Диакон, преклонив мало главу (Чиновн.), на нем же стоит месте, целует орарий свой, идеже есть образ креста, и воздвиг мало десную руку, держа тремя персты орарий (Чиновн.), так возглашает (Служебн.): «Двери, двери, премудростию вонмем» (τς θρας τς θρας ν σοφα πρσχωμεν) – двери нашего ума, нашего сердца будем беречь, чтобы ничто дурное не входило в них, вникнем в Церкви Божией в премудрость божественного Символа, изложенного Святыми отцами (Св. Германа, Излож. Церк. служб. Христ. Чт. 1855, т. I, стр. 398). При этом открывается завеса (Тип., гл. 23), и людие глаголят (Служебн. «вне» (т. е. алтаря), благоговейно мерным гласом (Чиновн., лит. Злат.) исповедание веры: «Верую во единого Бога Отца». При вере открывается и сообщается Божия благодать. Возглашением: «Двери, двери» диакон, в древности, внушал иподиаконам и вообще придверникам бдительнее стеречь двери, чтобы не взошел кто-либо из недостойных и не присутствовал бы при совершении таинства 675 . Ныне же слова: «Двери, двери» имеют отношение к так называемым внутренним дверям (Тип., гл. 9), горним дверям (Нов. Скр., ч. I, гл. 8, § 2), иначе – завесе, которая в это время отверзается и изображает – отваление камня от гроба, бегство стражи, приставленной к гробу (Нов. Скр., ч. II, гл. VII, § 34), а также и то, что таинство спасения нашего, от века утаенное, по воскресении Христовом открывается и делается известным всему миру. Словами: «Премудростию вонмем» диакон приглашает молящихся отверзть двери ума и сердца, иначе сказать – побуждает быть особенно внимательными к тому, что с отъятием завесы изображается священнодействиями в алтаре, и что прежде всего излагается в Символе веры 676 . При пении Символа веры священник берет воздух со Святых Даров, чтобы при совершении евхаристии они не были покрыты им. Взяв же воздух, священник воздвизает и держит его, колебля над Святыми Дарами 677 . Если несколько священников совершают литургию, то все они воздвигают воздух и держат над Святыми Дарами, потрясая и глаголя в себе исповедание веры (Служебн.). Поднятие и колебание воздуха над Дарами изображает землетрясение, бывшее при воскресении Господа. С тем вместе веяние над Святыми Дарами воздухом, как потом веяние покровцем или рипидою, совершаемое диаконом, составляет охранение Святых Даров от насекомых (которых особенно много на востоке), могущих пасть на Святые Дары. Посему священник перестает потрясать воздухом в то время, когда диакон, войдя в алтарь, сменяет его тем, что, «приим рипиду, веет святая благоговейно» (Служебн.). Так сказано, что священник, совершивше Символ (Чиновн.), взем воздух от святых (Служебн.), согнув (Чиновн.) и целовав его, полагает на едино место (Служебн.) на святей трапезе, где и прочий покровцы (Чиновн.), глаголя: «Благодать Господа» (Служебн.), т. е. оканчивает веяние тогда, когда следует произносить возглас, начинающийся сими словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Певаему же третьему антифону от певцев или Блаженнам (аще есть Неделя), егда приидут на славу» (т. е., когда начинают петь песнопение, положенное после стиха: «Слава Отцу, и Сыну, м Святому Духу»), «священник и диакон, ставши пред святою трапезою, творят поклоны три. Потом священник, взяв святое Евангелие, отдает его диакону, и идут от десные страны созади престола, и, исшедше северною страною, предидущым им лампадам, творят Малый Вход с Евангелием (Служебн., литургия св. Иоан. Злат.). Этот Вход был установлен для изнесения Евангелия из сосудохранительницы, при наступлении времени чтения его. Вход начинается «от десные страны престола» (Служебн.), т. е. с той стороны, в которой устроялась сосудохранительница. Вход с Евангелием изображает шествие Господа Иисуса Христа на евангельскую проповедь. Лампады, предносимые Евангелию, означают явление Предтечи, предвозвещавшего о Христе, свете истинном, просвещающем всякого человека, грядущего в мир ( Ин.1:6–9 ). Евангелие представляет лицо самого Иисуса Христа. «Ставши на обычнем месте», т. е. пред Царскими дверьми, «священник и диакон приклоняют главы» (Служебн. лит. св. Иоан. Злат.). «И диакон глаголет тихим гласом, елико можно точию слышати» (Чиновн.). «Господу помолимся». священник читает тайно (Служебн.) тихим гласом (Чиновн.) молитву Входа. В ней просит Господа, чтобы со Входом их Он сотворил Вход святых Ангелов, сослужащих и сославословящих благость Божию. По окончании молитвы, когда священник или архиерей воздвигнет главу (Чиновн.), диакон, держа орарь тремя перстами десной руки, показывает ею к востоку (Служебн.) и говорит тихим гласом (Чиновн.): «Благослови, Владыко, святый Вход». Священник благословляет (Служебн.) рукою на восток, произнося: «Благословен Вход святых Твоих, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Диакон подходит к священнику с Евангелием, и тот целует Евангелие 606 . Оборотясь к востоку, диакон, став пред священником, возвышает несколько руки и, показуя св. Евангелие (Служебн.), делает им небольшой крест («мало крествуя». Чиновн.) и произносит: «Премудрость, прости», т. е. возвещает премудрость – дело Божьего смотрения о человеке, прости – стойте прямо, как следует, чтобы, не развлекаясь, вникать прилежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Подобным образом, преподав и Чашу, сказал: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Слова: «Приимите, ядите», также: «Пийте от нея вси» священник произносит вслух, и лик, после каждого возглашения, поет: «Аминь». При произнесении слов: «Приимите, ядите» диакон указывает священнику на дискос правою рукою, держа орарий тремя перстами, а при словах: «Пиите от нея вси» диакон указывает подобным образом на Потир. При этом споказует и сам священник (Служебн.) 687 . Аще служат иереи многие, подобает якоже словеса Господня: «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси», и «Твоя от Твоих», тако и: «Сотвори убо хлеб сей», «А еже в Чаши сей», «Преложив Духом Твоим Святым» купно глаголати (Служебн., Извест. учит. о случае освящения и совершения Святых Даров 688 . Затем покланяются все, и архиерей и иерей призывают Святого Духа (см. Служебн. и Чиновн.). Архиерей и священник молятся, читая тайно молитву: «Еще приносим Ти словесную (λογικν – духовную. Рим.12:1 и 1Петр.1:2 ) сию и безкровную службу (λατρεαν – благодарственную жертву) и просим и молим и мили ся деем – supplicamus, умоляем, преклоняя колено, просим): ниспосли Духа Твоего Святого на ны и на предлежащыя дары сия». И покланяются священник и диакон трижды пред святою трапезою, молящеся в себе (Служебн. и Чиновн.), т. е. так, что они только могут слышать один другого. Священник, обыкновенно, с воздетыми к небу руками произносит: «Господи, иже Пресвятого Духа», трижды, диакон же (Чиновн.) – стихи: «Сердце чисто созижди во мне» и пр. «Не отвержи мене от лица Твоего». Священник, востав, знаменует трижды Святые Дары (Служебн.) Настает мгновение, когда хлеб и вино делаются телом и кровию Христовою. Совершение сей тайны (бывает) молитвою и cлjbecы с благословением руки иереовы: «И сотвори убо хлеб сей, честное тело Христа Твоего»; «А еже в Чаши сей честную Кровь Христа Твоего»; «Преложив Духом Твоим Святым», – якоже мудрствует и содержит Святая Апостольская Восточная Церковь (Служебн., Извест. учит., стр. 3. чин избр. и рукопол. архиер., изд. в Москве, 1825 г., л. 16). Пред произнесением сих совершительных слов, диакон, подклонив главу и показуя с орарем святый хлеб, говорит: «Благослови, Владыко, святый хлеб», указуя на Чашу: «Благослови, Владыко, Святую Чашу». Показуя обоя, говорит: «Благослови, Владыко святый, обоя» (Служебн. и Чиновн.). По благословении священником как хлеба, так и Чаши, диакон говорит: «Аминь». По благословении обоих, говорит: «Аминь трижды 694 . При самом благословении дискоса, священник произносит: «И сотвори убо хлеб сей» и т. д. При самом благословении Чаши произносит: «И еже в Чаши сей». При благословении обоих произносит: «Преложив» и т. д. Обыкновенно, после благословения обоих (Потира и дискоса), все священнослужители почитают истинное тело и истинную кровь Христову поклонением до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Документы, проливающие свет на обстоятельства убийства Царя Николая II и членов Его Семьи, будут проданы на лондонском аукционе " Сотби "http://Советская молодежь. 07.02.1990, 24. Пуришкевич В.М. Убийство Распутина. Из дневника. М., Интербук, 1990. Подписано в печать 12.02.1990. " Сотби " о документах по Царской Семье//ТАСС. 15.02.90. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия (начало)//Вопросы литературы. 1990, январь, 1. Подписано в печать 05.03.1990. Царевич – дитя-мученик//Литературная газета. 07.03.1990. Масс Татьяна. Боже, Царя храни?//Советская молодежь (Латвия). 15.03.1990. Непеин И.Г. Пресечение династии//Комсомолец (Челябинск). 30.03.1990. Привалов Кирилл. Екатеринбургский дневник?//Литературная газета. 1990, март, 10. (Интервью с Князем Николаем Романовичем)//Неделя. 1990, март, 13. (Интервью с Князем Николаем Романовичем)//Известия. 1990, март, 1565. Коробейников В. Портрет палача//Пермь вечерняя. 04.04.1990, 78. Крылов Александр. Правда о маленьком принце//Московский комсомолец. 15.04.1990. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. (продолжение)//Вопросы литературы. 1990, март, 3. Подписано в печать 17.04.1990. Горохов Дмитрий. Романовы: судьба Династии//Эхо планеты. 1990, апрель, 16. Как рождалась книга (о книге С.Скотта " Романовы " )//Эхо планеты. 1990, апрель, 16. Вронская Жанна. К великому князю – на чашку чая//Эхо планеты. 1990, апрель, 16. Охотин И. " Царский домик " в Финляндии//Имперский вестник (Канада). 1990, апрель, 10. Партия и " партии "http://Советская литература. 1990, апрель, 4. Масс Татьяна. Боже, Царя храни?//Православная Русь. (США). 14.05.1990, 9 (1414). Мастыкина Ирина. Царский Архив. Выставки//Московский комсомолец. 1990, май. Болотин Л.Е. Куда ведет дорога " Великого " Князя?//Царь-Колоколъ. 1990, май, 1. Демин В. [Болотин Л.Е.] Подлог//Царь-Колоколъ. 1990, май, 2 О будущем России//Царь-Колоколъ. 1990, май, 2 Сендеров Валерий. Перестройка прошлого. Неотмываемая кровь//Выбор. Литературно-философский альманах русской христианской культуры. 1990, 8-9. Подписано в печать 06.06.1990.

http://religare.ru/2_47504.html

Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. М., Советско-Британская творческая ассоциация " Огонек " - " Вариант " , 1990. Подписано в печать 24.07.1990. Фрейлина Ее Величества. Дневник и воспоминания Анны Вырубовой. М., Советский писатель, 1990. Подписано в печать 30.07.1990. Родиков В. " Гроб, торжественно внесенный... " Правда и ложь о расправе над Царской Семьей//Инженерная газета. 1990, июль, 7. Степанов С. Последние Романовы//Союз (еженедельная газета). 1990, июль, 24. (Об убийстве Царской Семьи)//Неделя. 1990, июль, 26. Данилов Кирилл. Убийство в Екатеринбурге//Вече. (СПб). 1990, июль, 4. Политическая хроника: Н.Михалков о Царе//Наша страна. 04.08.1990, 2087. День скорби в Буэнос Айресе//Наша страна. 11.08.1990, 2088. Политическая хроника: Монархисты на марше//Наша страна. 11.08.1990, 2088. Коробейников В. Портрет палача//Православная Русь. 14.08.1990, 15 (1420). Дружинина Е. Возле трех икон//Труд. 30.08.1990. Мстиславский С. Арест Николая II (отрывок из книги воспоминаний С.Мстиславского " Пять дней. Начало и конец Февральской Революции " ). Публикация А.Савельева//Книжное обозрение. 31.08.1990. Харников А. Убийство в Екатеринбурге: правда и вымысел. Беседа с историком С.В. Наумовым//Отчизна (СПб). 1990, август, 2. Катаева Н. Боже, царя храни!//Советский патриот. 03.09.1990, 36. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия (продолжение)//Вопросы литературы. 1990, май, 5. Подписано в печать 04.09.1990. Платонов О.А. Цареубийцы (начало)//Литературная Россия. 21.09.1990, 38. Платонов О.А. Цареубийцы (окончание)//Литературная Россия. 28.09.1990, 39. Мстиславский С. Арест Николая II (окончание)//Книжное обозрение. 07.09.1990, 36. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия (окончание)//Вопросы литературы. 1990, июль, 7. Подписано в печать 18.09.1990. Служба в Суздале//Наша страна. 29.09.1990, 2095. Политическая хроника: " Воплощение нации "http://Наша страна. 29.09.1990, 2095. Николай II. Поезд последнего русского императора//Военно-исторический журнал. 1990, сентябрь, 9.

http://religare.ru/2_47504.html

Джапаков А. Часовня на месте расстрела//Труд. 25.10.1990. Родзянко М.В. За кулисами Царской власти. М., Панорама, 1990. Подписано в печать 26.10.1990. Триста лет царствования Дома Романовых. СПб., Информ-Эко, 1990. Подписано в печать 03.11.1990. Палеолог Морис. Царская Россия во время Mipoboй войны. М., Международные отношения, 1991. Подписано в печать 19.11.1990. Светлый Отрок. Сборник статей о Царевиче-Мученике Алексее и других Царственных Мучениках. М., Диалог, 1990. Подписано в печать 20.11.1990. Днепровский Роман. Группа монархистов//Наша страна. 24.11.1990, 2103. Мачульская Н. По страницам советской печати. За Веру, Царя и Отечество//Православная Русь. 28.11.1990, 22 (1427). Гранцев Н. " На бой кровавый... " (беседа с Э.Радзинским)//Аргументы и факты. 1990, 46. Боровиков Дмитрий, Гаврилов Дмитрий. Расстреляны пролетарской рукой//Урал. 1990, ноябрь, 11. Ермаков П. Воспоминания//Урал. 1990, ноябрь, 11. Родиков В. Еще раз о Царской голове//Кубань. 1990, ноябрь, 11. Политическая хроника: Крестный ход//Наша страна. 01.12.1990, 2104. Воронков В. Без права и престола//Московский комсомолец. 05.12.1990. Представление " Радонежа "http://Православная Русь. 14.12.1990, 23 (1428). Политическая хроника: Фильм о цареубийстве//Наша страна. 29.12.1990, 2108. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия (продолжение)//Вопросы литературы. 1990, июнь, 6. Подписано в печать 25.12.1990. Буранов Ю., Хрусталев В. Голубая кровь. Тайное убийство Великих Князей//Совершенно секретно, 1990, декабрь, 12. Огрызко Вячеслав. Как бороться с беспамятством. Создадим в Алапаевске музей истории отечественного милосердия имени Великой Княгини Елизаветы Федоровны//Славянский вестник. 1990, декабрь, 5, с. 2. Энгельгардт-Юрков С.В. Есть ли будущее у монархической идеи?//Диалог. 1990, 17. Мэсси Р. Николай и Александра. М., Интерпракс, 1990. Соколов Н.А. Убийство царской семьи//Сибирь. 1990, 2. Родзянко М.В. Крушение империи. Воспоминания председателя Государственной Думы о февральской револьции. Харьков, 1990.

http://religare.ru/2_47504.html

преждеосв. Даров; Чиновн. лит. преждеосв. Даров). После моления о готовящих к просвещению, диакон взывает: «Елицы ко просвещению изыдите, иже ко просвещению изыдите, елицы оглашении изыдите, да никто от оглашенных; елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Затем бывает Великий Вход. Поется песнь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится». Во время пения сего отворяются Царские двери, диакон кадит святую трапезу (Служебн., Чиновн.), точию сопреди, трижды (Чиновн.), и святое предложение, жертвенник (Служебн., лит. преждеосв. Даров.). Потом священник и диакон, стоя у престола, произносят трижды: «Ныне силы небесныя» (Там же), поклоняются трижды и отходят к жертвеннику (Служебн., лит. преждеосв. Даров). Молитва херувимская не глаголется, т. е. не произносится молитва: «Никтоже достоин», в которой просит Господа, чтобы Он удовлил к совершению таинства, к освящению Даров, и которая тайно читается священником на литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого во время пения: «Иже Херувимы» (Служебн., Чин лит. преждеосв. Даров). Но, кадя (во время каждения), священник глаголет пятидесятый псалом (Там же). Пред жертвенником священник покланяется трижды и говорит: «Боже, очисти мя грешнаго» (Чиновн.), кадит трижды (Чиновн.), полагает на плечо диакона воздух, коим были покрыты Дары (Служебн., Изъявление о некоторых исправлениях в служении преждеосвященные литургии). Сам же берет правой рукой дискос и поставляет его на свою главу, а Потир берет левой рукой и несет, держа при персях (Там же) 772 . Если несколько иереев совершают литургию, то старший из них несет дискос, а второй – Чашу (Сн. Чиновн.). Диакон предшествует ему с кадильницей, кадя часто 773 (Там же). Идя же от жертвенника чрез северные двери в Царские двери к престолу; они ничего не произносят (там же), т. е. не говорят: «Благочестивейшого, самодержавнейшаго» и пр., ибо это произносилось на той литургии, на которой освящались сии Дары. Во время же перенесения божественных Таин все люди и певцы, павши ниц, поклонение творят Богоподобное Христу Богу, в Тайнах сущему; понеже совершенно предосвященны суть (Тип., послед. среды 1-й седмицы Великого поста). По внесении Св. Даров в алтарь все встают, и певцы допевают песнь: «Ныне силы небесныя», именно поют: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечные будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Диакон, по отверстии Царских дверей, «взяв кадильницу с фимиамом и приняв благословение от священника, каждить святую трапезу окрест, алтарь весь и священника», и таким образом облагоухает путь для несения Даров, которое имеет быть 662 . После прочтения иереем тайной молитвы и после каждения диаконом, диакон со священником глаголют, и тии (Служебн.) глаголют кийждо в себе (Служебн. Моск. 1627), Херувимскую песнь трижды, и каждый раз по окончании ее поклоняются по однажды. Диакон «глаголет и пятьдесятый псалом, и тропари умилительныя, елика изволит, вкупе со священником» 663 . Затем священник, предшествуемый диаконом, пред пением: «Яко да Царя всех подымем», отходит в предложение (к жертвеннику. Служебн.), чтобы подять Св. Дары, и священник кадит святая, в себе моляся: «Боже, очисти мя грешного», трижды. Диакон говорит священнику о Дарах: «Возьми, Владыко». И священник, взяв воздух, возлагает его на левое плечо (рамо) диакона, говоря: «Возьмите руки вашя во святая и благе словите Господа». Потом, взяв святый дискос, возлагает его на главу диакона, со всяким вниманием и благоговением. Диакон держит дискос обеими руками, имея в правой руке на едином от перстов кадильницу. Сам же священник берет святый Потир 664 . Если служат два диакона, то на плечо одного полагается воздух, а на главу другого – дискос. Если литургию служат несколько священников, то второй священник берет крест, третий копие, четвертый лжицу и так далее (Чиновн.), и таким образом исходят чрез северные двери, в предшествии лампад (подсвечников), И обходят храм (περιρχονται τν ναν) молящеся (Служебн.). Обыкновенно обходят храм из северных дверей до Царских врат, молясь о всех православных христианах, начиная с «Благочестивейшого Великого Государя». После государя поминают государыню императрицу, наследника цесаревича и весь царствующий дом, Святейший Синод, архиерея местного 665 и оканчивают так: «Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во царствии Своем» и т. д. (Служебн.). Этот Вход с Дарами изображает шествие Господа на вольное страдание и смерть. Поэтому во время его при соборном служении несутся: крест, копие, лжица и проч., изображающие орудия страдания и смерти Господа 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ранний предел времени для служения литургии есть рассвет дня. Прежде рассвета не следует начинать литургию. «Может, – сказано в Служебнике, – начатися и совершатися точию не прежде свитания дне». По-видимому, в день Пасхи служение литургии, совершаемой сряду за утренею, бывает как бы вопреки сказанному. Но если вспомним, что Пасха самая ранняя бывает 22-го марта, и что в самую раннюю Пасху рассвет бывает в 3-м и во 2-м часу пополуночи нашего времени, и если обратить внимание на то, что ранее этого времени едва ли оканчивается утреня (но она не оканчивается, если точно соблюдается устав касательно положенного числа песнопений), то литургия в день Пасхи никак не совершится ранее «свитания дня». Поздний предел времени начала литургии есть полдень (Извест. учит. в Служебн.). Немного бывает случаев в году, когда полагается начало литургии после полудня. Это суть те дни, в которые литургия совершается вместе с вечернею, именно: а) в Великую Четыредесятницу, когда после вечерни совершается литургия Преждеосвященных даров (Извест. учит. в Служебн.); б) в Великую субботу («при часе 10-м дне», нашем 4-м после полудни, «клеплет в великое к вечерне». Тип., послед. Великой субботы); в) в навечерие Рождества Христова («при часе 7-м дне», по нашему 1-м пополудни, «ударяет в кампан» к вечерне (Извест. учит. в Служебн. Тип., 24 декабр.); г) и в навечерие Богоявления Господня «при часе вечернем» (Извест. учит. в Служебн. Тип., послед. 5-го января), в которые дни совершается литургия св. Василия Великого после вечерни, и д) в день Пятидесятницы (Извест. учит. в Служебн.), когда совершается, литургия св. Иоанна Златоустог о, но начинается позже, нежели обыкновенно в дни праздничные, потому что в Пятидесятницу за литургией сряду следуют 9-й час и вечерня с коленопреклонением 288 . Кроме указанных случаев, литургию не положено совершать позже 5-го (нашего 11-го) часа дня (Тип., гл. 8). По уставу, литургия совершается в дни более торжественные, праздничные ранее, а в менее торжественные – позже.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

558 Говорим так потому, что далее следует чин принятая еретиков, значит, – последование совершенно другого характера. Чин в этом памятнике надписывается именем Иоанна мниха (См. прилож. отд. III). 559 Служебн., ркп. (XVI в.) библ. Троице-Серг. лавры 226, л. 183–195 об. (См. прилож. отд. III). 560 Служебн. с требн., ркп. (XV в.) собр. Невоструева 2, л. 317–330. Последние молитвы, однако, положено здесь произносить тотчас по исповеди, хотя надписание над первою осталось обычное. 561 Служебн. с требн. ркп. (XVI в.) Соф. библ. 869, л. 117–123 об. (надписание «чин покаянию»). Молитвы по-исповедные имеют одну цельную нумерацию; Требн., ркп. (XVII в.) Императ. Публ. библ. 625 (Q. I), л. 145–158 об. 562 Требн., ркп. (XVII в.) собр. Погодина 306, л. 15–29. Чин не имеет начала и сохранился прямо с половины молитвы «Господи, преклонивый небеса»… 565 Требн., ркп. (XVII в.). Соф. библ. л. 45–84 об. Понимание молитвы «Величая, возвеличу тя»... за ся», встречаемое единственный раз только здесь, надо заметить, – самое правильное. 567 Эта молитва в таком случае занимала центральное положение, а обычный порядок основных псалмов и молитв – при этом значительно нарушался. 568 Служебн. с требн., ркп. (XV в.) Соф. библ. 836, л. 204–205 об. К концу чина сюда присоединены с надписанием «а се молитвы комка т хотяще, рекше причаст ити.» – «Господи., нсмь достоинъ»... и «Господь премилостивый да ущедритъ тя»... См. прилож. отд. III. 570 Среди вводных в только что цитированный список статей, одно из многих здесь поновлений надписывается, между прочим, таким образом: «Чи н грхо в никыфора патриарха Цариграда князе м и вельможа м и всякому роду и всякой б г.обоязливой души и ка к подобает кающа а. поновити или пре ж иное (Ibid. л. 18–22). Это – то самое надписание, которое г. Дмитриевский понимает, как надписание целого исповедного чина. (См. его «О богослужении Русской церкви в XVI в.», ч. I, Каз. 1884, стр. 323). 571 Служебн., ркпп. (нач. XVI в.) Соф. библ. 576, л. 95 об.–110. Молитвы надписаны «мол. разршити исповдника», но положены тотчас по исповеди (и имеют общую нумерацию).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010