По прочтении заамвонной молитвы священник входит в предложение (Служебн.) и глаголет для диакона молитву: «Исполнение закона» (Служебн.). Диакон, но выслушании молитвы, потребляет святая со страхом и со всяким утверждением. Потребившу же диакону святая со всяким опасением, яко ничему от зело дробнейших пасти крупиц, или остатися, налияв во Святую Чашу от вина и воды, и потребив, и сопрятав губою всю мокроту, таже слагает святые сосуды вкупе и, обвязав их, полагает на обычном месте, глаголя: «Ныне отпущаеши» (Служебн.) 733 . В это время певцы поют: «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» трижды, и читается 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время», весь псалом до конца (Ирмолог.), а священник дает людям антидор (ντδωρον, kαταrλαστν) 734 . В седмицу Пасхи, вместо: «Буди имя Господне» и вместо псалма: «Благословлю Господа», поется «Христос воскресе», 12 и множае, дóндеже анафора (антидор) от настоятеля раздается (Тип., послед. Пасхи). По раздаянии антидора, пред отпустом из храма, священник (при архиерейском служении – архиерей, обеими руками) благословляет народ (Чиновн.), говоря: Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: «Аминь». После сего священник (или архиерей) славит Господа Христа, который есть упование людей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Лик продолжает это славословие, говоря: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Затем взывает трижды: «Господи, помилуй» и просит благословения: «Благослови». священник (или архиерей) произносит отпуст 735 . Лик многолетствует императора (Литургия, изд. в Киеве 1802 г., в 32 долю, лист 99). В пасхальную седмицу и в отдание Пасхи, вместо: «Слава Тебе, Христе Боже», настоятель поет: «Христос воскресе», и лик: «И сущым во гробех живот даровав», и произносится отпуст с крестом. От Недели ап. Фомы до Вознесения произносится: «Слава Тебе, Христе Боже» и поется: «Христос Воскресе», трижды, и затем следует обычный отпуст. При окончании отпуста архиерей благословляет народ дикирием и трикирием (Чиновн.), а иерей обыкновенно – рукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На великой ектении положено Св. Синодом присоединить и следующее прошение: «О еже не помянути грехов и беззаконий наших и утвердити в земли нашей безмятежие, мир и благочестие, Господу помолимся». Священник, прочитав тайно молитву во время ектении мирной, – конец ее: «Яко подобает Тебе», возглашает после ектении (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат. и Служебн., лит. св. Василия Вел.). Диакон, по произнесении ектении, «поклонився, уступает от места своего и, отшед, стоит пред иконою Христовою, держя и орарь тремя персты десные руки» (Служебн.). После великой, иначе, мирной ектении (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.) поются антифоны, песнопения, возвещающие, главным образом, о воплощении Сына Божия, пришедшего на землю даровать мир. Антифоны состоят из трех частей, в честь Святой Троицы. После первого антифона, во время которого священник читает тайно молитву, «Господи Боже наш, Его же держава несказанна», бывает малая ектения. И после нее священник возгласом славит Господа Бога, как Творца и Вседержителя: «Яко Твоя держава и Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Св. Духа». После второго антифона и тайной молитвы священника: «Господи Боже наш, спаси люди Твоя» также бывает малая ектения. После нее священник славит Господа, как Искупителя мира. «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Таким образом, возгласы после сих ектений суть окончания молитв, читаемых тайно священником и архиереем 597 , называемых молитвами антифонов (Служебн., лит. св. Иоан. Злат.) или «молитвами согласия» (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат, по «Благословенно царство» 598 . После 3-й части песнопений антифонов бывает Вход 599 . Об антифонах литургии есть отдельная глава (21-я) в Типиконе. Она надписывается так: «О еже когда глаголются Изобразительная и когда антифоны». Из этой главы, также из месяцеслова, находящегося в Типиконе, и из богослужебных книг видим, что на литургии поются троякого рода антифоны: именно: 1) антифоны вседневные, 2) антифоны изобразительные и 3) антифоны праздничные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При начале стихословия, сказано в Служебнике, священник отходит в предложение и, взяв из хлебоносца (дарохранительницы) преждеосвященный хлеб, с великим благоговением полагает его на святый дискос, вливает потом в Святую Чашу вино и воду, как то обыкновенно бывает на литургии св. Иоанна Златоустог о или св. Василия Великого , затем кадит над кадильницей звездицу и покровы, и покрывает ими дискос и Чашу, не произнося никаких молитв проскомидии, а только говоря: «Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас» (Служебн., чин. лит. преждеосвящ. Даров). Молитвословия проскомидии не произносятся здесь, потому что они читаются на проскомидии, при приготовлении Даров для бескровной жертвы. «Но преждеосвященная бо есть и совершенна сия жертва» (Служебн., там же). Ныне хлебоносец, или дарохранительница, обыкновенно находится не в предложении, не на жертвеннике, а на престоле, или на особом столе за престолом; потому при вынимании Святых Даров из дарохранительницы совершается нечто особое, именно: дискос сперва поставляют на престол. Обыкновенно берут св. Евангелие, лежащее на антиминсе, и ставят его на престоле за антиминсом; потом священник развертывает антиминс, поставляет на него дискос и полагает на него из дарохранительницы преждеосвященный хлеб 747 . После того священник с диаконом, держащим в руке свечу, или один священник, кадит престол, обходя его трижды, и, наконец, сотворив поклон Святым Дарам, берет дискос и, держа его обеими руками над головою, переносит его на жертвенник, в предшествии диакона со свечой и кадильницей 748 . Потом на жертвеннике вливает вино с водою в Святую Чашу, кадит звездицу и покровы и покрывает ими дискос и Потир, с произнесением только слов: «Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Но не произносит тех молитвословий, которые бывают на проскомидии; «Преждеосвященная бо есть, и совершенна сия жертва» (Служебн., чин лит. преждеосв.). Затем священник идет к престолу, складывает антиминс и полагает на нем св. Евангелие 749 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В числе сих отпустов, отдельно печатаемых, не указано в день Воздвижения креста Господня (14-го сент.) Но он указан в статье об отпустах дневных во всю седмицу, ибо в день Воздвижения произносится тот отпуст, который обыкновенно говорится в среду и пяток (Служебн.. отпуст, днев. во всю седмицу – в конце). Обыкновенно, этот отпуст начинается словами: «Воскресый из мертвых», так как в день Воздвижения, с воспоминанием о кресте, воспоминается и о воскресении Господнем (Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и т. д., на утрени поется: Воскресение Христово видевше и т. д.). В праздники: Обрезание Господне, Сретение, случившиеся в неделю (воскресение), служба воскресная поется с праздничной, а потому и отпуст воскресный не отменяется. В храме Спаса Христа, Тождества, Богоявления, Вознесения в седмичном отпусте не возглашаются никогда праздничные отпусты, точию возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания (Служебн., отпусты дневные во всю седмицу). Отпусты на владычные праздники бывают краткие 400 и полные. Краткие произносятся в самые праздники. В кратких отпустах не бывает воспоминаний: а) дней седмицы, б) святых храмовых, в) святых покровителей города 401 , г) Иоакима и Анны и д) иногда – святых числа месяца. Последние не воспоминаются в самые праздники, но бывают воспоминаемы в отдания праздников. Так, во вторник на отдание Пасхи, на вечерне: «обычный отпуст глаголет иерей без креста: «Воскресни из мертвых» и святого «дне поминает» (Тип., послед. отдания Пасхи). В день отдания Пятидесятницы, на утрени – на отпусте иерей поминает святого, его же есть день (Тип., послед. пятка вечера по Недели Пятидесятницы). Полный отпуст праздника полагается произносить в дни попразднства до отдания праздника. В Служебнике сказано, что возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания (Служебн., отпуст, дневн. во всю седм. в конце). Полные праздничные отпусты содержат воспоминания: а) дней седмицы (кроме среды и пятка), б) святых храмовых, в) святых числа месяца, г) святых покровителей города и д) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Катех., о причащении) 730 . После благодарения Господа за причащение и после моления о том, чтобы Он дал свято провесть день, следуют молитвословия, напутствующие для выхода из храма. Священник говорит: «С миром изыдем». Лик отвечает: «О имени Господни», выражая этим, что предстоящие хотят выйти из храма не иначе, как с благословения именем Господним. И потому диакон, пред выходом, приглашает помолиться Господу. Он говорит: «Господу помолимся». Лик поет: «Господи, помилуй». священник, сойдя с амвона (диаконского) туда, где стоит народ, читает молитву, которая потому называется заамвонной (Εχ πισfμβωνος κφωνοuμνη παà τοu ερως e=’ξω του βματος). Она начинается так: «Благословляяй благословящыя Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающыя, спаси люди Твоя». Заамвонная молитва есть как бы краткое повторение главнейших и важнейших молитвенных воззваний, равно и молитв, тихо читаемых архиереем или иереем (Герм., Патр. Констант. Христ. Чт. 1855 г., дек., стр. 425) 731 . Так, в начале сей молитвы священник просит: «Спаси люди Твоя, благослови достояние Твое, исполнение Церкве tò πλρωμα τς χχλησας – т. е. обилие благодатных даров, данных Христом Церкви ( Еф.3:19 ) и обширное пространство Церкви соблюди цело, не оскудеваемо от конец до конец вселенныя] Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоего; Ты тех воспрослави божественною Твоею Силою и не остави нас, уповающих на Тя». Здесь он вслух всех произносит прошение то же самое и теми же словами, какое он тайно возносил в начале литургии оглашенных, при пении второго антифона. Затем в заамвонной молитве кратко повторяет прошения ектении, особенно великой, говоря: «Мир мирови даруй, церквам Твоим, священником» и т. д. Наконец, воззвание, что «от Отца светов всякое даяние благо, и всяк дар совершен», напоминает тайную молитву священника, в коей он благодарит Господа о всех благодеяниях, как ведомых, так и неведомых. Во время чтения молитвы священником, диакон стоит на десной стране пред образом Владыки Христа, держа и орарь свой, главу преклонь, до совершения (окончания) молитвы (Служебн.). Потом идет северною страною к жертвеннику 732 . По заамвонной молитве иногда бывает лития за усопших (Служебн., чин над кутьею в память усопших на литургии), иногда, чин благословения колива, в честь и намять Господских праздников или святых Божиих приносимыя (Служебн.), также бывает освящение плодов (6 авг.), водоосвящение (в навечерие) Богоявления (см. далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По окончании литии совершающие ее входят в храм, поя стихиры на стиховне, в которых прославляются воспоминаемые в тот день святые или празднуемое событие. Священнослужители (иерей с диаконом) входят в храм, на средину его, к столу, четвероножцу (τετρποδoς) (Тип., гл. 2), на котором стоит блюдо с пятью хлебами и с сосудами с вином и елеем и с пшеницей. Прежде же самого благословения читаются молитвословия, которые положены на всякой вечерне (малой, вседневной, великой) и бывают там всегда (см. стр. 218 и 219), после пения стихир на стиховне, читается: «Ныне отпущаеши», «Трисвятое», «Отче наш», поется тропарь (см. выше). диакон, при пении тропаря, кадит, обыкновенно трижды, около стола, на котором на блюде лежат пять хлебов и сосуды с пшеницей, вином и елеем, потом, обыкновенно, икону праздника на налое среди церкви, потом кадит иерея 389 и, наконец, снова кадит стол только спереди (Тип., гл. 2 и Служебн.). Засим диакон, но обычаю, взывает: «Господу помолимся», и иерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе», в которой просит Господа благословить хлебы, пшеницу, вино и елей, умножить их во всем мире, и верных, вкушающих от них, освятить. Пред чтением этой молитвы иерей сперва подъемлет один хлеб и изображает им крест над прочими хлебами, потом, во время чтения молитвы, при словах: «Сам благослови хлебы сия, пшеницу, вино и елей», указывает правою рукою на каждое из сих веществ (Службн.), творя таким образом ею крест 390 . После пения «Аминь» все иереи уходят в алтарь, и затем певцы поют: «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века», – прося, таким образом, чтобы благословение, какого сподобились, продлилось до века, и, со своей стороны, выражая словами псалма (33-го): «Благословлю Господа», полное желание благословлять Господа на всякое время, – возвеличить Господа и вознесть Его имя. Этот псалом читается на вечерне не весь, а только до слов: «Не лишатся всякого блага» (Служебн.). Таким образом, при благословении хлебов, испрашивается благодать Божия на плодородие земли для пропитания людей. Как бы ответом на слова псалма: «Благословлю Господа на всякое время», служит преподание священником благословения, которое выражает, что Господь благословляет благословляющих Его. «Священник шед» от места, где благословлял хлебы, станет пред Царскими враты, зря к западом (Тип., гл. 2 и Служебн., вечерня), и говорит: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Во время пения «Достойно» или задостойника, священник (и архиерей) просит, чтобы Господь молитвами всех святых помянул всех усопших о надежде воскресения, живота вечного (Чин.), а «диакон поминает диптиха 699 , сиречь помянник усопших» (Служебн.). Помянув усопших, священник молится о живых, говоря: «Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины... всякий священнический чин; еще приносим словесную сию службу о вселенней, о Святей, Соборней и Апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнейшем жительстве пребывающих», молится об императоре и всем царствующем доме, о всей палате и воинстве их... «даждь им, Господи, мирное царство, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». После пения стиха «Достойно» или задостойника, священник, продолжая молитву о живых, возглашает вслух народа: «в первых 700 помяни, Господи Святейший Правительствующий Синод (Служебн.), преосвященнейшаго митрополита нашего 701 , их же даруй святым Твоим церквам в мире (ν ει=ρνη) – целых (σον невредимых), честных (e=’ντιμον – honorabilem – в почете), здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины (Служебн.). Певцы же поют: И всех и вся (κα πντων κα πασν), τ. e. – «помяни, Господи, и всех мужей и всех жен» 702 . Диакон читает помянник живых. Во время пения: «И всех и вся» священник (при архиерейском служении – архиерей) читает тайно молитву, в которой просит помянуть всякий град и страну и верою живущих в них, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, добротворящих в церквах и поминающих убогих, – и возглашает: «И даждь нам (всем, которые были воспоминаемы и которые присутствуют в храме) едиными усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное, и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков» Певцы поют «Аминь». После того священник (или архиерей) благословляет народ, произнося следующее благожелание: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами» 703 . Диакон же, выйдя из алтаря, на обычном месте произносит ектению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Каждение одного алтаря и иконостаса, как внешней стороны алтаря, совершается таким образом: кадят престол со всех 4-х сторон, затем жертвенник и весь алтарь; потом выходят пред Царские двери, кадят их и образа Владыки Христа и Пресвятой Богородицы, засим служащих иереев, далее клиросы и весь народ (Служебн., бож. лит. св. Иоанн. Злат. и Преждеосв. дар.). Такое каждение положено на литургии, именно: 1) Когда совершает литургию архиерей, то во время Малого Входа, вступая в алтарь, он, «приимь кадильницу, кадит святую трапезу округ и предложение и весь алтарь, держа в левой руке дикирий. Таже исходит пред Святыя Двери, и кадит Владыки Христа образ и Пресвятыя Богородицы; и Благочестивейшого Императора и народ, и сущия во алтари кадит, стоя пред святою трапезою» (Чинов., лит. св. Иоан. Злат, и лит. Преждеосв. дар.). Кадильница с горящими углями изобразует божественный уголь – Самого Христа, Который соединился с плотию человеческою, и жаром божественной любви к роду человеческому всесозжег Себя всего на крестном алтаре в воню благоухания Предвечному Отцу (Изъясн. на лит. Дмитр., ч. II, § 47). 2) Во время пения «Аллилуиа», кадит диакон святую трапезу окрест и алтарь весь и священника (Служебн.), кадит иконы и народ (Чинов.) 213 Каждение это бывает пред чтением Евангелия 214 , в честь его, в знамение благости Святого Духа, подаваемой всему миру чрез Евангелие ( 2Кор.2:14, 15 ). 3) Во время пения «Иже Херувимы тайно образующее кадит диакон святую трапезу окрест, и алтарь весь, и священника (Служеб.), иконы и народ (Чиновн.) 215 . Диакон изображает Ангела, о котором тайновидец Иоанн Богослов сказал: «Ангел ирииде и ста пред олтарем, имеяй кадильницу злату» ( Откр.8:3 ) 216 . Каждение одного престола или жертвенника бывает на литургии, для выражения чествования предложенных даров. В это время кадит иерей или архиерей, и кроме престола или жертвенника они не кадят никого из предстоящих. Диакон при этом или вовсе не кадит, иди кадит после иерея. Такое каждение бывает: 1) На проскомидии иерей, окадив звездицу, покровы, кадит предложение, глаголя трижды: «Благословен Бог наш». Таже (потом), прием диакон кадильницу, глаголет: «О предложенных честных дарех Господу помолимся» (Служебн., чин бож. лит.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После поставления дискоса на престол, священник, оборотясь к народу, благословляет его, возглашая: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое» 725 . Певцы, как бы объясняя от лица предстоящих, почему они называются достоянием Божиим, поют тропарь: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся; та бо нас спасла есть». Со дня Пасхи до отдания ее, вместо: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго» поется тропарь: «Христос воскресе», однажды (Тип., послед. Пасхи и нед. Ап. Фомы). Со дня Вознесения до отдания его, вместо: «Видехом свет истинный», обыкновенно поется тропарь: «Вознеслся еси во славе». В субботу же пред Пятидесятницей поется тропарь этой субботы: «Глубиною мудрости». В это время диакон и священник обращаются к святой трапезе, и кадит священник трижды, глаголя в себе: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя» 726 Покадив престол, священник (при архиерейском служении – архиерей) отдает кадило диакону (Служебн.), никого же кадя (Чиновн.), возлагает святый дискос на главу диакона 727 . Диакон, приняв его с благоговением, имея кадило в правой руке, «зря вне ко дверем, ничтоже глаголя, отходит в предложение (Служебн.) 728 и поставляет и» (его) там. Священник же, поклонився (Служебн.), берет Потир и, обратившись к дверям, смотря на людей, глаголет тайно: «Благословен Бог наш», и возгласно: «всегда, ныне, и присно, и во веки веков» 729 . Возглас: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков» относится к тайно произнесенному славословию: «Благословен Бог наш» и, с тем вместе служит как бы продолжением и заключением песнопения: «Видехом свет истинный». С тем вместе служит воспоминанием слов Господа: «Се Аз с вами во вся дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Диакон, обыкновенно, поставив дискос на жертвеннике, встречает каждением идущего к жертвеннику иерея с Потиром. Явление Святых Даров народу и отнесение их потом в глубину алтаря на жертвенник изображает вознесение Иисуса Христа на небо (Простр.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Замысел патриарха Никона во всей его глубине, красоте и иконичности не был понят и оценен, ибо патриарх по своим богословским иконографическим представлениям стоял выше своего времени. Когда судили Никона, на второе место из десяти было поставлено обвинение в строительстве Нового Иерусалима и именовании себя патриархом Нового Иерусалима. Но главная идея патриарха состояла в том, что икону, образ, символ следует понимать — в согласии с учением Святых Отцов — в широком смысле: икона не только образ, писанный красками на доске, но все, что возводит ум человека к Боговидению и Боговедению. Новый Иерусалим патриарха Никона — это не копия, не подмена и не отрицание Иерусалима географического, а его реальная, видимая топографическая икона. Такое понимание творения Никона снимает все политические, церковные и богословские проблемы и несправедливые обвинения в адрес патриарха. Литература Аскольдов 1967 — С. А. Аскольдов. Религиозный смысл русской революции.//Из глубины. Сборник статей о русской революции. Париж., 1967. Бердяев 1946 — Н. Бердяев. Русская идея. Париж, 1946. Бессонов 1864 — П. Бессонов. Калеки перехожие, т. 1-2, вып. 1-6. М., 1861-1864. Библиотека 1997 — Библиотека литературы Древней Руси, т. 5. СПб., 1997. Булгаков 1987 — Прот. Сергий Булгаков. Слова, поучения, беседы. Париж, 1987. Былины 1986 — Былины. Л., 1986. Варенцов 1860 — В. Варенцов. Сборник русских духовных стихов. С-Пб., 1860. Волошин 1984 — М. Волошин. Стихотворения и поэмы в двух томах. Париж, 1984. Гоголь 1994 — Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в 9-ти томах. М., 1994. Достоевский 1990 — Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., 1972-1990. Есенин 1980 — С. А. Есенин. Собрание сочинений в шести томах. М., 1977-1980. Иванов 1987 — Вячеслав Иванов. Собрание сочинений, т.1-4. Брюссель, 1971-1987. Иларион 1994 — Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати.//Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга третья. М., 1994. Ильин 1995 — И. А. Ильин. Для русских. Избранное. М., 1995.

http://pravoslavie.ru/333.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010