12 апреля 1925 г. сонмом русских иерархов , присутствовавших на отпевании Патриарха Тихона, митрополит Петр был избран Местоблюстителем Патриаршего престола. В марте 1924 г. прот.Николай Чуков получил место настоятеля Николо-Богоявленского Морского собора в Петрограде, номинально оставаясь настоятелем занятого живоцерковниками Казанского собора. 23 ноября 1924 г. состоялось торжество «обновления храма», пережившего захват обновленцами. Трудами настоятеля была проведена реставрация не только собора, но и колокольни. Апологетические беседы, которые прот. Николай проводил в соборе, привлекали все больше слушателей. В апреле он был избран заведующим Богословско-пастырскими курсами Центрального района и возглавил комиссию по выработке Положения о Высших Богословских Курсах (ВБК), за основу которого было взято Положение о Петроградском Богословском институте, самораспустившемся в мае 1923 г. во избежание захвата его обновленческим епархиальным управлением. 31 мая 1925 г. на основании постановления Общего собрания представителей приходов Центрального района г. Ленинграда, в присутствии всех четырех епархиальных епис­копов - Кронштадского Венедикта (Плотникова), Ладожского Иннокентия (Тихонова), Шлиссербургского Григория (Лебедева) и Сестрорецкого Николая (Клементьева), Богословские курсы Центрального района были реформированы в Высшие - с програм­мой Богословского института и трехлетним курсом обучения. В корпорации ВБК, как ранее в Петроградском Богословском институте, нашли себе достойное место многие оставшиеся без дела и содержания выдающиеся профессора и образованное священство. В 1925 г. костяк корпорации составили протоиереи А.В. Петровский, М.В. Митроцкий, П.П. Аникиев, В.Ф. Лебедев, П.П. Мироносницкий, профессора А.А. Дмитриевский и И.Д. Андреев. ВБК разместились в помещениях эстонской церкви Св. Исидора Юрьевского на Екатерининском канале (ныне ул. Римского-Корсакова, 24), где с 1923 г. функционировало Богословско-пастырское училище. Заведующим училищем в 1925-1926 гг. был настоятель Исидоровской церкви прот. Александр Пакляр, с 1926 г. - архимандрит Гурий (Егоров), секретарем был о. Карп Эльб.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Вслед за этим по всей стране прокатилась волна кровавых столкновений, арестов и расстрелов. К середине 1922 года в связи с изъятием церковных ценностей состоялся 231 судебный процесс. На скамье подсудимых оказалось 732 человека, многие из которых были приговорены к расстрелу. (История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1990. Кн. 9. С. 90). 12 августа в Петрограде был расстрелян митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) (ныне причислен к лику святых). В мае 1922 года трибунал вынес постановление о привлечении к суду главы Русской Православной Церкви св. Патриарха Тихона в качестве обвиняемого. В течение нескольких лет он находился под домашним арестом. В 1923 году Патриарх был заключен во Внутреннюю тюрьму на Лубянке, где провел более двух месяцев (с 18 апреля по 25 июня). Постоянные аресты, ссылки и расстрелы духовенства продолжались и после завершения процесса по изъятию ценностей. Одним из идеологов атеистической политики советского государства был Л.Троцкий, хотя официально эта роль отводилась М. И. Калинину. Работой по разрушению Церкви руководил специальный отдел ГПХ, во главе которого длительное время стоял чекист Е.А.Тучков. В апреле 1925 года Москва прощалась со своим архипастырем св. Патриархом Тихоном. После его кончины Русскую Православную Церковь возглавил Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) (ныне причислен к лику святых). Но в декабре того же года он был арестован и выслан; в ссылке вновь арестован и после восьмилетнего одиночного тюремного заключения 10 октября 1937 года расстрелян. С 1923 года начался новый этап борьбы советского режима с Церковью. Особые усилия властей были теперь направлены на ее раскол. В определенной мере это удалось. Возникли обновленческий, григорианский и другие расколы. Третий период борьбы государственного аппарата с Церковью можно отсчитывать с 1927 года, когда была обнародована Декларация митрополита Сергия (Страгородского), в которой он вынужден был пойти на еще больший, чем прежде, компромисс с властью.

http://pravmir.ru/k-70-letiyu-1937-goda-...

Митрополит Иосиф, епископ Сергий Нарвский, со множеством духовенства и мирян были сосланы в концлагеря. Многие миряне были арестованы и высланы только за то, что они посещали единственную иосифлянскую церковь в Лесном. В 1936 году эта церковь была тоже закрыта. Еще с 1928-го года начались в Петрограде отдельныя тайныя богослужения по домам. После 1930 года – количество тайных богослужений значительно увеличилось. А с 1937 года можно считать Катакомбную Православную Церковь вполне оформленной. В остальной России, особенно в Сибири, катакомбныя церкви создались несколько раньше. В Москве катакомбных богослужений было недостаточно, и многие москвичи «окормлялись» в Петрограде. Никакого административного центра и управления катакомбными церквами не было Духовными руководителями считались митр. Кирилл и митр. Иосиф. Главой Церкви – признавался законный местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр Крутицкий, а после его смерти – митр. Иосиф. В 1929–30 годах, в Соловецком концлагере, где оказались вместе несколько «Иосифлянских» епископов (Максим Серпуховский, Виктор, викарий Вятский, Иларион, викарий Смоленский и Нектарий Трезвинский) – были тайныя хиротонии. Появились тайные епископы и огромное количество тайных священников. Мне лично известна лишь Петроградская область и происходившия в ней тайныя катакомбныя богослужения за период с 1937 по 1941 г. включительно. Затем мне пришлось встретиться с участниками катакомбных богослужений в 1942–45 г.г. (с разных мест России). После 1945 года у меня точных сведений мало. В Петрограде и Петроградской области с 1937 по 1941 год было чрезвычайно много катакомбных богослужений. Где только эти богослужения не происходили? На квартирах некоторых академиков, профессоров Военно-Медицинской Академии и Петроградского Университета, в помещении морского техникума, в школе подводного плавания, в школе взрослых водного транспорта, в помещениях больниц, в некоторых учреждениях, куда вход был только по пропускам. Очень интенсивно шли тайныя богослужения в пригородах Петрограда и более отдаленных от него местечках: в Шувалово, Озерках, дер. Юкки под Левашево, на ст. Поповка, Колпино, Саблино, Чудово, М. Вишера, Окуловка, на ст. Оксочи (в детской колонии им. Ушинского), в Гатчино (на квартире почитателей знаменитой подвижницы матушки Марии), в Елизаветино, Волосово, Ораниенбауме, Мартышкино, Стрельне (где подвизался замечательный священник о. Измаил) и многих других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

После посещения Абалакского монастыря Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Москву. В аэропорту его провожали временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области В.В. Якушев, митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий и духовенство Тобольской митрополии. Святейший Владыка поблагодарил руководителя администрации области и главу митрополии за организацию визита. Абалакский мужской монастырь Абалакский Знаменский мужской монастырь расположен в селе Абалак Тобольского района Тюменской области, на правом берегу Иртыша, в 20 км от Тобольска. В 1636 г. вдовице Марии, проживавшей в этом селении, во сне явилась икона Божией Матери «Знамение» с изображенными по ее сторонам свт. Николаем Чудотворцем и прп. Марией Египетской. Богородица повелела построить церковь во имя этой иконы с приделами двух увиденных святых, что и было исполнено. Первоначально чудотворная икона находилась в деревянной церкви, но в конце XVII-XVIII вв. на этом месте был построен комплекс каменных храмов: Знаменский собор (1683-1691), храм во имя Николая Чудотворца (1748-1750), храм Марии Египетской с колокольней (1752-1759). В 1783 г. по инициативе святителя Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и Сибирского, в Абалаке был основан третьеклассный мужской монастырь. В XIX веке он неоднократно перестраивался. В 1902 г. монастырь получил статус второклассного, хотя до этого момента число братии в нем не превосходило 15 человек. В начале XX в. в обитель переселились 57 монахов Валаамского монастыря. В монастыре был введен устав Саровской пустыни, открыты ремесленные школы для детей хантов, селькупов, ненцев и сибирских татар, бесплатные больницы. В начале 1920-х годов множество Абалакских монахов пострадали от советской власти, получив различные сроки заключения по сфабрикованным обвинениям. В 1925 г. монастырь захватили обновленцы. Некоторое время на территории монастыря располагался пересылочный лагерь НКВД, где с января по август 1927 г. содержался священномученик Петр (Полянский),  митрополит Крутицкий и Коломенский, местоблюститель Патриаршего престола. В 1930-е годы был ликвидирован и обновленческий приход, в монастыре размещены школа-интернат, хозяйственные заведения, в алтаре Троицкого храма — кузня, в самом храме гараж.

http://patriarchia.ru/db/text/3678225.ht...

Мог бы я и о другом о многом донести, да очень боюсь врагов. Из архиереев для временного управления, думаю, хорош будет Холмогорский (Афанасий); из мирских для смотрения за казною и сбора ея очень хорош боярин Ив. Алексеевич Мусин- Пушкин, или стольник Дм. Петр. Протасьев.» Предположения Курбатова соответствовали намерениям царя. 16 дек. 1700 г. состоялся именной указ: Патриаршему Приказу Разряду не быть, а дела по челобитиям мирских людей на духовных и духовных на мирских отослать по Приказам, где кто ведом; дела же о расколе и ересях ведать преосвященному Стефану, митрополиту Рязанскому и Муромскому. Он наименован был: «Екзархом святейшего патриаршего престола, блюстителем и администратором». В январе 1701 г. указано было ведать дом св. патриарха, домы архиерейские и монастырские дела боярину Ивану Алексеевичу Мусин-Пушкину; сидеть в патриарше дворе в палатах, где был Патриарший Разряд, и писать Монастырским Приказом. Восстановлено учреждение того же именования, существовавшее в царствование Алексея Михайловича. Приведенные выше соображения, высказанные царем патриарху Адриану о необходимости просвещения народа при посредстве духовенства, объясняют выбор им местоблюстителя. Он ценил иерархов великороссов: Свят. Митрофана, митр. Иова, и архиеп. Афанасия, о которых сказано будет дальше. Но для поставленной им духовенству цели ему нужен был иерарх ученый. Такового же, в его представлении, нужно было найти среди выходцев из Малороссии, где просвещение стояло высоко. Владыка Стефан Яворский , род. в 1658 г., происходил из православной шляхты; был уроженцем м. Яворово, западнее Львова. Усердно учился он в Киевской Академии, затем во Львове, Люблине, Вильне и Познани в католических школах, будучи, как тогда часто было принято, внешне униатом. По окончании наук Стефан принял постриг в православной обители в Киеве, состоял профессором, потом и префектом Академии. В 1700 г. он, будучи игуменом Никольского Пустынного мон., был послан митр. киевским Варлаамом Ясинским, вместе с другим игуменом, в Москву, с просьбой к патриарху Адриану поставить одного из них на вновь учрежденную Переяславскую кафедру (Переяславля южного). Проповедь Стефана при погребении фельдмаршала Шеина понравилась Петру, и он пожелал иметь его вблизи себя. Решение царя встречено было несочувственно в Москве. Стефана называли поляком, обливанцем, латынником. Он, зная это и имея другия соображения, отказывался от кафедры. Царь настоял на поставлении его митрополитом рязанским и назначил местоблюстителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Не умаляя значения Межигорья в жизни казаков Запорожской Сечи, нужно отметить, что сведения о несметных богатствах монастыря (подаренных запорожцами), частом и поголовном паломничестве казаков в обитель, их традиционном уходе сюда на склоне лет (с обрядом веселого «прощания с миром», описанным в романе Пантелеимона Кулиша «Черная Рада» и стихотворении Тараса Шевченко «Чернец»), – являются частью мифического образа казачества из народных преданий и литературы эпохи романтизма кон. XVIII – 1-й пол. XIX вв. (сказанное не относится к факту приезда казаков в обитель на временное послушание по обету). Монастырь не раз объявлялся ставропигиальным – с прямым подчинением Патриарху Константинопольскому или Московскому. В 1610 г. (иногда ошибочно указывают 1600) старопигию Межигорья объявил экзарх Константинопольского Патриарха архиеп. Мирликийский Матфей, затем ее подтвердил 15 марта 1617 г. (иногда ошибочно – 1607) экзарх Пелопоннеса архиеп. Монемвасийский Иоасаф, а 10 июля 1620 г. – патриарх Иерусалимский свт. Феофан. По мысли Алексея Кузьмука, Межигорье нуждалось в актах 1610-1620 гг. для защиты от униатов и сохранения самостоятельности (при возросшем влиянии Киево-Печерской Лавры на киевские монастыри). В авг.-окт. 1620 г. свт. Феофан восстановил православный епископат Украины, после чего в 1626 г. патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис упразднил межигорскую ставропигию. В 1686 г. запорожские казаки ходатайствовали о сохранении за Межигорьем исключительного права присылать в Сечь духовенство, и патриарх Московский Иоаким, как постриженник Межигорской обители, взял ее традиции под охрану путем объявления своей ставропигии в грамотах от 28 фев. 1687 г. и 5 марта 1688 г. Под влиянием местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Стефана (Яворского), бывшего выходцем с Украины, 12 февр. 1703 г. царь Петр I отменил эту ставропигию, подчинив монастырь Киевскому митрополиту, но в 1710 г. восстановил ее за заслуги нового игумена Иродиона, который в 1708 г. участвовал в посольстве к запорожцам (с целью отговорить их от поддержки союза гетмана Мазепы со шведами).

http://azbyka.ru/palomnik/Межигорский_Пр...

Освобождение крестьян дало толчок капиталистическому пути развития также и на селе. Особенно стало развиваться винокурение. В 1820–1824 гг. в Лифляндии в среднем ежегодно производилось около 1,5 млн. четвертей зерна. Из этого количества более 20% расходовалось на винокурение. Получило развитие льноводство, выращивание картофеля, откорм скота на отходах винокурения для поставки мяса в Петербург. Среди крестьян во второй четверти XIX столетия начинается процесс социальной дифференциации, появление зажиточных крестьян, корчмарей, мельников и т. п., которых называли «серыми баронами». Их вклады в различных кредитных и сберегательных кассах к 1841 г. достигли почти 718000 руб. в банковских билетах , что по тому времени составляло очень значительную сумму. В то же время бедные крестьяне все больше оказывались в долговой зависимости у купцов и помещиков. Так, в 1832 г. один верроский купец требовал возвращения долга от 137 крестьян. Очень многочисленной становилась прослойка батраков и бобылей. По данным 1850–1880 гг., в крестьянских усадьбах проживало около 115000 человек, из них около 30000 — батраки и прислуга; в то же время в губернии было больше 122000 бобылей . Получается, что примерно 1/3 сельского населения старалась обеспечить себе жизнь, арендуя у помещика землю, остальные искали работу у дворянина, собственника имения, или крестьянина-арендатора, или хозяина усадьбы. В конце Северной войны для нужд православного воинства были отобраны шведские гарнизонные кирки в городах Прибалтийского края, которые переоборудовались под православные храмы. Стефан (Яворский), митр. Рязанский и Муромский. Гравюра А. Зубова. 1729 С 1711 г. русским купцам и ремесленникам было разрешено селиться в Прибалтике, а из завоеванных уездов по приказу Петра I враждебно настроенных шведов переселяли в глубь России. В это же время православные церкви были подчинены непосредственно местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому, который вверил надзор за ними рижскому соборному протоиерею Тимофею Корейше. Необходимые указания получили также и губернаторы. Так, в 1715 г. Петр I писал П. А. Голицыну, лифляндскому губернатору, что ему следует подыскать в Смоленске «добрых и искусных» священников с причтом вместо тех, которые в Риге, потому что всем известно, что они «зело плохи» и стыдно за них перед прихожанами.

http://sedmitza.ru/lib/text/430205/

священник Илия Письменюк 3 ноября 2023 г. 13:00 Восьмого сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором ее Предстоятелем был избран Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский). Со дня этого события прошло 80 лет, время совсем краткое с точки зрения вечности и в то же время исключительно судьбоносное и насыщенное событиями в религиозной жизни православного народа нашего Отечества. PDF-bepcuя. протоиерей Петр Иванов 21 октября 2023 г. 13:00 В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-bepcuя.     Антон Висков Алексей Пузаков 2 августа 2023 г. 16:00 Жизнь и служение архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова)В судьбе архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова) отразилась трагическая и полная противоречий история Русской Православной Церкви первой половины ХХ века. Выбрав для себя непростой путь миссионерского служения, архиепископ Авраамий противостоял живоцерковникам-обновленцам на Вятской кафедре, поддерживал осужденных священнослужителей, всеми силами стремился сохранить духовную жизнь во вверенных ему епархиях, сопротивлялся закрытию последнего храма в городе Глазове. Это был скромный, но мужественный и преданный Богу и Церкви пастырь, прошедший тюрьмы, ссылки и лагеря, жизнь и служение которого являются примером подвига исповедничества в истории Русской Православной Церкви. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/history/

Справка: В 1977 году Определением Священного Синода был прославлен святитель Иннокентий (Вениаминов; + 1879), на Поместном Соборе 1988 года — святитель Московский Макарий (+1563), на Архиерейском Соборе 1989 года — святители Иов (+1607) и Тихон (+1925), на Архиерейском Соборе 1994 года — святитель Филарет (Дроздов; +1867), на Архиерейском Соборе 1997 года — священномученик Петр (Полянский; +1937), Местоблюститель Патриаршего престола, на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года — святитель Макарий (Невский; +1926), просветитель Алтая. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить в Собор Московских святителей, празднуемый 5/18 октября, имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви Патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра. 2. Поручить Синодальной Богослужебной Комиссии внести дополнения в службу Собору Московских святителей. ЖУРНАЛ ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О приближающейся дате 20-летия Чернобыльской катастрофы (26 апреля 2006 года). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Памятуя о скорбной дате, считать важным воздать долг памяти жертвам Чернобыльской катастрофы и тем, кто ценой своей жизни преодолевал ее последствия. Призвать общество к помощи ныне живущим жертвам и ветеранам Чернобыля. 2. Совершить в Фомину неделю 30 апреля 2006 года (ближайшее воскресенье после 26 апреля) в храмах Русской Православной Церкви сугубую молитву о почивших ликвидаторах и жертвах аварии, о здравии ныне живущих участников ликвидации ее последствий, о тех, кто пострадал из-за нее. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о деятельности Церковно-научного Центра «Православная энциклопедия» по изданию многотомной «Православной энциклопедии» и распространению этого издания в епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Издание «Православной энциклопедии» начато в 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ознаменование 2000-летия Рождества Христова специально созданным Церковно-научным центром — учреждением Русской Православной Церкви. Издание Православной энциклопедии» осуществляется под общей редакцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под личным патронатом Президента Российской Федерации В.В. Путина.

http://sedmitza.ru/lib/text/429892/

Как следует из доклада Е. Тучкова февраля 1925 г., он связывал надежды на изменение положение «тихоновщины» с возможной смертью Патриарха. «Положение тихоновщины может резко измениться к худшему, так как лишенная авторитетного руководящего лица, эта группа окажется состоящей из враждующих за власть больших и маленьких групп. Поэтому крупные деятели тихоновцы уже сейчас охвачены сильным беспокойством, стремятся добиться легального авторитетного руководящего органа, и вследствие этого более умеренную линию по отношению к гласным (так в тексте – Д.С.).» Задачей Е. Тучкова было внести раскол в среду епископата. 3 сентября 1924 г. АРК приняла решение: «Поручить т. Тучкову принять меры к усилению правого течения, идущего против Тихона, и постараться выделить его в самостоятельную противо-тихоновскую иерархию» . Целью опубликования «завещания» как раз и был раскол среди епископата. Е. Тучков знал, что архиереи-»даниловцы» откажутся признавать этот документ. Он полагал, что, направивший «завещание» в газеты митрополит Петр, лишится поддержки этой авторитетной группы иерархов и должен будет проводить в жизнь, то, что изложено в документе. Именно этим можно объяснить то, что в первые несколько месяцев местоблюстительства ГПУ занимало выжидательную позицию и никаких антицерковных действий не предпринимало. Однако митрополит Петр, зная о том, что Патриарх «Завещание» не подписал, отказался проводить в жизнь его положения. Например, не была создана комиссия для расследования действий заграничных иерархов. Более того, митрополит Петр в своих действиях руководствовался мнением архиереев-»даниловцев». Архиепископ Федор был к тому времени арестован и братию возглавлял архиепископ Парфений (Брянских). 28 июля Местоблюститель обратился с посланием, направленным против обновленчества. В деле сохранился подлинник этого, подписанный митрополитом Петром . Внешний вид этого документа не имеет ничего общего с теми редакциями «завещания» Патриарха Тихона, которые имеются в следственном деле Н-1780.

http://pravoslavie.ru/57501.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010