшему Патриарху Алексию II. – 1990, 12, 5. 4793. ТЕЛЕГРАММЫ Святейшего Патриарха Алексия II Президенту СССР М. С. Горбачеву и Председателю Верховного Совета СССР Л. М. Кравчуку (по поводу противоправного решения Львовского облисполкома о передаче собора святого Юра католикам восточного обряда). – 1990, 12, 5–6.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Греческий синодальный, XIII в Славянские месяцесловы XIII века: Реймский Типографский 8 Дечанский Румянцевский 1270 г Зографский 2 Румянцевский 106 Терновский Хлудовские 28 и 31, XIII-XIV в Славянские месяцесловы XIV, XV и XVI веков. При евангелиях и апостолах Шишатовацкий месяцеслов Отдел В Уставы и месяцесловы в них Устав Константинопольской Великой Церкви Типикон Константина VII Синайские канонари Монастырские уставы. Студийский устав Устав Евергетидский Иерусалимский устав Другие сводные уставы греческие. Типикон Никона Черногорца Восточные сводные устава на западе Печатный Устав Великой Константинопольской Церкви Славянские редакций Иерусалимского Устава О синаксарях в славянских иерусалимских уставах Отдел Г Служебные минеи и др. богослужебные книги. I. Служебные минеи 1. Минеи студийского периода 2. Минеи иерусалимского устава Греческие печатные минеи 3. Минеи особого состава II. Другие богослужебные книги в отношении к агиологии. Кондакари и стихари Месяцесловы псалтирей Печатные следованные псалтыри Исследование библейской хронологии (Киев 1857 года) Обиходы Служебники и требники Триодь постная Шестоднев Часослов Отдел Д Четии минеи. I. Минеи греческие 2. О житиях, благоверных царей, князей, преподобных и других святых II. Славянские четии минеи. 1. Славянские рукописные четии минеи Сравнение миней 2. Славянские печатные четьи минеи Об источниках четиих миней Отдел Е Синаксари или прологи. Отделение I. 1. Нестишные синаксари. Месяцеслов Василия (Лицевой синаксарь) Другие древнейшие синаксари. Петров Синаксарь Кларомонтанский или сирмундов синаксарь Древнейшие славянские прологи 2. Стишные прологи. Славянский стишной пролог 3. Малоизвестные греческие прологи Отделение II. 1. Печатные греческие синаксари 2. Славянский печатный пролог Отдел Ж Святцы. 1. Рукописные святцы славянские 2) Подлинники простые или словесные, лицевые святцы, лицевые подлинники. 3. Печатные святцы и месяцесловы (не лицевые). Святцы славянской печати краткие Месяцеслов в печатном уставе, и по нем в служебниках и в других богослужебных книгах Месяцесловы гражданской печати полные Славянкой печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Пересмотрев книги дневных ( μερε;σιων) песней, Я все в них, что писано, исправил, Кав мог, и смысл и письмо улучшил... 215 1. Минеи студийского периода Процветание студийского монастыря относится к IX-XII. В 1204 году он разрушен крестоносцами. Студийский монастырь, конечно, в отношении празднования святым согласовался более или менее с уставом Константинопольской Великой церкви, но устав самой Константинопольской Церкви в отношении празднования святым в это время еще колебался и устанавливался и притом в некоторые дни по нему праздновались избавления от врагов, памяти константинопольских патриархов и т. п. Это давало, между прочим свободу настоятелям константинопольских монастырей не следовать в точности уставу Великой Церкви. Мы видим, что минеи студийского периода имеют более разностей, чем минеи расположенные по иерусалимскому уставу, распространившемуся в константинопольском патриархате в XIII веке. Повседневных миней богослужебных ранее XI вена до нас не дошло с определенными годами. Пападопуло-Керамевсом описана в его труде: Иерусалимская библиотека древняя минея, но она относится им неопределенно к X-XI веку. Об ней будет сказано ниже. Самые древние с определенными годами минеи – это славянские: октябрьская 1096 г. и ноябрьская 1097 года, и последующие вскоре за ними одною и тою же рукою писанные. Почти современные им это минеи криптоферратския 1102–1114 годов. Минеи славянские несомненно студийские, о чем сейчас скажется, и по ним уже можно сравнивать другие древние известные нам минеи. Из греческих миней полных или более полных, то есть, содержащих все месяцы или большую часть месяцев года, мы имели под руками минеи криптоферратские и минеи преосв. Порфирия – те и другие с ничтожным влиянием западным; из студийских славянских, русских и южно-русских миней мы видели не мало экземпляров в библиотеках России. Минеи криптоферратскияили лучше памяти святых, содержащихся в сих минеях, обнародованы у Тоскани 216 в исследовании об уставах, кроме месяцев июня и июля. Оне относятся к XI или началу в., кроме декабря, именно: сентябрь XI в., октябрь 1112 года, ноябрь 1114 года, декабрь 1266 года, январь 1102 года, февраль начала XII в., март 1114 года, апрель начала XII в., май XI в., август начала XII в. В некоторые дни в них по две, по три и более памятей святых. Ноября 25 четыре канона так распределены по криптоферратскому студийскому уставу: св. Клименту на повечерии, св. Петру на полунощнице, свв. Меркурию и Екатерине на утрени 217 . Студийские минеи введены в италийский криптоферратский монастырь вместе с уставом студийским в XI в. и потому весьма важны для агиологии. Они отличаются многими особенностями от миней преосв. Порфирия и славянских студийских 218 , но весьма близки в славянским студийским, с которыми они сравнены нами в приложении (12). С месяцесловом, Криптоферратского устава 1300 года они расходятся, потому что он изменен впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Песнь 7 Лик поет ирмос канона Минеи святаго, стихи же к тропарем припеваются по чину: Стих: Благословен еси на престоле славы Царствия Твоего, препетый и превозносимый во веки. И 1-й тропарь канона Минеи святаго. Стих: Благословен еси на тверди небесней, препетый и превозносимый во веки. И 2-й тропарь канона Минеи святаго. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И 3-й тропарь канона Минеи святаго. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. И Богородичен канона Минеи святаго. Песнь 8 Благословите вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите Ангели Господни, небеса Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите воды вся, яже превыше небес, вся силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите солнце и месяц, звезды небесныя, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите всяк дождь и роса, вси дуси, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите огнь и вар, студ и зной, Господа, пойте и превозносите Его во веки. И лик поет ирмос канона Минеи святаго. Стих: Благословите росы и иней, леди и мраз, Господа, пойте и превозносите Его во веки. И 1-й тропарь канона Минеи святаго. Стих: Благословите сланы и снези, нощи и дние, Господа, пойте и превозносите Его во веки. И паки 1-й тропарь канона Минеи святаго. Стих: Благословите свет и тьма, молния и облацы, Господа, пойте и превозносите Его во веки. И 2-й тропарь канона Минеи святаго. Стих: Благословите земля, горы и холми и вся прозябающая на ней, Господа, пойте и превозносите Его во веки. И 3-й тропарь канона Минеи святаго. Стих: Благословите источницы, моря и реки, кити и вся движущаяся в водах, Господа, пойте и превозносите Его во веки. И Богородичен канона Минеи святаго. Стих: Благословите вся птицы небесныя, зверие и вси скоти, Господа, пойте и превозносите Его во веки. И чтутся тропари трипеснца Триоди: Пещь страстей распаляет душу мою, но росою милости Твоея сию увяди, источивый безстрастия токи из нетленных Твоих ребр, распинаемь, Благодетелю, многаго ради снизхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мефодию и Кириллу; а напечатана она, в первый раз, в XVI веке 123 . § 57. Минея общая. Понятие о ней, назначение и состав ее Минея общая содержит восследования, или службы общие ликам св. угодников Божиих, как-то: пророкам, апостолам, святителям, преподобным, мученикам и мученицам, священномученикам, исповедникам, бессребренникам, Христа ради юродивым и прочим ликам святых, и притом или одному, или двум и многим вместе, также службы честному и животворящему Кресту, святому Иоанну Предтече и Пресвятой Богородице. В службе, посвященной известному лику святых, прославляются вообще святые подвиги, свойственные тому лику. Если какому святому нет службы в Минеи месячной, или, если нужно отправлять ему службу праздничную, которой для него не положено в Минеи месячной, то служба того лика, к которому причислен празднуемый Церковью святой, совершается или полная, или берется из нее дополнение к службе святого, находящейся в Минеи месячной. Следовательно, Минея общая всегда может заменять Минею месячную. поскольку общей Минеи нет между греческими Богослужебными книгами, то надобно полагать, основываясь на надписании одной общей Минеи, изданной в Москве при Патриархе Иове (1600 г.) 124 , что она составлена из служб Минеи месячной св. просветителями славян Мефодием и Кириллом для успешнейшего и удобнейшего введения ее в Богослужение между народами новопросвещенными, и для того, чтобы она, как малый объем имеющая, удобнее могла быть распространяема и приобретаема новонасажденными Церквами славян (особенно неимущими), так как она одна могла заменять собою 12-ть книг Минеи месячной. § 58. Трефологий, или Минея праздничная. Понятие о ней, состав и назначение ее Анфологий, или Трефологий (νϑολγιον, или τρεφολγιον – цветослов) есть извлечение восследований, или служб праздничных из Минеи месячной, расположенных по месяцеслову, как и все службы Минеи месячной. поскольку праздники разделяются на великие, средние и малые, то службы праздничные, т. е. известное число стихир, величания, каноны, антифоны, и вообще все песнопения, – каких и сколько требует чиноположение Устава соответственно степени праздненства, – вошли в состав Трефология. На некоторые праздненства составлены два и три канона, или даже по два восследования. Анфологий, или Трефологий, как самое название показывает, составлен был в греческой Церкви, но кем, неизвестно. У нас, в России, является сия книга напечатанной в одно время с общей Минеей 125 , и вероятно для той же цели издавалась отдельно от Минеи месячной, то есть для того, чтобы удобнее могла быть приобретаема бедными Церквами, которые не в состоянии были приобресть 12-ти книг Минеи месячной 126 . § 59. Триодь постная. Содержание и особенности ее

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

53 и 55), или также словом «Аллилуиа» (Меслц., в Служебн. и Тип., гл. 3, 5 и др.). Аллилуиарий, по своему содержанию, имеет связь с Евангелием, которое читается за ним 616 , а часто относится к службе дня, святого, праздника и в богослужебных книгах называется «Аллилуиа дне», «Аллилуиа гласа» (Тип., гл. 2, 3, 12), «Аллилуиа праздника» (Тип., послед. 15-го сент. и др.). Пение аллилуиария пред Евангелием имеет то же значение, как и пение прокимна пред апостолом. Как продолжение прокимна составляет стих его, так и продолжение пения «Аллилуиа» составляет «аллилуиарий». «Аллилуиа» и «аллилуиарий» суть как бы предисловие к чтению Евангелия. Посему, если 26-е декабря случится в понедельник, и тогда празднуется Собору Богородицы и Богоотцам, то читается два Апостола и пред ними два прокимна, но Евангелие читается одно и один «аллилуиарий» (Тип., послед. 26-го декабря). Когда же на литургии читаются два Евангелия, тогда бывает и два «аллилуиария (Тип., гл. 2, 3 и др.). Аллилуиарии печатаются в Служебнике, в особой главе, и Типиконе, в главах: 53, 55 и 59-й, также – в последованиях Минеи и Триоди. В великую субботу «Аллилуиа и псалом Давидов не глаголется» (Тип., послед. Вел. субб.). т. е. не поется «Аллилуиа» и «аллилуиарий», который «обыкновенно состоит из 2-х стихов псалма Давида. После: «Мир ти», вместо «Аллилуиа», читает: на глас 7-й: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». И людие той же (поют). «И со стихи», т. е., когда чтец прочитает стих 81-го псалма: «Бог ста в сонме богов», певцы опять поют: «Воскресни, Боже». И таким образом читается весь псалом с указанным припевом, который в этом псалме составляет последний стих. «Поемому же сему изоблачаются иереи и диаконы от одежд и облачаются в белыя». Иногда бывает, что читаются два Евангелия, но «аллилуиарий» произносится один. «Аллилуиа же певаему и приим диакон кадильницу и фимиам» (Служебн.), подходит к священнику и, приняв от него благословение, кадит святую трапезу окрест, весь алтарь 618 и священника (Служебн.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010